АРХИТЕКТУРА УДК 72.01 В.Е. Карпенко
КАРПЕНКО ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ - доцент кафедры проектирования архитектурной среды и интерьера Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток).
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СВЕТОВОЙ ПАНОРАМЫ ГОРОДА
Разработаны светоцветовые приемы и применены эксперементально-статистические методы при формировании модели, а также проведении архитектурно-художественной корректировки и гармонизации композиции световой панорамы города (на примере Владивостока). Ключевые слова: планировочная структура, световая панорама, семантический дифференциал, модель Л.Л. Терстоуна.
Forming a model of the light panorama of the city. Vladimir E. Karpenko - School of Engineering (Far Eastern Federal University, Vladivostok).
The article deals with the experimental and statistical methods as well as light-coloured techniques applied when forming a model of the light panorama of the city and refining and harmonising its architectural and artistic composition (based on the example of Vladivostok.)
Key words: planning structure, light panorama, semantic differential, law of comparative judgment (Thurstone, L.L.).
Появление новых источников искусственного света, эффективных технологий освещения, динамика процессов современной урбанизации обусловливают широкие возможности для формирования разнообразной, художественно выразительной световой городской среды и позволяют создавать на плановой основе такие крупномасштабные визуальные формы, как световая панорама города, которые до последнего времени складывались спонтанно, лишь иногда предпринимались попытки их композиционного объединения.
Современные светоцветовые приемы и средства композиции в сочетании с мультимедиа и интерактивными технологиями позволяют менять визуальные и смысловые характеристики световой среды города, формируя его новый, более сложный, динамичный художественно-виртуальный образ. Обнаруживаются аспекты структурной связи города и его световой панорамы, позволяющие выявить архитектурно-ландшафтные предпосылки для разработки модели и путей корректировки световой панорамы прибрежного города. Разнообразные панорамные проекции и градостроительные особенности, связанные с ландшафтом прибрежного города, создают оригинальные возможности при моделировании световой панора-
мы города как новой категории архитектуры и светодизайна. Формирование модели световой панорамы прибрежного города опирается на принципы композиционной взаимообусловленности его дневного и вечернего облика.
При разработке модели световой панорамы автор опирался на практические и теоретические работы зарубежных и российских авторов в области светового дизайна и архитектуры: Н.М. Гусева и В.Г. Макаревича [8], Н.И. Щепеткова [21], В. Келера и В. Лукхардта [15], Криста Ван Сантена [25], Ульрики Бранди [22], Кристофа Гейсмар-Бранди [22], Сяо Ху-эйцяня [20], Роджера Нарбони [23] и многих других.
Формообразующая роль света в искусстве и архитектуре
Развитие представлений о природе света подготовило научную и практическую основу его использования как средства композиции в архитектуре и градостроительстве. Понятие «свет» выделено философами античности, его использовали мыслители Средневековья. Позднее проблема света как природного явления, находящего отражение в произведениях искусства, была развита гуманистами и художниками Возрождения. В эпоху Просвещения, XVП-XVШ вв., идеи о природе света, цвета и чувственного восприятия (сенсуализм), заложенные в предыдущие эпохи, получают научно-экспериментальное развитие. К середине XVIII в. в европейской науке развивается полемика о закономерностях возникновения образов на основе ощущений. А в XX в. свет, цвет и тень становятся одними из основных категорий в теориях живописи [17].
Символическая роль цвета занимает определенное место в мифологическом цветовом мышлении человека [18]. Символика определенного цвета может меняться в разных культурах и во времени, однако эмоционально-психологическое воздействие этого цвета сохраняется [11]. Светоцветовые закономерности, основанные на цветовых контрастах и гармониях, являются объективными факторами построения экстерьерной и интерьерной композиции в архитектуре и градостроительстве.
