Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО КУРСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ» (НА ПРИМЕРЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)'

КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО КУРСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ» (НА ПРИМЕРЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Основы духовно-нравственной культуры народов России / духовно-нравственное воспитание / культура / конфессия / ценности / православие / Архангельская область / программа учебного курса

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хорин Дмитрий Владимирович

В статье раскрыто значение духовно-нравственного воспитания в школе и роль в этом процессе образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Предложена концепция региональной программы учебного курса в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для Архангельской области, которая позволяет усвоить и претворить в действие и поведение школьников духовные ценности культуры своего народа в контексте культуры регионального сообщества, базирующейся на системе ценностей соответствующей конфессии (православия). Автором представлен примерный тематический и поурочный план учебного курса по основам духовно-нравственной культуры народов России для учащихся 5-го класса, проживающих в Архангельской области, и общие контуры примерной программы для иных регионов, в которых культурообразующим фактором служит православие. Подчеркивается, что во всех разделах учебного курса, составленного на основе предлагаемой программы, прослеживается связь с историей и культурой Архангельской области. Выдвинуто предположение о том, что на основе предложенных программ можно представить и федеральную основную общеобразовательную программу по основам духовно-нравственной культуры народов России, которая, в свою очередь, позволит разработать для каждого региона программы, учитывающие конфессиональные, национальные и этнокультурные особенности соответствующих субъектов Российской Федерации. Данные учебные курсы продолжат модули основ религиозных культур и светской этики с 5-го по 9-й класс. Федеральная основная общеобразовательная программа подчеркнет историческое и культурное единство России при всем многообразии населяющих ее народов. Предполагается, что именно эта аксиома стала отправной точкой создания образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Хорин Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTION OF THE REGIONAL EDUCATIONAL COURSE IN THE FIELD “FUNDAMENTALS OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF THE PEOPLES OF RUSSIA” (WITH ARKHANGELSK REGION AS AN EXAMPLE)

The article reveals the importance of spiritual and moral education at school and the role of the educational field “Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia” in this process. The conception of a regional curriculum within the framework of the educational field “Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia” for Arkhangelsk Region is proposed, which allows students to assimilate and transform into practical action and behaviour the high spiritual values of the culture of their people in the context of the culture of the regional community based on the system of values of the denomination (Orthodoxy). An approximate thematic and lesson plan of the educational school course on the “Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia” for the 5th grade of Arkhangelsk Region and the general outlines of the sample programme for other regions in which Orthodoxy is a cultural factor are presented. It is emphasised that It is emphasized that all sections of the training course, developed on the basis of the proposed program, trace the connection with the history and culture of the Arkhangelsk region. It is suggested that on the basis of the proposed programmes, it is possible to present a federal basic general education programme in the “Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia”, which will allow developing programmes for each region that will take into account the confessional, national and ethno-cultural characteristics of all subjects of the Russian Federation. These training courses will continue the modules “Fundamentals of religious cultures and secular ethics” from the 5th to the 9th grades. The federal basic general education programme will emphasise the historical and cultural unity of Russia with all the diversity of the peoples inhabiting it. It is assumed that this axiom was the starting point for the creation of the educational field “Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia”.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО КУРСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ» (НА ПРИМЕРЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Хорин Дмитрий Владимирович, аспирант,

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Россия, Санкт-Петербург dim.horin@yandex.ru https://orcid.org/0009-0005-1175-7767

2023. Вып. 70. С. 42-52

Б01: 10.15382Миг^202370.42-52

Концепция регионального учебного курса

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«Духовно-нравственная культура народов России» (на примере Архангельской области)

Аннотация: В статье раскрыто значение духовно-нравственного воспитания в школе и роль в этом процессе образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Предложена концепция региональной программы учебного курса в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для Архангельской области, которая позволяет усвоить и претворить в действие и поведение школьников духовные ценности культуры своего народа в контексте культуры регионального сообщества, базирующейся на системе ценностей соответствующей конфессии (православия).

