Оригинальная статья / Original article УДК 72.03:71 ;711.41
DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2018-3-217-227
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ГОРОДОВ СИБИРИ
© Е.В. Хрунык3
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. При анализе композиционных качеств прибрежных территорий городов Сибири возникает вопрос о безликости и монотонности застройки этих территорий в современных условиях, следствием чего становится утрата существовавшего ранее неповторимого языка архитектурных форм. Темпы интенсивного территориального роста городов в условиях массового индустриального строительства опережают развитие архитектурных средств выразительности, поэтому перед градостроителями с особой остротой стоит проблема совершенствования эстетических качеств исторических центров и сохранения своеобразия архитектурно-художественного облика исторически сложившихся зон. МЕТОДЫ. Ключевым при разработке композиционно-художественных вопросов является графический метод учета особенностей зрительного восприятия облика исторического ядра. Особое внимание уделяется видовому раскрытию панорам, масштабных отношений, закономерностям ритма, эмоциональной оценке силуэтов прибрежных территорий. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Формирование облика сибирских городов, расположенных на излучинах крупных рек, создание их индивидуальных черт во многом обусловливается выразительностью их внешних силуэтов и панорам. Сохранившаяся роль исторического ядра, как идейно-художественного потенциала, все более деформируется под натиском новой застройки. Главным направлением в градостроительной политике вновь должно стать стремление развивать современными средствами единую линию в исторической культуре города, объединяя творческие поиски с общей задачей. ВЫВОДЫ. Рассматриваемые примеры силуэтов крупных городов Сибири лишний раз подтверждают, что пространственные характеристики территорий обусловлены целым рядом закономерностей, которые могут быть применены на практике. На основе проведенного исследования предлагаются рекомендации по совершенствованию облика города и его пространственной композиции.
Ключевые слова: синтезируемый силуэт, историческое ядро, вертикальные акценты, преемственность, архитектурно-художественный облик, трансформация.
Информация о статье. Дата поступления 04 июля 2018 г.; дата принятия к печати 14 августа 2018 г.; дата онлайн-размещения 26 сентября 2018 г.
Формат цитирования. Хрунык Е.В. Преобразование визуальных качеств исторических центров городов Сибири // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Т. 8. № 3. С. 217-227. DOI: 10.21285/2227-2917-2018-3-217-227
TRANSFORMATION OF VISUAL QUALITIES OF HISTORICAL CENTRES OF SIBERIA CITIES
E.V. Khrunyk
Irkutsk National Research Technical University,
83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation
ABSTRACT. AIM. When analysing the compositional qualities of the coastal territories of Siberian cities, a problem rises involving the facelessness and monotony of the development of these territories under contemporary conditions. As a result, the loss of the previously unique language of architectural forms becomes clear. Unfortunately, the pace of intensive territorial growth of cities in the conditions of mass industrial construction runs ahead of the development of architectural means of expressiveness. Therefore, city planners
аХрунык Евгений Викторович, соискатель кафедры архитектурного проектирования, e-mail: [email protected]
Evgeny V. Khrunyk, Research Assistant of the Department of Architectural Design, e-mail: [email protected]_
are particularly concerned about improving the aesthetic qualities of historical centres and preserving the originality of the architectural and artistic appearance of historically established zones. METHODS. The key to the development of compositional and artistic issues involves a graphical method by which the peculiarities of visual perception of the appearance of the historical core are considered. Particular attention is paid to the species disclosure of panoramas, scale proportions, rhythmic patterns and an emotional evaluation of the silhouettes of coastal areas. RESULTS AND DISCUSSION. The formation of the appearance of Siberian cities located on the bends of large rivers and the creation of their individual features is largely determined by the expressiveness of their external silhouettes and panoramas. The preserved role of the historical core as an ideological and artistic potential is becoming more and more deformed under the onslaught of new development. The main focus in urban planning policy should again be at the desire to develop a single line in the historical culture of the city, combining creative search with a common goal. CONCLUSION. The considered examples of the silhouettes of the large cities of Siberia confirm once again that the spatial characteristics of the territories are due to a number of regularities that can be applied in practice. Based on the conducted research, recommendations for improving the appearance of the city and its spatial composition are presented.
Keywords: synthesized silhouette, historical core, vertical accents, continuity, architectural and artistic appearance, transformation
Information about the article. Received July 04, 2018; accepted for publication August 14, 2018; available online September 26, 2018.