Структурная роль и логика использования искусственного света и цвета определяются их объективными свойствами, вызывающими психологические ассоциации. Используя современные виды медиафасадов, интерактивные и светодиодные технологии, стало возможно визуально (иллюзорно) изменять объемно-пространственные характеристики архитектурной среды. Теоретически и отчасти практически уже созданы различные схемы светопланировочной структуры города как системы элементов (например «каркас» и «ткань»), выявленных при помощи искусственного света и отражающих функциональные зоны города, при этом световой ансамбль является основной структурной единицей [21]. Современная динамика «плазмы» города создает новую визуальную и образную специфику его световой среды, что выражается в сложном ритме панорамных кадров архитектурного пространства не только при динамическом, но и при статическом восприятии [6, 10]. Технология городских световых инсталляций, получающих все более широкое распространение, призвана подчеркнуть дух места, вызвать сильные эмоциональные реакции, усилить интеллектуальное взаимодействие человека с городскими пространствами, в которых применяется формообразующее свойство искусственного света, соотнести природную биологию нервной системы человека с искусственными световыми ритмами современных архитектурных пространств и зданий. Реализуется функция визуального «оживления» объемно-планировочной структуры го-
рода через динамичное управление режимами света. Формируется технология сенсорноинтеллектуального света, регистрирующего различные средовые изменения, что визуально меняет привычный образ крупномасштабных городских прибрежных объектов и структур, в частности его световой панорамы с освещенными мостами, причалами, морскими, речными вокзалами и другими прибрежными сооружениями. Художественные формы лэнд-арта, городской скульптуры, световых инсталляций, лайт-арта, медиа-арта и других современных пластических и визуальных видов искусств, наполняющих город и составляющих его световую панораму, показывают их композиционную связь с объемно-планировочной структурой города посредством web-технологий.
Особенности объемно-планировочной структуры города и его панорамы
Структура города как сложная система, состоящая из взаимосвязанных частей и элементов [9], формируется под воздействием материальной и духовной культуры, ландшафта и техногенной среды [12]. Однако эстетические свойства города раскрываются в организованном порядке временных и пространственных зрительных впечатлений. При этом выделяются стабильные структуры (доминанты и ансамбли) [5], определяющие высотность вертикальной композиции города [16] и влияющие на его панораму и силуэт [3]. Количество, высота, форма и размещение доминант, которые составляют планировочные центры, оси, зоны и границы, формируют выразительную градостроительную композицию.
Планировочная структура города ранее была умозрительно осмыслена в формах статической и динамической модели [10]. Форма каркаса как основа пространственнопланировочной организации города, его элементы (точечные, линейные или зональные), система магистральных улиц определяют структуру города и его геометрию. Композиционное решение планировочной структуры обусловлено также функциональным зонированием, которое определяет пространственное содержание города, влияющее на ограничение высотности и расположение доминант. Воздействие природного элемента на форму планировочной структуры выражается в размещении функциональных зон, эстетическом «обыгрывании» ландшафта, обусловливающих облик города. Другие исследователи выделяют типы планировочной структуры по конфигурации, по схеме начертания системных связей, функциональной специфики города и т.д. [2, 5]. Современные методы формирования объемнопланировочной структуры города рассматриваются как система комбинации ее элементов в «сетевых» городах в непосредственной связи с социально-динамическими процессами общества, изменениями его потребностей [24].
В сфере архитектуры и градостроительства определение дневной панорамы тесно связано с принципом одновременного охвата наблюдателем визуального поля города или его части, с силуэтом, множеством видовых кадров, с сочетанием ближних и дальних планов, линией горизонта, ярусного построения композиции. Внешние панорамы характеризуют композицию города, расположенного на сложном рельефе, роль доминант днем нередко играют ландшафтные формы (сопки, склоны, горы). Структурные связи природного ландшафта и города (система вертикальных доминант) отчетливо проявляются в планировке прибрежного города, где характер изрезанности береговой полосы, водный бассейн определяют его композицию [6, 19].
