Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВОГО КОМПОНЕНТА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 43.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФИЛЬ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА'

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВОГО КОМПОНЕНТА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 43.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФИЛЬ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВНЕДРЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕКОМПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин Денис Михайлович, Воронина Екатерина Геннадиевна, Чайченко Мария Владимировна

Переход в русло цифровой экономики и реформы в системе высшего образования существенно влияют на структуру образовательного процесса, в частности это касается внедрения цифровых технологий в основные образовательные программы. Использование цифровых технологий позволяет в значительной мере повысить качество образовательного процесса. В данной работе предложен алгоритм внедрения цифровых компонентов компетенций в образовательную программу по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки Физическая культура. В данной работе на практике рассмотрена декомпозиция универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций с включением в каждую цифрового структурного компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронин Денис Михайлович, Воронина Екатерина Геннадиевна, Чайченко Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF DIGITAL COMPONENT IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PROGRAM IN THE AREA OF TRAINING 43.03.01 PEDAGOGICAL EDUCATION, PHYSICAL CULTURE PROFILE

The transition to the digital economy and reforms in the higher education system significantly affect the structure of the educational process, in particular, it concerns the introduction of digital technologies into the main educational programs. The use of digital technologies can significantly improve the quality of the educational process. In this paper, an algorithm is proposed for the introduction of digital components of competencies into the educational program in the direction of training 44.03.01 Pedagogical education, training profile Physical culture. In this paper, the decomposition of universal, general professional and professional competencies with the inclusion of a digital structural component in each is considered in practice.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВОГО КОМПОНЕНТА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 43.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФИЛЬ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Перспективы дальнейших исследований: проверка гипотезы о том, что в ходе обучения по данной программе происходит более качественное формирование запланированных к освоению компетенций.

Литература:

1. Болотова Е.Л. О фундаментальности предметной подготовки обучающихся по образовательным программам естественнонаучной и математической направленности педагогического вуза // Преподаватель XXI век, 2019. - №1-1. [Электронный ресурс]: https://cyberiemnka.m/artide/n/o-fundamentalnosti-predmetnoy-podgotovki-obuchayuschihsya-po-obrazovatelnym-programmam-estestvennonauchnoy-i-matematicheskoy (дата обращения: 11.12.2021).

2. Воронин Д.М. Критерии эффективности современной образовательной организации как основа оценки и повышения качества образования / Д.М. Воронин, О.С. Мишина, О.А. Завальцева // Перспективы науки и образования. -№5 (35). - 2018. - С. 18-26.

3. Воронин Д.М. Опыт реализации смешанного обучения с элементами проектной деятельности в педагогической магистратуре на примере подготовки учителей биологии // Д.М. Воронин, Г.В. Егорова, О.В. Хотулёва // Перспективы науки и образования. - №2 (38). - 2019. - С. 155-167.

4. Воронин Д.М. Основные компетенции преподавателя в смешанном обучении глазами студента / Д.М. Воронин, А.Н. Нечаев // Проблемы современного педагогического образования Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. № 69. - Часть 1. - С. 129-132.

5. Воронин Д.М., Воронина Е.Г., Киселёва И.В. Модернизация программ высшего педагогического образования / Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021 - Вып. 73 - Ч. 1

- С. 98-101.

6. Воронин Д.М., Воронина Е.Г., Чайченко М.В. Факторы, влияющие на качество образовательного процесса / Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021 - Вып. 73 - Ч. 1

- С. 101-104.

7. Ло Ваньци, Болотова Е.Л. Управление совместными образовательными программами в области педагогики: опыт китайских вузов // Преподаватель XXI век. - 2021. - №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-sovmestnymi-obrazovatelnymi-programmami-v-oblasti-pedagogiki-opyt-kitayskih-vuzov (дата обращения: 11.12.2021).

