Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЕКТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЕКТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОГРАММА «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» / КУРСОВЫЕ РАБОТЫ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна, Худик Владимир Александрович

Рассмотрен методический аспект подготовки и написания курсовых работ по программе курса повышения квалификации врачей-педагогов «Преподаватель высшей школы». Приведён примерный перечень тем курсовых работ, отражающих весь спектр вопросов по педагогике и психологии высшей школы. Даются рекомендации по организации и проведении научно-педагогических исследований для преподавателей медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна, Худик Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PREPARATION AND DEFENSE OF COURSE WORK UNDER THE ADVANCED TRAINING PROGRAM “HIGHER SCHOOL TEACHER” (BASED ON THE MATERIAL OF PROJECT RESEARCH IN THE FIELD OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY OF HIGHER MEDICAL EDUCATION)

The methodical aspect of the preparation and writing of term papers under the program of the advanced training course for doctors-teachers “Teacher of higher education” is considered. An approximate list of topics of term papers reflecting the whole range of issues in pedagogy and psychology of higher education is given. Recommendations are given on the organization and conduct of scientific and pedagogical research for teachers of a medical university.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЕКТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА

УДК 378.046.4+61

И. В. Тельнюк, В. А. Худик

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» (на материале проектных исследований в области педагогики и психологии высшего медицинского образования)

Введение. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава преподавателей медицинского вуза является неотъемлемой составляющей их профессионального роста в течение всей трудовой деятельности1. Следует различать повышение квалификации по профилю научной и лечебной деятельности системы здравоохранения и повышение квалификации в области педагогики и психологии высшей школы. Это деление носит условный характер, поскольку и в первом, и во втором случае повышение квалификации понимается как педа-

1 Обязанность педагогических работников систематически повышать свой профессиональный уровень предусмотрена пунктом 7 части 1 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1].

гогический процесс, реализуемый посредством обучения, обмена опытом, пр., когда приобретаются и совершенствуются необходимые профессионально-педагогические компетенции работника высшей школы.

Врачи-педагоги, осуществляющие педагогическую деятельность в медицинском вузе, обязаны пройти обучение по дополнительному профессиональному образованию, то есть иметь профессиональную переподготовку по педагогике высшей школы. Согласно ст. 76 закона «Об образовании в РФ», такая программа может считаться легитимной от 250 часов. Но, как показала практика и опыт, наиболее полноценной программой, позволяющей охватить все сферы педагогической деятельности, проработать практические задания, является программа, реа-

лизуемая в ПСПБГМУ им. акад. И. П. Павлова, «Преподаватель высшей школы», рассчитанная на 1080 часов, со сроком обучения 12 месяцев в очно-заочной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [2]. Это связано с необходимостью получить знания и важные профессиональные компетенции в области педагогики и психологии высшей школы. Получив диплом о профессиональной переподготовке, в дальнейшем, с учетом требований, работодатель обеспечивает сотрудникам прохождение обучения по программам повышения квалификации «Преподаватель высшей школы» [там же].

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требованиям, соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального и (или) высшего образования, к результатам освоения образовательных программ (ст. 76, п. 10 закона «Об образовании в РФ»). Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной учебным учреждением, реализующим образовательную деятельность в соответствии с лицензией Рособрнад-зора РФ.

Программы повышения квалификации и профессиональной пе-

реподготовки, разработанные преподавателями кафедры педагогики, психолого-педагогической подготовки и другими кафедрами подобной направленности, корректируются в зависимости от изменения нормативно-правовых документов, актуальности тех или иных вопросов педагогики и психологии в сфере высшего медицинского профессионального образования, а также в программах учитываются и привносятся новые формы, методы работы по освоению учебной дисциплины, прохождению промежуточной или итоговой аттестации. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, которую самостоятельно определяет учебное образовательное подразделение.

Одной из распространенных форм итоговой аттестации по программам курсов повышения квалификации «Преподаватель высшей школы» может выступать подготовка и защита курсовой работы. Ю. Н. Розенфельд считает, что курсовая работа, в зависимости от уровня изучения предмета, может приобретать статус от подготовки рефератов по конкретной теме изучаемой дисциплины до выполнения научного исследования, оформляемого в виде курсового проекта. Автором дается определение и направленность данного вида учебной работы в аспекте понятия педагогики высшей школы — понятие «курсовая работа» рассматри-

вается как «самостоятельная творческая работа, позволяющая овладеть методами современных научных исследований»; направленная на «углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников)» [3]. Для обучающихся на курсах повышения квалификации курсовая работа носит исследовательский характер.