Дневная архитектурно-ландшафтная панорама является одной из основных визуальных форм художественной образности города. Особый вид архитектурно-ландшафтных панорам представляет прибрежная панорама, или панорама набережной с воды или берега, т.е. зона города, непосредственно примыкающая к водному планшету [19]. Дневная архитектурно-ландшафтная панорама является предметом европейского изобразительного искусства с конца Средневековья - начала Возрождения. Визуальная структура панорамы отражает пространство, приемы передачи которого средствами живописи и графики были разными в различные эпохи. Так, в средневековой живописи доминировала обратная перспектива, в живописи Возрождения и барокко - воздушная перспектива. И в современной пейзажной живописи, и графике особое место занимают изображения архитектурно-ландшафтных прибрежных панорам.
Образно-визуальные формы искусства фейерверков как компонентов световой панорамы создавались для праздничных действ во многих культурах мира. Известно, что в Китае уже начиная с эпохи Хань была популярна организация праздничных и ритуальных цветных фейерверков с использованием пороха. В период Возрождения мастерство устройства праздничных фейерверков начинает широко распространяться в Европе. В XVII-XVШ вв. в одно и то же время в Европе и России получает развитие искусство художественного освещения как отдельных архитектурных объектов, так и ландшафтно-архитектурных комплексов (сады, парки и ансамбли) с использованием огня. По причине его опасности фейерверки наблюдались зрителями на расстоянии. Так впервые формируются локальные панорамные световые композиции, световые картины. Во второй половине XIX-начале XX в. открытие электричества и появление электрического света значительно расширило арсенал средств и приемов достижения художественной выразительности искусственных световых композиций, в частности светопанорам [21].
В середине XX в. применение мощного прожекторного света в создании световых панорам многих городов мира позволило формировать крупномасштабные световые доминанты (освещение ландшафта и крупных сооружений) и системы световых ансамблей, в том числе прибрежных городских пространств - набережных. Эффективно развиваются световые иллюминации, светоцветовые шоу и инсталляции. С помощью использования различных источников света и приемов в световой панораме стало возможным создавать различные ее художественные формы. По характеру используемых приемов и средств достижения художественной выразительности световая панорама может рассматриваться как форма выражения современного визуального искусства и образного отражения вечерней объемнопланировочной структуры города. Ландшафтные и архитектурные условия города определяют композицию световой панорамы, что позволяет выделить несколько ее вариантов, например круговые панорамы, линейные панорамы. Однако именно водный компонент световой панорамы отличает ее от других вариантов и усиливает его образ и семантику. Градостроительная структура прибрежного города формирует особую композицию световой панорамы вечернего города. Эстетику такой светопанорамы и ее структуру определяет прежде всего высотная композиция застройки (полидоминантная, монодоминантная). Можно выделять также компактные, линейные и расчлененные планировочные структуры центров городов. Учитываются высота архитектурных форм (компактная, протяженная, вертикально
развитая) и размещение доминант (единая, две вертикали, ряд, кольцо, группа вертикалей) [16].
Композиционные особенности световых прибрежных панорам
Анализируя световые панорамы некоторых прибрежных городов мира по характеру светораспределения, можно отметить следующие композиционные признаки:
ландшафтные признаки («активный» и «пассивный» фон) - масштаб и характер освещения водного бассейна (море, озеро, река), рельефная ситуация местности (равнинная, гористая);
признаки локализации архитектурных пространств по отношению к береговой линии - характер освещения фронтальных панорам (градостроительное пространство развито непосредственно у береговой линии) или глубинных панорам (градостроительное пространство развивается вглубь от береговой линии);
характер полихромии световой панорамы как результат взаимодействия разноспектрального освещения с полихромной застройкой и пейзажем;
световая дискретность панорамы - характеризуется распределением и концентрацией световых полей, доминант, акцентов, фигур.
