Научная статья на тему 'Концепция архитектурного монумента-символа города Харбина'

Концепция архитектурного монумента-символа города Харбина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция архитектурного монумента-символа города Харбина»

На форму влияет множество факторов: среда, функция, эмоции, технология, экономика, эпоха и т.д. В синтезе этих составляющих решается данная задача. Архитектура — конечное выражение, интегральный результат творческого процесса. Соответственно, форма возникает как органический сплав всех определяющих её элементов, она вызывает у зрителя то эмоциональное состояние, которое «проектирует» ЗОДЧИЙ.

Современное профессиональное мышление отличается углубленной разработкой философских и формально-логических обоснований композиционных решений проектируемых пространственных систем. Признаком современности подхода к моделированию архитектурных объектов становится позиционность выполнения работы, при которой пространственная композиция сооружения оказывается результатом совмещения нескольких смысловых слоев, объединенных единой логикой построения. Методика аналитического проектирования сводится к выполнению следующих операций:

• Сначала определяется теоретическая конструкция будущего сооружения, существующая в виде текста.

• Затем разрабатывается «код» перевода текста в архитектурную композицию.

• Выявляются смысловые инварианты, аккумулирующие в свернутом виде информацию текста.

• Смысловые варианты переводятся через графические знаки в пространственные архетипы, которые становятся элементами архитектурной композиции.

Система аналитического проектирования может быть сведена к нескольким типологическим схемам:

• Горизонтальное и вертикальное совмещение смысловых позиций

• Пространственный набросок в 3-хмерной решетке

• Включение «символов» в архитектурную композицию сооружения

• Превращение знака в объект и использование символа в качестве архитектурной детали.

Не следует считать, что концепция аналитической архитектуры не оставляет места обычному, интуитивному проектированию, основанному на личном опыте и собственном вкусе архитектора. Возможен обратный процесс, когда результаты интуитивного поиска подвергаются логической обработке, и аналитический подход становится методологическим инструментом субъективных концепций постфактум. Архитектор в своей творческой и художественной роли крайне восприимчив к огромному объему входящей информации, от которой, как ему кажется, он свободен, когда выбирает компоненты и трансформирует их в проекте; переделывает решения непосредственно или адаптирует влияние путем тонкого интуитивного процесса трансформации. Эта творческая и художественная работа в большей степени основана на интуитивном знании и чувстве, чем на сознательных расчетах и решениях. Важную роль в творческом процессе играет получение огромного потока визуальной информации, натуральных впечатлений. Архитектурные ассоциации стирают социальный контекст и используют образную форму.

Архитектурную композицию можно определить как специфическую форму мышления. Результаты этого процесса беспредметны и поэтому играют роль пространственных моделей наших представлений о среде. В каждом конкретном случае композиция архитектурного пространства формирует среду, где все элементы связаны между собой закономерными отношениями и находятся во взаимодействии. Лик архитектурного пространства постоянно меняется под воздействием потока генерируемых человечеством теоретических моделей.

Моор В.К., Гаврилов А.Г., Пинимасов П.П. КОНЦЕПЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО МОНУМЕНТА-СИМВОЛА ГОРОДА ХАРБИНА

В 2008 г. Харбинское бюро городского планирования объявило конкурс на сооружение монумента-символа города Харбина. Монумент предполагается возвести в центральной части города на площади Времени. Учитывая значимость данного сооружения, к конкурсу помимо участников из Харбина были привлечены профессиональные творческие коллективы из ведущих университетов Китая. Наряду с китайскими специалистами для участия в конкурсе была приглашена Архитектурная

мастерская заслуженного архитектора РФ В.К Моора. Ниже приводится аннотация проекта, выполненного в архитектурной мастерской (авторы проекта В.К. Моор, А.Г. Гаврилов, П.П. Пинимасов, Е.А. Ерышева).

