ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. Творческие концепции архитектурной деятельности
УДК 72.017.2
В.Е. Карпенко
ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ КАРПЕНКО - кандидат архитектуры, доцент кафедры проектирования архитектурной среды и интерьера Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). Суханова ул. 8, Владивосток, 690950. E-mail: [email protected]
Световое проектирование городской среды
Представлены современные теоретические и методические подходы формирования световой среды города, которые строятся на выявлении его объемно-планировочной структуры, архитектурных ансамблей и ландшафтных доминант в вечернее и ночное время. Исследуются два взаимосвязанных компонента композиции прибрежного города - световое пространство набережных и прилегающих центрально-исторических улиц и площадей. Анализируются существующие методы и приемы освещения данных градостроительных единиц и предлагается новый подход комплексного и «контекстуального» проектирования гармоничной и художественно-выразительной световой среды и набережных города на примере Владивостока, основанный на принципе создания светового образа архитектурного объекта средствами промежуточных моделей (графической, цветовой и световой). В его рамках раскрываются приемы световой композиции, создания световых ансамблей улиц и набережных средствами световой тектоники, светопространственной интерпретации городского пространства, проектирования световой панорамы прибрежного города, программирования яркостных максимумов и минимумов.
Ключевые слова: светопланировочная структура, световая композиция, световая тектоника.
Введение
Главная функция искусственного света - обеспечение безопасности на улицах и площадях городов. С появлением таких источников света, как лампы накаливания, пароразрядные, газоразрядные, металлогалогенные, наконец, светодиодные лампы, произошел резкий скачок качественных светотехнических параметров в освещении городов. Улицы, парки и площади стали вечером и ночью светлее и комфортнее. Повышение показателя световой отдачи (лм/Вт) и срока эксплуатации электрических ламп, широкий промежуток цветовой температуры источников света (Тц), общее улучшение конструкции осветительных устройств позволили использовать свет и в эстетических целях. Когда были решены утилитарные и технические вопросы светотехники, архитекторы стали внедрять новые приемы размещения светильников на фасадах зданий, конструкциях сооружений, уделяя внимание красоте освещения архитектурных объектов. Возникла новая дисциплина -«световая архитектура», которая учитывала светокомпозиционные вопросы освещения. Сегодня искусственный свет является активным средством выявления особенностей архитектуры и сооружений вечером и ночью.
Использование при проектировании световой среды города светодиодных источников света повысило общий уровень освещенности (E, лк) и яркости (L, кд/м2), дало возможность применять широкий спектр длин волн излучения (X, нм), от маленьких (380 нм - фиолетовые тона) до боль-
© Карпенко В.Е., 2016
ших длин волн (780 нм - красные тона). Это, в свою очередь, дало возможность художественно оформить вечернее городское пространство, создать запоминающийся ночной образ, вместе с тем появилась проблема выработки специальных комплексных и «контекстуальных» приемов освещения световой среды.
Цель статьи - анализ существующих методов и выработка нового метода комплексного и «контекстуального» проектирования гармоничной и художественно выразительной световой среды набережных города на примере Владивостока.
Современные теоретические и практические методы
формирования световой среды города
Утилитарное огненное освещение существовало уже в древних городах. В эпоху Возрождения, барокко при дворах европейских монархов свет огня использовался в световом оформлении дворцов, парков, придворных празднеств и балов. С конца XIX века электрический свет стал применяться в световой архитектуре и рекламе, световом оформлении города и иллюминациях. Сегодня диодный свет активно используется не только в архитектуре и градостроительстве, но и в ме-диафасадах, инсталляциях, во многих пластических и визуальных искусствах (лайт-арт, медиа-арт, дигитал-арт, лэнд-арт и т.д.). На современном этапе развития концепций можно наблюдать активно складывающуюся школу светодизайна России, которая отличается многими теоретическими и инновационными подходами в световой архитектуре и дизайне. Фундаментальный вклад в разработку этой проблемы внесли профессора Московского архитектурного института (Государственной академии): Н.М. Гусев, В.Г. Макаревич, Н.И. Щепетков. В последнее время М.М. Червяков, А.Г. Приходько (Ба-това), В.Е. Карпенко, Н.В. Быстрянцева, Г.С. Матовников и другие создают новые методики по световому выражению элементов объемно-планировочной структуры, созданию тектонического образа архитектурных объектов в условиях искусственного освещения и т.п. [9].