8. Папуткова Г.А., Саберов Р.А., Фильченкова И.Ф. Концепция проектирования основных профессиональных образовательных программ будущих педагогов // Вестник Мининского университета. - 2021. - №4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-proektirovaniya-osnovnyh-professionalnyh-obrazovatelnyh-programm-buduschih-pedagogov (дата обращения: 11.12.2021).

9. Макарова Н.С., Черненко Е.В. Стратегия практической подготовки студентов в образовательном процессе педагогического вуза // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. -2020. - №4 (29). [Электронный ресурс] : https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-prakticheskoy-podgotovki-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 11.12.2021).

10. Медведева О.А., Храброва В.Е. Проектирование основной образовательной программы по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) с учётом требований ФГОС во нового поколения и профессионального стандарта // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2019. - №1. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-osnovnoy-obrazovatelnoy-programmy-po-napravleniyu-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki-s (дата обращения: 11.12.2021).

11. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; НИУ ВШЭ, Ин-т образования. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. - 343 с. - (Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / науч. ред. Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин).

12. Шкерина Т.А., Кухар М.А., Старосветская Н.А. Особенности проектирования образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки "педагогическое образование" с учетом квалификационных запросов работодателей // Ped.Rev. - 2021. - №5 (39). [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proektirovaniya-obrazovatelnyh-programm-bakalavriata-po-napravleniyu-podgotovki-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-uchetom (дата обращения: 11.12.2021).

Педагогика

УДК 378.14

кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Воронин Денис Михайлович

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); преподаватель кафедры физвоспитания Воронина Екатерина Геннадиевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Чайченко Мария Владимировна

Государственный социально-гуманитарный университет (г. Коломна)

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВОГО КОМПОНЕНТА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 43.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФИЛЬ ФИЗИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА

Аннотация. Переход в русло цифровой экономики и реформы в системе высшего образования существенно влияют на структуру образовательного процесса, в частности это касается внедрения цифровых технологий в основные образовательные программы. Использование цифровых технологий позволяет в значительной мере повысить качество образовательного процесса. В данной работе предложен алгоритм внедрения цифровых компонентов компетенций в образовательную программу по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки Физическая культура. В данной работе на практике рассмотрена декомпозиция универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций с включением в каждую цифрового структурного компонента.

Ключевые слова: цифровые технологии, внедрение, образовательная программа, компетенции, декомпозиция. Annotation. The transition to the digital economy and reforms in the higher education system significantly affect the structure of the educational process, in particular, it concerns the introduction of digital technologies into the main educational programs. The use of digital technologies can significantly improve the quality of the educational process. In this paper, an algorithm is proposed for the introduction of digital components of competencies into the educational program in the direction of training 44.03.01 Pedagogical education, training profile Physical culture. In this paper, the decomposition of universal, general professional and professional competencies with the inclusion of a digital structural component in each is considered in practice.

Keywords: digital technologies, implementation, educational program, competencies, decomposition.

Введение. Цифровая реформация образовательного процесса в высшем образовании на данный момент занимает одну из ключевых ролей [7, 9]. Данный процесс регламентирован большим количеством нормативных документов и федеральных проектов [6], к которым можем отнести Национальный проект «Образование», Национальный проект «Цифровая экономика», профессиональный стандарт «Педагог» и много иных документов [8]. В последнее время резко возрос интерес к качеству образовательного процесса [1], что объясняется как возрастанием значимости университетских рейтингов, так и наличием объективных и субъективных критериев [11]. Большинство исследователей высшего образования считают [9], что внедрение цифровых технологий в образовательный процесс [4] дает возможность значительно улучшить его качество [10]. В качестве цифровых инструментов нужно использовать системы управления образовательным процессом, интерактивные инструменты, программные решения, средства видеоконференцсвязи, а также инструменты виртуальной и дополненной реальности [3]. На основании вышеизложенных фактов цифровизация образовательных программ высшего образования [2] является особо актуальным фактором развития высшего образования [5]. В нашей работе мы приводим пример внедрения цифрового компонента в декомпозицию компетенций непосредственно при разработке образовательной программы.

