Научная статья на тему 'Туристская привлекательность ландшафта: особенности восприятия (на примере музея-заповедника "Кижи")'

Туристская привлекательность ландшафта: особенности восприятия (на примере музея-заповедника "Кижи") Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
514
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / TOURIST DESTINATION / ЛАНДШАФТ / LANDSCAPE / ОБЪЕКТ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ / WORLD HERITAGE SITE / МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «КИЖИ» / KIZHI MUSEUM-RESERVE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Джанджугазова Елена Александровна

Статья посвящена изучению особенностей восприятия ландшафта туристской дестинации на примере объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО музея-заповедника «Кижи». В фокусе настоящего исследования лежит изучение пространственного поведения и отзывов туристов на основе использования специализированных информационных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Джанджугазова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the peculiarities of the perception of the landscape of the tourist destination by the example of the UNESCO World Heritage Site Kizhi Museum-Reserve. The focus of this study is the study of spatial behavior and feedback of tourists based on the use of specialized information sources.

Текст научной работы на тему «Туристская привлекательность ландшафта: особенности восприятия (на примере музея-заповедника "Кижи")»

Туристская привлекательность ландшафта: особенности восприятия (на примере музея-заповедника «Кижи») Tourist attractiveness of the landscape: features of perception (on the example of the museum-reserve "Kizhi")

Джанджугазова Е.А.

E.Dzhandzhugazova

Статья посвящена изучению особенностей восприятия ландшафта туристской дестинации на примере объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО -музея-заповедника «Кижи». В фокусе настоящего исследования лежит изучение пространственного поведения и отзывов туристов на основе использования специализированных информационных источников.

The article is devoted to the study of the peculiarities of the perception of the landscape of the tourist destination by the example of the UNESCO World Heritage Site - Kizhi Museum-Reserve. The focus of this study is the study of spatial behavior and feedback of tourists based on the use of specialized information sources.

Ключевые слова: туристская дестинация, ландшафт, объект Всемирного наследия, музей-заповедник «Кижи»

Keywords: tourist destination, landscape, World Heritage site, Kizhi museum-reserve

Введение

В России природный ландшафт, как, пожалуй, в никакой другой стране, имеет совершенно особое значение. Одновременно он является как «объектом», так и «средой», то есть и объектом показа и фоном, позволяющим более глубоко воспринимать памятники истории, культуры и архитектуры. Особенно сильно эта черта проявляется на особо ценных территориях: музеях-заповедниках, национальных и природных парках. [1]

Ландшафт как самостоятельный элемент окружающей среды, рассматривается через призму ряда параметров: функционально-инфраструктурных, экологических, эстетических, а также параметра аутентичности. В свою очередь именно аутентичность ландшафта,

раскрывающая его оригинальность и соответствие «атмосфере» места, становится одним из главных критериев его ценности. [2, 3]

Аутентичность ландшафта, архитекторами, художниками, историками и географами, безусловно, понимается по-разному. Формирование обобщенного восприятия и толкования требует длительных и эффективных коммуникаций между специалистами разного профиля, которые в конечном итоге смогут применить к изучению проблемы аутентичности ландшафта универсальный или так называемый межпредметный подход. [4,5]

Такой подход реализуем при выявлении неких «знаковых» признаков в ландшафте, которые ассоциируются с определенной глубиной «исторического среза», то есть признание аутентичности ландшафта происходит в контексте определенного исторического периода, так как абсолютная идентичность в принципе невозможна. Очень эффективно изучение особенностей восприятия ландшафта различными целевыми группами: от туристов до музейных специалистов и обслуживающего персонала. [6,7] Основная часть

В фокусе настоящего исследования лежит изучение восприятия ландшафта музея - заповедника «Кижи» туристами и экскурсантами, а также изучение отзывов туристов с привлечением специализированных информационных источников.

В первом случае методом наблюдения были выделены особенности «географии поведения» туристов с учетом траекторий их перемещения по территории заповедника, определением наиболее популярных точек обзора и ареалов осмотра вокруг притягательных объектов. Этот подход дает возможность определить наиболее посещаемые и интересные для туристов объекты, а также выявить основную туристско-рекреационную нагрузку на отдельные территории заповедника. [8]

Во втором случае проводился контент-анализ электронных ресурсов, на которых размещены отзывы туристов и экскурсантов об изучаемом объекте (музее - заповеднике «Кижи»). К ним, прежде всего, относятся: официальные сайты, туристско-информационные порталы, социальные медиа, блоги и пр.

Главной целью предлагаемых исследований выступает изучение туристской привлекательности объектов показа на основе анализа «географии поведения» и коммуникационных каналов, аккумулирующих совокупность отзывов и оценок туристов.

