Научная статья на тему 'Северный туризм: дизайн-концепция тематического маршрута по реке Тром-Аган'

Северный туризм: дизайн-концепция тематического маршрута по реке Тром-Аган Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
745
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ / ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ / СЦЕНИРОВАНИЕ МАРШРУТА / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРЯДОВ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ТУРИСТА / СИСТЕМЫ ОБОРУДОВАНИЯ И ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА МАРШРУТА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гостяева Мария Андреевна, Никифорова Алена Дмитриевна, Пиягина Елена Сергеевна, Суслова Анна Константиновна, Черных Евгения Геннадьевна

В статье представлена дизайн-концепция туристского комплекса на реке Тром-Аган и программа действий для дальнейшего построения модели предметно-пространственной среды (инфраструктуры маршрута).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Northern tourism: design concept of a thematic tour route on the Trom-Agan river

The article presents a design concept for a tourist complex on the Trom-Agan river and an action program for further development of its spatial environment model (tourist infrastructure of the route).

Текст научной работы на тему «Северный туризм: дизайн-концепция тематического маршрута по реке Тром-Аган»

- многомерность пространства праздника Ысыах, состоящая из множества ценностно-смысловых моделей, определяет возможность своеобразного перманентного структурирования этнокультурных моделей, которые направляются исключительно для достижения максимально эффективных пространственных соотношений концептов ценностей;

- динамичное пространство Ы1сыаха как многоликая феноменальная ценность культурного пространства раскрывает новые векторы для организации неповторимых и ярких массовых праздничных явлений в пространстве этнокультуры;

- ценности этнокультуры и экологии как паритетные направления в общественном сознании, глубоко и эмоционально взаимодействуя, приведут к высокому подъему гу-манизационных результатов в жизни людей;

- этнокультурные концепты ценностей и уникальные природные составляющие региона являются объективными потенциалами широкого развития инфраструктуры туризма в Якутии.

Литература

1. Ефимов, А.В. Дизайн архитектурной среды / А.В. Ефимов [и др.]. - М., 2007.

2. Канке, В.А. Миропонимание и этика ответственности / В.А. Канке. - Калуга, 2004.

3. Сапрыкина, Н.А. Основы динамического формообразования в архитектуре /

Н.А. Сапрыкина. - М., 2005.

М.А. Гостяева, А.Д. Никифорова, Е.С. Пиягина, А.К. Суслова,

Е.Г. Черных, г. Екатеринбург Научный руководитель: Н.П. Гарин

северный туризм: дизайн-концепция тематического маршрута по реке тром-аган

Два года назад администрация Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утвердила концепцию по развитию туризма в регионе до 2016 [13], главной целью которой является создание современных, эффективных и конкурентоспособных туристских маршрутов, удовлетворяющих потребностям жителей района и региона, а также иностранных граждан. В рамках данной концепции Управление культуры, молодежной политики, туризма и спорта объявило конкурс по разработке туристского маршрута на реке Тром-Аган. Идея осуществить на практике научно-исследовательский подход к организации туристической деятельности в северных регионах, который уже много лет развивается в Школе северного дизайна, послужила основной причиной для участия в конкурсе почти всего седьмого выпуска магистратуры с масштабной и экспериментальной темой - «Дизайн-модель туристского маршрута по реке Тром-Аган».

Первым этапом работы над проектом стала совершенная в августе 2012 г. летняя полевая экспедиция, целью которой было обследование региона (пойма реки Тром-Аган, одного из притоков Оби) на предмет выявления туристского потенциала территории. Второй этап исследования являлся аналитической частью, в рамках которой были об-

работаны полевые материалы, проанализированы ресурсно-факторные особенности территории, определены социально-культурные и политико-экономические аспекты, влияющие на потребление туристского продукта, а также сформулирована основная идея маршрута. На сегодняшний день разработка дизайн-модели туристского маршрута находится на третьем концептуальном этапе.

В основе данной работы лежит системный подход в изучении ресурсной базы для туриндустрии Сургутского района в целом и бассейна реки Тром-Аган в частности. Подробный предпроектный анализ включает в себя исследование ресурсно-факторных особенностей региона с целью выявления туристского потенциала территории и дальнейший выход на направление д. Русскинская - Ермаково как территории для раскрытия самобытности природы и коренного населения данного края и их взаимодействия.

