Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
преподаватель медицинского вуза / концепция непрерывного педагогического образования / программы повышения квалификации / профессиональная переподготовка / программа «Преподаватель высшей школы» / педагогический опыт / педагогические компетенции / teacher of a medical university / the concept of continuous pedagogical education / professional development programs / professional retraining / the program “Teacher of Higher Education” / pedagogical experience / pedagogical competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик Владимир Александрович, Тельнюк Ирина Владимировна

В статье обсуждается концепция постдипломного педагогического образования преподавателей медицинского вуза в аспекте профессионализации личности педагога. Рассмотрены основные этапы непрерывного образования преподавателей с учетом их предметно-профессиональной базовой подготовки (гуманитарной, естественной, лечебно-профилактической), а также занимаемой должности профессорско-преподавательского состава. Отмечается роль учебных программ для ординаторов, аспирантов, доцентов и профессоров, учитывающих поэтапное формирование профессионально-педагогических компетенций, реализуемых на курсах повышения квалификации и в дополнительной программе профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы». Особое внимание уделяется практико-ориентированному опыту преподавателей медицинского вуза как концептуально новой универсальной модели в педагогике высшего медицинского образования, реализуемой в рамках федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и в связи с решением задач подготовки будущих врачей и работников системы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худик Владимир Александрович, Тельнюк Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF CONTINUOUS PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION OF MEDICAL UNIVERSITY TEACHERS

The article deals with the concept of postgraduate pedagogical education of medical school teachers in the aspect of professionalization of teacher’s personality. The main stages of continuing education of teachers are considered, taking into account their subject-professional basic training (humanitarian, natural, medical and preventive), as well as the position of the teaching staff. The role of curricula for residents, postgraduates, associate professors and professors, taking into account the gradual formation of professional-pedagogical competencies, implemented at advanced training courses and in the additional program of professional retraining “Higher School Teacher” is emphasized. Special attention is paid to the practice-oriented experience of medical school teachers as a conceptually new universal model in the pedagogy of higher medical education, implemented within the framework of the federal state educational standard of higher education and in connection with the solution of problems of training future doctors and health care workers.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

УДК 378.046.4+378.048.2 ББК 74

DOI: 10.31862/2073-9613-2024-1-54-64

КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

■ В .А. Худик, И.В. Тельнюк

Аннотация. В статье обсуждается концепция постдипломного педагогического образования преподавателей медицинского вуза в аспекте профессионализации личности педагога. Рассмотрены основные этапы непрерывного образования преподавателей с учетом их предметно-профессиональной базовой подготовки (гуманитарной, естественной, лечебно-профилактической), а также занимаемой должности профессорско-преподавательского состава. Отмечается роль учебных программ для ординаторов, аспирантов, доцентов и профессоров, учитывающих поэтапное формирование профессионально-педагогических компетенций, реализуемых на курсах повышения квалификации и в дополнительной программе профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы». Особое внимание уделяется практико-ориентированному опыту преподавателей медицинского вуза как концептуально новой универсальной модели в педагогике высшего медицинского образования, реализуемой в рамках федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и в связи с решением задач подготовки будущих врачей и работников системы здравоохранения.

Ключевые слова: преподаватель медицинского вуза, концепция непрерывного педагогического образования, программы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, программа «Преподаватель высшей школы», педагогический опыт, педагогические компетенции.

54

Для цитирования: Худик В.А., Тельнюк И.В. Концепция непрерывного профессионально-педагогического образования преподавателей медицинского вуза // Преподаватель XXI век. 2024. № 1. Часть 1. С. 54-64. Б01: 10.31862/2073-9613-2024-1-54-64

THE CONCEPT OF CONTINUOUS PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION OF MEDICAL UNIVERSITY TEACHERS

^^V.A. Khudik, I.V. Telnyuk

^Я Abstract. The article deals with the concept of postgraduate pedagogical education of medical school teachers in the aspect of professionalization of teacher's personality. The main stages of continuing education of teachers are considered, taking into account their

© Худик В.А., Тельнюк И.В., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

■ subject-professional basic training (humanitarian, natural, medical and preventive), as well as the position of the teaching staff. The role of curricula for residents, postgraduates, associate professors and professors, taking into account the gradual formation of professional-pedagogical competencies, implemented at advanced training courses and in the additional program of professional retraining "Higher School Teacher" is emphasized. Special attention is paid to the practice-oriented experience of medical school teachers as a conceptually new universal model in the pedagogy of higher medical education, implemented within the framework of the federal state educational standard of higher education and in connection with the solution of problems of training future doctors and health care workers.