Основы световой архитектуры в нашей стране заложили Н.М. Гусев и В.Г. Макаревич. Их подход к архитектурному освещению состоял в рассмотрении проблем выявления архитектурной формы при естественном дневном и искусственном электрическом свете. Они впервые провели аналогии в распределении яркостей, использовании особенностей темновой и световой адаптации на холсте картины и в световой архитектуре города, которые применяют художники и архитекторы. Также они разработали некоторые теоретические подходы к световой организации интерьер-ного пространства, основанные на закономерностях зрительной адаптации, предложили практические методики расчета освещения в интерьере, устранения дискомфортной блескости, предложили способы выбора и направления лучей источников света определенного спектрального состава и т.д. Они выделили основные понятия световой архитектуры города - световая панорама, световая архитектура городского ансамбля. Авторы не ставили целью создание комплексной методики проектирования световой архитектуры города. Однако они сделали подробный анализ отечественной и зарубежной практики освещения всемирных выставок, уникальных архитектурных объектов, исторических ансамблей, общественных, жилых и производственных интерьерных пространств, реализованных в середине XX века [6].
Н.И. Щепетков является основоположником современной световой урбанистки в России. Его метод строится на теории градостроительства и структуры города, предложенный известным советским теоретиком-архитектором А.Э. Гутновым. Н.И. Щепетков описывает световую структуру города как систему, состоящую из светопланировочного каркаса и светопланировочной ткани. Он вводит понятие светопланировочной структуры и определяет ее элементы: световая доминанта, световой ансамбль и световой акцент, разрабатывает теоретическую модель светоцветовой структуры среды - «систему параметров структурно-иерархической и масштабной дифференциации городского светопространства». Подробно рассматривает городские светопространства и функциональные процессы, происходящие здесь в вечерне-ночное время. Отсюда он определяет светотехнические параметры яркости и освещенности, их соотношения, которые дают необходимый светомодулирующий оптический эффект и определяют световое разнообразие, образность и
эстетику ночной среды. В своей книге «Световой дизайн города» Н.И. Щепетков затрагивает многие другие вопросы светодизайна. В частности, он уточняет термины профессионального светового проектирования: «светопространство», «светопластики», «светоформа» и другие; выводит численные величины и уточненные экологические, функциональные, эстетические критерии качества световой среды города и т.д. Многие последующие методики строятся именно на концепции проектирования световой среды города Н.И. Щепеткова [12].
Группу работ в области формирования световой тектоники последних лет начинает теоретическое изыскание М. Червякова и продолжает практическое исследование А. Приходько (Бато-вой). В своем исследовании М. Червяков развивает идею, которая расширяет современные концепции художественного языка архитектуры искусственного света. Он затрагивает вопросы семиотики при формировании световой тектоники архитектурного объекта, психологическом аспекте зрительного восприятия в дневное и вечернее время. Знание этих положений у светодизайнеров может влиять на эскизное решение освещения объекта, и потому у потребителей световой архитектуры - туристов крупных мегаполисов мира остается более яркое впечатление о ночном городе по сравнению с городом дневным. Таким образом, каждый освещенный объект должен нести зрительную и образную информацию или определенный тектонический строй архитектуры, выраженный при помощи искусственного света с учетом ночных условий восприятия. Автор предлагает ряд методических рекомендаций совершенствования композиционных решений образа объекта в ночное время с учетом его функции и типа тектонической системы, формулирует некоторые художественные средства и приемы световой композиции [11].
Ю.П. Волчок развивал теорию тектоники как «семантической основы архитектурно-художественного языка» [5]. Впоследствии выдвигались идеи, что архитектурная форма здания, как днем, так и вечером визуально может отражать композиционную логику тектонического образа. Возникла необходимость математически и психологически определить эстетику освещения объекта с помощью светотехнических величин (яркость, яркостные контрасты), средств психологического шкалирования - измерения визуальных стимулов по модели Терстоуна, проведения оценочных опросов и лабораторных экспериментов. Так появляется научно-практическая система принципов проектирования искусственного освещения А. Приходько, численно выражающая стеновую, ордерную и арочно-сводчатую тектоническую систему архитектурных объектов, в первую очередь историко-культурного наследия. В своей работе автор раскрывает значение дневного света при восприятии тектоники объекта, разрабатывает приемы искусственного освещения архитектурных элементов и определяет их базовые светокомпозиционные яркостные характеристики, при которых тектоника здания сопоставима с «эталонными» дневными условиями и воспринимается совершенно определенно. В заключение автор конкретизирует принципы гармоничного и убедительного раскрытия трех типов тектонических систем фасада здания вечером, которые основываются на «выборе определенного распределения яркостей и диапазона яркостных контрастов на элементах архитектурной формы». Далее в методике предлагаются пропорциональные соотношения яркостей элементов фасадов (ЬьЬ2) как «объективные характеристики световой композиции» [2, 3, 10].
