УДК 721.012:338.48-53
И.Е. ЛУНКАРЬ
КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ
Автор предлагает комплексный подход к построению архитектурно-пространственной среды объектов туристской дестинации, который реализуется в процессе выполнения проектов студентами кафедры дизайна архитектурной среды РМАТ.
Ключевые слова: туристская дестинация, инфраструктура туристской дестинации, проектная деятельность, архитектурно-пространственная среда.
The author offers a comprehensive approach to the construction of architectural environment of a tourist destinations, which is realized by the implementation of projects of the students of the chair of design of architectural environment of RIAT.
Keywords: tourist destination, tourist destination infrastructure, project in tourism, architectural environment.
В настоящее время туризм является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики; выступает в числе важнейших факторов социально-культурного развития территорий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.
В связи с этим представляется уместным говорить о необходимости поиска новых подходов к пониманию места и роли туристско-рекреационных услуг в процессах социально-экономического и территориального развития, формирования на их основе территориально-производственных комплексов, создания новых туристских центров и дальнейшего инновационного развития уже существующих туристских территорий.
Возникает необходимость совершенствования процессов организации
© Лункарь И.Е., 2014
сферы туристских услуг как системообразующих факторов развития территории.
Освоение пространств и ресурсов обширной территории России является ключевым направлением развития в XXI в. Широкая палитра нетронутых антропогенным воздействием ландшафтов, экзотичность и экстремальность маршрутов, поражающих громадностью территории, уникальностью природных объектов, может быть основой развития туризма региона.
Как правило, рекреационные ресурсы определяют формирование туристского потенциала в том или ином регионе. Являясь одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, туризм мог бы принести огромную пользу не только России, но и отдельным регионам.
Проектирование территориальных рекреационных систем осуществляется на основе метода комплексной оценки рекреационного потенциала территории.
Создание полноценного рекреаци-онно-туристского комплекса зависит от многих факторов, в том числе: градостроительных решений на макро- и микроуровнях, дизайн-концепции туристского комплекса, определения принципов функционально-пространственной организации туристских дестинаций.
При градостроительных исследованиях необходимо учитывать не только территориальный признак, но и са-
ми туристские услуги - одни из мощнейших системообразующих факторов развития дестинаций. Как правило, делается акцент на одной из составляющих процесса комплексообра-зования - территории, экономике и архитектурно-пространственной организации объектов туризма. В современных условиях необходимо учитывать все аспекты данного процесса, что требует его детальной проработки [1].
Проект туробъекта интеграции природы и архитектуры
При выявлении архитектурно-градостроительных закономерностей формирования и функционирования системы устанавливаются принципы архитектурно-пространственного формирования, устойчивого функционирования и развития туристских дестинаций:
• структурной организации и упорядочения внутреннего пространства, обусловленного художественным замыслом;
• принцип комплексного ландшафтного строительства и компактного размещения туристских предприятий;
• функциональной интеграции;
• дополнительности;
• комплексирования коммуникаций и вариантности использования объектов;
• информатизации;
• экологичности инфраструктуры туризма;
• опережения или предупреждения.
Ландшафтный макет туристского комплекса
Кроме того, при проектировании необходимо выполнение следующих условий:
• наличие на этой территории мест размещения, питания, развлечений (должен быть определенный уровень качества услуг) и высокоразвитой транспортной системы;
• наличие достопримечательностей, интересующих туристов (фактор привлекательности является одним из главных факторов конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная изюминка для привлечения туриста на территорию де-стинации);
• наличие объектов графического дизайна - информационных (например, глобальных информационных систем «Amadeus», «Galileo», «Worldspan», «Sabre») и коммуникационных систем, так как это необходимый инструмент информирования туристского рынка о дестинации.
Необычный экообъект создан для маленького туристского города Ди-
лижан, расположенного в Армении. Основной задачей авторов было сохранение природно-климатических особенностей города за счет максимального интегрирования здания в окружающую среду, создание «незаметной» архитектуры как части сотворенного природой пейзажа. Так возник образ здания, которое органично сливается с окружающим ландшафтом и, визуально повторяя формы рельефа, создает впечатление горного разлома. Немаловажным фактором популярности проекта стало использование экологически чистых технологий и строительных материалов. Проект ориентирован на создание более комфортной туристской инфраструктуры в Чемальской курортной зоне с широким спектром услуг высокого качества. При эксплуатации комплекса намечено значительное расширение предоставляемых услуг (по сравнению с ситуацией, существующей на данный момент в имеющихся в этом районе базах отдыха).
Туристский экокомплекс в Армении (одна из 20 дипломных работ)
С градостроительной точки зрения на макроуровне одним из необходимых условий является то, что туристская дестинация должна обладать транспортной доступностью.
Анализ конфигурации сложившихся систем расселения и характера сетей основных транспортных комму-
Проект крытого горнолыжного комплекса «Skidome Denmark» в структуре туристского объекта
никаций указывает на необходимость развития эффективных транспортных связей для решения проблемы транспортной доступности.
