Sadovskiy Vasily Alexeevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of physical education and sport, Far Eastern State University of Transport Routes, Khabarovsk, ph. (4212) 40-72-16, факс: (4212) 40-7321. E-mail: root@festu.khv.ru www.festu.khv.ru. E-mail: sad-sakura@mail.ru.
Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, correspondent member of the Russian Academy of Natural Sciences, department of the theory of physical education, Buryat State University, Ulan-Ude.
Sanzhaeva Rimma Dugarovna, doctor of psychological sciences, professor, department of aged and pedagogical psychology, Buryat State University, Ulan-Ude.
УДК 796:378. 172
© В.А. Садовский, А.В. Гаськов
ДИНАМИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ТЯГИ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Двигательная готовность является одним из компонентов профессиональной пригодности специалиста к выполнению производственной деятельности, которая условно делится на составляющие ее факторы. Каждый из них имеет свою наполняемость как профессионально важный элемент двигательных способностей специалиста.
Ключевые слова: Готовность к производственной деятельности, составляющие факторы двигательных способностей, технология профилированного физического воспитания студентов.
V.A. Sadovskiy, A.V. Gaskov
DYNAMICS OF MOTOR READINESS TO PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF INSTITUTE OF TRACTION AND RAILWAYS ROLLING-STOCK
Motor readiness is one of the components of expert’s professional ability for performing a professional activity, which is conditionally divided into factors composing it. Every factor has its own meaning as a professionally significant component of expert’s motor abilities.
Keywords: readiness to productive activity, constituent factors of motor abilities, technology of students ’ profiled physical training.
При определении понятия «готовности» или «пригодности» к профессиональной деятельности учеными выделяются следующие ее виды: политический, теоретический, технологический, умственный, волевой, физический, психический, двигательный, функциональный и другие виды готовности [3].
Двигательная готовность человека к профессиональной деятельности занимает определенное место и обладает порой более высокой степенью значимости. Так, например, невозможно представить бригадира или мастера путейца без должного уровня сформированности у него качеств общей и силовой выносливости, устойчивости организма к постоянным виброударным физическим нагрузкам, а машиниста локомотива с пониженным уровнем чувствительности слухового нерва, пороговыми заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Инженера хозяйства сигнализации централизации блокировки и связи (СЦБ) сложно представить с неуравновешенной центрально-нервной системой, низким уровнем развития статической выносливости, недостаточно развитой двигательной координацией и
концентрацией внимания, наличие которых определяет профессиональную непригодность.
Формирование двигательной готовности молодого специалиста будет зависеть от педагогической технологии профессиональной физической культуры как одной из форм процесса физического воспитания. Главной ее задачей является подготовка студентов различных институтов к будущей трудовой деятельности [1, 4, 7]. Поэтому возникает необходимость взаимодействия профессорско-преподавательского состава кафедры физической культуры с представителями профильных кафедр всех институтов университета и производственниками, с тем чтобы учесть все факторы, определяющие направленность в этом случае уже профилированной физической подготовки.
Преподавание физической культуры студента в технических вузах призвано осуществляться на основе: во-первых, профессиональных, во-вторых, оздоровительных, в-третьих, педагогических и информационных технологий, которые базируются на адекватных методических приемах целенаправленного развития, воспитания и обучения. Профильная направленность образо-
В.А. Садовский, А.В. Гаськов. Динамика двигательной готовности к профессиональной деятельности студентов Института тяги и подвижного состава
вательно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая культура» должна быть включена во все разделы рабочих программ, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию развития двигательной готовности студента к будущей трудовой деятельности [5, 6].
Целью профессионального образования является формирование высококвалифицированного специалиста, обладающего набором знаний производственной двигательной активности, умений и навыков выполнения трудовых операций, развитие профессионально важных физических качеств, определяющихся требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и в частности железнодорожной отрасли (2011), условиями и характером будущей профессиональной деятельности [8].
В нашей работе речь пойдет о воспитании профессионально важных физических качеств (ПВФК), производственно значимых двигательных умений и навыков (ПДУиН), степени функциональной готовности (ФГ) и личностных черт характера (ЛЧХ) специалистов железнодорожного транспорта, на примере студентов, обучающихся в Институте тяги и подвижного состава (ТИиПС).