В свою очередь Н.В. Быстрянцева формулирует комплексный подход в формировании световой среды города. Так как общеизвестно, что в живописи, сценографии, архитектуре и городской среде свет является средством формирования художественного пространства, то, с ее точки зрения, живописное полотно картины, театральная сцена содержат определенные светокомпози-ционные приемы, которые могут использоваться и при создании световой среды и архитектуры. Создание гармоничной световой среды предполагает предварительную оценку ее качественных критериев (функция, знак, символ, красота) и факторов, влияющих на ее комплексное формирование (климат, образ жизни человека, культура). Анализ архитектурной среды и пластики зданий определяет направление художественного освещения. Созданные световые композиционные элементы могут соответствовать стилистике городской среды или здания. Дальнейшие проектные этапы - согласование функциональных и композиционных параметров светопространств, формирование световой композиции - зрительное выявление точки, линии, пятна и их структуры, мате-
риала, фактуры, яркости. Автор разрабатывает интегральную модель световой среды города, которая строится на учете первичных светокомпозиционных средств и элементов, и предлагает алгоритм последовательных действий по формированию завершенной световой структуры визуальных планов и пространственных зон города. Модель предполагает функциональный и художественный анализ городской среды и выработку соответствующих приемов освещения. При этом искусственный свет выступает как самостоятельный элемент [4].
Итак, в этих исследованиях уже определены яркостные характеристики в пространственной городской композиции, исследуются светомодулирующие параметры искусственного света в архитектурной среде [8, 12]. Также предлагаются рекомендации по освещению фасадных конструкций с одновременным выявлением световой тектоники [10]. Предложен комплексный подход формирования световой среды города, где искусственный свет рассматривается как средство композиционной организации плоскости, объема и пространства [4]. Другой существующий подход при реализации световых проектов - это формирование таких крупномасштабных градостроительных элементов, как светопанорамы, световые фасады улиц, создание световых планов городов [9, 12]. Городские панорамы и улицы, содержащие плоскости фасадов в различных архитектурных стилях или представляющие единый пластический «фронт», выраженные при помощи электрического света, могут рассматриваться как объекты светомоделирования городской среды. Актуальным также является создание светокомпозиционных приемов на уровне пластики фасада - «свето-пластика» и объемно-пространственной композиции - «светоформа» [12].
Отсюда мы предлагаем следующую концепцию: проектирование световой панорамы города как крупномасштабного светосилуэтного компонента.
По нашему мнению, структура дневной архитектурной панорамы города может являться композиционной основой моделирования световой панорамы в ночное время. Дневной свет и его светотеневое модулирующее свойство в условной плоскости зрительной панорамы выявляет визуальную глубину и плановость, позволяющую зрителю оценить планировочную и объемно-пространственную структуру города. При искусственном освещении обычно теряется третье измерение панорамной картины, т.е. ее дневная глубинность, эстетическая и пространственная оценка композиции города затрудняется, естественные светотеневые градации исчезают. С целью выражения пространственной структуры города в его ночной панораме были разработаны специальные светокомпозиционные принципы и приемы, направленные на формирование ритма расположения световых доминант, акцентов и выявления плановости и глубинности световой панорамы [9]. В нашей статье мы представляем методику, которая учитывает не только основные теоретические и практические положения перечисленных концепций, но и наши разработки прежде всего в отношении прибрежной морской зоны Владивостока.
Светоцветовое моделирование объекта городской среды
Моделирование светопространства города предполагает учет утилитарных и технических параметров электрического света. При этом решаются художественные и семантические задачи. Однако практика показывает, что существуют проблемы несоответствия эскизного, идеального представления светового образа объекта и его реального визуального облика. Недолговечность некоторых типов осветительного оборудования, проблемы с их юстировкой1 и сложности эксплуатации также влияют на окончательный световой результат. Очевидно, что необходима предварительная проверка световых решений на макетах или реальных объектах. В некоторых случаях при всем разнообразии световых образов, проверенных на макетах и выполненных в реальности, наблюдается недостаток методических подходов к формированию новых видов и композиционных принципов освещения. На наш взгляд, «язык» освещения может складываться из элементарных средств, сочетание которых в процессе моделирования может дать приемлемый световой и образный эффект. Решение данной проблемы находится также в области светотехнического рас-
Юстировка в данной статье - мероприятие по осевому выравниванию или нацеливанию линии луча осветительного прибора на определенный элемент фасада здания или на архитектурное пространство.
чета художественных решений и определения количественных и пропорциональных соотношений параметров яркости и освещенности в световой композиции.
1. Моделирование. Световое проектирование может состоять из трех моделей освещения, которые отражают графические, цветовые и световые характеристики объектов городской среды. Именно их мы разработали в нашем исследовании «Архитектурно-художественное освещение здания или сооружения», которое было выполнено с участием студентов (рис. 1). Основная его цель - на основе компьютерного или макетного моделирования выделение особенностей художественно-композиционных принципов искусства оп-арт при создании объемно-пространственной или фронтальной композиции, использование формообразующих свойств цвета и оптических эффектов света с применением зеркальных, блестящих или матовых поверхностей.
