Художественные особенности современной высотной архитектуры Казахстана и Азербайджана
А.В.Коротич, филиал ЦНИИП Минстроя России УралНИИпроект, Екатеринбург
В статье изложены некоторые актуальные аспекты художественного формирования современных высотных зданий столицы Казахстана Астаны и столицы Азербайджана Баку. Показаны различные климатические, культурные и экономические факторы, оказывающие существенное влияние на формирование современной высотной архитектуры столиц каспийских государств. Определены основные композиционные черты, фиксирующие сегодняшнее состояние высотной архитектуры обоих городов, а также показаны перспективные направления развития высотной застройки. Отражены характерные региональные/национальные особенности современной высотной имиджевой застройки столиц Казахстана и Азербайджана. Показано, что национальные амбициозные устремления крупного бизнеса и государственных деятелей являются мощной движущей силой в реализации грандиозных, очень дорогостоящих проектов и с течением времени лишь усиливаются. Анализ имиджевых высотных объектов Астаны и Баку проведён на основе оригинальных фотоснимков автора, которые ранее не публиковались.
Ключевые слова: высотное здание, пластика, символ, архитектурная форма, имидж, экономика, композиция, градостроительство, силуэт, национальные амбиции, культурные традиции.
Regional Artistic Features of Modern Tall Architecture of Kazakhstan and Azerbaijan. Astana and Baku
A.V.Korotich, UraLNIIproekt, branch of the Central Institute for Research and Design of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation
In article are considered some actual social aspects of the artistic development of tall buildings industry of the capital of Kazakhstan Astana city and the capital of Azerbaijan Baku city. Showed some different climatic, cultural and economic factors which have the strong influence to formation of modern high-rise architecture of the capitals of these Caspian states. Also determined the main compositional features, which fix today position of tall buildings architecture of both capitals and perspectives of tall building development. Also reflected some characteristic regional/national features of the modern tall imagine/symbolic architecture of capitals of Kazakhstan and Azerbaijan. Showed that great national ambitions of regional business and government members are the big powerful force in realization of fantastic and very expensive projects and in
perspective will be more powerful. Analysis of imagine high-rise objects of Astana and Baku did on the base of original author's photos which never published before.
Keywords: tall building, plastics, symbol, architectural form, image, economics, compo-sition, city planning, silhouette, national ambitions, cultural traditions.
В представленной статье автором впервые произведён композиционный анализ и выявлены существенные художественные особенности архитектуры знаковых высотных зданий, формирующих внешний облик двух столиц прикаспийских государств, представленных оригинальными фотоснимками автора, которые ранее нигде не публиковались.
Экономическое процветание Казахстана и Азербайджана, основанное на приоритетном развитии нефтедобывающей промышленности в шельфовых зонах Каспийского моря в течение последних двадцати лет, явилось мощным исходным импульсом для возникновения больших национальных амбиций и естественного стремления повысить международный статус своих столиц средствами архитектуры, в первую очередь - высотной.
История становления высотной архитектуры столиц двух прикаспийских стран насчитывает чуть более десятка лет, поэтому говорить о каких-либо проявившихся тенденциях и закономерностях развития в сфере высотного зодчества пока преждевременно. Подтверждает это и полное отсутствие специальной научной информации по данному вопросу. Цель настоящей статьи - произвести композиционный анализ и выявить существенные художественные особенности архитектуры наиболее значительных высотных объектов столиц Казахстана и Азербайджана.
Две страны, находящиеся по разные стороны от Каспия, развивают современную высотную архитектуру абсолютно различными путями, что обусловлено целым рядом существенных причин. Прежде всего, новая столица Казахстана - Астана - обрела статус главного города страны всего лишь в 1997 году и по сути стала застраиваться «с чистого листа», не имея существенных градостроительных ограничений, а также проблем с сохранением ценного историко-культурного и архитектурного наследия [1]. Столица же Азербайджана, напротив, имеющая двухтысячелетнюю насыщенную архитектурную историю, столкнулась с задачей оптимального размещения современных высотных зданий в давно сформировавшемся слое ценной и уникальной исторической застройки.
