Научная статья на тему 'Модель развития духовно-нравственной культуры младших школьников на межпредметной основе'

Модель развития духовно-нравственной культуры младших школьников на межпредметной основе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабитова Ирина Владимировна

В статье рассматривается модель развития духовно-нравственной культуры младших школьников на основе использования межпредметных связей. Определена совокупность средств, методов и форм обучения, приемлемых для развития духовно-нравственной культуры младших школьников. Установлены бинарные связи учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» с другими предметами гуманитарного цикла. Обоснованы критерии, показатели и уровни развития духовно-нравственной культуры на межпредметной основе. Спрогнозированы возможные результаты развития духовно-нравственной культуры младших школьников на межпредметной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабитова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the model of development of spiritual and moral culture of younger schoolchildren on the basis of the use of interdisciplinary connections. The aggregate of means, methods and grades of education suitable for the development of spiritual and moral culture of the younger schoolchildren, is defined. The binary ties of the subject "Basics of religious culture and secular ethics" with other humanities subjects are stated. Criteria, indicators and levels of development of moral and spiritual culture on the interdisciplinary basis are substantiated. Possible results of younger schoolchildren’s spiritual and moral culture development on the interdisciplinary basis are predicted.

Текст научной работы на тему «Модель развития духовно-нравственной культуры младших школьников на межпредметной основе»

УДК 37.017.93

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-16-25

модель развития духовно-нравственной культуры младших школьников на межпредметной основе

Сабитова И.В.

Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается модель развития духовно-нравственной культуры младших школьников на основе использования межпредметных связей. Определена совокупность средств, методов и форм обучения, приемлемых для развития духовно-нравственной культуры младших школьников. Установлены бинарные связи учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» с другими предметами гуманитарного цикла. Обоснованы критерии, показатели и уровни развития духовно-нравственной культуры на межпредметной основе. Спрогнозированы возможные результаты развития духовно-нравственной культуры младших школьников на межпредметной основе.

Ключевые слова: духовно-нравственная культура младших школьников, развитие духовно-нравственной культуры, образовательный процесс, модель духовно-нравственного воспитания.

THE MODEL OF DEVELOPMENT OF YOuNGER sTuDENTs' sPIRITuAL AND moral culture on THE interdisciplinary basis

I. Sabitova

Moscow Region State University

10А, Radio ul, Moscow, 105005, Russian Federation

Abstract. The article presents the model of development of spiritual and moral culture of younger schoolchildren on the basis of the use of interdisciplinary connections. The aggregate of means, methods and grades of education suitable for the development of spiritual and moral culture of the younger schoolchildren, is defined. The binary ties of the subject "Basics of religious culture and secular ethics" with other humanities subjects are stated. Criteria, indicators and levels of development of moral and spiritual culture on the interdisciplinary basis are substantiated. Possible results of younger schoolchildren's spiritual and moral culture development on the interdisciplinary basis are predicted.

Key words: spiritual and moral culture of younger schoolchildren, development of spiritual and moral culture, educational process, model of spiritual and moral education.

Формирование основ духовно-нравственной культуры детей, как известно, начинающееся в семье, дошкольных образовательных организациях, продолжается в начальной школе посредством их обучения предмету «Основы

© Сабитова И.В., 2018.

религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), при изучении, в основном, предметов гуманитарной и естественнонаучной направленности и в процессе духовно-нравственного воспитания. Развитие сформированных основ духовно-нравственной культуры младших школьников возможно путём формирования межпредметных знаний, обобщения учебных умений, выработки интегративных духовно-нравственных качеств и происходит за счёт создания соответствующих педагогических условий. Анализ основных положений теории интеграции общего образования, практики обучения и духовно-нравственного воспитания младших школьников и детей подросткового возраста позволяет заключить, что одним из таких условий является реализация заложенного в учебной программе названного предмета принципа межпредметного обучения, который, на наш взгляд, недостаточно реализуется как в начальной, так и в основной школе [3; 4; 5; 8; 10].