Цель исследования - разработать основную образовательную программу с цифровым компонентом каждой из реализуемых компетенций.

Задачи исследования:

1. Разработать декомпозицию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

2. Внедрить в декомпозицию каждой из компетенций цифровой компонент.

Изложение основного материала статьи. Образовательная программа по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Физическая культура разработана на основании закона «Об образовании в РФ», приказами Министерства образования и науки №301, 1383, 636, ФГОС ВО по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профстандарта «Педагог», Устава ГГТУ, Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Данная программа носит инновационный характер, поскольку направлена на развитие цифровых компетенций у будущих учителей физической культуры, особенностью данной образовательной программы является выделение цифрового компонента у каждой из универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а также изучение тех цифровых инструментов, которые позволят сформировать цифровой компонент каждой отдельно взятой компетенции.

Основной нашей задачей было формирование индикатора достижения компетенции, который характеризует цифровой ее компонент. В компетенции УК-1 выделены компоненты: знает алгоритмы поиска цифровой информации, умеет использовать цифровые профессиональные базы данных, владеет механизмами обработки цифровой информации. Компетенция УК-2 подразумевает: знание цифровых баз профессиональных ресурсов, умение использовать цифровые приложения, содержащие правовую информацию, владение цифровыми инструментами поиска правовых норм реализации профессиональной деятельности. Компетенция УК-3 заключается в знании цифровых инструментов для командной работы, умении применять цифровые инструменты для интенсификации командной работы, владении цифровыми инструментами оптимизации работы в команде. Компетенция УК-4 включает знание цифровых инструментов для международной коммуникации на иностранном языке, умение использовать цифровые инструменты для деловой коммуникации, владение цифровыми инструментами повышения качества коммуникации. Компетенция УК-5 содержит знание цифровых информационных баз, умение находить необходимую информацию в цифровых базах данных, владение цифровыми инструментами межкультурного взаимодействия. Компетенция УК-6 предполагает знание цифровых инструментов планирования своей деятельности, умение использовать цифровые инструменты для планирования саморазвития и владение цифровыми инструментами проектирования и контроля за траекторией индивидуального развития. Компетенция УК-7 содержит знание цифровых инструментов контроля за физической активностью, умение контролировать уровень физической активности с помощью цифровых инструментов, владение цифровыми инструментами контроля за состоянием здоровья. Компетенция УК-8 дает знание цифровых информационных базы по безопасности жизнедеятельности, умение осуществлять поиск информации в области безопасности жизнедеятельности по цифровым базам данных, владение цифровыми инструментами контроля за окружающей средой. Компетенция УК-9 предполагает знание баз данных по финансовой грамотности, умение использовать цифровые инструменты для повышения уровня финансовой грамотности, владеет способностью принимать обоснованные экономические решения на основе данных. Владение компетенцией УК-10 включает знание цифровых нормативно-правовых баз, умение их использовать и владение навыками использования цифровых ресурсов по профилактике коррупционного поведения.

