Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

КОНЦЕПЦИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ВЫБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИИ СПО / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОВЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко С.Б.

В оценке готовности к профессиональной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью старшего школьного возраста является готовность к осознанному либо рекомендуемому выбору между трудоустройством по доступной профессии, продолжением образования в организациях СПО или в высшей школе. Основу осознанного выбора конкретной специальности или сферы профессиональной деятельности, должны составлять как его собственные представления о возможностях и ограничениях в сфере профессиональной самореализации так и личные предпочтения старшеклассника, сложившиеся как результат профориентационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко С.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT, DIRECTIONS OF DEVELOPMENT AND TASKS OF VOCATIONAL EDUCATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES AND DISABILITIES

In assessing the readiness for professional activity of students with disabilities and disabilities of senior school age, it is readiness for a conscious or recommended choice between employment in an affordable profession, continuing education in vocational training organizations or in higher school. The basis of a conscious choice of a particular specialty or field of professional activity should be both his own ideas about the possibilities and limitations in the field of professional self-realization and the personal preferences of a high school student, formed as a result of career guidance work.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

УДК 377

Бондаренко С.Б.,

Магистрант

ФГБОУ ВО «Череповецкий Государственный Университет» Научный руководитель: Денисова О.А.

директор РУМЦ СЗФО, заведующий кафедрой дефектологического образования, д.п.н., профессор

ФГБОУ ВО «Череповецкий Государственный Университет»

КОНЦЕПЦИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Аннотация

В оценке готовности к профессиональной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью старшего школьного возраста является готовность к осознанному либо рекомендуемому выбору между трудоустройством по доступной профессии, продолжением образования в организациях СПО или в высшей школе. Основу осознанного выбора конкретной специальности или сферы профессиональной деятельности, должны составлять как его собственные представления о возможностях и ограничениях в сфере профессиональной самореализации так и личные предпочтения старшеклассника, сложившиеся как результат профориентационной работы.

Ключевые слова:

профориентационная работа, лица с ограниченными возможностями здоровья, рекомендуемый выбор, профессиональная самореализация, профессиональная деятельность, организации СПО,

обучающиеся с ОВЗ.

Bondarenko S.B.

Cherepovets Scientific supervisor: Denisova O.A.

Cherepovets

THE CONCEPT, DIRECTIONS OF DEVELOPMENT AND TASKS OF VOCATIONAL EDUCATION OF STUDENTS

WITH DISABILITIES AND DISABILITIES

Abstract

In assessing the readiness for professional activity of students with disabilities and disabilities of senior school age, it is readiness for a conscious or recommended choice between employment in an affordable profession, continuing education in vocational training organizations or in higher school. The basis of a conscious choice of a particular specialty or field of professional activity should be both his own ideas about the possibilities and limitations in the field of professional self-realization and the personal preferences of a high school student, formed as a result of career guidance work.

Keywords:

career guidance work, persons with disabilities, recommended choice, professional self-realization, professional activity, vocational training organizations, students with disabilities.

Объективными предпосылками для профориентационных рекомендаций, ориентирующих на обучение в системе СПО и в ВУЗ, является степень приближения общих образовательных результатов (в

сферах академических достижений и жизненных компетенций) обучающихся к результатам, планируемых на этих уровнях образования, а также устойчивый интерес и способности к определенным видам профессиональной деятельности.

Профессиональная самореализация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ это не только качественная предпрофессиональная, профессиональная подготовка и проводимые с ними работы по профориентации. Получение профессии (специальности) и профессионального образования является важнейшей сферой социализации обучающихся с ОВЗ и главным условием их интеграции в общество. Для оптимизации получения среднего профессионального и высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидностью, целесообразно проводить целевые научно-исследовательские разработки.

Эти разработки должны помочь в определении критериев оценки эффективности профориентационной работы, и факторов, их определяющих, а также дифференцировать условия и перспективы среднего профессионального и высшего образования для некоторых категорий обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом их особых образовательных потребностей, а также помогут в создании механизмов обеспечения преемственности на разных уровнях образования в формировании готовности к выбору и освоению профессии. Разработка и создание концепции развития инклюзивного профессионального образования детей с ОВЗ инвалидностью, позволит использовать результаты современных междисциплинарных исследований за основу для принятия решений. Концепция позволит определить пути достижения более высоких результатов в развитии, воспитании, образовании, социализации и профессионализации лиц с ОВЗ и инвалидностью, будет способствовать развитию социального статуса ребенка.