Автором представлен примерный тематический и поурочный план учебного курса по основам духовно-нравственной культуры народов России для учащихся 5-го класса, проживающих в Архангельской области, и общие контуры примерной программы для иных регионов, в которых культурообразующим фактором служит православие. Подчеркивается, что во всех разделах учебного курса, составленного на основе предлагаемой программы, прослеживается связь с историей и культурой Архангельской области.

Выдвинуто предположение о том, что на основе предложенных программ можно представить и федеральную основную общеобразовательную программу по основам духовно-нравственной культуры народов России, которая, в свою очередь, позволит разработать для каждого региона программы, учитывающие конфессиональные, национальные и этнокультурные особенности соответствующих субъектов Российской Федерации. Данные учебные курсы продолжат модули основ религиозных культур и светской этики с 5-го по 9-й класс. Федеральная основная общеобразовательная программа подчеркнет историческое и культурное единство России при всем многообразии населяющих ее

Д. В. Хорин

© Хорин Д. В., 2023.

народов. Предполагается, что именно эта аксиома стала отправной точкой создания образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Ключевые слова: Основы духовно-нравственной культуры народов России, духовно-нравственное воспитание, культура, конфессия, ценности, православие, Архангельская область, программа учебного курса.

Становление целостной личности возможно только при условии включения человека в комплексную систему воспитания, важнейшим элементом которой является духовно-нравственное воспитание, стимулирующее духовное и нравственное развитие, обеспечивающее знакомство с духовно-нравственными ценностями и их принятие, раскрывающее и развивающее творческий потенциал. В рамках общего образования и в условиях семьи происходит наиболее насыщенное и эффективное усвоение основных элементов культуры, формируется понимание мотивов тех или иных поступков, разворачивается умение ориентироваться в нравственных качествах. Фундамент знаний о духовно-нравственном воспитании заложен в работах отечественных ученых: Н. И. Ильминского, Н. И. Новикова, С. А. Рачинского, К. Д. Ушинского и др. Сегодня предполагается, что «развитие ценностно-смысловой сферы личности происходит на основе ценностно-ориентирующей деятельности, сущность которой заключается в целенаправленном осмыслении, оценке человеком окружающего мира и собственного "Я". Образ "Я" является ядром личности. Духовно-нравственное воспитание предполагает педагогическое сопровождение самоформирования идеального "Я" воспитанника»1. Данную мысль развивает Т. Д. Джишкариани, по мнению которого, «духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения, гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие»2. Таким образом, духовно-нравственное воспитание позволяет формировать нравственность человека на основе ценностей, выработанных национальной, общегосударственной и мировой культурой.

Россия — самое большое в мире государство, в котором «на основе восточно-христианского понимания добра и зла, правды и неправды, мер свободы и принуждения на тысячу лет на величайших просторах состоялась сложнейшая симфония и великих и малых религий, и этносов — кочевых и оседлых, бесчисленных каст, сословий, цехов и общин»3. Русский философ И. А. Ильин назвал Россию симфонией территорий и народностей, составивших органическое единство.

1 Рябчикова С. Б., Синягина С. А., Шарова А. Д. Духовно-нравственные традиции русской культуры: Программа и методическое пособие. Ярославль, 2009. С. 259.

2 Духовно-нравственное воспитание школьников: учеб.-метод. пособ. для курса по выбору для студентов направления Педагогическое образование / сост. Т. Д. Джишкариани. Шуя, 2011. С. 83.

3 Беликов В. Д., Четвертикова-Беликова С. И. Вехи истории Руси. Буэнос-Айрес; Новосибирск, 2006. С. 3-4.

По словам мыслителя, эта целостность возникла не механически, а в силу объективных факторов4. Главным из них является православная культура, проникающая и наделяющая смыслом все сферы жизни общества: экономику, право, образование, науку и т. д. Таким образом, в истории российского государства православная культура никогда не носила исключительно церковный характер, являясь государствообразующим и культурообразующим феноменом5. Она служит определенным «ядром» культуры России. Сегодня православный контекст в русской истории и культуре интенсивно восстанавливается. На уровне федерального законодательства «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» подчеркивается в преамбуле Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях». Все это говорит о том, что действительно эффективную модель духовно-нравственного воспитания личности можно развернуть только на основе традиционной культуры и ее ценностных ориентаций, что предполагает знакомство с феноменологией российской цивилизации, ее идеалами, ценностями, формами и нормами социально-культурной практики, приобщение подрастающих поколений к стабильному «ядру» российской культуры, постижение ее смыслов.

