8. Методические рекомендации для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий от 18 мая 2020 года. [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/565227683?marker=6540IN. (дата обращения: 09.12.2021).
9. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; НИУ ВШЭ, Ин-т образования. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. - 343 с. - (Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / науч. ред. Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин).
10. Voronin D.M., Koloskova T.A. Astafieva O.A. Innovative Master's program "Digital Pedagogy" / SHS Web of Conferences 113, 00031 (2021). [Электронный ресурс]: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/24/shsconf_ictp2021_00031.pdf Дата обращения: 11.11.2021. https://doi.org/10.1051/shsconf/202111300031
11. Voronin D.M., Nechaev A.V., Voronina E.G. Learning with the use of distance learning technologies or what digital tools should a teacher possess? / SHS Web of Conferences 113, 00032 (2021). [Электронный ресурс]: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/24/shsconf_ictp2021_00032.pdf Дата обращения: 11.11.2021. https://doi.org/10.1051/shsconf/202111300032
Педагогика
УДК 377.112
кандидат педагогических наук, доцент Вотинов Александр Андреевич
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Самарский юридический институт ФСИН России» (г. Самара)
КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВОГО СОСТАВА ВЕДОМСТВЕННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация. В статье рассматривается характеристика психолого-педагогической подготовки кадрового состава, что является одной из важных мировых тенденций в укреплении защищённости интересов личности и общества. Для этого в статье предоставлена характеристика понятий «профессиональная подготовка», «психологическая подготовка», «педагогическая подготовка», «психолого-педагогическая подготовка». На основании этой характеристики предлагается специфика ведомственных юридических вузов, в которых происходит ослабление педагогической функции сознания субъектов образовательного пространства, что естественно влечет за собой в целом усиление отчуждения между поколениями. Одним из путей сокращения этих разрушительных последствий отчуждения автор статьи предлагает осуществить педагогизацию сознания субъектов образовательного пространства, разрабатывая для этого концепцию педагогизации профессионально-педагогической подготовки кадрового состава ведомственных юридических вузов.
Ключевые слова: психолого-педагогическая подготовка кадрового состава, концепция, педагогизация сознания, ведомственный юридический вуз, кадровая политика.
Annotation. The article examines the characteristics of psychological and pedagogical training of personnel, which is one of the important global trends in strengthening the protection of the interests of the individual and society. For this purpose, the article provides a description of the concepts of «vocational training», «psychological training», «pedagogical training», «psychological and pedagogical training». On the basis of this characteristic, the specifics of departmental law schools are proposed, in which the pedagogical function of the consciousness of the subjects of the educational space is weakened, which naturally entails, in general, an increase in alienation between generations. One of the ways to reduce these destructive consequences of alienation, the author of the article proposes to carry out the pedagogization of the consciousness of the subjects of the educational space, developing for this purpose the concept of pedagogization of professional and pedagogical training of personnel of departmental law schools.
Keywords: psychological and pedagogical training of personnel, concept, pedagogization of consciousness, departmental legal university, personnel policy.
Введение. Одной из центральных мировых тенденций является укрепление защищённости жизненно важных интересов личности и общества от различных угроз. Обеспечить ее можно, если ориентироваться на высококвалифицированный потенциал кадров правоохранительных органов, соответствующих требованиям профессиональной компетентности, профессионально-значимым и психолого-педагогическим особенностям личности. Масштабность и многоплановость психолого-педагогической подготовки кадрового состава ведомственных вузов определяется необходимостью осуществлять эффективную профессионально-педагогическую деятельность в обучении сотрудников.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. обозначена задача актуализации современной модели образования, обеспечивающей подготовку кадрового состава ведомственных вузов, готовых выполнять должностные обязанности на высоком профессиональном уровне. Решение этой государственной задачи возможно при наличии изменений педагогического сознания кадрового состава ведомственных вузов в процессе их психолого-педагогической подготовки.
Изложение основного материала статьи. Повышение требований к психолого-педагогической подготовке преподавателя в значительной степени вызваны возросшим уровнем знаний современного обучающегося, условиями его воспитания и обучения.