Концепция проекта основана на качественно ином, по сравнению с традиционным, пониманием того, каким должен быть символ крупного современного города, каковым является Харбин. Чтобы быть символом такого города, скульптура нуждается в мощном архитектурном сопровождении. Еще более инновационным можно считать такой подход, при котором символом является архитектурное сооружение, которое подобно гигантской скульптуре выражает символическое содержание города. Разработанная авторами проектная концепция объекта включает в себя два основных аспекта: социально-функциональный и архитекту рно-художественный.

Социально-функциональная концепция основана на понимании проектируемого архитектурного комплекса как общественного форума, как места социальной активности населения и реализации широкого спектра потребностей в культуре, отдыхе и досуге. С этой точки зрения монумент задуман как архитектурный комплекс, как «Пространство культуры», насыщенное различными формами деятельности горожан. Это место массовых действий, фестивалей, прогулок, встреч, праздничных мероприятий, выставок. Это своеобразное «Пространство-театр», где каждый может быть как зрителем, так и актером.

Учитывая динамический характер жизни современного Харбина, этот комплекс также должен быть меняющимся во времени. Монумент должен жить и изменяться вместе с городом, по-своему «сопереживать» основные события городской жизни. Таким образом, архитектурное сооружение рассматривается как квинтэссенция городской жизни и культурных символов города. Особое значение придается таким качествам среды как многофункциональность, доступность, гибкость, человеческий масштаб, так как эти свойства объекта способствуют гуманизации городской среды. Архитектурно-художественная концепция проекта основана на понимании архитектурного комплекса как своеобразной микромодепи города Харбина, отражение его сущности, его неповторимого характера, истории, культуры, облика и окружающей природы. Исходя из этого, проектированию предшествовал развернутый семантический анализ с целью выявить базовые культурно-пространственные архетипы китайской культуры, городской среды Харбина и природного окружения. В дальнейшем эти фундаментальные культурные ценности были переосмыслены и по-новому интерпретированы в проектном решении. Таким образом, происходит смысловое обогащение среды, диалог истории и современности, синтез традиций и новаторства. Особое внимание придавалось метафорам и ассоциациям, связанным с историей и культурой Харбина. Пространственная структура и художественный образ монумента. Основу пространственной структуры монумента составляют четыре символические Башни Времени, объединенные приподнятой подиумом-платформой. В верхней части башни объединены кольцевой смотровой галереей. К башням и кольцу посредством вантовых тросов подвешивается трансформирующаяся пространственная конструкция, которая позволяет создавать оптимальные условия для разных мероприятий. Над ней в центральной части монумента находится кинетическая скульптура, символизирующая энергию и душу города Харбина.

В приподнятой части площади размещается амфитеатр. В центре амфитеатра находится круглая сцена. Эта сцена может трансформироваться, поднимаясь вверх-вниз, превращаться в многоярусную сцену-арену или фонтан-бассейн. В подтрибунном пространстве располагаются артистические и подсобные помещения, из которых артисты могут попасть на сцену. Все это позволяет проводить здесь разнообразные спектакли, концерты под открытым небом. При необходимости организации спектакля в зимнее время над амфитеатром может быть быстро смонтирован легкий трансформируемый купол. Пройти в амфитеатр можно двумя способами: поднявшись по наружным лестницам на верхнюю площадку или через непосредственные входы с площади. В этом случае посетители первоначально попадают в просторное круговое фойе - «Галерею эволюции города», где на больших экранах демонстрируются материалы по прошлому, настоящему и будущему города Харбина.

В символических башнях размещается лестницы, лифты и техническое оборудование, необходимое для освещения сцены и разнообразных ночных аудиовизуальных спектаклей. Каждая из башен на площади Времени имеет специфический облик в соответствии с ее названием: Башня Весны, Лета, Осени, Зимы. Они ориентированны соответственно на четыре стороны света - восток, юг, запад и север. Своеобразие Башен Времени проявляется в индивидуальном пластическом и цветовом

решении, как в экстерьере, так и в интерьере. В нижних уровнях башен расположены многоуровневые атриумные пространства, которые передают своеобразие Харбинской природы в разное время года.

