Научная статья на тему 'Формирование професссионального здоровья студентов в системе физического воспитания высшей школы'

Формирование професссионального здоровья студентов в системе физического воспитания высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
276
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА / STUDENT’S SOMATIC HEALTH / STUDENT’S PSYCHO-PHYSICAL READINESS / CONCEPT OF HEALTH / PROFESSIONAL HEALTH / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Галимов Геннадий Яковлевич, Садовский Василий Александрович

Уровень физического развития, как один из составляющих соматическое здоровье учащейся молодежи, отвечает за профессиональную готовность к будущей производственной деятельности. Исследованиями показано, что безопасный уровень двигательной активности студентов носит индивидуальный характер и в среднем должен составлять не менее 7-8 часов в неделю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Галимов Геннадий Яковлевич, Садовский Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL HEALTH OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF PHYSIAL EDUCATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The level ofphysical development as one of the components of students ’ somatic health is responsible for the professional readiness to the future productive activity. Studies have proved that a safe level of students ’ motor activity has individual character and on average it should be at least 7-8 hours a week.

Текст научной работы на тему «Формирование професссионального здоровья студентов в системе физического воспитания высшей школы»

Стрельников Валерий Александрович, кафедра спортивных дисциплин ФФКСиТ Бурятского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор, академик ПАНИ, МСМК по боксу, Email: strelnikov09@mail.ru

Strelnikov Valery Aleksandrovich, department of sports disciplines, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University, academician PANI, MSMK in boxing.

Галимов Геннадий Яковлевич, кафедра теории физической культуры, доктор педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета

Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of the theory of physical culture, Buryat State University.

УДК 378.091.8-052:613.6

© Г.Я. Галимов, В.А. Садовский ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕСССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Уровень физического развития, как один из составляющих соматическое здоровье учащейся молодежи, отвечает за профессиональную готовность к будущей производственной деятельности. Исследованиями показано, что безопасный уровень двигательной активности студентов носит индивидуальный характер и в среднем должен составлять не менее 7-8 часов в неделю.

Ключевые слова: понятие здоровья, профессиональное здоровье, физическая культура, соматическое здоровье студента, психофизическая готовность студента.

G.Ya. Galimov, V.A. Sadovsky FORMATION OF PROFESSIONAL HEALTH OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF PHYSIAL EDUCATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The level ofphysical development as one of the components of students ’ somatic health is responsible for the professional readiness to the future productive activity. Studies have proved that a safe level of students ’ motor activity has individual character and on average it should be at least 7-8 hours a week.

Keywords: concept of health, professional health, physical culture, student’s somatic health, student’s psycho-physical readiness.

Введение

Здоровье профессионального работника является величайшей социально-экономической ценностью общества.

Профессиональное здоровье является основным условием для выполнения человеком его биологических, социальных и главным образом профессиональных функций, фундаментом самореализации личности. Здоровье определяется как отсутствие болезней в сочетании с состоянием физического, психического и социального благополучия. За последние годы понятие «здоровье» неоднократно дополнялось и уточнялось, существует более 200 различных вариантов понятия здоровья. Многие авторы связывают здоровье человека со способностью адаптации организма к изменяющимся условиям и производственным факторам внешней среды. При этом выделяют три группы факторов риска, влияющих на профессиональное здоровье человека: 1 - профессиональные; 2 - социальногигиенические условия труда; 3 - психологические взаимоотношения в производственных условиях. Однако мы склоняемся к мнению академика Н.М. Амосова (2002), который сформулировал понятие здоровье как составляющую «количества здоровья» и «резервных мощностей» функциональных систем организма. В свою очередь, резервные мощности следует выразить через «коэффициент резерва», как максимальное количество функции, соотнесенное к ее нормальному уровню покоя, говоря о цене адаптативных реакций организма к внешней среде.