Однако, подготовка и написание курсовой работы студентами вуза и преподавателями, обучающимися на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки, не одно и то же. Поскольку студенты только осваивают данный метод обучения при изучении конкретной педагогической дисциплины, они нуждаются в постоянном консультировании и контроле качества своей работы. Нередко их курсовые проекты грешат заимствованиями, отсутствием логики и умения последовательно излагать сюжетную линию содержательной части теории и практики своей работы [4]. Преподаватели вузов, как правило, уже достаточно знакомы с данным методом педагогической деятельности, выполняя раннее научно-исследовательскую работу, публикуя свои научные работы в журналах и выступая на конференциях. Педагоги медицинского вуза знакомы с общими вопросами организации педагогического процесса, в совершенстве владеют предметной областью, учебными дисциплинами, программами, которые разра-

батываются и утверждаются на кафедрах. Кроме того, проводимая научно-педагогическая деятельность кафедрами и научными лабораториями образовательной организации имеет свою историю и реально существующие традиции, отражающие научные школы в той или иной клинической области здравоохранения. Поэтому повышение квалификации для многих преподавателей выступает одной из форм раскрытия своего педагогического потенциала, когда научно-педагогический опыт реализуется посредством подготовки и выполнения курсовой (дипломной) работы как проектного исследования в искомой области научного знания.

Написание реферата может рассматриваться в аспекте подготовки научной публикации в реферируемых журналах по педагогике и психологии высшего образования, когда актуальная тема находит свое отражение в соответствующих изданиях, может служить материалом для обмена опытом врачей-педагогов из различных регионов России. Темы, которые могут быть актуальны и представлять собой содержательный анализ, лучше обозначить самому обучающемуся на курсах повышения квалификации, чтобы тем самым обобщить собственный опыт и представить работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курсовой (дипломной) работе. Но иногда сам процесс формулировки темы, затрагивающий выделение ключевых слов, смысловых блоков

и др., вызывает затруднение. В этой связи нами была разработана примерная тематика курсовых работ, соответствующая основным модулям программы «Преподаватель высшей школы».

Перечень примерных тем курсовых работ по программе повышения квалификации «Преподаватель высшей школы»1.

1. Роль учебной дисциплины в формировании общих и специальных профессиональных компетенций будущего специалиста (на материале изучения, например, «Биохимии» или другой, преподаваемой вами дисциплины).

2. Формирование понятийного и категориального аппарата при освоении учебной дисциплины в аспекте научного знания у студентов медицинского вуза.

3. Педагогическое проектирование учебной дисциплины (название дисциплины) в аспекте формирующихся компетенций будущего специалиста.

4. Педагогические условия оптимизации лекционного занятия для студентов медицинского вуза на различных этапах их обучения.

5. Особенности организации практических (лабораторных) занятий со студентами медицинского вуза: формы, методы, педагогические техноло-

1 В перечне тем, изложенное в скобках, следует рассматривать как лаконичные рекомендации к раскрытию темы работы. Предложенные темы могут быть выполнены и как выпускная квалификационная работа (дипломный проект) при обучении по программе профессиональной переподготовки «Педагог высшей школы». (примеч. ред.).

гии (на материале изучения — указать дисциплину).

6. Психолого-педагогические аспекты подготовки преподавателя к учебному занятию со студентами медицинского вуза (в частности, отразить план занятия, подготовку теоретического материала, других материалов, иллюстрирующих связь теории с практикой, особенности изложения, взаимодействие с техническими и дидактическими средствами, особенности к коммуникации с аудиторией, роль внутренних и внешних факторов, пр.).

7. Организация самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим (лабораторным) занятиям.

8. Психолого-педагогические основы усвоения учебной дисциплины студентами медицинского вуза (показать, например, особенности формирования навыков чтения и понимания научной и учебной литературы).

9. Педагогические критерии оценивания успешности усвоения знаний студентами медицинского вуза (отразить, например, различные виды контроля успеваемости по учебной дисциплине).

10. Динамика учебной активности обучающихся в условиях различных форм организации учебных занятий (в частности, на лекциях, семинар, практикумах, лабораторных занятиях, др.).

11. Мотивационная зависимость интереса к учебным предметам и интереса к профессии у будущих специалистов системы здравоохранения.

12. Социально-психологические и физиологические факторы, влияющие на функциональное состояние студентов в течении дня (в целях исследования возможно применение методики «Самочувствие, активность, на-

строение» (САН) и других методов, раскрывающих тему).

13. Педагогические механизмы формирования навыков учения на начальных этапах обучения в медицинском вузе (отразить, в частности, роль методического сопровождения).

14. Воспитание профессиональной культуры поведения у будущих работников системы здравоохранения.

15. Изучение мотивации к освоению учебной дисциплины у студентов медицинского вуза на различных этапах обучения.

16. Динамика профессиональной направленности личности у студентов медицинского вуза.

17. Деонтологический аспект коммуникативных отношений преподавателя и обучающегося в условиях зачетно-экзаменационной сессии.

