Научная статья на тему 'Субъективные причины отчуждения между поколениями: педагогический аспект'

Субъективные причины отчуждения между поколениями: педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отчуждение между поколениями / семья / педагогизация сознания участников образования / субъекты образовательного пространства. / alienation between generations / family / pedagogization of consciousness of participants of education / subjects of educational space.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т. Ф. Орехова, Т. Г. Неретина, Т. В. Кружилина

В статье раскрываются причины отчуждения между поколениями и следующим за ними отчуждением от субъектов образовательного пространства педагогической функции сознания. Данная статья посвящена характеристике субъективных причин, к числу которых авторы относят, во-первых, изменения, происходящие с семьей как общественным институтом воспроизводства населения и, во-вторых, отсутствие направленности системы современного образования на педагогизацию сознания его участников (обучающихся, педагогов и родителей обучающихся). На основе анализа исследований, посвященных проблемам современной семьи, авторы рассматривают изменения, которые отражают исторически происходящие изменения в составе, структуре и качестве межличностных отношений в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE REASONS FOR THE ALIENATION BETWEEN GENERATIONS: THE PEDAGOGICAL ASPECT

The article is the second paper, which discusses causes of alienation between generations and the subsequent alienation from the subjects of the educational space of the pedagogical function of consciousness. The first article presents the analysis of objective reasons. The work is dedicated to characteristic of subjective reasons, among which the authors include: first, the changes occurring with the family as a public institution of population reproduction, and, secondly, the lack of focus of the modern education system on the pedagogization of the consciousness of its participants (students, teachers and parents of students).

Текст научной работы на тему «Субъективные причины отчуждения между поколениями: педагогический аспект»

УДК 371.8.06 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10085

Orehova T.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), E-mail: orehovna49@mail.ru

Neretina T.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), E-mail: neretinat@mail.ru

Kruzhilina T.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), E-mail: kru.tv@mail.ru

SUBJECTIVE REASONS FOR THE ALIENATION BETWEEN GENERATIONS: THE PEDAGOGICAL ASPECT. The article is the second paper, which discusses causes of alienation between generations and the subsequent alienation from the subjects of the educational space of the pedagogical function of consciousness. The first article presents the analysis of objective reasons. The work is dedicated to characteristic of subjective reasons, among which the authors include: first, the changes occurring with the family as a public institution of population reproduction, and, secondly, the lack of focus of the modern education system on the pedagogization of the consciousness of its participants (students, teachers and parents of students).

Key words: alienation between generations, family, pedagogization of consciousness of participants of education, subjects of educational space.

Т.Ф. Орехова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУВО «МГТУ имени Г.И. Носова», г. Магнитогорск, E-mail: orehovna49@mail.ru

Т.Г. Неретина, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «МГТУ имени Г.И. Носова», г. Магнитогорск, E-mail: neretinat@mail.ru

Т.В. Кружилина, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «МГТУ имени Г.И. Носова», г. Магнитогорск, E-mail: kru.tv@mail.ru

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОТЧУЖДЕНИЯ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье раскрываются причины отчуждения между поколениями и следующим за ними отчуждением от субъектов образовательного пространства педагогической функции сознания. Данная статья посвящена характеристике субъективных причин, к числу которых авторы относят, во-первых, изменения, происходящие с семьей как общественным институтом воспроизводства населения и, во-вторых, отсутствие направленности системы современного образования на педагогизацию сознания его участников (обучающихся, педагогов и родителей обучающихся). На основе анализа исследований, посвященных проблемам современной семьи, авторы рассматривают изменения, которые отражают исторически происходящие изменения в составе, структуре и качестве межличностных отношений в семье.

Ключевые слова: отчуждение между поколениями, семья, педагогизация сознания участников образования, субъекты образовательного пространства.