Оценка статичной композиции световой панорамы прибрежного города позволяет выявить основные структурные элементы и закономерности ее построения:
воспринимаемое количество визуальных планов, характеризующих глубинные световые панорамы;
выделение монодоминантных и полидоминантных светопанорам;
ритм освещенных объектов, формирующих полидоминантные световые панорамы при локальном или рассредоточенном расположении световых доминант;
включение гористого ландшафта в светопанораму вместе с застройкой и «базовой» водой, образующих ясную композицию;
ярусы с включением ландшафта и архитектуры в плоскость панорамы (одноярусные и многоярусные световые панорамы);
яркостные характеристики световых доминант, акцентов, «активного» и «пассивного» фона вместе с многорежимным городским светом (уличные светильники, реклама, окна, архитектурное освещение, автомобили, праздничная иллюминация), формирующие основу восприятия световой панорамы со статических и переменных точек наблюдения;
выделение яркостных контрастов световых доминант относительно визуальных планов световой панорамы (высокий и низкий контраст, равнояркие) с присутствующей цветностью света в панораме (монохромная, дихромная и полихромная); кинетика света (многорежимность, статика и динамика); светосилуэт.
В структуре световой панорамы прибрежного города также обнаружены признаки глубинной композиции, которые могут быть определены как элементы плановости «сценического» пространства:
выявление визуальных планов - «кулис» (светопанорамный «лейтмотив»); моделирование разноплановых светоцветовых композиций, формулирование главной художественной задачи;
порядок кинетики элементов световой панорамы - определение ритмических временных интервалов изменения освещения элементов (светопанорамная режиссура).
Анализ ландшафтной и планировочной структуры прибрежных городов позволил выделить типы световых панорам: фронтально-плоскостной, глубинно-пространственный и объемно-пространственный. Обнаружена композиционная связь между типом световой панорамы и объемно-планировочной структурой прибрежного города:
фронтально-плоскостной тип световой панорамы города характеризуется развитой прибрежной планировочной структурой, включающей деловой или рекреационный центр города либо структурный центр, ограниченный выраженным рельефом. Световая панорама композиционно связана с водным и рельефным элементом ландшафта;
глубинно-пространственный тип световой панорамы города характеризуется высотным развитием планировочной структуры согласно рельефной ситуации с оформлением визуальных планов световой панорамы;
объемно-пространственный тип световой панорамы города, сочетающий планиро-вочно развитый прибрежный береговой центр, формирующий активный прибрежный фронт световой панорамы с одновременным развитием дальнего фонового плана застройки или ландшафта.
Модель световой панорамы прибрежного города (на примере Владивостока)
Сложный прибрежный ландшафт, архитектурный силуэт историко-культурного комплекса центра города, динамика светоцветовой среды, зависящая от сезонных климатических изменений (влажность и прозрачность воздуха, солнечная и пасмурная погода, летний и зимний сезоны), определяют виды Владивостока. Историческая архитектурная и светоцветовая среда города, созданная русскими и иностранными архитекторами в конце XIX-начале XX в., и сегодня обусловливает своеобразие центральной части города и его панораму [1]. Визуальные границы световой панорамы Владивостока определяются географическими и прибрежными границами бухты Золотой Рог и Амурского залива в центральной части города. Световая композиция панорам характеризуется сегодня как сложная многоплановая, по-лидоминантная, многоярусная, дискретная структура с аритмичным расположением световых акцентов и доминант. В световых панорамах присутствует как утилитарнофункциональная, так и художественная подсветка, формирующая линейные световые структуры улиц и набережных с локальным и несистемным расположением световых форм. В настоящее время светоцветовая среда Владивостока не имеет целостной концепции и не выполняет в полной мере функцию формирования художественной образности города (рис. 1, 2).
Рис. 1. Архитектурная панорама бухты Золотой Рог Владивостока (06.08.2012 г.). Визуальное направление юг-север
Рис. 2. Световая панорама бухты Золотой Рог Владивостока (07.08.2012 г.). Визуальное направление юг-север
Нами предложена композиция световой панорамы прибрежного города в виде модели, а также сформулированы ее принципы и методы (рис. 3).
