Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПРИКЛАДНОЙ ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПРИКЛАДНОЙ ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИСТЫ ПАРАКЛИНИЧЕСКИХ СЛУЖБ / ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик Владимир Александрович

Осуществлен анализ программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для специалистов параклинических служб системы здравоохранения - педагогов, дефектологов, логопедов, клинических психологов, биологов, учителей физической культуры. Вопросы педагогической профессионализации личности специалиста в условиях лечебных учреждений обсуждаются в связи с разрабатываемыми кафедрами педагогики и психологии программами повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Особое внимание уделяется необходимости придерживаться компетентностных характеристик конкретной профессии не только на рабочем месте того или иного специалиста, но и в процессе реализации программ повышения квалификации соответствующими кафедрами медицинского вуза, реализующими данные программы. Обсуждаются возможные программы повышения квалификации для специалистов параклинических служб в аспекте «лечебной (госпитальной) педагогики», особенности междисциплинарного подхода в формировании необходимых профессиональных компетенций того или иного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION IN THE PROGRAMS OF APPLIED MEDICAL PEDAGOGY IN A MEDICAL UNIVERSITY

The analysis of advanced training and professional retraining programs for specialists of paraclinical services of the healthcare system - teachers, defectologists, speech therapists, clinical psychologists, biologists, physical education teachers was carried out. The issues of pedagogical professionalization of the personality of a specialist in the conditions of medical institutions are discussed in connection with the programs of advanced training and professional retraining developed by the departments of pedagogy and psychology. Particular attention is paid to the need to adhere to the competence characteristics of a particular profession, not only at the workplace of a specialist, but also in the process of implementing advanced training programs by the relevant departments of a medical university that implement these programs. Possible advanced training programs for specialists in paraclinical services are discussed in the aspect of “medical (hospital) pedagogy”, features of an interdisciplinary approach in the formation of the necessary professional competencies of a specialist.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПРИКЛАДНОЙ ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА

УДК 378.046.4+615.851.4

В. А. Худик

ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПРИКЛАДНОЙ ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Введение. Последние десятилетия знаменуются активным вовлечением параклинических служб1 в лечебно-реабилитационный процесс деятельности медицинских учреждений. Причем становится очевидным, что диагностическая и лечебная работа ограничены в своей терапевтической эффективности, поскольку любое взаимодействие с пациентом на различных этапах его лечения и реабилитации усиливает качество выздоровления и возвращает больного к полноценной жизни и деятельности.

1 К параклиническим службам относятся лаборатории, лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, функциональной диагностики, ЛФК и массажа и пр.), патологоанатомическое отделение. При введении в штатное расписание лечебных учреждений таких специалистов, как биолог, психолог, дефектолог, логопед, педагог, их деятельность также рассматривается в аспекте параклинических подразделений (примеч. ред.).

При соматических, психосоматических, психических заболеваниях в одинаковой мере могут быть использованы как медикаментозные (оперативные) методы лечения, так и целый ряд вспомогательных (параклинических) методов, применяемых различными специалистами в зависимости от этиологии, клиники и патогенеза тех или иных болезней. Роль данных специалистов может рассматриваться в контексте восстановительного лечения, что в своё время было доказано известными исследованиями А. Р. Лурия [1], А. В. Запорожца [2], Б. В. Зейгарник [3] и др. в области нейропсихологической реабилитации больных с военными травмами в период Великой Отечественной войны2. В советский пе-

2 Великая Отечественная война (22 июня 1941 — 9 мая 1945) — война Союза Советских Социалистических Республик против нацистской Германии и её европейских союзников [4] (примеч. ред.).

риод времени были заложены основы внедрения клинико-психо-логических и социально-педагогических программ реабилитации детей и взрослых, получавших лечение в связи с различными видами патологий центральной нервной системы, травмами, нарушениями эндокринной системы, дефектами физического и психического развития в детском и зрелом возрасте; при лечении больных гериатрического профиля, пр. Реализация данных программ невозможна была без необходимой подготовки соответствующих специалистов — медицинских психологов, педагогов-дефектологов, специалистов лечебной физкультуры, др.

