Научная статья на тему 'Опыт конкурсного проектирования в контексте творческого образования архитектора-дизайнера'

Опыт конкурсного проектирования в контексте творческого образования архитектора-дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА АРХИТЕКТОРОВДИЗАЙНЕРОВ / КОНКУРСНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING IN TOURISM / ARCHITECT AND DESIGN EDUCATION / COMPETITIVE DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильвицкая С. В.

Раскрывается опыт работы кафедры дизайна архитектурной среды РМАТ по организа ции участия студентов-архитекторов в творческих конкурсах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of competitive design in the education process of architect and design specialists

This article shares the experience of Architecture and Design chair of RIAT in creating professional competitions for architect students

Текст научной работы на тему «Опыт конкурсного проектирования в контексте творческого образования архитектора-дизайнера»

2. Подготовка педагогов к введению ФГОС -забота общая. URL: http://www.centersot.net/ oldblog/320.html

3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.09.2013 № 544н).

4. Разработка модели многовекторной си-

стемы непрерывного образования (повышения квалификации) директоров школ в системе общего образования с использованием модульных программ: аналитический отчет. М, 2010.

5. Синенко В.Я. О модернизации системы дополнительного профессионального педагогического образования. URL: http://www.nip-kipro.ru/slovo-rektoru/slovo-rektoru/o-moder-nizatsii-sistemi-dopolnitelnogo-professional-nogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya.html

УДК 378.1

С.В. ИЛЬВИЦКАЯ

ОПЫТ КОНКУРСНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ АРХИТЕКТОРА-ДИЗАЙНЕРА

Раскрывается опыт работы кафедры дизайна архитектурной среды РМАТ по организации участия студентов-архитекторов в творческих конкурсах.

Ключевые слова: профессиональное туристское образование, подготовка архитекторов-дизайнеров, конкурсное проектирование.

This article shares the experience of Architecture and Design chair of RIAT in creating professional competitions for architect students.

Key words: professional training in tourism, architect and design education, competitive design.

В течение ряда лет кафедра дизайна архитектурной среды активно внедряет в учебный процесс участие наших студентов архитекторов-дизайнеров в творческих конкурсах.

Творческие конкурсы, связанные с архитектурным и дизайнерским проектированием и профессиональной активностью, - оптимальная форма самореализации творческого молодого человека. Современный процесс архитектурно-дизайнерского проекти-

© Ильвицкая С.В., 2014

рования неразрывно связан с проведением всевозможных конкурсов и художественных выставок, а студенты высших архитектурных учебных заведений активно принимают в них участие. К сожалению, уже после выпуска молодые специалисты, погруженные в ежедневную работу, гораздо меньше интересуются этим видом творчества и мало заняты в конкурсной деятельности.

Во многих вузах участие студентов в конкурсах проходит вне учебного процесса, т.е. без сотрудничества с преподавателями, поэтому и студент мало

интересуется позицией своего учебного заведения по отношению к этому начинанию. Положительно оценить педагогический результат такой формы работы сложно.

На кафедре дизайна архитектурной среды накоплен положительный опыт организации и проведения творческих конкурсов в рамках учебного процесса. Такие конкурсы - новая форма преподавания архитектурно-дизайнерского проектирования, разъяснения и изучения многих профессиональных вопросов этой основной учебной дисциплины при решении конкретной практической проектной задачи в коллективе единомышленников, состоящих из студентов и преподавателей.

Выполнение творческих конкурсных работ, безусловно, полезно для развития творческих ресурсов студентов, практических навыков в приемах овладения графическим мастерством, возможности выполнения работ на компьютере, развития фантазии и воображения учащихся. Следует отметить, что студенты, выполняя сложные проекты в рамках творческих конкурсов, достигают очень хороших результатов. Так, например, в 20082014 гг. на кафедре дизайна архитектурной среды проводился ряд творческих конкурсов на разные темы.

Международные смотры-конкурсы лучших ВКР в области архитектуры и дизайна, проводимые Союзом архитекторов и Союзом дизайнеров России.

В этих конкурсах студенты кафедры ДАС продемонстрировали главное качество архитектора-дизайнера, отличающее мастера от ученика и практиканта. Профессиональный средовой подход к проектированию туристской исторической среды города со сложившимися столетиями традициями, по-

нимание и последовательность творческих шагов прослеживались практически во всех творческих работах.