Субъективные причины отчуждения педагогической функции сознания человека являются прямым продолжением объективных причин, подробно освещенных в статье Т.В. Кружилиной, Т.Г. Неретиной и Т.Ф. Ореховой «Объективные причины отчуждения между поколениями: педагогический аспект», опубликованной в журнале «Перспективы науки и образования» в 2018 г (№ 6 (36), с. 27 - 35) [1]. Уточним, что в соответствии с предметом педагогической науки, изучающей педагогические процессы, связанные со становлением личности растущего человека, под отчуждением между поколениями мы понимаем отчуждение педагогической функции сознания у участников образования, в число которых сегодня входят обучающиеся (дети и подростки школьного возраста), педагоги (школьные учителя) и родители учеников 1 - 11 классов общеобразовательной школы. При этом заметим, что отчуждение между детьми (обучающимися) и взрослыми (педагогами и родителями) возникает с каждым новым поколением, смена которых в связи с поразительным ускорением в конце XX - начале XXI века научно-технического прогресса происходит сегодня практически каждые пять - шесть лет Следовательно, у одних и тех же педагогов и родителей каждые пять - шесть лет, то есть с каждым новым поколением родившихся детей обнаруживаются одни и те же проблемы, связанные с отчуждением между поколениями. В данной статье, посвященной исследованию проблемы отчуждения между поколениями, дается подробный анализ субъективных причин, усиливающих отчуждение педагогической функции сознания взрослых и детей.

Теоретический характер нашего исследования обусловливает комплекс используемых исследовательских методов, в число которых входит ряд теоретических методов: анализ, обобщение, индуктивный и дедуктивный логические методы, позволяющие изучать факты реальной действительности, и эмпирические - опросные методы, направленные на выявление уровня осознания респондентами-взрослыми и детьми проблемы отчуждения. В процессе нашего исследования наряду с объективными причинами отчуждения между поколениями мы выявили ряд субъективных причин, связанных с проблемами семьи, которые обусловлены историческим развитием этого важнейшего социального института. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать исследования, посвященные проблемам современной семьи, которые контекстно связаны с проблемой отчуждениям между поколениями.

Отчуждение между поколениями в контексте воспитательной функции семьи исследует С.Н. Юревич [2]. Она разрабатывает подходы к развитию воспитательного потенциала семей младших школьников, исходя из того, что семья - это главная ячейка общества, в которой закладываются нормы морали и правила поведения людей в обществе [2]. Особое значение она уделяет тезисам, высказываемым по поводу необходимости повышения педагогической культуры родителей по вопросам духовно-нравственного развития дошкольников. В результате своего исследования С.Н. Юревич приходит к выводу, что только через взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи можно повысить педагогическую культуру родителей, которые по своей сути являются первыми воспитателями своих детей, в том числе и в направлении духовно-нравственного развития [2].

Контекстно проблема отчуждения рассматривается в исследованиях С.А. Бурилкиной [3], Е.М. Разумовой [4]. Так, С.А. Бурилкина, исследуя преем-

ственность традиций в молодых и родительских семьях, выявляет закономерность, согласно которой в настоящее время, характеризующееся социальной трансформацией современного российского общества и развитием рыночных отношений, стабильность и благополучие вновь созданной «ячейки общества» определяется тем количеством положительных традиций, которые молодая семья перенимает от старшего поколения [3]. Объектом изучения в исследовании Е.М. Разумовой выступают неполные семьи с детьми подросткового возраста, которые отличаются особыми девиациями по сравнению с подростками из полных семей [4]. Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что проблема отчуждения между поколениями прямо или косвенно рассматривается практически во всех исследованиях, посвященных вопросам взаимоотношения поколений и сопровождающим эти взаимоотношения последствиям.

Дадим краткую характеристику выявленных нами субъективных причин отчуждения между поколениями.

Первой причиной, как показывают данные нашего исследования, является изменение состава, структуры и качественных характеристик современной семьи. В цивилизованном обществе семья как общность людей, связанных кровным родством, выполняет различные жизненно важные социальные функции: обеспечение становления личности растущего человека и его первичной социализации; удовлетворение духовных потребностей членов семьи и создание условий для их дальнейшего духовного развития; защита и обеспечение безопасности.

Многие ученые, исследуя проблемы современной семьи, определяют её как «специфический социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, организации общественного потребления, передаче культурного наследия, утверждении ориентации на определённый образ жизни общества, защиту всех в этом нуждающихся». В данном определении, как видим, на первом месте среди выделенных функций семьи стоит удовлетворение потребности общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. А.Н. Елизаров расширяет этот перечень, дополняя его такими функциями, как рождение и воспитание детей; сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества; аккумулирование и реализация в семье накопленного в обществе социально-воспитательного потенциала; удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви; совместное ведение домашнего хозяйства на основе разделения труда между членами семьи и принципа взаимопомощи; социальный контроль за поведением отдельных членов семьи; организация деятельности по финансовому обеспечению семьи; охрана здоровья членов семьи, снятие с них стрессовых состояний и создание условий для отдыха; а также удовлетворение разных личных потребностей членов семьи - сексуально-эротических, в совместном проведении досуга, в общении с близкими людьми, в отцовстве или материнстве, в самореализации в детях, в контактах с ними, в их воспитании и т.д. [5, с. 45].

