Научная статья на тему 'Формирование стилистических представлений у будущих архитекторов-дизайнеров'

Формирование стилистических представлений у будущих архитекторов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА АРХИТЕКТОРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ / PROFESSIONAL EDUCATION IN TOURISM / TRAINING OF ARCHITECTS / DESIGNERS AND PROFESSIONAL QUALITIES OF STUDENTS / STYLISTIC REPRESENTATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любакова Т. П.

Рассматриваются особенности формирования в процессе профессиональной подготов ки такого профессионально важного качества будущего архитектора-дизайнера, как стилистические представления. Эти качества, по мнению автора, формируются в процессе проектной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of stylistic concepts in design

This article discusses the features of formation of stylistic concepts. These qualities, according to the author, could be formed only in the process of activities of students

Текст научной работы на тему «Формирование стилистических представлений у будущих архитекторов-дизайнеров»

УДК 721.012

Т.П. ЛЮБАКОВА

ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Рассматриваются особенности формирования в процессе профессиональной подготовки такого профессионально важного качества будущего архитектора-дизайнера, как стилистические представления. Эти качества, по мнению автора, формируются в процессе проектной деятельности студентов.

Ключевые слова: профессиональное туристское образование, профессиональная подготовка архитекторов-дизайнеров, профессионально важные качества студентов, стилистические представления студентов.

This article discusses the features offormation of stylistic concepts. These qualities, according to the author, could be formed only in the process of activities of students.

Keywords: professional education in tourism, training of architects, designers and professional qualities of students, stylistic representation of students.

Смена парадигмы социального познания детерминирует современную культурную и познавательную ситуацию и формирует новое постмодернистское мировидение - часть актуальной культуры. Исследования социокультурных процессов, проходящих в обществе, реализуются с учетом новых установок социального познания: смены выбора базисных оснований, приоритета индивидуального социального опыта и творческого мышления. Поскольку традиционные методы не гарантируют развитие творчества у большинства студентов, проблема разработки новых методов, приемов и упражнений по развитию творчества студентов архитекторов-дизайнеров актуальна. Воспитание чувства вкуса к хорошей архитектуре - это важнейшая задача, которую берут на себя преподаватели. То, что происходит сегодня в обществе, без преувеличения можно назвать

© Любакова Т.П., 2014

катастрофой. Это господство дурного вкуса и отсутствие каких-либо знаний в области архитектуры. В формировании городов, общественных и даже частных пространств, в построении связи между этими пространствами и взаимоотношений людей в этих пространствах - везде полная путаница.

Необходимо создавать в вузе условия для гармоничного развития студентов в целях формирования профессионально значимых личностных качеств. В этом контексте в условиях высшего архитектурно-дизайнерского образования стоит уделить особое внимание воспитанию профессионально-творческой позиции будущего художника-проектировщика. «Зоны особого внимания» в стадии проектирования - это самое начало: замысел, идея, образ. Формирование творческой индивидуальности диктует необходимость выявления личных эстетических предпочтений студента еще на стадии предпроектного анализа. Нередка си-

11В ВЕСТНИК РМАТ № 2 • 2014

туация, когда в качестве аналога студент приносит «домик соседа», считая его образцом, достойным подражания. Уже с первых этапов обучения нужно смоделировать структуру творческого поиска таким образом, чтобы понравившийся стиль, архитектор постепенно стали понятными и любимыми. На стадии клаузурного поиска нужно уделять особое внимание созданию личного почерка будущего архитектора-дизайнера, узнаваемости его стиля. Процесс воспитания вкуса должен идти параллельно профессиональному росту, провоцируя самоопределение в стилистике, формируя креативную индивидуальность учащегося. Это:

• подборка исходного проекта, анализ его параметров и типологических особенностей, определяющих объективные возможности дизайна;

• изучение аналогов дизайн-проектирования сходных объектов;

• выполнение пробных эскизов, вариантов творческого замысла;

• выполнение клаузур;

• формирование творческой концепции проекта;

• определение наиболее целесообразного направления проектирования;

• выполнение рабочего проектирования с установлением необходимого состава проекций, разработкой конструкций и декоративных элементов, колористики.

Перечисленное должно служить планомерному формированию стилистических предпочтений студента. Генерирование идей и разработка творческой концепции дизайн-проекта в процессе обучения должны отражать индивидуальность ее автора.

Вербальная защита проекта является необходимым моментом формиро-

вания профессиональных качеств будущего специалиста. Важным этапом этого процесса является совместное обсуждение стадий проекта студенческим коллективом и умение обосновывать, объяснять и защищать преимущества своей концепции каждого автора. Это дает возможность объективно выслушивать замечания и критически анализировать проведенную работу, вносить корректировки, улучшая проект, находить новые приемы, добавлять объекты, детализировать и развивать собственную идею. Воспроизведение модели общения с заказчиком в процессе проектирования учит будущего архитектора «держать удар» при защите дипломного проекта, а позже и в профессии.

