Научная статья на тему 'Электронная информационно-образовательная среда вуза как инструмент преподавателя групповых дисциплин'

Электронная информационно-образовательная среда вуза как инструмент преподавателя групповых дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронная информационно-образовательная среда / высшее образование / музыкальное образование / инновационные образовательные технологии. / electronic information and education environment / higher education / musical education / innovation educational technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. Г. Дыльков

В условиях повсеместной информатизации образования (в том числе музыкального) различные требования предъявляются к непосредственным участникам образовательного процесса. Так, для преподавателей и студентов в обязательном порядке необходимо овладевать компетенциями в области информационно-компьютерной грамотности, а к образовательным организациям высшего образования требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) установлено наличие и функционирование электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Использование современных информационных технологий в профессиональной деятельности преподавателя в совокупности с возможностями ЭИОС вуза создают новые способы представления и подачи учебного материала. В статье рассмотрены некоторые возможности, открывающиеся преподавателю вуза на групповых дисциплинах при использовании в образовательном процессе средств ЭИОС образовательной организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. Г. Дыльков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION AS A GROUP DISCIPLINES TEACHER TOOL

In the context of the widespread education informatization (including musical education) various requirements are placed to educational process direct participants. Thus, for teachers and students it is necessary to acquire competence in the field of IT and computer literacy, for educational organizations of higher education by the Federal State Educational Standards (FSES) are established the existence and functioning of the Electronic Information and Educational Environment (EIEE). The use of modern information technologies in the teacher professional activity together with the capabilities of the EIEE of higher education institution, create new ways for presenting and giving of educational material. The article considers some opportunities opened for a teacher of a higher education institution on group disciplines when using EIEE components in educational process.

Текст научной работы на тему «Электронная информационно-образовательная среда вуза как инструмент преподавателя групповых дисциплин»

таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, доброжелательность, адаптивность, уверенность в себе. Однако достижение такого результата возможно при условии организации образования как пространства творческой деятельности для каждого обучающегося, результатом которой становится присвоение педагогической функции сознания как основы преодоления отчуждения.

Анализ феномена отчуждения между поколениями показывает, что одной из причин его усиления является отчуждение педагогической функции сознания у взрослого населения страны, что проявляется в виде глубинного нарушения связей между взрослыми и детьми как двум основными «классами» любого общества. В основе отчуждения педагогической функции сознания человека лежат наряду с объективными субъективные, к числу которых относятся: изменение состава, структуры и качественных характеристик современной семьи, приведшее к утрате национальных традиций семейной педагогики, к отсутствию механизма создания новых семейных традиций и их передачи из поколения в поколение; отсутствие в современном образовании и воспитании направленности на педа-гогизацию сознания населения, что отрицательно отражается на воспитательной деятельности современной семьи и каждого отдельного человека.

Библиографический список

В результате действия именно субъективных причин происходит отчуждение педагогической функции сознании, поэтому уменьшение негативного влияния этих причин способствует преодолению отчуждения между поколениями. Отчуждение педагогической функции сознания субъектов образовательного пространства - это явление, развивающееся на протяжении всей истории становления системы воспитания и образования в России и связанное со становлением национального педагогического самосознания, которое нарабатывается и закрепляется в традициях самим народом, проявляется в его педагогических взглядах, убеждениях, мудрости, детерминируемой условиями внешней природной и социальной среды обитания данного народа, и развивается исторически по своим законам, отличающимся от законов развития педагогического самосознания отдельной личности. Эффективным способом гарантированного преодоления разрушительной силы отчуждения является гармонизация взаимоотношений между поколениями, в том числе между старшими (взрослыми) и младшими (детьми) членами семьи посредством целенаправленной педагогизации их сознания в процессе образования.

1. Кружилина Т.В., Неретина Т.Г., Орехова Т.Ф. Объективные причины отчуждения между поколениями: педагогический аспект. Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36): 27 - 35.

2. Юревич С.Н. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников. Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 74-й Международной научно-технической конференции, Магнитогорск. 2016; Т. 2: 206 - 209.

3. Бурилкина С.А. Преемственность традиций в молодых и родительских семьях. Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 75-й Международной научно-технической конференции, Магнитогорск. 2017; Т. 2: 229 - 232.