Как уже упоминалось выше, в качестве объекта изучения был выбран музей - заповедник «Кижи» - памятник деревянного зодчества, включенный в 1990г. в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Точнее сам объект Всемирного наследия - это Архитектурный ансамбль «Кижского погоста», который является концептуальным ядром всей музейной экспозиции (Церковь Преображения Господня - 1714 г.; Церковь Покрова Пресвятой Богородицы -1764 г.; Колокольня - 1862-1874 г.г.; Ограда Кижского погоста).1

Вместе с тем сам уникальный памятник древнерусского деревянного зодчества - это комплексный объект, созданный не только сочетанием двух многоглавых храмов и колокольни в единой ограде. Он неразрывно связан с пропорциональными деревянными постройками бытового и хозяйственного назначения, которые идеально сочетаются не только с главным объектом -«Кижским погостом», но и с окружающим природным ландшафтом. В целом единая композиция музея-заповедника «Кижи» является выдающимся примером архитектурного ансамбля Севера России, которая постоянно развивается и пополняется. [9]

За годы функционирования музея на остров Кижи были перевезены древнейшая на Русском Севере культовая постройка - церковь Воскрешения Лазаря (XIV в.), несколько часовен, более двух десятков крестьянских домов, большое количество хозяйственных построек - амбаров, риг, бань и пр. Собранные постройки композиционно объединены в три экспозиционных сектора: «Русские Заонежья», «Русские Пудожья» и «Пряжинские карелы», также отдельные памятники архитектуры находятся в окрестных деревнях за пределами острова Кижи.

«Конвенции об охране Всемирного наследия» (1975 г.), «Руководство по выполнению Конвенции об охране Всемирного наследия» (2000 г.).

лл

Всего собранная коллекция памятников архитектуры насчитывает 87 построек. В свою очередь Кижи служат удачным примером постсредневековых православных северных поселений Карелии и Севера России, а также являются иллюстрацией истории древних технологий, которые сохранены и передают образ предметной среды и жизни своего времени. Главным в музее заповеднике Кижи является сектор «Русские Заонежья», который расположен на острове Кижи и является основой для большинства туристских маршрутов.

Объекты показа сектора «Русские Заонежья» разноплановы и помимо самого Кижского погоста включают объекты хозяйственного назначения, привезенные из разных деревень Заонежья. Так, например, амбар из деревни Воробьи, амбар из деревни Вегорукса, амбар Мешкова из деревни Южный двор (усадьба Ошевнева), амбар Судьина из деревни Липовицы (усадьба Ошевнева), баня из деревни Мижостров (усадьба Ошевнева), баня из деревни Усть-Яндома (у дома Елизарова), дом Елизарова из деревни Середка, дом Ошевнева из деревни Ошевнево, дом Сергеева из деревни Логморучей, дом Щепина из деревни Щепино кузница из деревни Суйсарь, ветряная мельница из деревни Волкостров, водяная мельница из деревни Берёзовая Сельга, рига из деревни Березовая Сельга. [10]

Настоящим украшением музейного острова являются также старинные деревянные храмы - церковь Воскрешения Лазаря и часовня Михаила Архангела из деревни Леликозеро.

Объекты ЮНЕСКО. Церковь Преображения Господня, Ограда Кижского Погоста, Церковь Покрова Богородицы, Колокольня Кижского погоста. Кижи, 2018.

Благодаря грамотному ландшафтному планированию Кижи выглядят как живописный зеленый остров с россыпью великолепных деревянных построек, от церквей до крестьянских усадеб с мельницей, баней, амбарами и огородами. Кроме того пространство музейного острова усилиями сотрудников музея, одетых в традиционную крестьянскую одежду, выглядит живо и интересно, а главное - создана особая атмосфера неспешной крестьянской жизни Русского Севера 18-19 веков.

Возвращаясь к главной цели - изучение восприятия ландшафта музея -заповедника Кижи туристами и экскурсантами, следует отметить, что главные объекты, знакомые туристам по многочисленным иллюстрациям и описаниям, безусловно, захватывают воображение. Это знаменитый 22-главый Преображенский храм, построенный без единого гвоздя, который пока реставрируется, но даже сам процесс реставрации - фантастическое зрелище! Над отреставрированными нижними венцами «парят» ряды кокошников, барабаны и главки, поддерживаемые только металлическими конструкциями. Рассматривая вблизи серебристо-седую древесину с обнажившейся морщинистой текстурой, острее ощущается сложность ведущихся работ, ведь храм, как человек, с возрастом клонится к земле и находит по мере надобности новое равновесие. После реставрации церковь станет на метр выше, потому, что за прошедшие века два нижних венца полностью ушли в землю и их нужно заменить. В ходе реставрационных работ необходимо также сбалансировать тектонику отреставрированных и старых ярусов храма, а это очень тонкая работа, которая еще лет десять назад казалось невыполнимой. К сожалению, старые секреты плотницкого искусства были утеряны, но как говорится «дорогу осилит идущий», за годы реставрации сформировалась отличная команда профессионалов, научившихся понимать дерево и работать с ним.

