Научная статья на тему 'ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО ЦЕРКОВНОГО ХОРА С МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРАВОСЛАВИЯ'

ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО ЦЕРКОВНОГО ХОРА С МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРАВОСЛАВИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
50
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСЛАВИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ХОРОВОЕ ПЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ДЕТСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ ХОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Падерина Юлия Андреевна, Тагильцева Наталия Григорьевна

Организация процесса духовно-нравственного воспитания сегодня является первоочередной задачей школьного обучения. Чрезвычайно актуальным решение этой задачи представляется в обучении подростков и старших школьников, особо подверженных негативным влияниям СМИ, интернета и различного рода программ, имеющихся на платформе YouTube. Противостоять такому влиянию могут различные воспитательные средства, среди которых можно выделить искусство. В общеобразовательной школе на уроках музыки, ОРСЭ (основы религиозных культур и светской этики), истории, литературы вопросы духовности и духовного становления человека, развития его духовной культуры через художественные примеры отчасти рассматриваются в русле содержания отдельных тем. В духовных учебных заведениях данные проблемы изучаются обучающимися более основательно (углубленно) вследствие наличия в учебных планах ряда предметов «духовно-нравственной направленности». Одним из них является хоровое пение и дополнительные занятия по этому предмету, анализ содержания программ по которым в ряде духовных учебных заведений в городах РФ показывает, что обучающихся мало знакомят с историей, становлением хоровой православной культуры России. Целью данной статьи является представление концептуальных положений и основных тем модулей программы «Музыкальная культура Православия», которая прошла внедрение в содержание занятий «Хоровой класс» и «Дополнительные занятия хорового класса» на среднем и старшем хоре Архиерейской детской певческой капеллы «Октоих» при культурно-просветительском центре «Царский» екатеринбургской епархии города Екатеринбурга. Успешность освоения данной программы доказывается результатами проведенной диагностики, которые представлены в статье. Целевым ориентиром данной программы является ознакомление участников хоровых коллективов с музыкальной культурой Православия, а так как эта культура обладает огромным педагогическим потенциалом, то конечным результатом освоения программы является формирование духовной культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCING THE PARTICIPANTS OF THE CHILDREN'S CHURCH CHOIR WITH THE MUSICAL CULTURE OF ORTHODOXY

The organization of the process of spiritual and moral education today is the primary task of school education. The solution to this problem is especially relevant in the education of adolescents and older students, who are especially susceptible to the negative influences of the media, the Internet and various programs available on YouTube platform. Various educational means can resist such influence, among which art can be distinguished. In a general education school, in the lessons of music, the foundations of religious cultures and secular ethics, history, and literature, the issues of spirituality and the spiritual development of a person, the development of his spiritual culture through artistic examples are partly considered in line with the content of individual topics. In religious educational institutions, these problems are studied by students more thoroughly (in depth) due to the presence in the curricula of a number of purely spiritual subjects. One of them is choral singing and additional classes in this subject, an analysis of the content of programs for which in a number of theological educational institutions in the cities of the Russian Federation shows that students are little acquainted with the history, the formation of the choral Orthodox culture of Russia. The purpose of this article is to present the conceptual provisions and main themes of the modules of the program “Musical Culture of Orthodoxy”, which was introduced into the classes “Choral class” and “Additional classes of the choir class” at the middle and senior choirs of the Bishops' children's singing chapel “Oktoikh” at the cultural and educational center “Tsarsky” of the Ekaterinburg diocese of the city of Ekaterinburg. The success of the development of this program is proved by the diagnostic procedure and its results presented. The target of this program is to familiarize the members of choirs with the musical culture of Orthodoxy, and since this culture has a huge pedagogical potential, the end result of this process is the formation of the spiritual culture of the individual.

