2. Подготовка педагогов к введению ФГОС -забота общая. URL: http://www.centersot.net/ oldblog/320.html
3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.09.2013 № 544н).
4. Разработка модели многовекторной си-
стемы непрерывного образования (повышения квалификации) директоров школ в системе общего образования с использованием модульных программ: аналитический отчет. М, 2010.
5. Синенко В.Я. О модернизации системы дополнительного профессионального педагогического образования. URL: http://www.nip-kipro.ru/slovo-rektoru/slovo-rektoru/o-moder-nizatsii-sistemi-dopolnitelnogo-professional-nogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya.html
УДК 378.1
С.В. ИЛЬВИЦКАЯ
ОПЫТ КОНКУРСНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ АРХИТЕКТОРА-ДИЗАЙНЕРА
Раскрывается опыт работы кафедры дизайна архитектурной среды РМАТ по организации участия студентов-архитекторов в творческих конкурсах.
Ключевые слова: профессиональное туристское образование, подготовка архитекторов-дизайнеров, конкурсное проектирование.
This article shares the experience of Architecture and Design chair of RIAT in creating professional competitions for architect students.
Key words: professional training in tourism, architect and design education, competitive design.
В течение ряда лет кафедра дизайна архитектурной среды активно внедряет в учебный процесс участие наших студентов архитекторов-дизайнеров в творческих конкурсах.
Творческие конкурсы, связанные с архитектурным и дизайнерским проектированием и профессиональной активностью, - оптимальная форма самореализации творческого молодого человека. Современный процесс архитектурно-дизайнерского проекти-
© Ильвицкая С.В., 2014
рования неразрывно связан с проведением всевозможных конкурсов и художественных выставок, а студенты высших архитектурных учебных заведений активно принимают в них участие. К сожалению, уже после выпуска молодые специалисты, погруженные в ежедневную работу, гораздо меньше интересуются этим видом творчества и мало заняты в конкурсной деятельности.
Во многих вузах участие студентов в конкурсах проходит вне учебного процесса, т.е. без сотрудничества с преподавателями, поэтому и студент мало
интересуется позицией своего учебного заведения по отношению к этому начинанию. Положительно оценить педагогический результат такой формы работы сложно.
На кафедре дизайна архитектурной среды накоплен положительный опыт организации и проведения творческих конкурсов в рамках учебного процесса. Такие конкурсы - новая форма преподавания архитектурно-дизайнерского проектирования, разъяснения и изучения многих профессиональных вопросов этой основной учебной дисциплины при решении конкретной практической проектной задачи в коллективе единомышленников, состоящих из студентов и преподавателей.
Выполнение творческих конкурсных работ, безусловно, полезно для развития творческих ресурсов студентов, практических навыков в приемах овладения графическим мастерством, возможности выполнения работ на компьютере, развития фантазии и воображения учащихся. Следует отметить, что студенты, выполняя сложные проекты в рамках творческих конкурсов, достигают очень хороших результатов. Так, например, в 20082014 гг. на кафедре дизайна архитектурной среды проводился ряд творческих конкурсов на разные темы.
Международные смотры-конкурсы лучших ВКР в области архитектуры и дизайна, проводимые Союзом архитекторов и Союзом дизайнеров России.
В этих конкурсах студенты кафедры ДАС продемонстрировали главное качество архитектора-дизайнера, отличающее мастера от ученика и практиканта. Профессиональный средовой подход к проектированию туристской исторической среды города со сложившимися столетиями традициями, по-
нимание и последовательность творческих шагов прослеживались практически во всех творческих работах.
• Художественные конкурсы «Концепция дизайна светильников», предложенные фирмой «Прециоза», Чехия.
Данный проект демонстрирует возможности взаимопроникновения культур, мировоззрений, творческих идей, что на протяжении многих веков так ценилось в среде творческой интеллигенции.
• Творческие выставки студенческих работ «Живопись и графика», организованные консульством Чехии в Москве.
По итогам конкурсов была организована выездная творческая выставка студенческих проектов, развернутая в выставочном зале посольства Чехии в Москве.