В качестве единого тематического «ключа» будущего маршрута была выбрана концепция взаимодействия Природы и Человека, что во многом обусловлено наличием на данной территории уникального Русскинского музея Природы и человека им. А.П. Ядрошникова.

В рамках данного проекта предполагается создание системы маршрутов, различающихся по продолжительности (однодневные маршруты, маршруты выходного дня и т.д.), по содержанию (этнические, экстремальные и т.д.), а также различающихся в зависимости от потребителей (семейные, деловые и т.д.). На концептуальном этапе за основу был взят «средний» 7-дневный маршрут, ориентированный на широкий круг потребителей, не имеющих специальных туристических навыков и спортивной подготовки.

Целью работы является экологичный, высоконравственный и этически безупречный маршрут с «пошаговыми» сценарными действиями, с выходом на построение модели предметно-пространственной среды (инфраструктуры маршрута). Такая концепция формирования туристского предложения, без сомнения, предполагает интегративность и многослойность. Для обеспечения максимально комфортной и безопасной туристической деятельности туристов в экстремальных природных условиях необходимо создание комплексной организации туристского маршрута, где продуман весь процесс взаимодействия туриста с продуктом. «Важна целостность процесса проектирования: «проживание», проведение последовательно через все стадии - от дизайн-концепции до продуманной утилизации - полный цикл системы» [14].

Основным методом исследования был выбран метод дизайн-сценирования, который позволяет организовать элементы туристического маршрута в единую целостную систему. Сценарий определяет возможную последовательность действий при создании будущего туристского товара и учет специфики потребления. Сценарный подход позволяет предопределить оптимальное распределение нагрузки и подачу впечатлений, структурировать деятельность и поведение человека в условиях природно-климатической агрессии (обилие комара, овода и мошки, резкие перепады температуры, опасность нападения диких животных и т.д.), оптимизировать процессы координации и управления на маршруте [6]. В результате использование метода дизайн-сценирования обеспечивает целостное, системное видение будущего проекта еще на стадии целеполагания и формирования концепции маршрута.

Кроме того, сценирование туристского маршрута рассматривается «как процесс создания значимых впечатлений» [12], так как именно эмоции, индивидуальные для каждого туриста, являются финальной стадией туристского потребления. Поэтому

Рис. 1. Система туристского маршрута по реке Тром-Аган

дизайнер как «творец впечатлений» способен проектировать цепочки переживаний и создавать на маршруте эмоциональный фон высокого напряжения. Джон Хенч, главный имаджинер2 Walt Disney Согр., говорил: «Как дизайнеры мы, имаджинеры, создаем Места - регулируемые переживания, осуществляемые в тщательно структурированных средах, давая нашим гостям видеть, слышать, даже обонять, касаться и испытывать ощущение вкуса неким иным образом... Мы усиливаем воображение гостей, выводя их за рамки повседневной рутины» [2].

Туристический маршрут - это своего рода сценарий потребления. Преобразование туристского потенциала региона (ресурса) в перспективное, востребованное туристское предложение (товар) предполагает создание определенных условий на маршруте.

В связи с тем что одной из главных составляющих туристского предложения является уникальная реликтовая культура коренного населения (ханты), туризм в данной работе рассматривается как своеобразная форма «встречи», освоения территории через взаимодействие человека (туриста) с другими культурами, средой. Значительное вни-

Имаджинер - с англ. Imagineer - imaging+engineer - т.е. «инженер воображения».

мание в исследовании уделяется необходимости создания предпосылок для «диалога культур», т.е. проникновения в систему ценностей иной культуры, преодоления стереотипов и, главное, взаимного обогащения. Для полноценного диалога необходимо избежать «лобового» столкновения туриста с культурой коренного населения, другими словами, сместить акцент с поверхностной «демонстрации» на осмысленную «интерпретацию». В данном контексте на дизайн возложена важнейшая роль трансляции инокультурному потребителю этических представлений аборигенов, их картины мира и модели образа жизни.