Мы использовали результаты исследований механизма развития познавательного опыта школьников на межпредметной основе А.Я. Данилюка, П.А. Хроменкова и других авторов, а также результаты опытно-экспериментальной работы по применению межпредметных связей в образовательном процессе начальной школы (Е.П. Асау-люк, Е.В. Щеголева) [3; 8]. Полученные нами первичные результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости разработки теоретической модели, устанавливающей бинарное взаимодействие учебного предмета «ОРКСЭ» с такими предметами гуманитарного цикла, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изо-

бразительное искусство», «Музыка», развитие на этой основе предметных знаний о духовно-нравственной культуре, первичных умений и навыков совершать нравственные поступки и усвоение духовно-нравственных ценностей по обобщённым признакам. Эта модель представлена на рисунке 1.

При разработке модели нами были поставлены следующие задачи:

- определить теоретические положения, составляющие основу для её построения;

- установить бинарные связи учебного предмета «ОРКСЭ» с другими учебными предметами и выявить их развивающий потенциал;

- определить совокупность средств, методов и форм обучения, способствующих развитию духовно-нравственной культуры младших школьников;

- обосновать критерии, показатели и уровни развития их духовно-нравственной культуры на межпредметной основе;

- спрогнозировать возможные результаты её развития.

Постановка этих задач, на наш взгляд, вполне согласовывается с основными положениями педагогического моделирования, обоснованными Д.А. Бежевцем, А.Н. Дахиным, А.С. Метелицей, И.В. Манжелей, О.А. Шили-ной [1; 4; 6; 7; 9].

Чтобы смоделировать и наглядно представить процесс развития духов -но-нравственной культуры младших школьников на межпредметной основе, нами были проанализированы предложенные названными авторами модели духовно-нравственного воспитания и формирования духовно-нравственной культуры младших школьников в условиях предметного обучения.

Рис. 1. Модельразвития духовно-нравственной культурымладших школьников

намежпредметнойоснове

Vjsy

При этом мы опирались на результаты исследований Е.И. Артамоновой, С.Ю. Дивногорцевой, Т.И. Петраковой, Е.А. Савченко, Л.Л. Шевченко и других авторов, занимающихся проблемами духовно-нравственного воспитания и формирования духовно-нравственной культуры школьников и студентов. Кроме того, нами учитывались результаты внедрения учебного предмета «ОРКСЭ» в образовательный процесс начальной школы в условиях предметоцентрированного обучения (А.Л. Беглов, Н.Ф. Виноградова, Е.В. Саплина и др.), а также некоторые данные, полученные М.И. Воловико-вой, В.Г. Казанской и М.Г. Яновской в выполненных ими психологических исследованиях особенностей нравственного развития младших школьников и подростков [2; 4; 10]. Это позволило определить в качестве теоретических оснований для построения исследуемой модели три положения:

- сформированные основы духовно-нравственной культуры младших школьников могут развиваться на основе использования межпредметных связей в обучении;

- усвоение ценностей духовно-нравственной культуры по обобщённым признакам происходит благодаря развитию познавательного опыта младших школьников посредством применения бинарных межпредметных связей на уроках «ОРК-СЭ»;

- формирование интегративных ценностных качеств младших школьников происходит на основе применения выработанных на межпредметной основе знаний в их повседневной жизнедеятельности.

Исходным компонентом рассма-

триваемой модели, представленной на рисунке 1, выступают основы духовно-нравственной культуры младших школьников, выработанные в процессе изучения всех учебных предметов, включая предмет «ОРКСЭ», в условиях предметоцентрированного обучения. Анализ передового педагогического опыта формирования познавательной и общей культуры, духовно-нравственного воспитания младших школьников позволяет заключить, что основу формируемой у них духовно-нравственной культуры составляют: предметные знания о ней; первичные умения и навыки поступать в соответствии с её базовыми ценностями, усвоенные духовно-нравственные ценности и выработанные качества по отдельным предметным признакам. Практика обучения детей показывает, что значительный объём содержания обучения гуманитарным предметам в начальной школе при этом не интегрируется в содержание модулей, включённых в программу предмета «ОРКСЭ», поэтому экспертным путём мы выполнили отбор тех учебных предметов, которые в большей степени сопряжены с данным учебным курсом, а их учебные программы содержат общие учебные элементы. При этом нами установлено, что учебные языки (по А.Я. Дани-люку) учащихся по таким предметам, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Музыка» и «ОРКСЭ», имеют общие понятия, словосочетания. Это даёт основания выделить бинарные межпредметные связи этих предметов с предметом «ОРКСЭ», в структуре которого мы рассматриваем модуль «Основы православной культуры» как

V1V

один из связующих элементов бинарного взаимодействия. Следует отметить, что в образовательном процессе, в свою очередь, между этими четырьмя предметами возможны бинарные и более сложные взаимодействия и они, безусловно, положительно сказываются на итоговых результатах исследуемого нами взаимодействия, но эту задачу мы не рассматриваем в исследовании.