Текст научной работы на тему «ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО ЦЕРКОВНОГО ХОРА С МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРАВОСЛАВИЯ»

УДК 37.036:78 ББК Ч420.054.43

DO110.26170/2079-8717_2022_06_26 ГРНТИ 14.27.01

Код ВАК 5.8.2

Падерина Юлия Андреевна,

ассистент кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: yunalu@yandex.ru

Тагильцева Наталия Григорьевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: musis52nt@mail.ru

ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО ЦЕРКОВНОГО ХОРА С МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРАВОСЛАВИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воспитание личности; духовно-нравственное воспитание; музыкальная культура; Православие; духовность; духовные учебные заведения; хоровое пение; подростки; детский церковный хор

АННОТАЦИЯ. Организация процесса духовно-нравственного воспитания сегодня является первоочередной задачей школьного обучения. Чрезвычайно актуальным решение этой задачи представляется в обучении подростков и старших школьников, особо подверженных негативным влияниям СМИ, интернета и различного рода программ, имеющихся на платформе YouTube. Противостоять такому влиянию могут различные воспитательные средства, среди которых можно выделить искусство. В общеобразовательной школе на уроках музыки, ОРСЭ (основы религиозных культур и светской этики), истории, литературы вопросы духовности и духовного становления человека, развития его духовной культуры через художественные примеры отчасти рассматриваются в русле содержания отдельных тем. В духовных учебных заведениях данные проблемы изучаются обучающимися более основательно (углубленно) вследствие наличия в учебных планах ряда предметов «духовно-нравственной направленности». Одним из них является хоровое пение и дополнительные занятия по этому предмету, анализ содержания программ по которым в ряде духовных учебных заведений в городах РФ показывает, что обучающихся мало знакомят с историей, становлением хоровой православной культуры России. Целью данной статьи является представление концептуальных положений и основных тем модулей программы «Музыкальная культура Православия», которая прошла внедрение в содержание занятий «Хоровой класс» и «Дополнительные занятия хорового класса» на среднем и старшем хоре Архиерейской детской певческой капеллы «Октоих» при культурно-просветительском центре «Царский» екатеринбургской епархии города Екатеринбурга. Успешность освоения данной программы доказывается результатами проведенной диагностики, которые представлены в статье. Целевым ориентиром данной программы является ознакомление участников хоровых коллективов с музыкальной культурой Православия, а так как эта культура обладает огромным педагогическим потенциалом, то конечным результатом освоения программы является формирование духовной культуры личности.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Падерина, Ю. А. Ознакомление участников детского церковного хора с музыкальной культурой православия / Ю.А. Падерина, Н. Г. Тагильцева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 6. - С. 216-222. - DOI: 10.26170/20798717_2022_06_26.

Paderina Yuliya Andreyevna,

Assistant of Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Таgiltseva Natalia Grigorievna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

INTRODUCING THE PARTICIPANTS OF THE CHILDREN'S CHURCH CHOIR WITH THE MUSICAL CULTURE OF ORTHODOXY

KEYWORDS: personality education; spiritual and moral education; musical culture; Orthodoxy; spirituality; spiritual educational institutions; choral singing; teenagers; children's church choir

ABSTRACT. The organization of the process of spiritual and moral education today is the primary task of school education. The solution to this problem is especially relevant in the education of adolescents and older students, who are especially susceptible to the negative influences of the media, the Internet and various programs available on YouTube platform. Various educational means can resist such influence, among which art can be distinguished. In a general education school, in the lessons of music, the foundations of religious cultures and secular ethics, history, and literature, the issues of spirituality and the spiritual development of a person, the development of his spiritual culture through artistic examples are partly considered in line with the content of individual topics. In religious educational institutions, these problems are studied by students more thoroughly (in depth) due to the presence in the curricula of a number of purely spiritual subjects. One of them is choral singing and additional classes in this subject, an analysis of the content of programs for which in a number of theological educational institutions in the cities of the Russian Federation shows that students are little acquainted with the history, the formation of the choral Orthodox culture of Russia. The purpose of this article is to present the conceptual provisions and main themes of the modules of the program "Musical Culture of Orthodoxy", which was introduced into the classes "Choral class" and

