Научная статья на тему 'О РОЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ'

О РОЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
18
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозное сознание / религиозная культура / основы православной культуры / ОРКСЭ / духовно-нравственные ценности / патриотизм / категорический императив / педагогическая аксиология / трансгуманизм / естественная религия / religious consciousness / religious culture / foundations of Orthodox culture / Fundamentals of Religious Culture and Secular Ethics / spiritual and moral values / patriotism / categorical imperative / pedagogical axiology / transhumanism / natural religion

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черепанова Наталья Андреевна, Кабахидзе Екатерина Львовна

Авторы статьи исходят из того, что религиозное сознание является одной из категорий сознания, способом переживания и осмысления человеком мира и себя, которое выполняет инструментальную функцию — создает систему ценностей, иерархизирует их. Религиозное сознание формируется и укрепляется через образовательные практики, воспитание в школе, овнешняется в коллективном сознании — религиозной культуре общества. Учебный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» решает ряд задач, связанных с духовно-нравственным становлением школьника младших классов, способствует формированию общечеловеческих ценностей, которые отмечены в Указе Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 г. «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Проведенное исследование среди школьников начальных классов Смоленской православной гимназии, в учебном плане которых был курс «Основы религиозной культуры и светской этики», показало, что к 5-му классу школьники демонстрируют уверенные знания основных религиозных конфессий, представленных на территории Российской Федерации, понимание религиозных традиций и норм этносов России. Сравнительно-сопоставительный анализ планируемых образовательных результатов курса ОРКСЭ, выраженный в приобретённых и развитых духовно-нравственных ценностях школьников, позволил выявить интерференцию с ценностями, перечисленными в Указе Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 г., которые выступают основой стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, ключевыми из которых являются: жизнь, достоинство, права и свобода человека, гуманизм, милосердие, служение Отечеству, патриотизм, преемственность поколений и историческая память.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Черепанова Наталья Андреевна, Кабахидзе Екатерина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE DISCIPLINE “FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS CULTURE AND SECULAR ETHICS” IN THE PERSONAL SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT

The authors develop their concepts from the fact that religious consciousness is one of the categories of consciousness, a way of experiencing and comprehending the world and oneself by a person, which performs an instrumental function — it creates a system of values and hierarchizes them. Religious consciousness is formed and strengthened through educational practices and upbringing at school. It is externalized in the collective consciousness — the religious culture of society. The academic subject “Fundamentals of Religious Culture and Secular Ethics” solves several tasks related to the spiritual and moral development of a primary school student and contributes to the formation of universal values, noted in Decree of the President of the Russian Federation “On approval of the fundamentals of state policy for preserving and strengthening traditional Russian spiritual and moral values” (November 9, 2022 No. 809). The research conducted among primary school students of the Smolensk Orthodox Gymnasium, whose curriculum included the course “Fundamentals of Religious Culture and Secular Ethics,” showed that the fifth-grade students demonstrate confident knowledge of the main religious denominations represented on the territory of the Russian Federation and understand religious traditions and norms of ethnic groups in Russia. Comparative research of the planned educational results of the “Fundamentals of Religious Culture and Secular Ethics” course, expressed in the acquired and developed spiritual and moral values of schoolchildren, made it possible to identify interference with the values listed in the Decree of the President of the Russian Federation “On approval of the fundamentals of state policy for preserving and strengthening traditional Russian spiritual and moral values” (November 9, 2022 No. 809) with the values that serve as the basis for strategic planning in the area of ensuring national security of the Russian Federation, the key once being life, dignity, human rights, freedom, humanism, mercy, service to the Fatherland, patriotism, and continuity of generations and historical memory.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 4 LOMONOSOV PEDAGOGICAL EDUCATION JOURNAL. 2023. T. 21. No. 4

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Н.А. ЧЕРЕПАНОВА, Е.Л. КАБАХИДЗЕ

О РОЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

(ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет» e-mail: cherepanovana2601@gmail.com; kkabakhidze@gmail.com)

doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-4-196-219

Авторы статьи исходят из того, что религиозное сознание является одной из категорий сознания, способом переживания и осмысления человеком мира и себя, которое выполняет инструментальную функцию — создает систему ценностей, иерархизирует их. Религиозное сознание формируется и укрепляется через образовательные практики, воспитание в школе, овнешняется в коллективном сознании — религиозной культуре общества. Учебный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» решает ряд задач, связанных с духовно-нравственным становлением школьника младших классов, способствует формированию общечеловеческих ценностей, которые отмечены в Указе Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 г. «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Проведенное исследование среди школьников начальных классов Смоленской православной гимназии, в учебном плане которых был курс «Основы религиозной культуры и светской этики», показало, что к 5-му классу школьники демонстрируют уверенные знания основных религиозных конфессий, представленных на территории Российской Федерации, понимание религиозных традиций и норм этносов России. Сравнительно-сопоставительный анализ планируемых образовательных результатов курса ОРКСЭ, выраженный в приобретённых и развитых духовно-нравственных ценностях школьников, позволил выявить интерференцию с ценностями, перечисленными в Указе Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 г., которые выступают

основой стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, ключевыми из которых являются: жизнь, достоинство, права и свобода человека, гуманизм, милосердие, служение Отечеству, патриотизм, преемственность поколений и историческая память.

Ключевые слова: религиозное сознание, религиозная культура, основы православной культуры, ОРКСЭ, духовно-нравственные ценности, патриотизм, категорический императив, педагогическая аксиология, трансгуманизм, естественная религия.

Введение

В связи с цифровизацией всех сфер жизнедеятельности человека, виртуализацией экзистенции человека популярность набирает термин «трансгуманизм». Если понятие «гуманизм» известно давно и подчеркивает важность человечности, ценности человека и его уникальности, то трансгуманизм несет в себе идею развития способностей и знаний человека при помощи технологий, интеграцию машинного и человеческого интеллекта и сознания. В условиях современного общества, которое принято считать информационным, процесс обучения терпит серьезные изменения. Основным источником информации для школьников стал Интернет, позволяющий быстро найти ответы на вопросы. Однако, несмотря на большое количество преимуществ, постоянное использование Всемирной сети повлияло на память учеников, качество усвоения знаний, а самое главное — на нравственные качества молодого поколения, не умеющего отличать правду от лжи, добро от зла, которые так искусно перемешаны и переплетены в виртуальном мире. По этой причине сегодня необходимо восстановить статус и репутацию воспитания в образовательном процессе.

