Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / АНКЕТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна, Худик Владимир Александрович

Анализируются проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели медицинского вуза при подготовке учебно-методических комплексов по различным учебным дисциплинам. Проведенное анкетное исследование закрытого типа выявило позитивные и негативные явления, обусловливающие эффективность и профессионализм в создании методического обеспечения учебного процесса, реализуемого кафедрами и научно-прикладными лабораториями медицинского вуза. Приведены рекомендации по созданию электронных методических кабинетов. Отмечается роль повышения квалификации преподавателей по вопросам учебно-методической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна, Худик Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL WORK IN MODERN CONDITIONS OF A MEDICAL UNIVERSITY

The problems faced by teachers of a medical university in the preparation of educational and methodological complexes in various academic disciplines are analyzed. The conducted questionnaire study of the closed type revealed positive and negative phenomena that determine the effectiveness and professionalism in the creation of methodological support for the educational process, implemented by the departments and scientific and applied laboratories of a medical university. Recommendations for the creation of electronic methodical cabinets are given. The role of advanced training of teachers on the issues of educational and methodological work is noted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 378.14

И. В. Тельнюк, В. А. Худик

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Введение. Современное образование представляет собой системную организацию учебно-воспитательных мероприятий, осуществляемых как на уровне педагогического коллектива, так и применительно к субъектам учения. При этом контролирующим критерием всегда выступает «качество образования», то есть качество оказываемых услуг обучающимся. Учебное заведение реализует программы обучения по установленным государственным стандартам. К тому же, жесткий лицензионный и ак-кредитационный контроль со стороны Рособрнадзора РФ усиливает требования, которые предъявляются соответствующим подразделениям, выполняющим функции подготовки, соблюдения и реализации принципов учебно-методического сопровождения процесса образования в учебном заведении.

Отличительной особенностью организации учебно-методического сопровождения в медицинском вузе является специфика профес-

сиональной подготовки будущего врача, когда, наряду с теоретическими основами освоения той или иной профильной учебной дисциплины, присутствует непосредственная клиническая практика. Такое сочетание теории и практики в процессе обучения выгодно отличает студентов медицинского вуза от других образовательных организаций, где практика может быть вынесена на более поздние периоды обучения или реализовы-ваться в отдельных педагогических условиях [1]. Подготовка и реализация учебно-методических программ в условиях медицинского вуза объективно требует от преподавателей учета специфики предмета учебной дисциплины, преемственности полученных знаний, сочетания классических и инновационных форм проведения учебных занятий. Прикладная направленность изучаемой дисциплины, проверяется таким образом на практике, что выступает значимым критерием качества образо-

вания, а, следовательно, и качеством учебно-методического обеспечения учебного процесса. И даже предметы гуманитарного профиля, которые преподаются в медицинском вузе, учитываются педагогами в аспекте будущей профессиональной направленности специалистов лечебного дела.

Учебно-методический отдел осуществляет общую координацию управленческих решений по лицензионным программам обучения, тогда как вся полнота действий по проектированию, созданию и реализации учебно-методических комплексов ложится на плечи кафедр и лабораторий, а именно на непосредственных исполнителей — профессорско-преподавательский состав этих подразделений. В этой связи педагогам необходимо быть достаточно подготовленными в вопросах организации учебного процесса, методического обеспечения и сопровождения учебно-воспитательной деятельности. На основе этого можно судить об уровне профессионализма в работе профессорско-преподавательского состава.

Современного педагога медицинского вуза характеризуют такие черты, как знание своего предмета и особенностей его преподавания, чувство уверенности в себе в аудиторной и клинической практике, владение информационно-коммуникативными средствами, цифровыми технологиями образовательной среды. Педагоги медицинского вуза приобретают свой неповторимый опыт, поскольку

многие из них не имеют базового педагогического образования, а становятся учителями по призванию, накопив достаточный клинический опыт и желание поделиться с этим, научить других — будущих клиницистов-практиков. Врач-педагог — специалист высшего уровня не только для студентов, но и для пациентов, что свидетельствует о большом влиянии, силе «слова» при лечении различных заболеваний, а также в профилактике и утверждении здорового образа жизни. И это всё видимый, субъективно отражаемый опыт профессиональной деятельности специалистов медицинского профиля, тогда как нормативно-регламентирующие материалы объективируют профессиональную деятельность и зачастую выступают критериями оценки качества оказываемых услуг в образовании, лечении, профилактической работе.