Психолого-педагогическая подготовка преподавателей традиционно понимается учеными как относительно самостоятельный процесс формирования профессионально компетентной личности, обладающей гуманитарной и педагогической культурой, готовностью к педагогическому взаимодействию и управлению педагогическим процессом. Качества личности преподавателя имеют решающее значение, так как они наиболее эффективно воздействуют на обучающихся. В настоящее время акцентируются вопросы психолого-педагогической подготовки специалистов, а именно овладения достаточным объемом методов и приемов обучения подчиненных, мастерством организации профессиональной деятельности, совместной работы коллектива и процессом направленного общения.
Система подготовки кадрового состава складывается из совокупности подсистем, объединенных единым замыслом, концепцией функционирования для эффективного выполнения государственного заказа на подготовку кадров для силовых ведомств. Ее структурными звеньями как самостоятельными подсистемами выступают высшие военно-учебные заведения (ведомственные вузы), органы управления и обеспечения. Для достижения желаемой продуктивности управления качеством подготовки будущих офицерских кадров необходимо создание концептуальных и технологических основ эффективного управления психолого-педагогической подготовкой кадрового состава ведомственных вузов.
Проблема подготовки высококвалифицированных кадров всегда была одной из актуальных задач государственной
политики, а в настоящее время она приобрела международный характер. Психолого-педагогическая подготовка рассматривается в целом как способность к самопознанию, активности и стремлении к профессиональному росту, выработке индивидуального стиля деятельности (С.Г. Вершловский, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.). Понятие «психолого-педагогическая подготовка кадрового состава ведомственного вуза» мы рассматриваем как интегративное личностное качество, отражающее способность кадрового состава к преобразовательной педагогической деятельности, постоянное управление личностным развитием, обеспечивающим профессионально-личностные навыки самооценки и самоконтроля, прогнозирования и планирования собственного развития. Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава является обязательным компонентом профессионального самосознания личности преподавателя, проявляется в относительно устойчивой форме самооценивания кадровым составом профессиональных достижений; способствует осознанию субъектами образовательного процесса личностных притязаний; характеризуется: уровнями сформированности (творческий, оперативный, продуктивный, репродуктивный, непродуктивный); особенностями осуществления профессионально-педагогической деятельности (совместная рефлексия офицера-преподавателя и курсантов учебной деятельности, результатов профессионально-педагогической деятельности).
Выявление сущности социально-педагогического феномена «психолого-педагогическая подготовка кадрового состава ведомственного вуза» потребовало анализа ведущих подходов к базовым понятиям: «профессиональная подготовка», «психологическая подготовка», «педагогическая подготовка», «психолого-педагогическая подготовка».
Общепринятый подход ученых к пониманию педагогической подготовки (Н.В Кузьмина, А.Я. Найн, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.) определяет ее как специально организованный процесс приобретения педагогических знаний и навыков, результатом которого является готовность личности к решению задач профессиональной подготовки. Содержание педагогической подготовки учеными определяется на основе квалификационной характеристики как нормативной модели компетентности специалиста, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления профессиональных функций.
Понимание учеными психологической подготовки (Е.Р. Блинова, В.И. Зверева, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, В.М. Лизинский, Н.В. Немова, М.Н. Певзнер и др.) сводится к тому, что это процесс формирования, закрепления и активизации готовности личности к определенному виду деятельности. Психологическая подготовка к выполнению конкретной задачи понимается ими как воздействие на личность, группу с целью настройки на выполнение этой задачи и создание субъективных условий для эффективного использования и проявления знаний, навыков, умений, способностей и др. качеств в процессе предстоящей деятельности, т.е. психологическая подготовка отражает психологическую структуру предстоящей деятельности.
Анализ исследований по изучению профессиональной подготовки специалистов (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, П.И. Пидкасистый, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, В.Д. Шадриков, Л.А. Шипилина и др.) показал, что одним из важных ее аспектов является формирование обобщенной ориентировки в целях, предмете, средствах, составе профессиональной деятельности. Однако сложные виды профессиональной деятельности, такие как правоохранительная деятельность, не поддаются строгому анализу, всегда оставляют человеку пространство для творческого поиска.