Блок общепрофессиональных компетенций представлен цифровыми компонентами девяти компетенций. Изучение компетенции ОПК-1 подразумевает знание правовых цифровых баз данных, умение осуществлять поиск цифровой информации в области нормативно-правового регулирования образовательного процесса, владение механизмами поиска цифровой информации в сфере образования и норм профессиональной этики. Компетенция ОПК-2 предполагает знание цифровых инструментов разработки образовательных программ, умение использовать цифровые инструменты в образовательном процессе, владение цифровыми инструментами планирования, обучения и контроля за эффективностью образовательного процесса. Компетенция ОПК-3 включает знание цифровых инструментов планирования деятельности, умение использовать цифровые инструменты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, владение цифровыми инструментами организации совместной и индивидуальной образовательной деятельности. Изучение компетенции ОПК-4 предполагает знание цифровых баз данных, содержащих информацию о нравственном воспитании обучающихся на основе базовых национальных ценностей, умение использовать цифровые инструменты для организации воспитательной работы, владение механизмом создания цифровых продуктов для проведения воспитательной работы. Компетенция ОПК-5 включает знание цифровых инструментов контроля за успеваемостью, умение использовать цифровые инструменты оценки уровня развития компетенций обучающихся, владение цифровыми инструментами, повышающими качество образовательного процесса. Изучение компетенции ОПК-6 содержит знание цифровых инструментов взаимодействия с обучающимися, умение использовать цифровые инструменты для индивидуализации обучения, владение цифровыми инструментами планирования индивидуальной образовательной траектории. Содержание компетенции ОПК-7 предусматривает знание цифровых инструментов для командной работы, умение использовать цифровые инструменты для взаимодействия с участниками образовательного процесса, владение цифровыми инструментами коммуникации для эффективного взаимодействия. В состав компетенции ОПК-8 включаются следующие компоненты: знание цифровых профессиональных баз данных, умение осуществлять поиск профессиональной информации в цифровых научных базах, владение цифровыми инструментами внедрения научных данных в учебный процесс. Компетенция ОПК-9 включает знание принципов работы современных информационных технологий, умение использовать современные технологии для решения

профессиональных задач, владение современными информационными технологиями для реализации профессиональных задач.

Также разработаны цифровые элементы профессиональных компетенций, которые не устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, а формируются непосредственно вузом. В структуре данной образовательной программы сформулированы три специальные профессиональные компетенции и две дополнительные профессиональные компетенции, в структуру которых также заложен цифровой компонент.

СПК-1 звучит, как, способен использовать инновационные методы обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность обучающихся, формировать навыки проектной деятельности. В декомпозицию данной компетенции включены следующие индикаторы: знать основы методики использования инновационных, в том числе, информационно-коммуникационных технологий в преподавании физической культуры, а также основные методики применения тестирования и цифровых методов контроля оценки уровня знаний обучающихся. Также обучающийся в рамках данной компетенции должен уметь использовать инновационные технологи, в том числе цифровые для активизации познавательной деятельности обучающихся, формировать у обучающихся навыки, связанные с активным использованием цифровых инструментов. Обучающийся должен владеть цифровыми инструментами для проведения инновационных форм обучения.

СПК-2 подразумевает способность студента проектировать и реализовывать воспитательные программы, направленные на развитие творческих способностей и самостоятельности обучающихся, формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. В декомпозицию компетенции включены цифровые компоненты знаний, умений и навыков. Обучающийся должен знать цифровые источники данных, связанных с воспитательной работой, уметь использовать современные методы и формы воспитательной работы, в том числе цифровые методики при обучении физической культуре, владеть цифровыми инструментами для организации внеурочной деятельности.

СПК-3 предполагает способность студента проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные траектории, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Обучающийся должен знать цифровые инструменты планирования профессиональной деятельности, использовать цифровые инструменты для обучения детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, владеть цифровыми инструментами для разработки индивидуальной траектории обучения.

Каждая из дополнительных профессиональных компетенций также в структуре имеет цифровой компонент. ДПК-1 подразумевает, что студент способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования; планировать, реализовывать и осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. В результате освоения данной компетенции обучающийся должен знать цифровые нормативные базы данных, уметь использовать цифровые инструменты для проведения инновационных форм занятий физической культурой, владеть навыками использования цифровых инструментов для планирования, реализации и осуществления контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.

ДПК-2 предусматривает способность студента осваивать и использовать базовые научно-теоретические знания и практические умения по предмету в профессиональной деятельности. Обучающийся должен знать цифровые научные базы данных, искать релевантную цифровую информацию, навыками понимания и системного анализа базовых научно-теоретических представлений для решения профессиональных задач с применением цифровых инструментов.