Методический аспект сопровождения образовательной деятельности. Область деятельности по учебно-методическому сопровождению образовательного процесса в вузе является междисциплинарной и межотраслевой, она включат в себя:

• владение нормативно-правовой базой;

• знание и экспертную оценку содержания учебной дисциплины;

• информационно-коммуникативное сопровождение,

• умение проектировать образовательную среду и методическое сопровождение процесса преподавания;

• знание основ психофизиологии, психологии, педагогики профессионального образования, владение навыками коммуникативной деятельности;

• владение основами методического менеджмента, документаци-онного обеспечения и системой электронного документооборота (СЭД) и др.

Всё перечисленное выше — залог качественного сопровождения высшего медицинского образования.

Качество образования в нынешних условиях конкурентоспособности становится одной из актуальных проблем социально-экономической политики государства. Затраченные средства должны быть оправданы подготовкой высококлассных специалистов в различных сферах жизнедеятельности человека, а применительно к медицинским профессиям — право на ошибки в сохранении здоровья людей исключаются.

Понятие «качество» является многофакторным, а его применение в условиях системы образования охватывает все стороны деятельности образовательной организации.

Отметим важные составляющие качества образования, имеющие отношение к организации учебно-методической работы в вузе:

• материально-техническое обеспечение образовательной среды вуза, её соответствие современным параметрам, в том числе для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

• проектирование и реализация учебных программ (в том числе и адаптированных для студентов с ОВЗ) и методического инструментария, их соответствие государственным образовательным стандартам;

• реализация учебной и исследовательской деятельности, сохранение мотивации студентов к обучению, поддержка одаренных обучающихся, реализация адаптированных программ для студентов с ОВЗ;

• соответствие кадрового, профессорско-преподавательского состава профилю вуза;

• организация воспитательной работы и т. д.

Грамотная организация учебно-методической работы в вузе и структурном подразделении — один из критериев качества высшего медицинского образования. Именно по существующим параметрам контрольно-надзорные органы проводят экспертную оценку деятельности образовательной организации.

Повышение качества образовательных услуг улучшается, в том числе за счет учебно-методического сопровождения деятельности педагога в течение всего учебного года, адаптации молодых специалистов к преподавательской деятельности в медицинском вузе.

Прошло более двух лет с момента массового внедрения дистанционного обучения (ДО) и электронного обучения (ЭО) в образовательную практику, в том числе в сфере медицинского обучения в

связи с нестабильной эпидемиологической ситуацией. Электронная инф ормационно-образов ательная среда (ЭИОС) — это системно организованная совокупность информационных и образовательных ресурсов, средств вычислительной техники, информационных, телекоммуникационных технологий, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.

Особая роль в реализации образовательного процесса принадлежит педагогу. В функциональные обязанности преподавателя медицинского вуза, согласно трудовому договору и должностной инструкции, входит в том числе и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Помимо учебной работы современный педагог осуществляет большую работу по подготовке учебных программ, дидактических средств и пособий, разрабатывает рекомендации для обучающихся по овладению той или иной учебной дисциплиной.

Организация и обсуждение результатов исследования. Большинство преподавателей ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова имеют первоначальное медицинское образование и диплом врача, за исключением кафедр гуманитарных, где большая часть преподавателей имеет педагогическое и иное образование. При реализации про-

граммы «Преподаватель высшей школы» для педагогов медицинского вуза нами было отмечено, что темы и задания связанные с организацией методической поддержки учебного процесса осваиваются труднее, при выполнении заданий для методического обеспечения учебного процесса (проектирование технологических карт учебного задания с учетом особенностей студентов с ОВЗ, проектирование учебной рабочей программы (в том числе адаптированной.), диагностического инструментария для промежуточной и итоговой аттестации и др.) осваиваются сложнее.

