Научная статья на тему 'Развитие культурно-досуговой инфраструктуры с целью сохранения историко-архитектурного наследия туристских дестинаций'

Развитие культурно-досуговой инфраструктуры с целью сохранения историко-архитектурного наследия туристских дестинаций Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1106
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / АРХИТЕКТУРА / ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР / СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / TOURIST DESTINATION / ARCHITECTURE / CULTURAL AND RECREATIONAL CENTER / PRESERVATION OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAG

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ильвицкая С. В., Смирнов А. В.

Рассматривается проблема сохранения объектов историко-архитектурного наследия туристских дестинаций путем создания культурно-досуговых центров с многофунк циональной инфраструктурой. Формулируются факторы, определяющие структурнофункциональную организацию данных культурно-досуговых центро

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ильвицкая С. В., Смирнов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of cultural and leisure infrastructure to preserve the historical and architectural heritage

The paper considers the problem of preservation of historical and architectural heritage through the creation of cultural and recreational center with multifunctional infrastructure. The author indicates the factors that determine the structural and functional organization of the data of cultural and leisure centers

Текст научной работы на тему «Развитие культурно-досуговой инфраструктуры с целью сохранения историко-архитектурного наследия туристских дестинаций»

УДК 721.012:338.48-53

С.В. ИЛЬВИЦКАЯ, А.В. СМИРНОВ

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ЦЕЛЬЮ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ

Рассматривается проблема сохранения объектов историко-архитектурного наследия туристских дестинаций путем создания культурно-досуговых центров с многофункциональной инфраструктурой. Формулируются факторы, определяющие структурно-функциональную организацию данных культурно-досуговых центров.

Ключевые слова: туристская дестинация, архитектура, памятники архитектуры, культурно-досуговый центр, сохранение историко-культурного наследия.

The paper considers the problem ofpreservation of historical and architectural heritage through the creation of cultural and recreational center with multifunctional infrastructure. The author indicates the factors that determine the structural and functional organization of the data of cultural and leisure centers.

Keywords: tourist destination, architecture, cultural and recreational center, preservation of historical and cultural heritage.

Развитие регионального туризма в нашей стране стимулировали возросший интерес к национальной культуре и увеличение мобильности населения. Объекты историко-архитектурного наследия как памятники отечественной культуры выступают «точками роста» -центрами развития данного вида туристской активности - и представляют современные туристские дестинации. Это приводит к активному развитию культурно-досуговой инфраструктуры в окружающем памятник пространстве - исторической среде. Следует подчеркнуть, что инвестиции в развитие данной инфраструктуры в основном частные, а государство выступает как гарант сохранности самого объек-

© Ильвицкая С.В., Смирнов А.В., 2014

та историко-архитектурного наследия. Накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превысили возможности финансирования из федерального бюджета средств и мер, направленных на сохранность всего разнообразия памятников историко-архитектурного наследия России.

В настоящее время под охраной государства в Российской Федерации находится около 80 тысяч памятников истории и культуры, в том числе свыше 30 тысяч памятников архитектуры, 19 тысяч памятников археологии, 25 тысяч исторических памятников. Однако использование ис-торико-архитектурного наследия в культурно-досуговых целях в нашей стране слабо развито. Значительная

ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ 101

часть объектов историко-архитек-турного наследия находится на грани исчезновения.

В связи с этим современная российская практика сохранения культурного наследия переориентируется на инвестиционную привлекательность самих объектов историко-архитектурного наследия и, как следствие, опирается на их включение в повседневную жизнь населения, формирование на их основе единого культурного пространства и создание современных культурно-досуговых центров с многофункциональной инфраструктурой в исторической среде. Растет типовое разнообразие историко-архитектурных памятников, задействованных в куль-турно-досуговой жизни населения.

Большая часть существующей куль-турно-досуговой инфраструктуры в исторической среде сформировалась в последние два десятилетия и часто имеет стихийный, беспорядочный характер архитектуры. Это приводит к потере ряда визуально-эстетических и физико-технических качеств самих объектов историко-архитектурного наследия. Следует отметить, что значимость историко-культурного потенциала объекта наследия определяется не сохранностью отдельно стоящего здания, сооружения и др., а целостностью пространства окружения памятника - исторической среды (его ландшафты и экологический компонент проектируемого объекта, культура и традиции местного населения и др.).