© Падерина Ю. А., Тагильцева Н. Г., 2022

"Additional classes of the choir class" at the middle and senior choirs of the Bishops' children's singing chapel "Oktoikh" at the cultural and educational center "Tsarsky" of the Ekaterinburg diocese of the city of Ekaterinburg. The success of the development of this program is proved by the diagnostic procedure and its results presented. The target of this program is to familiarize the members of choirs with the musical culture of Orthodoxy, and since this culture has a huge pedagogical potential, the end result of this process is the formation of the spiritual culture of the individual.

FOR CITATION: Paderina, Yu. A., Tagiltseva, N. G. (2022). Introducing the Participants of the Children's Church Choir with the Musical Culture of Orthodoxy. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 216222. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_26.

B1

я

(ведение. В настоящее время проявляется интерес педагогов и учителей к православной духовной культуре к ее воспитательному потенциалу и влиянию на личность ребенка. О значении и роли православной культуры указывается во многих государственных документах, среди которых - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Еще с 6о-х годов XIX века русский педагог К. Д. Ушинский сформулировал педагогический принципы нравственно-развивающего обучения, в основе которых лежали идеи о том, что залогом правильного воспитания школьников является христианская вера и русские культурно-исторические традиции [14].

Начиная с 1992 года в Российской Федерации при православных приходах, епархиях Русской Православной Церкви и православных братствах впервые после революции 1917 года начинают открываться воскресные школы. Стимулом этому стал Закон «Об образовании», который предоставил зарегистрированным религиозным организациям право на организацию образовательных учреждений (в том числе и дошкольных). Последние 20 лет развитие подобных организаций активно поддерживается и на государственном уровне.

Организация занятий в таких школах, система введения определенных технологий, инновации в содержании образования, история их становления и развития стали предметом научного изучения многих авторов [1; 4; 5; 7; 15], среди которых появились те, которые особое внимание уделяли хоровому пению [2; 9; 11; 16].

Реализация научных идей и концепций, касающихся целей, задач и направлений функционирования названных школ, сегодня происходит в России в воскресных школах, православных гимназиях, семинариях, духовных училищах, что дает основание считать, что православное образование наряду со светским занимает все его ступени (дошкольное - воскресные школы и детские сады при православных приходах, начальное - воскресные школы и православные гимназии, высшее - Семинарии и Миссионерские институты).

Постановка проблемы. В 2011 году на заседании Священного Синода Русской

Православной Церкви был утвержден стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации. Этот стандарт является нормативным документом, который не только определяет форму и структуру православного образования в сфере среднего образования на основе существующего законодательства (все учебные организации Русской Православной Церкви выполняют Федеральный государственный образовательный стандарт и «Закон об образовании в Российской Федерации»), но и указывает на степень участия Русской Православной Церкви в процессе духовно-нравственного становления и приобщения к православной культуре, к ее традициям и христианскому образу жизни граждан РФ. Согласно этому стандарту приобщение к православной культуре в православных гимназиях и школах осуществляется на таких предметах, как «Закон Божий» (в некоторых учебных программах «Основы Православной веры»); «Церковнославянский язык» - на котором происходит формирование представлений о церковнославянском языке как части культуры и истории России; «Церковное пение». При изучении данной дисциплины дети получают навык церковного пения, учатся исполнять основные жанры церковной музыки, получают начальные знания о значении церковного пения в духовно-нравственном становлении человека.

Дисциплина «Церковное пение» в таких учреждениях является обязательной в связи с тем, что зачастую учащиеся принимают участие в Богослужениях в церкви. Поэтому почти в каждом подобном учреждении есть такой коллектив, как церковный хор обучающихся. Его деятельность включает, помимо пения на великих православных праздниках за божественной литургией, исполнение духовных произведений на концертах, конкурсах, форумах и т. п. Такие коллективы занимаются просветительской и благотворительной деятельностью, посещая с концертами дома престарелых, госпитали, детские дома и школы-интернаты. Таким образом, дети, поющие в православном хоре, постигают и церковное пение и включаются в исполнение

духовных произведений, сочиненных композиторами, постигая музыкальную культуру Православия в основном в певческой деятельности.