For citation. Khrunyk E.V. Transformation of visual qualities of historical centres of Siberia cities. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real-estate. 2018, vol. 8, no. 3, pp. 217-227. (In Russian). DOI: 10.21285/2227-2917-2018-3-217-227
Введение
Архитектурно-художественный обликгородов имел большое значение на протяжении веков. В архитектуре выдающихся ансамблей прошлого и настоящего, в облике целых городов находили и находят отражение их своеобразное выражение, функциональные потребности, научно-технические и экономические возможности общества и его идейно-художественное воззрение [1-9].
Важный фактор выразительности облика города - это своеобразие, неповторимость. Именно через самобытность городов раскрывается их широкое многообразие. Индивидуальность облика города достигается в результате взаимодействия постоянно действующих устойчивых факторов, таких как природный ландшафт, историческая преемственность, уровень градостроительной культуры, современные технологические возможности и др. [2, 8].
Быстрый темп сменяемости условий развития городской среды повлек трансформацию стилистических характеристик разновременной застройки, что является очевидным на сегодняшний день. В настоящее время
повышение этажности застройки в зонах исторического центра стало глобальной проблемой. Высотные здания перекрыли силуэты исторически сложившихся сибирских городов и тем самым изменили привычные представления об облике. «Вторжение» новых высотных сооружений в историческую среду города вызывает необходимость учитывать единство архитектурной композиции города. Сейчас к сохранению исторически ценного наследия наметился новый подход, когда на градостроительном уровне сочетаются две пространственные системы - исторически сложившаяся и современная урбанизированная. В первом случае речь идет о сохранности исторического силуэта города как его структурной первоосновы, с нарастанием высотности застройки по мере удаления от исторического ядра. Во втором - о гармонизации в размещении новых общественных сооружений, развивающих историческое ядро города за счет развития подземного пространства и застройки прилегающих территорий [2, 4, 9].
Цель данной статьи - дать рекомендации по формированию силуэта города путем сохранения визуального
потенциала в застройке исторического центра сибирского города.
Особо значима взаимосвязь масштаба с масштабностью, которая предполагает зрительную соразмерность городской застройки с физическими размерами человека в условиях его статичного и динамичного состояний. Важно учитывать, что сооружения и свободные пространства, отвечающие современному масштабу города, были всегда соразмерны человеку [5].
Материалы и методы исследования
Наиболее выразителен облик исторических городов, сконцентрировавших в себе архитектурно-художественное наследие многих эпох. Это явление характерно для многих крупных и крупнейших городов Сибири с большими объемами нового строительства. Основными условиями придания таким городам индивидуальных особенностей являются: учет сохраняемого историко-архитектурного наследия, творческое обобщение и использование прогрессивного опыта нового строительства в исторических городах, архитектурная преемственность и поиск эффективных средств повышения выразительности применительно к современным условиям развития городов.
Важнейшая роль в формировании архитектурно-художественного облика города, в композиции архитектурных ансамблей принадлежит силуэту застройки, являющемуся вертикальной проекцией планировочной структуры, и обширным панорамам, воспринимаемым с далеких расстояний. Выразительность силуэта достигается: сочетанием исторически сложившихся объектов с современными объемами, взаимосвязью с природным ландшафтом, соразмерным отношением высотных зданий к рядовой застройке [1].
К новой застройке должны предъявляться строгие требования по модулю членения фасадов, вписы-
вающихся в ее контекст и регламентации по высоте. Пространственными ориентирами служат исторически сложившиеся устойчивые объемы соборных групп как доминанты культовых сооружений. Игнорирование требования введения нового масштаба влечет за собой серьезные грубые ошибки в формировании архитектурно-пространственной среды, деструкцию масштабного строя, деформацию силуэтных характеристик центра города [5, 6, 8].
В сибирских городах стоит проблема необходимости решения комплекса задач по соразмерности нового силуэта территориально разросшегося города старому. В развивающейся практике градостроительства такие вопросы часто решаются приемом создания системы «переходного» масштаба, как в организации горизонтального, так и вертикального модуля застройки, с размещением новых архитектурных доминант преимущественно на интенсивно реконструируемых и новых территориях [2].
Во многих случаях эти непременные условия построения гармонических композиций забываются или нарушаются.