Keywords: teacher of a medical university, the concept of continuous pedagogical education, professional development programs, professional retraining, the program "Teacher of Higher Education", pedagogical experience, pedagogical competencies.

Cite as: Khudik V.A., Telnyuk I.V. The Concept of Continuous Professional and Pedagogical Education of Medical University Teachers. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2024, No. 1, part 1, pp. 54-64. DOI: 10.31862/2073-9613-2024-1-54-64

Профессионально-педагогическая деятельность в условиях медицинского вуза, как и в других вузах иного профиля, имеет свою специфику. Обусловлено это особенностями подготовки будущих специалистов в сфере здравоохранения. Профессиональное становление будущего врача затрагивает разнообразие формирующихся общекультурных и непосредственно предметно-профессиональных компетенций, поэтапность развития и совершенствование которых происходит как в процессе обучения в медицинском вузе, так и в течение всего периода трудовой деятельности. В медицинском вузе преподаются не только клинические дисциплины общей профессиональной подготовки, но и целый ряд дисциплин естественно-научной и гуманитарной направленности (физика, математика, биология, история, философия и др.), профессорско-преподавательский состав которых имеет соответствующее образование. Деятельность педагогов 55 и их образовательные программы интегрируются с учетом задач высшего медицинского образования.

В условиях медицинского вуза врачи-клиницисты выступают и в роли непосредственно своей профессиональной деятельности, т. е. реализуют лечебную практику, и в роли педагогов, передающих знания и опыт в качестве преподавателей клинических учебных дисциплин. Получив основное медицинское образование, им приходится осваивать азы педагогической науки в сфере педагогики и психологии высшей школы, что достигается в процессе обучения по дополнительным программам профессиональной переподготовки (в частности, «Преподаватель высшей школы»).

Преподаватели медицинского вуза, независимо от профиля образования и читаемых дисциплин, на регулярной основе проходят повышение квалификации по актуальным проблемам педагогики и психологии высшего (медицинского) образования, они также могут пройти обучение по программе профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы». С учетом этого кафедры педагогики и психологии медицинских вузов разрабатывают и утверждают программы учебных дисциплин, направленность которых нацелена на формирование необходимых профессиональных компетенций у педагогов. Концептуальные основы и опыт реализации образовательных

программ, в частности, по педагогике, психологии, лечебной педагогике и реабилитации, др. достаточно разнообразен и в ряде случаев отражает особенности профессиональной укомплектованности сотрудниками профессорско-преподавательского состава той или иной кафедры педагогики и психологии, а также профильной направленностью руководителя возглавляемой кафедры.

Начало ХХ1 века знаменуется растущим интересом к исследованиям в области педагогики и психологии высшего медицинского образования, что обусловлено появлением новых педагогических технологий, процессом информатизации обучения [1; 2]. В условиях высшего медицинского образования возникновение кафедр педагогики и психологии сопровождалось всплеском научно-прикладных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной среды медицинского вуза, методикам преподавания и формирования профессиональных качеств будущих специалистов, анализу факторов успешной адаптации обучающихся и оценки усвоенных ими знаний [3; 4]. Данные исследования определи векторы прикладной направленности: роли педагогических кафедр в совершенствовании профессиональных компетенций преподавателей медицинского вуза. Наряду с этим нельзя говорить об имеющейся на сегодняшний день единой концепции в разработке программ психолого-педагогической подготовки преподавателей медицинского вуза, которую можно было бы рассматривать в качестве универсальной модели непрерывного педагогического образования в условиях высшей школы. Конечно, разработка такой концепции должна основываться на поэтапном формировании знаний, умений и навыков у преподавателя, решившего посвятить себя педагогической деятельности, начиная со студенческой скамьи, обучения в аспирантуре или в процессе подготовки занятий по лечебно-профилактическому просвещению граждан.