Необходимость совершенствования программ специалитета, бакалавриата, магистратуры, обучение по которым реализуются высшими учебными заведениями, а также научно-исследовательскими институтами, ставит перед образовательными организациями новые требования, касающиеся качества теоретической и практической подготовки. Будущий работник должен обладать совокупностью интегрированных компетенций из различных областей знания, что позволит ему сформировать определенный стиль профессионального мышления, в основе которого атрибуты психолого-педагогического, медико-социального и кли-нико-функционального представления о знаниях, навыках и умениях. Особый вес в этом принадлежит практическому опыту, который, к сожалению, малодоступен

на этапах обучения в условиях высшего учебного заведения, но более возможен на дальнейших этапах непрерывного профессионального образования — курсах повышения квалификации, профессиональной переподготовке, рабочих стажировках и т. д. Вузы по-прежнему больше ориентированы на так называемую теоретическую подготовку будущих специалистов, вследствие чего вчерашние выпускники нередко прибегают к иным формам обучения — повышению квалификации или профессиональной переподготовке с учётом уже имеющихся требований, выдвигаемых работодателями с конкретного места работы.

Многие специалисты параклинических служб различных лечебных, санаторно-профилакти-ческих учреждений, занимающихся реабилитацией, восстановительной терапией и коррекцией психической сферы больных психосоматического, психоневрологического профилей — это выпускники педагогических вузов, чья подготовка больше ориентирована на применение знаний и опыта педагогики и психологии в аспекте образовательной деятельности. В то же время программы подготовки бакалавров1

1 Бакалавр — первая, начальная академическая степень или квалификация, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования (в соответствии с Болонским процессом) [5].

и магистров1 утверждены образовательной организацией с учётом образовательных стандартов, но они могут отличаться от таких же программ, реализуемых другим вузом. Отсутствие единых требований к названиям курса, содержанию программ, невозможностью привлечь нужных профильных преподавателей, нередко приводит к тому, что будущие специалисты имеют различный уровень подготовки и в дальнейшем испытывают некоторые трудности в работе; вынуждены «наверстывать» упущенное ими по различным причинам.

Начало XXI века характеризуются открытием ряда педагогических и психологических направлений подготовки специалистов в условиях медицинского вуза. В частности, подготовка клинических психологов по программе специа-литета осуществляется как в классических университетах, так и в ряде медицинских вузов страны (например, обучение в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете ведется с 2000 г., в Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. акад. И. П. Павлова — с 2011 г.). Наряду с этим медицинские вузы широко применяют концепцию непрерывного професси-

1 Магистр (от лат. magister «наставник, учитель») — академическая степень, квалификация (в некоторых странах — учёная степень), приобретаемая магистрантом после окончания магистратуры [6].

онального образования, позволяя специалистам из различных областей знания (педагогам, психологам, биологам, дефектологам и др.) повышать квалификацию или пройти профессиональную переподготовку по новым видам профессиональной деятельности, которые становятся востребованными в современных условиях работы лечебно-профилактических учреждений.

Обзор по программам обучения. Широкий интерес приобретают программы коррекционно-педаго-гической и психологической практики — обучение по клинической психологии, госпитальной педагогике, нейрологопедии, аудио-терапии, лечебной физкультуре и др. И хотя подобные учебные программы утверждены только учебно-методическими отделами медицинского вуза, профессиональные стандарты по некоторым из них находятся на стадии проектов и не получили ещё своего утверждения на уровне Министерства науки и высшего образования РФ, Комитета по труду РФ, что создаёт известные трудности как для обучающихся, так и при их трудоустройстве.

С нашей точки зрения, следует согласиться с устоявшейся практикой подготовки специалистов по профилю «Клиническая психология», которая осуществляется ведущими университетами, в том числе и медицинскими вузами. Преимущества подготовки клинических психологов в медицинском вузе очевидны — они получают те-

оретические знания и практический опыт в клиниках, лабораториях, что значительно выгоднее отличает от подобной подготовки специалистов в классических университетах. Несколько иная ситуация с направлением обучения «Специальное (дефектологическое) образование», программы бакалавриата и магистратуры по которым ориентированы на педагогическое образование. Профессиональный статус педагогов (логопеда, дефектолога, олигофренопеда-гога, сурдо- и тифлопедагога) определен «Общероссийским классификатором профессий...» [7]. Попытки лицензирования таких программ в условиях медицинского вуза представляют собой угрозу подмены педагогического образования будущих специалистов в сфере коррекционной педагогики и коррекционной психологии обучением на основе концепции медицинского образования. Безусловно, что при подготовке дефек-тологов, медико-биологический блок учебных дисциплин достаточно широко представлен в лицензионных программах современных вузов, которые, наряду с этим, не всегда достаточно профессионально укомплектованы профессорско-преподавательским составом и необходимым научно-лабораторным оборудованием, тогда как факультеты дефектологии Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена1 и Москов-

1 В настоящее время — Институт дефектологического образования и

ского государственного педагогического института имени В. И. Ле-нина2 в советское время представляли собой авторитетные научные школы, выпускники которых работали в различных регионах РСФСР и союзных республик, включая отделённые уголки СССР, где имелись вспомогательные школы для детей с умственной отсталостью, специальные школы для незрячих и глухих детей, школы санаторно-реабилитационного типа и др.