Итак, представляем модели.
1. Графическая модель - создание контурного рисунка объекта. Данная проектная стадия закрепляет пропорциональные и композиционные особенности объекта. Анализируются архитектурная ритмика и пластика фасада (рис. 1,а).
2. Цветовая модель - воспроизведение колористики фасада городского объекта. Проектная стадия закрепляет цветовые характеристики (рис. 1,б).
3. Световая модель - создание световой архитектуры объекта с учетом его цветовых параметров и архитектурной пластики. Стадия учитывает и выявляет тектонические, ритмические объемно-пространственные и светоцветовые особенности объекта. Данная стадия предполагает создание светового ритма элементов пластики фасада и выявление тектоники здания [2, 3]. Намечаются точки размещения светильников локального или общего заливающего освещения. При этом могут использоваться приемы световой композиции. Формулируются основные принципы освещения для конкретного объекта (рис. 1,в).
Заключительная, третья, стадия светового проектирования архитектурного объекта - «световая модель» может включать индивидуальные светокомпозиционные приемы, предварительно созданные и смоделированные на основе световой композиции.
2. Определение, средства и приемы световой композиции. Световую композицию в дизайне можно определить как форму, состоящую из ряда прозрачных и непрозрачных элементов. Структура, а также основная идея этой композиции проявляются при использовании скрытого искусственного луча. Полихромный и монохромный источник искусственного света может участвовать в формировании светового объема и светового пространства с заливающим или местным освещением с определенным ритмом источников света, световых линий и пятном светового рисунка. Содержание световой композиции может быть усилено дополнительным метафорическим смыслом. При создании объемно-пространственной или фронтальной световой композиции используются параметры колориметрии (цветовой тон; насыщенность, порог; светлота, порог), фотометрии (длина волны излучения; чистота; яркость), коэффициенты отражения (р) и светопропускания (т) материалами с учетом психологических, оптических эффектов и иллюзий, вызванных искусственным или естественным светом.
Художественная организация световых элементов композиции может достигаться средствами и приемами, учитывающими специфику восприятия света и визуальных структур. История современного изобразительного искусства демонстрирует примеры использования светоцветовых эффектов и закономерностей в изобразительных формах, визуально-кинетических опытах и оптико-пространственных исканиях дизайнеров и художников середины XX века. Одно из новаторских направлений в области визуального творчества - оптическое искусство, его основоположник Виктор Вазарели экспериментировал, создавая в своем «визуально-цифровом» творчестве комбинации четко очерченных, окрашенных геометрических фигур, определенное расположение которых допускало вариантность восприятия, следовательно, возникновение различных образов и устранение грани между реальным и иллюзорным ощущением. В результате не сами образы, а их последовательность, ритм и характер восприятия, структура оптического пространства в целом имели эстетическое значение. При этом была важна эмоциональная реакция зрителя [1].
а
Рис. 1. Стадии светоцветового моделирования (на примере исторического здания Владивостока): а - графическая модель; б - цветовая модель; в - световая модель (М. Ельницкая, А. Калашникова).
б
в
Рассмотрим приемы световой композиции, выработанные в результате нашего исследования (рис. 2):
1) световое (зеркальное) отражение;
2) тень;
3) световая трансформация и интерпретация (световой масштаб);
4) световое пропускание - просвечивание - прозрачность;
5) свето-композиционная динамика;
6) цветность.
Рис. 2. Световая композиция с использованием особенностей восприятия света, применения оптических эффектов и иллюзий в объемно-пространственной композиции (А. Бедункевич, А. Здор, С. Ковалева, У. Матвеева, Т. Мирочник, Д. Цепенникова, А. Калмаков, Ю. Кутузова, Д. Пирогова, Н. Дубинина, Е. Фролова, Д. Черненко).
Выработанные средства световой композиции могут применяться при создании световой композиции фасада здания или фронтальной плоскости улицы, площади в целом. Некоторые приемы световой композиции могут быть включены и при формировании световой панорамы прибрежного города.
Выработка принципов архитектурно-художественного освещения
исторической улицы города
Как правило, освещение фасада исторического здания строго соответствует его декору и структуре фасада. Напротив, объемно-пространственная композиция и пластика современного объекта допускает относительную свободу при выборе приемов светового оформления. Однако проблема заключается в конкретности и определенности («контекстуальности») средств световой композиции и обоснованности их применения в соответствующем здании или пространстве города [9]. Определение средств и приемов световой композиции предлагается рассматривать как про-
цесс выбора необходимого светового ритма и распределение яркостей в протяженном линейном пространстве улицы или замкнутом объеме площади (рис. 3, а). В целях достижения художественной выразительности освещения улицы, набережной, площади необходимо укрупнение масштаба световой композиции, т.е. формирование светового фасада улицы или световой панорамы визуального бассейна города.