Из приведенного списка «функций семьи» А.Н. Елизаров вычленяет в качестве интегрирующих факторов «порождение и воспитание» детей. Однако «порождать» детей, как отмечает В.Н. Дружинин, можно и без брака, вне семьи,

так как в ситуации рождения детей мужчина и женщина выступают лишь в ролях собственно женщины и мужчины. Мужем и женой они становятся только при условии вступления в брак, поэтому именно на них как на родителях лежит задача первичного воспитания (первичной социализации) ребенка. Причем эта функция распространяется также на неродного, приёмного ребёнка, если он воспитывается в семье и является её полноценным членом. Следовательно, только воспитывающие детей муж и жена превращаются в отца и мать [6]. Действительно, именно в семье дети получают первый опыт взаимоотношений с людьми и миром, который в семье закрепляется и в дальнейшем служит своеобразной моделью отношений, определяющей все последующие впечатления и переживания человека. Этот первый, полученный в семье опыт, как отмечают психологи, продолжает влиять на характер человека, на его отношения к другим людям на протяжении всей его последующей жизни, хотя это влияние, как правило, осознаётся человеком труднее всего.

Исторически под структурой семьи принято понимать совокупность устойчивых связей, их характер, обеспечивающих её целостность. По наличию структурных элементов различают демографический, социологический, психолого-педагогический, этнический и другие типы семей. Современная семья существенно отличается по своим внешним признакам и внутреннему состоянию от семьи даже недавнего прошлого. С позиции установления связи между поколениями И.В. Бестужев-Лада в качестве позитивного примера рассматривает многопоколенную российскую семью старого типа (демографический тип семьи). В такой семье представители разных поколений жили и трудились совместно, имея общее время и пространство труда, быта, досуга. Как отмечает И.В. Бестужев-Лада, подобная организация семейной жизни, по сути, единственная реальная возможность обеспечить преемственность поколений и не допустить гибельного для общества разрыва между поколениями [7]. В многопоколенных семьях передавались по наследству от поколения к поколению профессии родителей (от отца к сыну, от матери - к дочери), идеология, мировоззрение, стереотипы сознания и поведения, определяющие культурный облик людей, но, что самое главное, осуществлялось полноценное воспитание и обучение будущих отца и матери семейства. В результате к моменту наступления у подростков физиологической зрелости синхронно приходила и их социальная зрелость: юноши и девушки были полностью готовы к созданию собственной семьи без малейшего родительского иждивения. «...Эффект, - с сожалением резюмирует И.В. Бестужев-Лада, - недосягаемый ни при каких, даже самых лучших современных системах образования» [7].

С уходом из жизни общества многопоколенной семьи бесследно уходят и те традиции, которые её цементировали. Возвратить их в том первозданном виде, скорее всего, уже невозможно, да и вряд ли нужно. Новое время должно рождать свои нравы и традиции. В то же время следует учитывать, что благополучное развитие любой семьи определяется рядом объективных закономерностей, нарушение которых часто приводит к её разрушению и к усилению отчуждения между поколениями.

Анализируя современные тенденции в развитии института семьи и брака, можно утверждать, что в последние десятилетия заметно растет количество мужчин и женщин, которые к 30 годам ни разу не вступали в брак, а также тех, кто в принципе не планирует официальные брачные отношения. При этом обозначенная проблема, что следует отметить особо, усугубляется с каждым годом. Так, по данным Росстата, в России в 2008 году вне брака жило 21 млн. мужчин, число которых неуклонно растет год от года; увеличивается также количество разводов. При этом среди 40-летних разведённых женщин в крупных городах России повторно выходят замуж всего лишь 2,5%, а более 40% или живут одиноко, или не состоят в повторном браке, или разведены, или вовсе никогда не выходили замуж. Наряду с этим растет число так называемых гражданских браков, являющихся по своей сути формой сожительства.