Сам учебный план, по данному профилю, сделан модульным, обязательная часть состоит из введения в информационные технологии, социально-гуманитарного, коммуникативного, психолого-педагогического, здоровьесберегающего, методического и предметного по физической культуре модулей. В части, формируемой участниками образовательных отношений выделены предметно-содержательный модуль и дисциплины по выбору. Также в учебный план включены практики и государственная итоговая аттестация. Причем и при защите выпускной квалификационной работы и при прохождении учебных и производственных практик проводится контроль выполнения маркеров цифрового компонента компетенций.

Выводы. В результате проведенной работы были разработаны цифровые компоненты для каждой из универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций на базе образовательных трендов и использования сквозных технологий. Данная модель образовательной программы предусматривает овладение обучающимися всех необходимых для педагога цифровых компетенций. Наибольшее количество цифровых инструментов используется при изучении предметного и предметно-содержательного модулей.

Литература:

1. Воронин Д.М. Критерии эффективности современной образовательной организации как основа оценки и повышения качества образования / Д.М. Воронин, О.С. Мишина, О.А. Завальцева // Перспективы науки и образования. -№5 (35). - 2018. - С. 18-26.

2. Воронин Д.М. Обзор цифровых образовательных ресурсов для учителей физической культуры / Д.М. Воронин, Е.Г. Воронина / Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021

- Вып. 72. - Ч. 1 - С. 58-60.

3. Воронин Д.М. Опыт реализации смешанного обучения с элементами проектной деятельности в педагогической магистратуре на примере подготовки учителей биологии // Д.М. Воронин, Г.В. Егорова, О.В. Хотулёва // Перспективы науки и образования. - №2 (38). - 2019. - С. 155-167.

4. Воронин Д.М. Основные тренды в системе образования / Д.М. Воронин, И.В. Киселева, Е.Г. Воронина // Проблемы современного педагогического образования Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. № 69. - Часть 1. - С. 126-129.

5. Воронин Д.М., Воронина Е.Г., Киселёва И.В. Модернизация программ высшего педагогического образования / Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021 - Вып. 73 - Ч. 1.

- С. 98-101.

6. Лысакова Л.А., Ким Л.С. Влияние глобализации на качество образовательного процесса в вузах // Гуманитарные и социальные науки. - 2020. - №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-globalizatsii-na-kachestvo-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuzah (дата обращения: 19.11.2021).

7. Логинова А.С., Одинокова А.В., Гаврилова В.Е. Внедрение цифровых технологий в образовательные процессы: теория и практика // Вестник ВГУ. - Серия: Право, 2020. - №4 (43). URL: https://cyberienmka.m/artide/n/vnedrenie-tsifrovyh-tehnologiy-v-obrazovatelnye-protsessy-teoriya-i-praktika (дата обращения: 09.12.2021).

8. Методические рекомендации для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий от 18 мая 2020 года. [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/565227683?marker=6540IN. (дата обращения: 09.12.2021).

9. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; НИУ ВШЭ, Ин-т образования. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. - 343 с. - (Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / науч. ред. Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин).

10. Voronin D.M., Koloskova T.A. Astafieva O.A. Innovative Master's program "Digital Pedagogy" / SHS Web of Conferences 113, 00031 (2021). [Электронный ресурс]: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/24/shsconf_ictp2021_00031.pdf Дата обращения: 11.11.2021. https://doi.org/10.1051/shsconf/202111300031

11. Voronin D.M., Nechaev A.V., Voronina E.G. Learning with the use of distance learning technologies or what digital tools should a teacher possess? / SHS Web of Conferences 113, 00032 (2021). [Электронный ресурс]: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/24/shsconf_ictp2021_00032.pdf Дата обращения: 11.11.2021. https://doi.org/10.1051/shsconf/202111300032

Педагогика

УДК 377.112

кандидат педагогических наук, доцент Вотинов Александр Андреевич

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Самарский юридический институт ФСИН России» (г. Самара)

КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВОГО СОСТАВА ВЕДОМСТВЕННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация. В статье рассматривается характеристика психолого-педагогической подготовки кадрового состава, что является одной из важных мировых тенденций в укреплении защищённости интересов личности и общества. Для этого в статье предоставлена характеристика понятий «профессиональная подготовка», «психологическая подготовка», «педагогическая подготовка», «психолого-педагогическая подготовка». На основании этой характеристики предлагается специфика ведомственных юридических вузов, в которых происходит ослабление педагогической функции сознания субъектов образовательного пространства, что естественно влечет за собой в целом усиление отчуждения между поколениями. Одним из путей сокращения этих разрушительных последствий отчуждения автор статьи предлагает осуществить педагогизацию сознания субъектов образовательного пространства, разрабатывая для этого концепцию педагогизации профессионально-педагогической подготовки кадрового состава ведомственных юридических вузов.

Ключевые слова: психолого-педагогическая подготовка кадрового состава, концепция, педагогизация сознания, ведомственный юридический вуз, кадровая политика.

Annotation. The article examines the characteristics of psychological and pedagogical training of personnel, which is one of the important global trends in strengthening the protection of the interests of the individual and society. For this purpose, the article provides a description of the concepts of «vocational training», «psychological training», «pedagogical training», «psychological and pedagogical training». On the basis of this characteristic, the specifics of departmental law schools are proposed, in which the pedagogical function of the consciousness of the subjects of the educational space is weakened, which naturally entails, in general, an increase in alienation between generations. One of the ways to reduce these destructive consequences of alienation, the author of the article proposes to carry out the pedagogization of the consciousness of the subjects of the educational space, developing for this purpose the concept of pedagogization of professional and pedagogical training of personnel of departmental law schools.

Keywords: psychological and pedagogical training of personnel, concept, pedagogization of consciousness, departmental legal university, personnel policy.

Введение. Одной из центральных мировых тенденций является укрепление защищённости жизненно важных интересов личности и общества от различных угроз. Обеспечить ее можно, если ориентироваться на высококвалифицированный потенциал кадров правоохранительных органов, соответствующих требованиям профессиональной компетентности, профессионально-значимым и психолого-педагогическим особенностям личности. Масштабность и многоплановость психолого-педагогической подготовки кадрового состава ведомственных вузов определяется необходимостью осуществлять эффективную профессионально-педагогическую деятельность в обучении сотрудников.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. обозначена задача актуализации современной модели образования, обеспечивающей подготовку кадрового состава ведомственных вузов, готовых выполнять должностные обязанности на высоком профессиональном уровне. Решение этой государственной задачи возможно при наличии изменений педагогического сознания кадрового состава ведомственных вузов в процессе их психолого-педагогической подготовки.

Изложение основного материала статьи. Повышение требований к психолого-педагогической подготовке преподавателя в значительной степени вызваны возросшим уровнем знаний современного обучающегося, условиями его воспитания и обучения.

Психолого-педагогическая подготовка преподавателей традиционно понимается учеными как относительно самостоятельный процесс формирования профессионально компетентной личности, обладающей гуманитарной и педагогической культурой, готовностью к педагогическому взаимодействию и управлению педагогическим процессом. Качества личности преподавателя имеют решающее значение, так как они наиболее эффективно воздействуют на обучающихся. В настоящее время акцентируются вопросы психолого-педагогической подготовки специалистов, а именно овладения достаточным объемом методов и приемов обучения подчиненных, мастерством организации профессиональной деятельности, совместной работы коллектива и процессом направленного общения.

Система подготовки кадрового состава складывается из совокупности подсистем, объединенных единым замыслом, концепцией функционирования для эффективного выполнения государственного заказа на подготовку кадров для силовых ведомств. Ее структурными звеньями как самостоятельными подсистемами выступают высшие военно-учебные заведения (ведомственные вузы), органы управления и обеспечения. Для достижения желаемой продуктивности управления качеством подготовки будущих офицерских кадров необходимо создание концептуальных и технологических основ эффективного управления психолого-педагогической подготовкой кадрового состава ведомственных вузов.

Проблема подготовки высококвалифицированных кадров всегда была одной из актуальных задач государственной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.