Формирование межпредметных знаний при изучении предмета «ОРК-СЭ», как показывает всесторонний анализ учебной программы, обусловлено межпредметным характером содержания обучения основам духовно-нравственной культуры. На примере содержания обучения основам православной культуры мы убеждаемся в том, что в нем действительно заложены знания межпредметной направленности: о Боге, о Священном Писании, о святых, о храме и иконах, о православных праздниках, о святых отцах православной церкви.

Усвоение межпредметных знаний способствует формированию инте-гративных духовно-нравственных качеств школьников: жизнерадостности, бережного отношения к живым существам, патриотизма, толерантности, ответственности, трудолюбия и ценностного отношения к труду других людей, понимания красоты природы и искусства и др. Развитие этих качеств свидетельствует об усвоении по обобщённым признакам таких базовых ценностей духовно-нравственной культуры, как человек, жизнь, Родина, труд, религия, природа, искусство. Параллельно происходит развитие внутреннего мира младших школьников, появляется потребность, вырабаты-

ваются умения и навыки поступать в соответствии с ними, т. е. происходит формирование духовно-нравственной культуры.

На основе анализа программ обучения школьным дисциплинам в 4 классе мы составили содержательную модель межпредметных связей предмета «ОРКСЭ» с четырьмя названными учебными предметами, в которой установили соответствие между формируемыми по обобщённым признакам базовыми ценностями духовно-нравственной культуры и учебными элементами в содержании обучения этим дисциплинам. Эту модель представим в виде таблицы 1 на примере обучения модулю «Основы православной культуры» и формирования только одной базовой ценности «Человек» по обобщенным признакам. Учебные предметы в ней представлены в соответствии с широко используемыми на практике авторскими УМК по этим предметам.

Следующим компонентом построенной нами модели является совокупность приемлемых в развитии духовно-нравственной культуры младших школьников на межпредметной основе средств, методов и форм обучения. К основным средствам развития духовно-нравственной культуры мы относим иконы, презентации и видеофрагменты о жизни святых, события в истории православия и исторические события в нашем государстве, русские народные сказки, фольклорные произведения, произведения декоративно-прикладного народного искусства, ценности материальной культуры, явления природы. Наряду с вербальными методами (рассказом, беседой, дискуссией) и наглядными

Таблица 1

Содержательная модель межпредметных связей модуля «Основы православной культуры» с другими учебными предметами в 4 классе

Формируемая по обобщенным признакам базовая духовно-нравственная ценность Межпредметные связи

Изучаемая тема и учебные элементы в содержании модуля «Основы православной культуры» (по программе А.В. Кураева) Изучаемые темы и учебные элементы в содержании предметов Учебные предметы

ЧЕЛОВЕК Православное учение о человеке Знания: душа (внутренний мир), потребности, интересы, увлечения и тело человека, добро и зло. Умения и навыки: по-христиански относиться к человеку (жить в ладу с совестью, любить ближнего, уважать старшего, прощать, заботиться о других). Личностные качества: совестливость, доброжелательность раскаяние, милосердие, сопереживание, взаимопомощь, поддержка, ответственность. Воспитание сочувствия, подражания, искренности, совестливости (Л.Н. Толстой «Детство», К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Ершов «Конёк-Горбунок», В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка», М.М. Зощенко «Ёлка» и др.) Литературное чтение (УМК Л.Ф. Климановой и др.)

Патриотический и нравственный подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Положительный пример императоров России (Николай II) Окружающий мир (УМК А.А. Плешакова)

Иллюстрирование басни И.А. Крылова «Ворона и лисица» и «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина в целях воспитания щедрости, скромности. Образ человека в произведениях изобразительного искусства. Изобразительное искусство (УМК В.С. Кузина).