Во-вторых, в столицах двух стран совершенно разные характеристики рельефа, грунтов, сейсмические и погодные условия. Если Астана расположена в глубине материка среди бескрайних степей, где активный рельеф практически отсутствует, сейсмика пассивная, а климат резко континентальный, то в приморской столице Азербайджана всё наоборот: сейсмическая активность 8 баллов по десятибалльной шкале; активный рельеф, имеющий вид подковообразного амфитеатра из 11 террас, которые спускаются к побережью Каспийского моря с общим перепадом высот около 200 м и уклонами в 20-500. Усугубляют ситуацию преимущественное наличие на склонах амфитеатра неподходящих для высотной застройки слабых грунтов, а также высокая влажность и сильные ветра [2; 3].
Астана (Казахстан)
В соответствии с проектом генплана Астаны, разработанным японцем Кисё Курокавой, вся имиджевая высотная застройка города сосредоточена в районе главных административно-правительственных зданий, располагается вдоль его главной композиционной оси («Водно-зелёный бульвар») и вписана в ортогональные планировочные модули чётко упорядоченной градостроительной структуры по обеим сторонам от оси на протяжении 3600 м.
При формировании знаковых архитектурных объектов новой столицы знаменитый японский архитектор рекомендовал придерживаться метода абстрактного символизма. Сущность метода сформулирована им так: «Абстрактный символизм использует легкодоступные для понимания, простые геометрические фигуры. Такие фигуры будут абстрактно выражать традиционные культурные символы Казахстана. Например, форма треугольника часто используется у кочевых народов в украшениях и нарядах, форма конуса - в головных уборах, форма овала или полуовала в виде луны или полумесяца используется как символ планеты Земля» [1, с. 121].
Вот почему сегодня административно-правительственный комплекс «Алтын Орда» венчают две конические «Золотые Башни» со шпилями (рис. 1), расположенные симметрично
* Здесь и далее фото автора
относительно главной композиционной оси высотной градостроительной структуры. Среди всей высотной застройки столицы этот комплекс обозначает наиболее чётко выраженную национальную культурную принадлежность.
Также весьма впечатляющую архитектуру имеет высотный комплекс «Темир жолы» (офис Казахстанских железных дорог) высотой 174 м, где региональные восточные мотивы прослеживаются как в общем объёмном решении, так и в декоративной деталировке (рис. 2). Комплекс состоит из двух встречно ориентированных подобных высотных объёмов в форме полуцилиндров с косо срезанной вершиной. Полуцилиндрические объёмы, имеющие различную высоту, выполнены раздвинутыми и смещёнными относительно друг друга; при этом они соединены тремя горизонтальными воздушными трубчатыми переходами. Каждый из объёмов имеет выступающие из вертикальной остеклённой плоскости спаренные цилиндрические панорамные лифтовые шахты, расположенные на его оси. С обоих сторон от лифтовых шахт остеклённая плоскость каждого полуцилиндрического объёма декорирована белыми композитными полосами, причём с одной из сторон от шахт полосы срезаны треугольным стеклянным витражом, расширяющимся к вершине. Косой вершинный срез каждого полуцилиндрического объёма выполнен стеклянным, окаймлен широкой белой дугообразной полосой и разлинован диагональной витражной сетью с ромбическими ячейками. Белые горизонтальные композитные полосы выходят также и на цилиндрическую поверхность объёмов в виде одинаковых по длине участков.
Ярко выраженное национальное звучание имеет правительственное здание Сената Казахстана, выполненное в виде восточного дворца с угловыми стеклянными цилиндрическими узкими башнями, увенчанными малыми узорчатыми куполами (рис. 3); при этом больший по размеру узорный купол венчает центральный белый призматический объем с рядами оконных проёмов. Входная группа выполнена в виде полуцилиндрического навеса с богатой пластической деталировкой, расположенного между двумя боковыми короткими белыми цилиндрическими башнями с узорными куполами.
Не менее впечатляющим выглядит высотное здание Ма-жилиса Парламента Казахстана (рис. 4), имеющее активную
Рис. 3 Рис. 4
пластику основного объёма в виде выступающих боковых остеклённых призматических пилонов, между которыми расположена трапециедальная ниша с точечными оконными проёмами на белых боковых гранях и узкой остеклённой стрельчатой аркой на центральной грани. Верхний ярус здания белого цвета имеет две остеклённые параллельные полоски, выше которых расположен фриз из двух горизонтальных призматических выступов, консольно нависающих друг над другом. Венчает здание пирамидальный купол. Здание расположено на многоэтажном стилобате, облицованном белыми каменными плитами и имеющем на боковых поверхностях узкие прорези светопроёмов, а также большую центральную стрельчатую арку. Внешний облик здания также ассоциируется с восточным правительственным дворцом.