Рассмотрим далее проектирование концепции непрерывного профессионально-педагогического образования преподавателей медицинского вуза.

Процессуальная сторона отражения рефлексивного опыта формулирования концеп-56 ции связана с необходимостью собирания в единое целое образовательных парадигм педагогики высшей школы. Термин «концепция» отражает систему определенных взглядов, положений, толкований на природу явлений, которые могут быть применены к описанию, в частности, поэтапной структуры формирования профессионально-педагогических компетенций у педагогов медицинского вуза. Данное направление в отечественной педагогике разрабатывалось в аспекте «теории и методики профессионального образования» [5], где профессионализации личности педагога вуза уделяется особое внимание [6]. Очевидно, что речь идёт об общих и специфических компетенциях, формирующихся у педагогов вуза в течение всего периода профессионально-педагогической деятельности. При этом само понятие «компетенция» рассматривается в контексте «компетентностного подхода», «компетентности личности», «социально-культурологической и адаптивной компетентности» и др. [7-9], позволяющих всесторонне охватить особенности профессионализации личности как в условиях обучения, так и в процессе профессиональной деятельности.

К общим педагогическим компетенциям следует относить знания, умения и навыки, затрагивающих вопросы теории и методики высшего профессионального образования, дидактики высшей школы, тогда как специфические компетенции связаны с особенностями профессии в сфере «субъект-субъектных отношений», в сфере

«человек — машина», «человек — природа — экосистема», пр. Специфические компетенции формируются в условиях образовательной среды и видов практик, проектируемых учебным заведением в соответствии с основной образовательной программой, поэтому педагог учебного заведения, скажем медицинского вуза, должен быть достаточно квалифицированным специалистом, например, в лечебном деле по профилю хирургии, терапии, неврологии и т. д. И в то же время ему предстоит освоить общие основы педагогической деятельности в рамках профессии «Педагог высшей школы», развивая и формируя в себе общие и специфические профессиональные (лечебно-педагогические) компетенции.

Проектирование концепции непрерывного профессионально-педагогического образования преподавателей медицинского вуза, с одной стороны, регламентировано нормативно-правовыми документами, прописанными в Законе «Об образовании» в РФ, где в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 48 указывается, что «...педагогические работники обязаны повышать свой профессиональный уровень» [10], а с другой — потребностями в разработке и реализации учебно-образовательных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки в области педагогики и психологии учебного процесса в медицинском вузе, а также по профильным программам дисциплин кафедр гуманитарной или клинической подготовки. Кафедры вузов с этой задачей справляются, что объективируется лицензионными требованиями и аккредитацией со стороны Рособрнадзора Министерства науки и высшего образования РФ.

В основе проектирования концепции непрерывного профессионально-педагогического образования лежат теоретические подходы: 1) деятельностный подход, разрабатываемый школой А.Н. Леонтьева; 2) теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я. Гальпериным и его школой; 3) теория профессионального становления личности, разрабатываемая школой Е.А. Климова; 4) теоретические и прикладные вопросы профессионального образования, разрабатываемые исследователями педагогики высшей школы; 5) вопросы теории и методики высшего медицинского образования, в том числе непрерывного образования и профессионализации лич- 57 ности врача-педагога.

Концепция непрерывного профессионально-педагогического образования педагогов медицинского вуза основана на интегративном подходе, учитывающем достижения в области педагогики и психологии высшего образования, аксиологические составляющие будущей профессиональной деятельности, этапность и непрерывность обучения, вершинным звеном которого выступает акмеология взрослого человека как профессионально зрелой личности [11; 12]. Поэтапный характер формирования психолого-педагогических знаний, начиная со студенческой скамьи, обучения в ординатуре, аспирантуре и далее на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки, способствует становлению индивидуального стиля профессиональной деятельности врача как педагога медицинского вуза.