Музыковеды и историки музыки рассматривают «музыкальную культуру Православия» как важную часть общей духовно-нравственной культуры русского народа, которая включает в себя духовную, религиозную и церковную музыку, в основе которой лежит церковное богослужебное пение. Дифференциация духовной музыки на такие ее виды, как храмовое и вне храма, встречается в работах музыковедов и исследователей истории становления и развития церковного пения в России [3; 12]. «Пение храмовое (пение во время Божественной Литургии) будет отличаться спокойным звуко-извлением, полным или частичным отсутствием агогики, т. к. музыка в это время является часть богослужения» [12, с. 120]. Вне-храмовое же пение таких ограничений не имеет. Оно может быть более подвижно и разнообразно как в динамическом плане, так и в агогическом, но с сохранением единого правила - приоритетом текста, что является спецификой духовной музыки.

Ученые утверждают, что музыкальная культура Православия помогает духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, она прививает воспитанникам такие качества, как сострадание к ближнему, любовь, благородство и духовность. По мысли В. В. Медушевского, «песнопения Православной Церкви с их издревле сохранившейся национально-характерной мелодикой, богатейшим и неповторимым своеобразием несимметричными ритмами занимают почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры» [10, с. 163], поэтому православное музыкальное образование становится ориентиром в культурном и духовном изменении нашего общества.

В русле педагогических исследований находятся работы, которые подчеркивают необходимость целостного постижения обучающимися музыкальной культуры Православия для их духовного становления. И. В. Кошмина, рассматривая многообразие духовной музыки и возможность ее освоения детьми, также выделяет для изучения в ней два направления: религиозная (храмовая), т. е. та, которая исполняется в храме во время богослужения, и та, которая звучит вне церкви, например во время концерта, духовного праздника и т. д. [8]. Итак, музыкальная культура Православия оказывает глубокое воздействие на развитие духовности подрастающего поколения. Ее постижение детьми, особенно теми, кто обучается в духовных учебных заведениях, должно происходить и в процессе исполнения хра-

мовой и внехрамовой музыки и в процессе получения знания о ней. Содержание такого знания может быть весьма разнообразным, включающим и знания о музыке, и знания самой музыки. Процесс освоения такого знания может включать такие темы, как история зарождения Православной музыкальной культуры России, творчество композиторов, сочинявших духовную храмовую и внехрамовую музыку, жанры духовной музыки, специфика традиционной и современной духовной православной музыкальной культуры, наконец, исторический факт зарождения всей музыкальной культуры России из недр церковной музыки.

Освоение основ православной музыкальной культуры в духовных учебных заведениях детьми в основном происходит на предмете «Хоровое пение» или «Хоровой класс». Для улучшения его содержания ученые, педагоги и хормейстеры находятся в постоянном поиске методов, средств и технологий. Анализ научных и методических работ по обозначенной проблеме показал следующее. Авторы в поиске новых подходов к организации хоровых занятий в воскресных школах и православных гимназиях в основном уделяют внимание технической выучке хористов, что, безусловно, является одной из главных задач предмета «Хоровое пение», т. к. хор, как известно, в православии сопровождает Божественную Литургию [9]. Некоторые авторы уделяют внимание процессу формирования знаний о духовной музыке Православия, так, например, Н. Е. Шилова в своей образовательной программе «Церковно-хоровое пение» большое внимание уделяет изучению жанров церковной музыки, композиторскому же творчеству по программе уделяется очень малое время (всего 4 часа) [16], о постижении исторического развития церковной музыки, а также о творческих коллективах упоминания не идет. А. В. Гавлюков-ская подчеркивает необходимость работы над содержанием (текстом) молитвы, так как существует необходимость соблюдения особенностей церковного Богослужения и церковных песнопений, в которые входят: «знание церковнославянского языка... осознание смысла и символики молитвенных текстов. охват устава годичного круга и веками установившихся традиций богослужений православной церкви» [2, с. 212].