в
Рис. 3. Схема моделирования методом яркостных максимумов и минимумов фасада исторической улицы города (на примере Владивостока): а - схема освещения фасада исторической улицы; б - условная диаграмма яркости; в -фрагмент плана исторической улицы (студенты гр. С3563, ДВФУ, 2014 г.)
Главные исторические улицы Владивостока содержат объекты историко-культурного и архитектурного наследия с художественно-выразительной пластикой фасадов. Сочетание цветовых, архитектурных и ландшафтных доминант исторического центра Владивостока и его набережных образуют сложную вертикальную и планировочную систему. Объектами светового проектирования при этом являются архитектурные ансамбли и доминанты, заполняющие прямоугольную структуру улиц и формирующие пространство прибрежной части города (набережные). Предложенная нами концепция освещения центральных улиц Владивостока включает следующий ряд светокомпозиционных положений.
- Программирование яркостей. Наиболее значимые архитектурные объекты, ограничивающие фасад исторического квартала центра города, выделены максимальной яркостью и освещенностью. В то же время промежуточные объекты могут содержать только локальное неосновное освещение (рис. 3 а, б).
- Световое выявление глубинности пространства, т.е. принципа глубинно-пространственного освещения. Проектирование освещения исторической улицы предполагает
выявление архитектурных доминат, моделирование и расстановку максимальных и минимальных яркостей, образующих световые формы, создание плановости и глубины светопространства.
- Световое выявление, или подчеркивание сложной архитектурной эклектичной пластики и колористики фасада.
- Использование цветного света как средства создания художественно-выразительного образа здания.
- Включение разнонаправленных перекрестных потоков света.
- Художественное включение функционального света в общую световую композицию фасада или пространства улицы.
- Выявление светосилуэта фасада.
- Контрастное выявление ажурного рисунка кованых элементов - контражур (прием контрового света).
- Создание светового ритма пластических элементов, простенков и окон фасада.
- Световое акцентирование осевых элементов - арок и ниш в композиции фасада - световые арки и световые ниши.
- Световое выявление купольных угловых элементов объемно-пространственной композиции здания.
- Применение медиафасадов.
Практика светомоделирования показала, что световая композиция гармонична в том случае, если она содержит не более двух разноспектральных источников света. Художественный эффект усиливается при использовании яркостного (свет-тень) и цветового контраста (холодный цветовой тон-теплый цветовой тон).
Принципы проектирования световой среды на примере набережных
Владивостока
Основная цель создания гармоничной световой среды прибрежной части города (бухта Золотой Рог, Спортивная гавань и др.) заключается в достижении равномерного распределения горизонтальной освещенности, в создании художественно-выразительной, комфортной и безопасной среды. Одновременно реализуются вопросы насыщения светопространства набережной объектами малых архитектурных форм, светопланировочное выражение структуры прибрежных территорий, формирование световых архитектурных и ландшафтных ансамблей. Стадии проектирования могут включать следующее.
1. Формирование основной художественной идеи освещения - девиз, манифест, философия прибрежного пространства.
2. Определение основы светового моделирования - крупных объектов и сооружений, малых архитектурных форм, характерного благоустройства и ландшафта с учетом светового дизайна, световой архитектуры и светотехники.
3. Создание эскиза световой установки, размещение осветительного оборудования.
4. Применение компьютерной расчетной программы световой системы.
5. Программирование световой панорамы набережной как крупномасштабного градостроительного элемента с расстановкой световых доминант, элементов и акцентов, создание светового ритма в плоскости световой проекции панорамы.
6. Световое выявление высотной композиции, выражение глубинности и плановости пространства набережной с использованием светокомпозиционных приемов формирования световой панорамы [9].
7. Выявление светопланировочной структуры и морской семантики.
Анализ световой композиции ландшафтного (горизонтального) освещения прибрежной части города Владивостока в нашей работе позволил выделить основные направления и приемы све-
тового дизайна. Формирование светового рисунка, светового ритма, дизайна светильников, создание светоцветовых оптических полей обусловливают художественные особенности комплексного освещения прибрежной территории города. При создании концепции освещения набережной выделяются основные светотехнические особенности установок (рис. 4, а-г):
- свет является активным композиционным элементом осветительного устройства или малой архитектурной формы;
- осветительные приборы формируют ночную среду набережной и сами являются формой малых архитектурных объектов;
- присутствует функциональное разделение источников света: натриевые лампы количественно создают необходимое горизонтальное освещение, а светодиодные - психологическое настроение цветным светом и используются в световых шоу и медиафасадах.