18. Мнемические способности обучающихся на различных этапах усвоения содержания учебной дисциплины.

19. Тестовая проверка знаний обучающихся по учебной дисциплине: за и против.

20. Преподаватель учебной дисциплины: кто он — педагог-учитель или носитель информации?

21. Перспективы информационно-коммуникативных технологий и дистанционного обучения в системе медицинского образования: позитивные и негативные последствия.

22. Психологическое пространство личности в условиях организации учебной деятельности студента медицинского вуза.

23. Профилактика «вредных привычек» и воспитание культуры профессиональных привычек у студентов медицинского вуза.

24. Формирование профессиональных интересов в лечебной дея-

тельности на старших курсах обучения в медицинском вузе.

25. Смысложизненные ориентиры у студентов на различных этапах их обучения в вузе.

26. Рефлексивный опыт преподавания учебной дисциплины в процессе профессионализации личности педагога вуза (можно привести анализ личного опыта).

27. Воспитание чувств гражданственности и патриотизма у будущих специалистов системы здравоохранения.

28. Социально-педагогические факторы, влияющие на успешность и удовлетворенность деятельностью преподавателя медицинского вуза.

29. Внешний вид преподавателя и манеры поведения как условие для подражания на начальных этапах включения обучающихся медицинского вуза в профессию.

30. «Уровень притязаний» и «уровень достижений» в процессе освоения учебной дисциплины студентами медицинского вуза.

31. Формирование двигательных (мануальных) навыков в структуре рефлексивного опыта в процессе клинических практик.

32. «Заучивание», «запоминание» и «понимание» в структуре становления клинического мышления у студентов медицинского вуза.

33. Технологии инклюзивного образования в условиях медицинского вуза.

34. Готовность преподавателя медицинского вуза к реализации задач инклюзивного образования.

35. Инклюзия и интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду медицинского вуза: проблемы и перспективы.

36. Аффективные компоненты поведения у субъектов педагогического взаимодействия и их корригирование психолого-педагогическими средствами (возможно, что речь пойдет о конфликтах и их профилактике).

37. Формирование волевых установок личности у студентов на различных этапах их обучения в вузе.

38. Психопрофилактика когнитивного и эмоционального выгорания преподавателя медицинского вуза.

34. Лейтмотивы непрерывного профессионального образования у преподавателя медицинского вуза.

40. Групповая динамика поведения студентов в процессе изучения учебной дисциплины и контроля их знаний.

41. Критичность в оценке себя и своих возможностей в процессе освоения учебной дисциплины студентами медицинского вуза.

42. Гендерные аспекты освоения учебной дисциплины (укажите название дисциплины) студентами медицинского вуза.

43. Известные отечественные врачи-педагоги и их вклад в современное медицинское образование (можно раскрыть тему, освещая труд врачей-ученых-педагогов из своей отрасли медицинской науки).

44. Уровневая система медицинского образования в России: проблемы и перспективы.

45. «Знание» как предмет педагогических исследований в многоуровневой системе образования (отразить философский, психологический, педагогический аспекты).

46. Анализ тематики кандидатских и докторских педагогических исследований, выполненных на материале системы здравоохранения и медицинского образования, за последние 10 лет в РФ.

Приведённая тематика курсовых работ не является исчерпывающей, может быть дополнена другими темами, которые обучающиеся на курсах повышения квалификации определяют для себя самостоятельно.

Общие требования к подготовке, написанию и оформлению курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка литературы. Во введении отражается актуальность работы, обосновывается выбор темы исследования, определяется цель и задачи исследования. Первая часть (теоретическая) содержит анализ научно-педагогической литературы по теме исследования, а также необходимо обосновать важность проведения эмпирических исследований в искомой области педагогического знания. Вторая часть (практическая) нацелена на отражение собственных исследований в области педагогики и психологии высшего медицинского образования с приведением данных количественного и качественного анализа результатов исследования (наблюдений). Следует также привести данные об испытуемых и применявшихся методах исследования, сроках наблюдений и пр. Заключительная часть работы содержит общий итог по проделанной работе, выводы и рекомендации. Список литературы формируется с учетом анализа источников и отражается сквозным порядком, то есть в порядке упоминания автора (ов) в тексте работы.

Оформление работы осуществляется с учетом единых требований [5, с. 165], которые конкретизируются на кафедре педагогики с учетом возможных изменений, поправок. Как правило, рекомендуется объем работы: 25—30 страниц в 1,5 интервала (шрифт Times New Roman, 14; текст петитом — 12), таблицы и рисунки также приводятся в соответствии с ГОСТом [6]. Рекомендуемый список литературы — до 12 источников. Количество приложений — по усмотрению обучающегося. Следует отметить, что страницы со списком литературы и приложений не учитываются в объеме курсовой работы.