Следует отметить, что проектирование концепции непрерывного профессионального образования носит универсальный характер, т. е. относится к любой сфере профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Апробация настоящей концепции в условиях высшей медицинской школы указывает на то, что теоретические и прикладные вопросы педагогики и психологии образования достаточно динамичны, связаны с постоянно меняющимися и совершенствующимися

педагогическими технологиями учебного процесса, воспитательной работы с обучающимися, что требует от современного педагога всесторонней грамотности, сформиро-ванности тех или иных профессиональных компетенций.

Динамический процесс непрерывного профессионально-педагогического образования преподавателя медицинского вуза можно представить следующими этапами, с которыми связана профессиональная деятельность педагога вуза: 1) обучение в ординатуре, 2) обучение в аспирантуре, 3) обучение на курсах повышения квалификации или по программам профессиональной переподготовки.

Педагоги гуманитарных и естественных учебных дисциплин зачастую имеют педагогическое образование, поэтому их педагогическое образование осуществляется через аспирантуру, повышение квалификации или профессиональную переподготовку по программе «Преподаватель высшей школы». Врачи-педагоги, а также врачи-ординаторы начинают знакомиться с вопросами педагогики и психологии высшей школы с учетом утвержденных образовательных программ, которые реализуют кафедры психолого-педагогической подготовки медицинских вузов, причем преемственность данных программ фактически должна отражать концепцию непрерывного профессионально-педагогического образования педагогов, включая также и программы курсов повышения квалификации для преподавателей — специалистов высшей квалификации: ассистентов, доцентов, профессоров, научных сотрудников клинических лабораторий и др.

Далее рассмотрим учебные программы по педагогике и психологии для медицинского вуза как средство становления профессионально-педагогического образования врача-педагога.

Программы по педагогике и психологии для обучающихся в ординатуре [13] (а ещё ранее — в интернатуре [14]) направлены на формирование профессиональных компетенций, связанных с будущей лечебно-педагогической деятельностью врача, поэтому, помимо знакомства с некоторыми общими вопросами психологии человека, его воспитания в социокультурных условиях, для будущих врачей важными являются: 58 а) вопросы психологии личности и коммуникативной сферы в системе отношений «врач — больной», «врач — ближайшее семейное окружение пациента»;

б) вопросы профилактики болезней и воспитания здорового образа жизни граждан в аспекте проводимых мероприятий по диспансеризации населения, осуществления просветительской деятельности;

в) вопросы психологии малых групп, коллектива работников лечебного подразделения клиник, диспансеров, больниц в аспекте понимания психологии межличностных отношений, повышения качества труда и ответственности на рабочем месте, пр.;

г) вопросы психологии карьерного роста и профессионализации личности врача, в том числе и в аспекте управленческой деятельности или научно-исследовательской работы.

Целевая направленность данных программ предусматривает формирование у врачей-ординаторов психолого-педагогических компетенций, интегрированных в лечебно-профилактическую деятельность, с которой связаны особенности психологии межличностных отношений, гуманитарный аспект помогающей деятельности, навыки управления подразделением лечебного коллектива, прочие функции успешной работы врача в современных условиях информационно-коммуникативного и социального развития общества.

Программы по психолого-педагогической подготовке аспирантов медицинского вуза предполагают формирование специалиста как педагога-исследователя [15], чья

деятельность в будущем неотъемлемо будет связана с лечебно-педагогической работой. Обучение в аспирантуре затрагивает освоение дисциплин по педагогике и психологии высшей школы, а прохождение ассистентской и доцентской практики напрямую связано с формирующимися педагогическими компетенциями будущего преподавателя медицинского вуза. Выполнение и защита диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора наук характеризуют формирующуюся личность ученого, способного не только определять вектор научных исследований, но и организовывать единомышленников на реализацию и внедрение научных разработок в практику, что неотъемлемо связано с навыками управления, педагогикой и психологией нравственного воспитания в науке пытливой учащейся молодежи.