• Художественные конкурсы «Концепция дизайна светильников», предложенные фирмой «Прециоза», Чехия.

Данный проект демонстрирует возможности взаимопроникновения культур, мировоззрений, творческих идей, что на протяжении многих веков так ценилось в среде творческой интеллигенции.

• Творческие выставки студенческих работ «Живопись и графика», организованные консульством Чехии в Москве.

По итогам конкурсов была организована выездная творческая выставка студенческих проектов, развернутая в выставочном зале посольства Чехии в Москве.

• Конкурсные совместные программы - мастер-классы с Национальной школой проектирования ландшафтного дизайна, Версаль, Франция.

Состав участников мастер-классов, которые проходили два раза в год в Версале и Сходне, оказался очень представительным (более 50 человек). По итогам каждый мастер-класс заканчивался выставкой студенческих работ с защитой дизайн-проектов. Результаты конкурса были высоко оценены членами жюри, в который вошли архитекторы - члены Союза архитекторов, специалисты по ландшафтному дизайну и зодчеству, профессора РМАТ и Версальской школы.

• Конкурс «Благоустройство территории двора ректората РМАТ».

• Конкурс «Архитектурная концепция входной зоны корпуса Московского филиала РМАТ».

• Конкурс «Концепция дизайн-проектов по реконструкции интерьеров ресторана на Озерковской набережной

в Москве», организованный Центральным советом по туризму и отдыху (холдинг).

В образовательной методике, сложившейся на кафедре дизайна архитектурной среды, обозначились приоритетные направления деятельности -индивидуализация образовательного процесса и развитие среды творческого дополнительного образования, в том числе для конкурсной практики. Творческий конкурс - это всегда положительный профессиональный опыт.

Тем не менее мы задаемся вопросом: что дает студенту участие в творческих конкурсах? И получаем многоаспектный ответ:

• студент получает навыки работы в команде и формирует командное мышление архитектора, что очень важно для хорошего профессионала-архитектора в будущей самостоятельной работе после завершения обучения;

• студент овладевает умением выражать свои идеи вербальным способом и, что особенно важно, при помощи эскизного рисунка «от руки», от первых штрихов до законченного объема, что весьма востребовано сегодня в сложных условиях рынка архитектурного труда. Умение эскизировать в ручной графике выгодно отличает российских архитекторов от европейских, в среде которых оно почти забыто, и царствует компьютер. (Хотя известный каталонский архитектор Антонио Гауди закончил в свое время Академию архитектуры в Барселоне по специальности «Эскизное проектирование».);

• в процессе конкурсного проектирования студент осваивает методы активизации творческой деятельности, знакомится с методами эвристики (инновационного проектирования) и приобщается к профессиональной этике и

дисциплине, так как конкурсный проект обычно выполняется в сжатые сроки, что, следовательно, вызывает в коллективе конкурсантов высокий эмоциональный накал, а проект сдается в четко определенный день с указанием конкретного часа сдачи.

Кроме того, участие в международных конкурсах повышает побудительные причины изучения иностранных языков.

Наряду с этим командный стиль работы архитекторов-дизайнеров помогает студентам при прохождении обучения в европейских архитектурных школах. Наши студенты - участники творческих конкурсов в европейских школах - легко вливаются в международные группы, состоящие из 3-4 человек, выполняющих одно общее проектное задание или макет.

Командный стиль работы помогает студенту при помощи эвристических методов, в первую очередь мозгового штурма, полнее раскрыть свой творческий потенциал. В области архитектурной практики методы эвристики полезны при разработке и выборе оптимального решения поставленной задачи. Кроме того, в конкурсной работе эти решения надо принимать в сжатые сроки.

Для осуществления командного стиля работы студентов и преподавателей мы создали интегрированную е1а88-среду, где студент выполняет задание в большой команде. Для этого организованы специальные пространства-мастерские, снабженные медиатехни-кой, литературой, учебными проектами, макетами.

Кроме того, для участия в небольших конкурсах создана диалоговая среда - это пространство обучения в мастерских для индивидуализации

образовательного процесса, в котором отсутствует строгая упорядоченность в расположении мебели, и студенты пребывают в небольших группах от 2 до 6 человек или индивидуально. При этом форму взаимодействия с педагогом студент выбирает самостоятельно (консультации на основе проектных вариантов-аналогий или на основе сотворчества с преподавателем и создания наглядных схем творческого метода).