Снижение процента брачности свидетельствует, на наш взгляд, о низком уровне подготовленности современного человека к созданию собственной семьи и, как следствие, о недостаточной педагогизации его сознания. Данные проведенного нами опроса среди молодежи показывают, что семья зачастую рассматривается молодыми людьми только как «законное оформление сексуально-эмоциональных отношений». Сущность же семьи как социального института с комплексом присущих ему важных общественных функций ни девушками, ни юношами, как правило, не осознается в полной мере. Ослаблению педагогической функции сознания субъектов образовательного пространства способствует также малодетность семьи. Это значит, что большинство современных молодых семей, несмотря на разворачиваемые государством программы поддержки семьи, ограничиваются, как правило, одним - двумя детьми, так как сегодняшняя мать, как пишет А.Ц. Гармаев, более устремлена к тому, «... чтобы состоятся по способностям, а вовсе не в мудрости материнской», которая, по его мнению, начинает пробуждаться у женщины только с третьим ребёнком и лишь в том случае, если мать работает над собой в соответствующем направлении [8, с. 413].

Второй субъективной причиной отчуждения между поколениями можно считать отсутствие в современном образовании и воспитании направленности на педагогизацию сознания участников образования (обучающихся, педагогов и родителей обучающихся), что ослабляет воспитательный потенциал семьи и каждого отдельного человека.

Предметной основой решения проблемы педагогизации сознания участников образования с целью преодоления отчуждения между поколениями является национальное педагогическое самосознание населения России, которое является, с одной стороны, результатом духотворчества самого народа и происходит под влиянием окружающей человека внешней (природной и социальной) среды, а с другой стороны, - это следствие законотворчества государства, его органов, отражающего народный опыт в теориях, нормах, законах. Национальное педагогическое сознание претворяется в индивидуальном педагогическое сознании и самосознании конкретных субъектов и формируется у человека в процессе его воспитания и образования. Однако в современной образовательной и воспитательной практике практически отсутствует целенаправленная ориентация на формирование педагогического сознания подрастающего поколения. Если же это и осуществляется, то в большей степени стихийно. Безусловно, такое положение существенно ослабляет воспитательный потенциал семьи и каждого отдельного человека, что отрицательно сказывается не только на взаимоотношениях внутри семьи и между поколениями, но также на отношениях между учащимися и учителями, которые также являются представителями разных поколений. Анализируя проблему преодоления отчуждения ребёнка от школы, мы убедились, что отрицательное отношение ученика к учителю есть результат негативного отношения детей к взрослым вообще.

Исследуя содержание школьного образования с целью выявления его возможностей для педагогизации сознания учащихся, мы пришли к выводу, что отчуждение ученика от учителя в определённой степени провоцируется отчуждённым состоянием ребёнка от содержания образования, носителем которого является учитель. Как показывает практика, за последние два - три десятилетия школа претерпевает значительные изменения: это и внедрение Федерального государственного образовательного стандарта, разработанного отдельно для каждой ступени образования, и тотальная компьютеризация и цифровизация образовательного пространства, и изменение социального статуса образования в связи с переводом системы образования из сферы культуры в сферу услуг и многие другие направления реформирования системы общего образования. Однако, несмотря на все эти нововведения, касающихся в основном изменения концептуальных подходов к обучению и воспитанию в школе, содержание школьного образования практически не меняется, и школа по-прежнему продолжает переживать те же самые проблемы, что 10, 20, 30 и более лет тому назад. Следовательно, дело не только в отчуждённости содержания образования от сознания ребёнка. Многое зависит от отношения учителя как взрослого к ученику как представителю подрастающего поколения, то есть от понимания учителем природы растущего организма и искусства использовать природные особенности детей и заложенные в системе образования педагогические механизмы для создания максимально благоприятных условий для превращения ребенка из растущего существа в социально зрелого человека с большой буквы.