4. Разумова Е.М. Нарушения в поведении подростков в семьях с разведенными родителями. Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 75-й Международной научно-технической конференции, Магнитогорск. 2017; Т. 2: 29 - 294.

5. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи. Вестник МГУ. Сер. 1. Психология. 1996; № 1: 42 - 49.

6. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

7. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. Москва: Мысль, 1988.

8. Гармаев А.Ц. Психопатический круг в семье. Москва: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2001.

9. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Ленинград: Медицина, 1985.

10. Турчанинова Ю. Отчуждение в образовании: проблема преодоления. Директор школы. 1996; № 5: 32 - 38; № 6: 60 - 65.

References

1. Kruzhilina T.V., Neretina T.G., Orehova T.F. Ob'ektivnye prichiny otchuzhdeniya mezhdu pokoleniyami: pedagogicheskij aspekt. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2018. № 6 (36): 27 - 35.

2. Yurevich S.N. Povyshenie pedagogicheskoj kul'tury roditelej po voprosam duhovno-nravstvennogo vospitaniya doshkol'nikov. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki, tehniki i obrazovaniya: tezisy dokladov 74-j Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii, Magnitogorsk. 2016; T. 2: 206 - 209.

3. Burilkina S.A. Preemstvennost' tradicij v molodyh i roditel'skih sem'yah. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki, tehniki i obrazovaniya: tezisy dokladov 75-j Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii, Magnitogorsk. 2017; T. 2: 229 - 232.

4. Razumova E.M. Narusheniya v povedenii podrostkov v sem'yah s razvedennymi roditelyami. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki, tehniki i obrazovaniya: tezisy dokladov 75-j Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii, Magnitogorsk. 2017; T. 2: 29 - 294.

5. Elizarov A.N. K probleme poiska osnovnogo integriruyuschego faktora sem'i. Vestnik MGU. Ser. 1. Psihologiya. 1996; № 1: 42 - 49.

6. Druzhinin V.N. Psihologiya sem'i. Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2000.

7. Bestuzhev-Lada I.V. Stupeniksemejnomuschast'yu. Moskva: Mysl', 1988.

8. Garmaev A.C. Psihopaticheskij krug v sem'e. Moskva: Pravoslavnoe bratstvo svyatogo apostola loanna Bogoslova, 2001.

9. Lichko A.E. Podrostkovaya psihiatriya. Leningrad: Medicina, 1985.

10. Turchaninova Yu. Otchuzhdenie v obrazovanii: problema preodoleniya. Direktor shkoly. 1996; № 5: 32 - 38; № 6: 60 - 65.

Статья поступила в редакцию 26.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10086

Dylkov A.G., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Philosophy, Cultural Science, Social and Humanitarian Disciplines, Magnitogorsk State Conservatory (Academy) n.a. M.I. Glinka (Magnitogorsk, Russia), E-mail: adylkov@magkmusic.com

ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION AS A GROUP DISCIPLINES TEACHER TOOL.

In the context of the widespread education informatization (including musical education) various requirements are placed to educational process direct participants. Thus, for teachers and students it is necessary to acquire competence in the field of IT and computer literacy, for educational organizations of higher education by the Federal State Educational Standards (FSES) are established the existence and functioning of the Electronic Information and Educational Environment (EIEE). The use of modern information technologies in the teacher professional activity together with the capabilities of the EIEE of higher education institution, create new ways for presenting and giving of educational material. The article considers some opportunities opened for a teacher of a higher education institution on group disciplines when using EIEE components in educational process.

Key words: electronic information and education environment, higher education, musical education, innovation educational technologies.

А.Г. Дыльков, канд. физ.-мат. наук, доц., Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, г. Магнитогорск, Е-mail: adylkov@magkmusic.com

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ГРУППОВЫХ ДИСЦИПЛИН

В условиях повсеместной информатизации образования (в том числе музыкального) различные требования предъявляются к непосредственным участникам образовательного процесса. Так, для преподавателей и студентов в обязательном порядке необходимо овладевать компетенциями в области информационно-компьютерной грамотности, а к образовательным организациям высшего образования требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) установлено наличие и функционирование электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Использование современных информационных технологий в профессиональной деятельности преподавателя в совокупности с возможностями ЭИОС вуза создают новые

способы представления и подачи учебного материала. В статье рассмотрены некоторые возможности, открывающиеся преподавателю вуза на групповых дисциплинах при использовании в образовательном процессе средств ЭИОС образовательной организации.

Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, высшее образование, музыкальное образование, инновационные образовательные технологии.

Процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий является неотъемлемой частью и важной тенденцией образования XXI века. Для участников образовательного процесса следствием данного процесса становится обязательное владение информационно-коммуникативными компетенциями. Использование информационных технологий в образовательном процессе может дать современному преподавателю ряд преимуществ и стать эффективным инструментом для электронного сопровождения образовательного процесса. Однако бурное развитие информационных образовательных технологий предъявляют высокие требования к информационно-компьютерной грамотности преподавателя. Заметим, что внедрение информационных технологий в музыкальное образование, преподавание дисциплин, связанных с музыкально-компьютерными технологиями, а также вопросы применения компьютерных программ в различных видах музыкально-педагогической деятельности, зачастую, осложняются отсутствием образовательных стандартов и учебной литературы [1 - 4].

Одним из следствий развития информационных и коммуникационных технологий в образовании (в том числе музыкальном) становится индивидуализация процесса обучения, что особенно актуально для преподавателя групповых дисциплин.

Важным требованием ФГОС к условиям реализации образовательных программ высшего образования является наличие электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) вуза, в состав которой входят различные информационные и образовательные ресурсы, информационно-коммуникационные технологии и программные средства [5].

Основная цель данной работы - рассмотреть некоторые возможности, открывающиеся для преподавателя вуза на групповых дисциплинах при использовании в образовательном процессе средств ЭИОС. Говоря о групповых дисциплинах, мы не ограничиваемся социально-гуманитарным циклом или групповыми дисциплинами, связанными с музыкально-компьютерными технологиями, преподавание которых, как правило, осуществляется в компьютерном классе. Автор убеждён, что рассмотренные в работе идеи при творческом подходе и соответствующем уровне владения современными информационными технологиями могут найти полезное применение на любой групповой дисциплине вуза, в том числе на музыкальных или теоретических групповых дисциплинах учреждений высшего профессионального музыкального обра зоаания.

Безусловно, структура ЭИОС каждой образовательной организации уникальна. Однако в силу требований ФГОС ВО к ЭИОСобразовательныхоргон о заций, особенностей использования электронного обучения в некоторых дистанционных образовательных технологиях, необходимостовеьеноозрекеронньгн документооборота образовательной организации можно сделать вывод о наличии схожего функционала ЭИОС (с точки зрения препооьватсля)влюОомррье. Демонстрацию конкретных идей использования возможностей ЭИОС преподавателем групповых дисциплин приведём на примере Маннотогдрвкдьгдтудавсзвер-ной консерватории.

В связи со сказанным в структуре ЭИОС Магнитдыррскоокрнсееиарорти ьы-делим некоторые компоненты, наиболее важные, на наш взгляд, с точки зрения взаимодействия преподавателя и студентов - корпор атквныйроОтатоваоел ьотК) портал, корпоративные электронные сервисы (G Suite), электронно-библиотечные системы - и рассмотрим некоторые возможные сроекба1их осррльзрвосия на групповых дисциплинах.

Согласно указанным выше требованиям ФГОС ЕЮЛоОСдогаписакии «должна обеспечивать доступ учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсом, указанным в рабочих программах» (цитата из любого стандарта группы 53.00.00 «Музыкальное искусство»). Однако при обеспечении этого доступа необходимо учесть, что рабочие программы и другие авторские материалы не могут размещаться в сети Интернет в открытом доступе, следовательно, необходима организация персонального авторизованного доступа.

В Магнитогорской консерватории роль информационного ресурса с авторизованным доступом выполняет корпоративный (образовательный) портал. Авторизованный пользователь портала получает доступ к большому количеству информации, в том числе рабочим программам, электронным учебным изданиям и др. Студенту необходимо выбрать свои уровень обучения, факультет, образовательную программу, направление подготовки (или специальность), профиль (или специализацию) и какую-либо дисциплину из списка всех предметов учебного плана. Внутренняя структура папки любой дисциплины идентична: рабочая программа, учебно-методические материалы и фонды оценочных средств. Папка учебно-методических материалов преподаваемой дисциплины может стать для преподавателя единым виртуальным пространством для трансляции студентам, вообще говоря, любой учебной информации. В частности, пре-

подаватель имеет возможность размещать практические (проверочные) задания любого рода (тесты (в том числе электронные), кроссворды, вопросы и др.), изображения, презентации, видеоматериалы, аудиолекции и другие авторские материалы, зная при этом, что информация будет доступна для студентов и скрыта от сторонних пользователей сети.