Важно, чтобы в нынешних условиях выпускник вуза имел возможность получить дополнительное профессиональное образование в случаях, когда его профессиональная деятельность требует повышение квалификации или профессиональной переподготовки в рамках полученного им раннее специального (дефектологического) образования. Повышение квалификации в сфере педагогической деятельности предусмотрено пунктом 7 части 1 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [8], что позволяет поддерживать профессиональный рост в течение всей трудовой деятельности.

реабилитации ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (примеч. ред.).

2 В настоящее время — дефектологический факультет Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (примеч. ред.).

Программы дополнительного профессионального образования специалистов параклинических служб системы здравоохранения предусматривают как возможности повышения квалификации в рамках конкретного вида профессиональной деятельности, так и прохождение обучения по профессиональной переподготовке, что, наряду с основным образованием, позволяет выполнять виды профессиональной деятельности в рамках, например, специального (дефектологического) направления. Следует различать повышение квалификации по профилю научной и педагогической деятельности специалистов в той или иной области профессий, включенных в сферу системы здравоохранения (педагог, психолог, биолог, специалист лечебной физкультуры и др.), а также следует выделять программы профессиональной переподготовки указанных специалистов в аспекте реализуемых задач по вопросам профилактики, лечения и реабилитации больных на различных этапах лечебно-восстановительной и реабилитационной работы в условиях клиники, санаторно-восстанови-тельного лечения и т. д. Эти программы обучения так или иначе основаны на профиле полученного раннее педагогического или психологического образования. Целью настоящих программ обучения является изучение и реализация клинико-педагогических знаний в работе с больными с учетом лечебно-педагогической так-

тики, определяемой медицинским учреждением. Это деление носит условный характер, поскольку и в первом, и во втором случае повышение квалификации понимается как педагогический процесс, реализуемый посредством обучения, обмена опытом, пр., когда приобретаются и совершенствуются необходимые профессионально-педагогические компетенции работников параклинических служб.

Опыт реализации программ дополнительного профессионального образования по программам педагогического профиля (клинической нейрологопедии, эрго- и ка-нистерапии, аудиотерапии и др.) накоплен ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова» Минздрава России. И хотя некоторые из этих программ вызывают недоумение и вопросы, относящиеся к их содержанию, направленности, специфики соответствия к профилю педагогической деятельности, их реализация, скорее, имеет коммерческий интерес, чем адекватное научно-педагогическое обоснование. Так, например, программа повышения квалификации для логопедов системы здравоохранения «Диагностика и ведение больных с дисфагией у взрослых и детей» (объемом 72 уч. ч.) предусматривает освоение клинических техник диагностики и кормления больных с нарушениями глотания, что является недопустимым для логопеда, не имеющего никакого медицинского образования. Функ-

циональные обязанности логопеда должны быть четко определены применительно к работе с больными, у которых наблюдаются нарушения глотания, иные расстройства нервно-психической сферы [9], тогда как медицинский аспект сопровождения таких больных, по мнению Д. В. Невзоровой, В. М. Луфта, И. Н. Лейдермана и др. [10], всецело является уровнем профессиональной компетенции лечебного учреждения и специалистов с соответствующим медицинским образованием. Осуществлять кормление больных данного профиля необходимо специально обученному среднему и младшему медицинскому персоналу, реанимационным медицинским сестрам, имеющие медицинское образование и специализацию.

Вызывают сомнение также программы повышения квалификации по эрготерапии1 и канистера-

1 Эрготерапия (еруоу — труд, занятие, Эерапеьа — лечение, оздоровление) — раздел клинической медицины, специализирующийся на оценке, развитии и восстановлении активности людей, которые в результате болезни или травмы потеряли способность двигаться, координировать движения или заниматься повседневными делами. Эрготерапия применяется в педиатрии, неврологии и нейрохирургии для помощи людям с поражением периферической и центральной нервной системы, например после травм спинного мозга и инсультов [11] (примеч. ред.).

пии2 (объемом по 36 уч. ч.), профессиональной переподготовки по направлению «Эрготерапия», «Ка-нистерапии» (объемом по 504 уч. ч.) с точки зрения возможности реализации таких программ кафедрой педагогики и психологии медицинского вуза. Иными словами, нередко за стремлением «заработать» деньги для вуза, кафедры стараются привлекать узких специалистов, порой не имеющих никакого отношения к профилю кафедры, с тем, чтобы набирать группы по программам повышения квалификации, используя известный авторитет высшего учебного заведения, а на деле же создают прецен-денты, при которых уровень профессиональной компетентности профиля кафедры падает, происходит подмена целевой направленности назначения кафедры для решения задач повышения квалификации врачей-педагогов по программа профессионально-педагогической подготовки.