Уровень здоровья определяется способностью организма адаптироваться к внешним условиям. Так, по мнению В.П. Казначеева, Р.М. Баевского и В.П. Берсенева (1980), здоровье - это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психофизических функций человека. Приня-

то считать, что основным критерием здоровья человека является работоспособность кардиореспира-торной системы. Так при определении резервов здоровья приоритетным считается «функциональный» подход, основанный на определении максимального потребления кислорода. Широкое использование такого подхода, особенно в массовых тестированиях, связано со многими трудностями. Поэтому особую актуальность количественной оценки уровня профессионального здоровья при массовых обследованиях приобрела методика математической зависимости отдельных быстро измеряемых показателей состояния здоровья. В ряде публикаций (Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г., 1988) предлагаются расчеты «индекса физического состояния», «функциональный уровень здоровья», «профессиональное здоровье», которые позволяют оценивать уровень состояние здоровья человека в целом. Так, В.П. Казначеева и др. (1980), рассчитывая соматическое здоровье, приходят к выводу о том, что все болезни происходят из-за состояния организма, находящегося между нормой и патологией. Отмечают, что в этом угрожающем состоянии, которое не позволяет им эффективно трудиться, находятся от 50 до 80% работающих и служащих.

Одним из важнейших результатов научных исследований явилось обоснование «безопасного уровня здоровья», который связывают с диагностической моделью энегропотенциала биосистемы человека (Белов В.И.,1991). По мнению Б.Г. Акчурина (1996), при рассмотрении будущей профессиональной деятельности человека необходимо учитывать состояние здоровья (профессиональный паспорт здоровья) молодого специалиста. Так, ссылаясь на коэффициент полезного действия, использование состояния здоровья в США составляет примерно 20%, тогда как в России учет профессионального здоровья молодого специалиста соответствует лишь 3-5% случаев. При этом отмечается, что речь в данном случае идет не просто о достаточности здоровья с точки зрения долгожительства и больничных листов, а его цене адаптации к новым условиям трудовой деятельности, когда врожденные и приобретенные качества индивида соответствуют тому предложению, которое отвечает требованиям эффективного выполнения производственной деятельности специалиста.

Первые шаги работника к будущему профессионализму начинаются с его обучения профессии. Однако это не освобождает молодого человека от незнания специфики будущей двигательной сферы профессиональной деятельности и требований, которые выдвигаются в связи с выполнением производственных заданий. Подчеркивая связь здоровья и будущей производственной деятельности, Б.Г. Акчурин (1996) отмечает, что физическое здоровье отражает такую степень физического развития студента, его двигательных навыков и умений, которая позволяет наиболее полно реализовывать свои возможности в труде.

Анализ научной литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи в системе высшего профессионального образования, показывает, что за последние годы она стала еще более актуальной. В других работах отмечается, что количество студентов специальной медицинской группы увеличилось с 10 до 25%, а в некоторых технических учебных заведениях достигает 40%, и по прогнозам к 2015 году может достигнуть 50%-ный уровень от общего числа студентов, что частично подтверждается нашими исследованиями (Садовский В.А., 2004-2005). Эти показатели заставляют специалистов физической культуры работать в режиме поиска новых технологий, внедрения экспериментальных методик физического воспитания студенческой молодежи, направленных на сохранение и развитие их физического состояния.

По мнению аналитиков (Амосова Н.М. и др., 2002), состояние здоровья российских граждан уже на сегодняшний день представляет реальную угрозу национальной безопасности. Если не принять мер по изменению ситуации, она может стать тяжким бременем для страны в будущем. В качестве первоочередных мероприятий предполагается создание общественной системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения, а также физического развития детей, подростков и молодежи. По-видимому, речь должна идти об управлении показателями, отражающими состояние здоровья студенческой молодежи в процессе физического воспитания. Количество здоровья при этом должно соответствовать требованиям избранной профессии. За последние 15 лет в ряде высших учебных заведений разработаны «паспорт профессиональной психофизической готовности будущих специалистов», «паспорт здоровья». Уточнены критерии пригодности ко многим техническим специальностям и другие нормативные акты, позволяющие повысить резервы организма учащейся молодежи. Все вышесказанное подтверждает актуальность выдвигаемой проблемы, которая еще слабо отражается в работах по подготовке молодых специалистов к производственной деятельности.

