Научная статья на тему 'Концепция профессионально-отраслевой физической культуры специалистов железнодорожного транспорта'

Концепция профессионально-отраслевой физической культуры специалистов железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / CONCEPT OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL CULTURE / DIFFERENTIATED METHODS OF TEACHING IN PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF A SPECIALIST / PROFESSIONALLY IMPORTANT PHYSICAL QUALITIES / PROFESSIONALLY-SIGNIFICANT MOTOR SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовский Василий Александрович

Модернизация профессионального образования требует разработки нового подхода к физической подготовке студентов. Одним из возможных путей совершенствования системы физического воспитания является разработка концепции профессионально-отраслевой физической культуры специалиста, методика которой отвечала бы современным требованиям производственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садовский Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional branch physical culture concept for rail transport specialists

The reforming of the system of vocational education requires the development of a new approach to the student's physical training. One of the possible ways of perfection is to create professional branch physical culture concept, which meets the modern requirements of industrial activity.

Текст научной работы на тему «Концепция профессионально-отраслевой физической культуры специалистов железнодорожного транспорта»

тАкадемПресс, 2000. - 275 с.

2. Гагин, Ю.А. Духовный акмеизм биомеханики / Ю.А. Гагин, С.В. Дмитриев ; Балт. Пед. акад. - СПб. : [б.и.], 2000. - 308 с.

3. Основы научно-исследовательской и методической деятельности в педагогике образования и спорта / Полянская С.Б., Полянский А.В., Романов Д.А., Лукьяненко Е.Ю. - Славянск-на-Кубани : Изд. центр СГПИ, 2009. - 218 с.

4. Романов, Д.А. Математические модели выполнения аэробных упражнений // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 11 (57) - С. 77-82.

5. Полянский, А.В. Педагогический эксперимент в физическом воспитании студентов / А.В. Полянский, Д.А. Романов, Е.Ю. Лукьяненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 55-60.

6. Романов, Д.А. Управление процессом физической подготовки студентов факультета физической культуры / Д.А. Романов, С.Б. Полянская, Е.Ю. Лукьяненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3. - С. 50-58.

7. The use of mathematical model for evaluation of the effectiveness of given training exercises in swimming / Szepelawy M.,Cholewa J., Roczniok R., Nawarecki D. // Sporto

Mokslas, Sport Science, 1 (51). - Vilnius, 2008. - S. 52-57.

Контактная информация: plnsk1976@mail.ru

УДК 796.07

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Василий Александрович Садовский, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС)

г. Хабаровск

Аннотация

Модернизация профессионального образования требует разработки нового подхода к физической подготовке студентов. Одним из возможных путей совершенствования системы физического воспитания является разработка концепции профессионально-отраслевой физической культуры специалиста, методика которой отвечала бы современным требованиям производственной деятельности.

Ключевые слова: концепция профессионально-прикладной физической культуры, дифференцированная методика профессионально-прикладной физической подготовки специалиста, профессионально важные физические качества, профессионально значимые двигательные умения и навыки,

PROFESSIONAL BRANCH PHYSICAL CULTURE CONCEPT FOR RAIL

TRANSPORT SPECIALISTS

Vasiliy Alexandrovich Sadovskiy, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Far East State University of Means of Communication,

Khabarovsk

Annotation

The reforming of the system of vocational education requires the development of a new approach to the student’s physical training. One of the possible ways of perfection is to create professional branch physical culture concept, which meets the modern requirements of industrial activity.

Keywords: concept of professional and applied physical culture, differentiated methods of teaching in professional and applied physical training of a specialist, professionally important physical qualities, professionally-significant motor skills

Социально-экономические преобразования в железнодорожной отрасли и модернизация системы профессионального образования определяют необходимость разработки новых технологий в подготовке инженерно-технических кадров [1,4,14].

В настоящее время физическая культура студентов в высшем профессиональном образовании (ВПО) предполагает лишь общефизическое развитие, при этом прослеживаются противоречия между социально-отраслевым заказом и качеством подготовки специалиста, т.е. невозможностью его профессионального формирования в пределах традиционной общефизической подготовки. Одной из причин нам представляется использование в процессе формирования профессиональной физической культуры неадекватных производственной деятельности методик физического воспитания.

В связи с этим становится актуальным целенаправленная разработка системы профессионально-отраслевой физической культуры (ПОФК) специалиста в отдельно взятой отрасли производства [5,6,7,8,11,13].

В нашей работе впервые рассматривается идея разработки концепции ПОФК специалиста с позиции классификации и ведомственной принадлежности профессионально-ориентированных учебных заведений (Рис. 1).