В связи с этим перед архитектором встает вопрос о решении объемно-пространственного и планировочного взаимодействия архитектуры нового культурно-досугового центра и окружающей его исторической среды, при котором культурная целостность объ-

екта историко-архитектурного наследия не разрушается.

Специфика использования объектов историко-архитектурного наследия включает две, порой взаимоисключающие, задачи: во-первых, сохранение самого памятника, его архитектурных и художественных достоинств, градостроительного значения, а также его значения в окружающей исторической и природной среде; во-вторых, организация в объекте культурного наследия в соответствии с современными потребностями общества определенного функционального процесса при условии соблюдения всех функциональных, технологических, эксплуатационных требований, предъявляемых к проектируемому процессу.

Успешное решение данных задач, обеспечивающее целостность исторической среды, возможно при учете трех групп факторов: историко-архитек-турных, художественно-эстетических и социокультурных, которые будут определять структурно-функциональную организацию культурно-досуго-вых центров как механизма сохранения историко-архитектурного наследия.

■ Историко-архитектурные факторы

Фактор статуса памятника исто-рико-архитектурного наследия определяет территориальное расположение и технические приемы создания культурно-досугового центра в исторической среде. Статус памятника историко-архитектурного наследия на законодательном уровне требует регламентации нового строительства в его окружении, исходя из соблюдения следующих зон:

1. Охранная зона. Новое строительство запрещено. В данной зоне культурно-досуговый центр возмож-

но организовать только в результате воссоздания с частичной модернизацией утерянных объектов историко-архитектурного наследия либо, при плачевном техническом состоянии объекта историко-архитектурного наследия, его реставрации/реконструкции и приспособления к соответствующим функциональным процессам.

В данной зоне наиболее часто встречаются культурно-досуговые центры в виде здания в составе существующего исторического ансамбля.

2. Зона регулируемой застройки. Новое строительство возможно при соблюдении охранных регламентов, направленных на сохранение исторической среды на момент ее музеефикации:

1. В данной зоне рекомендуется размещение культурно-досуговых центров смешанного типа, включающих здания и открытые пространства.

2. Отсутствие охранных и регулируемых зон. Подразумевает новое строительство и создание культурно-досуговых центров открытого типа.

Фактор морфотипа исторической застройки требует предпроектного анализа художественного образа существующей застройки и ландшафта для понимания масштаба допустимости его изменения при строительстве нового культурно-досугового центра.

Морфотип культурно-досугового центра должен формироваться на основе художественных тем, существующих в данной исторической среде.

■ Художественно-эстетические факторы

Диктуют необходимость предпро-ектного анализа смыслового, художественно-эстетического значения архитектуры объекта историко-архитек-турного наследия и на основе его ре-

зультатов определяют архитектурные средства визуально-ландшафтной выразительности культурно-досугового центра в исторической среде.

Художественно-эстетические факторы включают:

• фактор композиционной и семантической роли существующей исторической застройки, определяющий необходимость вынесения фасадов здания (зданий) культурно-досугового центра к красным линиям, требования по формированию доминант и зрительных осей;

• объемно-планировочные требования к застройке участка, в том числе: объемно-планировочный тип проектируемой застройки; варианты гештальт-типов, допустимых для проектируемого участка; увязку с высотами и силуэтом окружающей застройки (если она имеется); увязку с характером окружающего ландшафта, допустимую степень его изменения; установление зон влияния объектов на окружающее пространство ландшафта и застройки и характера регулирования возникшей в ходе осуществления проекта застройки в сложившемся ранее и формируемом морфотипах застройки по утвержденному генплану и градостроительному регламенту; необходимость создания архитектурного ансамбля;

• согласование художественных тем, модулей, пропорционального строя цветового и композиционного решения объектов существующей и формируемой застройки;

• ориентационные (навигационные) задачи проекта;

• предписываемые характеристики формируемого окружения в соответствии с их морфотипом (в том числе малые архитектурные формы) и ландшафтом, в частности ориентационные

ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1C3

(навигационные) задачи и характер посадок, дорог, проездов и пешеходных трасс;

• предписание применения уже существующих в облике застройки художественных тем;

• допустимую или требуемую степень инновации как по образному решению, так и по применяемым материалам и конструкциям;

• требования к составу и семантическому содержанию применяемых в художественном решении символов, состав обязательных и рекомендательных символов, этические требования;

• требования визуального, в том числе композиционного комфорта, допустимые варианты композиций и художественных тем, этические требования. Степень активности архитектурной пластики, наличия декора и скульптуры, цветовые ориентационные и художественные требования;

• необходимость акцентации различных функциональных и коммуникационных зон застройки и поддержания их архитектурного образа.