Все наполнение маршрута изначально сфокусировано на человеке, т.е. оно призвано удовлетворять потребности туристов в отдыхе, познании, развлечении, получении новых впечатлений, оздоровлении и т.д. В связи с этим человек-ориентированная система маршрута (система, все компоненты которой, взаимодействуя, направлены на удовлетворение как сознательных, так и неосознанных нужд человека) своей главной целью обязана обеспечить выживание, безопасность, комфорт для потребителя, а значит, эффективную адаптацию к экстремальным природным условиям [4]. Кроме того, каждый функциональный процесс, происходящий на маршруте, накладывает отпечаток на эмоционально-психологическое состояние туриста и его восприятие туристского товара. Все должно быть подчинено общей специфике маршрута. Следовательно, сценарий путешествия определяет формирование целостного художественного образа всего маршрута, а также предоставляет оптимальную дизайн-программу, включающую в себя безопасность человека, эмоционально-психологический комфорт и средства коммуникации [6]. Таким образом, дизайн-сценирование является объединяющим элементом в многокомпонентной системе туристского маршрута, которая также включает в себя индивидуальное снаряжение туриста, групповое оборудование, транспортную инфраструктуру и полевой лагерь для временного пребывания туристов (рис. 1).

Дизайн-концепция маршрута «Песни священной реки» воспроизводит в рамках одного маршрута самые примечательные (привлекательные) объекты, события и явления реки Тром-Аган, а также культуру и быт ее коренного населения. В результате маршрут

- это насыщенный «экстракт», цель которого - позволить туристам «прочувствовать» со всей глубиной и осмысленностью уникальность тром-аганской культуры и ландшафта.

Стержнем маршрута, его главной интригой является река и ее бог-покровитель Эвет-ики [11]. Являясь туристам «путеводной звездой», он задает эмоциональное развитие на маршруте. Философская дизайн-концепция представляет маршрут как путешествие из прошлого (мифы, легенды, пантеон богов) в настоящее (культура, традиции, ремесла, кухня, быт ханты), а затем в будущее (мистерия «Колесо времени»). это путешествие выстраивается на основе хантыйских мифологем, система которых отражает основные черты, специфику их идеологии, восприятия мира и принципы устройства жизни. Мифы

- как основание для дизайн-концепции - дают маршруту аутентичность, а непосредственная привязка к территории (реке Тром-Аган) через бога-покровителя - уникальность и неповторимость.

Структурно-тематическая композиция маршрута «7 чудес Тром-Агана» делится на три основные части с целью адаптации восприятия традиционной культуры ханты для туристов:

1) «отражение» («прошлое») - прохождение обрядов посвящения (подношения воде, огню, земле), базовые знания о территории, о пантеоне, о мировоззрении хантов;

2) «погружение» («настоящее») - рассказ о более частных аспектах культуры и

быта хантов, о реке Тром-Аган; возможность познакомиться с «настоящим» - устройством стойбища, спецификой разделения мужских и женских занятий и т.д.;

3) «возрождение» («будущее») - проводятся параллели между полученными знаниями и их роли в современном мире; выход на понимание «космоса» и единства природы и человека.

Каждой части соответствует определенный набор тем туристического показа. Создаваемое действенно-тематическое пространство маршрута неоднородно, в нем есть усиленные зоны «демонстрации культурных и природных достопримечательностей». Во время путешествия происходят смысловые «всплески» и, наоборот, «затишья». Культура, природные явления, мифы сменяют друг друга на «сцене» маршрута. Все эти компоненты призваны разнообразить и максимально насытить туристическую программу.

1. Первый день является своего рода «адаптацией» туристов к маршруту; они приезжают на стартовую площадку, где для них будет создана интерактивная инсталляция. Здесь туристы совершат «обряд посвящения» (очищение дымокуром под звуки бубна), познакомятся с местными духами и устроят для них обряд «поры».

2. Целью второго дня является «погружение» туристов в культуру хантов через знакомство со спецификой их восприятия мира. Насыщенная мифологическая программа включает в себя космогонические мифы, представления о Божественной триаде в хантыйском пантеоне и о разделении Вселенной на космические зоны. В завершение дня туристы примут участие в празднике Глухарки, для того чтобы еще сильнее погрузиться в атмосферу мифов, легенд и обрядов хантов.

3. Главный «персонаж» на сцене третьего дня - сама река Тром-Аган. У туристов будет возможность познакомиться с топонимической легендой реки, с ее образом в представлениях хантов и ролью в устройстве их жизненного уклада. Река как чудо -вот главная идея третьего дня.