С нашей точки зрения, такими программами могут быть:

• «Преподаватель высшей школы» (144 уч. ч.) — повышение квалификации для преподавателей медицинских вузов.

2 Канистерапия (от лат. сanis — собака + греч. Эерапеьа — лечение) — разновидность терапии с животными, метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак. Канистера-пию используют в медицинской и социальной реабилитации [12] (примеч. ред.).

«Преподаватель высшей школы» (1080 уч. ч.) — профессиональная переподготовка.

«Инновационные информационно-коммуникативные технологии современного педагогического процесса в медицинском вузе» (144 уч. ч.) — повышение квалификации.

«Интерактивные формы обучения на основе применения платформ дистанционного обучения (например, платформы Моо^е) в условиях высшего медицинского образования» (144 уч. ч.) — повышение квалификации.

«Основы информационных технологий» (36 уч. ч.) — повышение квалификации для преподавателей и специалистов по учебно-методической работе.

«Инклюзивное образование в условиях медицинского вуза» (36 уч. ч.).

«Психолого-педагогические и де-онтологические аспекты в клинической практике деятельности врача» (144 уч. ч.) — повышение квалификации.

Возможны и другие программы курсов для повышения квалификации преподавателей медицинского вуза, которые может реализовать кафедра педагогики и психологии. Важно, чтобы тематика курсов соответствовала профилю кафедры, её основной миссии. Темы курсовых и дипломных проектов, предусмотренные в образовательном процессе, выступают синтезирующим программным продуктом, свидетельствующим о важном индивидуально-личностном опыте преподавателей медицинского вуза по пути становления в профессионально-педагогической деятельности [13]. Следует отметить роль интеграции психоло-

го-педагогических знаний в опыт профессионально-педагогической деятельности преподавателей медицинского вуза, который усиливает как саму профессиональную составляющую деятельности педагога, так и профессионализм врача, особенно в сфере его взаимодействия с больными, их родными и близкими на различных этапах лечения, профилактики и реабилитации.

Наряду с дисциплинами, курсами повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей вуза, особое место отводится прикладным образовательным программам, которые расширяют поле деятельности кафедры педагогики и психологии лечебного образовательного учреждения. Речь идёт о программах, направленных на совершенствование лечебной и реабилитационной тактики в работе с больными, где знания в области педагогики и психологии пересекаются с опытом конкретной работы различных специалистов — дефектологов, логопедов, медицинских психологов, специалистов по адаптивной физической культуре, пр., чья совместная деятельность способствует восстановлению здоровья пациентов и возвращению их к нормальным условиям жизнедеятельности.

Следует отметить, что большая часть программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для специалистов параклинических служб в условиях медицинского вуза реализуется на коммерческой основе. Однако

не всегда эти программы соответствуют лицензионным требованиям, профессиональным стандартам и возможностям вуза их реали-зовывать. Например, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по канистерапии фактически не имеют никакого отношения к профилю кафедры педагогики и психологии (зав. каф. д. м. н., проф. Н. П. Ван-чакова) [14], но под вывеской медицинского вуза решаются различные «спекулятивные» вопросы, что подрывает авторитет самого образовательного учреждения. Точно так же, как и целый ряд других программ (или отдельно взятых тем), затрагивающих вопросы реабилитации и физического восстановления двигательных навыков, фактически дублируют работу кафедры физического воспитания и здоровья (зав. каф. д. м. н., проф. А. А. Потапчук) [15] и кафедры физических методов лечения и спортивной медицины (зав. каф. д. м. н., проф. М. Д. Дидур) [16].

Очевидно, что к разработке и утверждению образовательных программ по дополнительному профессиональному образованию необходимо относиться с ответственностью и в соответствии с учебной направленностью кафедры, уровнем профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава кафедры, материально-техническим и методическим оснащением учебного процесса и баз практик.

Программы по лечебной педагогике. В рамках психолого-педагоги-

ческой направленности программ дополнительного профессионального обучения в условиях медицинского вуза могут выступать программы в сфере лечебной педагогики, основы которой были заложены в военный и послевоенный период советского государства. Становление госпитальной педагогики связано с восстановительным лечением и реабилитацией после военных травм и нарушений деятельности центральной нервной системы. Опыт, накопленный отечественной нейропсихологией (А. Р. Лурия и его школа), патопсихологией (Б. В. Зейгарник и её школа), исследования в области психосоматики (В. В. Николаева и её школа) и другие прикладные работы в области восстановительного лечения заложили основы подготовки специалистов в клинической психологии, дефектологи, логопедии, др., что достаточно широко используется при проектировании современных программ по повышению квалификации или профессиональной переподготовки педагогов, дефектологов, психологов, врачей.

