Научная статья на тему 'Педагогизация поликультурной образовательной среды вуза как условие формирования коммуникативной культуры студентов'

Педагогизация поликультурной образовательной среды вуза как условие формирования коммуникативной культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / СИСТЕМНЫЙ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ / ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЙ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / PEDAGOGIZATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MULTICULTURAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL CONDITIONS / METHODOLOGICAL APPROACHES / SYSTEM APPROACH / STUDENT AND ACTIVITY-FOCUSED APPROACH / CULTURAL APPROACH / PSYCHO-DIDACTIC APPROACH / ETHNO-PEDAGOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Татьяна Геннадьевна, Сутугин Алексей Юрьевич

В статье доказана актуальность педагогизации образовательной среды в связи с необходимостью предоставлять обучающимся в российских вузах привлекательные образовательные траектории в условиях поликультурного образования. Выделены методологические подходы к педагогизации поли-культурной образовательной среды. Предложены педагогические условия педагогизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Татьяна Геннадьевна, Сутугин Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogization of university multicultural educational environment as a condition of students'' communicative culture development

The article proves the relevance of pedagogization of educational environment due to the need to provide Russian universities students with attractive educational trajectories in the context of multicultural education. The authors discuss methodological approaches to pedagogization of multicultural educational environment. Some educational conditions of pedagogization are described.

Текст научной работы на тему «Педагогизация поликультурной образовательной среды вуза как условие формирования коммуникативной культуры студентов»

УДК 159.9:37.013

Мухина Татьяна Геннадьевна

доктор педагогических наук, профессор кафедры культуры и психологии предпринимательства Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Сутугин Алексей Юрьевич

аспирант кафедры истории, философии, психологии и педагогики Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

ПЕДАГОГИЗАЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация:

В статье доказана актуальность педагогизации образовательной среды в связи с необходимостью предоставлять обучающимся в российских вузах привлекательные образовательные траектории в условиях поликультурного образования. Выделены методологические подходы к педагогизации поликультурной образовательной среды. Предложены педагогические условия педагогизации.

Ключевые слова:

педагогизация образовательной среды, поликультурная среда, педагогические условия, методологические подходы, системный, личностно-дея-тельностный, культурологический, психодидактический, этнопедагогический подходы.

Mukhina Tatyana Gennadievna

D.Phil. in Education Science, Professor, Culture and Business Psychology Department, N. I. Lobachevsky State National Research University of Nizhny Novgorod

Sutugin Alexey Yurievich

PhD student, History, Philosophy, Psychology and Education Science Department, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

PEDAGOGIZATION OF UNIVERSITY MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION OF STUDENTS' COMMUNICATIVE CULTURE DEVELOPMENT

Summary:

The article proves the relevance of pedagogization of educational environment due to the need to provide Russian universities students with attractive educational trajectories in the context of multicultural education. The authors discuss methodological approaches to pedagogization of multicultural educational environment. Some educational conditions of pedagogization are described.

Keywords:

pedagogization of educational environment, multicultural environment, educational conditions, methodological approaches, system approach, student and activity-focused approach, cultural approach, psycho-didactic approach, ethno-pedagogical approach.

Известно, что общечеловеческие ценности формируются в процессе социализации и воспитания личности при условии их целенаправленного стимулирования в образовательной среде, и наоборот: деформированные общественные отношения будут развивать подобные себе типы поведения. Образовательная среда вуза выделяется этническим, конфессиональным, социально-политическим и культурным разнообразием. В связи с этим педагогизация образовательной среды в условиях поликультурного образования является стратегически важной задачей вузовского образования.

Педагогизация поликультурной образовательной среды рассматривается нами как комплекс педагогических условий, обеспечивающих педагогизацию понятий содержания образования, гарантирующих возможность выбора преподавателями и студентами качественно новых и привлекательных вариантов образовательных траекторий, учитывающих специфику будущей специальности (Т.А. Островерхова). При этом педагогизация понятий - ведущий конструкт развития любой науки (В.С. Безрукова и др.). Педагогизация нацелена на качественно иную организацию образования, изменение позиции субъектов образовательного процесса [1, с. 78]. В данном контексте педагогизация обеспечивает профессиональную направленность подготовки.

Коммуникативная культура студентов определяется нами как совокупность сформированных знаний, ценностей, норм и образцов поведения человека в обществе и способность применять их в повседневной практике общения с другими людьми, обществом и самим собой [2, с. 278].

Педагогизация поликультурной образовательной среды - процесс не стихийный, он методологически организован и опирается на системный, личностно-деятельностный, культурологический, этнопедагогический и психодидактический подходы.