Исходя из этого, для целей настоящей работы предлагается понимать под духовно-нравственным воспитанием один из ключевых аспектов воспитания, заключающийся в поступательном процессе развития ценностно-смысловой сферы личности, направленном на усвоение и претворение в практическое действие подрастающим поколением следующих высших духовно-нравственных ценностей:

1. Культуры своего народа в контексте культуры регионального сообщества (малой родины), ядром которой выступает система ценностей одной из традиционных конфессий России.

2. Российской гражданской нации, определяющее значение в формировании которых имели традиционные ценности России, сохраняющие основополагающие традиции и институты общества.

3. Семейной жизни.

4. Мирового сообщества6.

Одним из основных путей духовно-нравственного воспитания в условиях современного основного общего образования призвана служить предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Впервые включить в структуру учебного плана школы инновационную образовательную область «Духовно-нравственная культура» предложил в процессе обсуждения первого поколения государственных образовательных стандартов академик В. С. Леднев. Образовательная область состоит из трех компонентов:

1. Базисный (стержневой) предмет (курс) образовательной области.

4 См.: Ильин И. А. О русском национализме: сб. статей. М., 2006. С. 22.

5 См.: Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях образовательного учреждения: учеб.-метод. пособ. М., 2018. С. 6.

6 См.: Адамова А. Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода // Вестник Университета Российской академии образования. 2008. № 1. С. 26.

2. Элементы содержания в дисциплинах других образовательных областей.

3. Компонент в системе воспитательной работы7.

Согласно приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. № 568 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287» образовательная организация предлагает перечень учебных курсов (учебных модулей) по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», среди которых осуществляют выбор родители (законные представители) обучающихся. В силу вышеназванного нормативно-правового акта учебный курс в рамках указанной предметной области вводится с 2023/24 учебного года, преподается с 5-го по 9-й класс и должен учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности региона.

Сегодня, по мнению авторов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, результатом изучения учебного курса в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должны стать:

1. Понимание вклада представителей различных народов Российской Федерации в формирование ее единого цивилизационного наследия.

2. Осознание ценности культуры каждого народа России.

3. Интерес к традициям своего народа и народов, составляющих Российскую Федерацию.

4. Знание исторических примеров сотрудничества и взаимопомощи народов России.

5. Формирование уважительного отношения к национальным, религиозным и этническим ценностям народов России.

6. Понимание ценности межнационального и межрелигиозного согласия.

7. Формирование системы взглядов об образцах и примерах традиционного духовного наследия народов России.

Для достижения этих результатов в Архангельской области был предложен региональный курс в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», который позволил бы усвоить и претворить в действие и поведение школьников духовные ценности культуры своего народа в контексте культуры регионального сообщества (Архангельского севера), базирующейся на системе ценностей соответствующей конфессии (православия). Жители Архангельской области внесли огромный вклад в собирание и консолидацию русского народа, в развёртывание общерусской культуры. По словам академика Д. С. Лихачева, Архангельский Север сочетает в себе настоящее и прошлое, современность и историю (и какую историю — русскую! — самую значительную, самую трагическую в прошлом и самую философскую), человека и природу, «акварельную лиричность воды, земли, неба и грозную силу камня, бурь, холода снега и воздуха». Но самое главное, Север трогает сердца всех рус-

7 См.: Захарченко М. В. Методологические основы образовательной программы «Духовно-нравственная культура» // Духовно-нравственная культура в школе: учеб.-метод. пособ. / под ред. игум. Киприана (Ященко). М., 2009. С. 33.