Требования к кадровому составу ведомственных вузов характеризуются специфической регламентацией, Специфика профессиональной деятельности кадрового состава ведомственных вузов заключается в совмещении учебной, служебной, воспитательной и досуговой деятельности, что обуславливает наполнение образовательной среды ведомственного вуза значительным количеством мероприятий, проводимых курсовыми командирами и различными службами (психологической, воспитательной и др.), деятельность которых в недостаточной степени согласована. На сегодняшний день фиксируется диссонанс между стремлением кадрового состава подготовить высоко профессиональных выпускников ведомственного юридического вуза и изобилием в средствах массовой информации фактов безнравственного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы, что дискредитирует образ представителя законного порядка. Кроме того, отсутствие единого замысла в педагогической деятельности кадрового состава ведомственных вузов, координирующего учебно-воспитательный процесс в подразделениях, существенно снижает управляемость и результативность этого процесса.
В современной системе ведомственных юридических вузов преобладает ослабление педагогической функции сознания субъектов образовательного пространства, что естественно повлекло за собой в целом усиление отчуждения между поколениями и в частности между различными субъектами образовательною пространства, преподавателями и обучающимися, которые в целях эффективности профессиональной подготовки должны работать в тесном плодотворном взаимодействии.
Поиск путей преодоления этой разрушающей степени отчуждения между поколениями является актуальной проблемой на сегодняшней день. Всё чаще решение проблемы по преодолению всех видов отчуждения учёные видят в изменении сознания личности в разных направлениях.
Одним из путей сокращения этих разрушительных последствий отчуждения, на наш взгляд, может стать педагогизация сознания субъектов образовательного пространства. Процесс становления педагогического сознания мы называем педагогизацией сознания человека (вслед за Т.В. Кружилиной). Целенаправленная организация этого процесса может способствовать формированию педагогического сознания и соответственно уменьшению отчуждения между поколениями.
Ведомственные вузы находятся в постоянном поиске наиболее эффективного способа подготовки обучающихся в новых образовательных реалиях к осмысленному, обучению их грамотному и продуктивному взаимодействию с лицами, отбывающими наказание при выполнении служебных обязанностей. Этот факт обязывает кадровый состав применять инновационные технологии обучения обучающихся, организовать самообразование и трансформировать свои роли и функции: наставник, сопровождающий обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту; лидер, имеющий возможность выработки стратегий развития инновационных и креативных идей; новатор, адаптирующий и продвигающий новые образовательные проекты, инновационные технологии и образовательные платформы. Но практическая реализация этих технологий затрудняется, так как она возможна при осознании кадровым составом ценности инноваций, актуализации творческих способностей, нереализованных и скрытых ресурсов, создании условий для саморазвития в профессиональной деятельности, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров.
Актуальность нехватки таких квалифицированных кадров в ведомственных юридических вузах не вызывает сомнений. Востребован преподавательский состав, способный к совместной деятельности с субъектами образовательного процесса на основе нравственно-этических отношений, понимающий и соотносящий смыслы и значения, нормативы педагогической культуры как личностно и профессионально ценностных императив. Все это определяет актуальность проблемы педагогизации профессионально-педагогической подготовки кадрового состава ведомственных юридических вузов, основанной на современных концепциях образования, культивирования процессов самопознания, самоанализа, самооценки и саморефлексии.
Концепцию педагогизации профессионально-педагогической подготовки кадрового состава ведомственных
юридических вузов, на наш взгляд, можно характеризовать как:
- специально организованный процесс поэтапного изменения персонального опыта, мышления, мотивации и отношения кадрового состава, обеспечивая ценностно-смысловую ориентированность взаимодействия с субъектами образовательного пространства ведомственного юридического вуза;
- совокупность основополагающих идей системно-деятельностного, аксиологического, андрагогического и контекстного подходов, закономерности, принципы, которые имеют как личностный, так и профессионально значимый характер и определяют содержание структурно-функциональной модели процесса педагогизации сознания субъектов образовательного пространства;
- комплекс педагогических условий и развивающих технологий выступают необходимыми регулятивами педагогизации профессионально-педагогической подготовки кадрового состава ведомственного вуза по включению различных субъектов образовательного пространства в процесс педагогизации сознания.