С госпитальной педагогикой связывают работу специалистов параклинических служб «у постели больного», когда, наряду с первыми шагами лечебной тактики, применяются психолого-педагогические методы работы с больными по восстановлению психических функций (в частности, при инсультах, черепно-мозговых травмах, ранних признаках атрофических процессов головного мозга, пр.).

Особая роль деятельности специалистов параклинических служб ощущается в детских лечебных учреждениях, поскольку, наряду с лечением, дети получают всю необходимую помощь в поддержании образовательного и воспитательного процесса, сохранении социально-образовательной среды, коррекции и реабилитации с учётом перенесенных заболеваний.

Широкий спектр программ по повышению квалификации и профессиональной переподготовки, обучения в магистратуре представлен дефектологическим факультетом Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», где вопросы госпитальной педагогики преломляются сквозь призму становления научно-теоретического и практического опыта обучающихся в магистратуре (руководитель программы: д. п. н., проф. И. Д. Демакова) [17].

Программа обучения нацелена на решение основных профессиональных задач:

• умение разрабатывать и применять современные методики психолого-педагогического обследования, технологии и приемы обучения и воспитания, организации образовательной среды и деятельности в условиях лечебного учреждения;

• осуществление психолого-педагогических консультаций участников образовательных отношений с учетом специфики ситуации длительного лечения обучающегося;

• участие в разработке и реализации программ тьюторского сопрово-

ждения образовательной деятельности, включая сопровождение лиц с особыми образовательными потребностями.

Следует отметить, что педагогическое образование остается основным для обучающихся в магистратуре, а формирующие профессиональные компетенции строго определены с учетом требований, предъявляемым к педагогическим профессиям.

В условиях же медицинского образовательного учреждения наблюдается некоторая иная тенденция, когда обучающимся педагогического профиля стараются дать больше знаний и опыта, не относящегося к их непосредственным задачам профессиональной деятельности. Такая тенденция может иметь свои негативные последствия, поскольку размывает целый ряд функциональных обязанностей, например, в работе логопеда, когда речь идет о восстановлении функции глотания у больного, перенесшего инсульт. Так, в ГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И. И. Джанелидзе» [18] логопеды ведут пациентов нейрохирургического и неврологического отделений, отделения сочетанной травмы и отделения токсикологии.

Логопеды-афазиологи института занимаются восстановлением речевой функции пациентов, а также функции глотания. Последняя может быть вызвана также угнетением центра глотания, например, при отравлении.

Можно накормить человека супом, и случится аспирация (попадание содержимого полости рта в дыхательные пути). Риску аспирации подвержены люди, испытывающие проблемы с глотанием.

Считают, что основная задача логопеда в этом случае — оценить степень риска аспирации и подобрать такую консистенцию пищи, которую можно проглотить и не захлебнуться. Иными словами, логопедам вменили в обязанность функции диетсестры или медицинской сестры стационарного отделения, что рассматривается как один из способов помощи врачам в восстановлении пациентов. В то же время, вопросами лечебного питания должны заниматься специально подготовленные лица, например, со средним медицинским образованием, чья деятельность находится под непосредственным контролем врача.

Очевидно, что работа логопеда во взрослой и детской сети лечебных учреждений должна основываться на полученных ими знаниях в процессе обучения по программам специалитета, бакалавриата, магистратуры специального (дефектологического) образования с тем, чтобы в своей диагностической и коррекционной работе, знаниях о клинике и патогенезе нарушений деятельности центральной нервной системы уметь отграничивать функциональные нарушения от органических, что позволяет своевременно начать восстановительную коррекционно-пе-дагогическую работу с больными.

О соотношении органического и функционального в психическом статусе больных, перенёсших черепно-мозговую травму, инсульты, контузии, указывали в своих работах А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник и др.