Программы психолого-педагогического цикла направлены на подготовку специалистов высшей квалификации, поэтому обучение в аспирантуре представляет собой одну из важных ступеней на пути становления преподавателя высшей школы. Теоретические и прикладные вопросы высшего медицинского образования могут быть предметом специальных исследований для педагогов, чья деятельность неразрывно связана с обучением и воспитанием учащейся молодежи, избравших в качестве профессиональных предпочтений лечебную работу — гуманитарный аспект помогающей деятельности, сохранение здоровья и профилактика болезней, пр.

Программы обучения на курсах повышения квалификации или обучение по программам профессиональной переподготовки предусмотрены для преподавателей вуза, чья деятельность непосредственно связана с передачей опыта, обучением медицинским профессиям лиц молодого возраста — студентов медицинского вуза. В первую очередь педагог вуза ориентирован на получение диплома о профессиональной переподготовке по программе «Преподаватель высшей школы», что позволяет ему на законных основаниях вести педагогическую деятельность. Наряду с клинической практикой, преподавание становится новым видом профессиональной деятельности, что является естественным условием в становлении необходимых профессиональных компетенций педагога высшей квалификации (преподавателя, старшего преподавателя, доцента, 59 профессора). Однако дальнейшая профессионализация преподавателя вуза — это системное повышение квалификации как по дисциплинам непосредственной профильной подготовки, которые преподаются им на соответствующей кафедре, так и по дисциплинам психолого-педагогического профиля, позволяющим совершенствовать педагогическое мастерство, повышать уровень и разнообразие дидактических приемов в работе с обучающимися [16; 17]. Обмен опытом и обсуждение актуальных проблем педагогики учебного процесса становится предметным циклом названий курсов повышения квалификации, поскольку отражает интегрированный подход приложения вопросов педагогики и психологии высшей школы к области непосредственного знания преподаваемых гуманитарных, естественных и клинических дисциплин.

Если профессиональная переподготовка по программе «Преподаватель высшей школы» представляет собой освоение нового вида деятельности, связанного с работой преподавателя, то дальнейшие курсы повышения квалификации можно рассматривать в аспекте формирующихся профессиональных интересов в сфере педагогической деятельности, мотиваторами которой выступают опыт и интерес к вопросам дидактики, профессионального обучения и становления личности будущих специалистов системы здравоохранения. Пролонгированное участие педагогов гуманитарных, естественных

и клинических кафедр в семинарах, конференциях, организуемых кафедрой психолого-педагогической подготовки с опубликованием материалов в открытой печати, может являться одной из форм повышения квалификации [18]. Важно, чтобы педагоги были готовы обсуждать наболевшие вопросы педагогики высшей школы, проявляли интерес к исследовательской практике изучения современного студента, проектировали и применяли новые педагогические технологии в обучении.

Конечно, реализуемые программы повышения квалификации должны быть динамичными, основанными на выявлении животрепещущих акцентов современной педагогики, вмещать в себя инновационные передовые образовательные технологии, что достигается путем исследований в области педагогики и психологии высшей школы, проектирование и выполнение которых возможно при тесном сотрудничестве кафедры психолого-педагогической подготовки с другими кафедрами гуманитарной, естественной и клинической направленности в непосредственном взаимодействии с преподавателями медицинского вуза.

Выделенные этапы профессионализации личности педагога имеют под собой объективное обоснование, они отражают смысло-жизненные ориентиры субъекта деятельности, посвятившего себя профессии «служения человеку», где «обучение» и «лечение» выступают высшими ценностями «доброты» и вершинным образованием нравственности Человека. Противное этому не нуждается в повышении квалификации, а характеризует стремление индивида к получению выгоды, наживы, чувствованию власти, что безусловно ведет к дегенерации личности, в том числе в профессии [19].