Элементы национальной восточной стилистики также присутствуют в зданиях жилого комплекса «Сезам» центральной части Астаны (рис. 5), две однотипные башни которого имеют на боковых плоскостях фасадов остеклённые узкие стрельчатые арки, отороченные полосами белых композитных панелей, а также содержат стрельчатые сталактитовые складчатые угловые ниши, последовательно вставленные друг в друга. Венчают оба здания голубые стрельчатые купола с антеннами. Входные группы стилобата выполнены в виде ротонд с арками и голубыми куполами.
Здание пятизвёздочного отеля «Пекин Палас Soluxe Hotel Astana» (рис. 6) имеет ярко выраженный элемент региональной/национальной идентификации - завершение в виде двухъярусной пагоды, характерной для стран Юго-Восточной Азии. Пагода венчает обычный многоэтажный призматический объём с рядами оконных проёмов, имеющий узкие угловые срезы/фаски с выступающими из них балконами.
Остальные высотные здания и комплексы столицы Казахстана не имеют выраженных культурных национальных мотивов и элементов восточной стилистики во внешнем архитектурном облике.
«Транспортная башня» (центральный офис Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана) высотой 155 м представляет собой основной цилиндрический косоусечённый в верхней части объём, из которого поднимается более узкий
Рис. 5 Рис. 6
цилиндрический отсек; при этом данные композиционные элементы насквозь прорезаны центральным узким призматическим пилоном с верхним косым усечением (рис. 7). Торцы и боковые грани призматического пилона, а также узкого цилиндрического отсека облицованы зелёным зеркальным стеклом; при этом основной цилиндрический объём облицован золотистым зеркальным стеклом, создающим визуальный отражающий эффект «мятой золотой фольги». Увенчано здание конической мачтой, облицованной серебристыми композитными панелями.
Офисный комплекс «Изумрудный квартал» (рис. 8) включает три однотипных высотных здания (наиболее высокое - 210 м), каждое из которых выполнено в виде узкого призматического объёма, с одной из сторон которого стеклянная грань консольно «отогнута» наружу в верхней его части, напоминая раскрывшуюся книгу.
Бизнес-центр «Санкт-Петербург» (рис. 9) имеет основной высотный объем в виде цилиндра из голубого стекла, в фасадную структуру которого точечно включены жёлтые лицевые панели, количество которых постепенно увеличивается к вершине здания и переходит в чисто желтый контурный конический пояс.
Многофункциональный бизнес-центр «Москва» (рис. 10) имеет эллиптический в плане основной цилиндрический остеклённый высотный объём, разлинованный горизонтальными белыми полосками из композитных панелей. На центральной части фасада расположена провисающая белая параболическая арка, внутри которой горизонтальные белые полоски отсутствуют. На основной цилиндрический объём комплекса наискосок нанизан линзовидный консольно нависающий остеклённый объём треугольного очертания, к которому подведена автономная вертикальная панорамная лифтовая шахта, закреплённая на главном фасаде здания трубчатыми распорками. Комплекс имеет развитый многоэтажный стилобат с огромным консольным козырьком над входной группой.
В композиционном отношении весьма интересен высотный комплекс бизнес-центра «На Водно-зелёном бульваре», занимающий целый прямоугольный в плане городской квартал и составленный из плотно примыка-
ющих друг к другу зданий, косо срезанных единой диагональной секущей плоскостью. Расположенные по контуру квартала разновысокие здания комплекса образуют прямоугольный внутренний двор и выполнены в едином стилистическом ключе: призматические объёмы разлинованы по всему периметру горизонтальными лентами витражей; причём в отдельных зданиях имеются угловые и фасадные призматические выемки, консольные участки которых раскреплены белыми трубчатыми распорками. В некоторых участках зданий расположены сквозные многоэтажные проёмы во внутренний двор комплекса; при этом на внешних фасадных плоскостях всех зданий расположены одна-две волнообразные асимметричные углубления - борозды (рис. 11).
Выразительное в архитектурном отношении здание АО НК «КазМунай-Газ» (рис. 12), многоярусные фасады которого облицованы бронзовым стеклом и разлинованы ортогональной сетью белых профилированных элементов, характерно тем, что две его зеркально симметричные части соединены центральной аркой.