4. Четвертый день посвящен культуре и быту хантов, представленным при помощи демонстрационного стойбища. В течение дня у туристов будет возможность открыть для себя новые грани «говорящей культуры» [3] хантов через окружающий предметный мир. Для широкого, всестороннего восприятия туристами уникальной культуры на стойбище будут проводиться различные мастер-классы, презентации и интерактивные познавательные программы.

5. Приключенческая программа пятого дня позволит туристам получить небольшую эмоциональную разгрузку благодаря «деятельностной части маршрута». Активная физическая нагрузка, соревнования и подвижные игры на свежем воздухе, ориентирование, рыбалка, сбор ягод и трав - все это позволит разнообразить и насытить программу маршрута новыми эмоциями и впечатлениями.

6. Мистерия «Колесо времени» является «кульминацией» маршрута, центром напряжения и энергетическим пиком, в котором все чудеса реки Тром-Аган находят свое отражение. Благодаря всей предшествующей программе туристы смогут не только понять все составляющие этого праздника, но и «прочувствовать» его северную магию, таинственность и сакральность.

7. Завершающий день - это яркие финальные ноты в «песне о чудесах Тром-Ага-

на».

В основе маршрута лежит детально продуманный функциональный график распределения нагрузки, задающий ритмический рисунок путешествия. Поминутный

сценарий прохождения маршрута позволяет оптимизировать подачу впечатлений и внедрить на маршруте принцип «туннеля», образованного продуманностью и организованностью всего бытования туриста на маршруте, не позволяющего ему совершить некорректных действий.

Одной из важных составляющих мифологической программы маршрута являются обряды, ритуалы и традиции местного хантыйского населения, но не все обряды в своем исконном виде просты, понятны и интересны для людей другой культуры. «Диалог человека с природой и богами основан на священном знании - мифологии, которая непосвященным кажется набором наивных и странных сказок» [7]. Туристическая индустрия часто таким образом и использует мифологию, фрагментарно и подстраивая под собственные нужды. это не приводит к обретению цельного видения изучаемой культуры. В действительности же «овладение мифологией сродни искусству, открывающему бескрайнее пространство жизненной философии и человеческих возможностей» [7]. В связи с этим необходимо корректно интерпретировать обрядово-ритуальные традиции коренного населения, обеспечив их привлекательность и понятность для более успешного погружения туриста в мир чужой культуры. Обряды меняют свою форму, мягко и незаметно открывая сакральное содержание зрителю, захватывают его внимание полностью, и благодаря им он больше не останется равнодушным к мудрости и знаниям каждой уникальной культуры мира.

Сценарий мистерии представляет собой путешествие сквозь нижний, средний и верхний миры к Вселенскому дереву как апогею всего маршрута. После мистического финала происходит прощание с гагарой и самим путешествием. Маршрут мистерии условно повторяет маршрут по реке, только в другой плоскости: река - линия, лесная тропа превращается сначала в круг, а затем, в масштабах всего маршрута, в финальную весомую точку.

цель мистерии - северная перезагрузка, в результате которой человеку предлагается осознать, что он часть природы и мироздания, что наша цивилизация не является доминантной. Действия мистерии замкнуты в круг, который символизирует цикличность жизни - от расцвета цивилизации до ее полного растворения в пространстве. Здесь завершается повествование истории культуры и жизни хантов, это финальная точка, самое яркое впечатление на маршруте.

Разработка маршрута предполагает создание комплексной организации условий для комфортной и безопасной туристической деятельности человека в непредсказуемых условиях Севера. Следовательно, особую важность приобретает предметное оснащение маршрута, позволяющее выстроить сложное взаимодействие туриста со средой. В результате риск и экстремальность Севера посредством дизайна можно сделать управляемыми [6].

Снаряжение для туриста состоит из множества элементов и является одной из главных составляющих во взаимодействии туриста с окружающей средой. Различают личное, групповое и специальное туристическое снаряжение [9]. В данной работе все снаряжение было разделено на две группы: «на туристе» - это то, что необходимо человеку на маршруте в течение всего времени (как правило, одежда и некоторое оборудование, обеспечивающее безопасность); «на расстоянии вытянутой руки» - это оборудование, снаряжение и одежда, которые необходимы только в определенный момент времени и при определенных обстоятельствах. Подобное разделение позволяет освободить туриста от классической модели хранения и транспортировки необходи-

мого снаряжения, что, в свою очередь, обеспечивает полное погружение в смысловую составляющую маршрута, в его атмосферу.

