Научная статья на тему 'Новые технологии в строительстве'

Новые технологии в строительстве Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
1980
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые технологии в строительстве»

Воды, Солнца, Ветра, а также концентрическими секторами с трибунами для зрителей. Между ними располагается круглый водный бассейн, в центре которого находится круглая сцена. Эта сцена может трансформироваться, поднимаясь вверх-вниз, превращаться в многоярусную сцену-арену. В подтрибунном пространстве располагаются артистические и подсобные помещения, из которых можно попасть на сцену. Все это позволяет проводить здесь разнообразные спектакли на воде, а зимой ~ на льду. &

В символических башнях размещается техническое оборудование, необходимое для освещения сцены и разнообразных ночных аудиовизуальных спектаклей. Каждая из башен имеет специфический облик, в соответствии с ее названием. Наружные грани башен плавно переходят в газон, символизируя волны зелени, «наползающие» на Башни. С других точек зрения Башни напоминают стоящих Драконов. Между Башнями натянуты ванты, поддерживающие кольцо, в центре которого символическое Сердце района Чуньли. Осветительное оборудование и видеоэкраны, расположенные на башнях, вантах и растяжках позволяет создавать в ночное время сложные светоцветовые спектакли: «Поющие Башни», «Танцующие Башни», «Театр звездного неба», «Сказка северного сияния» и т.п. Квадрофоническое (четырехстороннее) звучание Башен превращает Водный амфитеатр в Музыкальную шкатулку.

Центр искусств Лунзцян. Центр искусств состоит из трех блоков: в центральном блоке находится Зимний сад, кафе и ресторан, в левом блоке - зрелищный зал, конференц-залы, детский центр, в правом блоке - выставочные залы провинции Хэйлунцзян и Нового района Чуньли.

Фасад, выходящий на площадь, решен как застекленная галерея, грани которой повернуты относительно друг друга. Таким образом достигается интересный оптический эффект игры граней' драгоценного камня. С другой стороны, поворачивающиеся стеклянные грани напоминают китайский веер. Еще одна ассоциация - струящиеся потоки водопада, этот эффект усиливается специальной вечерней подсветкой.

Фасады, выходящие в парк, решены по-другому: объемы здания накрыты волнообразными крышами, которые, подобно зеленым драконам, наползают на здание. Волнообразные линии крыши ассоциируются с листьями травы, струями воды и женскими волосами. Предполагается, что волнообразные поверхности будут состоять из разноцветных элементов, напоминающих чешую дракона. Зимой покрытые снегом поверхности будут ассоциироваться со снежными сугробами, ледяными горками и трамплинами.

Таким образом, северный и южный фасады решены контрастно: мягкие, плавные Волны Природы противопоставлены острым динамичным Граням Культуры. Встречаясь, эти две темы образуют волнообразный хребет здания, который может ассоциироваться с Великой китайской стеной, хребтом дракона, волнами Сунгари и т.п. Левое и правое крылья Центра искусств соединяются Хрустальным куполом Зимнего сада, Через Зимний сад протекает река, интерьер этого пространства символизирует флору и фауну региона.

Парк искусств. Парк искусств решен как пространство с живописными ландшафтами, среди которых размещены объекты художественно-дизайнерского творчества: декоративные скульптуры, малые архитектурные формы, кинетические скульптуры. В парке предусмотрены специальные площадки для временных выставок, инсталляций и разнообразных форм народного творчества.

Е.В.Стехова, Т.А.Демидова НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Во все эпохи материал оказывал огромное влияние на архитектуру, её конструктивные, функциональные и эстетические свойства. Порой это влияние было так велико, что саму архитектуру именовали по материалу строительства: «белокаменная архитектура», «деревянное зодчество». Архитектуру второй половины XX века называли строениями из стекла и бетона. В конце же XX века появилась «архитектура стекла». Но в начале XXI века многие архитектурные новации уже не могут быть воплощены в привычном бетоне и кирпиче. А металл, дерево, стекло нуждаются в модификациях, обеспечивающих их. новую роль. В связи с этим выделяются два пути решения этой

проблемы: создание новых (не существующих ранее) материалов и более полное раскрытие различных свойств традиционных, благодаря новым технологиям обработки.