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОТРАСЛЬ

ОТРАСЛЕВОЙ ЗАКАЗ НА ПОДГОТОВКУ КАДРОВ

ОТРАСЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ

СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ

ДРУГИЕ ОТРАСЛИ Н/Х

Рис. 1 Административно-хозяйственная модель подготовки кадров для различных отраслей производства.

Интересующая нас транспортная отрасль (Рис. 2) имеет свои ведомственные составляющие: водный, железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт. Следовательно, и подготовка кадров в отраслевых учебных заведениях должна осуществляться по специально разработанным системам ПОФК для каждой составляющей отрасли.

ТРАНСПОРТНАЯ

ОТРАСЛЬ

Профессиональноприкладные виды спорта

Производственная изическая культура

Рис. 2 Структура профессионально-отраслевой физической культуры транспортной

отрасли

Профессионально-отраслевая физическая культура (ПОФКс) специалиста железнодорожного транспорта трактуется нами на основе общей структуры ППФК, которая состоит из неспециального физкультурного образования, профилированной фи-

зической подготовки, профессионально-прикладных видов спорта, профилированной физической рекреации и двигательной реабилитации преемственно переходящей в производственную физическую культуру.

Под ПОФКс мы рассматриваем, прежде всего, физическую культуру личности специалиста в ее социальной и биологической сферах с позиции координации межотраслевого профессионального формирования и сохранения здоровья той демографической группы населения, которая профессионально принадлежит к одой из отрасли производства.

Другими словами ПОФКс — это система физической подготовки и физкультурно-оздоровительных мероприятий, формирующих комплекс специальных знаний, морфофункциональных и психофизиологических свойств, качеств специалиста, отвечающих требованиям отраслевой производственной деятельности.

Модельные характеристики ПОФКс мы рассматриваем на примере соответствия методики подготовки в структурно-учебных подразделений ДВГУПС и проявления таковых в профессиональной двигательной деятельности инженерно-технических работников в хозяйствующих предприятий железной дороги (Рис. 3).

*ИТиПС - институт тяги и подвижного состава, ИТС - институт транспортного строительства, ИУАТ - институт управления автоматикой и телемеханикой, ИЭлЭ - институт электроэнергетики, СГИ - социально гуманитарный институт

Рис. 3 Структурная модель подготовки кадров в высшем профессиональном образовании железнодорожного транспорта (ДВГУПС)

Необходимо отметить, что интеграция производства и профессиональной подготовки является основой высшего профессионального образования, на что указывается и в примерной программе дисциплины «Физическая культура» для вузов (2000), где говорится, что любая тема и содержание учебного материала должны излагаться и использоваться с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности, следовательно, программы должны быть разработаны:

- во-первых, на принципах профессионально-ориентированного подхода;

- во-вторых, дифференцированы на принципах производственной специфики трудовой деятельности.

Для решения обозначенной проблемы было организовано исследование, проведенное с участием студентов ДВГУПС и специалистов работающих на различных предприятиях Дальневосточной железной дороги.

На первом этапе исследования были изучены особенности профессиональной деятельности специалистов с позиции двигательной активности для выявления соответствия учебной программы по дисциплине «Физическая культура» и готовности студентов к производственной практике. Кроме того, было проведено профессиогра-фическое исследование и хронометраж технологических операций в трудовой деятельности работников предприятий и студентов-практикантов, что позволило определить профессионально важные физические качества в структуре профессиональных двигательных способностей.

Полученные в ходе первого этапа исследования данные были подвергнуты факторному анализу методом главных компонентов, в результате которого стала возможной разработка структуры профессиональных двигательных способностей инженернотехнических работников по хозяйствующим предприятиям и соответствия таковых со студентами обучающихся в институтах университета.

Так, например, для специалистов пути и путевого хозяйства и студентов института транспортного строительства (ИТС) были выявлены следующие факторы (Рис. 4):

Рис. 4 Факторная структура профессиональных двигательных способностей О - достоверность, при Р<0,05

О — не достоверно, при Р>0,05

- фактор физической подготовленности для данной группы специалистов оказался менее значимым с весовой стоимостью 14,8%, чем у учащихся 32,1%, которые уделяют большее внимание в своей физкультурно-оздоровительной деятельности вопросам ОФП. Это подтверждает вывод о том, что студенты на протяжении всего периода обучения в институте не дифференцируют физическую подготовку на ОФП и ПФП подготовку, а, следовательно, не корректируют воспитание профессионально важных физических качеств (ПВФК), формирование производственно значимых двигательных умений и навыков (ПЗДУиН) и развитие ключевых психофизиологических функций (ПФФ), необходимых в их будущей профессиональной деятельности;

- фактор психофизиологического и вегетативного компонента имеют практически одинаковые весовые значения, как у специалистов, так и у студентов 16,4% -13,6% и 12,4% - 11,9%, соответственно, что указывает на их однородность развития;

- значительные различия наблюдаются в факторе статодинамической выносливости: 24,3% у специалистов и 14,8% у студентов. Из этого можно заключить, что данные этого фактора у специалистов «путейцев» обусловлены главным образом специфичностью и долговременным тренировочным воздействием трудовой деятельности на развитие статической и динамической выносливости, показатели которых в два

раза преобладают над таковыми показателями студентов.