Результаты

В Российской Федерации религия является неотъемлемой частью воспитания человека, несущей в себе важные морально-нравственные основы. Зачастую религию определяют только как веру во что-то сверхъестественное, в чудо, отождествляют с мифологическими поверьями. Однако понятие естественной религии показывает, что она составляет образ мышления. По мнению Т. П. Павловой, под естественной понимается «религия разума» или «религия здравого смысла». Основоположниками данной теории являются Августин Блаженный и Фома Аквинский. Августин Блажен-

ный утверждал, что Бог является самым важным предметом познания, но в то же время и основной причиной познания. Он вывел тезис: «Верю, чтобы понимать». По его мнению, вера предшествует пониманию.

Фома Аквинский предполагал, что между истинами науки и истинами веры существует гармония, так как наука — это инструмент для того, чтобы понять Бога. В XVI веке Жан Боден, который в своих работах утверждал, что познать Бога можно только путем изучения его творения — мира, заложил основы для религиозно-философского течения, которое поддерживало идеи средневековых ученых. Герберт Чербери, последователь данной теории, выделил пять истин естественной религии:

1) существование высшего божества;

2) необходимость его уважения;

3) основным видом почитания божества является добродетель;

4) только покаяние может искупить отсутствие добродетели;

5) после смерти человека ждет либо награда, либо наказание.

Таким образом, естественная религия представляет собой образ мышления, при котором поиск Бога для человека не навязывается, а присущ ему с рождения.

Данная концепция учитывается в современных программах образования, является ключевой для формирования всесторонне развитой личности, которая обладает не только знаниями, умениями и навыками, а также имеет нравственные и моральные принципы с учетом встроенных категорий сознания, в частности, — религиозного. В настоящее время религии отделяют сверхъестественное от земного мира, показывают, что получить к нему доступ нелегко. По мнению М. С. Теплых, можно выделить следующие особенности религиозного сознания, которые характерны для всех религий:

1. Уверенность в существовании явлений, которые обладают сверхъестественными качествами. В основе религиозных верований лежит мифологическое сознание, которое объясняло различные явления, например, силы природы и стихии — земля и огонь. Главным объектом религиозного отношения в мировых религиях являются божества или единый Бог.

2. Вера в то, что контакт с объектами религиозной веры реален. Подобный контакт является двусторонним, так как человек взаимодействует с потусторонним миром при помощи молитвы, обрядов и определенных культовых действий. Сверхъестественный мир

Естественная религия представляет собой образ мышления, при котором поиск Бога для человека не навязывается, а присущ ему с рождения

контактирует с человеком, демонстрируя свои силы, влияя на жизнь и судьбу.

3. В религии зачастую можно встретить зависимость от объекта поклонения. Формами подобной зависимости могут быть различные чувства: от чувства страха до смирения, которое предполагает принятие своего несовершенства.

4. Религия представляет также требования со стороны объекта поклонения и ответственность за их соблюдение или непослушание.

5. Одной из основных особенностей религиозного поведения является создание доброго отношения человека к божеству, желание либо умилостивить объект религиозного поклонения, либо исправить свое ослушание [1].

С уверенностью можно говорить о том, что религия является одним из механизмов, влияющих на поведение, взгляды индивида. И. Н. Яблоков выделяет два типа религиозного сознания:

1. Обыденный. Он включает в себя повседневное массовое сознание верующих людей.

2. Концептуальный. В данный тип религиозного сознания входит теология, религиозная философия и вероучение.

Оба типа религиозного сознания могут по-разному проявляться, в зависимости от степени религиозности человека. По мнению И.Н. Яблокова, можно выделить следующие виды религиозных индивидов:

1) люди, у которых религиозная позиция является определяющей;

2) индивиды, имеющие подчиненную религиозную позицию;

3) те, у кого религиозная ориентация не определена. Соответственно, каждый из выделенных типов

индивидов обладает определенным уровнем религиозного сознания [2].

Указанные выше аспекты создают религиозную культуру. Под религиозной понимается одна из сфер культуры, содержанием и целью деятельности которой является понимание метафизических проблем существования человека, общества и мира на основе религиозных норм. Данное направление сохраняется и передается новым поколениям в виде несущих религиозные значения и смыслы учений. Основными составляющими религиозной культуры являются религиозные мораль, искусство, философия.

Понятие религиозной морали тесно переплетается с философскими взглядами И. Канта.

Человек по природе одинаково расположен как к добру, так и к злу, при этом И. Кант однозначен в своих оценках — злым становится человек по своей собственной вине, когда подчиняется моральному злу, выраженному в максимах, т.е. частных нормах поведения субъекта

В «Основах метафизики нравов» Кант формулирует нравственный закон, который называет «категорическим императивом». Прежде чем мы скажем несколько слов о принципах категорического императива И. Канта, обратимся к другой работе немецкого философа — «Религия в пределах только разума», в которой Кант вслед за Т. Гоббсом постулирует зло как одно из первоначал человека, отмечая существование государств, которые живут в перманентном состоянии войны всех против всех. Согласно И. Канту, человек имеет врожденную склонность к злу и добру: «Итак, если мы говорим: человек по природе добр или он по природе зол, то это значит только то, что он имеет в себе... первое основание принятия добрых или принятия злых (противных закону) максим. добро или зло в человеке ... называется прирожденным только в том смысле, что оно заложено в основу до всякого данного в опыте применения свободы (в самом раннем возрасте вплоть до рождения) и поэтому представляется как нечто уже имеющееся в человеке с минуты его рождения» [3]. Человек по природе одинаково расположен как к добру, так и к злу, при этом И. Кант однозначен в своих оценках — злым становится человек по своей собственной вине, когда подчиняется моральному злу, выраженному в максимах, т.е. частных нормах поведения субъекта.