Анализ практики обучения в хоровом классе в духовных образовательных учреждениях Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Перми, Липецка, Великого Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы показал, что обучающимся не предоставляется возможность приобретения знаний о такой музыке, как и знания самой музыки. Дети, постига-

ющие Православную музыкальную культуру в процессе пения и церковной службы, должны обладать большим объемом музыкальной культуры, чем обучающиеся в общеобразовательных школах, в которых элементы музыкальной Православной культуры вводятся и в уроки музыки, и в уроки истории, и в уроки литературы. Обучающиеся, осваивающие Православный компонент образовательных программ, должны получать углубленное, дополнительное духовное образование, сверх базового уровня. Все это позволяет сделать вывод о необходимости включения в содержание хоровых или иных каких-то предметов учебного плана духовных гимназий, школ, определенных тем, связанных с Православной музыкальной культурой.

Решение проблемы. Решение проблемы организации процесса ознакомления обучающихся с музыкальной культурой Православия происходило при разработке и частичном внедрении программы по музыкальной культуре Православия на занятиях «Хоровой класс» и «Дополнительные занятия хорового класса» на среднем и старшем хоре Архиерейской детской певческой капеллы «Октоих» (далее - АДПК «Октоих») при культурно-просветительском центре «Царский» екатеринбургской епархии города Екатеринбурга. Разработка программы потребовала определения концептуальных оснований, позволяющих проектировать ее содержание, а также систему технологий и методов, способствующих успешному ознакомлению подростков с русской духовной православной культурой. Анализ имеющихся программ такого типа [2; 9; 16], работы музыкантов и педагогов В. В. Медушевского [10], И. В. Кошминой [8], историков православной музыкальной культуры И. А. Гарднера [3], Илариона (Алфеева) [6] позволили выделить следующие принципы:

1. Связь практики (хорового пения) с теорией, когда в построение репетиционного процесса включаются элементы названной программы, что будет способствовать ознакомлению с православной культурой и, соответственно, расширять объем культурных знаний участников хорового коллектива в опоре на практику хорового пения.

2. Историзма, когда темы рассматриваются в определенной исторической последовательности в нескольких модулях: от зарождения музыкальной культуры Православия до произведений, созданных современными композиторами, а также сведения о знаменитых духовных хоровых коллективах прошлого и настоящего.

3. В опоре на позицию Протоирея Александра Салтыкова, утверждавшего, что «все, что создано под влиянием православной

духовности несет отпечаток этой духовности» [13, с. 23], был выделен принцип художественного контекста (Л. В. Горюнова), реализация которого позволяла вводить параллели между музыкой и художественными произведениями, например иконами, картинами, текстами на духовные сюжеты.

4. Включение участников подросткового и старшего хора в проектную деятельность по созданию творческих продуктов о музыкальной культуре Православия, например презентаций для младших участников хорового коллектива, для родителей, для сверстников общеобразовательных школ.

5. Активное вовлечение в освоение программы всех субъектов образовательного процесса: подростков-участников хора, педагогов по предметам и родителей, которые вовлекаются в совместные репетиции хора и изучение на занятиях примеров музыкальной культуры Православия. Родители обучающихся могут готовить выступления на открытых уроках и классных часах, представляя проекты о музыкальной духовной культуре, созданные совместно с детьми.

В основу разработанной программы по музыкальной культуре Православия был положен модульный принцип построения, который предполагает четкую структуризацию содержания программы, блоковую систему построения, вариативность и гибкость выделенных блоков. Структура программы, обусловленная выделенными принципами, позволила определить основные дидактические единицы, соответственно, и тематику каждого модуля, в который входили тема, темы проектов, проверочные материалы, музыкальные примеры. Вариативность и гибкость использования модулей обусловлена зависимостью от изучаемого духовного хорового произведения на хоровом классе. Таким образом, все ознакомление с музыкальной культурой Православия входило в следующие модули:

1. Модуль № 1 «История становления церковного (хорового) пения на Руси».

