УДК 721.012:338.48
О.В. КРУГЛОВА, М.Г. КАГАНОВИЧ-МИНЕРВИНА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ В ТУРИЗМЕ НА КАФЕДРЕ ДИЗАЙНА АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ
Авторы раскрывают опыт организации процесса проектирования архитектурной среды в туризме на кафедре дизайна архитектурной среды РМАТ.
Ключевые слова: проектная деятельность студентов, дипломное проектирование, архитектурная среда, архитектурно-дизайнерский проект.
The authors reveal the experience of the designing of the architectural landscape in tourism on the chair of design of architectural landscape RIAT.
Keywords: project of students, graduate engineering, architectural landscape, architectural design project.
В связи с главным направлением деятельности РМАТ на кафедре дизайна архитектурной среды (ДАС) уделяется основное внимание проектированию архитектурной среды в туризме. При создании крупных туристских комплексов уже давно закладывается огромное разнообразие типов жилых и общественных зданий и видов среды. В рекреационные комплексы объединяются гостиничные корпуса повышенной этажности с ресторанами, конференц-залами, офисными пространствами в едином сооружении, малоэтажные здания мотелей, коттеджная застройка, на территории имеются спортивные комплексы, бассейны, зоны отдыха, отдельно стоящие сооружения с внутренним зальным пространством, пляжная инфраструктура и многое другое.
Для того чтобы на старших курсах приступить к проектированию туристского комплекса и всей его среды, сту-
© Круглова О.В., Каганович-Минервина М.Г., 2014
денты изучают и проектируют здания тех типов, которые и составляют крупный туркомплекс. Например, курсовое проектирование жилых блокированных домов дает студенту знания о том, как создать тип жилища, наиболее соответствующий функции рекреационного мотеля. В каждом архитектурном курсовом проекте дизайнерскими составляющими являются проекты интерьеров здания и ландшафта его генерального плана. Начиная с небольших фрагментов интерьерной и ландшафтной среды, переходя ко все более сложным и развитым объектам, постигая теоретические и исторические основы профессии, студенты в итоге становятся специалистами, способными творчески справиться со сложнейшими задачами средового проектирования, и часть из них выбирают темой дипломной работы именно туристскую среду.
Дипломный проект рекреационного туристского комплекса включает архитектурно-планировочные решения, генеральный план, разработку интерьеров, все смежные разделы проекта
(сметы, конструкции, отопление и вентиляция и т.д.) и пояснительные записки (предпроектное исследование и проект).
Проектирование начинается с выбора и оценки территории строительства. Место проектирования выбирает сам дипломник в соответствии с потенциалом территории. Оцениваются ее географическое положение и климат, возможности оздоровления отдыхающих благодаря близости водоемов (моря, озера, реки), источников минеральных вод, полезных грязей, гейзеров (например, был проект на Камчатке), горного туризма, развития спортивных сооружений. Но это еще далеко не все в оценке территории.
В проектной работе необходимо оценить эстетические качества окружающего ландшафта для создания таких дестинаций, как туристские тропы, обзорные площадки и места привалов, пляжи и инфраструктура побережья и т.д. Наиболее драгоценными считаются ландшафты с разнообразными видами, «кулисностью», открывающимися визуальными перспективами. Внимательно изучается транспортная доступность территории (автодороги, железнодорожные станции вблизи, водные пути), возможность подведения инженерных сетей, близость городской инфраструктуры.
Чрезвычайно важно и то, насколько турист, отдыхая, получает возможность познавательного туризма, новых ярких исторических и этнографических впечатлений. Дипломники изучают историю и «дух места» выбранной территории, наличие поблизости исторических городов, памятников архитектуры и культуры. Все экскурсионные маршруты в идеале разрабатываются архитектором (в партнерстве с
историками), так как только профессионал в вопросах создания и восприятия среды способен правильно наметить оси движения в исторической среде, точки и ракурсы обзора.
Одновременно с оценкой места проектирования комплекса архитектор-дизайнер уже на этом этапе начинает разработку концепции объемно-пластического решения комплекса, генерального плана, стилевых приемов. В связи с этим в предпроектном исследовании ему необходимо всесторонне изучить аналоги, существующие в мировой практике, причем по нескольким разным направлениям.