Результаты и их обсуждение
Вертикальные акценты культовых сооружений служат не только ориентирами, но и раскрывают содержание пространства места, над которым они господствуют. Недопустима в рассматриваемых ниже примерах чрезмерная концентрация новых объемов высотных сооружений, которая снижает пространственно-организующую роль исторически сложившегося силуэта.
На рисунке 1, а, Ь, показана панорама центра набережной города Иркутска. Отмеченное в силуэте решение «агрессивного» объема общественного здания решает здесь сугубо локальную задачу и выбивается из целостного пространственного единства. Отмеченный объем имеет подавляющую,
грубую по форме абриса силуэтную линию, не проработанную по пластике объема завершения. Это нарушает основы композиции архитектурного ансамбля и как важного градостроительного узла в историческом городе, что привело к деформации и потери визуального равновесия архитектурных объемов силуэта. Важно отметить воз-
никшую в данном примере проблему оптимальной высоты новой застройки и ее восприятия с различных точек обозрения. Выявленные характеристики показывают контраст вертикального и горизонтального компонентов застройки, что нарушает ритм чередования пространств и крупных элементов ландшафта.
b
Рис. 1. Развертка «Нижней» набережной в историческом центре Иркутска: а - панорама исторического ядра г. Иркутска, нач. XXI века; b - анализ силуэта набережной, стрелкой
указано место вписывания новой диссонирующей застройки (авторская схема) Fig. 1. Disclosure of the «Lower» riverfront in the historical center of Irkutsk: а - the panorama of the historic core of the city of Irkutsk, the beginning of the XXI century; b - analysis of the silhouette of the embankment, the arrow indicates the location of the new dissonant building
(the author's scheme)
Для подробного сравнения можно привести фрагмент панорамного вида (рисунок 2, a, Ь, В данном примере церковь гармонично сочетается с вертикальным акцентом объема «Московских ворот» в оптимальном масштабном соотношении высоты к уровню рядовой застройки, как 1:2 по формуле (1.1). Это еще раз подтверждает нам то, что не было значительного разрыва по высоте между доминантами и фоном рядовой застройки, что увеличивало потенциал визуального восприятия высоты акцента и его силуэтных характеристик с удаленного расстояния. Таким образом, выявленный анализ наглядной модели фрагмента соответствует принципу единства и равновесия элементов градостроительной композиции [1, 4].
На примере вышеуказанного анализа фрагмента (см. рис. 2, Ь) мож-
но вычислить масштабные отношения рассматриваемого объема «Московские ворота» к Владимирской церкви:
h=19-42=1-2,21, (1.1) где h - высота застройки «Московских ворот»; ^ - высота колокольни Владимирской церкви.
В свою очередь, из рис. 2, Ь, можно вычислить соотношение высот рассматриваемого объема «Московские ворота» к отмеченному стрелкой новому общественному зданию, а также к исторической рядовой застройке, что наглядно свидетельствует о нынешнем состоянии:
h -/=19-35=1-1,84, (1.2) где h - высота застройки «Московских ворот»; ^ - высота отмеченного стрелкой нового объема общественного здания.
С
Рис. 2. Типы сочетания вертикальных акцентов в силуэте старой и новой застройки набережной в историческом центре Иркутска: а - фрагмент панорамы Иркутска, нач. XX в.; b - максимально допустимое превышение рядовой застройки, анализ, фрагмент панорамы Иркутска, нач. XX века, в центре - «Московские ворота», слева Владимирская церковь 1775-1938 гг. (утрачен первоначальный облик, ныне Православная женская гимназия), авторская схема; c - анализ соотношения высот,
авторская схема Fig. 2. Types of combination of vertical accents in the skylines of the old and new buildings of the riverfrontin the historical center of Irkutsk: a - fragment of Irkutsk panorama, beginning of XX century; b - maximum permissible elevation of ordinary buildings, fragment of the panorama of Irkutsk and the beginning of the XIX century, in the center - «Moscow gates», to the left Vladimir Church 1775-1938 (lost original the original image, now an Orthodox women's school), author's scheme; c - analysis of the correlation of heights, author's scheme
Подобное решение было выявлено в панораме застройки исторического центра г. Томска. Этот вопрос приобретает все большее значение, так как на протяжении столетий город располагается в композиционной связи с природным ландшафтом. Отмеченные здания
новостроек нарушают многовековую градостроительную традицию пространственного сочетания застройки набережной с фланкирующими культовыми сооружениями, без учета которой нельзя создать систему архитектурных ансамблей центра города (рисунок 3).