Наш анализ концепции освещения и предметно-пространственного наполнения среды набережных при проектировании выявил несколько приемов композиционного включения искусственного света в структуру малых архитектурных форм и объектов благоустройства:
- структура малых архитектурных форм содержит светопропускающие детали в виде покрытий с мелкой перфорацией или «жалюзи», усиливающие морской прибрежный образ объекта;
- узлы сопряжения ажурной конструктивной системы малых форм подчеркнуты световыми «точками», системы светодиодов выявляют сферическую, коническую объемно-пространственную форму;
- пространственный «отрыв» средствами монохромного или полихромного светового контраста малой архитектурной формы и покрытия набережной;
- встроенные световые информационные LCD-мониторы малых архитектурных форм;
- устройство световых информационных или рекламных установок;
- выявление горизонтальных элементов прибрежных сооружений или объектов с помощью светового орнамента, медиафасада или светящихся светопропускающих вертикальных поверхностей - «светящихся стен»;
- общее полихромное освещение прибрежных территорий, формирование единой светоцве-товой композиции набережной;
- световое выявление криволинейных плоскостей - создание светового градиента с учетом кривизны формы, имитирующей образ паруса корабля;
- использование материалов покрытия пешеходных и транспортных коммуникаций с учетом коэффициента отражения материала поверхности;
- создание разделительного и сигнального освещения на границе открытого пирса и воды;
- сочетание световых и энергосберегающих технологий в осветительной установке в прибрежной части города с использованием силы ветра и энергии солнца.
Комплексное и контекстуальное формирование световой среды визуального бассейна бухты Золотой Рог складывается из освещения световых планов или проекций световых панорам, вертикально расположенных относительно рельефной ситуации и горизонтального освещения прибрежной части города - набережных и прилегающих улиц. Предварительный градостроительный анализ, а также анализ объемно-пространственной композиции центральной части города позволяют выявить памятники архитектуры, ландшафтные формы и другие объекты историко-архитектурного комплекса, которые при освещении образуют световые ансамбли, доминанты и акценты. Вертикальное и горизонтальное освещение архитектурного (здания и сооружения, фасады улиц) и ландшафтного (сопки, морской планшет бухты) компонентов осуществляется согласно приемам теоретической модели световой панорамы прибрежного города, которая учитывает градостроительную ситуацию, прибрежное положение и рельеф, элементы светопанорамной и объемно-планировочной композиции города и включает светокомпозиционные и приемы «сценического» пространства формирования визуальных планов (см. таблицу).
г
Рис. 4. Проектирование архитектурно-художественного освещения набережной города в практических учебных работах с применением светотехнических расчетных компьютерных программ (на примере Владивостока): а -проектирование архитектурно-художественного освещения Корабельной набережной во Владивостоке (В. Баранов); б - архитектурно-художественное освещение Спортивной гавани Владивостока (Е. Киселева); в -световая организация городского пространства (Л. Фиданян); г - «Биолюминесценция моря» - проектирование архитектурно-художественного освещения Спортивной набережной Владивостока (А. Воронцова).
Приемы комплексного формирования световой среды прибрежной части города (набережных) и световых фасадов (панорам) улиц центрально-исторической части города
(на примере Владивостока)
Система светокомпозиционных средств и приемов в проектировании художественного освещения улицы и
прибрежной зоны города - набережной Приемы световой композиции: отражение, тень, световая интерпретация, прозрачность, светоцветовая ди-_намика, цветность_
Пластика фасада
Объемно-пространственная композиция объекта освещения
Художественная интерпретация функционального (горизонтального) освеще-
ния
Световое раскрытие архитектурного стиля; световое выявление цвета - колористики здания или сооружения; световое акцентирование архитектурных деталей, выявление направления света; применение полихром-ного света; создание медиафасадов
Создание «светового купола», «световой башни»; выделение светом осевых пластических элементов фасада - «световой арки», «световой ниши» и «светового ризалита»
Дизайн светильников; горизонтальный рисунок освещения; орнамент функционального света
Вариативность и комбинирование использования светокомпозиционных приемов Метод объемно-масштабного светомоделирования (по Н.И. Щепеткову) Принципы проектирования наружного освещения архитектурных объектов и выявление световой тектоники (по А.Г. Приходько) Комплексное формирование световой среды (по Н.В. Быстрянцевой) Метод программирования яркостей кд/м ) Принцип глубинно-пространственного архитектурно-художественного освещения: улица - линейное пространство; площадь - замкнутое пространство Принципы проектирования световой панорамы города (по В.Е. Карпенко): световая панорама как система плоскостных световых проекций архитектуры и рельефа
Заключение
Итак, разные методические концепции включают научно-практические положения светового урбанизма, формирования светопланировочной структуры города, создания и выражения световой тектоники здания в условиях вечера и ночи, на их основе даются практические рекомендации по использованию яркостных характеристик в световой композиции фасада и световой панорамы города.