2. Модуль № 2 «Композиторское творчество (церковная композиторская музыка)».

3. Модуль № 3 «Духовные хоровые коллективы (светские и церковные)».

4. Модуль № 4 «Детское хоровое церковное пение» / «Детские хоровые церковные произведения».

5. Модуль № 5 «Церковное пение в современности» .

Логика выделения именно таких модулей обусловлена становлением Православия на Руси и, соответственно, зарождением и развитием музыкальной культуры Православия. Во взаимосвязи все представленные модули способствуют формированию: представления об исторических этапах развития

музыкальной православной культуры; пониманию специфики музыкальной культуры Православия; положительному отношению к духовной музыкальной культуре. И, самое главное, формированию духовного опыта участников хоровых коллективов.

Частичное внедрение разработанной программы происходило в течение 20212022 учебного года на базе АДПК «Октоих» и показало ее эффективность, о чем говорят результаты начальной и итоговой диагностики. Для нее были разработаны: тесты на

проверку освоенности участниками хоровых коллективов знаний о музыкальной культуре Православия, а также задания на создание презентаций (знания о духовной музыке); творческие задания на проверку сформированности умений исполнять примеры духовной певческой культуры; музыкальная викторина - на сформированность знаний духовной музыки. Результаты итоговой и начальной диагностики отражены в таблице.

Результаты констатирующего и итогового этапов по освоенности музыкальной культуры Православия у участников среднего и старшего хора «ОКТОИХ»

Таблица

Показатель -- " _____--- Участники Констатирующий этап Итоговый этап

Критерий «Освоенность участниками хо ровых коллективов знаний о музыкальной культуре»

Высокий Средний хор 18% 45%

Старший хор 34% 63%

Средний Средний хор 55% 55%

Старший хор 41% 37%

Низкий Средний хор 27% 0%

Старший хор 25% 0%

Критерий «Сформированность умений исполнять примеры духовной певческой культуры»

Высокий Средний хор 0% 34%

Старший хор 18% 58%

Средний Средний хор 55% 66%

Старший хор 45% 42%

Низкий Средний хор 45% 0%

Старший хор 37% 0%

Критерий «Сформированности знаний духовной музыки»

Высокий Средний хор 27% 62%

Старший хор 8% 70%

Средний Средний хор 50% 27%

Старший хор 75% 30%

Низкий Средний хор 23% 11%

Старший хор 17% 0%

Заключение. Полученные результаты, демонстрирующие динамику в освоении участниками среднего и старшего хора АДПК «Октоих» музыкальной культуры Православия, позволяют сделать заключение об эффективности разработанной программы. Освоенные образцы музыкальной культуры Православия, содержанием которой являются ценности служения Богу, Родине, бережного и терпеливого отношения к семье, к друг другу, понятия о добре и зле, правде и лжи, позволяют формировать не только музыкальную культуру, но и такие

качества личности хористов, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность. По окончании участия в хоре каждый ученик выберет свой жизненный путь. Кто-то продолжит и далее духовное образование, и полученный опыт и знания в хоре станут для них поддержкой в будущей профессии, а кто-то выберет образование светское, но освоенная в хоровой деятельности музыкальная культура Православия будет тем идеалом, по которому они будут сверять свои поступки в жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова, Н. С. Роль воскресной школы в духовном воспитании детей дошкольного возраста / Н. С. Борисова // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи : материалы II международной научно-практической конференции / отв. ред. Т. А. Семенова. - 2014. - С. 186-187.

2. Гавлюковская, А. В. Обучение церковному пению как фактор развития духовно-нравственной и художественно-эстетической культуры / А. В. Гавлюковская // Молодой ученый. - 2010. - Т. 2, № 8. -С. 210-213.