b
Рис. 3. Типы сочетания силуэта старой и новой застройки набережной в историческом центре Томска: a - панорама центральной части Томска со стороны р. Томь, 1908 г., фото В. Соловкина; b - анализ панорамы г. Томска, нач. XX века; c - панорама набережной г. Томска, нач. XXI в. (авторская схема); d - анализ синтезируемого силуэта (противопоставление нового - старому), стрелкой указано место вписывания новой застройки (авторская схема) Fig. 3. Types of combination of skylines of the old and new building of the embankment in the historical center of Tomsk: a - panorama of the Central part of Tomsk from the side of Tom, 1908, fot. by V. Solovkin; b - analysis of the panorama of Tomsk, the beginning of the XX century; c - panorama of the river front of Tom in Tomsk, the beginning of the XXI century (author's scheme); d - analysis of the synthesized silhouette (the opposition of the new - old), the arrow indicates the placement the new building (author's scheme)
Уникальной яркой панораме ансамблей исторического центра противопоставляется схематичная застройка новой части центра Томска -несоразмерная, не учитывающая сложившиеся композиционные узлы. Такое решение сложной градостроительной задачи становится сомнительным в композиционной системе архитектурного облика города, не отвечает требованиям гармонического единства нового и старого, художественным закономерностям построения силуэта.
Панорама набережной исторического центра города Тюмени, расположенного на мысовой части ландшафта, завершается примитивной «коробкой» общественного жилого здания, которое в свою очередь контрастирует с фланкирующим монументальным силуэтом храмовых построек (рисунок 4). Соотношение вертикальных композиций соборных групп к массе рядовой застройки образует единый ориентир, что свидетельствует о наличии архитектурной композиции - ритмического контраста (см. рис. 4, Ь).
Таким образом, между отмеченными на примерах новыми высотными акцентами и сложившейся исторической застройкой не имеется пространственных разрывов, что не является оптимальной дистанцией, а выразительность силуэта не определяется соотношением высоты вертикального сооружения к средней этажности рядовой застройки [1, 6]. Кроме того, необоснованное повышение этажности в зоне исторического центра нейтрализует существующие высотные сооружения, определяющие силуэт города, тем самым уменьшая их контрастные отношения. Тенденция к огрубленным, дисгармонирующим вертикальным элементам ведет к унификации исторически сложившегося силуэта города. На рассмотренных выше примерах панорам Иркутска, Томска, Тюмени можно отметить, что выявленные новые высотные акценты лишены общего пространственного замысла при-
брежного фронта застройки и тем самым снижается роль архитектурно-художественного облика города и пространственных ориентаций.
Приведенные примеры забвения сложившейся архитектурной композиции не случайны. Справедливо отвергнув увлечение наследием прошлого, многие архитекторы без всяких оснований отвергли и жизненные градостроительные традиции, такие как принципы формирования силуэта панорам города. Сложившийся пробел на сегодняшний день пытаются подменить ложным термином «свободная планировка, застройка», забывая о том, что понятие «свободная застройка» не коррелирует с понятием города, являющимся регулярным архитектурным организмом.
Помимо общих требований, предъявляемых к формированию архитектурно-пространственной композиции городов, необходимо учесть дифференцированный подход, а именно: применяя прием пропорцио-нирования вертикальных акцентов [3].
Даже в городах, находящихся в сходных природных условиях, но обладающих различными количественными и качественными характеристиками историко-архитектурного потенциала, подход к формированию композиции застройки должен быть различным. В этом аспекте индивидуальные особенности прибрежных силуэтов и панорам в значительной мере зависят от роли исторических районов в планировочной структуре города, их удельного веса - протяженности территорий берегового фронта, взаимосвязи и сомасштабности новой застройки с природным ландшафтом. В процессе формирования синтезированного силуэта возникают серьезные проблемы органичной взаимосвязи старого и нового, имеющие различные пути решения: стилизация под старое; тактичное размещение; контраст с существующей застройкой. Наименьший ущерб наносят первые два пути.