• Конкурсные совместные программы - мастер-классы с Национальной школой проектирования ландшафтного дизайна, Версаль, Франция.
Состав участников мастер-классов, которые проходили два раза в год в Версале и Сходне, оказался очень представительным (более 50 человек). По итогам каждый мастер-класс заканчивался выставкой студенческих работ с защитой дизайн-проектов. Результаты конкурса были высоко оценены членами жюри, в который вошли архитекторы - члены Союза архитекторов, специалисты по ландшафтному дизайну и зодчеству, профессора РМАТ и Версальской школы.
• Конкурс «Благоустройство территории двора ректората РМАТ».
• Конкурс «Архитектурная концепция входной зоны корпуса Московского филиала РМАТ».
• Конкурс «Концепция дизайн-проектов по реконструкции интерьеров ресторана на Озерковской набережной
в Москве», организованный Центральным советом по туризму и отдыху (холдинг).
В образовательной методике, сложившейся на кафедре дизайна архитектурной среды, обозначились приоритетные направления деятельности -индивидуализация образовательного процесса и развитие среды творческого дополнительного образования, в том числе для конкурсной практики. Творческий конкурс - это всегда положительный профессиональный опыт.
Тем не менее мы задаемся вопросом: что дает студенту участие в творческих конкурсах? И получаем многоаспектный ответ:
• студент получает навыки работы в команде и формирует командное мышление архитектора, что очень важно для хорошего профессионала-архитектора в будущей самостоятельной работе после завершения обучения;
• студент овладевает умением выражать свои идеи вербальным способом и, что особенно важно, при помощи эскизного рисунка «от руки», от первых штрихов до законченного объема, что весьма востребовано сегодня в сложных условиях рынка архитектурного труда. Умение эскизировать в ручной графике выгодно отличает российских архитекторов от европейских, в среде которых оно почти забыто, и царствует компьютер. (Хотя известный каталонский архитектор Антонио Гауди закончил в свое время Академию архитектуры в Барселоне по специальности «Эскизное проектирование».);
• в процессе конкурсного проектирования студент осваивает методы активизации творческой деятельности, знакомится с методами эвристики (инновационного проектирования) и приобщается к профессиональной этике и
дисциплине, так как конкурсный проект обычно выполняется в сжатые сроки, что, следовательно, вызывает в коллективе конкурсантов высокий эмоциональный накал, а проект сдается в четко определенный день с указанием конкретного часа сдачи.
Кроме того, участие в международных конкурсах повышает побудительные причины изучения иностранных языков.
Наряду с этим командный стиль работы архитекторов-дизайнеров помогает студентам при прохождении обучения в европейских архитектурных школах. Наши студенты - участники творческих конкурсов в европейских школах - легко вливаются в международные группы, состоящие из 3-4 человек, выполняющих одно общее проектное задание или макет.
Командный стиль работы помогает студенту при помощи эвристических методов, в первую очередь мозгового штурма, полнее раскрыть свой творческий потенциал. В области архитектурной практики методы эвристики полезны при разработке и выборе оптимального решения поставленной задачи. Кроме того, в конкурсной работе эти решения надо принимать в сжатые сроки.
Для осуществления командного стиля работы студентов и преподавателей мы создали интегрированную е1а88-среду, где студент выполняет задание в большой команде. Для этого организованы специальные пространства-мастерские, снабженные медиатехни-кой, литературой, учебными проектами, макетами.
Кроме того, для участия в небольших конкурсах создана диалоговая среда - это пространство обучения в мастерских для индивидуализации
образовательного процесса, в котором отсутствует строгая упорядоченность в расположении мебели, и студенты пребывают в небольших группах от 2 до 6 человек или индивидуально. При этом форму взаимодействия с педагогом студент выбирает самостоятельно (консультации на основе проектных вариантов-аналогий или на основе сотворчества с преподавателем и создания наглядных схем творческого метода).
В целях понимания важности конкурсных работ для становления творческой личности студента деятельность кафедры дизайна архитектурной среды нацелена на решение основных проблем, связанных с сотворчеством студента и педагога: выработка критериев постепенного возрастания требований к студентам - участникам конкурса.