На основе системного подхода все элементы образовательной среды, включая содержательный, организационно-технический, субъектный и научно-методический, рассматриваются в

контексте идей педагогизации. Содержательный компонент включает наполнение базовых и вариативных дисциплин; организационно-технический ориентирует преподавателя на выбор технологий, средств, методов и условий обучения, нацеленных на обеспечение коллективной работы в условиях поликультурного образования; научно-методический соотносится с необходимостью разработки учебно-методического оснащения образовательного процесса, отбора учебной и методической литературы на основе идей педагогизации всех элементов процесса подготовки.

Личностно-деятельностный подход предполагает направленность обучения на развитие свойств, характерных для творческого индивида. Это умения размышлять, выстраивать речь, созидать и др. В связи с этим используются педагогические условия поэтапного включения студентов в творческую деятельность, научно-исследовательскую работу.

Педагогизация образовательной среды с позиций культурологического и этнопедагогиче-ского подходов задает социально-гуманистическую программу образовательного процесса. Студенты на основе изучения содержания образовательных программ, освоения инновационных форм обучения, поступательного включения в профессиональную деятельность, взаимодействия в условиях поликультурной среды осваивают культуру как систему поликультурных ценностей и в конечном итоге становятся инноваторами в области культуры.

Принимая во внимание развивающие возможности поликультурной образовательной среды, полагаем, что коммуникативная культура студентов будет формироваться эффективно на основе психодидактического подхода. Педагогизация поликультурной образовательной среды в рамках психодидактического подхода обеспечивается следующими педагогическими условиями: структурированием образовательных программ на основе принципов генерализации и интеграции, внедрением компонентов с психодидактическим содержанием (метапредметные составляющие). Разработка содержания образовательных программ предполагает установление единой цели курса, подбор психологического и дидактического содержания, внедрение интерактивных технологий в процесс обучения. При этом передача информации и постановка вопросов должны ориентировать субъектов межкультурного диалога на обдумывание формы и содержания. Соблюдение принципа доступности, а именно опора на опыт и знания людей, их потребности и интересы, способствует психологической предрасположенности к восприятию получаемой в процессе общения информации, коллективному обсуждению проблемы.

Потребность переориентации образовательного процесса и программ на личность и индивидуально-типологические особенности студентов в поликультурной среде вводит собственно психологический момент построения и воплощения всех элементов образовательного процесса. Ядром деятельности преподавателя и студента становится сотворчество, основанное на практическом значении получаемых знаний.

Независимо от преподаваемых дисциплин преподаватель включает студентов в деятельность, требующую взаимного содействия. Это творческие мастерские и лаборатории, научные конференции и семинары, профессиональные пробы, создание и защита проектов, обучение в бизнес-инкубаторах, участие в конгрессах, где происходит взаимообмен идеями и обогащение сознания личности с позиций межэтнического и межкультурного общения. При этом психодидактический подход призван ориентировать процесс обучения на сохранение национальной и культурной идентичности.

Реализуя указанные подходы и условия на базе ФГОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», авторы провели микроэкспертизу полученных результатов на основе методик «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского), «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» (Н.П. Фетискин), «Диагностика коммуникативного контроля» (тест М. Шнайдера) и др. Выборку составили 186 студентов.

Приведем некоторые результаты, полученные по итогам работы. Выявлена положительная динамика: 1) силы реализации культурно-психологических стремлений (рост до 57,61 % на среднем и 30,43 % - высоком уровнях, р < 0,05); 2) самоконтроля в общении студентов (с 8,7 до 11,96 %, р < 0,01); 3) уровней общительности (высокого - с 27,17 до 39,13 % и среднего - с 41,30 до 60,87 %) (Эмп. = 2,4, р < 0,05).

Полученные результаты доказали правомерность вводимых преобразований в связи с пе-дагогизацией поликультурной образовательной среды. Педагогизация образовательной среды является инновационным условием организации процесса подготовки в поликультурной среде.

Ссылки:

1. Россова Ю.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях стандартизации образования // Мир педагогики и психологии. 2016. № 1. С. 78-82.

2. Мухина Т.Г., Сутугин А.Ю. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогических направлений в высшей школе // Приволжский научный журнал. 2015. № 2 (34). С. 276-281.

References:

Mukhina, TG & Sutugin, AY 2015, 'Formation of communicative culture of students of pedagogical high school', Privolzhskiy nauchnyy zhurnal, no. 2 (34), pp. 276-281, (in Russian).

Rossova, YI 2016, 'Activation of cognitive activity of students in terms of standardization of education', Mir pedagogiki i psikhologii, no. 1, p. 78-82, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.