Человек — существо свободное, следовательно, волен выбирать собственные максимы поведения. Наряду с максимами существует другой тип норм — категорический императив, который является универсальным нравственным законом, всеобщей этической нормой существования человеческого рода. Если максимы имеют общественную природу, определяются нормами жизни общества, то категорический императив — метафизическое происхождение. Ключевыми понятиями категорического императива являются долг и моральный образ мыслей, а формулирует его И. Кант следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом» [4].

Единственный способ совершенствования человека, подавления зла, состоит в следовании моральным законам, самосовершенствовании через исполнение долга и укрепление воли к его исполнению. При ответе на один из четырех вопросов — «Что я должен делать?» — И. Кант предлагает экзистировать в логике категорического императива, т.к. в нем и заключается сам способ долженствования человека, предзаданный ему свыше. Свобода, которая провозглашается И. Кантом одной из главных ценностей человека, в этике реализуется в категорическом императиве, максимах, а в гносеологии — использовании своего собственного рас-

«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом» — И. Кант

судка: «Имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения!» [5]. Дисциплина, долг, воля — качества человека, согласно философу, которые необходимы для правильного применения той степени свободы, который наделен человеческий род, преодоления животности.

Религиозная культура содержит в себе ценности, которые задаются религиозным сознанием и несут в себе все образы, понятия, повествования и притчи. Именно они детерминируют поведение и сознание людей на основные направления вероисповедания [6]. Ценность — одно из универсальных понятий педагогического и философского дискурсов. Существует большое количество трактовок термина «ценность». Так, например, в соответствии с Педагогическим словарем-справочником ценностями в образовании являются идеалы, которые превратились в нравственные ориентиры: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, торжество, выбор [7].

Ценность выступает центральным понятием в педагогической аксиологии и была предметом изучения Б. М. Бим-Бада, Б. С. Брушлинского, В. А. Сластенина, П. Г. Щедровицкого. Понятие ценности, спектр ценностно значимых явлений, с одной стороны, имеет общественную природу, этнокультурную специфику. С другой — ценность имеет и индивидуально-личностные основания, т.к. у каждого индивида ценности получают свое место в иерархии материальных и идеальных феноменов, приобретают дополнительные личные смыслы. Индивидуально-личностные ценности являются надстройкой над ценностями общественными. Ценность — ин-тегративное понятие в философской антропологии, пронизывая и соединяя когнитивную, этическую, эмоциональную сферы.

В когнитивных процессах, обучении, ценности играют ключевую роль в управлении вниманием, памятью — человек запоминает, усваивает и присваивает только ту информацию, знания, которые для него представляют ценность. Морально-нравственный, этический кодекс человека имеет самое прямое отношение к иерархии ценностей индивида (советская система образования была двухкомпонентной — система образования была немыслима без системы воспитания,

Ценность — интегративное понятие в философской

антропологии, пронизывая и соединяя когнитивную, этическую, эмоциональную сферы

В когнитивных

процессах ценность играет непосредственную роль в управлении

вниманием, памятью — человек запоминает, усваивает и присваивает только

ту информацию, знания, которые для него представляют ценность

потому что обществом образование не рассматривалось только в качестве процесса передачи знания, а прежде всего, это был процесс духовно-нравственного становления человека и формирования целостности личности, процесс, в котором каждый человек, согласно В.И. Вернадскому, играл роль планетарного масштаба, т.к. ноосфера и была представлена индивидуальными личностями, их мыслями и духом. Эмоциональные переживания человека также напрямую связаны с набором ценностей и значимостей. Генезис ценности двухсторонний — она задается извне и формируется изнутри. Ценности предлагает внешний мир (общество, школа, семья) и одновременно зарождаются изнутри как ответ на внешнее воздействие. В литературе, посвященной ценностно-ориентированному обучению, представлено несколько классификаций ценностей. За основы данных классификаций взят предметно-деятельностный подход в педагогике, либо идеалы гуманистической доктрины в философии.

Так, следуя предметно-деятельностному подходу в педагогике И. Ф. Исаев предлагает следующие категории ценностей (ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-знания, ценности-качества и некоторые другие), С. И. Маслов отмечает похожие, но по-иному организованные ценности для будущих педагогов, строя свою классификацию на гуманистических началах в педагогике и психологии. Особое место в иерархии ценностей в педагогике занимает понимание, которое является необходимым условием формирования личностных смыслов, индивидуальной картины мира, определяется общественными установками, культурными и социальными традициями общества, в котором формировалась личность индивида [8]. Таким образом, ценности сочетают в себе знания, представления и образы о значимости, а также проявляются в эмоциональных и духовных состояниях, которые проживаются людьми.

Специфика культуры определяется духовно-нравственным отношением к себе, окружающим людям и миру, создавая свою собственную область влияния. Религиозные ценности включены в такие феномены, как Бог, вера, божественный закон, церковь, Священное Писание и т.д. Все эти ценностные установки передавались из поколения в поколение, при этом закрепляясь и объясняясь священными книгами. Смыслом ценностей в религии является изменение негативного поведения людей, включающего в себя злобу, зависть, ненависть и вражду. Эти ценност-

Особое место в иерархии ценностей в педагогике занимает понимание, которое является необходимым условием формирования личностных смыслов, индивидуальной картины мира

ные установки направляют человека и мотивируют его жить, не причиняя вреда другим людям. Необходимо показать основную роль любви, уважения и доброго отношения друг к другу для достижения близости к богу.

Как уже упоминалось ранее, ценности в религии тесно связаны с отношением человека к себе и окружающим. Такое поведение зачастую демонстрирует заботу и уважение к другим людям. Ценности в религии доказывают необходимость оказания помощи тем, кому она нужна, умение прощать и понимать людей, а также соблюдение заповедей, которые установила религия. Помимо этого, религиозные ценностные установки играют роль в принятии решения, выборе того, что делать, а также создают критерии для оценки что правильно, а что — нет.

Большую роль играют религиозные тексты. Они демонстрируют важность доброты, уважения и любви к ближним, что создает предпосылки для моделирования поведения человека. Так, например, в курсе ОРКСЭ происходит ознакомление с Библией и Евангелиями, которые закрепляют основные ценности, характерные для православия. При принятии какого-то решения человек должен убедиться, что он делает это из добрых побуждений, с любовью, из милосердия, не нарушая заповедей.