Организация и результаты исследования

На кафедре физического воспитания и спорта ДВГУПС на протяжении ряда лет проводится мониторинг уровня физического развития и физической подготовленности как составляющих уровень соматического здоровья учащейся молодежи. Изучается влияние различных, в том числе и экспериментальных, методик (спортивной и общей физической подготовки), подбора средств и методических приемов в зависимости от особенностей будущей профессиональной деятельности конкретного специалиста на основе профессиограммы. Используются тестовые методики контроля, рекомендованные НИИ физиологии детей и подростков (1981) и контрольно-нормативные показатели профессиональной пригодности для специалистов железнодорожного транспорта. Методическую основу составляет деятельный подход, в котором используется энергетическая модель организма (Апанасенко Г.Л., 1988), ее уровневое значение достаточности здоровья для безопасности жизнедеятельности.

Результаты исследования

На рисунке 1 представлена структура уровня соматического здоровья студентов 1-3 курсов по данным 284 обследуемых, большинство из которых занимаются в сборных командах университета. В отделениях: волейбола, баскетбола, футбола, плавания, легкой атлетики - общий объем занятиями физическими упражнениями составляет от 8 до 12 часов в недельной физической нагрузке.

Из рисунка видно, что больше всего студентов - 36% - имеют средний уровень соматического здоровья, 27% относятся к высокому уровню и 30% имеют ниже среднего уровень. В представленной выборке безопасный уровень здоровья имеют 70% студентов, 7% из которых относятся к высокому уровню и лишь 1% студентов составляет низкий уровень (2 девушки занимающиеся волейболом и 1 юноша - баскетболом).

Рис. 1. Уровень состояния соматического здоровья студентов ДВГУПС, занимающихся в спортивных отделениях

Процент студентов с безопасным уровнем здоровья среди юношей и девушек примерно одинаковый. Данная статистика позволяет сделать предварительный вывод о том, что студенты, активно занимающиеся физической культурой и спортом, с трудом попадают в средние данные по показателям соматического здоровья в безопасный уровень жизнеобеспечения.

Согласно приказам Министерства образования РФ «Об утверждении ГОС ВПО» от 02.03.2000 г. за №686 и Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС ВПО по направлению подготовки специальностей 190401, 190300, 190109, 090303, 190901, 271501, 280705 (квалификация (степень) специалист)» от 24.12.2010 г. за №2079, занятия со студентами, занимающимися в группах общей физической подготовки, составляет 4 часа в неделю, что является недостаточным с точки зрения суточной двигательной активности (Полянский В.П., 1999). Анализ динамики физической подготовленности студентов по годам обучения характеризуется ростом с первого по второй курсы на 18%, а в период обучения на третьем курсе наблюдается стабилизация физической подготовленности студентов и даже некоторое понижение развития общей выносливости и гибкости на 14% и 0,8%, соответственно относительно второго курса.

У студентов, которые занимаются в группах общей физической подготовки, уровень соматического здоровья характеризуется следующими показателями (рис. 2). Низкий уровень соматического здоровья имеет 16% студентов, ниже среднего - 34%, средний - 38%, выше среднего - 11% и лишь

1% (2 студента, обучающиеся в институте транспортного и путевого строительства) высокий уровень здоровья.

11% 1% 16%

□ низкий

□ ниже среднего

□ средний

□ выше среднего

□ высокий

Рис. 2. Уровень соматического здоровья студентов ДВГУПС, занимающихся в группах общей физической подготовки

Физиологами труда накоплен значительный объем знаний, который подтверждается и наши выводами о том, что резервы здоровья повышают неспецифическую адаптацию человека, способствуют его профессиональному долголетию. В работе В.П. Полянского (1999) отмечается, что общее повышение уровня функциональных возможностей организма, возрастание сопротивляемости организма молодого человека к неблагоприятным воздействиям внешней среды, достигаемые путем использования факторов физической культуры, положительно сказываются на любом виде профессиональной деятельности. Поэтому подготовка специалистов железнодорожной отрасли, не обладающих достаточными функциональными (резервными) возможностями, является серьезной проблемой.