В заключение важно отметить, что разработка и реализация концепции непрерывного педагогического образования преподавателей медицинского вуза — одна из ведущих задач деятельности образовательной организации высшего звена. Особая роль в этом принадлежит кафедрам психолого-педагогической подготовки, преподаватели которых проектируют и реализовывают программы обучения слушателей на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки по программе «Преподаватель 60 высшей школы». Специальные программы для ординаторов, аспирантов и преподавателей высшей квалификации ориентированы на целевые уровни формирования профессиональных компетенций, что представляет собой акмеологическую модель развития личности педагога высшего учебного заведения.

При проектировании и разработке учебно-образовательных программ дисциплин психолого-педагогического цикла следует учитывать:

1) уровень наличной подготовки преподавателя вуза по вопросам педагогики и психологии высшей медицинской школы;

2) этапный характер сформированности профессионально-педагогических компетенций и их интегрированность в предметно-профессиональную деятельность дисциплин гуманитарной, естественной и клинической направленности;

3) готовность к овладению инновационными дидактическими технологиями в работе с обучающимися и мотивированность в профессионально-педагогическом становлении на различных этапах трудовой деятельности.

Постоянство в повышении квалификации выступает залогом эффективности учебно-воспитательной и научной работы педагогов вуза и свидетельствует об универсальности системы непрерывного образования и профессионализации личности взрослого человека.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин, В.А., Бухарина, Т.Л. Психология медицинского образования: опыт акмеологического исследования. СПб., 1995. 167 с.

2. Красносельских, Т.В., Тельнюк, И.В., Худик, В.А. Перспективы использования дистанционного обучения в образовательном процессе медицинского вуза // Преподаватель XXI век. 2020. № 3-1. С. 100-114.

3. Худик, В.А., Тельнюк, И.В. Вопросы психологии и педагогики учебного процесса в медицинском вузе: учеб. пособие для преподавателей мед. вуза. СПб.: СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, 2011. 108 с.

4. Технологии компетентностного образования в военно-медицинском вузе: монография / А.В. Козлов, И.В. Лобачев, О.Б. Логинова, С.П. Потанин / под общ. ред. проф. А.В. Козлова. СПб.: Военно-медицинская академия, 2017. 157 с.

5. Бабаева, Э.С. Концепция и технология проектирования интегрированных образовательных программ для взрослых обучающихся: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Махачкала, 2019. 39 с.

6. Глузман, Н.А., Горбунова, Н.В. Профессионализм педагога. Успешность и карьера: монография. М.: Инфра-М, 2019. 311 с.

7. Хуторская, Л.Н., Хуторской, А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Вестник Института образования человека. 2012. № 2. С. 82-86.

8. Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16-31.

9. Булгакова, Д.В. К вопросу о дифференциации понятий «компетентность» и «компетенция» в образовании // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 2 (48). С. 25-30.

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.12.2022).

11. Максимова, В.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 98 с.

12. Башмакова, Н.И., Рыжова, Н.И., Громова, О.Н. Актуальность аксиологизации профессиональной подготовки современных специалистов в условиях трансформации ценностей // Наука и школа. 2016. № 1. С. 37-46.

13. Педагогика: учебный курс для врачей-ординаторов / Н.П. Ванчакова, В.А. Худик, В.А. Родионова [и др.] / под ред. Н.П. Ванчаковой и В.А. Худика. 2-е изд., доп. и исп. СПб.: СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, 2010. 96 с.

14. Педагогика: пособие для врачей-интернов / Н.П. Ванчакова, В.А. Худик, В.А. Родионова [и др.] / под ред. Н.П. Ванчаковой и В.А. Худика. СПб.: СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, 2007. 65 с.

15. Педагогика: учебный курс для аспирантов / Н.П. Ванчакова, В.А. Худик, И.В. Тельнюк [и др.] / под ред. Н.П. Ванчаковой, И.В. Тельнюк. СПб.: СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, 2008. 116 с.

61

16. Ванчакова, Н.П., Тельнюк, И.В., Худик, В.А. Психология и педагогика: учебное пособие для преподавателей медицинского вуза. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Первый СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, 2014. 174 с.