Во-первых, рассматриваются аналоги функциональные, т.е. проекты и постройки, близкие по назначению. Таким образом студент углубляет знания по обеспечению технологий туристских объектов и комфорта пребывания в них.
Во-вторых, уже представляя себе в общих чертах идею и концепцию проекта, студент стремится создать эмоциональный строй проектируемой среды для обеспечения особого эмоционального и душевного состояния пользователя. Он должен найти примеры архитектурной среды, вызывающие аналогичные эмоции, прочувствовать, за счет чего эти объекты оказывают такое влияние, какие профессиональные средства применяются в мировой практике, в работах великих современных мастеров архитектуры и дизайна среды. Если дипломник принимает решение проектировать комплекс в определенном стиле, он должен изучить черты стиля и примеры работы в этом стиле или архитектурном направлении.
В то же время автор проекта задумывает конструктивные решения и обя-
зан рассмотреть проекты и постройки с аналогичными конструкциями, особенно если он претендует на новаторство в этой области.
Очень важно скрупулезно изучить архитектурные нормы и правила проектирования гостиничных и туристских комплексов, действующие в нашей стране. Проект должен полностью им соответствовать.
При разработке концепции функционально-пространственной организации рекреационной среды комплекса, становлении его генерального плана и дальнейшего проектирования объектов автор должен продолжать поиск образных прототипов среды, уточнять идею, углубляясь в ее те-матизацию и метафоризацию. На этапе формообразования стремление к созданию средового ансамбля приводит к постоянному проектному анализу, который проводится согласно принципам гармонизации проектных решений, правилам композиции в архитектуре и дизайне архитектурной среды. На этой стадии проектирования дипломник проявляет полученное за годы обучения понимание законов формирования архитектурно-пространственных условий для реализации размещенных здесь функций и отвечающих им средовых состояний. В строении форм он широко использует изученные на смежных дисциплинах выразительные возможности других видов искусства: графические, объемно-пластические, живописно-колористические, пространственные, вербальные.
В ходе конкретизации проектных идей автор постоянно отслеживает три класса целевых установок: эмоциональную ориентацию среды, ее масштабность и тектоническую организа-
цию. Эмоциональная ориентация как совокупность ожидаемых и фактических эмоционально-чувственных характеристик произведения дизайна рекреационной среды - это отдых, камерность, умиротворение, но одновременно и радость, развлечения, динамичность. Это и есть конечный результат эскизного проектирования средо-вого объекта. Проверить выразительность и точность идеи проектировщик может с помощью макетов, моделей, перспектив, разверток и других форм представления проектного материала.
Пройдя этап разработки и утверждения генерального плана, дипломник приступает к архитектурному объемно-планировочному проектированию отдельных составляющих туристского комплекса. В большинстве дипломных проектов - это главное здание с зоной приема, ресторанами и кафе, магазинами, административной группой и жилыми этажами соответствующей инфраструктуры; сооружения зоны мотеля, коттеджи, отдельно стоящие зальные здания, спортивные сооружения. Уточняются их конструкции, разрабатываются поэтажные планы, разрезы, фасады, т.е. все необходимые проекции. Идет поиск средовых и ландшафтных дизайнерских решений территории комплекса и элементов, связанных с окружающим природным ландшафтом: открытых бассейнов, спортивных площадок, пляжной инфраструктуры, площадок для отдыха и развлечений, открытых амфитеатров, солнцезащитных покрытий, пешеходных связей, малых архитектурных форм, туристских троп, видовых площадок, причалов и т.д. В итоге складывается единый средовой ансамбль, несущий запрограммированный эмоциональный строй.
Но рекреационная среда воспринимается туристом на макроуровне не только открытых пространств, но и в жилых и иных по функции пространствах интерьеров. В связи с этим в дипломной работе серьезное внимание уделяется проектированию дизайна основных внутренних пространств комплекса. Разрабатываются интерьеры входной зоны, залов ресторана, атриумов, гостиничных номеров и холлов, коттеджей и конференц-залов. Продумывается их композиция и стиль, тематизация, образный строй. Решаются задачи создания «пространственных переживаний» ансамбля с помощью таких направлений дизайнерской деятельности, как интерпретация его функциональных процессов и систематизация форм оборудования и предметного наполнения интерьеров.