Таким образом, в современных семьях, даже полных, чаще всего отсутствует положительный педагогический опыт. Объясняется это самыми разными причинами, среди которых одной из наиболее распространённых, по мнению известного психиатра А.Е. Личко, является дисгармоничность межличностных отношений: а) отсутствие партнёрства между родителями (один из них только доминирует, другой только подчиняется); б) деструктурированность семьи (отсутствие взаимопонимания между членами семьи в решении жизненных задач, привязанности и солидарности, наличие излишней автономии); в) распадающийся тип семьи (признаки - повышенная конфликтность, высокий риск развода); г) ригидность псевдосоциальной семьи (семья, где отмечается доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жёсткая регламентация семейной жизни, отсутствие эмоциональной теплоты, автономизация духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера), что закономерно способствует появлению отчуждённого состояния во взаимоотношениях между членами семьи [9].

В то же время следует заметить, что отчуждение - вполне обыденное и нормальное явление в жизни и естественный механизм обогащения культуры, тем не менее эффективное развитие человечества возможно только при условии наличия общественного механизма ослабления отчуждения. Таким механизмом, как показывают результаты нашего исследования, может и должно стать образование, которое, как справедливо замечает Ю. Турчанинова, является предметом собственной деятельности субъекта образования, поэтому процесс созидания человеком собственного образования состоит, по её мнению, в преодолении множества уже свершившихся ранее отчуждений, в «вочеловечивании» кем-то отчуждённой мудрости, в превращении её в личностное знание» [10, с. 34].

Всё это возможно, на наш взгляд, посредством целенаправленной педа-гогизации сознания всех участников образования, к числу которых относятся и обучающиеся, и педагоги, и родители обучающихся, результатом которой является ориентация их на ценности такой семьи, в которой воспитывается уважение к авторитету старших, то есть педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз, при этом взаимоотношения между старшими и младшими основываются на принципах добровольного подчинения и выполнения обязанностей как обязательств. Итогом воспитания в семье, которая строится на взаимном доверии, принятии и автономности её членов является усвоение ребёнком демократических ценностей; четкое представление о соотношении прав и обязанностей, свободы и ответственности; эмоциональная устойчивость и формирование

таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, доброжелательность, адаптивность, уверенность в себе. Однако достижение такого результата возможно при условии организации образования как пространства творческой деятельности для каждого обучающегося, результатом которой становится присвоение педагогической функции сознания как основы преодоления отчуждения.

Анализ феномена отчуждения между поколениями показывает, что одной из причин его усиления является отчуждение педагогической функции сознания у взрослого населения страны, что проявляется в виде глубинного нарушения связей между взрослыми и детьми как двум основными «классами» любого общества. В основе отчуждения педагогической функции сознания человека лежат наряду с объективными субъективные, к числу которых относятся: изменение состава, структуры и качественных характеристик современной семьи, приведшее к утрате национальных традиций семейной педагогики, к отсутствию механизма создания новых семейных традиций и их передачи из поколения в поколение; отсутствие в современном образовании и воспитании направленности на педа-гогизацию сознания населения, что отрицательно отражается на воспитательной деятельности современной семьи и каждого отдельного человека.

Библиографический список

В результате действия именно субъективных причин происходит отчуждение педагогической функции сознании, поэтому уменьшение негативного влияния этих причин способствует преодолению отчуждения между поколениями. Отчуждение педагогической функции сознания субъектов образовательного пространства - это явление, развивающееся на протяжении всей истории становления системы воспитания и образования в России и связанное со становлением национального педагогического самосознания, которое нарабатывается и закрепляется в традициях самим народом, проявляется в его педагогических взглядах, убеждениях, мудрости, детерминируемой условиями внешней природной и социальной среды обитания данного народа, и развивается исторически по своим законам, отличающимся от законов развития педагогического самосознания отдельной личности. Эффективным способом гарантированного преодоления разрушительной силы отчуждения является гармонизация взаимоотношений между поколениями, в том числе между старшими (взрослыми) и младшими (детьми) членами семьи посредством целенаправленной педагогизации их сознания в процессе образования.

1. Кружилина Т.В., Неретина Т.Г., Орехова Т.Ф. Объективные причины отчуждения между поколениями: педагогический аспект. Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36): 27 - 35.

2. Юревич С.Н. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников. Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 74-й Международной научно-технической конференции, Магнитогорск. 2016; Т. 2: 206 - 209.

3. Бурилкина С.А. Преемственность традиций в молодых и родительских семьях. Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 75-й Международной научно-технической конференции, Магнитогорск. 2017; Т. 2: 229 - 232.

