Научная статья на тему 'Концепция центра искусств Лунзцян в новом районе Чуньли города Харбина'

Концепция центра искусств Лунзцян в новом районе Чуньли города Харбина Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
111
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция центра искусств Лунзцян в новом районе Чуньли города Харбина»

В К Моор, Е.А Ерышева,П.П. Пинимасов

КОНЦЕПЦИЯ ЦЕНТРА ИСКУССТВ ЛУНЗЦЯН В НОВОМ РАЙОНЕ ЧУНЬЛИ ГОРОДА ХАРБИНА

Согласно генеральному плану развития города Харбина предполагается строительство большого нового жилого района Чуньли в западной направлении, вдоль реки Сунгари В центре этого района планируется разместить крупный общественно-культурный центр, который получил название «Центр искусств Лунзцян». Администрация планируемого нового района объявила заказной международный конкурс, в котором участвовали 5 творческих организаций и коллективов из Харбина, Шанхая, Тянцзина, Москвы и Владивостока. Владивосток был представлен архитектурной мастерской заслуженного архитектора РФ В. Моора. Ниже приводится аннотация проекта, выполненного в архитектурной мастерской (авторы проекта Моор В.К., Пинимасов П.П., Ерышева

Е.А.).

В соответствии с программой и требованиями конкурса была разработана архитектурная концепция проектируемого объекта, которая носила экспериментальный инновационный характер. Архитектурная концепция проекта включает в себя два основных аспекта: социально-

функциональный и архитектурно-художественный.

Социально-функциональная концепция основана на понимании проектируемого архитектурного комплекса как общественного форума Нового района Чуньли, как места социальной активности населения и реализации широкого спектра потребностей в культуре, отдыхе и досуге. Основные составляющие комплекса и их функциональное назначение:

Центральная площадь - место массовых действий, фестивалей, прогулок, встреч, праздничных мероприятий, ярмарок, открытых выставок, в том числе зимой как выставка ледовых и снежных скульптур («Пространство льда и снега»).

Водный амфитеатр ~ место для зрелищных и спортивных мероприятий (концерты под открытым небом, спектакли, шоу, цирковые выступления, показы мод, спортивные соревнования, зимой - катание на коньках).

Центр искусств - разнообразные выставки, зрелищные мероприятия, концерты, просмотр фильмов, конференции, детский развлекательно-образовательный центр», зимний сад.

Парк искусств - пространство экспозиции городской скульптуры, визуальных инсталляций, а также место для отдыха, игр, развлечений и питания.

Особое значение придавалось таким качествам среды как многофункциональность, доступность, гибкость, масштабность, так как эти свойства объекта способствуют гуманизации городской среды

Архитектурно-художественная концепция проекта основана на понимании архитектурного комплекса как своеобразной микромодели города Харбина, отражение его сущности, его неповторимого характера, истории, культуры, облика и окружающей природы. Исходя из этого, проектированию предшествовал развернутый семантический анализ с целью выявить базовые культурно-пространственные архетипы китайской культуры, городской среды Харбина и природного окружения. В дальнейшем эти фундаментальные культурные ценности переосмыслены и по-новому интерпретированы в проектном решении. Таким образом, происходит смысловое обогащение среды, диалог истории и современности, синтез традиций и новаторства. Особое значение придавалось метафорам и ассоциациям, связанным с экологией и гуманизацией окружающей среды. С учетом этих принципов были разработаны основные элементы комплекса.

Центральная площадь и комплекс в целом. Комплекс в целом рассматривается как сложный пространственный организм, насыщенный символами и метафорами региональной природы и культуры. Комплекс строится на контрастном сочетании мягких, плавных линий, символизирующих Волны Природы, и острых, прямоугольных линий, символизирующих Грани Культуры. Эти два формообразующих принципа являются основополагающими в пространственной композиции комплекса. Другим организующим принципом является вода, протекающая через объекты комплекса как Река Времени. Центральная площадь связывает основные объекты комплекса, рисунок ее мощения связан с символикой Космоса и Солнца.