Таким образом, вся совокупность действий, направленных на получение целостного результата, т.е. комплексность проектирования, - это обязательное условие проектного формирования среды. Наконец, важнейшую роль играет композиция визуальной подачи проекта и для защиты дипломной работы, и, в дальнейшем, для взаимодействия с заказчиком. Профессиональный графический дизайн подачи проекта, грамотная визуализация достигаются в процессе обучения на основе подачи каждого курсового
проекта (по два-три в семестре за все 5 лет) по дисциплине «Архитектурно-дизайнерское проектирование». Оценка дипломной работы складывается на базе впечатляющей визуальной подачи проекта на 10-12 планшетах размером 1x1 м, грамотной профессиональной защиты диплома и двух томов иллюстрированной пояснительной записки. Начиная с первого выпуска (2010 г.), дипломные проекты кафедры ДАС получают дипломы I и II степени на ежегодном Международном конкурсе архитектурных и дизайнерских дипломных работ.
Если итогом обучения в РМАТ является крупный комплексный архитектурно-дизайнерский проект, то в дальнейшей профессиональной работе наши выпускники становятся авторами высококачественных произведений средового искусства. Дизайн среды есть именно искусство, т.е. решение художественных и эстетических задач, а также создание новых оттенков в образе жизни человека и общества. Для того чтобы человек ощутил среду как нечто желанное, близкое его сердцу - нужен художник, поскольку эстетическое начало концентрирует в своих показателях (композиция, соразмерность, архитектоника) интегральные ожидания потребителя, по которым он и оценивает качество сре-дового ансамбля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Махотин Д.А., Юркина Л.В. Формирование культуры исследователя в проектной деятельности будущих технологов // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 4. С. 194-196.
2. Кубрушко П.Ф. Дидактическое проектирование: учебно-практическое пособие. М.:
ФГБОУ ВПО МГАУ, 2013.
3. Кальней В.А., Матвеева Т.М., Мищенко Е.А., Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С. 21-26.
УДК 721.012:338.48-53
И.Е. ЛУНКАРЬ
КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ
Автор предлагает комплексный подход к построению архитектурно-пространственной среды объектов туристской дестинации, который реализуется в процессе выполнения проектов студентами кафедры дизайна архитектурной среды РМАТ.
Ключевые слова: туристская дестинация, инфраструктура туристской дестинации, проектная деятельность, архитектурно-пространственная среда.
The author offers a comprehensive approach to the construction of architectural environment of a tourist destinations, which is realized by the implementation of projects of the students of the chair of design of architectural environment of RIAT.
Keywords: tourist destination, tourist destination infrastructure, project in tourism, architectural environment.
В настоящее время туризм является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики; выступает в числе важнейших факторов социально-культурного развития территорий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.
В связи с этим представляется уместным говорить о необходимости поиска новых подходов к пониманию места и роли туристско-рекреационных услуг в процессах социально-экономического и территориального развития, формирования на их основе территориально-производственных комплексов, создания новых туристских центров и дальнейшего инновационного развития уже существующих туристских территорий.
Возникает необходимость совершенствования процессов организации
© Лункарь И.Е., 2014
сферы туристских услуг как системообразующих факторов развития территории.
Освоение пространств и ресурсов обширной территории России является ключевым направлением развития в XXI в. Широкая палитра нетронутых антропогенным воздействием ландшафтов, экзотичность и экстремальность маршрутов, поражающих громадностью территории, уникальностью природных объектов, может быть основой развития туризма региона.
Как правило, рекреационные ресурсы определяют формирование туристского потенциала в том или ином регионе. Являясь одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, туризм мог бы принести огромную пользу не только России, но и отдельным регионам.
Проектирование территориальных рекреационных систем осуществляется на основе метода комплексной оценки рекреационного потенциала территории.