Прибрежный туристский комплекс имеет три вида транспорта: водный, воздушный и автомобильный.
Проект многофункционального туристского комплекса <^К1-АЛАМЕДИН»
Транспортный каркас туристского ходимо для успеха дестинации. Но для
комплекса «Золотое кольцо» повторя- туристов и обслуживающих эту сферу
ет пластичную планировку туристско- важна не только физическая доступ-
го комплекса. ность дестинации, т.е. внешние транс-
Следовательно, развитие и поддер- портные связи с ней, но и наличие
жание эффективных транспортных развитых внутренних транспортных
связей с туристскими рынками необ- связей.
Архитектурный проект туристского комплекса
Преимущества территориального расположения заключаются в том, что туристская дестинация находится на пересечении динамично развивающихся туристских потоков, которые гарантируют посещаемость.
С градостроительной точки зрения на микроуровне организация пространства туристского района может строиться последовательно с поступательным расположением туристских ресурсов, концентрически - с центростремительным расположением туристских ресурсов, по лучевой схеме -с центробежным расположением туристских ресурсов и дисперсно.
Один из ключевых методов проектного исследования - метод дизайн-сценирования, позволяющий организовать элементы туристского маршрута в единую целостную систему. Сценарий определяет возможную последовательность действий при создании будущего туристского товара и учет специфики его потребления. Сценарный подход позволяет предопределить
оптимальное распределение нагрузки и подачу впечатлений, оптимизировать процессы координации и управления на маршруте. В результате использование метода дизайн-сценирования обеспечивает целостное, системное видение будущего проекта еще на стадии целеполагания и формирования концепции маршрута [2].
Пространство - центральная проблема архитектурного проектирования.
Сценирование маршрута рассматривается «как процесс создания значимых впечатлений», так как именно эмоции, индивидуальные для каждого туриста, являются финальной стадией туристского потребления. Поэтому дизайнер как «творец впечатлений» способен проектировать цепочки переживаний и создавать на маршруте эмоциональный фон высокого напряжения. Джон Хенч, главный имаджинер Walt Disney Corp., говорил: «Как дизайнеры мы, имаджинеры, создаем места - регулируемые переживания, осуществляемые в тщательно структури-
рованных средах, давая нашим гостям ким иным образом... Мы усиливаем во-видеть, слышать, даже обонять, касать- ображение гостей, выводя их за рамки ся и испытывать ощущение вкуса не- повседневной рутины» [1].
Транспортная схема для архитектурного проекта туристского комплекса «Алтай-Парк»
Проектом предусматривается, что туристский маршрут - это своего рода сценарий потребления. Преобразование туристского потенциала региона (ресурса) в перспективное, востребованное туристское предложение (товар) предполагает создание определенных условий на маршруте.
Туризм в данной работе рассматривается как своеобразная форма «встре-
чи», освоения территории через взаимодействие человека (туриста) с другими культурами, средой. Значительное внимание в проектном исследовании уделяется необходимости создания предпосылок для «диалога культур», т.е. проникновения в систему ценностей иной культуры, преодоления стереотипов и, главное, взаимного обогащения. В данном контексте
на дизайн возложена важнейшая роль трансляции инокультурному потребителю этических представлений аборигенов, их картины мира и модели образа жизни.
Следовательно, сценарий путешествия определяет формирование целостного художественного образа всего маршрута, а также предоставляет оптимальную дизайн-программу, включающую безопасность человека, эмоционально-психологический комфорт и средства коммуникации. Таким образом, дизайн-сценирование является объединяющим элементом в многокомпонентной системе туристского комплекса.
Жизненно необходима разработка и реализация проектов пешеходных туристских маршрутов как системы архитектурно-ландшафтных пространств. Ключевым моментом является зависимость выбираемых приемов архитектурно-ландшафтной организации туристских маршрутов от туристской привлекательности среды.
Рельеф - основа паркового ландшафта, которая предполагает все его композиционные построения, «архитектонику», общий характер зрительных впечатлений. Формы рельефа уже сами по себе способны оказать определенный психоэмоциональный эффект.
Грамотно разработанный генеральный план не только определяет размещение объектов на территории и решает вопрос эффективного использования территории, но и формирует комфортную среду для жизнедеятельности или производства.
Генеральным планом предусматривается ландшафтная организация территории - посадка деревьев, кустарников, посев газонных трав, создание дендрологического парка, теплиц,
зимнего сада, создание хозяйственных площадок, автостоянок, автодорог, пешеходных и велосипедных дорожек, детских, смотровых и спортивных площадок с пунктом проката спортивного инвентаря, часовни.
Протяженность пешеходных дорожек по всей территории рекреационной зоны туристского объекта позволяет дополнительно использовать вело- и мототранспорт, включая использование прогулочных трамвайчиков или повозок, разработать конные маршруты. В проекте важно активно применять малые архитектурные формы, в основном ориентируемые на использование природных материалов, не перегружая природные ландшафты искусственными застройками.