ских людей именно тем, что он Русский Север. И русский он не только по названию или духовному устроению, но потому, что сыграл выдающуюся роль в русской истории и культуре. Архангельский Север участвовал в обороне России в самые лютые годы: шведского нашествия, Отечественной войны 1812 г. и Великой Отечественной войны. Он сохранил и тем самым спас от забвения русские сказы и сказки, былины, старинные народные обычаи, деревянную архитектуру, музыку, танцевальную культуру, изобразительное искусство. Богат Север и трудовыми традициями: династиями мореходов, рыбаков, ремесленников, художников, мастеров слова. Архангельская земля воспитала великих русских путешественников, землепроходцев, полярников и беспримерных по стойкости русских воинов8. По мнению Д. С. Лихачева, молодой человек обретает любовь к малой родине, к родной культуре, к своему городу или селу — со взращивания в своем сердце любви к родному дому, к своей семье, к своей школе. Поступательно эта любовь расширяется и переходит в любовь к своей родной стране, человек принимает ее историю и культуру, ее прошлое и настоящее как гармоничную часть своей личности и жизни9. Поэтому, вслед за Д. С. Лихачевым, мы можем утверждать, что человек, постигший культуру своей малой родины, обретает ключи к пониманию общероссийской культуры. Именно это и пытались отразить авторы в содержании курса.

Программа курса разбита на восемь тематических блоков:

I. Россия — наша Родина.

II. Основы православной культуры.

III. Культурологический блок.

IV. Семья на Архангельском Севере.

V. Собор святых земли архангельской.

VI. Традиции милосердия и благотворительности на Русском Севере.

VII. Архангельские кораблестроители.

VIII. Филологический блок.

Приведем примерный тематический и поурочный план курса для 5-го класса. Программа рассчитана на 34 часа.

Россия — наша Родина (1 час)

Россия — полиэтническое и поликонфессиональное государство. Символика России и Архангельской области (история и современность). Роль и место региона в истории и культуре России.

Внеурочная деятельность: экскурсия.

Художественная культура Русского Севера. Народное художественное творчество (2 часа)

Северные сказки. Сказки и сказители: М. Д. Кривополенова, А. В. Поликарпова и др. Рассказывание сказок как часть культуры повседневности. Традиционная культура в фокусе сказок. Нравственное содержание сказок («Горшочек лихо мыть», «Про Морозку» и др.).

История Русского Севера. Город Архангельск (2 часа)

8 См.: Лихачев Д. С. Раздумья о России. СПб., 1999. С. 571.

9 См.: Лихачев Д. С. Заметки о русском. М., 2014.

Михайло-Архангельский монастырь. Холмогоры. Николо-Корельский монастырь. Основание Архангельска. Архангельск — морские ворота России и колыбель российского флота. Экспедиция Ричарда Ченслера.

Собор святых, в земле Архангельской просиявших (2 часа)

Понятие святости. Пути к святости. Особенности пути святости на Русском Севере. Праведный Артемий Веркольский. Артемиево-Веркольский монастырь.

Основы православной культуры. Почитание святителя Николая на Русском Севере (1 час)

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских. «От Холмогор до Колы тридцать три Николы». Никольская церковь в селе Лявля. Николо-Корельский монастырь. Отражение почитания святителя Николая в фольклоре и литературе.

Внеурочная деятельность: экскурсия.

Основы православной культуры. Священное Писание и Священное Предание (1 час)

Понятие и состав Священного Писания. Понятие Священного Предания. Соотношение Священного Писания и Священного Предания. Священное Писание на Русском Севере.

Традиции милосердия и благотворительности на Русском Севере (1 час)

Милосердие и сострадание. Священное Писание о милосердии. Традиции милосердия на Русском Севере.

Семья на Архангельском Севере (1 час)

Особенности структуры и состава семьи на Архангельском Севере, особенности традиционного уклада жизни.

Литература Архангельского Севера. Борис Шергин (2 часа)

Борис Шергин: биография. Сказки, сказы, былины («Волшебное кольцо», «Дивный гудочек», «Кот котофей», «Пронька Грезной», «Мартынко», «Глупые люди» и др.).

Внеурочная деятельность: просмотр экранизаций произведений Б. Шерги-на; постановка пьесы по мотивам произведений Б. Шергина.

Основы православной культуры. Культура и традиция (1 час)

Понятие культуры. Понятие традиции. Понятие ценности. Культурные традиции и вечные ценности. Преемственность поколений. Хранение традиций на Русском Севере.