Аспекты профессиональной деятельности педагога многогранны и то, что касается сферы профессиональных интересов врача-педагога — ему понятно и реализуется в работе со студентами качественно, а вот в вопросах обеспечения методического обеспечения своей педагогической работы возникают значительные трудности. Эти обстоятельства определили актуальность настоящего исследования.

Целью настоящего исследования являлось: изучение представлений педагогов медицинского вуза об учебно-методической работе и особенностях её организации в структурных подразделениях — на кафедрах, в лабораториях университета.

Материалы и методы: для решения поставленной задачи нами была разработана и применена анкета-опросник «Учебно-методиче-

ское обеспечение образовательного процесса в вузе» [2].

В исследовании приняли участие 109 преподавателей медицинского вуза в период с января по апрель 2022 года. Из них 41,3% из числа опрошенных лиц — это преподаватели, занимающие должность доцента кафедры; 38,5% — преподаватели, занимающие должность ассистента; из числа опрошенных, занимающих должность профессора, было 3,7%.

Часть опрошенных лиц (32,1%) под учебно-методической работой понимают определенный объем функциональных обязанностей, которые должен исполнять специально подготовленный работник, а преподаватели кафедры должны предоставить, по его требованию, необходимые учебные материалы, программы, пр. 83,5% опрошенных педагогов считают, что участие в работе учебно-методического сопровождения должны принимать непосредственно преподаватели конкретной учебной дисциплины, которые, по их мнению, должны заниматься разработкой учебных программ, подготовкой лекционных и лабораторных практикумов, составлением фонда оценочных средств, что при помощи и кура-ции специалиста по учебно-методической работе кафедры, завуча должно оформляться в соответствии с требованиями ФГОС и локальными документами вуза. Например, при подготовке и оформлении учебно-методических комплексов. 45,9% опрошенных преподавателей соглашаются с необходимостью об-

суждения и утверждения на заседаниях кафедры, лаборатории подготовленных ими учебно-методических материалов, что находит своё отражение в соответствующей документации учебного подразделения.

Никто из преподавателей не отрицает ведущую роль сотрудников кафедр, лабораторий в планировании учебного процесса, в подготовке необходимых материалов по конкретной учебной дисциплине. Подготовленные ими курсы лекций и практических занятий справедливо рассматриваются преподавателями как «интеллектуальный продукт», который должен быть защищен правом собственности, что в случаях размещения в сети Интернет не исключает потерю таких прав. Данное обстоятельство нередко является препятствием на пути предоставления заер-шенных проектов, когда составляющие звенья учебно-методическо-госопровожденияобразовательной деятельности оказываются несколько устаревшими. Это может являться одним из негативных факторов, влияющих на качество оформления документации учебно-методическим отделом образовательного учреждения.

Из ряда других негативных явлений, влияющих на качество оформления учебно-методических материалов, отмечается «отсутствие у преподавателя знаний, навыков работы по написанию и до-кументационному обеспечению учебно-методической части учебного процесса» (57,8%), «слабая

мотивированность и информированность преподавателя на сопровождение деятельности по учебно-методической работе» (35,8%), «отсутствие профильной подготовки по учебно-методической работе» (33,9%). Часть преподавателей (13,8%) сетует на то, что «нет грамотного инструктажа и образцов оформления учебно-методических материалов». В качестве одного из негативных факторов, влияющих на мотивацию и готовность к сотрудничеству в учебно-методической работе, отмечается тот факт, что написание учебных материалов занимает гораздо больше свободного времени, чем учитывается в регламенте функциональных обязанностей преподавателя вуза — отметили 75,2% опрошенных педагогов.