Так, в частности, Б. В. Зейгарник, описывая состояние больных, перенёсших контузию в условиях войны (1941—1945 гг.), отмечала усиливающее влияние в возникновении глухонемоты, расстройств речи психологических факторов. При отсутствии нарушений памяти, внимания, мышления, пациенты могли отличаться функциональными расстройствами слуха и речи, что требовало применения специальных методик педагогического характера. «В этих случаях, — пишет автор, — приходилось упражнять координацию артикуляторных движений с процессами дыхания, учить больного говорить на выдохе и т. д.» [19, с. 53]. Иногда приходилось, как отмечает автор, «.применять более специальные, принятые в логопедии, приемы для снятия заикания — учить больного протяжной речи, .применять приемы постановки определенного звука». Однако, по мнению Б. В. Зей-гарник, «при этой логопедической восстановительной работе нужно учитывать одно принципиальное положение: эти логопедические приемы не должны быть ведущим методом обучения — они должны быть лишь тем вспомогательным средством, которое включается в общую систему психотерапии. Они должны быть особой формой, особым построением суггестивной терапии, через логопедические упражнения надо в данном случае вести суггестивную терапию; .эти логопедические упражнения должны быть очень кратковременными, они долж-

ны занимать мало времени и должны быть включены в общий процесс психотерапии. В противном случае может наступить фиксация больного на своем дефекте» [там же, с. 53].

Конечно, при органических поражениях центральной нервной системы роль логопедической помощи в восстановительной терапии усиливается, приходится заново обучать больных устной и письменной речи, восстанавливать функции памяти и мышления, работать с ресоциализацией личности больного. Подключение к реабилитационной работе других специалистов параклинических служб по рекомендациям лечащего врача повышает успешность лечения и возвращение больного к жизнедеятельности.

Кроме специального (дефектологического) направления, в условиях лечебных учреждений хорошо зарекомендовали себя программы повышения квалификации врачей по социальной педагогике и психологии — индивидуальная и групповая психотерапия с участием педагога или психолога, воспитательно-педагогическая работа с пациентами и их ближайшим семейным окружением. Так, рядом сотрудников кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова» (В. А. Родионова, И. В. Тельнюк и др. предпринимались попытки создания «школы пациентов», направленность которой была связана с педагогическим просвещением, обучением

культуры общения и взаимодействия в системе «врач — больной», «врач — ближайшие родственники пациентов», что может представлять собой как одну из моделей психолого-педагогического воздействия в условиях лечебной тактики, а также характеризовать программы педагогического обучения врачей и среднего медицинского персонала [20—22].

Врачи-педагоги, средний медицинский персонал и специалисты параклинических служб, осуществляющие клинико-педагогиче-скую деятельность в условиях лечебного учреждения, обязаны проходить обучение по программам дополнительного профессионального образования. Согласно ст. 76, п. 10 закона «Об образовании в РФ» [8], такие программы должны соответствовать требования повышения квалификации, то есть быть ориентированными на формирование определенных профессиональных компетенций, которые соответствуют функциональным обязанностям специалиста той или иной области профессиональной деятельности.

Заключение. Представленные материалы отражают один из аспектов разработки и реализации программ педагогической направленности в работе специалистов параклинических служб, интеграции этих программ в структуру лечебной тактики медицинского учреждения — изучение и обобщение опыта профессионально-педагогической работы педагогов и врачей в вопросах восстановительно-

го обучения и социальной реабилитации на различных этапах их пребывания в условиях лечебного учреждения. Обсуждение программ в контексте госпитальной педагогики отражает совместные усилия

специалистов различного профиля в деле восстановления и реабилитации больных, их возвращения к нормальным условиям жизнедеятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. М.: Изд-во Акад. мед. наук СССР, 1948. 236 с.

2. Запорожец А. В. Восстановление движения. Психофизиологическое исследование восстановления функций руки после ранения. М.: Сов. наука, 1945. 231 с.

3. Зейгарник Б. В. Психологический анализ постконтузионных нарушений слуха и речи // Реактивная постконту-зионная глухонемота, её распознавание и лечение / Управление госпиталями ВЦСПС по Челябинской области. М.: Медгиз, 1943. С. 41-55.

4. Великая Отечественная война // https://ru.wikipedia.org/wiki/ Великая_ Отечественная_война (дата обращения: 10.08.2022).

5. Бакалавр // URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Бакалавр (дата обращения: 10.08.2022).

6. Магистр // URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Магистр (дата обращения: 10.08.2022).

7. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов / Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012) [ОКПДТР 2022] // URL: http://okpdtr.ru/ (дата обращения: 03.11.2022).

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) //

URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/18ecc06c654c0f 2e1ffdf7fa3f8c1ef137f01615/ (дата обращения: 11.11.2022).

9. Худик В. А. Роль логопеда в лечебно-реабилитационных мероприятиях с больными дисфагией // Коррекционно-педагогическое образование. 2017. № 4 (12). С. 5-12.