17. Николаева, Н.В. Информационно-образовательная среда вуза в контексте смешанного обучения // Коллекция гуманитарных исследований. 2022. № 4 (33). С. 24-30.

18. Педагогические этюды (или о самом сокровенном опыте преподавателей ПСПбГМУ имени академика И.П. Павлова): сборник учебных работ слушателей курсов повышения квалификации «Преподаватель высшей школы». Вып. 1 / сост. и предисл. И.В. Тельнюк. СПб.: СПбНИИПиПВО, 2023. 70 с.

19. Худик, В.А. К вопросу о социальной «дегенерации» управленческого аппарата в научно-образовательной деятельности учебного заведения высшего звена // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 3 (3). С. 5-10.

REFERENCES

62

1. Averin, V.A., Bukharina, T.L. Psihologiya medicinskogo obrazovaniya: opyt akmeologicheskogo issledovaniya [Psychology of Medical Education: The Experience of Acmeological Research]. St. Petersburg, 1995. (in Russ.).

2. Krasnoselskih, T.V., Telnyuk, I.V., Khudik, V.A. Perspektivy ispolzovaniya distancionnogo obucheniya v obrazovatelnom processe medicinskogo vuza [Prospects of Using Distance Learning in the Educational Process of a Medical University], Prepodavatel XXI vek = Russian Journal of Education, 2020, No. 3-1, pp. 100-114. (in Russ.).

3. Khudik, V.A., Telnyuk, I.V. Voprosy psihologii i pedagogiki uchebnogo processa v medicinskom vuze: uchebnoe posobie [Questions of Psychology and Pedagogy of the Educational Process in a Medical University: A Textbook]. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj medicinskij universitet imeni akademika I.P. Pavlova, 2011. (in Russ.).

4. Kozlov, A.V., Lobachev, I.V., Loginova, O.B., Potanin, S.P. Tehnologii kompetentnostnogo obrazovaniya v voenno-medicinskom vuze [Technologies of Competence-Based Education at a Military Medical University: Monograph]. St. Petersburg, Voenno-medicinskaya akademiya, 2017. (in Russ.).

5. Babaeva, E.S. Koncepciya i tehnologiya proektirovaniya integrirovannyh obrazovatelnyh programm dlya vzroslyh obuchajushhihsya [The Concept and Technology of Designing Integrated Educational Programs for Adult Learners]: Extended Abstract of ScD Dissertation (Pedagogy). Makhachkala, 2019. (in Russ.).

6. Gluzman, N.A., Gorbunova, N.V. Professionalizm pedagoga. Uspeshnost i karera [The Professionalism of the Teacher. Success and Career: A Monograph]. Moscow, 2019. (in Russ.).

7. Hutorskaya, L.N., Hutorskoj, A.V. Kompetentnost kak didakticheskoe ponyatie: soderzhanie, struktura i modeli konstruirovaniya [Competence as a Didactic Concept: Content, Structure and Design Models], Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka = Bulletin of the Institute of Human Education, 2012, No. 2, pp. 82-86. (in Russ.).

8. Zimnyaya, I.A. Kompetenciya i kompetentnost v kontekste kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Competence and Competence in the Context of a Competency-Based Approach in Education], Uchenye zapiski natsionalnogo obshchestva prikladnojlingvistiki = Scientific Notes of the National Society of Applied Linguistics, 2013, No. 4 (4), pp. 16-31. (in Russ.).

9. Bulgakova, D.V. K voprosu o differenciacii ponjatij "kompetentnost" i "kompetenciya" v obrazovanii [On the Issue of Differentiation of the Concepts of "Competence" and "Competence" in Education], Psihologo-pedagogicheskijzhurnal "Gaudeamus" = Psychological and Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, No. 2 (48), pp. 25-30. (in Russ.).

10. Federalnyj zakon ot29.12.2012 N273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (Last Edition) "On Education in the Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (accessed: 12.24.2022). (in Russ.).

11. Maksimova, V.N. Akmeologiya: novoe kachestvo obrazovaniya. Kniga dlya pedagoga [Acmeology: A New Quality of Education. A Book for a Teacher]. St. Petersburg, Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gertsena, 2002. (in Russ.).