В целях понимания важности конкурсных работ для становления творческой личности студента деятельность кафедры дизайна архитектурной среды нацелена на решение основных проблем, связанных с сотворчеством студента и педагога: выработка критериев постепенного возрастания требований к студентам - участникам конкурса.

На какие педагогические приемы мы должны полагаться при обучении студента во время работы над конкурсным проектом? Здесь могут быть условно выделены два этапа: объективного творчества и субъективной (внутренне осознаваемой) творческой деятельности.

Первый этап - наиболее несамостоятельный для студента, но именно на этом этапе профессиональные действия максимально выделены педагогом, четко им описаны и детализированы. Именно на этом этапе возрастает роль педагога, он определяет необходимую последовательность действий, ставит промежуточные задачи, условия и приемы их решения. В это время студент накапливает проектный опыт и формирует творческое отношение к своему делу.

На втором этапе деятельность педагога все больше приближается к форме

творческого сотрудничества со студентом. Здесь становится уместна корректировка замысла студента. Педагог и студент уже могут понимать друг друга, т.е. говорят на одном профессиональном языке архитектора-дизайнера, а их уровень понимания целей и задач архитектурно-дизайнерского проектирования постепенно сближается.

Для нас особенно интересен опыт международных конкурсов. Студенты архитекторы-дизайнеры имеют уникальную возможность стажироваться в европейских университетах - партнерах РМАТ. Ряд университетов Италии, Франции и других стран - это школы, в которых выполнение учебных заданий основано на командном стиле работы. Конкурсные совместные программы с ведущими европейскими учебными заведениями, в том числе французской Национальной школой проектирования ландшафтного дизайна Версаль, которая является признанным европейским лидером в области ландшафтного образования, дают положительный опыт объединения учебного процесса и творческой совместной работы студентов и преподавателей при участии в конкурсах.

Опыт проведения совместных русско-французских конкурсных программ сочетает лучшие элементы российского профессионального образования и концептуально-практический подход европейских школ. Реализация совместных конкурсных программ позволяет кафедре дизайна архитектурной среды РМАТ выпускать дипломированных специалистов -архитекторов-дизайнеров европейского уровня.

Проведение международных конкурсов - наш первый и весьма удачный опыт на пути осуществления этой

новаторской совместной учебной программы в области ландшафтной архитектуры и дизайна, не имеющей на се-

годняшний день аналогов в России, которая, как мы надеемся, будет продолжена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильвицкая С.В. Архитектурное наследие и перспективы развития культурного туризма // Наука, образование и экспериментальное проектирование: сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф. М.: Архитектура-С, 2011.

2. Ильвицкая С.В. Дипломное проектирование: методические рекомендации для студентов специальности «Дизайн архитектурной среды». Химки: РМАТ, 2012.

3. Ильвицкая С.В. Современная христиан-

ская архитектура: основы формообразования // Храмоздатель. 2012. № 1. Июль. С. 59-63.

4. Ильвицкая С.В. Современный христианский храм в эпоху модернизма // Архитектура и время. 2011. № 6. С. 6-11.

5. Международные мастер-классы. Ландшафтные дизайн-проекты «Версаль - Сходня»: учеб. пособие / С.В. Ильвицкая, В.А. Латышев. М.: Советский спорт, 2009.

УДК 378.147

Л.М. КОСМАЧЕВА, Е.А. КОРОВУШКИНА

ОБУЧАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПАУЗ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Рассматриваются информационно-лингвистические паузы при обучении иностранному языку в рамках международной совместной образовательной программы Ватель - РМАТ.

Ключевые слова: высшее образование, иностранный язык, совместная программа, информационно-лингвистические паузы.

This article discusses information and linguistic pause while teaching a foreign language in the international cooperative education program by Vatel - RIAT.

Key words: higher edication foreign language, joint program, information and linguistic pause.

Современный этап обучения французскому языку характеризуется постоянно увеличивающейся информативностью и оптимизацией учебного процесса, и, как следствие, студенты испытывают огромные нагрузки при усвоении потока информации порой чрезмерного объема, что в некоторых слу-

© Космачева Л.М., Коровушкина Е.А., 2014

чаях может привести к результатам, совершенно противоположным ожидаемым. Естественно, что грамотно распределенный объем информационной нагрузки является одним из многочисленных факторов достижения положительных результатов как на отдельном практическом занятии (лекции), так и во время всего периода обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.