композиция 1. 1 1
1__\ ДОМИНАНТЫ АКЦЕНТЫ
Световая панорама как театральное действо, как спектакль формирование световой режиссуры и партитуры
а
Ь
|светопанорамныи “лейтмотив”
выявление визуальных планов - «кулис»
СВЕТОЦВЕТОВОЙ
ОБРАЗ
моделирование разноплановых светоцветовых композиций, формулирование главной художественной задачи
светопанорамная
режиссура
порядок кинетики элементов искусственной световой панорамы - определение ритмических временных интервалов изменения освещения элементов (светопанорамная режиссура)
Рис. 3. Модель световой панорамы города: а - композиционные особенности световых прибрежных панорам, «сценические приемы формирования световой панорамы, Ь - синтез планировочной структуры города, его глубинно-панорамной композиции, плановости «сценического» пространства при формировании световой панорамы города, с - экспериментальностатистические методы исследования при формировании световой панорамы
Мы выделяем следующие принципы световой панорамы прибрежного города.
Композиционный принцип и принцип «сценического» пространства (по В.С. Баркову, Д.Г. Исмагилову и Е.П. Древалевой) [4, 14] (рис. 3, a, b).
Он включает: формирование равноярких планов; трехмерное освещение доминанты (световое акцентирование); освещение переднего плана и доминанты; выявление глубины -«яркостная инверсия»; освещение доминанты - сокращение глубины; нижнее освещение доминанты; введение принципа «световая корона»; формирование визуальных планов - выявление силуэта доминанты; введение резкого яркостного контраста визуальных планов; выявление плановости методом увеличения или снижения яркостей элементов по мере их удаления, вызывающих эффект визуального сокращения или визуального удлинения пространства (по данным лабораторных исследований Н.И. Щепеткова).
Объемно-пространственные характеристики города, например его панорама и силуэт, колористика города, современные технологии и оптические эффекты искусственного света усложняют визуальное «поле» города и затрудняют восприятие его световой среды в условиях темноты. Для выявления и подтверждения этой специфики на практике было проведено статистическое исследование аспектов восприятия световых панорам Золотого Рога Владивостока, оно и стало основой разработанной нами модели световой панорамы.
Экспериментально-статистические исследования (рис. 3, c) проводились методами «семантического дифференциала» («semantic differential») для определения субъективного отношения к определенному качеству световой панорамы прибрежного города по метриче-
ской шкале оценок [13] и методом парных сравнений визуальных стимулов, модель Л.Л. Терстоуна (law of comparative judgment, Thurstone L.L.) [7].
В нашем исследовании первое единовременное анкетирование было проведено в 2010 г. В опросе принимали участие студенты старших курсов Дальневосточного государственного технического университета (Инженерная школа ДВФУ), обучавшиеся специальности «дизайн архитектурной среды», сделана также обширная анкетная выборка горожан. Респондентам были предъявлены одинаковые фотоизображения световых панорам города разных визуальных направлений (студенты: 10% - визуальное направление юг-север, 11% -север-юг; горожане: 41% - визуальное направление юг-север, 38% - север-юг). Пункты анкет раскрывали эстетические и структурные особенности световой панорамы, а сила восприятия дифференцировалась по шкале оценок от «-3» до «+3» при сопоставлении вопросного пункта и фотообраза панорамы. Всего было опрошено 159 чел., количество обработанных анкет - 122. Данные были суммированы и найдено среднее значение. Результаты оформлены в таблично-графической форме «Исследование световых панорам бухты Золотой Рог во Владивостоке методом психосемантического дифференциала».
Основные результаты оценки восприятия субъективных характеристик световых панорам Владивостока следующие.
