Научная статья на тему 'Профессиональная физическая компетенция специалистов железнодорожного транспорта'

Профессиональная физическая компетенция специалистов железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
924
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL MODEL / FORMATION OF PROFESSIONAL PHYSICAL COMPETENCE / TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL PROPERITIES / PRODUCTIVE SKILLS AND EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимов Геннадий Яковлевич, Садовский Василий Александрович

Составной частью профессиональной компетенции специалистов железнодорожного транспорта является профессиональная физическая компетенция как совокупность знаний о здоровом образе жизни, формирование профессионально важных физических качеств, производственно значимых двигательных умений и навыков и оптимизация функционального состояния в зависимости от условий и характера трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галимов Геннадий Яковлевич, Садовский Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PHYSICAL COMPETENCE OF RAILWAY TRANSPORT SPECIALISTS

The part of the railway specialists ’ professional competence is a professional physical competence as knowledge of healthy mode of life, formation ofprofessionally important physical properties, efficient motor skills and habits and optimization offunctional condition which depends on conditions and character of working activity.

Текст научной работы на тему «Профессиональная физическая компетенция специалистов железнодорожного транспорта»

4. Белов В.И. Нормирование нагрузки при различной направленности оздоровительных тренировочных средств //В сб.: Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре. -М., 1991. - С. 87-103.

5. Казначеев В.П., Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / Р.М. Баевский, В.П. Берсенева. - Л.: Медицина, 1980. - 208 с.

6. Полянский В.П. Теоретико-методологические основы совершенствования прикладной физической культуры (ее содержания и формы) в современном обществе: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. - М., 1999.- 62 с.

7. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03.2000. № 686.

8. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки специальностей (квалификация (степень) специалист) от 24.12.2010 г. за №2079.

9. Садовский В.А. Управление здоровьесберегающей организацией профессиональной физической культуры учащейся молодежи: Физическая культура в системе жизнедеятельности человека [Текст] // материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В.А. Вострикова, С.С. Коровина, Н.В. Сократова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - С. 197-199.

10. Садовский В.А. Влияние физического развития на состояние здоровья современных студентов: Вестник Бурятского университета [Текст] / В.А. Садовский, А.С. Сагалеев // Сер. 7: Педагогика. Вып.12. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2004. - С. 139-146.

Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории физической культуры Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.

Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of the theory of physical culture, Buryat State University, Ulan-Ude.

Садовский Василий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Дальневосточного государственного университета путей сообщения, г. Хабаровск, E-mail: [email protected], [email protected], www.festu.khv.ru.

Sadovsky Vasily Aleksandovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of physical education and sport, Far-Eastern State University of Railway Communications (FESUC), Khabarovsk.

УДК: 378.016 : 796

© Г.Я. Галимов, В.А. Садовский ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Составной частью профессиональной компетенции специалистов железнодорожного транспорта является профессиональная физическая компетенция как совокупность знаний о здоровом образе жизни, формирование профессионально важных физических качеств, производственно значимых двигательных умений и навыков и оптимизация функционального состояния в зависимости от условий и характера трудовой деятельности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогическая модель, формирование профессиональной физической компетенции, технология профессионально-прикладной физической культуры, физические качества, производственные умения и навыки.

G.Ya. Galimov, V.A. Sadovsky PROFESSIONAL PHYSICAL COMPETENCE OF RAILWAY TRANSPORT SPECIALISTS

The part of the railway specialists ’ professional competence is a professional physical competence as knowledge of healthy mode of life, formation ofprofessionally important physical properties, efficient motor skills and habits and optimization offunctional condition which depends on conditions and character of working activity.

Keywords: professional competence, pedagogical model, formation of professional physical competence, technology of professional and applied physical culture, physical properities, productive skills and experience.

В настоящее время процесс глобализации образовательной среды требует внедрения новой методологии профессиональной подготовки специалистов, научно-методического и содержательного обеспечения, в том числе и профессиональной физической компетенции.