- особое внимание при сравнении несоответствия модельных характеристик двигательных способностей специалистов и учащейся молодежи стоит уделить фактору профессионально-личностного компонента. Так специалисты «путейцы» наиболее ответственно подходят к выполнению технологических операций, чем студенты-практиканты, качество работы которых в 16-23% случаях требует исправления производственных заданий выданных мастером на учебно-производственной практике.

Результаты факторного анализа по определению структур профессиональных двигательных способностей профессиональных работников и их сравнительная характеристика с таковыми у студентов университета путей сообщения подтверждают правомерность выявленных профессионально важных двигательных качеств и личностных свойств, что создает основу для целенаправленной разработки методики ПФП.

На втором этапе исследования разрабатывалась дифференцированная методика ПФП, которая модернизировала общий курс физического воспитания студентов университета по следующей схеме:

- во-первых, в применении обязательных форм занятий специализированных уроков по ПФП в объеме 16 часов за учебный семестр и теоретического курса с профессиональной направленности в объеме 2 часов;

- во-вторых, на протяжении всего периода обучения в объеме 360 часов практических занятий в подготовительные части уроков вводятся элементы подвижных игр, полос препятствий, имитирующих производственную двигательную активность.

- в-третьих, в самостоятельных формах занятий студентам рекомендуются прикладные виды спорта, корректирующие и формирующие ПВФК и ПЗДУиН характерные для профессии, в объеме не менее 2-4 часов в неделю.

Основными методами дифференцированной методики ПФП являются игровой и соревновательный методы, которые применяются для повышения плотности урока до показателей ЧСС в значениях, не превышающих 180 уд/мин.

Подбор физических упражнений осуществляется на основе знания специфики двигательной деятельности при выполнении технологических процессов и имитации ее в форме игромоделирования средствами физической культуры.

На третьем этапе исследования проводился педагогический эксперимент по внедрению методики ПФП, результаты которого приведены на примере изучения показателей развития основных физических качеств у студентов обучающихся в ИТС (см. табл.).

Таблица

Уровень развития профессионально важных физических качеств (на примере

студентов обучающихся в ИТС)

Период эксперимента ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Ловкость Бег 3 X10 м (с) Выносливость Бег 2400 м (мин, с) Сила Подтяг. на перекладине Быстрота Прыжок в длину с места (см)

Эксп. Конт. Эксп. Конт. Эксп. Конт. Эксп. Конт.

М±т М±т М±т М±т М±т М±т М±т М±т

До 14,1±2,24 14,0±2,02 14,5±1,58 14,4±1,57 6,4±4,0 6,8±3,8 178±14,7 174±14,1

>0,05 >0,05 >0,05 >0,05

После 13,4±2,17 13,8±2,09 4 2, -н ,5 0, ,3 2, -н ,4 14,8±3,1 9,0±2,9 192±13,3 168±15,7

>0,05 <0,05 <0,05 >0,05

Результаты годичного педагогического эксперимента указывают на то, что целенаправленные занятия по ПОФК студентов позволили достоверно повысить уровень развития таких ПВФК, как общая выносливость и сила. Так в беге на дистанцию в 2400 м результаты экспериментальной группы улучшились на 1,9 сек по сравнению с контрольной группой, а показатели силы в тесте подтягивания на перекладине на 5,8

раз (Р<0,05). Развитие ловкости и быстроты движений по показателям бега 3X10 с ведением баскетбольного мяча и прыжка в длину с места в экспериментальной и контрольной группе претерпели недостоверные изменения (Р>0,05).

У студентов, обучающихся в институтах тяги и подвижного состава (ИТиПС), управления автоматики и телемеханики (ИУАТ), электроэнергетики (ИЭлЭ), динамика развития ПВФК, ПЗДУиН и ПФФ носила отличительный от студентов ИТС характер развития.

Таким образом, постановка и решение проблемы качественного профессионального образования является, формирования профессионально-прикладной двигательной подготовленности специалиста, основу которой составляют:

1. Концептуальные представления о структурности системы ПОФКс, призванной на основе единства социального и биологического в человеке обеспечить его профессиональное становление, с позиции двигательной подготовленности к производственной и социальной деятельности.

2. Система ПОФКс железнодорожного транспорта способствует выработке должного уровня развития ПВФК, ПЗДУиН и повышения функциональных возможностей организма учащейся молодежи, как условия профессиональной ориентации, готовности и пригодности к трудовой деятельности.

