Научная статья на тему 'Концепция административного здания «Чуан е» в новом районе Чуньли города Харбина'

Концепция административного здания «Чуан е» в новом районе Чуньли города Харбина Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
118
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция административного здания «Чуан е» в новом районе Чуньли города Харбина»

В.К.Моор, А.Г.Гаврилов

КОНЦЕПЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗДАНИЯ «ЧУАН Е»

В НОВОМ РАЙОНЕ ЧУНЬЛИ ГОРОДА ХАРБИНА

Согласно генеральному плану развития города Харбина предполагается строительство большого нового жилого района Чуньли в западной направлении, вдоль реки Сунгари. В центре этого района планируется разместить административное здание, в котором будут размещаться административные и общественные учреждения этого района. Администрация планируемого нового района объявила заказной международный конкурс, в котором участвовали 5 творческих организаций и коллективов из Харбина, Шанхая. Тянцзина, Москвы и Владивостока. Владивосток был представлен архитектурной мастерской заслуженного архитектора РФ В. Моора. Ниже приводится аннотация проекта, выполненного в архитектурной мастерской (авторы проекта Моор В.К.. Гаврилов А.Г.).

В соответствии с программой и требованиями конкурса была разработана архитектурная концепция проектируемого объекта, которая носила экспериментальный инновационный характер. Пространственная концепция проекта включает в себя два основных аспекта: социальнофункциональный и архитектурно-художественный.

Социально-функциональная ' концепция основана на понимании проектируемого архитектурного объекта как современного административного (офисного) здания с гибкой планировкой, позволяющей реализовать широкий спектр управленческих, бытовых, рекреационных и культурных функций. Основные административные учреждения и соответствующие им функциональные блоки здания:

1. Управление строительства и развития Чуньли Нового района

2. Чуньли Хомебуйерс компания < г / л'

3. Исполнительное бюро, Приемное отделение, Объединенный центр правительственных обслуживании, Филиал управления градопланирования

4. Общественно-культурный и спортивный блок (столовая с банкетными залами, спортивные и игровые залы, зимний сад)

Важнейшими принципами проектирования были гибкость и трансформируемость

планировочного решения, позволяющие функционировать составляющим блокам как раздельно, так и совместно. Важное значение придавалось таким качествам среды как удобство, доступность и сомасштабность человеку, так как эти свойства объекта способствуют гуманизации окружающей среды

Архитектурно-художественная концепция проекта основана на понимании архитектурного объекта как здания, в котором, с одной стороны, воплощены типологические признаки офисного задания, а, с другой стороны, характерные особенности культурно-исторического и природного контекста Харбина. Исходя из этого, проектированию предшествовал семантический анализ с целью выявить базовые культурно-пространственные архетипы китайской культуры, городской среды Харбина и природного окружения. В дальнейшем эти фундаментальные культурные ценности переосмыслены и по-новому интерпретированы в проектном решении. Таким образом, происходит смысловое обогащение среды, диалог истории и современности, синтез традиций и новаторства. Особое значение придавалось метафорам и ассоциациям, связанным с экологией и гуманизацией окружающей среды. С учетом этих принципов были разработаны функционально-планировочное и архитектурно-художественное решение.

Функционально-планировочное решение. В основе функционально-планировочного решения лежит дифференциация всех помещений на 4 блока: слева от центрального входа размещаются Управление строительства и развития, справа - Чуньли Хомебуйерс компания, в центре Исполнительное бюро, Приемное отделение, Объединенный центр правительственных обслуживании и Филиал управления градопланирования. В глубине корпуса - Общественнокультурный и спортивный блок (столовая с банкетными залами, спортивные и игровые залы, зимний сад). Помещения спроектированы таким образом, что каждый из блоков может быть изолирован от других и функционировать относительно самостоятельно. Вместе с тем, при необходимости они могут быть объединены. Все блоки имеют доступ к общественно-культурному и спортивному блоку.

Центральный вход предназначен для организаций, работающих с населением Нового района, поэтому он решен более парадно и торжественно.

Каждый из вышеперечисленных блоков имеет свой вход, вестибюль, лестницы и лифты, помещения для службы охраны. Помещения Управления строительства и развития и Чуньли Хомебуйерс компании группируются вокруг внутренних двориков, освещенных верхними фонарями. Это позволяет избежать монотонности, присущей административным зданиям с коридорной системой. Комнаты начальников, генеральных директоров и их заместителей размещены на 2 этаже. Здесь же находится конференц-зал и банкетные залы, объединенные двухсветным зимним садом. Малые конференц-залы находятся на 3 этаже, они имеют выходы на зеленые крыши-террасы нижележащих этажей. Рабочие помещения и кабинеты 4-5 этажей также имеют выходы на зеленые террасы, которые могут использоваться как рекреационные пространства для сотрудников. Наличие удобных зеленых террас для кратковременного отдыха сотрудников, работающих в помещениях, является принципиальным в данном проекте. В подвальном этаже размещаются: гараж на 60 автомобилей, загрузочные и кладовые столовой, помещения для инженерных систем и другие технические и вспомогательные помещения.

Архитектурно-художественное решение. Архитектурная композиция здания строится на динамике и контрасте формы и цвета. В основе архитектурно-художественного решения лежит несколько образных метафор и ассоциаций. Здание в целом напоминает тицу с распростертыми крыльями, острые углы объемов подобны носовым частям кораблей. Левая и правая часть здания как два берега реки, центральная часть - как река, каскадами протекающая сквозь здание, символический мост соединяет два берега. Идея реки продолжается в интерьере. В Зимнем саду предполагается воплотить символы флоры и фауны региона и города. Центральный вход подобен триумфальным воротам. Дворовая часть каскадами поднимается вверх, она напоминает зеленый Амфитеатр, раскрытый на площадку для отдыха и спорта. Озелененные террасы являются элементом экологической архитектуры.

А.Г. Шипилов

ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ КАК ОСНОВА ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

АННОТАЦИЯ

Транспортная проблема городов актуальна и требует безотлагательного решения. Выводы экспертов ООН указывают на многогранность и сложность проблемы. Философия техники определяет структуру вопроса как дуализм технического и гуманистического решений. Анализ истории техники показывает, что эвристику можно рассматривать как один из возможных подходов решении транспортных проблем больших городов.

Транспортная проблема для крупных городов и мегаполисов постепенно становиться основной. К сожалению, она несёт глобальный характер. Как мы все можем наблюдать увеличение пропускной способности городских магистралей, строительство развязок, туннелей, перехватывающих парковок и т.д., на самом деле, лишь откладывает возникновение транспортного коллапса. Ибо рост предложения, возможности беспрепятственно перемещаться ка автомобиле, вызовет новый приток авто на дорогах, так называемый «отложенный выезд». Более того, с ростом экономического благосостояния горожанина, возможность приобретения автомобиля стала являться неким маркером социальной состоятельности человека в глазах общества. Вместе с тем автомобилизация городов оказалась более многозначной проблемой, чем это представлялось ранее. Вот некоторые её аспекты. ^ : ’'

Для повышения пропускной способности дорог, быстроты и удобства сообщения необходимо иметь широкие магистрали и высокую плотность автомобильно-дорожной сети на кв.км. Чем выше этот показатель, тем эффективнее автомобильное движение. В больших городах 60% и более свободных земель «запечатано» асфальтом. Известно, что в этих городах от 30 до 50% загрязнения воздушного бассейна составляют автомобильные выхлопы.(1) Вместе с тем высокая плотность дорог

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.