Поиск оригинальной архитектурной формы сопровождается выбором материалов и их фактур.

- .-л / Традиционная тектоника, опирающаяся на законы земной гравитации, сменяется в конце XX века появлением множества «невозможных» форм, словно парящих в пространстве; оригинальные формы, созданные из гнутого клееного дерева, подобные цветочным лепесткам или зооморфным оболочкам.

Развивается процесс взаимодействия архитектурной формы и материала, основанный на максимальном раскрытии качеств и применении свойств материала.

Одним из лидеров «архитектуры стекла» является американский архитектор Хельмут Ян, постройки которого именуют новым интернациональным стилем. Здания Яна полностью, исключая перекрытия, некоторые перегородки и каркас, выполнены из стекла. Ян применяет прозрачное голубоватое стекло, полностью конструируя из него фасады зданий, формируя аквариумные насквозь просматриваемые пространства холлов и фойе.

В настоящее время уже достаточно большое количество новых технологий остекления, учитывающих главный принцип биоархитектуры - гармонии с природой, находится на стадии разработки в различных научно - исследовательских центрах. Этот принцип реализуется главным образом за счет многофункционального остекления зданий.

Сегодня окна рассматриваются не только как инженерные и архитектурные элементы здания, но также как высокоразвитые «живые»" элементы "системы климатизации зданий, гибко

реагирующие на состояние окружающей среды. В недалёком будущем окно станет важнейшим элементом архитектуры, способным использовать во благо человека энергию солнца, ветра и воздуха.

Оптические свойства идеального окна должны меняться согласно изменяющимся климатическим условиям или предпочтениям людей, находящихся в здании. Учёные усиленно работают над созданием технологий остекления для нового поколения «интеллектуальных окон». После многолетних исследований были разработаны несколько типов интеллектуальных окон, которые могут не только реагировать на окружающие условия, такие как уровень освещения или температуру, но и умеют регулировать системы отопления, вентиляции и кондиционирования зданий. Например, фотохромные материалы изменяют свою прозрачность в зависимости от интенсивности света.

Термохромные материалы изменяют прозрачность под воздействием температуры, поэтому окна из таких материалов могут быть очень полезны для предотвращения перегрева помещений. Наиболее интересные исследования интеллектуальных окон относятся к области застекления с оптическим регулированием, которое достигается благодаря рассеивающим поверхностям, изменяющим направление и рассеивающим свет в пространстве.

Интересны разработки в области новых самоочищающихся покрытий, которые, реагируя с кислородом под воздействием ультрафиолетового излуче.ния, разлагают органические материалы на водяные пары и углекислый газ.

Благодаря использованию современных строительных технологий и материалов появляются новые стандарты для создания энергоактивных построек, создаются возможности для возведения зданий и целых ансамблей, самостоятельных с точки зрения энергоснабжения.

Так, в Париже состоялось представление двух проектов офисных зданий. Первый из них - это новый небоскрёб Carpe Diem для района Дефанс, спроектированный Робертом А. Стерном. Здание под названием «лови момент» в противоположность своему имени будет образцом «устойчивой» архитектуры. Тройное остекление его навесной стены будет включать в себя солнцезащитные экраны, реагирующие на степень освещённости фасада, и решётки, обеспечивающие частичную естественную вентиляцию помещений. Также проект предлагает установку системы подогрева воды с помощью солнечной энергии, энергосберегающего освещения и использование для обогрева здания «вторичного тепла». Башня высотой 32 этажа будет соединять ось Елисейских полей, проходящих через район Дефанс с застройкой округа Курбевуа к северу с помощью пешеходной эспланады с деревьями и кафе. Первый этаж Carpe Diem займёт атриум высотой 18 метров, а на самых верхних ярусах разместятся конференц - центр и ресторан.