Торцевые стеклянные грани башен «стекают» сверху вниз, символизируя струящиеся потоки водопада и волны Сунгари. С некоторых точек зрения Башни напоминают фантастических крылатых Птиц. Они поддерживают и охраняют центральный элемент композиции: кинетическую скульптуру -символическую Душу и Сердце города. Осветительное оборудование и видеоэкраны, расположенные на башнях, вантах и растяжках, позволяет создавать в ночное время сложные светоцветовые спектакли. Квадро фоническое (четырехстороннее) звучание Башен превращает пространство в своеобразную Музыкальную шкатулку. Вантовая конструкция сооружения напоминает также необычный музыкальный инструмент, на струнах которого исполняется Музыка Ветра.

Прошлое, Настоящее и Будущее города Харбина разворачивается перед зрителями на трех основных уровнях комплекса. На нижнем уровне монумента они предстают перед горожанами на многочисленных экранах «Галереи эволюции города». На следующем уровне — площади и амфитеатра - Время реализуется в разнообразных действах, спектаклях и мероприятиях. Оно поддерживается и сопровождается световыми, цветовыми и звуковыми эффектами динамически меняющейся конструкции в пространстве между Башнями. И, наконец, на самом верхнем уровне Прошлое, Настоящее и Будущее города разворачивается перед посетителями в виде живописных видов города и окружающего ландшафта. Двигаясь по «Кольцу Истории», между Башнями Времени (Весны, Лета, Зимы, Осени) человек осознает цикличность жизни и непрерывность Пространства и Времени.

Еще одна метафора, которая запрограммирована проектом, это Корабль Времени, Корабль Истории. Эта метафора раскрывается через ассоциативную связь белых пилонов и вант монумента с парусами, снастями и мачтами кораблей. С другой стороны, вертикальная устремленность монумента и его очертания могут ассоциативно связываться с космическим кораблем, что также актуально для Китая как космической державы. Космическую тему продолжает также верхнее смотровое кольцо, которое напоминает межпланетную космическую станцию.

Разработанный на основе данной концепции архитектурный проект, включающий также крупномасштабный макет, экспонировался на выставке конкурсных работ в одном из выставочных залов Харбина. Проект получил высокую оценку общественного и профессионального жюри. По результатам первого тура конкурса предполагается привлечение авторов наиболее интересных проектов ко второму туру заказного конкурса.

Карпенко В. Е

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СВЕТ В ГОРОДЕ ВЛАДИВОСТОКЕ

Вопрос художественного освещения в городе Владивостоке возник в процессе его развития. Сначала в городе преобладал свет от керосиновых ламп желтого света, такие лампы были технически не совершенны и давали мало света. Лампы в основном освещали центральную часть города. Городская управа в 1898 году содержала всего около 200 светильников. Они был размещены неравномерно, создавая дискретное светоцветовое пространство. В домах использовались свечи и керосиновые светильники. Первыми электрическое освещение стали использовать фирма «Кунст и Альберс» в ноябре 1893 года, установив красивые лампы на фасад своего торгового дома, были освещены торговые залы и квартиры работников. Подсвечивались таблички с номерами домов. Постепенно слабый свет керосиновых ламп вытесняется более мощным и ярким, с лучшей цветопередачей, электрическим светом, когда в 1912 году ввели в эксплуатацию городскую электростанцию. Развитие городского освещения замедлилось во время гражданской войны, а затем возобновилось при советской власти [1].

Световая среда 60—80-х годов XX века отражает дальнейшее экономическое развитие Владивостока, как города моряков, рыбаков и военных. В формировании световой среды активно участвовали многочисленные прибрежные портовые и судоремонтные сооружения и конструкции. По акватории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.