В связи с описанной выше необходимостью авторизации пользователей (в частности - на портале) неизбежно возникает вопрос о централизации хранения учётных записей пользователей, т.е. создания единого каталога учётных записей. Централизация учётных данных студентов посредством данного каталога избавляет преподавателя групповых дисциплин от необходимости сбора контактных данных студентов, а также создания каких-либо сообществ в социальных сетях.

Новые горизонты для преподавателя в вопросе взаимодействия со студентами посредством ЭИОС открывают корпоративные электронные сервисы. В частности, корпоративные сервисы Google для образования (G Suite for Education) [6]. Перечислим основные с точки зрения организации учебного процесса компоненты G Suite: корпоративная электронная почта, чат и видеозвонки, сайты, офисные приложения (документы, презентации, формы, таблицы, диск), электронный учебный класс. Кратко обозначим основные возможности указанных элементов.

Поскольку все сервисы G Suite взаимосвязаны, корпоративная электронная почта выступает удобным и универсальным инструментом взаимодействия с обучающимися. При этом для поиска и добавления адреса почты каждого студента достаточно его имени и фамилии, поскольку, как уже было сказано выше, все студенты (и преподаватели) внесены в единый каталог учётных записей пользователей организации. С помощью корпоративной электронной почты можно создавать группы контактов для рассылки учебных материалов (скажем, по дисциплинам, курсам, студенческим группам и т.д.). Таким образом, посредством корпоративной электронной почты можно организовать эффективное асинхронное взаимодействие со студентами посредством сети Интернет.

Следующие сервисы G Suite - чат и видеозвонки. Данный функционал для преподавателя позволяет организовать синхронное взаимодействие со студентами посредством сети Интернет. Безусловно, взаимодействие такого рода в обязательном порядке необходимо при дистанционном или электронном обучении, однаковозможности такогородамогрт о казатьсяполезнымидляпреподавателя, работающего и в «очном» формате.

Другойьодпенентпорворятивных сеевиоввОнод1е для оОмазоваоельных организаций - сайты. Данный функционал открывает широкие возможности для срезндсдателп,т.к. послвдним деддгапичввон в колсчедтвнааЗнов.ми в сьссо-бе представления и видах размещаемой на создаваемых ресурсах информации. Вроме того, воснддснвамнаИна паоподададелн имеет впзможнодть оадостоателрг но настроить саму форму представления учебного материала в виртуальном псослнавотне, т.е.нвднгодома пвтедДейнаиcдвмывиaтмoдeПетьин«ьотпoдаод-тель - студент». Преподаватель может создать персональный сайт и аккумули-.отапо на нДм оолеьнью иифддаацсю длявнехснлиасвусонмов и по всем пвт-подаваемым дисциплинам или, в зависимости от поставленных задач, создать стдмоьныс оаНвы пдкажддй дисниилиие (дм. рид.1),доя ка>r^оПорyаннчедoAИ группы и т.д. Возможно использование Google-сайта в качестве электронного он-тдйг-учое«имa[а]. Асоомощ ыаги(ютxнлртеоel1 д аотдпо мнин о дсолдвь днсти.-ступным только внутри организации (или по уникальной ссылке), что необходимо в долчдepaзмсщeнитва доТтоаввардкирмноеригоо.