Интеграция российского образования с Европейским по соглашению Болонского процесса определяет требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Однако в ФГОС железнодорожной отрасли дисциплина «Физическая культура», кодовый учебный цикл С. 4 и его содержательные модули по всем лицензионным специальностям, отсутствуют [9]. В параграфе VII «Требований к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста» предлагается каждому образовательному учреждению самостоятельно разработать и утвердить основные общеобразовательные программы, отражающие общекультурные и профессиональные компетенции специалистов.

Таким образом, проблема не разработанности научно-обоснованного, методического и содержательного обеспечения профессионально-прикладной физической подготовки специалистов, главной задачей которой остается формирование профессионально важных качеств специалистов и их двигательной компетенции, остается открытой [4, 5, 6].

В современной педагогической науке дается широкое толкование понятий «компетенция» и «компетентность», что затрудняет их измерение и оценку качества образования. Компетентность трактуется как совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, обеспечивающих возможность продуктивно действовать. Компетенция - это степень соответствия, номинальная шкала, которая выявляет присутствие или отсутствие нужной для работы составляющей, в виде набора шкал или многолепестковой диаграммы [7, 8].

Компетенции - это интеграция образования и профессиональной деятельности; ожидаемые и измеряемые результаты обучения; приобретенные способности выпускника по завершению образовательных программ; способность применять знания, умения, навыки (ЗУН) и личностные качества для успешной деятельности в профессиональных ситуациях. Обобщение существующих представлений об этом понятии позволяет говорить о профессиональной физической компетенции как составной части профессиональной компетенции специалиста.

В теории двигательная компетентность понимается как некое соответствие реального и необходимого в личностном развитии специалиста, влияющее на степень его успешности в движении [3]. Нами представляется возможным попытка разграничения компетенции на физическую, двигательную и функциональную компетенции, дифференцированных по лицензионным специальностям: 190401 «Эксплуатация железных дорог», 271501 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», 190901 «Система обеспечения движения поездов», 190300 «Подвижной состав железных дорог», 090303 «Информационная безопасность автоматизированных систем», 190109 «Наземные транспортно-технологические средства», 280705 «Пожарная безопасность». Таким образом, дифференцированное выделение профессионально важных физических качеств (ПВФК), производственно значимых двигательных умений и навыков (ПДУиН) и функциональной готовности (ФГ) будущих специалистов железнодорожного транспорта нам представляется как наиболее эффективный путь реализации профессиональной физической компетенции.

В связи с этим по квалификации ключевых компетенций физическая компетенция позволяет человеку быть успешным в сфере конкретной трудовой деятельности. В этом смысле профессиональную физическую компетентность можно определить как овладение молодым специалистом всеми профессионально-двигательными качествами, определяющими его профессиональную пригодность к трудовой деятельности.

В исследованиях данной проблемы наиболее обобщенными являются следующие понимания физической готовности как способности ставить и решать определенные производственные задачи, касающиеся двигательной активности при выполнении трудовых операций [1, 4, 10, 13]. Эффективность формирования физической готовности студентов к профессиональной деятельности будет успешной, если в педагогической модели подготовки будут соблюдены следующие признаки: разработка двигательного профиля специалиста; педагогических условий его формирования; критерий готовности (должный уровень развития).

Как показывает анализ передового педагогического опыта, эффективным средством формирования профессиональной физической компетенции будущих специалистов является профессиональноприкладная физическая подготовка, в ходе которой осуществляется освоение двигательного опыта

обучаемыми на основе профильных характеристик специалистов и инновационных технологий [2, 4, 5,12, 13].

В качестве метода разрешения исследуемой проблемы нами выбран метод моделирования, который позволяет рассматривать педагогические явления в системе взаимосвязанных элементов, акцентируя внимание на специфике трудовой деятельности работников любой отрасли производства.