Отдельной группой выделяют ценности в образовании. Целью образования является воспитание всесторонне развитой личности, что невозможно без ценностной ориентации. Многие педагоги считали, что воспитание и обучение взаимосвязаны между собой. Так, К. Д. Ушинский говорил: «Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека». В соответствии с целью образовательной деятельности комплексное развитие личности включает в себя не только образование, но и воспитательные аспекты. Формирование эстетических и нравственных представлений, личностных потребностей, навыков социального поведения, умение следовать нормам поведения и законам в обществе является воспитательной образовательной функцией. Особую роль воспитания необходимо отметить в формировании гражданской позиции человека в обществе, отсутствие которой может привести к «атомарному» обществу и распаду человека, конформизму и, что еще хуже, бунтарству: «Осмысленное циничное отчуждение от жизни общества, государства, отрицание общепринятых гражданских ценностей, идеалов, форм общественной жизни характеризуют антигражданскую позицию» [9].

«Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека» — К.Д. Ушинский

Может ожидать

нас в будущем общество людей, имеющих большой запас знаний, но не умеющих размышлять, ладить с обществом и окружающим миром?

Образование является интегративной составляющей социальной сферы, так как именно в образовательной среде наиболее ярко проявляются личные качества и ценности человека. По мнению Н. Афониной, необходимо, чтобы уровень сложности процесса обучения соответствовал уровню нравственного развития.

В настоящее время вопрос гармоничного развития личности является актуальным. В том случае, если процесс обучения и воспитания не спланирован должным образом, результаты подобного образования могут привести к тому, что в будущем нас может ожидать общество людей, имеющих большой запас знаний, но не умеющих размышлять, ладить с обществом и окружающим миром. В настоящее время основными ценностными установками в системе образования являются:

1. Воспитание патриотизма, гражданских качеств и ответственности.

2. Развитие представлений обучающихся о своей стране, ее тенденциях развития и социально-экономическом устройстве.

3. Развитие знаний и практических навыков о социальной и межкультурной коммуникации.

4. Развитие опыта в построении успешного коммуникативного взаимодействия.

5. Знание законодательных норм, гражданских прав и обязанностей.

6. Развитие уважения к труду.

7. Знания о принципах морали в социальном взаимодействии и желание следовать им [10].

При сравнении религиозных и светских ценностных установок, в частности, в системе ценностей в образовании, можно сделать вывод о том, что ценности в образовании включают в себя не только моральное развитие личности, но и духовно-нравственное и патриотическое воспитание, а также знание гражданских нормам и ответственность за их несоблюдение. Религиозные ценности в основном создают установки для развития внутреннего мира человека, его поведения по отношению как к самому себе, так и к другим.

Тем не менее, существуют универсальные ценности, которые играют важную роль в формировании человека, моделируя социально важ-

Религиозные ценности в основном создают установки для развития внутреннего мира человека, его поведения по отношению как к самому себе, так и к другим

ные личностные качества: уважение, понимание других людей, любовь и доброту.

Как говорилось выше, в Российской Федерации религия является важной частью жизни человека, поэтому существует необходимость изучения религиозной культуры в светской школе.

В настоящее время этот вопрос находится в центре внимания научной общественности. Законодательство Российской Федерации содержит в себе несколько концептов, относящихся к получению знаний о религии. В федеральном законе «Об образовании» можно выделить: «изучение основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации», «религиозное образование (религиозный компонент)», «теологическое образование» [11].

В соответствии с законом целью изучения духовно-нравственных культурных основ является «формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями», для этого «в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)» [11].

Под «религиозным образованием (религиозным компонентом)» понимают «образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), которые утверждаются соответствующей религиозной организацией или централизованной религиозной организацией» [11]. Теологическое образование можно получить только в образовательных организациях высшего образования, которые осуществляют обучение, а также имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программах, реализуемых образовательными организациями высшего образования по направлениям подготовки в области теологии [12].

При этом в законе указано (статьи 87, пункт 5), что «учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в области теологии преподаются педагогическими работниками из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией» [22]. В ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) введено два понятия, описывающих данный процесс: «религиозное образование» и «обучение религии». Обучение религии включает

в себя изучение религиозных традиций, погружение непосредственно в религиозную культуру [13]. Под религиозным образованием также понимают религиоведческо-культурологическое направление, целью которого является распространение научных знаний о религии как социокультурном явлении [14].

Согласно Федеральному закону «Об образовании» (статьи 87, пункт 6), «к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации», в реализации данных курсов могут участвовать представители религиозных организаций, но только в рамках религиоведческо-культурологического подхода [15].

Обучение религии в узком понимании в государственных или муниципальных образовательных организациях может происходить только по письменному согласию родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия обучающихся. Это связано с тем, что, в соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (Статья 5, пункт 4) подобные образовательные организации могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии только на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями, но только вне рамок образовательной программы [15].

2 августа 2009 г. было опубликовано поручение Президента Российской Федерации № Пр-2009, в котором говорится о необходимости введения новых школьных предметов для изучения мировых религий и основ светской этики [16]. В целях исполнения данного поручения был разработан комплексный курс, целью которого стало изучение духовно-нравственных основ культуры этносов, проживающих на территории Российской Федерации, а также воспитание толерантности к другим культурам и вероисповеданию.

С сентября 2012 года в начальных классах школ реализуется комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который нацелен на решение этой задачи. Для разработки этого учебного курса привлекли специалистов из Российской академии образования, Российской академии наук и Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, а также представителей различных конфессий [17]. Данный курс должен усилить взаимодействие школы и семьи в вос-

питании обучающихся, а также оказать влияние на нравственное развитие и самоопределение индивида.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя такие модули, как основы православной, исламской, буддийской, иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, а также светской этики.