Всю территорию туристского комплекса необходимо насытить различными элементами благоустройства -скамьями, столами, корзинами для мусора, защитными перегородками, пер-голами в качестве изоляции и защиты от солнца, а также разнохарактерными по значению, размерам, использованию, форме, материалу, фактуре и цвету трельяжами, цветочницами, боскетами, зелеными вазами, лестницами, мостиками, подпорными и декоративными свободностоящими стенками, парковой керамикой, декоративными камнями, деревом, металлом, скульптурой, фонарями, фонтанами, киосками, средствами визуальной информации - все они находятся в садово-парковой среде, поэтому должны гармонировать с ней и составлять с ней единое целое.
Планировочная структура рекреационных районов связана с особенностями рельефа. Для горных местностей характерно центробежное расположение туристских ресурсов.
Лучевой планировочный тип ту-ристско-рекреационных районов формируется на основе горного узла, компактной или дисперсной зоны туризма и системы линейных ландшафтно-маршрутных коридоров.
Компактные туристские зоны могут быть основаны лесным массивом, крупным озером, островом, горным узлом, местом концентрации природных достопримечательностей, узлов экологической активности.
Сознание роли туризма как важной отрасли региональной экономики, способствующей ее оживлению, восстановлению и подъему, вызвало интерес у научной архитектурной общественности. О масштабах и разнообразии концепций в области туризма и рекреационной сферы деятельности можно судить по обилию как фундаментальных, так и прикладных научных работ. Выявление проблем архитектурной организации туризма позволило установить закономерности формирования архитектурной среды туристских центров.
Таким образом, комплексность подхода в решении вопроса организации архитектурной среды туризма позволила:
• решить вопросы: транспортных коммуникаций туристской дестина-ции на макро- и микроуровнях; формирования оптимальных условий зрительного восприятия туристских объектов; включения природных компонентов; создания адаптированной среды для людей с ограниченными физическими возможностями и единой информационно-ориентационной системы;
• при максимальном восстановлении историко-архитектурного облика исторических городов создать проект комплекса туристских учреждений с использованием памятников архитектуры;
• создать предпосылки для единой художественно-осмысленной архитектурной среды туризма;
• определить функционально-целевое, градостроительное и эстетическое значение туристско-рекреационных территорий.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Сайдашева О.В. Стратегическое плани- сложившихся рекреационных районах: авто-рование туристических дестинаций: авто- реф. дис.... канд. архитектуры. М, 1981. 19 с. реф. дис.... канд. экон. наук. Краснодар, 2013. 3. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. URL:
2. Смыковская Л.Ю. Формирование плани- http://real24.ru/fb2/vyacheslav-jlazyichev-ровочной структуры туристских центров в dizayn-kak-on-est/
УДК 721.012
Т.П. ЛЮБАКОВА
ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
Рассматриваются особенности формирования в процессе профессиональной подготовки такого профессионально важного качества будущего архитектора-дизайнера, как стилистические представления. Эти качества, по мнению автора, формируются в процессе проектной деятельности студентов.
Ключевые слова: профессиональное туристское образование, профессиональная подготовка архитекторов-дизайнеров, профессионально важные качества студентов, стилистические представления студентов.
This article discusses the features offormation of stylistic concepts. These qualities, according to the author, could be formed only in the process of activities of students.
Keywords: professional education in tourism, training of architects, designers and professional qualities of students, stylistic representation of students.
Смена парадигмы социального познания детерминирует современную культурную и познавательную ситуацию и формирует новое постмодернистское мировидение - часть актуальной культуры. Исследования социокультурных процессов, проходящих в обществе, реализуются с учетом новых установок социального познания: смены выбора базисных оснований, приоритета индивидуального социального опыта и творческого мышления. Поскольку традиционные методы не гарантируют развитие творчества у большинства студентов, проблема разработки новых методов, приемов и упражнений по развитию творчества студентов архитекторов-дизайнеров актуальна. Воспитание чувства вкуса к хорошей архитектуре - это важнейшая задача, которую берут на себя преподаватели. То, что происходит сегодня в обществе, без преувеличения можно назвать
© Любакова Т.П., 2014
катастрофой. Это господство дурного вкуса и отсутствие каких-либо знаний в области архитектуры. В формировании городов, общественных и даже частных пространств, в построении связи между этими пространствами и взаимоотношений людей в этих пространствах - везде полная путаница.
Необходимо создавать в вузе условия для гармоничного развития студентов в целях формирования профессионально значимых личностных качеств. В этом контексте в условиях высшего архитектурно-дизайнерского образования стоит уделить особое внимание воспитанию профессионально-творческой позиции будущего художника-проектировщика. «Зоны особого внимания» в стадии проектирования - это самое начало: замысел, идея, образ. Формирование творческой индивидуальности диктует необходимость выявления личных эстетических предпочтений студента еще на стадии предпроектного анализа. Нередка си-