Разработанная нами педагогическая модель формирования профессиональной физической компетенции представляет собой систему последовательно преемственных, взаимосвязанных и взаимодополняющих четырех блоков (рис. 1).

Первый блок - целевых установок определяется: потребностью отрасли и системы профессионального образования в компетентных специалистах и адекватных технологиях их подготовки; отраслевым заказом по совершенствованию профессиональной физической компетенции выпускаемых специалистов; личностной потребностью будущих специалистов в профессиональной физической компетенции и здоровом образе жизни.

Главной целью первого блока является постановка цели и задач исходя из анализа и предварительных исследований специфики двигательной активности производственно-двигательной деятельности инженерно-технических работников.

Во втором - организационно-методическом - блоке представлена содержательная структура технологии, организации, этапы и психолого-педагогические условия формирования физической компетенции специалистов железнодорожного транспорта в системе СПО, ВПО и рекреационнореабилитационные мероприятия, выполняемые работниками на производстве и в свободное от работы время.

Третий блок модели носит оценочно-результативный характер и предполагает определение процедуры диагностики, выбор адекватных методик измерения физического состояния специалистов; моделирование двигательной активности специалистов различных предприятий железной дороги, критерии сформированности и соотношения развития ПВФК и ПДУиН; выявление должного уровня физической компетенции специалистов железнодорожного транспорта.

Четвертый блок - коррекционно-прогностический - представляется как аналитический, корректирующий и прогнозирующий для внесения изменений и совершенствования всех предшествующих действий первых трех блоков, направленных на достижение главной цели - формирования физической компетенции специалиста.

Экспериментальной проверкой эффективности формирования физической компетенции будущих специалистов железнодорожной отрасли определено состояние исследуемой проблемы в практике среднего и высшего профессионального образования; описан ход проведения экспериментальной проверки эффективности разработанной модели в процессе реализации технологического комплекса дифференцированного обучения профессионально-прикладной физической подготовки; проведен анализ результатов экспериментального исследования.

Реализация педагогической модели в формирующем эксперименте осуществлялась на базе Московского, Санкт-Петербургского, Сибирского и Дальневосточного государственных университетов путей сообщения в период с 2006 по 2010 годы, с охватом 2916 испытуемых. Участниками данного эксперимента были 207 рабочих и 148 инженеров высокой квалификации с опытом работы не менее 3-х лет, работающих на предприятиях ОАО «РЖД», 475 учащихся СПО, а также 2086 студентов ВПО. Целью формирующего эксперимента являлась проверка эффективности модели формирования физической компетенции и готовности студентов железнодорожного транспорта к производственной деятельности. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучение профессиональной двигательной активности специалистов железнодорожного транспорта (по специальностям) с позиции проявления ПВФК, ПДУиН и уровня физической работоспособности;

2. Разработка дифференцированных программ (технологии) формирования профессиональной физической готовности на этапах СПО, ВПО и на производстве в соответствии с профилем специалиста;

3. Математическая обработка и интерпретация данных, полученных в ходе формирующего педагогического эксперимента, коррекция технологии с учетом результатов исследования и модернизации предприятий железнодорожной отрасли.

БЛОК ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК

Потребности отрасли и системы профессионального образования в компетентных специалистах

Отраслевой закаЗ по совершенствованию процесса ФВ и фи-■ зической компетенции специалистов ж/д транспорта

лиЧно

Потребность лиЧности будущих специалистов в профессиональной физической компетенции и ЗОЖ

ЦЕЛЬ - формирование физической компетенции и профессиональной готовности І I к производственной деятельности

Образовательные задачи:

”1. Знание ДА Адекватные:

2. Принципы

3. Методы

4. Средства

Развивающие задачи (ПВФК):

- сила

- выносливость

- быстрота

- ловкость

- гибкость

Воспитательные

задачи:

- организаторские

- познавательные

- псиХофизиологические

Формирующие задачи (ПДУиН):

- рабочая поза

- основные рабочие движения

- новые навыки

Функцио-

нальное

состояние

1. ССС

2. Дых.