Менее амбициозным, но ещё более новаторским, будет офисный комплекс Energy Plus архитектурной фирмы «Скидмор, Оуингс & Мерил». Он будет расположен в неблагополучном

районе Жаневилье на окраине Парижа. Крыша здания с полезной площадью 70000 кв. м вся будет покрыта солнечными батареями. В результате, постройка на 5000 сотрудников будет полностью снабжать себя электроэнергией, чему пока не было примеров в сфере коммерческой недвижимости. Также выброс С02 комплекса Energy Plus в окружающую среду будет равняться нулю Оба этих фактора делают это здание уникальным. Рекордно низким (благодаря современным изоляционным материалам) будет и потребление им электричества - не более 16 кВт на метр офисной площади в год (в стандартной современной постройке эта цифра колеблется от 80 до 250 кВт).

В Марселе по проекту Кенго Кума предлагается построить здание регионального фонда современного искусства (FRAC). Проект включает в себя строительство различных коммерческих и культурных предприятий, в том числе Музея цивилизаций Европы я Средиземноморья. В центре предусмотрены пространства для проведения конференций и выставок, устройства архивов и реставрационных мастерских. Фасад FRAC будет играть роль огромного информационного экрана, на котором будет отображаться информация о проходящих там мероприятиях. Лёгкие стеклянные объёмы соседствуют с открытыми террасами, на стены которых будут проецироваться изображения произведений искусства, экспонирующихся в выставочных залах Центра.

В Пекине тор?кесгвенно открылся олимпийский национальный центр водных видов спорта. Его оболочка - тефлоновая мембрана их 3000 наполненных воздухом «подушек» - соединила в себе физическую лёгкость и внешнюю привлекательность. Небольшой вес стен здания позволит снизить риск обрушения при достаточно высокой сейсмике. Подобная мембранная структура, закрывающая простой прямоугольный стальной каркас - первая в Китае, а также самая большая в мире (её площадь - 110000кв.м). Она создаёт практически герметичное внутреннее пространство, что позволяет легко удерживать комфортную плюсовую температуру внутри даже в зимние месяцы. Летом же работает вентиляционная система, основанная на теплообмене между горячим воздухом в помещении и более прохладным снаружи. Солнце не будет сильно нагревать постройку благодаря матовым слоям тефлона внутри оболочки здания. Кроме того, стены спорткомплекса не будут нуждаться в очистке благодаря очень высокой гладкости материала. Конструкция центра — «Водяного куба» - настолько прочна, что должна выдержать не менее 100 лет эксплуатации.

В Лондоне утверждён проект двух высотных зданий мастерской «Уилкинсон Эе». Две башни вместе образуют многофункциональный комплекс на берегу Темзы, в округе Саузарк. 23-этажный офисный комплекс и 43-этажный жилой дом будут соединены общей системой «теплообмена»: избыток тепловой энергии, вырабатываемый офисным; корпусом, будет использоваться многоквартирным зданием. Отдельные панели облицовки здания будут наклонены под разными углами друг к другу, что создаст необычные световые эффекты. Также башня сможет похвастаться самым узким силуэтом (при точке зрения с юга) из всех высотных жилых зданий Лондона, поэтому отбрасываемая ею тень будет минимальной.

Британская мастерская FOA выиграла конкурс на проект «Авиакосмического кампуса» на месте аэродрома Монтодран в Тулузе, Кампус будет полностью самостоятельным в отношении энергоснабжения: для этого на его территории установят солнечные батареи, также будет использоваться биотопливо и естественная тепловая энергия грунта. Отдельные здания ансамбля будут снабжены солнцезащитными экранами и «зелёными» крышами с солнечными батареями.

13 апреля 2006 года простые жители Хайлэнд-Авеню в Саита-Монике и представители средств массовой информации стали свидетелями сборки первого в своем роде «образцового» особняка - квинтэссенции так называемого калифорнийского стиля американской архитектуры. С помощью автокрана грузоподъемностью 350 тонн рабочие за восемь часов смонтировали 11 модулей на железобетонной плите фундамента. Двухэтажная постройка, площадь которой при желании можно увеличить за счет присоединения дополнительных объемов, имеет пластичный интерьер, несколько открытых террас и сад, расположенный на эксплуатируемой кровле. Дома, построенные в рамках проекта LIVING HOMES, пользуются спросом в основном у представителей творческих профессий, ценящих высококлассный дизайн, комфорт и экологичность.