Все модули ОРКСЭ связаны между собой по целям, задачам, ожидаемым результатам обучения. Содержание предмета рассчитано с учетом возможностей младших школьников. Благодаря данному учебному курсу у обучающихся формируется представление о различных религиозных конфессиях и светской этике [18], а также понимание этнокультурных особенностей, уважение к культурным традициям этносов Российского государства. Так, в результате опроса, проведенного среди обучающихся ЧОУ «Смоленской Православной гимназии», было выявлено, что к 5 классу ученики имеют представление о конфессиях, представленных в Российской Федерации, знают основные религиозные традиции.

Изучение курса ОРКСЭ несет в себе несколько целей, которые можно обобщить в следующих пунктах:

1. Формирование знаний о нравственных ценностях и нормах в жизни человека и общества и выстраивание общественных отношений на базе полученных знаний.

2. Получение знаний о мировых религиях, а также значении религии в становлении государственности.

3. Осознание ценности жизни человека, а также свободы мысли и действия, основанные на уважении к религиозным конфессиям и духовным традициям разных народов.

Также 16 июля 2021 г. в силу вступили новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО), которые были утверждены приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 и № 287 взамен действовавших (с изменениями и дополнениями) ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 и ФГОС ООО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 [19]. Новые ФГОСы включают в себя материалы, которые связаны с обучением в общеобразовательных организациях православной культуре

Благодаря курсу ОРКСЭ у обучающихся формируется представление о различных религиозных конфессиях и светской этике [18], а также понимание этнокультурных особенностей, уважение к культурным традициям этносов Российского государства

и воспитанием школьников. Данный документ несет в себе рекомендации для работников епархиальных ОРОиК, церковных сотрудников, которые занимаются реализацией церковных полномочий во время преподавания предметов, курсов и модулей ОПК, а также для учителей православной культуры [20].

Помимо этого, в новом документе изменено определение ОРКСЭ. В соответствии с содержанием ФГОСов для ОПК (Православная культура) некорректно название «учебный модуль», так как в ФГОС НОО под определением «учебный модуль» понимают только условно самостоятельный блок учебного предмета или курса, либо несколько взаимосвязанных разделов (п. 5.1 ФГОС НОО). Как известно, понятие «модуль» курса ОРКСЭ не тождественно «тематическому блоку» предмета или курса. Заявленные модули не предлагаются к изучению всем обучающимся в структурном и содержательном единстве, напротив — предлагается лишь один из них, у которого есть свое предметное содержание и задачи, а также дидактические особенности.

Таким образом, «Православной культуре (ОПК)» соответствует определение учебного предмета, так как он имеет структурированное и утвержденное Церковью и государством содержание (Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», 2002 г.), были подготовлены для включения в Федеральный реестр образовательных программ примерные образовательные программы по православной культуре (ОПК) по уровням общего образования [21].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо этого, в новых ФГОСах сформулированы предметные результаты по предмету «Основы православной культуры»:

1) понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;

2) формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;

3) осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы православной культуры;

4) формирование умений рассказывать об основных особенностях вероучения религии (православного христианства), называть основателя и основные события, связанные с историей ее возникновения и развития;

5) знание названий священных книг в православии, умение кратко описывать их содержание;

6) формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей православных культовых сооружений, религиозных служб, обрядов и таинств;

7) построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;

8) понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния православной религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей;

9) овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;

10) понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;

11) формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»;

12) умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в православной культуре, истории России, современной жизни;

13) открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства [21]. Подобные требования были сформулированы и по другим модулям

ОРКСЭ. Они были согласованы между собой и содержат, как особенные пункты, так и общие. Как упоминалось ранее, одной из задач ОРКСЭ является усиление взаимодействия школы и семьи в рамках воспитательной деятельности. По требованиям новых ФГОСов школьная рабочая программа воспитания должна создать образовательную среду, включающую в себя урочную и внеурочную деятельность, проведение мероприятий воспитательной направленности, с учетом социальных и культурных потребностей.

Помимо этого, целью данной деятельности должно стать формирование гражданскую идентичность, социальные ценности, развивать знания о традициях и ценностях своей культуры, а также уважение к культурам другим народам [22]. Также рабочая программа воспитания способствует развитию опыта деятельности, который является нравственно важным и значимым. Обучающиеся получают навык правильного социального поведения, который в будущем позволит им строить верные отношения с окружающими людьми.

Воспитательная работа закладывает знания о семейных ценностях, чтобы в будущем избежать

Целью образовательной

и воспитательной деятельности должно стать формирование гражданскую идентичность, социальные ценности, развивать знания

о традициях и ценностях своей культуры, а также уважение к культурам другим народам

семейных проблем, а также для осознания важности и ценности семьи. Результатом подобной данной деятельности должно стать в стремлении к духовно-нравственному развитию [23]. Такое повышенное внимание к вопросу воспитания школьников было обусловлено несколькими причинами:

1) переменами в идеологии и духовной культуре Российской Федерации на рубеже ХХ-ХХ1 вв.;

2) повышением религиозности;

3) поисками ценностей и духовно-нравственных ориентиров для общества.

Образовательные и воспитательные задачи в области духовно-нравственного развития были уточнены и раскрыты в Указе Президента РФ В.В. Путина № 809 от 9 ноября 2022 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», которые необходимо учитывать не только при формировании образованных программ, но и стратегического планирования в сфере национальной безопасности России. Данный указ определяет традиционные ценности как нравственные ориентиры, которые формируют мировоззрение граждан России, определяют гражданскую идентичность и единого культурного пространства страны, передаются из поколения в поколение и отражают самобытность духовного, исторического и культурного развития многонационального народа России [24]. Данный указ отмечает особую роль православия в формировании духовных ценностей, некоторыми из которых являются: жизнь, достоинство, права и свобода человека, гуманизм, милосердие, служение Отечеству, патриотизм, преемственность поколений и историческая память. Духовно-нравственная культура должна связать педагогическую и детскую культуры в образовательном процессе, стать основой духовно-интеллектуального взаимообмена двух субъектов: учителя и обучающегося [25].