Индивидуальное снаряжение туриста в первую очередь служит оболочкой, защищающей человека от неблагоприятных внешних воздействий среды. Анализ природноклиматических факторов и степени их влияния на туриста в течение маршрута позволяет смоделировать необходимые элементы предохранения от негативных последствий. Из-за специфики водного маршрута по реке Тром-Аган определяющими факторами являются вода, ветер, гнус. Значительную роль в разработке снаряжения играют психофизиологические особенности туриста. На примере пирамиды потребностей Ма-слоу можно выявить, что без обеспечения базовых потребностей в безопасности и физиологическом комфорте невозможно говорить о комфорте эмоциональном. Таким образом, исключив ошибки при проектировании снаряжения и сделав его максимально надежным, соответствующим месту пользования, можно значительно повысить уровень безопасности на маршруте.

Удовлетворив базовые потребности, необходимо обратить внимание на коммуникативную функцию снаряжения, позволяющую туристу самоидентифицировать себя в незнакомой ему среде, культуре, ведь дизайнер превращает вещь в носителя определенных социокультурных значений. Главным образом эту функцию выполняет образ снаряжения. Образ «невидимки», «тени» позволяет растворить, слить туристов с природой, предотвратить их негативное влияние на окружающую среду. Однако слияние с природой построено на контрасте с культурой хантов, в полярности традиционных и передовых технологий и материалов. Непосредственно дизайнер проектирует вещь, а опосредованно - человека, его потребности, облик, образ жизни, и общество в целом [5].

При проектировании системы оборудования маршрута важно учесть ряд проблем, которые остро стоят на данный момент в туристической индустрии: проблема влияния окружающей среды на человека, проблема безопасности массового туризма, а также проблема влияния человека на окружающую среду.

Для обеспечения полной безопасности туриста на маршруте необходимо провести подробный анализ ситуации на конкретной местности, учесть все ее особенности: природные, климатические, экологические и культурные. Объект проектирования должен представлять собой не просто организованную систему безопасности туриста, а быть активной частью всего маршрута. Кроме того, помимо выполнения основных функций оборудование должно дарить потребителю впечатление от взаимодействия с ним, что является важной составляющей любого дизайн-объекта. Решение проблемы экологического загрязнения достигается тем, что объектам придаются дополнительные ценностные смыслы (активное задействование в сценарии маршрута, сувенирная продукция и долговечные вещи многоразового использования). Подобные проектные принципы способствуют тому, что «человек не будет относиться к своей собственности, как к предназначенному на выброс мусору» [10]. Так же при проектировании группового оборудования необходимо использовать системный подход, т.е. рассматривать все объекты проектирования как часть системы «человек - оснащение - окружающая среда» [8].

На данный момент будущее проектное решение представляется в виде системы оборудования, активно задействованной на всем маршруте и частично представляющей собой сувенирный объект, который будет предоставлен туристу в конце маршрута. Все оборудование должно быть укомплектовано в некое подобие капсулы - рюкзака, обладающей рядом важнейших функций и характеристик. этот рюкзак со всем необ-

ходимым (начиная с запасной одежды и заканчивая групповым снаряжением) турист сможет оставлять на плавсредстве в моменты, когда он ему не нужен, и с легкостью транспортировать самостоятельно, если это ему будет необходимо. Объект проектирования должен полностью отвечать факторам окружающей среды: быть влагоустойчивым, ударостойким, герметичным и т.д. Более того, система оборудования должна представлять собой интересный дизайнерский объект, который турист с радостью оставит на память после путешествия.

Транспортная функция является связующим звеном любого туристического маршрута. Во многом на комфорт потребителей влияет степень организованности и обслуживание всей системы перемещений, начиная от самой группы туристов и обслуживающего персонала, до комплексной логистики материальных и информационных ресурсов. На данном этапе проектирования предлагается разработать транспортную инфраструктуру, функционирующую в рамках маршрута. Весь путь туристической группы можно условно разделить на «статичную» часть (заезд/отъезд с начальной и конечной точек маршрута) и «динамичную» часть (сплав по реке). Для перемещения туристов на водном участке маршрута необходимо было подобрать такой вариант транспорта, который бы отвечал и географическим особенностям местности и учитывал сценарное наполнение каждого дня.