Проведенное педагогическое наблюдение, профессиографическое исследование, тестирование и хронометраж производственной двигательной активности специалистов локомотивного депо и студентов высшего профессионального образования, статистическая обработка матрицы показателей методом факторного анализа определения главных компонентов показали, что факторы двигательной готовности у них идентичны.
Анализ двигательной активности специалистов локомотивного хозяйства железной дороги и сравнительные характеристики со студентами, обучающимися в профильном Институте тяги и подвижного состава (ИТиПС), позволили выявить факторы общей физической и психофизиологической готовности, общей выносливости, функциональной готовности, личностный фактор готовности. Уровень их развития и потенциал двигательной готовности до начала эксперимента значительно отличался. Для их формирования разработана и внедрена вариативная экспериментальная технология профилированной физической подготовки (ПФП).
Для разработки технологии ПФП студентов, обучающихся в ИТиПС, представляется вполне оправданным знание перечня требуемых про-
фессионально важных физических качеств и способностей специалиста локомотивного хозяйства.
Для определения уровня готовности студентов к трудовой деятельности нами проводились исследования специфики технологических операций с позиции двигательной активности специалистов, выполнение специфики двигательных действий, проявление важных психомоторных качеств и способностей, реакции на воздействие вредных факторов производства и профессиональных форм заболевания.
Специфика двигательной активности специалистов локомотивного хозяйства (машинист и помощник машиниста, слесарь по осмотру и ремонту локомотивов и подвижного состава, составитель поездов и бригадир, мастер электромеханики) характеризуется такими психомоторными качествами, как общая и статическая выносливость, простая и сложная двигательная реакция, точность мышечных усилий, острота слуха и общая физическая работоспособность.
Специфические условия производственной деятельности на железнодорожном транспорте накладывают большой отпечаток на работоспособность человека в процессе труда, оказывают негативное влияние на здоровье. Производственная среда локомотивного предприятия определяется такими вредными и опасными производственными факторами, как тяжесть труда (категории физического труда); опасность трудовой деятельности по физическим воздействиям (шум, вибрация, электромагнитные излучения); психофизиологические нагрузки (стресс ответственности, уровень развития дыхательной, сердечно-сосудистой, функциональной и других систем организма); биологические реагенты (микроклимат, среда, условия); режим труда (посменно, суточный, вахтовый способ).
Таким образом, знание специфики производственной деятельности конкретной профессии железнодорожного транспорта позволяет разработать дифференцированную технологию ПФП по формированию профессионально важных физических, двигательных и функциональных способностей.
Исследование проводилось в Дальневосточном государственном университете путей сообщения в Институте тяги и подвижного состава. В нем приняли участие 284 студента ИТиПС с первого по третий курсы. На первом курсе были определены экспериментальная и контрольная группы по 142 испытуемых, которые на протяжении трех лет занимались по вариативной про-171
грамме профилированной физической подготовки.
При изучении трудовой двигательной активности специалистов - производственников локомотивного депо было выявлено, что главными составляющими двигательной готовности являются психофизиологическая устойчивость, общая физическая работоспособность и способность к длительным психофизическим нагрузкам средней мощности, часто превышающим восьмичасовой рабочий день.
На начало педагогического эксперимента из всей выборки были определены главные факторы двигательной подготовленности студентов и их знание специфики будущей трудовой дея-
тельности на предприятиях локомотивного депо. Наполняемость каждого фактора представлена диаграммой в первой части (рис. 1), из которой видно, что 22,1% составлял фактор ОФП, 17,5% - фактор психофизиологического компонента, факторы выносливости, функциональной готовности и личностных черт характера оставили 13,8, 12,8 и 14,3%, соответственно.
Результаты исследования по определению структуры двигательной готовности студентов к производственной практике и их сравнительная характеристика до и после педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены на рисунке 1, во второй его части.
Студенты ИТиПС ЭГ после КГ после эксп.
(вся выборка) эксперимента
□ Фактор ОФП Ш Психофизиол. фактор
□ Фактор функц. готовности □Личностный фактор
□ Фактор выносливости
Рис. 1. Факторная структура профессиональной двигательной деятельности: специалистов-инженеров локомотивного депо - 84,0% (весовая сумма факторов); студентов института тяги и подвижного состава - 85,7% и учащихся железнодорожного техникума - 63,8%.
1 - фактор общей физической готовности (качества, умения и навыки); 2 - фактор психофизиологической готовности (устойчивость); 3 - фактор статической и динамической выносливости (физическая работоспособность); 4 - фактор функционального компонента (функциональные резервы); 5 -личностные черты характера.