10. Невзорова Д. В. и др. Нутритив-ная поддержка и регидратация взрослых, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи / Д. В. Невзорова, В. М. Луфт, И. Н. Лейдерман, Т. А. Куня-ева, А. Н. Комаров, К. Консон, А. В. Сытов, Т. Ю. Семиглазова, А. Е. Шестопалов [Министерство здравоохранения Российской Федерации; ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова»; Федеральный научно-практический центр паллиативной медицинской помощи]. М., 2021. 108 с.

11. Эрготерапия // https://ru.wikipedia. org/wiki/Эрготерапия (дата обращения: 14.08.2022).

12. Канистерапия // https://ru. wikipedia.org/wiki/Канистерапия (дата обращения: 14.08.2022).

13. Тельнюк И. В., Худик В. А. Особенности подготовки и защиты курсовой работы по программе повышения квалификации «Преподаватель высшей школы» (на материале проектных исследований в области педагогики и психологии высшего медицинского образова-

ния) // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 3 (3). С. 21-28.

14. Кафедра педагогики и психологии факультета последипломного образования ФГБОУ ВО «ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова // URL: https://www.1spbgmu. ru/obrazovanie/kafedry/134-universitet/ structura/kafedry/poslediplomnye/ kafedrapedagogiki-i-psikhologii/61-kafedra-pedagogiki-i-psikhologii (дата обращения: 07.11.2022).

15. Кафедра физического воспитания и здоровья ФГБОУ ВО «ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова // URL: https:// www.1spbgmu.ru/obrazovanie/kafedry/ 296-universitet/structura/kafedry/klinicheskie/ kafedra-fizicheskogo-vospitaniya-i-zdorovya-s-uchebno-ozdorovitelnym-kompleksom-i-uchebno-sportivnoj-bazoj/493-kafedra-fizicheskogo-vospitaniya-i-zdorovya-s-uchebno-ozdorovitelnym-kompleksom-i-uchebno-sportivnoj-bazoj (дата обращения: 07.11.2022).

16. Кафедра физических методов лечения и спортивной медицины // URL: https://www.1spbgmu.ru/obrazovanie/ kafedry/149-universitet/structura/kafedry/ klinicheskie/kafedra-fizicheskikh-metodov-lecheniya-i-sportivnoj-meditsiny/76-kafedra-fizicheskikh-metodov-lecheniya-i-sportivnoj-meditsiny (дата обращения: 12.11.2022).

17. Магистратура.44.04.02Психолого-педагогическое образование. Госпиталь-

ная педагогика // URL: http://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/faculties/institut-detstva/ kafedra-psihologicheskoy-antropologii/ magistratura-psihologo-pedagogicheskoe-obrazovanie-gospitalnaja-pedagogika-44-04-02-2020-god-nabora/ (дата обращения: 12.11.2022).

18. Зачем логопеды взрослым? // URL: https://emergency.spb.ru/zachem-logopedy-vzroslym/ (дата обращения: 12.11.2022).

19. Зейгарник Б. В. Указ. соч.

20. Родионова В. А. Педагогические проблемы школы пациентов // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. 2011. Т. XVIII. № 4. С. 10-11.

21. Тельнюк И. В., Родионова В. А. Научно-прикладные аспекты взаимодействия кафедры педагогики и психологии ФПО «ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова» с медицинскими и образовательными учреждениями при создании программ по психолого-педагогическому сопровождению // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. 2015. № 3 (9) [Электронный ресурс] // URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 12.11.2022).

22. Психолого-педагогическая подготовка среднего медицинского персонала для работы в школе пациентов с сахарным диабетом: учебно-методическое пособие / Н. П. Ванчакова, В. А. Родионова, И. В. Тельнюк, В. А. Худик. СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2014. 64 с.

REFERENCES

1. Luria A. R. Restoration of brain functions after military trauma. M.: Publishing House of the Academy of Medical Sciences ofthe USSR, 1948. 236 p. (In USSR).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Zaporozhets A. V. Restoration of movement. Psychophysiological study ofthe

restoration of hand functions after injury. M.: Sovetskaya nauka, 1945. 231 p. (In USSR).

3. Zeigarnik B. V. Psychological analysis of post-concussion hearing and speech disorders // Reactive post-concussion

deaf-muteness, its recognition and treatment / Management of hospitals of the All-Russian Central Council of Trade Unions in the Chelyabinsk region. M.: Medgiz, 1943. P. 41-55. (In USSR).

4. The Great Patriotic War // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ BenHKaa_ OTenecTBeHHaa_BOHHa (date of the application: 10.08.2022).

5. Bachelor // URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/EaKanaBp (date of the application: 10.08.2022).

6. Master // URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/MaracTp (date of the application: 10.08.2022).

7. All-Russian classifier of professions of workers, positions of employees and wage categories / Decree of the State Standard of the Russian Federation of December 26, 1994 N 367 (as amended on June 19, 2012) [OKPDTR 2022] // URL: http://okpdtr.ru/ (date of the application: 03.11.2022).

8. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on October 7, 2022) «On Education in the Russian Federation» (as amended and supplemented, effective from October 13, 2022) // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/18ecc06c654c0f2e1ffdf7fa3 f8c1ef137f01615/ (date of the application: 11.11.2022).

9. Khudik V. A. The role of a speech therapist in treatment and rehabilitation measures with patients with dysphagia // Pedagogic Correction Education Journal. 2017. No. 4 (12). P. 5-12.

10. Nevzorova D. V. et al. Nutritional support and rehydration of adults in need of palliative care / D. V. Nevzorova, V. M. Luft, I. N. Leiderman, T. A. Kuny-aeva,A. N. Komarov, K. Konson,A. V. Sytov, T. Yu. Semiglazova, A. E. Shestopalov [Ministry of Health of the Russian Federation; FGAOU VO «First Moscow State Medical University named after I. M. Sechenov»; Federal Scientific and Practical Center for Palliative Care]. M., 2021. 108 p.

11. Ergotherapy // URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki^proTepanHH (date of the application: 14.08.2022).

12. Canistherapy // URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/KaHHCTepanHH (date of the application: 14.08.2022).

13. Telnyuk I. V., Khudik V. A. Features of the preparation and defense of course work on the advanced training program «Teacher of higher education» (based on project research in the field of pedagogy and psychology of higher medical education) // URL: Bulletin of the St. Petersburg Research Institute pedagogy and psychology of higher education. 2022. No. 3 (3). P. 21-28.

14. Department of Pedagogy and Psychology of the Faculty of Postgraduate Education acad. I. P. Pavlova // URL: https://www.1spbgmu.ru/obrazovanie/ kafedry/ 134-universitet/structura/kafedry/ poslediplomnye/kafedrapedagogiki-i-psikhologii/61-kafedra-pedagogiki-i-psikhologii (date of the application: 07.11.2022).

15. Department of Physical Education and Health acad. I. P. Pavlova // URL: https://www.1spbgmu.ru/obrazovanie/ kafedry/296-universitet/structura/kafedry/ klinicheskie/kafedra-fizicheskogo-vospitaniya-i-zdorovya-s-uchebno-ozdorovitelnym-kompleksom-i-uchebno-sportivnoj-bazoj/493-kafedra-fizicheskogo-vospitaniya-i-zdorovya-s-uchebno-ozdorovitelnym-kompleksom-i-uchebno-sportivnoj-bazoj (date of the application: 07.11.2022).

16. Department of Physical Therapies and Sports Medicine // URL: https:// www. 1 spbgmu.ru/obrazovanie/ kafedry/149-universitet/structura/kafedry/ klinicheskie/kafedra-fizicheskikh-metodov-lecheniya-i-sportivnoj-meditsiny/76-kafedra-fizicheskikh-metodov-lecheniya-i-sportivnoj-meditsiny (date of the application: 12.11.2022).

17. Master's degree. 44.04.02 Psychological and pedagogical educati-

on. Hospital Pedagogy // URL: http://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/ faculties/institut-detstva/kafedra-psihologicheskoy-antropologii/ magistratura-psihologo-pedagogicheskoe-obrazovanie-gospitalnaja-pedagogika-44-04-02-2020-god-nabora/ (date of the application: 12.11.2022).

18. Why speech therapists for adults? // URL: https://emergency.spb.ru/zachem-logopedy-vzroslym/ (date of the application: 12.11.2022).

19. Zeigarnik B. V. Index of composition.

20. Rodionova V. A. Pedagogical problems of the school of patients. Uchenye zapiski St. Petersburg State Medical University. acad. I. P. Pavlova. 2011. Vol. XVIII. No. 4. P. 10-11.

21. Telnyuk I. V., Rodionova V. A. Scientific and applied aspects of the interaction of the Department of Peda-

gogy and Psychology of the Faculty of Postgraduate Education «First St. Petersburg State Medical University named after academician I. P. Pavlov» with medical and educational institutions when creating programs for psychological and pedagogical support // Clinical and medical psychology: research, training, practice: electronic scientific journal. 2015. No. 3 (9) [Electronic resource] // URL: http:// medpsy.ru/climp (date of the application: 12.11.2022).

22. Psychological and pedagogical training of nursing staff for work in the school of patients with diabetes mellitus: teaching aid / N. P. Vanchakova, V. A. Rodionova, I. V. Telnyuk, V. A. Khudik. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State Medical University, 2014. 64 p.

Поступила в редакцию 14.11.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.