Для эффективной работы с данными по теме проектирования был выбран принцип «фильтров». В этом случае все многообразие водных транспортных средств можно рассмотреть по степени их соответствия факторам среды и проектирования, сформулировав необходимые параметры отбора. При обращении к методологии исследования для определения типа конструкции транспортного средства последовательно были выделены следующие разделы:

1. Регион проектирования. Данный раздел включает информацию о транспортных путях и роли рек в регионе, рельефе и других географических особенностях, заметно влияющих на дальнейшие проектирование. В случае проектирования водного транспорта следует особо выделить знания о гидрологии региона.

2. Характеристики р. Тром-Аган. Информация раздела позволяет ограничить выбор плавательных средств. Исходя из знаний о глубине реки, меженном уровне, ширине поймы и других особенностях можно отделить не отвечающие данным условиям конструкции.

3. Данные по маршруту следования. В соответствии с классификацией российского речного регистра, проектируемое речное судно предназначено для следования по средней и малой воде (притоки рек, протоки между озер, частные перемещения на лодках) с волнением ниже 6 баллов по шкале Бофорта.

4. Типология водных транспортных средств. В данном разделе все типы судов были проанализированы по физическим принципам поддержания и степени соответствию перечисленным ранее параметрам.

В дальнейшем для разработки инфраструктуры были выбраны глиссирующий (гидродинамический принцип Бернулли) и катамаранный многокорпусный (гидростатический принцип Архимеда) типы средств. Наиболее подходящей конструкцией для сплава туристической группы была выделена конструкция самосплавного понтона (подтип катамаранных), с дополнением глиссирующей маломерной моторной лодки. Следующим этапом проектирования транспортного средства является разработка функционального наполнения понтона, уточнение конструкции, выделение образной составляющей и подбор рекомендуемых материалов.

Таким образом, для проектирования цельной и урегулированной транспортной функции маршрута, в дальнейшем необходимо провести подробный анализ всех составляющих инфраструктуры, учитывая выделенные ранее разделы.

В заключение можно сказать, что дизайн-концепция данного туристического маршрута в целом нацелена на то, чтобы дать потребителю организованный комплекс впечатлений и эмоционального опыта, уникальных по своему характеру. Подобное «одухотворение» туристского товара поднимет его на качественно иной уровень и позволит максимально раскрыть индивидуальность и самобытность региона, что позволит не только выявлять и сохранять, но и успешно использовать культурное и природное наследие, интерпретируя и приумножая его. Туристский товар реки Тром-Аган в «упаковке» дизайн-осмысления может приобрести большую ценность, а явление «Тром-Аганского туризма» - неповторимость и аутентичность.

Литература

1. Ахунова, А.Д. Дизайн-модель тематического туристского комплекса «Планета Югра» в системе северного туризма: дис. ... магистр дизайна. Специальность 530402 -Промышленный дизайн / А.Д. Ахунова. - Екатеринбург: УралГАХА, 2008.

2. Глазычев, В.Л. Дизайн как он есть / В.Л. Глазычев. - М.: Издательство «Европа», 2010. - 320 с.

3. Головнев, А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров / А.В. Головнев.

- Екатеринбург: УрО РАН, 1995. - 607 с.

4. Голыжбина, Н.А. Дизайн жизнеобеспечивающих систем в условиях экстремального туризма на Новой Земле / Н.А. Голыжбина [и др.] // Федеральный образовательный и научно-практический журнал «Вопросы туризмоведения». - №2. - Саратов, 2012. Изд.: МТА, Нижневолжское отделение. - С. 90-94.

5. Ермилова, В.В. Моделирование и художественное оформление одежды: учеб. пособие для сред. проф. образования. - 2-е изд., стер. / В.В. Ермилова. - М.: Академия, 2004. - 184 с.

6. Конькова, Ю.С. Дизайн для условий Севера: управление риском // Архитектон: известия вузов 2012 [Электронный ресурс] / Ю.С. Конькова // Архитектон: Известия вузов. - 2012. - № 38 (Приложение). - Режим доступа: http://archvuz.ru/2012_22/91

7. Мифологическое время. Альбом-каталог. Государственный музей Природы и Человека, Ханты-Мансийск. Т. 1. - М.: Изд-во «Эпифания», 2003.