Обросший легендами «Кижский погост» безусловно, является для туристов центром притяжения, но нельзя не отметить, что разнообразие аутентичных деревянных построек вокруг которых созданы естественные очаги активности, делают музейный остров живым и потому наиболее интересным. В экспозициях каждого крестьянского дома сидят девушки в ярких сарафанах, демонстрируя традиционные женские ремесла, над погостом разносятся колокольный звон, воссоздавая традиционный звуковой ландшафт, в огородах зреет урожай овощей, а в мастерских под открытым небом, плотники показывают свое умение работать нехитрым инструментом.

Все это движение создают сами сотрудники музея, формируя рукотворный ментальный ландшафт. Обычно туристы продвигаются по сектору «Русские Заонежья» от объекта к объекту по экологическим тропам,

задерживаясь дольше возле обычных хозяйственных построек. Там они живо интересуются хозяйственной утварью, традиционными крестьянскими приспособлениями и инструментами, которыми пользовались наши предки, живя простой, но гармонично организованной жизнью. Все это наводит на мысль, что Кижи - это не просто музей древнерусского деревянного зодчества, как это принято считать, но еще хранилище народной памяти и эталонов мастерства, музей культуры трех народов: русских, карелов и вепсов.

А главное Кижи - это музей идиллии народной жизни, бесконфликтного сосуществования человека и природы. Эту идею остро чувствуют практически все туристы и именно поэтому их так привлекают старые крестьянские дома, где все продумано и прилажено многими поколениями наших предков. В них даже самые стойкие горожане чувствуют себя комфортно, ощущая неразрывную связь поколений, как бы спрашивая себя: А смог ли я так жить? И видимо большинство отвечают утвердительно, о чем свидетельствует внимание и заинтересованность рассказами экскурсовода.

Следует отметить, что пространственное поведение туристов формируется на основе времени пребывания возле разных объектов и в том числе в рамках лимита свободного времени туриста, которое составляет примерно 40-60 мин (это около 1\3 от всего времени пребывания на территории музея).

Рассмотрим особенности поведения туристов и экскурсантов на схеме сектора «Русские Заонежья» с использованием специальных маркеров, раскрывающих особенности проявленного интереса к музейным объектам.

Тип маркера Характеристика

* Туристы\экскурсанты созерцают, внимательно слушают рассказ экскурсовода, делают видовые фото

* Туристы\экскурсанты рассматривают детали, слушают, интересуются деталями, обмениваются впечатлениями, задают вопросы, делают предметное фото и видео

Туристы\экскурсанты знакомятся, рассматривают, сравнивают, задают вопросы, покупают сувениры, катаются на лошадях, делают фото и видео

Рис. 1. Картосхема сектора «Русские Заонежья» с маркерами, раскрывающими особенности поведения туристов\экскурсантов.

На рисунке показано, что интересы туристов влияют на их поведение, а применяемые маркеры позволяют сделать вывод, что большее количество свободного времени они проводят вокруг разнообразных деревянных построек и в том числе возле мастерских, где демонстрируются умения и ремесла.

Этот факт указывает на то, что активное и созерцательное поведение людей с учетом временного фактора находится в соотношение (3:1), что, несомненно, требует грамотного управления поведением туристов на объекте Всемирного наследия Кижи. Несмотря на особые требования к сохранности и эксплуатации такого объекта необходимо создавать все необходимые условия для пребывания туристов: развитую транспортную и сервисную инфраструктуру, эффективные информационно-коммуникационные системы, безопасные экскурсионные маршруты, а также готовить квалифицированные кадры. Все эти

ло

меры необходимы для создания эффективной туристской дестинации на базе бренда «Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО», так как, несмотря на его силу и привлекательность без диверсифицированного турпродукта сделать музей-заповедник Кижи привлекательным для современных туристов будет довольно сложно, что и подтверждает контент-анализ отзывов туристов и экскурсантов, посетивших Кижи в последние 2 года.

Объекты сектора «Русские Заонежья», 2018г.