3. ЦНС

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИИ БЛОК

(СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ)

Адекватная технология фор- Организация процесса ФВ

мирования ППФП личности (материально-техническая

специалиста ж/ д транспорта база, формы организации,

(дифференцированная мето- программа] методика)

Этапы становления профессиональной физической компетенции: СПО, ВПО, Производство

І

Психолого-педагогические условия:

- профессионально-педагогическая компетенция ППС учебного заведения профессионально-прикладная направленность процесса физического воспитания

- личностно-мотивационный и профессионально-ориентированный подход

- осуществление междисциплинарной интеграции

1_

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ блок

Двигательная активность профессиональной деятельности специалистов ж/д транспорта

Критерии сформированное™:

- ПВФК, ПДУиН

- функционального состояния организма

Шкала должного уровня развития физической подготовленности будущего специалиста (допустимый уровень)

ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

Анализ:

- проф. травматизма Коррекция: Прогнозирование:

- проф. заболевания - соотношение ПВФК - успешность

- человеческий фактор - соотношение ПДУиН - экономическая

(аварии, происшествия) - функциональных систем эффективность

- нормы труда - рекреац. и реабилитация - результативность

Рис. 1. Педагогическая модель формирования профессиональной физической компетенции будущих специалистов железнодорожного транспорта

По содержанию организационно-методического блока преследовалась основная цель - освоение профессиональной физической компетенции будущих специалистов железнодорожной отрасли производства. Для обеспечения эффективной учебно-тренировочной деятельности студентов, основанной на представленной модели, нами разработаны следующие адекватные психолого-педагогические условия:

- профессионально-педагогическая компетенция профессорско-педагогического состава кафедры «Физическое воспитание и спорт»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- технология профессионально-прикладной направленности дисциплины «Физическая культура» студентов;

- мотивационный и профессионально-ориентированный подходы;

- осуществление междисциплинарной интеграции всего процесса профессионального образования.

Процесс формирования физической компетенции учащейся молодежи в системе среднего и высшего профессионального образования осуществлялся на принципе адекватности применительно к трудовой деятельности в три этапа. На первом, общефизическом, уровне развития вырабатывалась положительная мотивация к занятиям физическими упражнениями (1-2-й семестры). Соотношение объемов ОФП и ППФП было в пропорциях 75 и 25 процентов. На втором, индивидуальнодифференцированном уровне развития вырабатывалась направленность и формирование ПВФК, ПДУиН (3-4-й семестры), при соотношении объемов нагрузки ОФП и ППФП - 45 и 55 процентов. Третий, личностно-профессиональный, уровень развития - становление профессиональной физической компетенции и должного уровня функционального развития, при соотношении ОФП и ППФП -20 и 80 процентов, соответственно.

Динамика сформированности профессионально важных физических качеств, производственно значимых умений и навыков и должного уровня функциональной готовности учащейся молодежи к производственной деятельности, а также экономическая эффективность предприятия СМП-409 опубликованы в материалах В.А. Садовского, что подтверждено соответствующими актами внедрения [10, 11, 12].

Таким образом, результаты исследования доказывают верное направление в формировании профессиональной физической компетенции специалистов железнодорожной отрасли производства и обоснованность выбора методов решения данной проблемы, на основании которых можно сделать следующие выводы:

1. Профессиональная физическая компетентность специалистов железнодорожной отрасли производства является неотъемлемой частью профессиональной подготовки, профессионального самоопределения в системе ценностей гуманитарной парадигмы образования и главной задачей реализации федерального образовательного стандарта третьего поколения.

2. Профессиональная физическая компетенция будущих специалистов железнодорожного транспорта представляет собой комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможности эффективного взаимодействия в производственной сфере.

3. В решении проблемы формировании профессиональной физической компетенции нами была разработана и реализована педагогическая модель, которая состоит из четырех взаимосвязанных и взаимодополняющих блоков: целевых установок; организационно-методического (содержательного); результативного; коррекционно-прогностического.