Новая комплексная методика проектирования световой среды города, предложенная в статье, строится на базе уже выработанных и апробированных концепций освещения, созданных в российской школе светодизайна. Нами выявлены и разработаны принципы комплексного архитектурно-художественного освещения исторической улицы и световой среды прибрежной части города (на примере Владивостока), которые предполагают стадийность моделирования освещения, предварительный структурный анализ объекта, светотехнический расчетный компьютерный метод. Приемы освещения центральных улиц и набережных учитывают архитектурно-градостроительный, культурно-исторический контекст и включают средства освещения, соответствующие типу визуального пространства (замкнутое, раскрытое, линейное и т.п.), вертикальной композиции и образным характеристикам городской среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арган Д.К. Современное искусство, 1770-1970. М.: Искусство, 1999. 756 с.: ил.
2. Батова А.Г. Влияние света на выявление тектоники стены // Архитектура и современные информационные технологии. 2011. № 2 (15). С. 1-20.
URL: http://marhi.ru/ AMIT/2011/2kvart11/batova/abstract.php (дата обращения: 14.11.2015).
3. Батова А.Г. Днем и ночью образ тот же // Архитектура и современные информационные технологии. 2012. № 2 (19). C. 1-12. URL: http://marhi.ru/AMIT/2012/2kvart12/batova/abstract.php (дата обращения: 14.11.2015).
4. Быстрянцева Н.В. Комплексный подход в создании световой среды вечернего города: автореф. ... дис. канд. арх. М.: Московский архитектурный институт (государственная академия), 2015. 27 с.
5. Волчок Ю.П. Тектоника // Теория композиции в советской архитектуре / под ред. Л.И. Кирилловой. М.: Стройиздат, 1986. С. 69-87.
6. Гусев Н.М., Макаревич В.Г. Световая архитектура. М.: Стройиздат, 1973. 248 с.
7. Карпенко В.Е. Световые панорамы прибрежных городов: монография / Инженерная школа ДВФУ. Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2015. 116 с., ил.
8. Матовников Г.С., Щепетков Н.И. Освещение новых пешеходных улиц Москвы // Светотехника. 2015. № 2. С. 11-17.
9. По теме статьи Быстрянцевой Н.В., Лекус Е.Ю., Матвеева Н.В. Школа отечественного светодизайна: стратегии и тактики (Светотехника. 2015. № 4. С. 65-66) [Карпенко В.Е., Лебедкова С.М., Овчаров А.Т., Санжаров В.Б., Силкина М.А., Снетков В.Ю., Хаджин А.Г., Щепетков Н.И.] // Светотехника. 2015. № 5. С. 60-67.
10. Приходько А.Г. Как измерить красоту? URL: https://svetotehnika.pro/2015/08/05/beauty/ (дата обращения: 14.11.2015).
11. Червяков М.М. Тектонический образ архитектурного объекта в условиях искусственного освещения: дис. ... канд. архитектуры. М., 2012. 181 с.
12. Щепетков Н.И. Световой дизайн города. М.: Архитектура-С, 2006. 317 с.: ил.
THIS ARTICLE IN ENGLISH SEE NEXT PAGE
Creative Concepts of Architecture Activities
Karpenko V.
VLADIMIR E. KARPENKO, Assistant Professor, Department of Design of the Architectural Environment and Interior, School of Engineering, Far Eastern Federal University, Vladivostok. 8 Sukhanova St., Vladivostok, Russia, 690950, e-mail: [email protected]
Light design of urban environment
The article presents current theoretical and methodological concept of the light environment city formation, which stood on the identification of its space-planning structure, architectural ensembles and landscape dominant in the evening and night. The object of the study are two interrelated components of the composition of the coastal city - a light space of embankments and the surrounding central historic streets and squares, and the subject - the methods and techniques of this lighting urban units. The purpose of the article is to analyze and develop new methods of integrated and "contextual" design of harmonious and art expressive light environment and the city waterfront on the example of Vladivostok. The principles of light compositions, creating of light ensembles of streets and quays by light tectonics means, light and spatial interpretation of urban space, the design of the coastal city light panorama, programming of maxima and minima brightness are disclosed. The creating technique of architectural object light image by means of an intermediate model (graphics, color and light) are described. Key words: light-planning structure, embankment, light composition, light tectonics.
REFERENCES
1. Argan G.K. Modern art, 1770-1970. M., Art, 1999. 756 p.: ill. (in Russ.). [Argan D.K. Sovremennoe iskusstvo, 1770-1970. M.: Iskusstvo, 1999. 756 s.: il].