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств (опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки). Воспитание жертвенности, совестливости. Музыка (УМК Е.Д. Критской и др.).

методами (демонстрацией, иллюстрированием) наиболее эффективными, на наш взгляд, являются практические методы обучения - упражнения с базовыми понятиями в области духовно-нравственной культуры и ролевая развивающая игра.

Основными формами обучения, направленного на развитие духовно-нравственной культуры, являются уроки по предмету «ОРКСЭ» с использованием межпредметных связей, уроки-экскурсии по святым местам, на природу, посещение храмов, монасты-

рей, художественных выставок на духовную тематику, а также личностно и общественно значимые мероприятия: трудовые десанты, акции милосердия и помощи пожилым людям.

Для оценки степени развития духовно-нравственной культуры младших школьников определим критерии и соответствующие им показатели, которые относятся к следующим компонентам построенной модели. Результаты исследования показывают, что к основным критериям следует отнести познавательный, аксиологический и поведенческий. Первый критерий позволяет оценить степень сформи-рованности познавательного опыта младших школьников, получившего развитие на межпредметной основе. Основными его показателями являются их потребности во всестороннем и целостном изучении природных и общественных явлений и познавательные интересы в освоении духовно-нравственной культуры. Второй критерий способствует определению степени сформированности духовно-нравственных ценностей по обобщённым признакам, которая проявляется в выработанных интегративных качествах. Показателями этого критерия могут быть ценностные отношения подростка к человеку, природе, труду, познанию, искусству, Родине, религии. Третий критерий обеспечивает возможность оценки поведенческой культуры подростка. К числу его показателей следует отнести нравственные поступки детей младшего школьного возраста и готовность их совершать, негативную реакцию на безнравственные поступки.

Степень развития духовно-нравственной культуры младших школь-

ников на межпредметной основе мы оцениваем по широко используемой в образовательной практике методике, предусматривающей три уровня организации учебно-познавательной и воспитательной деятельности - низкий, средний и высокий.

Низкий уровень её развития характеризуется тем, что обучающиеся не всегда проявляют потребности и интерес к решению поставленных учебных и воспитательных задач с духовно-нравственным содержанием, духовно-нравственные ценности усваиваются ими, как правило, лишь по отдельным (1-2) их предметным признакам, умения и навыки совершать нравственные поступки проявляются редко и не являются прочными и обобщёнными, ценностные отношения младших школьников носят избирательный и узконаправленный характер.

Средний уровень развития духовно-нравственной культуры на межпредметной основе проявляется разносторонними познавательными интересами к усвоению информации, вырабатываемой на стыках 2-3 учебных предметов при изучении предмета «ОРКСЭ». Подростки осознают смысл и значение решаемых межпредметных учебных задач постепенно, могут актуализировать и применить сформированные межпредметные знания в виде элементарных умений и навыков совершать нравственные действия. Ценностные отношения носят избирательный характер, но постепенно приобретают более широкую направленность, нравственные качества младших школьников становятся обязательными элементами их поведенческой культуры, проявляющейся в различных по содержанию ситуациях.

\22J

Высокий уровень развития духовно-нравственной культуры, вырабатываемой за счёт использования развивающего потенциала межпредметных связей в обучении предмету «ОРКСЭ», свидетельствует о наличии системных и всесторонних знаний младших школьников и о владении ими многими понятиями по данному предмету. Они могут уверенно оперировать сформированными межпредметными знаниями в более сложных жизненных ситуациях, всесторонне и целостно их анализируют при выборе наиболее оптимальных способов их разрешения, нравственные качества носят обобщённый (интегративный) характер и становятся атрибутом их повседневной жизнедеятельности.

Завершающим компонентом модели являются результаты развития духовно-нравственной культуры младших школьников на межпредметной основе. Их прогнозирование в соответствии с логикой построения межпредметного обучения и его це-

леполаганием позволяет заключить следующее: сформированные межпредметные (системные) знания о духовно-нравственной культуре, усвоенные её базовые ценности по обобщённым признакам, выработанные обобщённые умения и навыки поступать в соответствии с ними и сформированные интегративные ценностные качества младших школьников [3].