Трёхбашенный высотный жилой комплекс «Триумф Астаны» (рис. 13) имеет композиционное построение, аналогичное всемирно известному зданию МГУ на Воробьёвых горах. Усиливают эту аналогию оформление боковых стен и завершение башен вертикальными рёбрами-пилонами.
Жилой комплекс «Гранд Алатау» (рис. 14) включает ряд однотипных отдельно стоящих разновысоких башен с квадратным основанием. Простейшие призматические башни (наиболее высокая - 144 м) имеют стеклянные стены с ортогональной разбивкой на квадраты, выполненной в виде пересекающихся белых полос из композитных панелей; причём в фасадные плоскости каждого из объёмов заглублена широкая волнообразная полоса из золотистого стекла, являющаяся их главным композиционно выразительным акцентом.
Жилой комплекс «Лазурный квартал» (рис. 15) включает несколько однотипных ритмично расположенных круглых в плане высотных зданий, каждое из которых выполнено в виде цилиндра, сплошь остеклённого ярко-голубым стеклом с поэтажным подразделением серыми горизонтальными полосками, по поверхности которого размещены несколько узких вертикальных полос-пилонов, облицованных серыми квадратными плитами. В верхней части объёмов зданий расположен фриз с декоративными металлическими скульптурами золотистого цвета, размещёнными в прямоугольных кассетах-рамах.
Жилой комплекс «Северное сияние» (рис. 16) состоит из трёх однотипных башен (наиболее высокая - 180 м); при этом каждая башня имеет стеклянную оболочку из четырех мелкогофрированных/волнистых граней с иррегулярным расположением горизонтальных гофров-складок, создающих визуальное ощущение «вибрирующего/дрожащего фасада»
Рис. 15 Рис. 16
- решение далеко не бесспорное как в художественно-эстетическом, так и в психологическом отношении.
Баку (Азербайджан)
В отличие от Астаны, с её чёткой модульной планировочной системой расположения высотной застройки, в Баку, напротив, наблюдается бессистемное, предельно рассредоточенное размещение высотных зданий в градостроительной структуре.
Сегодня наиболее выразительный знаковый высотный объект города Баку - офисный высотный комплекс «Флэйм Тауэрс» («Flame Towers»), состоящий из трёх подобных по форме башен и расположенный в самой высокой точке городской панорамы на склоне наивысшей террасы бакинского амфитеатра. Башни максимальной высотой 190 м имеют вид изогнутых языков пламени и ориентированы своим изгибом в разные стороны. Каждая из башен выполнена двухъярусной; при этом нижний ярус башни включает две зеркальные симметрично расположенные выпуклые бутонообразные стеклянные оболочки, пересекающиеся по центральному дугообразному ребру, к которым с тыльной части по двум боковым дугообразным рёбрам примыкает вогнутый участок стеклянной оболочки. Верхний, меньший по размеру ярус стыкуется с большим нижним по двум параллельным горизонтальным дугообразным рёбрам и завершается остроугольной вершиной. Не менее оригинально композиционное решение стилобатной части комплекса, объединяющей все три высотные башни и выполненной в абсолютно иной - деконструктивистской - манере (рис. 17). Стилобат включает набор иррегулярных по форме последовательно расположенных разновысоких трёх-пятиэтажных объёмов с асимметричными сквозными вырезами, витражами и входами; боковые поверхности этих объёмов выполнены выпуклыми и облицованы косо уложенными рядами металлических листов. В ночное время на поверхностях всех башен комплекса средствами динамичного светодизайна создаются разнообразные эффектные многоцветные композиции. Комплекс служит главным привлекательным композиционным акцентом общегородской панорамы, несмотря на некоторую
Рис. 17 Рис. 18
его масштабную несоразмерность с малогабаритной окружающей застройкой.
К знаковым высотным объектам Баку может быть также отнесен и Центр Гейдара Алиева (рис. 18), имеющий высоту 74 м и выполненный по проекту Захи Хадид. Сложные криволинейные формы объекта опредёленно имитируют какое-то морское животное с мантией и жабрами, застывшее на постаменте в центральной части города. Эффектный внешний облик выпукло-вогнутых комбинированных оболочек, облицованных белыми композитными панелями и контрастных по тону и цвету, со стеклянными плоскостями входов и криволинейно очерченных витражей, дополняется активным окружающим рельефом и приобъектными элементами садово-паркового дизайна.