Особенности защиты курсового проекта. Защита курсовой работы происходит публично (очно или онлайн) на кафедре педагогики. Доклад должен быть представлен лаконично, возможно использование слайдов. Время выступления — до 7 минут, также важно, чтобы другие обучающиеся приняли участие в обсуждении проектного исследования. Одной из наиболее предпочтительных слушателями форм защиты своих курсовых проектов может являться «Педагогический инфо-форум»1, цель которого — дать возможность слушателям обменяться практическим педагогическим опытом по разработанным темам, используемым методам педагогической работы, применявшимся приёмам взаимо-

1 Форум (лат. forum) — место выступлений, высказываний (одно из значений) [7].

действия со студентами, а также подвести итоги обучения на курсе. В режиме «открытый микрофон» слушатели обмениваются методическими находками, эффективными образовательными практиками. Также немаловажным моментом в публичном представлении своих материалов выступает обратная связь слушателей, содержащая как эмоциональный, так и конструктивный компоненты. Ценность такого вида работ для слушателей заключается в том, что курсовая работа выполняется не по формальным признакам, чтобы получить зачет, а является неким промежуточным итогом своей деятельности, когда представляется возможность обобщить собственный опыт врачеб-но-педагогической работы и узнать новое в работе своих коллег по другим кафедрам или клиникам.

Заключение. Представленные материалы отражают один из аспектов подготовки преподавателей медицинского вуза к педагогической деятельности — изучение и обобщение опыта профессионально-педагогической работы в форме подготовки, написания и защиты курсовой работы по программе курсов повышения квалификации «Преподаватель высшей школы». Предложенные темы курсовых работ затрагивают различные вопросы педагогики и психологии образования в медицинском вузе, а также вопросы, относящиеся к профессионализации личности педагога-врача.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/82d348bfa91f54 b262e7b00b7l659c9f5c69e2ad/ (дата обращения: 05.08.2022).

2. Ванчакова Н. П., Тельнюк И. В., Худик В. А. Психология и педагогика. Учебное пособие для преподавателей медицинского вуза. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во Первого СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2014. 174 с.

3. Курсовая работа // Большая Советская Энциклопедия. М.: Сов. эн-цикл., 1973. Т. 14. С. 45.

4. Кузнецова Е. А. Понятия «курсовая работа» и «самостоятельность научного исследования» и их роль в научно-исследовательской деятельности

студентов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 8 // https://cyberleninka. ru/article/n/ponyatiya-kursovaya-rab ota-i-samo stoyatelno st-nauchnogo-issledovaniya-i-ih-rol-v-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov/ viewer (дата обращения: 14.08.2022).

5. Ванчакова Н. П., Тельнюк И. В., Худик В. А. Указ. соч.

6. Требования к оформлению текста и графических вложений // http://niispb.ru/zhurnal-vestnik-sankt-peterburgskogo-nauchno-issledovatelskogo-instituta-pedagogiki-i-psikhologii-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 14.08.2022).

7. Форум // Словарь иностранных слов // https://nashislova.ru/in/page/forum. 15867/ (дата обращения: 14.08.2022).

REFERENCES

1. Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 24.09.2022) "On Education in the Russian Federation" // https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/82d348bfa91f54 b262e7b00b7l659c9f5c69e2ad / (date of the application: 05.08.2022).

2. Vanchakova N. P., Telnyuk I. V., Khudik V. A. Psychology and Pedagogy. Textbook for teachers of medical school. 2nd edition, revised and enlarged. St. Petersburg: Publishing House of the First St. Petersburg State Medical University named after Academician I. P. Pavlov, 2014. 174 p. (In Russ.).

3. Coursework // Great Soviet Encyclopedia. M.: Sov. encycl., 1973. T. 14. P. 45. (In USSR).

4. Kuznetsova E. A. The concepts of "course work" and "independence of scientific research" and their role

in the research activities of students // Humanities, socio-economic and social sciences. 2014. No.8 // https://cyberleninka. ru/article/n/ponyatiya-kursovaya-rabota-i-samo stoyatelno st-nauchnogo-issledovaniya-i-ih-rol-v-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov/ viewer (date of the application: 14.08.2022).

5. Vanchakova N. P., Telnyuk I. V., Khudik V. A. Essay index.

6. Requirements for the design of text and graphic attachments // http:// niispb.ru/zhurnal-vestnik-sankt-peterburgskogo-nauchno-issledovatelskogo-instituta-pedagogiki-i-psikhologii-vysshego-obrazovaniya (date of the application: 14.08.2022).

7. Forum // Dictionary offoreign words // https://nashislova.ru/in/page/forum.15867/ (date of the application: 14.08.2022).

Поступила в редакцию 30.08.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.