Современное состояние городской среды Владивостока и ее световая панорама формирует в целом отрицательное эмоциональное отношение по эстетическим категориям. Однако архитектурно-художественный аспект восприятия уточняет содержание композиции световой панорамы и выявляет структурную роль таких ее изобразительных элементов, как силуэт застройки, визуальная плановость и глубина, морская семантика и ландшафт, ритм доминант и ансамблей, масштаб. Анализ архитектурно-градостроительного аспекта восприятия подтвердил композиционную функцию архитектуры и рельефа как первичной основы художественной структуры световой панорамы, при этом ландшафт сегодня визуально не выделен освещением, поэтому не осмыслен с точки зрения градостроительства. Данные в отношении архитектурно-градостроительного аспекта показали более высокую определенность в двух группах (специалисты и горожане). В целом ответы в двух выборках по эстетическим аспектам восприятия световой панорамы Владивостока индифферентны и практически не структурированы, что подтверждает отсутствие целостности композиции световой панорамы. Во многом это обусловлено отсутствием плановой работы административных структур города над художественной образностью световой среды и панорамы. Результаты отражены также в виде графика усредненных значений.
Второе единовременное исследование было проведено в 2012 г. Как показало позднее анкетирование 2012 г. (были опрошены студенты ДВФУ, обучающиеся специальности «дизайн архитектурной среды»: 17 анкет - визуальное направление юг-север, 21 анкета - север-юг), в целом эстетические и архитектурно-градостроительные особенности восприятия существующей светопанорамы практически не изменились. Подтверждалась сложная живописно-асимметричная структура световой панорамы. Светоцветовые характеристики вызывали слабоположительную реакцию, что характеризовало современную стадию формирования новых световых доминант. Многие эстетические определения требовали своего выражения в композиции светопанорамы. Исследование выявило визуальный эффект развития и движения композиции световой панорамы по горизонтали и вертикали. Подтверждалась се-
мантическая роль водного планшета, портовых сооружений в облике ночного города, выраженном в его искусственной световой панораме. Однако визуальное противоречие возникало при одновременной трансформации функциональной специфики набережных Золотого Рога с портовой на рекреационно-деловую при отсутствии ее плановости и структурности (рис. 1, с).
Итоги эксперимента подтвердили, что эффект глубинности световой композиции панорамы города наиболее ясно выражает его пространственную структуру. Композиция 2 (рис. 3, с, верхнее освещение доминанты) соответствует композиционному приему «верхнее освещение доминанты», вызывает наиболее сильное ощущение эффекта глубинности. Композиция 1 (рис. 3, с, формирование равноярких планов) «формирование равноярких планов» соответствует наименьшему визуальному эффекту выявления глубинности. При выявлении глубинности определяющим является освещение доминант, цветность света - второстепенна (рис. 3, с).
Светокомпозиционные методы и приемы формирования световой панорамы
Разработанная теоретическая модель позволила определить и применить композиционные и глубинно-плановые приемы (принципы «сценического пространства») при формировании архитектурно-художественной структуры световой панорамы города (рис. 4, 5).
Для этого необходимо решение следующих задач (реализация принципов «сценического» пространства):
сформировать композицию светопанорамы с выявлением глубинности, отражающую градостроительную ситуацию города с использованием различной интенсивности и цветности освещения структурных элементов - визуальные планы, световой силуэт, ярусы (водный планшет, застройка, ландшафт);
создать светоцветовой «лейтмотив» методом формирования «сценического» пространства и приемами его освещения; привнести светоцветовую кинетику световой панорамы Владивостока, используя динамические режимы стационарного и временного освещения;
сформировать иерархизированную систему световых ансамблей, доминант и акцентов в центральной части Владивостока с включением его уникального ландшафта, используя светоцветовые отношения освещаемых элементов.
Итак, нами разработаны приемы светоцветовой композиции прибрежной панорамы города, основанные на количественных и качественных параметрах освещения: равнояркие планы; яркостная инверсия; верхнее освещение доминанты; освещение доминанты, сокращение глубины; освещение переднего плана и доминанты; нижнее освещение доминанты; трехмерное освещение доминанты; световая корона;
формирование визуальных планов, выявление силуэта доминанты; резкий яркостной контраст планов и доминанты; разноцветные планы.