3. Гарднер, И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том I: История / И. А. Гарднер. - М. : Православный Свято-Троицкий Богословский институт, 2004. - 493 с.

4. Дворниченко, А. С. Воскресные школы: история и современность / А. С. Дворниченко // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 1 (86). - С. 9-11.

5. Завгородняя, Е. Л. Основные подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания детей в воскресных школах в исторической ретроспективе / Е. Л. Завгородняя // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 1 (63). - С. 124-130.

6. Иларион (Алфеев), митроп. Литургия. Исторический и богословский комментарий к Литургиям Иоанна Златоуста и Василия Великого / Иларион (Алфеев), митроп. - М. : Издательский дом «Познание» ; Общецерковная аспирантура и докторантура ; Православная энциклопедия, 2018. - 200 с.

7. Кондратьев, С. В. Обучение любви - нравственное воспитание обучающихся воскресных школ / С. В. Кондратьев // Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества : материалы IX Международной научно-практической конференции / под общ. ред. председателя Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномыс-ского Кирилла. - 2019. - С. 272-277.

8. Кошмина, И. В. Русская духовная музыка : пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов. Кн. 1: История. Стиль Жанры / И. В. Кошмина. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.

9. Медведева, И. А. Традиции обучения хоровому пению в современной воскресной школе / И. А. Медведева, Р. М. Таймасова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 3. - С. 126-130.

10. Медушевский, В. В. Концепция: Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе / В. В. Медушевский. - М. : Московская консерватория, 2001.

11. Падерина, Ю. А. Поп- и рок-музыка: практика внедрения в репертуар детского духовного хора / Ю. А. Падерина, Н. Г. Тагильцева // Современные проблемы музыкального и художественного образования : региональный сборник научных трудов (с международным участием). - Екатеринбург, 2021. - С. 90-96.

12. Разумовский, Д. В. Церковное пение в России. Опыт историко-технического изложения. Вып. 1 / Д. В. Разумовский. - М., 1867. - 367 с.

13. Салтыков Александр, протоиерей. О православной культуре / Александр Салтыков // ЖМП. -1997. - № 3. - С. 23-27.

14. Ушинский, К. Д. Воскресные школы: Избранные педагогические труды : в 2 т. Том 2 / К. Д. Ушин-ский. - М., 1953. - С. 233-242.

15. Цветкова, В. И. Особенности организации обучения решению нестандартных задач в воскресной математической школе / В. И. Цветкова, И. А. Бреус // Учитель создает нацию (А-Х. А. Кадыров) : сборник материалов IV международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 226-228.

16. Шилова, Н. Е. Образовательная программа «Церковно-Хоровое пение» / Н. Е. Шилова // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2013. - № 5 (55).

REFERENCES

1. 1. Borisova, N. S. (2014). Rol' voskresnoi shkoly v dukhovnom vospitanii detei doshkol'nogo vozrasta [The Role of Sunday School in the Spiritual Education of Preschool Children]. In Semenova, T. A. (Ed.). Dukhov-nye tsennosti v vospitanii i obrazovanii detei i molodezhi: materialy II mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, pp. 186-187.

2. Gavlyukovskaya, A. V. (2010). Obuchenie tserkovnomu peniyu kak faktor razvitiya dukhovno-nravstvennoi i khudozhestvenno-esteticheskoi kul'tury [Teaching Church Singing as a Factor in the Development of Spiritual, Moral and Artistic and Aesthetic Culture]. In Molodoi uchenyi. Vol. 2. No. 8, pp. 210-213.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gardner, I. A. (2004). Bogosluzhebnoe penie Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. Tom I: Istoriya [Liturgical Singing of the Russian Orthodox Church. Volume I: History]. Moscow, Pravoslavnyi Svyato-Troitskii Bogoslovskii institut. 493 p.