Отразить суть, квинтэссенцию замысла помогает выбор каждым студентом названия своего проекта, девиза или слогана. Участие в международных мастер-классах Версальской ландшафтной школы 2007-2008 гг. дало возможность нашим студентам ознакомиться с приемами и методами проектирования французских мастеров. Этот опыт, несомненно, оказал влияние на развитие творческого потенциала и становление личности, воспитание будущего архитектора как человека высокой профессиональной культуры. Переход к новой образовательной парадигме, доминирующим фактором которой выступает культура, воспитание «человека культуры», определяет ориентиры высшего образования. Изменение стиля профессионального мышления, наличие вариантов личностно-ориентированного подхода, внедрение проектных технологий, гуманитаризация содержания образования и другие процессы определяют ведущие идеи и тенденции развития со-

временного высшего архитектурного дизайнерского образования. Его целью становится не узкопрофильная подготовка, а общекультурное, социально и личностно значимое непрерывное развитие творческого потенциала личности, формирование профессиональной культуры.

При выборе темы и места дипломного проекта важное значение имеет личностная привязка студента. Когда проектировщик хорошо знает особенности выбранной территории, мотивация к проектированию значительно повышается. Количество собранного материала, степень проработки проекта, а также творческая составляющая поднимают проект на более качественный уровень.

Так, на Международном смотре-конкурсе дипломных проектов и работ по архитектуре (МООСАО) в 2011 г. дипломная работа А. Телегиной «Восстановление усадьбы Чернышевых XVII века с разработкой центра свадебных церемоний» была награждена дипломом первой степени. В 2013 г. работа Е. Любаковой «Комплекс "Город мастеров" в Калужской области на реке Угре» - дипломом второй степени, а работа К. Гольцовой «Транспортный модуль с автостанцией в г. Фрязино» -дипломом третьей степени. Данный факт является наглядным подтвержде-

нием эффективности методики преподавания архитектурно-дизайнерского проектирования в РМАТ на кафедре дизайна архитектурной среды за период 2005-2013 гг.

Развитие компьютерных программ и технологий дает возможность более наглядного выражения творческого замысла. С. Скуратов в статье «Архитектор должен быть в первую очередь гражданином» пишет: «Архитектор-дизайнер должен уметь получать всю необходимую информацию из Интернета и свободно перемещаться по его бесконечным просторам. Выпускник должен обладать такими качествами, как развитая интуиция, широкий кругозор, способность мыслить, анализировать ситуацию, делать самостоятельные выводы. Он должен иметь профессиональные навыки работы с типологией, материалами, конструкцией, уметь делать интересные макеты, владеть в совершенстве компьютерным моделированием».

Архитектор должен быть в первую очередь гражданином, иметь ясную, принципиальную собственную позицию и не бояться ее публично отстаивать. Архитектор должен быть мудрым лидером и активно участвовать в процессе изменения вектора культурного развития, уважая при этом вклад других профессионалов.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Анифимова Е.Б. Экспериментальное исследование формирования профессионально-творческой позиции будущего архитектора и дизайнера в вузе // Вестник ТГПУ. 2012. № 5.

2. Саркисов С.К. Основы архитектурной эвристики: учебник. М.: Архитектура-С, 2004.352 с.

3. Махотин Д.А., Юркина Л.В. Формирование культуры исследователя в проектной

деятельности будущих технологов // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 4. С. 194-196.

4. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-архитекторов. URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie

5. Скуратов С. Архитектор должен быть в первую очередь гражданином. 08.08.2012. URL: http://www.march.ru/news/27/

120 ВЕСТНИК РМАТ № 2 • 2014

УДК 378.14:721.012

Т.В. ЗАХАРОВА

КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОМУ

ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Автор раскрывает особенности реализации креативного подхода к обучению студентов на примере курса архитектурно-дизайнерского проектирования.

Ключевые слова: профессиональное туристское образование, креативный подход к обучению студентов, архитектурно-дизайнерское проектирование.

The author expands the specifications in realization of the creative approach in modern student education of architectural design.

Key words: professional tourism education, creative approach in education, architectural design.

«Творчество там, где можно сказать - это мое».

К.С. Мельников

Особенностью архитектурного образования можно назвать индивидуальный подход к процессу образования студента, раскрытие его творческого потенциала и формирование его креативной и духовной личности. Спецификой такого образования являются умения и навыки будущей профессии: видеть повседневные проблемы, нестандартно подходить к решению поставленной задачи, быть в курсе новых технологий в разных областях знаний и умело их применять, понимать роль архитектурного наследия и его значимость.

Креативный подход к любому роду деятельности предполагает активный подъем творчества. Творчество как главная составляющая образовательного процесса - успех в профессии архитектора. Значит, одним из важнейших способов «обучения» архитектуре

© Захарова Т.В., 2014

является развитие креативности будущего архитектора. Процесс обучения в этом направлении происходит. Однако процент хороших специалистов невысок.

Как получить более высокий профессиональный уровень дипломированных архитекторов? Как осуществить этот процесс? Какие методы могут принести успех?

Необходим поиск путей совершенствования подготовки профессиональных кадров.

Для развития творческих способностей, заложенных в каждом человеке, необходимо избавление от каких-либо условностей и шаблонов. Вся образовательная система должна давать обучающимся установки на воображение, фантазию, интуицию, с помощью которых студенты создают свои творческие проекты, имеющие концептуальную идею поиска архитектурных образов, адаптированных к окружающей среде и обществу, с дальнейшей возможностью практической разработки.

В целях вовлечения студентов в творческий образовательный процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.