Рис. 4. Формирование световой панорамы принципами «сценического» пространства
ЦВЕТНЫЕ ПЛАНЫ
ФОРМИРОВАНИЕ СВЕТОВОЙ ПАНОРАМЫ ПРИНЦИПАМИ «СЦЕНИЧЕСКОГО» ПРОСТРАНСТВА (ПО ТЕОРИИ B.C. БАРКОВА, Д.Г. ИСМАГИЛОВА И ЕЛ. ДРЕВАЛЕВОЙ)
ФОРМИРОВАНИЕ СЕВЕРНОЙ СВЕТОВОЙ ПАНОРАМЫ БУХТЫ ЗОЛОТОЙ РОГ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ
Рис. 5. Приемы светоцветовой композиции световой панорамы города
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеев В.В., Обертас В.А. Генеральные планы Владивостока. История, проблемы, решения: монография. Владивосток: Дальнаука, 2007. 259 с.: ил.
2. Архитектура и градостроительство. Энциклопедия. М.: Стройиздат, 2001. 688 с.: ил.
3. Баранов Н.Н. Силуэт города. Л.: Стройиздат, 1980. 184 с.: ил.
4. Барков В.С. Световое оформление спектакля. М.: Искусство, 1953. 200 с.: ил.
5. Бархин М.Г. Город. Структура и композиция. М.: Наука, 1986. 264 с.: ил.
6. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М.: Стройиздат, 1977. 127 с.
7. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. М.: Психология, 2005. 320 с.
8. Гусев Н.М., Макаревич В.Г. Световая архитектура. М.: Стройиздат, 1973. 248 с.
9. Гутнов А.Э., Лежава И.Г. Будущее города. М.: Стройиздат, 1977. 126 с.
10. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат, 1984. 254 с.: ил.
11. Ефимов А.В. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990. 272 с.: ил.
12. Иконников А.В. Архитектура города. Эстетические проблемы композиции. М.: Стройиздат, 1972. 214 с.: ил.
13. Искусствометрия. Методы точных наук и семиотика / сост. и ред. Ю.М. Лотмана, В.М. Петрова. М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2009. 368 с.
14. Исмагилов Д.Г., Древалева Е.П. Театральное освещение. М.: ДОКА Медиа, 2005.
360 с.: ил.
15. Келер В., Лукхардт В. Свет в архитектуре. Свет и цвет, как средства архитектурной выразительности. М.: Гос. изд. лит-ры по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1961. 180 с.: ил.
16. Косицкий Я.В. Композиционные основы планировочной структуры города. М.: МАРХИ, 1984.124 с.
17. Лиманская Л.Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта: исследования по теории и методологии искусствознания. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2004.
223 с.: ил.
18. Миронова Л.Н. Цветоведение. Мн.: Выш. шк., 1984. 286 с.: ил., цв. вкл.
19. Моор В.К., Ерышева Е.А. Формирование архитектурно-художественного облика приморских городов. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1997. 88 с.
20. Сяо Хуэйцянь. Ночное освещение городов: планирование, проектирование и практика. Пекин: Изд-во строит. промышленности КНР, 1999. 483 с.: ил.
21. Щепетков Н.И. Световой дизайн города. М.: Архитектура С, 2006. 317 с.: ил.
22. Brandi U., Geissmar-Brandi Ch. Light for Cities. Lighting Design for Urban Spaces. A Handbook. Brikhauser: Publishers for Architecture, 2007. 168 p.
23. Narboni R. Lighting the Landscape. Art Design Technologies. Brikhauser. Publishers for Architecture, 2004. 230 p.: ill.
24. Shane D.G. Recombinant urbanism. Conceptual Modeling in Architecture, Urban Design, and City Theory. Published in Great Britain in 2005 by Wiley-Academy, a division of John Wiley & Sons Ltd. 344 p.
25. Santen Ch., van Light Zone City. Light planning in the Urban Context. Brikhauser Publishers for Architecture, 2006. 127 p.: ill.