3. Эффективность методики ПФП учащейся молодежи обусловлено адекватностью подбора и внедрения профессионально ориентированного программного обеспечения, формирующего комплексное и профессионально значимое развитие специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемов, А.Б. Профессионально-прикладная физическая подготовка [Текст] : метод. указания для преподавателей и студентов / А.Б. Артемов, А.А. Белкин, Б.П. Супов. - М. : МИИЖТ, 1990. - 27 с.

2. Байденко, В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы [Текст] : монография / В.И. Байденко. -М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 296 с.

3. Васельцова, И.А. Система профессионально-прикладной физической подготовки студентов железнодорожного вуза [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук :

13.00.08 [Самарский гос. ун-т] / Васельцова Ирина Александровна. - Самара, 2004. -19 с.

4. Вовк, А.А. Анализ динамики изменения производительной силы и интенсивности труда : организация и нормирование труда [Текст] // Экономика железных дорог. - 2005. - № 3. - С. 48-55.

5. Жидких, В.П. Профессионально-прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов-строителей [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Жидких Виктор Петрович ; [СибГАФК]. - Омск, 2000. - 324 с.

6. Зуев, С.Н. Педагогические и психофизиологические основы отбора в специальные учебные заведения (на примере таможенной службы) [Текст] : автрреф. дис. ... д-ра пед. наук / Зуев Сергей Николаевич ; [ВНИИФКиС]. - М., 1998. - 45 с.

7. Кабачков, В.А. Основы физического воспитания с профессионально направленностью в учебных заведениях профтехобразования [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук в виде науч. Доклада : 13.00.04 / Кабачков Виталий Александрович ; [ВНИИФКиС]. - М., 1996. - 63 с.

8. Коровин, С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук :

13.00.04 / Коровин Сергей Семенович ; [ВНИИФКиС]. - М., 1997. - 371 с.

9. Найн, А.Я. Проблемы управления профессиональной подготовкой кадров в условиях рыночных отношений [Текст] : монография / А.Я. Найн. - Челябинск : Транспорт. Юж.-Урал. отдел., 1991. - 2002 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Полянский, В.П. Формирование теории и совершенствование практики профессионально-прикладной физической культуры как особого социального образования [Текст] / В.П.Полянский // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 5. - С. 12 - 17.

11. Садовский, В. А. Методика системного подхода в обучении профессионально-прикладной физической культуре специалистов железнодорожного транспорта [Текст] : учеб. пособие / В.А. Садовский. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2004. - 111 с.

12. Тропина, Л.К. Формирование профессионально значимых качеств инженеров путей сообщения в процессе физического воспитания [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 и 13.00.08 / Тропина Людмила Константиновна. - Екатерен-бург, 2004. - 21 с.

13. Тюленьков, С.Ю. Технология преподавания физической культуры в вузах [Текст] : / С.Ю. Тюленьков, С.Н. Зуев, Л.М. Крылова // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 5. - С. 50 - 54.

14. Царева, Л.В. Формирование основ профессиональной физической культуры у студентов специальности «Мосты и транспортные тоннели» [Текст] : монография / Л.В. Царева. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2002. - 107 с.

15. Якунин, В.И. Знать направление своего движения [Текст] : В.И. Якунин // Мир транспорта. - 2006. - № 1. - С. 108-117.

Контактная информация: sad-sakura@mail.ru

УДК 796

ЧЕЛОВЕК В ПРОСТРАНСТВЕ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)

Татьяна Васильевна Слепцова, соискатель,

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

(СибГУФК), г. Омск

Аннотация

Анализ текстов художественных произведений классиков отечественной литературы А. Куприна, В. Гиляровского, Л. Андреева, А. Грина и Д. Григоровича позволяет определить положение человека в пространстве спорта и показать отражение процессов профессионализации и коммерциализации современного спорта.

Ключевые слова: спорт как социокультурное явление, коммерциализация и профессионализация спорта, культурологический подход, человек как объект познания, отечественная литература, текст художественного произведения.

AN INDIVIDUAL IN SPORT SPACE (ON THE EXAMPLE OF ART WORK

TEXTS)

Tatyana Vasiljevna Sleptsova, the competitor,

The Siberian State University of Physical Culture and Sports

Annotation

The analysis of art work texts of such classical writers of our literature as A. Kuprin, V. Gil-jarovsky, L. Andreev, A. Green and D. Grigorovich allows to define the standing of individual in sport space and show the reflection of processes of professionalization and commercialization of modern sport.

Keywords: sports as socio cultural phenomenon, sport commercialization and professionalization, culturological approach, individual as object of cognition, home literature, art work text.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность междисциплинарных исследований обусловливает возможность рассмотрения физической культуры и спорта как феномена - предмета научного по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.