4. Разумова Е.М. Нарушения в поведении подростков в семьях с разведенными родителями. Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 75-й Международной научно-технической конференции, Магнитогорск. 2017; Т. 2: 29 - 294.

5. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи. Вестник МГУ. Сер. 1. Психология. 1996; № 1: 42 - 49.

6. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

7. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. Москва: Мысль, 1988.

8. Гармаев А.Ц. Психопатический круг в семье. Москва: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2001.

9. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Ленинград: Медицина, 1985.

10. Турчанинова Ю. Отчуждение в образовании: проблема преодоления. Директор школы. 1996; № 5: 32 - 38; № 6: 60 - 65.

References

1. Kruzhilina T.V., Neretina T.G., Orehova T.F. Ob'ektivnye prichiny otchuzhdeniya mezhdu pokoleniyami: pedagogicheskij aspekt. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2018. № 6 (36): 27 - 35.

2. Yurevich S.N. Povyshenie pedagogicheskoj kul'tury roditelej po voprosam duhovno-nravstvennogo vospitaniya doshkol'nikov. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki, tehniki i obrazovaniya: tezisy dokladov 74-j Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii, Magnitogorsk. 2016; T. 2: 206 - 209.

3. Burilkina S.A. Preemstvennost' tradicij v molodyh i roditel'skih sem'yah. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki, tehniki i obrazovaniya: tezisy dokladov 75-j Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii, Magnitogorsk. 2017; T. 2: 229 - 232.

4. Razumova E.M. Narusheniya v povedenii podrostkov v sem'yah s razvedennymi roditelyami. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki, tehniki i obrazovaniya: tezisy dokladov 75-j Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii, Magnitogorsk. 2017; T. 2: 29 - 294.

5. Elizarov A.N. K probleme poiska osnovnogo integriruyuschego faktora sem'i. Vestnik MGU. Ser. 1. Psihologiya. 1996; № 1: 42 - 49.

6. Druzhinin V.N. Psihologiya sem'i. Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2000.

7. Bestuzhev-Lada I.V. Stupeniksemejnomuschast'yu. Moskva: Mysl', 1988.

8. Garmaev A.C. Psihopaticheskij krug v sem'e. Moskva: Pravoslavnoe bratstvo svyatogo apostola loanna Bogoslova, 2001.

9. Lichko A.E. Podrostkovaya psihiatriya. Leningrad: Medicina, 1985.

10. Turchaninova Yu. Otchuzhdenie v obrazovanii: problema preodoleniya. Direktor shkoly. 1996; № 5: 32 - 38; № 6: 60 - 65.

Статья поступила в редакцию 26.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10086

Dylkov A.G., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Philosophy, Cultural Science, Social and Humanitarian Disciplines, Magnitogorsk State Conservatory (Academy) n.a. M.I. Glinka (Magnitogorsk, Russia), E-mail: adylkov@magkmusic.com

ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION AS A GROUP DISCIPLINES TEACHER TOOL.

In the context of the widespread education informatization (including musical education) various requirements are placed to educational process direct participants. Thus, for teachers and students it is necessary to acquire competence in the field of IT and computer literacy, for educational organizations of higher education by the Federal State Educational Standards (FSES) are established the existence and functioning of the Electronic Information and Educational Environment (EIEE). The use of modern information technologies in the teacher professional activity together with the capabilities of the EIEE of higher education institution, create new ways for presenting and giving of educational material. The article considers some opportunities opened for a teacher of a higher education institution on group disciplines when using EIEE components in educational process.

Key words: electronic information and education environment, higher education, musical education, innovation educational technologies.

А.Г. Дыльков, канд. физ.-мат. наук, доц., Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, г. Магнитогорск, Е-mail: adylkov@magkmusic.com

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ГРУППОВЫХ ДИСЦИПЛИН

В условиях повсеместной информатизации образования (в том числе музыкального) различные требования предъявляются к непосредственным участникам образовательного процесса. Так, для преподавателей и студентов в обязательном порядке необходимо овладевать компетенциями в области информационно-компьютерной грамотности, а к образовательным организациям высшего образования требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) установлено наличие и функционирование электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Использование современных информационных технологий в профессиональной деятельности преподавателя в совокупности с возможностями ЭИОС вуза создают новые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.