Таким образом, в работе со студентами, не занимающимися в спортивных отделениях, следует обратить внимание на взаимосвязь соматического здоровья со способностью организма к адаптации в изменяющихся условиях жизнедеятельности (учебной, климатической, производственной). Такой подход, с нашей точки зрения, позволит увязать в сознании молодых людей связь о неразрывном единстве успешной будущей профессиональной деятельности и систематических занятий физическими упражнениями.

Заключение

Создание необходимых условий для самостоятельных форм занятий физическими упражнениями должно стать главной задачей системы физического воспитания в высших учебных заведениях и производственных предприятий, так как профессиональное здоровье имеет экономическую составляющую жизнедеятельности молодого специалиста. Изучение количества дней, пропущенных по нетрудоспособности, и часов, затраченных на занятия физической культурой, позволило экономически обосновать оправданные для здоровья работников объемы затрат средств на занятия физической культурой. Установлено, что безопасный уровень здоровья способны поддерживать люди, имеющую двигательную активность не менее 6 часов в неделю. С увеличением продолжительности занятий на один час в неделю заболеваемость снижается на 0,44 дня в год. Минимальный показатель 6,02 дня зафиксирован при объеме нагрузки 7-8 часов в неделю. Именно на такой объем занятий физическими упражнениями и следует ориентировать учащуюся молодежь для необходимого уровня формирования профессионального здоровья.

Литература

1. Акчурин Б.Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов: дис. ... канд. пед. наук. - Уфа, 1996.- 132 с.

2. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. - Донецк: Сталкер, 2002.- 590 с.

3. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физ. Культуры. - 1988. - № 4. - С. 29-31.

4. Белов В.И. Нормирование нагрузки при различной направленности оздоровительных тренировочных средств //В сб.: Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре. -М., 1991. - С. 87-103.

5. Казначеев В.П., Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / Р.М. Баевский, В.П. Берсенева. - Л.: Медицина, 1980. - 208 с.

6. Полянский В.П. Теоретико-методологические основы совершенствования прикладной физической культуры (ее содержания и формы) в современном обществе: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. - М., 1999.- 62 с.

7. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03.2000. № 686.

8. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки специальностей (квалификация (степень) специалист) от 24.12.2010 г. за №2079.

9. Садовский В.А. Управление здоровьесберегающей организацией профессиональной физической культуры учащейся молодежи: Физическая культура в системе жизнедеятельности человека [Текст] // материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В.А. Вострикова, С.С. Коровина, Н.В. Сократова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - С. 197-199.

10. Садовский В.А. Влияние физического развития на состояние здоровья современных студентов: Вестник Бурятского университета [Текст] / В.А. Садовский, А.С. Сагалеев // Сер. 7: Педагогика. Вып.12. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2004. - С. 139-146.

Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории физической культуры Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.

Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of the theory of physical culture, Buryat State University, Ulan-Ude.

Садовский Василий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Дальневосточного государственного университета путей сообщения, г. Хабаровск, E-mail: sad-sakura@mail.ru, root@festu.khv.ru, www.festu.khv.ru.

Sadovsky Vasily Aleksandovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of physical education and sport, Far-Eastern State University of Railway Communications (FESUC), Khabarovsk.

УДК: 378.016 : 796

© Г.Я. Галимов, В.А. Садовский ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Составной частью профессиональной компетенции специалистов железнодорожного транспорта является профессиональная физическая компетенция как совокупность знаний о здоровом образе жизни, формирование профессионально важных физических качеств, производственно значимых двигательных умений и навыков и оптимизация функционального состояния в зависимости от условий и характера трудовой деятельности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогическая модель, формирование профессиональной физической компетенции, технология профессионально-прикладной физической культуры, физические качества, производственные умения и навыки.

G.Ya. Galimov, V.A. Sadovsky PROFESSIONAL PHYSICAL COMPETENCE OF RAILWAY TRANSPORT SPECIALISTS

The part of the railway specialists ’ professional competence is a professional physical competence as knowledge of healthy mode of life, formation ofprofessionally important physical properties, efficient motor skills and habits and optimization offunctional condition which depends on conditions and character of working activity.

Keywords: professional competence, pedagogical model, formation of professional physical competence, technology of professional and applied physical culture, physical properities, productive skills and experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.