Основы православной культуры. История Ветхого Завета (8 часов)

История Ветхого Завета от Сотворения мира до смерти Моисея.

Художественная культура Русского Севера. Народное художественное творчество: танцевальный фольклор (3 часа)

Танцевальный фольклор.

Внеурочная деятельность: разучивание элементов народного танца и хоровода; проведение вечёрки.

Основы православной культуры. Устройство православного храма (2 часа)

Устройство и убранство православного храма. Иконы. Иконостас. Фрески. Особенности храмового зодчества на Архангельском Севере.

Внеурочная деятельность: экскурсия.

Художественная культура Русского Севера. Зодчество (3 часа)

Особенности каменного и деревянного храмового зодчества на Русском Севере. Клетские церкви. Шатровые церкви. Кубоватые церкви. Многоглавые и ярусные церкви. Северная изба. Наружное и внутреннее строение избы. Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

Внеурочная деятельность: экскурсия; изготовление макетов избы, храма из бумаги или древесины.

Основы православной культуры. Сергий Радонежский и традиции монашества на Русском Севере (2 часа)

Понятие монашества. История древнего монашества. Монашество в России. Прп. Сергий Радонежский. Наследники прп. Сергия на Русском Севере.

Художественная культура Русского Севера. Поклонные кресты (1 час)

Крест и его типы в Православии. Поклонные и памятные кресты на Русском Севере.

Литература Архангельского Севера. Степан Писахов (2 часа)

Степан Писахов: биография. Сказки («Не любо — не слушай», «Морожены песни», «Перепилиха», «Морожены волки», «Апельсин» и др.).

Внеурочная деятельность: просмотр экранизаций произведений С. Писахо-ва; постановка пьесы по мотивам произведений С. Писахова, экскурсия.

Все разделы предложенной программы так или иначе связаны с культурой Архангельской области. Так, изучение Священного Писания сопровождается исследованием влияния Библии на культуру региона. Например, в повествовании о сотворении невидимого мира говорится о том, что Архангельская область названа в честь Архангела Михаила. Это название происходит от существовавшего на этой земле с XII в. до 1930-х гг. Михаило-Архангельского монастыря, располагавшегося в устье Северной Двины. В его честь назван город Архангельск. В наши дни в честь архангела Михаила был освящен главный храм Архангельского Севера — Михаило-Архангельский собор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рассказе о явлении Троицы Аврааму повествуется о стремлении жителей региона всегда с радостью принимать путников в своих домах. Говорится и о северной иконописной традиции изображения иконы Святой Троицы. Обучающимся рассказывается, что одна из таких икон была создана примерно в 1538 г. для Троицкого храма Антониево-Сийского монастыря, расположенного недалеко от Архангельска. Известно, что художнику советами и молитвой помогал сам прп. Антоний Сийский (1477—1556). В честь Св. Троицы северяне возводили много храмов. Настоящим украшением Архангельска служил двухэтажный Троицкий собор, разрушенный в 1929 г. Храм снаружи украшали два больших изображения: «Явление Аврааму трех странников» и «Архангел Михаил». Еще одна Троицкая церковь сохранилась в столице региона до наших дней. Иногда этот храм называют Троицкой Кузнечевской церковью, по её месту расположения на берегу реки Кузнечихи. Троицкий Кузнечевский храм является самым древним из сохранившихся в Архангельске. Он был построен в XVIII столетии силами служилых людей, которые многие годы оставались главными его прихожанами. В храме хранились четыре полковых знамени, одно из которых — знамя Хол-

могорского стрелецкого полка, — сейчас находится в коллекции Архангельского краеведческого музея.

Курс служит логическим продолжением учебного модуля «Основы православной культуры» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Многие темы, изученные в 4-м классе, рассмотрены в курсе более углубленно и с акцентом на региональный материал. Предполагается, что школьники, освоившие учебный курс, будут стремиться продолжить изучение культуры Архангельской области посредством самообразования, чтения научно-популярной и художественной литературы, работы с сетью Интернет и т. д. Приобщение к культуре малой родины особенно важно сегодня, в период активной миграции населения и оттока жителей из Архангельской области в другие регионы. В связи с этим необходимо воспитание у молодежи определенной «нравственной оседлости» — «привязанности к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране»10, что позволит не допускать массовых переселений, утрат трудовых традиций, опустения деревень11. Реализация программы курса делает возможным осознанное решение выпускником организации основного общего образования связать свою дальнейшую судьбу с родным краем.