На какие педагогические приемы мы должны полагаться при обучении студента во время работы над конкурсным проектом? Здесь могут быть условно выделены два этапа: объективного творчества и субъективной (внутренне осознаваемой) творческой деятельности.
Первый этап - наиболее несамостоятельный для студента, но именно на этом этапе профессиональные действия максимально выделены педагогом, четко им описаны и детализированы. Именно на этом этапе возрастает роль педагога, он определяет необходимую последовательность действий, ставит промежуточные задачи, условия и приемы их решения. В это время студент накапливает проектный опыт и формирует творческое отношение к своему делу.
На втором этапе деятельность педагога все больше приближается к форме
творческого сотрудничества со студентом. Здесь становится уместна корректировка замысла студента. Педагог и студент уже могут понимать друг друга, т.е. говорят на одном профессиональном языке архитектора-дизайнера, а их уровень понимания целей и задач архитектурно-дизайнерского проектирования постепенно сближается.
Для нас особенно интересен опыт международных конкурсов. Студенты архитекторы-дизайнеры имеют уникальную возможность стажироваться в европейских университетах - партнерах РМАТ. Ряд университетов Италии, Франции и других стран - это школы, в которых выполнение учебных заданий основано на командном стиле работы. Конкурсные совместные программы с ведущими европейскими учебными заведениями, в том числе французской Национальной школой проектирования ландшафтного дизайна Версаль, которая является признанным европейским лидером в области ландшафтного образования, дают положительный опыт объединения учебного процесса и творческой совместной работы студентов и преподавателей при участии в конкурсах.
Опыт проведения совместных русско-французских конкурсных программ сочетает лучшие элементы российского профессионального образования и концептуально-практический подход европейских школ. Реализация совместных конкурсных программ позволяет кафедре дизайна архитектурной среды РМАТ выпускать дипломированных специалистов -архитекторов-дизайнеров европейского уровня.
Проведение международных конкурсов - наш первый и весьма удачный опыт на пути осуществления этой
новаторской совместной учебной программы в области ландшафтной архитектуры и дизайна, не имеющей на се-
годняшний день аналогов в России, которая, как мы надеемся, будет продолжена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильвицкая С.В. Архитектурное наследие и перспективы развития культурного туризма // Наука, образование и экспериментальное проектирование: сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф. М.: Архитектура-С, 2011.
2. Ильвицкая С.В. Дипломное проектирование: методические рекомендации для студентов специальности «Дизайн архитектурной среды». Химки: РМАТ, 2012.
3. Ильвицкая С.В. Современная христиан-
ская архитектура: основы формообразования // Храмоздатель. 2012. № 1. Июль. С. 59-63.
4. Ильвицкая С.В. Современный христианский храм в эпоху модернизма // Архитектура и время. 2011. № 6. С. 6-11.
5. Международные мастер-классы. Ландшафтные дизайн-проекты «Версаль - Сходня»: учеб. пособие / С.В. Ильвицкая, В.А. Латышев. М.: Советский спорт, 2009.
УДК 378.147
Л.М. КОСМАЧЕВА, Е.А. КОРОВУШКИНА
ОБУЧАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПАУЗ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Рассматриваются информационно-лингвистические паузы при обучении иностранному языку в рамках международной совместной образовательной программы Ватель - РМАТ.
Ключевые слова: высшее образование, иностранный язык, совместная программа, информационно-лингвистические паузы.
This article discusses information and linguistic pause while teaching a foreign language in the international cooperative education program by Vatel - RIAT.
Key words: higher edication foreign language, joint program, information and linguistic pause.
Современный этап обучения французскому языку характеризуется постоянно увеличивающейся информативностью и оптимизацией учебного процесса, и, как следствие, студенты испытывают огромные нагрузки при усвоении потока информации порой чрезмерного объема, что в некоторых слу-
© Космачева Л.М., Коровушкина Е.А., 2014
чаях может привести к результатам, совершенно противоположным ожидаемым. Естественно, что грамотно распределенный объем информационной нагрузки является одним из многочисленных факторов достижения положительных результатов как на отдельном практическом занятии (лекции), так и во время всего периода обучения.