4. Экспериментальная апробация модели формирования профессиональной физической компетенции будущих специалистов железнодорожной отрасли, основанная на использовании технологического комплекса профессионально-ориентированного подхода, подтвердила обоснованность наших теоретических и практических подходов в решении исследуемой проблемы.

Литература

1. Андрющенко Л.Б. Педагогическая система формирования готовности к развитию физической культуры у студентов сельскохозяйственных вузов [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04: [ВГАФК] / Андрющенко Л. Б. - Волгоград, 2006.-50 с.

2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - №4. - С. 21-28.

3. Завьялов А.И. Физическое воспитание студенческой молодежи: учеб. пос. Д.Г. Миндиашвили. - Красноярск: КГПУ, 1996. - 128 с.

4. Кабачков В.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ: монография / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский. - М.: Высшая школа, 1991. - 222 с.

5. Коровин С.С. Профессиональная физическая культура и формирование личности: монография / С.С. Коровин, В.А. Кабачков. - Оренбург:[ОГПУ], 1998. - 256 с.

6. Крылова Н.Б.Формирование культуры будущего специалиста. - М.: Высшая школа. 1990. - 140 с.

7. Материал из Википедии - свободной энциклопедии, сайт: http:/ /www.smart-edu.com/professionalnye-kompetentsii.html/ . - 2011.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1989. - 750 с.

9. Приказ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 190401, 271501, 190901, 090303, 190109, 190300, 280705 (квалификация (степень) «СПЕ-ЦИСЛИТСТ»), от 24.12.2010 г. № 2079. Зарегистрированного в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. N 19668.

10. Садовский В.А. Формирование профессионально важных физических качеств у студентов в зависимости от вида спортивной специализации / В.А. Садовский, Б.П. Супов // «Спорт и здоровье» материалы II Междунар. науч. конгресса. - СПб.: Олимп-СПб., 2005. - С. 249-251.

11. Садовский В.А. Оптимизация профессиональной деятельности локомотивных бригад средствами физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - №12 (70). - С. 101-105.

12. Садовский В.А. Система, формирующая профессионально-прикладную физическую культуру специалистов железнодорожного транспорта: монография / В.А. Садовский, Ю.П. Бобылев. - Хабаровск: ДВГУПС, 2011. - 137 с.

13. Шейченко В.А. Развитие научных взглядов о физической готовности человека к деятельности: монография. - СПб.: ВИФК, 1996. - 371 с.

Практические рекомендации:

1. На основании полученных экспериментальных данных необходимо утвердить педагогическую модель формирования профессиональной физической компетенции как составную часть профессиональной компетенции, дифференцированную по специальностям;

2. Провести мониторинг реализации педагогической модели в ведущих учебных заведениях начального и высшего профессионального образования, а также внедрение производственных форм физического совершенствования работников железнодорожной отрасли по рекреации и реабилитации профессиональных форм заболевания (включенных в реестр профзаболеваний);

3. Вести оценку за профилированной двигательной активностью инженерно-технических работников отрасли и критериями готовности будущих специалистов по показателям должного уровня развития профессионально важных физических качеств и их соотношений, производственно значимых двигательных умений и навыков, физического состояния.

4. Осуществлять коррекционные действия профессиональной физической компетенции в быстро меняющихся условиях и характера трудовой деятельности специалистов железнодорожного транспорта для повышения экономической эффективности деятельности предприятий.

Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории физической культуры Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.

Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of the theory of physical culture, Buryat State University, Ulan-Ude.

Садовский Василий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Дальневосточного государственного университета путей сообщения, г. Хабаровск, E-mail: [email protected], [email protected], www.festu.khv.ru.

Sadovsky Vasily Aleksandovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of physical education and sport, Far-Eastern State University of Railway Communications (FESUC), Khabarovsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.