Водный амфитеатр. Водный амфитеатр представляет собой многофункциональное культурно-зрелищное* пространство, организованное четырьмя символическими Башнями* Земли,

Воды, Солнца, Ветра, а также концентрическими секторами с трибунами для зрителей. Между ними располагается круглый водный бассейн, в центре которого находится круглая сцена. Эта сцена может трансформироваться, поднимаясь вверх-вниз, превращаться в многоярусную сцену-арену. В подтрибунном пространстве располагаются артистические и подсобные помещения, из которых можно попасть на сцену. Все это позволяет проводить здесь разнообразные спектакли на воде, а зимой - на льду. а

В символических башнях размещается техническое оборудование, необходимое для освещения сцены и разнообразных ночных аудиовизуальных спектаклей. Каждая из башен имеет специфический облик, в соответствии с ее названием. Наружные грани башен плавно переходят в газон, символизируя волны зелени, «наползающие» на Башни. С других точек зрения Башни напоминают стоящих Драконов. Между Башнями натянуты ванты, поддерживающие кольцо, в центре которого символическое Сердце района Чуньли. Осветительное оборудование и видеоэкраны, расположенные на башнях, вантах и растяжках позволяет создавать в ночное время сложные светоцветовые спектакли: «Поющие Башни», «Танцующие Башни», «Театр звездного неба», «Сказка северного сияния» и т.п. Квадрофоническое (четырехстороннее) звучание Башен превращает Водный амфитеатр в Музыкальную шкатулку.

Центр искусств Лунзцян. Центр искусств состоит из трех блоков: в центральном блоке находится Зимний сад, кафе и ресторан, в левом блоке - зрелищный зал, конференц-залы, детский центр, в правом блоке - выставочные залы провинции Хэйлунцзян и Нового района Чуньли.

Фасад, выходящий на площадь, решен как застекленная галерея, грани которой повернуты относительно друг друга. Таким образом достигается интересный оптический эффект игры граней” драгоценного камня. С другой стороны, поворачивающиеся стеклянные грани напоминают китайский веер. Еще одна ассоциация - струящиеся потоки водопада, этот эффект усиливается специальной вечерней подсветкой.

Фасады, выходящие в парк, решены по-другому: объемы здания накрыты волнообразными крышами, которые, подобно зеленым драконам, наползают на здание. Волнообразные линии крыши ассоциируются с листьями травы, струями воды и женскими волосами. Предполагается, что волнообразные поверхности будут состоять из разноцветных элементов, напоминающих чешую дракона. Зимой покрытые снегом поверхности будут ассоциироваться со снежными сугробами, ледяными горками и трамплинами.

Таким образом, северный и южный фасады решены контрастно: мягкие, плавные Волны Природы противопоставлены острым динамичным Граням Культуры. Встречаясь, эти две темы образуют волнообразный хребет здания, который может ассоциироваться с Великой китайской стеной, хребтом дракона, волнами Сунгари и т.п. Левое и правое крылья Центра искусств соединяются Хрустальным куполом Зимнего сада, Через Зимний сад протекает река, интерьер этого пространства символизирует флору и фауну региона.

Парк искусств. Парк искусств решен как пространство с живописными ландшафтами, среди которых размещены объекты художественно-дизайнерского творчества: декоративные скульптуры, малые архитектурные формы, кинетические скульптуры. В парке предусмотрены специальные площадки для временных выставок, инсталляций и разнообразных форм народного творчества.

Е.В.Стехова, Т.А.Демидова НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Во все эпохи материал оказывал огромное влияние на архитектуру, её конструктивные, функциональные и эстетические свойства. Порой это влияние было так велико, что саму архитектуру именовали по материалу строительства: «белокаменная архитектура», «деревянное зодчество». Архитектуру второй половины XX века называли строениями из стекла и бетона. В конце же XX века появилась «архитектура стекла». Но в начале XXI века многие архитектурные новации уже не могут быть воплощены в привычном бетоне и кирпиче. А металл, дерево, стекло нуждаются в модификациях, обеспечивающих их. новую роль. В связи с этим выделяются два пути решения этой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.