8. Мухина, А.А. Экологический подход в формообразовании индивидуального оснащения для экстремального туризма: дис. . магистр дизайна. Специальность 530402 -Промышленный дизайн / А.А. Мухина. - Екатеринбург: УралГАХА, 2010.

9. Панова, М.В. Системный подход в разработке принципов проектирования туристического снаряжения): дис. ... магистр дизайна. Специальность 530402 - Промышленный дизайн / М.В. Панова. - Екатеринбург: УралГАХА, 2010.

10. Папанек, В. Дизайн для реального мира / В. Папанек; пер. с англ. - М.: Издатель Д. Аронов, 2004. - 416 с.

11. Перевалова, Е.В. Река Аган и ее обитатели / Е.В. Перевалова, К.Г. Карачаров. - Екатеринбург; Нижневартовск: УрО РАН; Студия «ГРАФО», 2006. - 352 с.

12. Пресс, М. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя / М. Пресс, Р. Купер; пер. А. Н. Поплавская; науч. ред. Б. П. Буландо. - Минск: Гревцов Паблишер, 2008. - 400 с.

13. Приказ управления культуры, молодежной политики, туризма и спорта администрации Сургутского района №25-012-83 от 24.11.2011 г. об утверждении концепции развития туризма в Сургутском районе до 2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admsr.ru/scs/guardianship/.

14. Усенюк, С.Г. Дизайн-модель транспортной системы северного туризма (на примере Западно-Сибирского региона): дис. ... магистр дизайна. Специальность 530402 -Промышленный дизайн / С.Г. Усенюк. - Екатеринбург: УралГАХА, 2007.

Е.И. Доровенчик, г. Томск

приемы эффективной коммуникации в музейной экскурсии

В современный период роль музея как института, стоящего на службе обществу и служащего его развитию, возрастает. На рынке свободного времени и культурного туризма, отказавшись от строительства традиционных стационарных экспозиций и отдав предпочтение временным выставкам (порой сомнительной ценности, но востребованным массовым потребителем), музеи становятся похожими на «блошиные рынки», где можно найти и высокое искусство и наоборот. «Главный объект системы маркетинга -это наш посетитель. Его можно смело назвать королем рынка. На западе теперь принято использовать слово «клиент», как бы подчеркивая этим, что музеи должны обеспечить какую-то помощь или выгоду для своего посетителя» [2, с. 76]. В борьбе за посетителя музеи сегодня часто конкурируют с учреждениями досуга, и возникает множество проблем, главной из которых является утрата музеями «своего лица». Господствующая «идеология денег» жаждет сиюминутной прибыли. О еще одной проблеме, «о глобальном оглуплении» говорит сегодня ученый и поэт, автор самой «музейной» песни «Атланты держат небо.» Александр Городницкий: «.когда в средневековом Датском королевстве хотели отравить короля, то капали ему яд именно в ухо». [3, с.7]. Сегодня в уши и души людей «вливается» много негативного и недостоверного.

Для служения развитию общества необходимо сохранение баланса между традиционной миссией музея и его ориентацией на запросы посетителей.

Международный совет музеев ИКОМ определяет музей «как постоянно существующий институт на службе обществу и его развитию» [5, с. 27]. Общепризнанна роль коммуникативных функций музея. Коммуникация (лат. communiko - делаю общим, связываю, общаюсь) - это передача информации от одного сознания к другому. [13, с. 329]. «К концу XX в. коммуникация постепенно становится движущей силой музейной деятельности» [4, с. 36]. Д. Камерон, один из основоположников теории музейной коммуникации, считает, что коммуникативная сила музея настолько велика, что этическая ответственность в ее исполнении обязана быть первостепенной заботой музейного сотрудника [5, с. 36]. Коммуникационный подход предполагает отношение к музейному посетителю как равноправному участнику процесса.

В области трансляции музейных богатств необходимы профессионализм и творчество, которые помогают решить музейные задачи и примиряют музей с задачами общества. По мнению Л.И. Скрипкиной, «.музей остался одним из немногих институтов, способных выполнять роль социального адаптера, ибо главными его ценностями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.