Композиционная тема «Паруса/Корабля» в Баку раскрывается рядом символических высотных объектов. Прежде всего, необходимо упомянуть жилой комплекс из двух однотипных «высоток», каждая из которых имеет линзовидный поперечный профиль, очерченный двумя выпуклыми цилиндрическими оболочками (рис. 19). На боковых поверхностях линзовидных объёмов расположены фрагменты вертикальных плоскостей - стен с рядами парных балконов. Завершены линзовидные объемы параллельными выступающими крупноразмерными дугообразными рёбрами, изогнутыми по очерку боковых цилиндрических оболочек навстречу друг другу и попарно состыкованными в вершине. Торцы линзовидных объёмов решены с обеих сторон различными композиционными средствами. Один из линзовидных остеклённых торцов по его центральной оси пересекает выступающая вертикальная призматическая шахта, облицованная керамическими плитами, к которой с двух сторон примыкают серповидные балконы. Линзовидный остеклённый торец зданий с другой стороны содержит центральное выступающее ребро, пересекающее поэтажные ряды изогнутых серповидных балконов, под которыми расположена декоративная профилированная арка на спаренных колоннах. Дугообразные рёбра (в том числе контурные, очерчивающие торцы), балконы и декоративная арка облицованы белыми композитными панелями, что создаёт эффектный контраст с тёмным остеклением плоскостей линзовидных торцов. Комплекс имеет явное композиционное сходство
с ранее возведенным в Дубае жилым двухбашенным комплексом «Джевелз» («The Jewels»).
К этой же группе зданий может быть отнесено здание «Трамп Тауэр» («Trump Tower») (рис. 20) высотой 130 м, имеющее бутонообразную форму, образованную двумя смежными вертикальными торцами с криволинейным дугообразным очерком, пересекающимися по вертикальному ребру в остроугольной вершине, а с другого фасада очерченную двумя зеркально симметричными угловыми цилиндрическими полосами, пересекающимися по криволинейному ребру, исходящему из той же вершины. Между цилиндрическими остеклёнными полосами расположена западающая ниша, облицованная композитными панелями, внутри которой размещена остеклённая усеченная призма с трёхэтажными уступами на центральной треугольной грани, которая расширяется к низу. Здание расположено на трёхэтажном остеклённом стилобате.
Комплекс «Азур Бизнес-центр» («Azure Business Center») высотой 115 м своими формами имитирует корабль с палубной надстройкой. Высотная часть комплекса представляет собой двухчастный объём со «вспарушенными» цилиндрическими торцами, изогнутыми в разные стороны и имеющими решётчатую структуру, образованную пересечением параллельных дугообразных рёбер и горизонтальных рядов балконов. Боковые остеклённые грани высотной части разлинованы белыми полосами из композитных панелей и содержат выступающие вертикальные цилиндрические лифтовые шахты. Завершается основной высотный объем цилиндрическим вращающимся рестораном. Входная группа здания имеет дугообразный навес на наклонных опорах, облицованный коричневыми композитными панелями. При этом стилобатная часть комплекса облицована солнцезащитной навесной металлической решеткой с асимметричным рисунком ячеек (рис. 21).
Высотный бизнес-центр (рис. 22), расположенный на самом берегу Каспийского моря, имеет полностью остекленный бутонообразный высотный корпус из двух смежных выпуклых цилиндрических оболочек, пересекающихся по центральному дугообразному ребру; при этом противоположный фасад здания образован двумя симметрично расположенными бо-
ковыми серповидными плоскостями, между которыми вписан вертикальный цилиндрический отсек.
Среди прочих композиционных приёмов художественного оформления оболочек высотных зданий Баку можно отметить такие, как активная пластика выступающих балконов, солнцезащитных навесов и решеток (рис. 23), а также национальные декоративные рельефы с геометрическим рисунком на боковых неостекленных поверхностях стен (рис. 24).
Заключение
Необходимо отметить, что современная высотная архитектура столиц двух стран, несмотря на возведение целого ряда уникальных высотных объектов, не производит цельного впечатления. Обусловлено это в основном двумя причинами.
Во-первых, данные города находятся лишь на начальной стадии развития высотной имиджевой застройки, а первая фаза всегда характерна большой неопределённостью, различными поисками, ошибками и просчётами.