Суммарный фактор общей физической готовности студентов по показателям общей и силовой выносливости, качества координации и быстроты движения к производственной деятельности, до педагогического эксперимента у студентов ЭГ составил 12,1%, а у студентов КГ -20,4%. По показателям психофизиологического фактора и фактору выносливости наблюдаются существенные различия. Так, в ЭГ они составили 21,4 и 24,2%, соответственно, а в КГ 16,7 и 16,1%. Это указывает на то, что студенты, зани-
мающиеся по экспериментальной методике профилированной физической подготовки, улучшили свои показатели таких профессионально важных способностей, как устойчивость к стрессовым условиям производства, статическая, силовая выносливость и физическая работоспособность.
Что касается фактора функциональной готовности по показателям теста PWC 170, то существенных различий между Э и К группами на окончание эксперимента не наблюдалось. Одна-
С.В. Соболев, Д.А. Шубин, Н.В. Мезенцева, А.С. Коновалов. Совершенствование методико-технической подготовки тури-стов-спортсменов на пешеходных дистанциях различного класса сложности
ко фактор личностных черт характера и отношение к занятиям физической культурой в ЭГ улучшился достоверно и составил 16,4%, тогда как в КГ он составил лишь 8,1%.
Результаты профессиографических и педагогических исследований позволили выявить факторы двигательной готовности и их составляющие по весовой стоимости и уровню развития как ведущие профессионально важные качества и способности студентов.
На основе полученных данных были подобраны адекватные средства и методы физического воспитания для разработки, дифференцированной технологии ПФП учащейся молодежи профессиональных учебных заведений железнодорожного транспорта. Целенаправленное ее применение будет способствовать формированию готовности будущих молодых специалистов к профессиональной деятельности.
Литература
1. Васельцова И.А. Система профессиональноприкладной физической подготовки студентов железнодорожного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Самара, 2004. - 19 с.
3. Васельцова И.А. Элементы здорового образа жизни в содержательном наполнении структурных компонентов психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - №12 (70). - С. 23-27.
4. Жидких В.П. Профессионально-прикладная физическая культура в системе подготовки специали-стов-строителей: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04; [Сибирская гос. акад. физ. культуры]. - Омск, 2000. -324 с.
5. Кабачков В.А. Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования: дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук: 13.00.04; [ВНИФКиС]. - М., 1996. - 63 с.
6. Кабачков В.А., Плиевский С.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод. пособие. - М.: Советский спорт, 2010. - 296.
7. Петрова С.Н. Педагогическая технология формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технических вузов // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - №6 (64). - С. 59-65.
8. Федеральный ГОСТ высшего профессионального образования по специальности 190901 - системы обеспечения движения поездов. Квалификация «специалист». - Введен 2010-23-12, № 2025. - М.: Изд-во стандартов, 2011. - 14 с.
Садовский Василий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Дальневосточного государственного университета путей сообщения тел: 8-924-202-26-67; 8-929412-97-23. E-mail: sad-sakura@mail.ru
Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории физической культуры Бурятского государственного университета, ул. Смолина, 24а. Тел. 8(3012)216989, 8-902564-53-22. E-mail: gaskov@bsu.ru
Sadovskiy Vasily Alexandrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of physical education and sport, Far Eastern State University of Transport Routes, Khabarovsk, ph. (4212) 40-72-16, факс: (4212) 40-73-21. E-mail: root@festu.khv.ru, www.festu.khv.ru. E-mail: sad-sakura@mail.ru.
Gaskov Aleksey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of theory of physical culture, Buryat State University. Ulan-Ude, Smolin str., 24a, ph. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: gaskov@bsu.ru
УДК 796.5 © С.В. Соболев, Д.А. Шубин, Н.В. Мезенцева, А.С. Коновалов
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТОВ-СПОРТСМЕНОВ НА ПЕШЕХОДНЫХ ДИСТАНЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО КЛАССА СЛОЖНОСТИ
С целью совершенствования методик подготовки туристов-спортсменов в статье представлены результаты исследования технической подготовки туристов, участвующих в соревнованиях по спортивному туризму в группе дисциплин «дистанции - пешеходные» (туристское многоборье).
Ключевые слова: спортивный туризм, туристское многоборье, техника, техническая подготовка, пешеходный туризм, комплексная методика.