Таким образом, построение процесса обучения предмету «ОРКСЭ» с использованием межпредметных связей обеспечивает развитие в начальной школе основ духовно-нравственной культуры младших школьников. Метод педагогического моделирования позволяет определить направления, средства, условия решения задачи развития духовно-нравственной культуры младших школьников и возможность оценить его эффективность путём апробации и внедрения разработанной модели в образовательный процесс на первой ступени обучения школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бежевец Д.А. Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. 23 с.

2. Воловикова М.И. Нравственность в современной России // Психологический журнал. 2009. № 4. С. 95-97.

3. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов-на-Дону, 2000. 440 с.

4. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Народное образование. 2002. № 2. С. 55-59.

5. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: Книга для психологов, педагогов и родителей. 2-е изд., доп. СПб., 2008. 288 с.

6. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания. М.; Берлин, 2015. 199 с.

7. Метелица А.С. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы // Материалы областной научно-практической конференции 19-20 декабря 2006 г. Ч. 1. Витебск, 2007. С. 61-65.

8. Хроменков П.А. Принцип межпредметности в предметном обучении школьников // Курсом реформ: подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров: сборник научных трудов. Вып. 2 / под ред. В.П. Симонова. М., 2003. С. 15-16.

9. Шилина О.А. Воспитание духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у старшеклассников в процессе изучения географии в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2010. 20 с.

10. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. № 4. С. 24-29.

REFERENCES

1. Bezhevets D.A. Kompleksnyi podkhod k dukhovno-nravstvennomu vospitaniyu mladshikh Shkolnikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [An integrated approach to spiritual and moral education of younger schoolchildren: abstract of PhD thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 2015. 23 p.

2. Volovikova M.I. [Ethics in modern Russia]. In: Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 2009, no. 4, pp. 95-97.

3. Danilyuk A.Ya. Teoriya integratsii obrazovaniya [The theory of education integration]. Rostov-on-don, 2000. 440 p.

4. Dakhin A.N. [Pedagogical modeling: nature, effectiveness and uncertainty]. In: Narodnoe obrazovanie [Public education], 2002, no. 2, pp. 55-59.

5. Kazanskaya V.G. Podrostok. Trudnosti vzrosleniya [Teenager. The difficulties of growing up]. Saint Petersburg, 2008. 288 p.

6. Manzhelei I.V. Pedagogicheskie modeli fizicheskogo vospitaniya [Pedagogical models of physical education]. Moscow, Berlin, 2015. 199 p.

7. Metelitsa A.S. [Spiritually-moral education of younger generation: problems, experience, prospects] In: Materialy oblastnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 19-20 dekabrya 2006 g. Ch. 1 [Materials of the regional scientific-practical conference, 19-20 December 2006, Part 1]. Vitebsk, 2007, pp. 61-65.

8. Khromenkov P.A. [The interdisciplinary principle in subject teaching of schoolchildren]. In: Simonov V.P., ed. Kursom regrade: podgotovka i povyshenie kvalifikatsii pedagogicheskikh i upravlencheskikh kadrov [Regrades: training and professional development of pedagogical and managerial personnel], iss. 2. Moscow, 2003, pp. 15-16.

9. Shilina O.A. Vospitanie dukhovno-nravstvennykh tsennostei otechestvennoi kul'tury u star-sheklassnikov v protsesse izucheniya geografii v shkole: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Upbringing spiritual and moral values of the Russian culture among senior schoolchildren in learning geography at schools: abstract of PhD thesis in Pedagogic sciences]. Ryazan, 2010. 20 p.

10. Yanovskaya M.G. [Moral education and emotional sphere of a person]. In: Klassnyi ruko-voditel' [Grade teacher], 2003, no. 4, pp. 24-29.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Сабитова Ирина Владимировна - аспирант кафедры педагогики Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Irina ^ Sabitova - postgraduate student of the Department of pedagogy, Moscow Region State University;

e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Сабитова И.В. Модель развития духовно-нравственной культуры младших школьников на межпредметной основе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 1. С. 16-25. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-16-25

FOR CITATION

Sabitova I.V. The Model of Development of Younger Students' Spiritual and Moral Culture on the Interdisciplinary Basis. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2018, no. 1, рр. 16-25. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-16-25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.