Смысл создания концепции в том, чтобы точно определить точки роста инклюзивного образования детей с инвалидностью и ОВЗ, выделить и обосновать стратегические направления развития и ожидаемые результаты.

Концепция будет определять пути достижения качественно более высоких результатов в развитии, воспитании, образовании, социализации и профессионализации детей с ОВЗ, развитие социального статуса ребенка, сохранение и развитие социального статуса и жизненной перспективы семьи, его воспитывающей. Смысл создаваемой концепции видится в том, чтобы определить точки роста образования лиц с инвалидностью и ОВЗ, получения ими профессии (специальности), выделить и обосновать стратегические направления развития и ожидаемые результаты.

Представленные в концепции ориентиры, основанные на понимании, единства законов развития обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и без при этом учитываются возможности существенного расхождения паспортного и психологического возраста и наличие особых образовательных потребностей детей. В качестве формального показателя успешности профессионального образования лиц с инвалидностью является количество трудоустроенных инвалидов, работающих по полученной специальности.

Целевые установки в системе профессионального образования лиц с инвалидностью и ОВЗ связаны с обеспечением преемственности всех этапов профессионально-образовательной карьеры, и предполагает выстраивание вертикали, начиная с дошкольного и общего образования и профориентационной работы в них, плавно переходя к обучению в организациях среднего профессионального и высшего образования, переходя на открытый рынок труда с постдипломной поддержкой лиц с ОВЗ и инвалидностью на месте работы.

Список использованной литературы:

1. Бикбулатова, А.А. Трудоустройство инвалидов: мировой опыт и современное состояние [Текст] / А. А. Бикбулатова, Е. А. Петрова, Р. В. Козьяков // ученые записки Рос. гос. социального ун-та. - 2016. - Том 15. -№ 4(137). - С. 6-11.

2. Гончарова, В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными

возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования [Электронный ресурс] : монография / В. Г. Гончарова, В. Г. Подопригора, С. И. Гончарова. - Электрон, текстовые данные. -Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. - 248 с. - 978-5-7638-3133-7. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84218.html

3. Инклюзивное образование в ВУЗе [Текст]: учебное пособие / сост. О. Л. Леханова; под ред. О. А. Денисовой. - Череповец: Череповецкий гос. университет, 2018. - 259 с.

© Бондаренко С.Б., 2022

УДК 373.147:793.3

Галиуллина А.Т.,

магистрант ФГБОУ «БГПУ им. М. Акмуллы Кашапова Л.М., д.п.н.,

профессор кафедры педагогики ФГБОУ «БГПУ им. М. Акмуллы Уфа, Россия

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Аннотация

Хореографическая культура занимает первостепенное место в социальной жизни общества. Сегодня она выполняет одну из важнейших функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей младшего школьного возраста. Кроме того, выполняет ряд других функций, присущих культуре в целом. Уроки хореографии являются прекрасным средством духовного, эстетического и физического воспитания ребенка, что является немаловажным в формировании будущего поколения.

Ключевые слова:

Хореографическая культура, танцевальная культура, младший школьник

Под танцевальной, или хореографической, культурой понимается система, в которой отражен способ бытования танца в определенных пространно-временных отношениях, в рамках повседневной культуры. Взаимосвязь понятий культуры и танцевальной культуры можно представить следующим образом: культура - культура повседневности - танцевальная культура. В данной системе танцевальная культура выступает как один из элементов общей культуры [1, с. 97]. В основе танцевальной, или хореографической культуры лежит такой феномен, как танец, который представляет собой совокупность различных элементов (кодов) - соматического, семантического, ритмического. Хореографическая культура, помимо основных компонентов (кодов) включает и вспомогательные элементы: пространственно-временной, предметный, социальный, нормативно-рефлективный код.

Хореографическая культура школьника воспитывается под влиянием сложного процесса взаимодействия внешних и внутренних организационно-педагогических и методических условий. Внешние воздействия рассматриваются как целостная система ценностных отношений личности школьника, входящих в личностную структуру образа жизни, и только при совпадении социального и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.