В связи с этим становится очевидным, что обеспечение качественного профессионального образования обучающихся зависит от уровня психолого-педагогической подготовки кадрового состава ведомственных вузов. Однако в настоящее время тревогу вызывает тот факт, что только 30% преподавателей имеет психологическое или педагогическое образование, которые владеют педагогическими технологиями и знают возрастные особенности обучающихся. Поэтому решение задачи качественной подготовки выпускников ведомственных вузов к умелому выполнению служебных задач возможно при наличии профессионально-педагогической подготовленности кадрового состава ведомственных вузов.
В процессе решения проблемы психолого-педагогической подготовки кадрового состава ведомственного вуза, опираясь на закономерности развития общества, эволюцию профессионально-педагогической деятельности, современные тенденции развития системы высшего профессионального образования были выявлены социокультурные, социально-экономические, психолого-педагогические предпосылки, отражающие особенности социальной ситуации, теоретические достижения по решению исследуемой проблемы и практики ее решения.
Теоретический анализ научной литературы позволил в структуре профессиональной деятельности кадрового состава, осуществляемой в ведомственных вузах, выделить проектирование (определение предмета, результата деятельности, критериев и способов осуществления этой деятельности) и оценивание (сопоставление запланируемого и реального промежуточного и итогового результатов процесса подготовки курсантов).
Выводы. Ретроспективный анализ отечественной и зарубежной теории и практики профессиональной деятельности кадрового состава ведомственных вузов позволил рассмотреть эволюцию исследуемого феномена и сделать следующие выводы: 1) каждая эпоха выдвигает свою образовательную парадигму, наполняя ее новыми представлениями о профессионале, о сущности, объектах, методах, формах, свойствах, функциях, этической стороне профессиональной деятельности; 2) профессионально-педагогическая подготовка кадрового состава ведомственных вузов обусловлена современными тенденциями: социальными (интеграция российской системы ведомственного образования в мировую; взаимовлияние национальных подходов к системе оценки качества образования, получаемого в ведомственных вузах; открытость и прозрачность системы российского образования в ведомственных вузах) и педагогическими (поиск инновационных форм и педагогического инструментария с позиций личностного развития кадрового состава ведомственного вуза с учетом результатов международных исследований в данном направлении).
В исследовании сформулированы правила оценивания профессиональной деятельности кадрового состава ведомственных вузов: 1) предварительное проектирование критериев оценки и показателей оценивания профессионально-педагогической деятельности; 2) фиксация кадровым составом результатов своей профессиональной деятельности; 3) анализ достижений и затруднений, что способствует развитию рефлексии кадрового состава ведомственного вуза и реальному оцениванию своей психолого-педагогической подготовки. Продуктивность профессионально-педагогической деятельности кадрового состава зависит от активности и наличия цели, имеющей профессионально-личностный смысл; осознании ценности психолого-педагогической подготовки; рефлексии процесса деятельности и ее результатов соответственно цели или замысла.
Литература:
1. Вотинов А.А. Ответственность кадрового состава ведомственного вуза в подготовке будущих сотрудников /
A.А. Вотинов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - Вып.61. - Ч.2. - С. 117-119.
2. Детков М.Г. Организационно-правовые проблемы развития системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в шестидесятые-восьмидесятые годы / М.Г. Детков. - Домодедово: РИПК МВД России, 1993. -С. 177-213.
3. Злобин С.И. Кадровый резерв как необходимое условие совершенствования кадровой работы уголовно-исполнительной системы / С.И. Злобин // Вестник Пермского института ФСИН России. - 2014. - № 1. - С. 67-70.
4. Пертли В.А. Правовое обеспечение кадрового потенциала как стратегическая задача реформирования УИС /
B.А. Пертли // Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития. Материалы международной научно-практической конференции. - Ч. 1. - М., 2005.
5. Подстрахова А. Общеобразовательная и профессиональная подготовка в юридическом вузе: проблемы интеграции отечественного и зарубежного опыта / А. Подстахова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2009. - № 8 (87). -
C. 35.
6. Теория и практика психологической профилактики профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы: аналитический обзор с предложениями / Е.М. Федорова [и др.]; ФКУ НИИ ФСИН России. - М., 2014. - 231 с.
7. Pope R.R. Russian-American Law Enforcement Exchanges: What one program has accomplished. - Law Enforcement Executive Forum. - Vol. 4, Summer 2004.