Подводя итог реферативного обзора научных статей и документов, включив свой педагогический опыт, можно сделать вывод, что в настоящее время воспитательная работа является одним из важнейших направлений развития молодого поколения. Для того чтобы достичь основной

Указ Президента РФ В.В.Путина №809 от 9 ноября 2022 г. отмечает особую роль православия в формировании духовных ценностей,

некоторыми из которых являются: достоинство, права и свобода человека, гуманизм,

милосердие, служение Отечеству, патриотизм, преемственность поколений и историческая память

цели образовательной деятельности (развития всесторонне развитой личности), недостаточно заниматься только обучением различным предметом, избегая духовного развития обучающихся, которое включает в себя моральные и нравственные ценности. Религиозное просвещение не только знакомит с основными понятиями мировых религий, но и дает возможность увидеть влияние религии на становление государственности, на социальные отношения, а также на личностные качества человека.

Таким образом, в письме МОиН РФ № 08761 от 25.05.2015 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» очень своевременно обращено внимание на необходимость реализации учебного курса, направленного на изучение одного из основных аспектов человеческой жизни [26]. На сегодняшний день курс ОРКСЭ соответствует смыслу и основной идее данного поручения. Сегодня учебный предмет продолжает совершенствоваться и модернизироваться.

Заключение

Данное исследование показало, что религиозные и светские ценности переплетаются между собой. Так, например, моральные светские ценности практически совпадают с религиозными, так как имеют отношение к нравственным установкам и подразумевают уважение к другим людям, любовь и доброту. Именно поэтому в образовании необходимо изучать и усваивать социальные и универсальные моральные ценности при взаимодействии таких институтов, как семья, школа, религиозные, официальные лица и гражданское общество. При развитии одного интеллекта человек вырастет социально неадаптированным, что может привести к непредсказуемым последствиям. Но в том случае, если детей воспитывать только в области религии, общество превратится в религиозных фанатиков.

Так, стремясь к достижению основной ценности в образовании — развитию всесторонне развитой личности, необходимо уделять большое внимание не только обучению, но и нравственному воспитанию. Помимо этого, курс ОРКСЭ при правильном преподавании показывает обучающимся, насколько многообразным является наше общество, и как много традиций и культурных особенностей имеет каждая кон-

Духовно-нравственная

культура должна связать педагогическую и детскую культуры в образовательном процессе, стать основой духовно-интеллектуального взаимообмена двух субъектов: учителя и обучающегося

фессия в Российской Федерации. Многие современные педагоги, такие как Т. В. Логинова и Е.Ф. Теплова, предполагают, что ОРКСЭ может не только повлиять на развитие личностных качеств школьников, но и предотвратить в будущем разногласия между представителями разных конфессий.

Список литературы

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». — URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000 (дата обращения: 12 мая 2023 г.). — Режим доступа: сайт «Информационно-правовой портал Гарант.ру». — Текст: электронный.

2. Яблоков И.Н. Религиозное сознание: специфика, уровни, репрезентации // Вопросы философии. 2018. № 2. С. 50.

3. Кант И. Религия в пределах только разума. Сочинения в 8-ми т. Т. 6. Под общ. ред. проф. А. В. Гулыги. М.: ЧОРО, 1994.613 с.

4. Кант И. Метафизика нравов. Сочинения в 8-ми т. Т. 6. Под общ. ред. проф. А. В. Гулыги. М.: ЧОРО, 1994. 613 с.

5. Кант И. Что такое просвещение? Сочинения на нем. и русск. языках. М., 1994. Т. 1.310 с.

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». — URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000 (дата обращения: 12 мая 2023 г.). — Режим доступа: сайт «Информационно-правовой портал Гарант.ру». — Текст: электронный.

7. Воротникова А. И. Педагогический словарь-справочник: учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и педагогов: [16+] / А. И. Воротникова, Т. Л. Кремнева. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. Часть 1. 73 с.

8. Кабахидзе Е.Л. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество: монография / С. В. Голикова, О. М. Горева, И. В. Гурьянова и др. — Книга 22. — Новосибирск: Издательство ЦРНС. 371 с.

9. Врублевская Е.Г. Быть гражданином / Е.Г. Врублевская // Народное образование. 2007. № 5. С. 214-216.

10. Афонина Н. Ценностные ориентиры современного образования в России. — URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/cennostnye_orientiry_ sovremennogo_obrazovaniya_v_rossii/ (дата обращения: 30.04.2023).

Режим доступа: Образовательный портал «Справочник». — Текст: электронный.

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 Ы273-ФЗ (последняя редакция). — URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 1 апреля 2023 г.). — Режим доступа: сайт «Информационно-правовой портал Гарант.ру». — Текст: электронный.

12. Кильдяшова Т.А., Сибирцева Ю.А. К вопросу изучения религиозных культур в рамках современного российского школьного образования // Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34. С. 76.

13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 Ы273-ФЗ (последняя редакция). — URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 1 апреля 2023 г.). — Режим доступа: сайт «Информационно-правовой портал Гарант.ру». — Текст: электронный.

14. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». — URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000 (дата обращения: 12 мая 2023 г.). — Режим доступа: сайт «Информационно-правовой портал Гарант.ру». — Текст: электронный.

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 Ы273-ФЗ (последняя редакция). — URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 1 апреля 2023 г.). — Режим доступа: сайт «Информационно-правовой портал Гарант.ру». — Текст: электронный.

16. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009/ — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55083346/ (дата обращения: 10 апреля 2023 г.). — Режим доступа: сайт «Информационно-правовой портал Гарант.ру». — Текст: электронный.

17. Галицкая И.А., Метлик И.В. Изучение религиозной культуры в светской школе // Толерантность / Общ. ред. М.П. Мчедлова. М.: Республика, 2004.416 с.

18. ТепловаЕ.Ф. ОРКСЭ — новый модульный курс в современной школе // Этнодиалоги. 2013. № 2 (43). С. 46-47.

19. Преподавание православной культуры (ОПК) и духовно-нравственное воспитание в школе в связи с обновлением ФГОС начального и основного общего образования. Рекомендации. 18.07.2021. — URL: https://pravobraz.ru/prepodavanie-pravoslavnoj-kultury-opk-i-

duxovno-nravstvennoe-vospitanie-v-shkole-v-svyazi-s-obnovleniem-fgos-nachalnogo-i-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-rekomendacii/ (дата обращения: 19.04.2023). — Режим доступа: сайт «Православное образование». — Текст: электронный.

20. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». — URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения 15 мая 2023 г.). — Режим доступа: сайт «Информационно-правовой портал Гарант.ру». — Текст: электронный.

21. Преподавание православной культуры (ОПК) и духовно-нравственное воспитание в школе в связи с обновлением ФГОС начального и основного общего образования. Рекомендации. 18.07.2021. — URL: https://pravobraz.ru/prepodavanie-pravoslavnoj-kultury-opk-i-duxovno-nravstvennoe-vospitanie-v-shkole-v-svyazi-s-obnovleniem-fgos-nachalnogo-i-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-rekomendacii/ (дата обращения: 19.04.2023). — Режим доступа: сайт «Православное образование». — Текст: электронный.

22. Метлик И.В., Потаповская О.М. Проблемы методики преподавания православной культуры в школе в аспекте государственно-церковных отношений // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. №4 (39). С. 89.

23. Марсадолова Т. Л. Религиозная культура и школьное образование в России: современное состояние проблемы // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. № 3. С. 59-61.

24. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809.

25. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения 3 июня 2023 г.). — Режим доступа: сайт «Президент России». — Текст: электронный.

26. Врублевская Е.Г. Гуманитарные основы педагогической деятельности / Е. Г. Врублевская. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2006.181 с.

27. Письмо МОиН РФ № 08-761 от 25.05.2015 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». — URL: https://pravobraz.ru/pismo-minobrnauki-rossii-ot-25-05-2015-g-08-761-ob-izuchenii-predmetnyx-oblastej-osnovy-religioznyx-kultur-i-svetskoj-etiki-i-osnovy-duxovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii/ (дата обращения 16 мая 2023 г.). — Режим доступа: сайт «Православное образование». — Текст: электронный.

Сведения об авторах

Черепанова Наталья Андреевна — аспирант ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», Смоленск, Россия. ORCID ID: 0009-00053295-7709. E-mail: cherepanovana2601@gmail.com.

Кабахидзе Екатерина Львовна — кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», Смоленск, Россия. ORCID ID: 0000-0002-1397-9014. E-mail: kkabakhidze@gmail.com.

© Н.А. Черепанова, Е.Л. Кабахидзе, 2023

(ее)]

Role of the Discipline "Fundamentals of

Religious Culture and Secular Ethics"

in the Personal Spiritual and Moral Development

N.A. Cherepanova, E. L. Kabakhidze

The authors develop their concepts from the fact that religious consciousness is one of the categories of consciousness, a way of experiencing and comprehending the world and oneself by a person, which performs an instrumental function — it creates a system of values and hierarchizes them. Religious consciousness is formed and strengthened through educational practices and upbringing at school. It is externalized in the collective consciousness — the religious culture of society. The academic subject "Fundamentals of Religious Culture and Secular Ethics" solves several tasks related to the spiritual and moral development of a primary school student and contributes to the formation of universal values, noted in Decree of the President of the Russian Federation "On approval of the fundamentals of state policy for preserving and strengthening traditional Russian spiritual and moral values" (November 9, 2022 No. 809). The research conducted among primary school students of the Smolensk Orthodox Gymnasium, whose curriculum included the course "Fundamentals of Religious Culture and Secular Ethics," showed that the fifth-grade students demonstrate confident knowledge of the main religious denominations represented on the territory of the Russian Federation and understand religious traditions and norms of ethnic groups in Russia. Comparative research of the planned educational results of the "Fundamentals of Religious Culture and Secular Ethics" course, expressed in the acquired and developed spiritual and moral values of schoolchildren, made it possible to identify interference with the values listed in the Decree of the President of the Russian Federation "On approval of the fundamentals of state policy for preserving and strengthening traditional Russian spiritual and moral values" (November 9, 2022 No. 809) with the

values that serve as the basis for strategic planning in the area of ensuring national security of the Russian Federation, the key once being life, dignity, human rights, freedom, humanism, mercy, service to the Fatherland, patriotism, and continuity of generations and historical memory.

Keywords: religious consciousness; religious culture; foundations of Orthodox culture; Fundamentals of Religious Culture and Secular Ethics; spiritual and moral values; patriotism; categorical imperative; pedagogical axiology; transhumanism; natural religion.

References

1. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 286 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya". — URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/400807193/#1000 (data obrashcheniya: 12 maya 2023 g.). — Rezhim dostupa: sait "Informatsionno-pravovoi portal Garant. ru". — Tekst: elektronnyi.

2. Yablokov I. N. Religioznoe soznanie: spetsifika, urovni, reprezentatsii // Voprosy filosofii. 2018. № 2. S. 50.

3. Kant I. Religiya v predelakh tol'ko razuma. Sochineniya v 8-mi t. T. 6. Pod obshch. red. prof. A.V. Gulygi. M.: ChORO, 1994.613 s.

4. Kant I. Metafizika nravov. Sochineniya v 8-mi t. T. 6. Pod obshch. red. prof. A. V. Gulygi. M.: ChORO, 1994. 613 s.

5. Kant I. Chto takoe prosveshchenie? Sochineniya na nem. i russk. yazykakh. M., 1994. T. 1.310 s.

6. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 286 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya". — URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/400807193/#1000 (data obrashcheniya: 12 maya 2023 g.). — Rezhim dostupa: sait «Informatsionno-pravovoi portal Garant. ru». — Tekst: elektronnyi.

7. Vorotnikova A. I. Pedagogicheskii slovar'-spravochnik: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov, magistrantov, aspirantov i pedagogov: [16+] / A.I. Vorotnikova, T.L. Kremneva. — Moskva; Berlin: Direkt-Media, 2017. Chast' 1.73 s.

8. Kabakhidze E. L. Gumanitarnye problemy sovremennosti: chelovek i obshchestvo: monografiya / S.V. Golikova, O. M. Goreva, I.V. Gur'yanova i dr. Kniga 22. Novosibirsk: Izdatel'stvo TsRNS. 371 s.