Представленная программа позволяет разработать общие контуры примерной программы для иных регионов, культурообразующим фактором в которых служит православие:

Тема Поурочное планирование

Россия — наша Родина (1 час) 1 Россия — полиэтническое и поликонфессиональное государство. Символика России и региона (история и современность). Роль и место региона в истории и культуре России

Основы православной культуры. Культура и традиция (1 час) 2 Понятие культуры. Понятие традиции. Понятие ценности. Культурные традиции и вечные ценности. Преемственность поколений. Хранение традиций в регионе

Художественная культура региона. Народное художественное творчество (2 часа) 3 Сказки. Сказки и сказители: рассказывание сказок как часть культуры повседневности. Традиционная культура в фокусе сказок. Нравственное содержание сказок

История региона. Столица региона (2 часа) 4 История столицы региона и ее значение для развития России. Отражение духовных традиций всего региона в его столице

Основы православной культуры. Священное Писание и Священное Предание (1 час) 5 Понятие и состав Священного Писания. Понятие Священного Предания. Соотношение Священного Писания и Священного Предания. Священное Писание в регионе

10 Лихачев Д. С. Письма о добром. СПб., 2015. С. 71.

11 См.: Он же. Раздумья о России... С. 571.

Тема Поурочное планирование

Основы православной культуры. Устройство православного храма (2 часа) 6 Устройство и убранство православного храма. Иконы. Иконостас. Фрески. Особенности храмового зодчества в регионе

Собор святых, просиявших в регионе (3 часа) 7 Понятие святости. Пути к святости. Особенности пути святости в регионе

Традиции семьи в регионе (1 час) 8 Особенности структуры и состава семьи в регионе, особенности традиционного уклада жизни

Художественная культура региона. Народное художественное творчество: танцевальный фольклор (3 часа) 9 Православие и танцевальный фольклор

Традиции милосердия и благотворительности в регионе (1 час) 10 Милосердие и сострадание. Священное Писание о милосердии. Традиции милосердия и благотворительности в регионе

Художественная культура региона. Традиции зодчества (3 часа) 11 Храмовое деревянное и каменное зодчество региона. Наружное и внутреннее строение избы

Основы православной культуры. История Ветхого Завета в связи с культурой региона (8 часов) 12 От сотворения мира до смерти Моисея

Основы православной культуры. Сергий Радонежский и традиции монашества в регионе (2 часа) 13 Понятие монашества. История древнего монашества. Монашество в России. Прп. Сергий Радонежский. Наследники прп. Сергия в регионе

Литература региона. Авторская сказка (4 часа) 14 Традиции авторской сказки в регионе. Православные мотивы и смыслы в ней. Связь авторской сказки с народным художественным творчеством

34 часа

Отталкиваясь от данной программы, можно представить и Федеральную основную общеобразовательную программу по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Она позволит разработать программы для каждого региона, которые будут учитывать конфессиональные, национальные и этнокультурные особенности субъектов Российской Федерации. Данные курсы выступят продолжением модулей «Основ религиозных культур и светской этики» с 5-го по 9-й класс. Федеральная основная общеобразовательная программа подчеркнет историческое и культурное единство России при всем многообразии составляющих ее народов, что и является отправной точкой создания образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Список источников

Адамова А. Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода // Вестник Университета Российской академии образования. 2008. № 1. С. 26-27.

Беликов В. Д., Четвертикова-Беликова С. И. Вехи истории Руси. Буэнос-Айрес; Новосибирск, 2006.

Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях образовательного учреждения: учеб.-метод. пособ. М., 2018.

Духовно-нравственное воспитание школьников: учеб.-метод. пособ. для курса по выбору для студентов направления Педагогическое образование / сост. Т. Д. Джишкариа-ни. Шуя, 2011.