РидlПримерсайтадисциплины,созданноroсредствамиG Suite

Задать вопросы можно здесь.СКм.арр.дoo.gl/lcD3L|| 00:00:21 «P«*» ИНСТРУМЕНТЫ АУДИТОРИИ ЗАМЁТКИ ДОКЛАДЧИКА

Вопрос №1: какие программы наиболее часто используютсяпри работе со звуком? Анонимный С«ЧЙД1 ; Кто может задавать вопросы: ГБОУ ВО ЧО «МаГК (академия] имени М.И. Глинки» * 1 чПНич япп ппп п1/гч^Нп

(ЛМОЦрМЛКрШГ (шглйшим) LjMfc" J М И ПмннГ ыви Компьютер как средства обработки звука Дал« Анонимный М 'ж Вопрос №1: какие программы наиболее часто используются при работе со звуком? Ос ЩК ПОКАЗАТЬ

Рис.2.Инструментыработы саудиториейвGoogle-презентациях

Офисные средства пакета G Suite для образовательных организаций также открывают широкие возможностидля преподавателя,вчастности:

- с помощью Google-документов возможно организовать совместную работу с текстом. Для этого преподавателю необходимо открыть доступ к документу для выбранных студентов, после чего учащиеся получают возможность просматривать (или редактировать) данный документ, а также оставлять комментарии к выделенному фрагменту текста, используя при этом компьютер, ноутбук или смартфон;

- с помощью Google-презентаций возможно создавать учебные презентационные материалы, доступные онлайн. Опубликованную онлайн-презентацию можно встроить на сайт, а также разослать любым удобным способом. Кроме того, при показе данной презентации в режиме докладчика можно включить инте-рактивныйэлемент-единую ссылкудля вопросовслушателей(см.рис.2);

- Широкие возможности для преподавателя открывает инструмент Google- формы, с помощью которого можно создавать опросы, тесты, интерактивные тренажёры. Результаты заполнения формы можно аккумулировать в электронной таблице, что открывает широкие возможности по аналитической и статистической обработке собранных данных. Заметим, что в корпоративной версии G Suite (в отличие от личного аккаунта Google) при выборе типа ответа на вопрос доступен дополнительный элемент - загрузка файлов (см. рис. 3), что позволяет преподавателю создавать задания или вопросы, на которые нужен развёрнутый письменный ответ;

- с помощью инструмента Google-диск преподаватель также может организовывать совместную работу со студентами над любыми видами информации. Все вышеперечисленные объекты (сайты, документы, презентации, формы) при создании размещаются на диске, т.е. в виртуальном облачном пространстве, в результате чего преподаватель или студенты получают возможность доступа к этой информации с любого устройства (в том числе смартфона) и любой точки, где есть выход в Интернет С помощью создания папок информацию можно нужным образом структурировать и аналогично другим элементам диска настраивать совместный доступ к папкам.

Эффективным электронным инструментом для организации учебного процесса может стать для преподавателя сервис Google-класс, доступный только в корпоративной версии G Suite для образовательных организаций. Дополняя сказанное о работе с данным сервисом в [8], отметим, что использование данного электронного учебного класса позволяет преподавателю выйти на новый уровень в организации учебного процесса с применением информационных технологий, поскольку весь учебный процесс фиксируется в электронной системе, управлять которой можно с любого устройства (в том числе смартфона!). А при добавлении студентами своих корпоративных учётных записей в смартфоны преподаватель настраивает автоматическое оповещение участников образовательного процесса обо всех событиях, происходящих в электронном учебном курсе.

С целью обеспечения библиотечного фонда вуза частой практикой становится использование электронно-библиотечных систем (ЭБС), доступ к которым также должен быть обеспечен в рамках ЭИОС. Наличие доступа к ЭБС предоставляет преподавателю групповых дисциплин дополнительные возможности,

Библиографический список

1. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Музыкально-компьютерные технологии как фактор становления профессиональной компетентности современного музыканта-педагога. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; №12 (83): 390 - 396.

2. Горбунова И.Б., Орлова Е.В. На острие проблемы - музыкальная информатика. Материалы Международной научно-практической интернет-конференции. Под редакцией Л.Л. Босоеой, Н.К. Нателаури. 2018: 72 - 77.

3. Новоселов В.А., Дыльков А.Г Информационные технологии в музыкальном образовании: учебно-методическое пособие: в 2 частях, Ч. 1. Нотные редакторы MuseScore, Sibelius: освоение и возможности практического применения. Москва: МПГУ 2019.

4. Новоселов В.А., Дыльков А.Г К вопросу о создании учебного пособия по освоению и применению нотаторов Musescore, Sibelius в музыкально-педагогическом образовании. Новые информационные технологии в образовании и науке: материалы XII Международной научно-практической конференции «», 25 февраля -1 марта 2019, Екатеринбург: РГППУ, 2019: 843 - 856.