d
Рис. 4. Типы сочетания силуэта старой и новой застройки набережной в историческом центре Тюмени: а - панорама г. Тюмени нач. XIX века, b - анализ силуэта панорамы г. Тюмени, нач. XX века (авторская схема); c - панорама исторического ядра г. Тюмени, нач. XXI века; d - синтезированный силуэт, стрелкой указано место вписывания нового вертикального акцента, анализ (авторская схема) Fig. 4. The types of combinations of skylines of old and new buildings of the promenade in the historic center of Tyumen: a - skyline of Tyumen the beginning of the nineteenth century, b - analysis of the skyline of the panorama of the city of Tyumen, the beginning of the XX century (author's scheme); c - panorama of the historic core of the city of Tyumen, the beginning of the XXI century; d - synthesized skyline, the arrow indicates the placement
of a new vertical accent, analysis (author's scheme)
Стилизация под старое может достигаться различными средствами: сохранением объемно-планировочных модулей, цветового решения, применением традиционных строительных материалов, отдельных архитектурных приемов в застройке и др. Полная стилизация фасадов застройки, предлагаемая в ряде проектов реконструкции,
не целесообразна, так как это создает ложную архитектурную среду, не соответствующую новому содержанию. Удачным сложившимся классическим примером может служить опыт синтеза «старого» и «нового» в силуэте г. Москвы, созданного в результате размещения высотных зданий в 60-е годы прошлого столетия (рис. 5).
Рис. 5. Панорама с высотки на Котельнической набережной, Москва, 1969 г. Fig. 5. Panorama from the high-rise on Kotelnicheskaya embankment, Moscow, 1969
Наиболее сложной задачей является выбор местоположения, интервала и высоты новых архитектурных доминант. В результате ошибочных решений нивелируется сложившийся силуэт и возникает перенасыщенность акцентами нового.
Для достижения выразительности силуэта наибольшее значение в данном случае приобретает архитектурная преемственность, творческий поиск новых приемов выразительности, базирующихся на тщательном учете новых концепций генплана территориально-планировочного развития городов, прибрежного ландшафта, объемно-пространственного построения застройки.
Последовательное объемно-пространственное решение современных прибрежных силуэтов и панорам
исторически сложившихся сибирских городов во многом зависит от грамотно разработанной и принимаемой на перспективу концепции территориально-пространственного развития, при которой тот или иной участок прибрежных территорий будет играть различную роль в формировании силуэта.
Выявляя роль прибрежной застройки в формировании силуэта надлежащим образом, стоит обратить внимание на:
- историческое ядро, представляющее синтез архитектурной среды;
- новую часть центра города, взаимодействующую с историческим ядром;
- новые крупные жилые территории, примыкающие к центру на обоих берегах русла реки.
При развитии города вдоль излучины реки, очевидно, нецелесообразно дальнейшее высотное акцентирование центрального ландшафта с его сложившимися архитектурными доминантами. Новые высотные акценты предпочтительней располагать на других территориях, удаленных от исторического центра и центрах прибрежных селитебных районов. Застройку центральной мысовой части холма г. Тюмени, доминирующего в долине р. Тура, следует рассматривать в единой системе прибрежных архитектурных композиций.
Архитектурная преемственность должна учитываться не только при решении локальных градостроительных задач, но и при пространственном построении композиции в тесной взаимосвязи с основными концепциями, принимаемыми генеральными планами городов. Для взаимосвязи новых акцентов со сложившимися возможна постановка небольшого числа «промежуточных» доминант на въездных пространствах со стороны центра в новые районы. При этом дифференцированный подход к историко-архитектурной среде и архитектурной преемственности должен органично сочетаться с новыми композиционными приемами, обусловленными современными градостроительными требованиями и масштабами развития города, охраной и рациональным использованием природного ландшафта.
Заключение
В результате анализа панорам и силуэтов сибирских городов предлагаются следующие рекомендации по по-
вышению визуальных качеств объемно-пространственной среды города и ее гармоничного развития:
- повышение роли культурно-художественных приемов прочтения силуэта в развитии исторических центров городов;
- сохранение и учет устойчивых элементов ландшафта, определяющих облик города;
- сохранение силуэта - запрет на строительство новой застройки выше оптимальной высоты в зоне исторического центра;
- обеспечение визуальных дистанций - пространственные разрывы между новыми и ценными историческими объемами.