Захарченко М. В. Методологические основы образовательной программы «Духовно-нравственная культура» // Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие / под ред. игум. Киприана (Ященко). М., 2009. С. 32-39.

Ильин И. А. О русском национализме: сб. статей. М., 2006.

Лихачев Д. С. Заметки о русском. М., 2014.

Лихачев Д. С. Письма о добром. СПб., 2015.

Лихачев Д. С. Раздумья о России. СПб., 1999.

Рябчикова С. Б., Синягина С. А., Шарова А. Д. Духовно-нравственные традиции русской культуры: Программа и методическое пособие. Ярославль, 2009.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2023. Vol. 70. P. 42-52 DOI: 10.15382/sturIV202370.42-52

Dmitrii Horin, Graduate Student, Herzen State Pedagogical University of Russia St. Petersburg, Russia dim.horin@yandex.ru https://orcid.org/0009-0005-1175-7767

Conception of the Regional Educational Course in the Field "Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of the Peoples of Russia" (with Arkhangelsk Region as an Example)

D. Horin

Abstract: The article reveals the importance of spiritual and moral education at school and the role of the educational field "Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia" in this process. The conception of a regional curriculum within the framework of the educational field "Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia" for Arkhangelsk Region is proposed, which allows students to assimilate and transform into practical action and behaviour the high spiritual values of the culture of their people in the context of the culture of the regional community based on the system of values of the denomination (Orthodoxy).

An approximate thematic and lesson plan of the educational school course on the "Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia" for the 5th

grade of Arkhangelsk Region and the general outlines of the sample programme for other regions in which Orthodoxy is a cultural factor are presented. It is emphasised that It is emphasized that all sections of the training course, developed on the basis of the proposed program, trace the connection with the history and culture of the Arkhangelsk region.

It is suggested that on the basis of the proposed programmes, it is possible to present a federal basic general education programme in the "Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia", which will allow developing programmes for each region that will take into account the confessional, national and ethno-cultural characteristics of all subjects of the Russian Federation. These training courses will continue the modules "Fundamentals of religious cultures and secular ethics" from the 5th to the 9th grades.

The federal basic general education programme will emphasise the historical and cultural unity of Russia with all the diversity of the peoples inhabiting it. It is assumed that this axiom was the starting point for the creation of the educational field "Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia".

Keywords: Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia, spiritual and moral education, culture, denomination, values, Orthodoxy, Arkhangelsk region, curriculum.

References

Adamova A. (2008) "Sushhnost' dukhovno-nravstvennogo vospitaniia uchashchikhsia v kontek-ste sistemnogo podhoda". Vestnik Universiteta rossiiskoi akademii obrazovaniia, 2008, no. 1, pp. 26-27 (in Russian).

Belikov V., Chetvertikova-Belikova S. (2006) Vekhi istoriiRusi. Buenos-Aires; Novosibirsk (in Russian).

Divnogortseva S. (2018) Dukhovno-nravstvennoe vospitanie lichnosti v usloviiakh obrazovatel'nogo

uchrezhdeniia. Moscow (in Russian). Dzhishkariani T. (ed.) (2022) Dukhovno-nravstvennoe vospitanie shkol'nikov. Shuya (in Russian). Il'in I. (2006) O russkom natsionalizme. Moscow (in Russian). Likhachev D. (2014) Zametki o russkom. Moscow (in Russian). Likhachev D. (2015) Pis'ma o dobrom. St. Petersburg (in Russian). Likhachev D. (1999) Razdum'ia o Rossii. St. Petersburg (in Russian).

Riabchikova S., Siniagina S., Sharova A. (2009) Dukhovno-nravstvennye traditsii russkoi kul'tury. Yaroslavl (in Russian).

Zakharchenko M. (2009) "Metodologicheskie osnovy obrazovatel'noj programmy 'Dukhovno-nravstvennaia kul'tura'", in Kiprian (Yashchenko, hegumen) Dukhovno-nravstvennaia kul'tura v shkole. Moscow, pp. 32-39 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 28.05.2023 The article was submitted 28.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.