5. Дыльков А.Г, Удотова О.А. Создание электронной информационно-образовательной среды в вузе (на примере Магнитогорской консерватории). Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 75 - 79.

6. Дыльков А.Г Сервисы Google для образовательных организаций как часть электронной информационно-образовательной среды консерватории. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 328 - 332.

— Текст(строка)

— Текст(абзац)

{•) Один из списка

Н Несколько из списка

О Раскрывающийся список

Д Загрузка файлов

Шкала

Сетка {множественный выбор) ¡; Сетка флажков

0 Дата Время

Рис. 3. Пункт «Загрузка файлов» в корпоративной версии Соод1е-формы

поскольку доступ к необходимой учебной литературе возможен из любой точки (в которой имеется подключение к сети Интернет) и с любого устройства, благодаря чему необходимая в учебном процессе литература оказывается всегда под рукой.

Таким образом, на примере Магнитогорской консерватории мы рассмотрели некоторые возможности использования компонентов ЭИОС организации в учебном процессе на групповых дисциплинах. Подчеркнём, что рассмотренные возможности предоставляют дополнительный функционал для участников образовательного процесса и ни в коем случае не являются самоцелью. Безусловно, качество образования зависит в первую очередь от профессионализма и мастерства преподавателя, а рассмотренные выше современные информационные технологии открывают для него новые возможности подачи, представления учебного материала, взаимодействия со студентами, что позволяет говорить об осуществлении профессиональной деятельности преподавателя на новом современном уровне - в русле актуальной концепции медиаобразования [9].

7. Мезенцева С.В. Сетевой электронный учебник как новое средство трансляции знаний (из опыта работы в вузе с иностранными студентами из КНР). Мир науки, культуры, образования. 2018; № 1 (68): 246 - 247.

8. Дыльков А.Г Опыт использования электронного учебного класса «Google Класс» в консерватории. Вестник Магнитогорской консерватории. 2017; № 3: 88 - 93.

9. Тараева ГР Информационные технологии и музыкальная педагогика. Проблемы музыкальной науки. 2008; №1 (2): 214 - 220.

References

1. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak faktor stanovleniya professional'noj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; №12 (83): 390 - 396.

2. Gorbunova I.B., Orlova E.V. Na ostrie problemy - muzykal'naya informatika. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakiicheskoj internet-konferencii. Pod redakciej L.L. Bosovoj, N.K. Natelauri. 2018: 72 - 77.

3. Novoselov V.A., Dyl'kov A.G. Informacionnye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie: v 2 chastyah, Ch. 1. Notnye redaktory MuseScore, Sibelius: osvoenie i vozmozhnosti prakticheskogo primeneniya. Moskva: MPGU, 2019.

4. Novoselov V.A., Dyl'kov A.G. K voprosu o sozdanii uchebnogo posobiya po osvoeniyu i primeneniyu notatorov Musescore, Sibelius v muzykal'no-pedagogicheskom obrazovanii. Novye informacionnye tehnologii v obrazovanii i nauke: materialy XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii«», 25 fevralya - 1 marta 2019, Ekaterinburg: RGPPU, 2019: 843 - 856.

5. Dyl'kov A.G., Udotova O.A. Sozdanie 'elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy v vuze (na primere Magnitogorskoj konservatorii). Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 75 - 79.

6. Dyl'kov A.G. Servisy Google dlya obrazovatel'nyh organizacij kak chast' 'elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy konservatorii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 328 - 332.

7. Mezenceva S.V. Setevoj elektronnyj uchebnik kak novoe sredstvo translyacii znanij (iz opyta raboty v vuze s inostrannymi studentami iz KNR). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 1 (68): 246 - 247.

8. Dyl'kov A.G. Opyt ispol'zovaniya 'elektronnogo uchebnogo klassa «Google Klass» v konservatorii. Vestnik Magnitogorskoj konservatorii. 2017; № 3: 88 - 93.