В то же время преподаватели вуза испытывают надежду на улучшение, оптимизацию учебно-воспитательной работы. Этому могут способствовать «своевременное информирование по вопросам учебно-методической работы» (41,3%), «повышение квалификации преподавателей по вопросам теории и методики учебно-методической работы» (27,5%), «обмен практический опытом в организации учебно-методической работы, например, семинары-практикумы» (25,7%), «материальное стимулирование оплатой за разработанные дистанционные и электронные курсы обучения» (24,8%). Ряд других мнений — «организация открытых занятий», «оказание помощи молодым педагогам в разработке и ме-

тодическом сопровождении», «опубликование в открытой печати материалов учебно-методических комплексов с сохранением авторских прав» и др. — также заслуживают внимание и должны быть учтены при оптимизации учебно-методической работы в вузе.

Выводы и рекомендации. Результаты анкетного опроса выявили определенные условия организации учебно-воспитательной работы в вузе. Они заложены в основах учебно-методического сопровождения образовательного процесса, реализуемого учебными подразделениями вуза. Положительные и негативные стороны учебно-методической работы конкретной кафедры, лаборатории являются вполне закономерными явлениями, нередко никак не зависящими от субъектов образовательного процесса. Но личностный (психологический) фактор в этих явлениях всегда присутствует. От умелого управления и мотивированности субъектов деятельности может зависеть качество исполнения ими функциональных обязанностей, а вместе с этим и организации учебно-методической работы в вузе.

На основе полученных данных и рекомендаций респондентов в улучшении и оптимизации учебно-методической работы в образовательных подразделениях медицинского вуза были предложены для внедрения в практику работы эргономические и экономящие время технологические цепочки организации учебно-методической

работы. В частности, речь идёт о системе электронного документооборота (СЭД), которая напрямую связана с формированием электронной образовательной среды (ЭОС). Созданный таким образом «электронный документ при помощи электронных аппаратно-технических (ЭВМ) и программных средств, фиксируемый в цифровом коде в форме идентифицируемого именного файла(ов) или записи в файле(ах) базы данных» [3] становится доступным для последующей обработки в информационных системах. Данный документ может быть в дальнейшем использован или отображён потребителями по запросу, а также может быть передан по телекоммуникационным каналам связи.

Проектирование и создание дистанционного (виртуального) менеджмента позволяет преподавателям осуществлять управленческую функцию по организации и реализации учебного курса — подбор форм и методов обучения с учетом особенностей содержания курса, его места в расписании; опираясь на психолого-педагогические и индивидуальные особенности студентов, их мотивацию; своевременное информирование студентов, запись и размещение учебно-методических материалов, выдачу заданий, получение отчетов о выполнении заданий и др.

Создание так называемого электронного методического кабинета (ЭМК) в условиях учебного подразделения медицинского вуза позволит систематизировать инфор-

мационные потоки кафедры или лаборатории, сформировать учебно-программный комплекс, включающий размещение и хранение учебно-методических материалов, единых баз данных для последующего просмотра, изучения и корректировки, пр., что значительно улучшит электронную образовательную среду учебного подразделения и повысит эффективность работы профессорско-преподавательского состава кафедры, лаборатории.

Каким должен быть электронный методический кабинет?

1. Удобным в работе. Главная страница должна содержать пояснение и навигацию.

2. Интерактивным. Систематически обновляющимся.

3. Грамотно оформленным с точки зрения русского языка.

4. Не загруженным ненужной информацией и различными эффектами.

Проектировать ЭМК можно по методу «Водопад», который включает:

• анализ ресурсов и требований, удовлетворяющих определенным запросам;

• дизайн (привлекательный вид, удобство и эргономичность);

• разработку разделов и наполнение содержанием

• тестирование (апробация/ корректировка);

• техническую поддержку (на данном этапе может быть обеспечена специалистом по УМР).

Такой подход отличается удобством и возможностью постоянно

обновлять содержание разделов различной информацией.