В целом статистика посещений музея-заповедника «Кижи» достаточно позитивная. Так в 2017г. его посетили 180 тыс. туристов, что на 7% больше чем в 2016г. Увеличение связано с интенсификацией заходов круизных теплоходов. Заход круизных судов в Кижи есть практически во всех рейсах, следующих по водным путям Северо-Запада. В настоящее время туристам в заповеднике предлагается две экскурсионные программы: обзорная пешеходная экскурсия по государственному историко-архитектурному музею «Шедевры острова Кижи», а также «Деревни острова Кижи». Следует отметить, что доля иностранцев в общем потоке посетителей за год увеличилась с 30% до 44%. [11]

Среди зарубежных гостей преобладали посетители, говорящие на немецком, английском и французском языках, одновременно увеличивается поток туристов из Китая и Японии о чем свидетельствуют данные популярного информационного туристского портала ТпрАсКтзог. [12]

В ходе исследования было проанализировано всего более 400 отзывов, результаты анализа отзывов туристов приведены на рис.2.

Сказка Русского Севера

Переоцененный новодел

Мешает реставрация

И

красиво, самобытно

народного мастерства

Плохой сервис, дорого

Прекрасный туристский объект

Отзывы туристов

Рис. 2. Результаты анализа отзывов туристов о посещении музея-заповедника «Кижи» на ТпрА(1\ч\ог.

На рисунке видно, что подавляющее большинство отзывов (суммарно 85%) -позитивные, однако часть посетителей отмечает неудобства связанные с реставрационным процессом и плохим сервисом, при этом только 2% туристов не оценили идею музея и посчитали его недостаточно зрелищным. В этой связи необходимо отметить, что такие отзывы обычно дают неподготовленные экскурсанты или люди, вкус которых испорчен визуальной картинкой современных информационных технологий. Нынешние «грамотные потребители» привыкли к пересвеченной картинке на своем гаджете и просто не знают, как выглядит реальная жизнь. В данном случае требуется обращать большее внимание на эстетическое и патриотическое воспитание молодого поколения, из которого пока еще не успели сделать «грамотного потребителя» эпохи 90-х.

Выводы

Подводя итоги данному исследованию, следует отметить, что музей-заповедник «Кижи» воспринимается туристами и экскурсантами как комплексная и гармонично сформированная туристская дестинация, сконцентрированная вокруг объекта ЮНЕСКО «Кижский погост».

При этом в фокус восприятия туристов попадают не только главные объекты, которые включены в список Всемирного наследия, но и другие -периферийные объекты, помогающие туристам воссоздать картину народной жизни Русского Севера, что подчеркивает важность продуманной туристской политики и научно-исследовательской работы, удачное сочетание которых создает основу для успешного проектирования туристский дестинаций и экскурсионных маршрутов. Литература

1. Колбовский Е.Ю. Ландшафтное планирование и экологическое проектирование в России: проблемы, возможности, рынок услуг(Часть11). Ярославский педагогический вестник- 2011 - №1 - Том III (Естественные науки). — С. 185-189.

2. Колбовский Е.Ю., Брагин П.Н., Медовикова У.А. Географические информационные системы для управления ландшафтами на территориях выдающейся природно-исторической ценности. Ярославский педагогический вестник- 2012 - №4 - ТомШ (Естественные науки). — С. 224-231.

3. Колодова Т.А., Биктимирова Е.Д. Управление культурным наследием в условиях конфликта интересов (на примере управления Объектом Всемирного Наследия «Кижский погост»). Труды Карельского научного центра РАН? N0 6.2012. С. 123-129

4. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. Учебное пособие для академического бакалавриата (3-е издание, исправленное и дополненное), Москва, ЮРАЙТ, 2017.

5. Джанджугазова Е.А., Черникова Л.И., Фаизова Г.Р. Туризм и региональное развитие в условиях новых реалий. Москва, 2016.

6. Актуальные проблемы изучения туристских ресурсов Российской Федерации на основе применения современных информационных технологий. Джанджугазова Е.А., Адашова Т.А. и др. Москва, 2012

7. Джанджугазова Е.А. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса. Москва, 2004.

8. Джанджугазова Е.А. Туризм и инновационное развитие: проект ФГОУВПО РГУТИС «Живая карта России». Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. № 3. С. 66-72.

9. Сайт ЮНЕСКО http://whc.unesc0.0rg/ru/list/544#t0p (дата обращения: 05.08.2018)

10. Сайт музея-заповедника «Кижи» http://kizhi.karelia.ru/(дата обращения: 05.08.2018)

11. http://www.cruiseinform.ru/news/places/1601/ (дата обращения: 05.08.2018)

12. https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g1816343-d320379-Reviews-Kizhi_State_Open_Air_Museum_of_History_Architecture_and_Ethnography-Kizhi_Republi.html (дата обращения: 05.08.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.