9. Taraeva G.R. Informacionnye tehnologii i muzykal'naya pedagogika. Problemy muzykal'nojnauki. 2008; №1 (2): 214 - 220.

Статья поступила в редакцию 26.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10087

Aleyeva Yu.V, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: yaleeva73@mail.ru

Erokhin V.V., teaching assistant, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: wasilii2012@mail.ru

Loginov A.N., teaching assistant, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: loginov.ru@inbox.ru

THE EXPERIENCE OF THE ALTAI STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY FOR THE ORGANIZATION OF THE IV FORUM OF STUDENT PEDAGOGICAL TEAMS OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT. The article reveals problems of developing a model of cultural and recreational and recreational educational space of a suburban children's camp. The relevance of the country's personnel potential in the face of student teaching teams in the field of children's recreation is emphasized. The article presents the experience of Altai State Pedagogical University in organizing the IV forum of student teaching teams of the Siberian Federal District. The tasks and objectives of the project are revealed, the content of the educational sites of the forum is analyzed, their thematic and productive directions are determined: a list of acquired knowledge and skills. The pedagogical potential of the competitions held in the framework of the forum is characterized. The analysis of the obtained results of the project is presented; the participants exchanged experience of detachment activity.

Key words: cultural and educational space, IV forum of student teaching teams of Siberian Federal District, counselor, educational sites.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю.В. Алеева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: yaleeva73@mail.ru

В.В. Ерохин, ассистент, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: wasilii2012@mail.ru

А.Н. Логинов, ассистент, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail:loginov.ru@inbox.ru

ОПЫТ РАБОТЫ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ IV ФОРУМА СТУДЕНЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В статье раскрываются сущность и проблемы разработки модели культурно-оздоровительного и оздоровительно-образовательного пространства загородного детского лагеря. Подчеркивается актуальность кадрового потенциала страны в лице студенческих педагогических отрядов в сфере детского отдыха. В статье представлен опыт работы Алтайского государственного педагогического университета по организации IV форума студенческих педагогических отрядов Сибирского федерального округа. Раскрываются цели и задачи проекта, анализируется содержание образовательных площадок форума, определяются их тематические и результативные направления: перечень получаемых знаний и умений. Характеризуется педагогический потенциал конкурсов, проведенных в рамках форума. Представлен анализ полученных результатов проекта: участники обменялись опытом отрядной деятельности, показали лучшие практики воспитательной деятельности вожатого.

Ключевые слова: культурно-образовательное пространство, IV форум студенческих педагогических отрядов Сибирского федерального округа, вожатый, образовательные площадки.

В современном обществе все большее внимание уделяется вопросам разработки модели культурно-оздоровительного и оздоровительно-образовательного пространства загородного детского лагеря. В связи с этим оправдано, что кадровый потенциал страны в сфере детского отдыха и оздоровления составляют студенческие педагогические отряды. Сохраняя традиции, участники педагогических отрядов работают в загородных лагерях и детских центрах вожатыми, организуют акции в поддержку социально незащищенных слоев населения, участвуют в масштабных мероприятиях, акциях государственного значения.

Студенческие педагогические отряды, помимо обеспечения вторичной занятости студентов, позволяют приобрести дополнительные профессиональные навыки, пройти практическую школу будущему педагогу, подготовить учащуюся и студенческую молодежь к вступлению в социально-экономические отношения на современном рынке труда. Решение этих вопросов в качестве приоритетных направлений работы с детьми и молодежью определено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны; создание условий для успешной социализации и

эффективной самореализации молодежи; вовлечение молодежи в социальную практику [1].

В связи с вышесказанным нами был разработан проект «IV форум студенческих педагогических отрядов Сибирского федерального округа».

Целью проекта является содействие формированию педагогической культуры студенческих педагогических отрядов, профессиональной компетентности вожатых учреждений отдыха и оздоровления детей и молодежи. Консолидация вожатского опыта педагогических отрядов Сибирского федерального округа. Задачи проекта: подбор преподавательского состава и специалистов для разработки и реализации содержания образовательной программы форума и конкурсов; определение инструментария для информационного и технического сопровождения форума; совершенствование знаний и умений бойцов об организации воспитательного процесса; формирование профессиональных компетенций и положительного имиджа вожатого; подведение итогов работы IV форума студенческих педагогических отрядов; рефлексия итогов реализации проекта.

Рассмотрим содержательное наполнение образовательной программы форума. На наш взгляд, оптимальным сочетанием для качественной подготовки будущих вожатых являются следующие направления: наставничество - метод

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.