Возможные разделы электронного методического кабинета:

• «база нормативных документов по учебному процессу и учебно-методической работе»;

• «шаблоны учебно-методических разработок»;

• «фонд учебно-методических материалов»;

• «образовательный контент»;

• «научный контент»;

• «методический контент»;

• «фрагменты образовательного интернета (мультимедиа интернет-ресурсы)»;

• «профильное обучение»;

• «материалы научно-практических конференций»;

• «педагогические достижения: кафедры, преподавателей».

Отдельно стоит упоминать проблему проверки и хранения работ студентов, особенно тех работ, которые требуют длительного хранения и являются предметом проверки экспертных комиссий (например, ВКР). На наш взгляд, по возможности, они также должны быть переведены в электронный формат, и приниматься через СЭД, но иногда это затруднительно, из-за формы работы. Но тем не менее именно принятие и хранение студенческих отчетов на компьютере позволит существенно сэкономить бумагу и пространство.

При создании ЭМК возникает вопрос. Какую из образовательных платформ можно использо-

вать для целей управления учебно-методической работой? С нашей точки зрения, наиболее удобной платформой может выступать образовательная система Moodle, которая широко используется образовательными организациями различного уровня. Кроме того, в самой системе уже предусмотрены многие параметры, относящиеся к учебно-методическому управлению процессом образования. Показаны особенности взаимодействия субъектов образовательной среды — обучающихся и педагогов — при решении различных задач [4—5], что особенно актуально при дистанционном и электронном обучении.

Таким образом, результаты настоящего исследования в форме интерактивной связи с помощью спроектированного опроса выявили слабые стороны существующей системы управления учебно-методической работой, что позволило наметить пути её оптимизации за счёт новых информационно-коммуникативный средств, а также создания динамичного электронно-методического кабинета в структуре учебного подразделения вуза, что в комплексе с дистанционными и электронными платформами обучения значительно повышает качество учебно-методической работы преподавателей вуза, а для обучающихся выступает одним из мотивационных факторов в освоении новых форм обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ванчакова Н. П., Тельнюк И. В., Худик В. А. Психология и педагогика: Учебное пособие для преподавателей медицинского вуза. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во: ПСПбГМУ им. И. П. Павлова, 2015. 174 с.

2. Опрос «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе» // URL: https://forms.gle/ vycBQoDd9GySojnGA (дата обращения: 25.05.2022).

3. Семилетов С. И. Электронный документ как продукт технологического процесса документирования информации и объект правового ре-

гулирования // Государство и право. 2003. № 1. С. 101.

4. Худик В. А. Возможности использования электронного образования на основе платформы Moodle при обучении студентов-дефектологов // Коррекционно-педагогическое образование. 2018. № 3 (15). С. 44-51.

5. Красносельских Т. В., Тельнюк И. В., Худик В. А. Перспективы использования дистанционного обучения в образовательном процессе медицинского вуза // Преподаватель XXI век. 2020. № 3-1. С. 100-114.

REFERENCES

1. Vanchakova N. P., Telnyuk I. V., Khudik V. A. Psychology and pedagogy: A textbook for teachers of a medical university. 3rd edition, revised and expanded. St. Petersburg: Publishing House of the First St. Petersburg State Medical University named after I. P. Pavlov, 2015. 174 p. (In Russ.).

2. Survey "Educational and methodological support of the educational process at the university" // URL: https:// forms.gle/vycBQoDd9GySojnGA (date of application accessed: 25.05.2022).

3. Semiletov S. I. Electronic document as a product of the technological process of documenting information and an

object of legal regulation // State and law. 2003. No. 1. p. 101. (In Russ.).

4. Khudik V. A. Possibilities of using e-education based on the Moodle platform in teaching students-defectologists // Pedagogic Correction Education Journal. 2018. No. 3 (15). P. 44-51. (In Russ.).

5. Krasnoselskikh T. V., Telnyuk I. V., Khudik V. A. Prospects for the use of distance learning in the educational process of a medical university // Lecturer XXI century. 2020. No. 3-1. P. 100-114. (In Russ.).

Поступила в редакцию 24.05.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.