4. Dvornichenko, A. S. (2021). Voskresnye shkoly: istoriya i sovremennost' [Sunday Schools: History and Modernity']. In Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. No. 1 (86), pp. 9-11.

5. Zavgorodnyaya, E. L. (2015). Osnovnye podkhody k probleme dukhovno-nravstvennogo vospitaniya detei v voskresnykh shkolakh v istoricheskoi retrospektive [The Main Approaches to the Problem of Spiritual and Moral Education of Children in Sunday Schools in a Historical Retrospective]. In Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. No. 1 (63), pp. 124-130.

6. Ilarion (Alfeev). (2018). Liturgiya. Istoricheskii i bogoslovskii kommentarii k Liturgiyam Ioanna Zlato-usta i Vasiliya Velikogo [Liturgy. Historical and Theological Commentary on the Liturgies of John Chrysostom and Basil the Great]. Moscow, Izdatel'skii dom «Poznanie», Obshchetserkovnaya aspirantura i doktorantura, Pra-voslavnaya entsiklopediya. 200 p.

7. Kondratyev, S. V. (2019). Obuchenie lyubvi - nravstvennoe vospitanie obuchayushchikhsya voskresnykh shkol [Teaching Love is the Moral Education of Sunday School Students]. In Tserkov' i kazachestvo: sorabotnichestvo na blago Otechestva: materialy IX Mezhdu-narodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, pp. 272-277.

8. Koshmina, I. V. (2001). Russkaya dukhovnaya muzyka [Russian Sacred Music]. Moscow, Gumanitarnyi izdatel'skii tsentr «VLADOS».

9. Medvedeva, I. A., Taimasova, R. M. (2020). Traditsii obucheniya khorovomu peniyu v sovremennoi voskresnoi shkole [Traditions of Teaching Choral Singing in Modern Sunday School]. In Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. No. 3, pp. 126-130.

10. Medushevsky, V. V. (2001). Kontseptsiya: Osnovy dukhovno-nravstvennogo vospitaniya i obrazovani-ya v shkole [Concept: Fundamentals of Spiritual and Moral Education and Education at School]. Moscow, Mos-kovskaya konservatoriya.

11. Paderina, Yu. A., Tagiltseva, N. G. (2021). Pop- i rok-muzyka: praktika vnedreniya v repertuar detskogo dukhovnogo khora [Pop and Rock Music: The Practice of Introducing a Children's Spiritual Choir into the Repertoire]. In Sovremennye problemy muzykal'nogo i khudozhestvennogo obrazovaniya: regional'nyi sbornik nauchnykh trudov (s mezhdunarodnym uchastiem). Ekaterinburg, pp. 90-96.

12. Razumovsky, D. V. (1867). Tserkovnoe penie v Rossii. Opyt istoriko-tekhnicheskogo izlozheniya [Church Singing in Russia. Experience of Historical and Technical Presentation]. Issue 1. Moscow. 367 p.

13. Saltykov Aleksandr (1997). Opravoslavnoi kul'ture [About Orthodox culture]. In ZhMP. No. 3, pp. 23-27.

14. Ushinsky, K. D. (1953). Voskresnye shkoly: Izbrannye pedagogicheskie trudy : v 2 t. [Sunday Schools: Selected Pedagogical Works, in 2 vols.]. Vol. 2. Moscow, pp. 233-242.

15. Tsvetkova, V. I., Breus, I. A. (2019). Osobennosti organizatsii obucheniya resheniyu nestandartnykh zadach v voskresnoi matematicheskoi shkole [Features of the Organization of Teaching to Solve Non-standard Problems in the Sunday Mathematical School]. In Uchitel' sozdaet natsiyu (A-Kh. A. Kadyrov): sbornik materialov IV mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, pp. 226-228.

16. Shilova, N. E. (2013). Obrazovatel'naya programma «Tserkovno-Khorovoe penie» [Educational Program "Church Choral Singing"]. In Uchenyezapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 5 (55).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.