9. Vrublevskaya E. G. Byt' grazhdaninom / E.G. Vrublevskaya // Narodnoe obrazovanie. 2007. № 5. S. 214-216.

10. Afonina N. Tsennostnye orientiry sovremennogo obrazovaniya v Rossii. — URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/cennostnye_orientiry_ sovremennogo_obrazovaniya_v_rossii/ (data obrashcheniya: 30.04.2023). Rezhim dostupa: Obrazovatel'nyi portal "Spravochnik". — Tekst: elektronnyi.

11. Federal'nyi zakon "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii" ot 29.12.2012 N273-FZ (poslednyaya redaktsiya). — URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 1 aprelya 2023 g.). — Rezhim dostupa: sait "Informatsionno-pravovoi portal Garant. ru". — Tekst: elektronnyi.

12. Kil'dyashova T.A., Sibirtseva Yu.A. K voprosu izucheniya religioznykh kul'tur v ramkakh sovremennogo rossiiskogo shkol'nogo obrazovaniya // Seriya Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. 2015. № 20 (217). Vypusk 34. S. 76.

13. Federal'nyi zakon "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29.12.2012 N273-FZ (poslednyaya redaktsiya). — URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 1 aprelya 2023 g.). — Rezhim dostupa: sait "Informatsionno-pravovoi portal Garant. ru". — Tekst: elektronnyi.

14. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 286 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya". — URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/400807193/#1000 (data obrashcheniya: 12 maya 2023 g.). — Rezhim dostupa: sait «Informatsionno-pravovoi portal Garant. ru». — Tekst: elektronnyi.

15. Federal'nyi zakon "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii" ot 29.12.2012 N273-FZ (poslednyaya redaktsiya). — URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 1 aprelya 2023 g.). — Rezhim dostupa: sait "Informatsionno-pravovoi portal Garant. ru". — Tekst: elektronnyi.

16. Poruchenie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 2 avgusta 2009 g. № Pr-2009/ — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55083346/ (data obrashcheniya: 10 aprelya 2023 g.). — Rezhim dostupa: sait "Informatsionno-pravovoi portal Garant.ru". — Tekst: elektronnyi.

17. Galitskaya I.A., Metlik I. V. Izuchenie religioznoi kul'tury v svetskoi shkole // Tolerantnost' / Obshch. red. M. P. Mchedlova. M.: Respublika, 2004. 416 s.

18. Teplova E.F. ORKSE — novyi modul'nyi kurs v sovremennoi shkole// Etnodialogi. 2013. № 2 (43). S. 46-47.

19. Prepodavanie pravoslavnoi kul'tury (OPK) i dukhovno-nravstven-noe vospitanie v shkole v svyazi s obnovleniem FGOS nachal'nogo i os-novnogo obshchego obrazovaniya. Rekomendatsii. 18.07.2021. — URL: https://pravobraz.ru/prepodavanie-pravoslavnoj-kultury-opk-i-duxov-no-nravstvennoe-vospitanie-v-shkole-v-svyazi-s-obnovleniem-fgos-nachalnogo-i-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-rekomendacii/ (data obrashcheniya: 19.04.2023). — Rezhim dostupa: sait "Pravoslavnoe obra-zovanie". — Tekst: elektronnyi.

20. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 287 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta os-novnogo obshchego obrazovaniya". — URL: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/401333920/ (data obrashcheniya 15 maya 2023 g.). — Rezhim dostupa: sait "Informatsionno-pravovoi portal Garant.ru". — Tekst: elektronnyi.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Prepodavanie pravoslavnoi kul'tury (OPK) i dukhovno-nravstven-noe vospitanie v shkole v svyazi s obnovleniem FGOS nachal'nogo i os-novnogo obshchego obrazovaniya. Rekomendatsii. 18.07.2021. — URL: https://pravobraz.ru/prepodavanie-pravoslavnoj-kultury-opk-i-duxov-no-nravstvennoe-vospitanie-v-shkole-v-svyazi-s-obnovleniem-fgos-nachalnogo-i-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-rekomendacii/ (data obrashcheniya: 19.04.2023). — Rezhim dostupa: sait «Pravoslavnoe obra-zovanie». — Tekst: elektronnyi.

22. MetlikI.V., Potapovskaya O.M. Problemy metodiki prepodavaniya pra-voslavnoi kul'tury v shkole v aspekte gosudarstvenno-tserkovnykh otno-shenii // Vestnik PSTGU. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya. 2015. № 4 (39). S. 89.

23. Marsadolova T. L. Religioznaya kul'tura i shkol'noe obrazovanie v Rossii: sovremennoe sostoyanie problemy // Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). 2010. № 3. S. 59-61.

24. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 09.11.2022 g. № 809.

25. "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi politiki po sokhraneniyu i ukre-pleniyu traditsionnykh rossiiskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostei". — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (data obrashcheniya 3 iyun-ya 2023g.). — Rezhim dostupa: sait "Prezident Rossii". — Tekst: elektronnyi.

26. Vrublevskaya E. G. Gumanitarnye osnovy pedagogicheskoi deyatel'nosti / E.G. Vrublevskaya. Khabarovsk: Izd-vo DVAGS, 2006.181 s.

27. Pis'mo MOiN RF № 08-761 ot 25.05.2015 "Ob izuchenii predmetnykh oblastei: 'Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoi etiki' i 'Osnovy dukhov-no-nravstvennoi kul'tury narodov Rossii'". — URL: https://pravobraz. ru/pismo-minobrnauki-rossii-ot-25-05-2015-g-08-761-ob-izuche-nii-predmetnyx-oblastej-osnovy-religioznyx-kultur-i-svetskoj-etiki-i-os-

novy-duxovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii/ (data obrashcheniya 16 maya 2023 g.). — Rezhim dostupa: sait "Pravoslavnoe obrazovanie". — Tekst: elektronnyi.

About the Authors

Cherepanova Natal'ja Andreevna — Postgraduate Student, Smolensk State University, Smolensk, Russia. ORCID ID: 0009-0005-3295-7709. E-mail: cherepanovana2601@gmail.com.

Kabakhidze Ekaterina L'vovna — Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Smolensk, Russia. ORCID ID: 0000-0002-1397-9014. E-mail: kkabakhidze@gmail.com.

© N.A. Cherepanova, E.L. Kabakhidze, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.