12. Bashmakova, N.I., Ryzhova, N.I., Gromova, O.N. Aktualnost aksilogizacii professionalnoj podgotovki sovremennyh specialistov v usloviyah transformacii cennostej [The Relevance of the Axiologization of Professional Training of Modern Specialists in the Context of the Transformation of Values], Nauka i shkola = Science and School, 2016, No. 1, pp. 37-46. (in Russ.)

13. Vanchakova, N.P., Khudik, V.A., Rodionova, V.A., Telnyuk, I.V., Panina, N.A. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya vrachej-ordinatorov [Pedagogy: A Training Course for Resident Doctors]. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj medicinskij universitet imeni akademika I.P. Pavlova, 2010. (in Russ.).

14. Vanchakova, N.P., Khudik, V.A., Rodionova, V.A., Telnyuk, I.V., Panina, N.A. Pedagogika: posobie dlya vrachej-internov [Pedagogy: A Manual for Interns]. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj medicinskij universitet imeni akademika I.P. Pavlova, 2007. (in Russ.).

15. Vanchakova, N.P., Khudik, V.A., Telnyuk, I.V., Panina, N.A., Rodionova, V.A. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya aspirantov [Pedagogy: A Training Course for Graduate Students]. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj medicinskij universitet imeni akademika I.P. Pavlova, 2008. (in Russ.).

16. Vanchakova, N.P., Telnyuk, I.V., Khudik, V.A. Psihologiya i pedagogika: uchebnoe posobie dlya prepodavatelej medicinskogo vuza [Psychology and Pedagogy: A Textbook for Teachers of a Medical University]. St. Petersburg, Pervyj Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj medicinskij universitet imeni akademika I.P. Pavlova, 2014. (in Russ.).

17. Nikolaeva, N.V. Informacionno-obrazovatelnaya sreda vuza v kontekste smeshannogo obucheniya [Information and Educational Environment of the University in the Context of Blended Learning], Kollekciya gumanitarnyh issledovanij = Collection of Humanitarian Studies, 2022, No 4 (33), pp. 24-30. (in Russ.).

63

18. Pedagogicheskie etyudy (ili o samom sokrovennom opyte prepodavatelej Pervogo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo medicinskogo universitetа imeni akademika I.P. Pavlovа) [Pedagogical Sketches (Or about the Most Intimate Experience of the Teachers of the First St. Petersburg State Medical University Named after Academician I.P. Pavlov): A Collection of Educational Works by Students of Advanced Training Courses "Higher School Teacher", iss. 1], comp. I.V. Telnyuk. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskij nauchno-issledovatelskij institut pedagogiki i psihologii vysshego obrazovaniya, 2023. (in Russ.).

19. Khudik, V.A. K voprosu o socialnoj "degeneracii" upravlencheskogo apparata v nauchno-obrazovatelnoj deyatelnosti uchebnogo zavedeniya vysshego zvena [On the Issue of Social "Degeneration" of the Managerial Apparatus in the Scientific and Educational Activities of an Educational Institution of a Higher Level], Vestnik Sankt-Peterburgskogo nauchno-issledovatelskogo instituta pedagogiki i psihologii vysshego obrazovaniya = Bulletin of the St. Petersburg Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education, 2022, No. 3 (3), pp. 5-10. (in Russ.).

Худик Владимир Александрович, доктор психологических наук, профессор, кафедра педагогики, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, ведущий научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт педагогики и психологии высшего образования, niippspb@mail.ru

Vladimir A. Khudik, ScD in Psychology, Professor, Pedagogy Department, S.M. Kirov Military Medical Academy, Leading Researcher, St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education, niippspb@mail.ru

_64

Тельнюк Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, itelnuk@mail.ru

Irina V. Telnyuk, PhD in Education, Associate Professor, Pedagogy Depament, I.P. Pavlov First St. Petersburg State Medical University, itelnuk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2023. Принята к публикации 10.11.2023 The paper was submitted 25.10.2023. Accepted for publication 10.11.2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.