В рамках американского проекта LIVING HOMES в калифорнийском городе Санта-Моника всего за восемь часов рабочие возвели особняк - единственный в стране частный дом, приобретший статус платинового в соответствии с национальной классификационной программой LEED, направленной на поддержку экологичного дизайна и сохранение окружающей среды.

«Платиновым сертификатом» подтверждается беспрецедентно высокий (84%) рейтинг объекта, оцениваемый по 108 параметрам. Среди них: безопасность владельца недвижимости,

степень инновационное™ дизайна, экономичность использования водных и энергетических ресурсов, уровень загрязнения окружающей среды и другие Автором проекта этого образцового во веек отношениях дома стал корифей так называемой калифорнийской школы, адепт доктрины функционализма BAUHAUS, поклонник творчества Вальтера Гропиуса и Ричарда Нейтра член американского института архитектуры Рэй Каппи Критики уже окрестили Model Ноше, где есть четыре спальни, три ванные комнаты, две гостиных, зона TV, кабинет, гостевая комната, столовая, в общем, характерный частных особняков пул помещений, продуктом «теплого модернизма», или «экомодернизма».

На первый взгляд стилистические особенности постройки никак не связаны с ее «зеленой» сущностью, однако, по мысли авторов, концепция современного малоэтажного жилья неразрывно связана с комплексом проблем окружающей среды Другими словами, нормальные цивилизованные люди должны заботиться не только о собственном благополучии, но и о будущем, о судьбе последующих поколений.

Model home словно создан для того, чтобы продемонстрировать передовые технологии. Установленные на крыше солнечные батареи производят 75% энергии, необходимой для выполнения всех бытовых функций. Постройка оборудована системой сбора дождевой воды и ирригационной системой, включающими в себя накопительный резервуар емкостью около 16000 л, коммуникации, фильтры, счетчики и регуляторы расхода Живительная влага подведена непосредственно к корням растений, причем «умный дом» перекрывает подачу воды, если в результате мониторинга Интернета выясняется, что близится гроза. Полы имеют антисептическое, огнеупорное, гидрофобное, приятное на ощупь пробковое покрытие Каркасные межкомнатные перегородки сделаны либо из отходов деревообработки, либо из деревьев, выращенных благодаря лесовосстановительным мероприятиям

Одна из многочисленных инновационных технологий, представленных в Model House, -система энергетического менеджмента. Ее составными частями являются фотоэлементы SCHOTT SOLAR, преобразующие солнечное излучение в электроэнергию, и солнечные коллекторы APRICUS, предназначенные для отопления. Оба прибора установлены на крыше здания. Устройство Connect Senes от компании GRIDPOINT является интеллектуальным посредником между домашними источниками энергии и централизованным электроснабжением. Оно аккамулирует излишки и создает многочасовой резерв, защищающий бытовую технику от выхода из строя в случае проблем с поставками электричества Специальный веб-сервер служит для мониторинга потребляемой и резервируемой энергии. Сервер планирует оптимальное распределение резервного электричества. Кроме того, устройство автоматически продает излишки энергии, произведенной домашним способом, компаниям-поставщикам».

Прогресс не стоит на месте. Энергетическая политика XXI века будет основываться на * ' использовании нетрадиционных экологически чистых источников энергии (солнечная энергия, энергия ветра, тепло земли, воды, наружного воздуха), а в совокупности с появлением всё новых и новых строительных материалов и технологий приведёт к возникновению новых идей и решений в области архитектуры, а значит и появлению интересных экологичных зданий и сооружений.

ЛИТЕРАТУРА 1. Журнал «Интерьер дайджест» 5/7/2007

2 Журнал «Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века 1/108/2008,4'111/2008

i , -V ч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.