2. Batova A.G. Identifying tectonics wall by light. Architecture and Modern Information Technology. 2011;2:1-20. URL: http://marhi.ru/AMIT/2011/2kvart11/batova/abstract.php (14.11.2015). (in Russ.). [Batova A.G. Vlijanie sveta na vyjavlenie tektoniki steny // Arhitektura i sovremennye informacionnye tehnologii. 2011. N 2 (15). S. 120. URL: http://marhi.ru/ AMIT/2011/2kvart11/batova/abstract.php (data obrashhenija: 14.11.2015)].
3. Batova A. Day and night the same image. Architecture and Modern Information Technology. 2012;2:1-12. URL: http://marhi.ru/AMIT/2012/2kvart12/batova/abstract.php (14.11.2015). (in Russ.). [Batova A.G. Dnem i noch'ju obraz tot zhe // Arhitektura i sovremennye informacionnye tehnologii. 2012. N 2 (19). C. 1-12. URL: http://marhi.ru/AMIT/2012/2kvart12/batova/abstract.php (data obrashhenija: 14.11.2015)].
4. Bystrjanceva N.V. Complex approach to the creation of the light environment of city evening. M., Book Publisher of Moscow institute of architecture, 2015, 27 p. (in Russ.). [Bystrjanceva N.V. Kompleksnyj podhod v soz-danii svetovoj sredy vechernego goroda: avtoref. ... dis. kand. arh. M.: Moskovskij arhitekturnyj institut (gosudar-stvennaja akademija), 2015. 27 s.].
5. Volchok Ju.P. Tectonics. Theory of composition in soviet architecture. M., Stroyizdat, 1986, p. 69-87. (in Russ.). [Volchok Ju.P. Tektonika // Teorija kompozicii v sovetskoj arhitekture / pod red. L.I. Kirillovoj. M.: Strojizdat, 1986. S. 69-87].
6. Gusev N.M., Makarevich V.G. Light architecture. M., Stroyizdat, 1973, 248 p. (in Russ.). [Gusev N.M., Makarevich V.G. Svetovaja arhitektura. M., Strojizdat, 1973, 248 s.].
7. Karpenko V.E. Coastal cities light panoramas, monograph. Far Eastern Federal University, School of Engineering. Vladivostok, Far Eastern Federal University, 2015. 116 p. (in Russ.). [Karpenko V.E. Svetovye panoramy pribrezhnyh gorodov: monografja / Inzhenernaja shkola DVFU. Vladivostok: Dal'nevost. federal. un-t, 2015. 116 s., ill.].
8. Matovnikov G.S., Shhepetkov N.I. Lighting new pedestrian streets in Moscow. Light & Engineering. 2015;2:11-17. (in Russ.). [Matovnikov G.S., Shhepetkov N.I. Osveshhenie novyh peshehodnyh ulic Moskvy // Svetotehnika. 2015. N 2. S. 11-17].
9. On the topic of the article: Bystrjanceva N., Lekus E., Matveev N. School domestic lighting design: strategy and tactics. [Karpenko V.E., Lebedkova S.M., Ovcharov A.T., Sanzharov V.B., Silkina M.A., Snetkov V.Ju., Hadzhin A.G., Shhepetkov N.I.]. Lighting. 2015;4:65-67. (in Russ.). [Po teme stat'i Bystrjancevoj N.V., Lekus E.Ju., Mat-veeva N.V. Shkola otechestvennogo svetodizajna: strategii i taktiki (Svetotehnika. 2015. N 4. S. 65-66). [Karpenko
V.E., Lebedkova S.M., Ovcharov A.T., Sanzharov V.B., Silkina M.A., Snetkov V.Ju., Hadzhin A.G., Shhepetkov N.I.] // Svetotehnika. 2015. N 5. S. 60-67].
10. Prihodko A.G. How to measure beauty? URL: https://svetotehnika.pro/2015/08/05/beauty/ (in Russ.). [Pri-hod'ko A.G. Kak izmerit' krasotu? URL: https://svetotehnika.pro/2015/08/05/beauty/ (data obrashhenija: 14.11.2015)].
11. Chervyakov M.M. Tectonic image of an architectural object under artificial lighting. M., Book Publisher of Moscow Institute of Architecture. 2012. 181 p. (in Russ.). [Chervjakov M.M. Tektonicheskij obraz arhitekturnogo obekta v uslovijah iskusstvennogo osveshhenija: dis. ... kand. arhitektury. M., 2012. 181 s.].
12. Shchepetkov N.I. Light design of the city. M., Architecture-S, 2006. 317 p.: il. (in Russ.). [Shhepetkov N.I. Svetovoj dizajn goroda. M., Arhitektura-S, 2006. 317 s.: il.].