Научная статья на тему 'Художественный свет в городе Владивостоке'

Художественный свет в городе Владивостоке Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
115
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественный свет в городе Владивостоке»

решении, как в экстерьере, так и в интерьере. В нижних уровнях башен расположены многоуровневые атриумные пространства, которые передают своеобразие Харбинской природы в разное время года.

Торцевые стеклянные грани башен «стекают» сверху вниз, символизируя струящиеся потоки водопада и волны Сунгари. С некоторых точек зрения Башни напоминают фантастических крылатых Птиц. Они поддерживают и охраняют центральный элемент композиции: кинетическую скульптуру -символическую Душу и Сердце города. Осветительное оборудование и видеоэкраны, расположенные на башнях, вантах и растяжках, позволяет создавать в ночное время сложные светоцветовые спектакли. Квадрофоническое (четырехстороннее) звучание Башен превращает пространство в своеобразную Музыкальную шкатулку. Байтовая конструкция сооружения напоминает также необычный музыкальный инструмент, на струнах которого исполняется Музыка Ветра. Прошлое, Настоящее и Будущее города Харбина разворачивается перед зрителями на трех основных уровнях комплекса. На нижнем уровне монумента они предстают перед горожанами на многочисленных экранах «Галереи эволюции города». На следующем уровне — площади и амфитеатра - Время реализуется в разнообразных действах, спектаклях и мероприятиях. Оно поддерживается и сопровождается световыми, цветовыми и звуковыми эффектами динамически меняющейся конструкции в пространстве между Башнями. И, наконец, на самом верхнем уровне Прошлое, Настоящее и Будущее города разворачивается перед посетителями в виде живописных видов города и окружающего ландшафта. Двигаясь по «Кольцу Истории», между Башнями Времени (Весны, Лета, Зимы, Осени) человек осознает цикличность жизни и непрерывность Пространства и Времени.

Еще одна метафора, которая запрограммирована проектом, это Корабль Времени, Корабль Истории. Эта метафора раскрывается через ассоциативную связь белых пилонов и вант монумента с парусами, снастями и мачтами кораблей. С другой стороны, вертикальная устремленность монумента и его очертания могут ассоциативно связываться с космическим кораблем, что также актуально для Китая как космической державы. Космическую тему продолжает также верхнее смотровое кольцо, которое напоминает межпланетную космическую станцию.

Разработанный на основе данной концепции архитектурный проект, включающий также крупномасштабный макет, экспонировался на выставке конкурсных работ в одном из выставочных залов Харбина. Проект получил высокую оценку общественного и профессионального жюри. По результатам первого тура конкурса предполагается привлечение авторов наиболее интересных проектов ко второму туру заказного конкурса.

Карпенко В. Е

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СВЕТ В ГОРОДЕ ВЛАДИВОСТОКЕ

Вопрос художественного освещения в городе Владивостоке возник в процессе его развития. Сначала в городе преобладал свет от керосиновых ламп желтого света, такие лампы были технически не совершенны и давали мало света. Лампы в основном освещали центральную часть города. Городская управа в 1898 году содержала всего около 200 светильников. Они был размещены неравномерно, создавая дискретное светоцветовое пространство. В домах использовались свечи и керосиновые светильники. Первыми электрическое освещение стали использовать фирма «Кунст и Альберс» в ноябре 1893 года, установив красивые лампы на фасад своего торгового дома, были освещены торговые залы и квартиры работников. Подсвечивались таблички с номерами домов. Постепенно слабый свет керосиновых ламп вытесняется более мощным и ярким, с лучшей цветопередачей, электрическим светом, когда в 1912 году ввели в эксплуатацию городскую электростанцию. Развитие городского освещения замедлилось во время гражданской войны, а затем возобновилось при советской власти [1].

Световая среда 60—80-х годов XX века отражает дальнейшее экономическое развитие Владивостока, как города моряков, рыбаков и военных. В формировании световой среды активно участвовали многочисленные прибрежные портовые и судоремонтные сооружения и конструкции. По акватории

Золотого Рога курсировали множество больших и малых кораблей, привносящих элемент светодинамики. На улицах преобладало тепло-желто-оранжевое или холодно-белое горизонтальное освещение натриевыми и ртутными лампами. Вечером на центральных улицах включалась советская и морская символика в виде цветной иллюминации на растяжках над дорогами и на фонарных опорах. В 1971 году во Владивостоке после реконструкции центральной площади были установлены ртутные светильники вместо ламп накаливания, а в зимние праздники устраивалось праздничное освещение [2].

В 1976 году появились первые иллюминационные установки типа «фонтан» с применением новых материалов и форм при изготовлении. В других световых установках - эффект «бегущей тени». В сквере рядом с ТОВВМУ имени С.О.Макарова, ныне Морская академия, были размещены светильники в форме ягод гроздей винограда. На здании, выходящем своим фасадом на центральную площадь, был установлен шестиметровый макет герба Советского Союза с электронным устройством запуска элементов композиции. Разрабатывались также проекты подсветки отдельных зданий, памятников, деревьев и газонов. Был подготовлен технический проект архитектурно-декоративного светового оформления Владивостока [3]. В 1980 году работа над генеральным планом свето-декоративного оформления города продолжалась и корректировалась. Художники Ленинградского Художественного Фонда выполнили более 200 эскизов светового оформления 42 объектов. Реализация комплексного проекта планировалась в течение 5 лет [4].

В 90-ые годы прошлого века Владивосток испытывает экономические, социальные и культурные трудности. Но вместе с тем развиваются контакты города с другими странами АТР, что положительно влияет на эстетику городской среды.

В 2000-х годах активно развивается световая реклама. Был произведен ремонт и установка освещения памятника Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке. На улице Фокина разместили небольшие световые фонтаны и ретр освети л ьники.

В 2005 году была снова разработана концепция освещения «Формирование световой среды центральной части города Владивостока». На центральной площади появился светодиодный экран. Некоторые объекты были подсвечены локальными светильниками на консолях на фасадах зданий. В 2009 году на улицах города работали 10200 фонарей. Были освещены более качественным светом участки федеральной трассы.

ЛИТЕРАТУРА

1. К вопросу об электрическом освещении Владивостока//Владивосток, - № 9 -11, - 1890.

2. Шкрабов В. И вспыхнули на улицах огни...// Красное знамя, - ] 971, ~ 15 декабря.

3. Климов Г. Огни ночного города//Красное знамя, - 1976, - 5 июня.

4. Каждан Я. 3. Вечерний наряд города// Красное знамя, - 1980,- б сентября.

Невская И.В.

ПРИМЕНЕНИЕ РОДСТВЕННОГО СООТВЕТСТВИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ

Известно, что родственное соответствие является частным случаем перспективной коллинеации. Поэтому оно обладает свойствами присущими всякой перспективной коллинеации. Используя эти свойства, рассмотрим решение задачи на построение проекций сечения наклонной призмы с плоскостью общего положения (т.п).

Определим ось родства ЕЕ, установленного секущей плоскостью, которая проходит через точки (Е^Е^ и (77}=Р2) родственных прямых //// и т2\ П) и п2. Направление родства параллельно линиям связи.

Построим точку пересечения ребра / с секущей плоскостью. Для эгого в секущей плоскости проведём произвольную вспомогательную прямую (1. Горизонтальная проекция с// этой прямой пусть будет параллельна горизонтальным проекциям боковых рёбер призмы. Фронтальную проекцию <й2 найдём из условий, что она должна пройти через точку М2, родственную М/, и пересечь родственную ей прямую (1} на оси родства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.