Представленный в работе анализ пространственных структур рассмотренных сибирских городов позволил определить особенности композиционного влияния силуэта, выделить связанные с его обозрением территории и застройку, сформулировать основные требования к новой застройке в этих пределах и реконструкции существующей. Учет правил визуального взаимодействия сооружений с фланкирующими объектами позволит подойти к решению ряда проблем градостроительной композиции, не только выявить структуру имеющих историческую и художественную ценность визуальных кадров, осуществляя их эффективную охрану, но и решить ряд обратных задач, определить возможные направления формирования силуэтов, панорам, многочисленных локальных раскрытий, развития художественных коммуникаций.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баранов Н.Н. Силуэт города. М.: Стройиздат, 1980. 184 с.
2. Беккер А.Ю., Щенков А.С. Современная городская среда и архитектурное наследие: Эстетический аспект / ЦНИИ теории и истории архитектуры. М.: Стройиздат, 1986. 204 с.
3. Вольская Л.Н. Архитектурно-градостроительное наследие Сибири и основы его сохранения при реконструкции. Новоси-
бирск: Новосибирский государственный университет архитектуры и дизайна, 2015. 231 с.
4. Бунин А.В., Круглова М.Г. Архитектурная композиция городов. М.: Академия Архитектуры СССР, 1940. 204 с.
5. Пронин Е.С. Формирование городских центров. М.: Стройиздат, 1983. 152 с.
6. Maria M. Plotnikova. Local and Regional Identity of Siberian Cities in the XXI Century. Journal of Siberian Federal University. Hu-
manities & Social Sciences. Supplement, 2015, vol. 8, pp. 245-252.
7. Salesses P., Schechtner K., Hidalgo C.A. The Collaborative Image of the City: Mapping the Inequality of Urban Perception. PLOS ONE, 2013, no. 8, 12 p.
8. Ferdous F. Examining the Relationship Between Key Visual Characteristics of Urban Pla-
zas and Aesthetic Response. SAGE Open, 2013, April-June, pp. 1-10.
9. Hebatalla Abouelfadl, Dalila ElKerdany, Christoph Wessling Editors. Revitalizing City Districts. Transformation Partnership for Urban Design and Architecture in Historic City Districts, 2017.
REFERENCES
1. Baranov N.N. Siluet goroda [The silhouette of the city]. Moscow, Stroiizdat Publ., 1980, 184 p. (In Russian)
2. Bekker A.Yu., Shchenkov A.S. Sovre-mennaya gorodskaya sreda i arkhitekturnoe nasledie: Esteticheskii aspekt / TsNII teorii i istorii arkhitektury [Modern urban environment and architectural heritage]. Moscow, Stroiizdat Publ., 1986, 204 p. (In Russian)
3. Volskaya L.N. Arhitekturno-gradostroitelnoe nasledie Sibiri i osnovy ego sohraneniya pri rekonstrukcii [Architectural and town-planning heritage of Siberia and basis of its preservation at reconstruction]. Novosibirsk, Novosibirsk State University of architecture and design Publ., 2015. 231 p. (In Russian)
4. Bunin A.V., Kruglova M.G. Arkhitektur-naya kompozitsiya gorodov [The architectural composition of cities]. Moscow, Akad. Arkhitektury SSSR Publ., 1940. 204 p. (In Russian)
5. Pronin E.S. Formirovanie gorodskih centrov [Formation of the city centers]. Moscow, Strojizdat Publ., 1983. 152 p. (In Russian)
6. Maria M. Plotnikova. Local and Regional Identity of Siberian Cities in the XXI Century. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Supplement, 2015, vol. 8, pp. 245-252.
7. Salesses P., Schechtner K., Hidalgo C.A. The Collaborative Image of the City: Mapping the Inequality of Urban Perception. PLOS ONE, 2013, no. 8, 12 p.
8. Ferdous F. Examining the Relationship Between Key Visual Characteristics of Urban Plazas and Aesthetic Response. SAGE Open, 2013, April-June, pp. 1-10.
9. Hebatalla Abouelfadl, Dalila ElKerdany, Christoph Wessling Editors. Revitalizing City Districts. Transformation Partnership for Urban Design and Architecture in Historic City Districts, 2017.
Критерии авторства
Хрунык Е.В. полностью подготовил статью и несет ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Contribution
Khrunyk E.V. has prepared the article for publication and is responsible for plagiarism.
Conflict of interests
The author declares no conflict of interests regarding the publication of this article.