Во-вторых, все знаковые высотные объекты обеих столиц возводились по проектам различных зарубежных архитектурных бюро и студий, что обусловило их абсолютно разнохарактерный облик и, как следствие, взаимную композиционную неувязку.
Нельзя не отметить и то обстоятельство, что сегодня в Баку крупный бизнес, откровенно игнорируя объективные сейсмические и геологические условия, а также предостережения экспертизы, на свой страх и риск ведёт высотное строительство в наиболее сейсмоопасных прибрежной и центральной зонах города.
При этом очевидно, что национальные амбициозные устремления крупного бизнеса и государственных деятелей являются мощной движущей силой в реализации грандиозных, очень дорогостоящих проектов и с течением времени лишь возрастают. Так, в настоящее время азербайджанским концерном «Авеста» усиленно продвигается проект здания «Азербайджан Тауэр» («Azerbaijan Tower») высотой более одного километра (189 этажей), запланированного к возведению в прибрежной части Апшеронского полуострова в 25 км к юго-западу от Баку; причём в первоначальном варианте проекта здание имело высоту вдвое меньшую - лишь 560 м.
Рис. 21 Рис. 22 Рис. 23 Рис. 24
На сегодняшний момент можно констатировать: по своим композиционно-художественным качествам высотная архитектура обеих городов находится приблизительно на одном уровне. При этом высотная архитектура Баку смотрится более экзотичной, разнообразной и пластически насыщенной; высотные же здания Астаны, несмотря на их большую градостроительную упорядоченность, выглядят несколько строже/аскетичнее по своим архитектурным формам и декору. Ближайшее время покажет, в какой из двух столиц прикаспийских государств амбициозная траектория развития национальной высотной архитектуры получится оптимальной и наиболее впечатляющей.
Литература
1. Астана - архитектурная симфония Великой Степи / сост., авт. Чиканаев А.Ш. - Астана: Деловой мир Астана, 2008. - 270 с., ил.
2. Кахраманова, Ш.Ш. Геоэкологическая обстановка г. Баку в условиях интенсивного строительства жилых районов / Ш.Ш. Кахраманова. - Баку: «EL-ALLiance», 2006. - 133 с., ил.
3. Кахраманова, Ш.Ш. Климатоадаптированные жилые структуры в условиях Баку / Ш.Ш. Кахраманова. - Баку: «EL-ALLiance», 2008. - 258 с., ил.
Literatura
1. Astana - arhitekturnaya simfoniya VeLikoj Stepi / sost, avt Chikanaev A.Sh. - Astana: DeLovoj mir Astana, 2008. - 270 s., iL.
2. Kahramanova Sh.Sh. GeoekoLogicheskaya obstanovka g. Baku v usLoviyah intensivnogo stroiteL'stva zhiLyh rajonov / Sh.Sh. Kahramanova. - Baku: «EL-ALLiance», 2006. - 133 s., iL.
3. Kahramanova Sh.Sh. KLimatoadaptirovannye zhiLye struktury v usLoviyah Baku / Sh.Sh. Kahramanova. - Baku: «EL-ALLiance», 2008. - 258 s., iL.
Коротич Андрей Владимирович, 1957 г.р. Доктор архитектуры, член-корреспондент РААСН. Старший научный сотрудник, заведующий лабораторией перспективных проблем архитектурного формообразования института УралНИИпроект (филиал ЦНИИП Минстроя России). Сфера научных интересов: архитектурно-дизайнерское формообразование (общетеоретические, творческие и типологические аспекты); архитектура высотных зданий и сооружений (художественнокомпозиционные творческие аспекты формирования отдельных объемов и комплексов). Автор более 250 научных публикаций. Тел.: +7 (912) 248-22-23. E-mail: [email protected].
Korotich Andrei Vladimirovich, born in 1957. Doctor of architecture, corresponding member of RAACS. Senior researcher, head of the Laboratory of Advanced Problems of Architectural Formation of the Ural Research and Design Institute of the Russian Academy of Architecture and Construction Sciences (branch of the Central Research Institute of the Ministry of Construction of Russia). Sphere of scientific interests: architectural and design formation (general theoretical, creative and typological aspects); architecture of high-rise buildings and structures (artistic and compositional creative aspects of the formation of individual volumes and complexes). Author of more than 250 scientific publications. Tel.: +7 (912) 248-22-23. E-mail: [email protected].