■ Социокультурные факторы

Определяют инфраструктуру функциональных зон и помещений куль-турно-досугового центра (КДЦ) на основе предпроектного анализа куль-турно-досуговых потребностей групп

пользователей данного КДЦ. Целостное представление об объектах ис-торико-архитектурного наследия и социокультурных потребностях российского общества позволяет определить механизм сохранения истори-ко-архитектурного наследия - функционально-структурную организацию культурно-досуговых центров в исторической среде, архитектурно-планировочные решения которой обусловлены критериями оценки следующих факторов:

• историко-архитектурных, определяющих механизм сохранения исторической среды (реставрация, реконструкция, реновация, воссоздание с частичной модернизацией и др.) - охранных зон, зон регулируемого строительства и др.), развитость культурно-досуговой и туристской зон;

• художественно-эстетических, диктующих необходимость предпроектно-го анализа смыслового, художественно-эстетического значения архитектуры объекта историко-архитектурного наследия, и на основе его результатов определяющих архитектурные средства визуально-ландшафтной выразительности КДЦ в исторической среде;

• социокультурных, определяющих инфраструктуру функциональных зон и помещений КДЦ в данной туристской дестинации.

ËÈTEPATVPA

1. Иконников A.B. Архитектура и история. М.: Архитектура, 1993.

2. Ильвицкая С.В. Архитектура православных монастырей: традиции и современность. К., 2008.

3. Ильвицкая С.В. Эволюция православной культовой архитектуры. М.: ГУЗ, 2011.

4. Лимонад М.Ю. и др. Проблемы композиции в архитектуре и дизайне среды: учеб. пособие для вузов. М.: МаВР - ГУЗ, 2012.

5. СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».

6. СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения».

7. Сесёлкин А.И., Рассохина Т.В. Анализ критериев устойчивого развития туристских дестинаций // Вестник РМАТ. 2013. № 2 (8). С. 28-32.

УДК 721.012:338.48

О.В. КРУГЛОВА, М.Г. КАГАНОВИЧ-МИНЕРВИНА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ В ТУРИЗМЕ НА КАФЕДРЕ ДИЗАЙНА АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

Авторы раскрывают опыт организации процесса проектирования архитектурной среды в туризме на кафедре дизайна архитектурной среды РМАТ.

Ключевые слова: проектная деятельность студентов, дипломное проектирование, архитектурная среда, архитектурно-дизайнерский проект.

The authors reveal the experience of the designing of the architectural landscape in tourism on the chair of design of architectural landscape RIAT.

Keywords: project of students, graduate engineering, architectural landscape, architectural design project.

В связи с главным направлением деятельности РМАТ на кафедре дизайна архитектурной среды (ДАС) уделяется основное внимание проектированию архитектурной среды в туризме. При создании крупных туристских комплексов уже давно закладывается огромное разнообразие типов жилых и общественных зданий и видов среды. В рекреационные комплексы объединяются гостиничные корпуса повышенной этажности с ресторанами, конференц-залами, офисными пространствами в едином сооружении, малоэтажные здания мотелей, коттеджная застройка, на территории имеются спортивные комплексы, бассейны, зоны отдыха, отдельно стоящие сооружения с внутренним зальным пространством, пляжная инфраструктура и многое другое.

Для того чтобы на старших курсах приступить к проектированию туристского комплекса и всей его среды, сту-

© Круглова О.В., Каганович-Минервина М.Г., 2014

денты изучают и проектируют здания тех типов, которые и составляют крупный туркомплекс. Например, курсовое проектирование жилых блокированных домов дает студенту знания о том, как создать тип жилища, наиболее соответствующий функции рекреационного мотеля. В каждом архитектурном курсовом проекте дизайнерскими составляющими являются проекты интерьеров здания и ландшафта его генерального плана. Начиная с небольших фрагментов интерьерной и ландшафтной среды, переходя ко все более сложным и развитым объектам, постигая теоретические и исторические основы профессии, студенты в итоге становятся специалистами, способными творчески справиться со сложнейшими задачами средового проектирования, и часть из них выбирают темой дипломной работы именно туристскую среду.

Дипломный проект рекреационного туристского комплекса включает архитектурно-планировочные решения, генеральный план, разработку интерьеров, все смежные разделы проекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.