Научная статья на тему 'ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СПО) / ОВЗ (ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ) / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко С.Б.

В глубине каждой категории обучающихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и инвалидностью лежат значительные различия в уровне их когнитивного, социального и эмоционального развития, предполагающие дифференцированный подход к оценки их возрастных достижений сформулированный во ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. На наш взгляд наименее продуктивной является ориентация на нозологический диагноз. Для инвалидов и обучающихся с ОВЗ имеющих выраженные ограничения в когнитивном развитии, осознанный выбор является проблематичным. Дети с сенсорными и двигательными нарушениями, без признаков интеллектуальной недостаточности могут иметь относительно специфичные целевые ориентиры. Дети с нарушениями интеллекта (умственная отсталость) и расстройствами аутистического спектра, могут овладеть лишь весьма ограниченными навыками и умениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко С.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGETS AND FACTORS OF SUCCESSFUL DEVELOPMENT PERSONS WITH DISABILITIES AND DISABILITIES IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

In the depth of each category of students with disabilities and disabilities are significant differences in the level of their cognitive, social and emotional development, suggesting a differentiated approach to assessing their age achievements formulated in the Federal State Educational Standard (Federal State Educational Standard) for students with disabilities and disabilities. In our opinion, the focus on nosological diagnosis is the least productive. For people with disabilities and students with disabilities with pronounced limitations in cognitive development, informed choice is problematic. Children with sensory and motor impairments, without signs of intellectual disability may have relatively specific targets. Children with intellectual disabilities (mental retardation) and autism spectrum disorders can acquire only very limited skills and abilities.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 159.9

Бондаренко С.Б.

Магистрант

ФГБОУ ВО «Череповецкий Государственный Университет»

Г. Череповец, РФ

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В глубине каждой категории обучающихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и инвалидностью лежат значительные различия в уровне их когнитивного, социального и эмоционального развития, предполагающие дифференцированный подход к оценки их возрастных достижений сформулированный во ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. На наш взгляд наименее продуктивной является ориентация на нозологический диагноз.

Для инвалидов и обучающихся с ОВЗ имеющих выраженные ограничения в когнитивном развитии, осознанный выбор является проблематичным. Дети с сенсорными и двигательными нарушениями, без признаков интеллектуальной недостаточности могут иметь относительно специфичные целевые ориентиры. Дети с нарушениями интеллекта (умственная отсталость) и расстройствами аутистического спектра, могут овладеть лишь весьма ограниченными навыками и умениями.

Ключевые слова:

Профориентация, среднее профессиональное образование (СПО), ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), особые образовательные потребности, стандарт основного образования,

психолого-педагогическая типология.

Bondarenko S.B.

Master's student «Cherepovets State University» Cherepovets, State Russia

TARGETS AND FACTORS OF SUCCESSFUL DEVELOPMENT PERSONS WITH DISABILITIES AND DISABILITIES IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Abstract

In the depth of each category of students with disabilities and disabilities are significant differences in the level of their cognitive, social and emotional development, suggesting a differentiated approach to assessing their age achievements formulated in the Federal State Educational Standard (Federal State Educational Standard) for students with disabilities and disabilities. In our opinion, the focus on nosological diagnosis is the least productive.

For people with disabilities and students with disabilities with pronounced limitations in cognitive development, informed choice is problematic. Children with sensory and motor impairments, without signs of intellectual disability may have relatively specific targets. Children with intellectual disabilities (mental retardation) and autism spectrum disorders can acquire only very limited skills and abilities.

Keywords:

Career guidance, secondary vocational education (SPE), HIA (limited health opportunities), special educational needs, standard of basic education, psychological and pedagogical typology.

Умения и навыки не имеют специфической связи с будущим профессиональным образованием, но составляют общую основу его успешности на уровне личностных, поведенческих и деятельностных приобретений ребенка.

Относительно специфичные целевые ориентиры могут быть представлены в следующих достижениях: овладение доступными умениями общетрудовыми навыками; достаточная степень адаптации к ограничениям жизнедеятельности, связанным со спецификой нарушения развития, освоение доступных способов и средств их компенсации; приобретение общей осведомленности о потенциально доступных профессиях с учетом ограничений.

Целевым ориентиром в оценке качества предпрофессиональной подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ среднего школьного возраста является готовность к принятию рекомендаций педагогов по выбору дальнейшего образовательного маршрута (СПО, переход в старшие классы, отказ от продолжения образования). Объективной предпосылкой для таких рекомендаций является степень приближения общих образовательных результатов (в сферах академических достижений и жизненных компетенций) обучающихся к результатам, планируемым на этом уровне образования. Общетрудовые умения и навыки являются актуальными, для продолжения образования в СПО. Осознанный выбор сферы профессиональной деятельности , конкретной специальности, необходимо составлять с учетом личных предпочтений старшеклассника, сложившихся в результате профориентационной работы и собственных адекватных представлений об ограничениях и возможностях в сфере профессиональной самореализации.

Целевыми ориентирами в оценке готовности к профессиональной деятельности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ старшего школьного возраста являются:

- готовность к осознанному либо рекомендуемому выбору между трудоустройством по доступной профессии;

- продолжение образования в организациях СПО или в высшей школе.

Поэтому колледжы и техникумы общего назначения, должны представлять двойственную, реабилитационно-образовательную систему, качество функционирования которой определяется:

- социально-реабилитационной эффективностью их обучения;

- мерой овладения студентами-инвалидами знаниями, умениями и навыками, отвечающими требованиям профессиональной компетентности.

Значимыми факторами успешного образования инвалидов являются:

1. Дополнительная специальная подготовленность преподавательского состава к работе с инвалидами разных нозологических групп;

2. Компетентное медико-психологическое и тьюторское сопровождение;

3. Направления образовательной деятельности выстраиваются с учетом особых образовательных потребностей студентов-инвалидов.

К типичным трудностям относятся:

- трудности в восприятии и фиксации учебной информации на практических и лекционных занятиях;

- трудности в оформлении и представлении результатов работ;

- трудности в установлении продуктивного взаимодействия с преподавателями;

- трудности в доступе к учебной и учебно-методической литературе;

- трудности в организации досуга;

- трудности неформального общения в студенческой среде;

- трудности ориентировки в предметно-пространственной среде и социально-бытовой

инфраструктуре в колледже, техникуме;

- трудности использования технических средств реабилитационно-образовательного назначения. Список использованной литератруы:

1. Ворошилова Е.Л. Мировой опыт решения проблем профессиональной самореализации людей с инвалидностью // Дефектология. - № 4. - 2017. - С. 30-36.

2. Кантор В.З., Антропов А.П., Гдалина Т.Г. Старшие школьники с инвалидностью и выбор профессионально-образовательного маршрута: мотивационно-потребностные аспекты обучения в вузе // Психологическая наука и образование. - 2018. - Том 23. - № 2. - С. 42-49.

3. Коробейников И.А., Ворошилова Е.Л. Профессиональная самореализация молодых людей с инвалидностью: проблемы и перспективы решения // Дефектология. - № 6. - 2017. - С. 49-55.

© Бондаренко С.Б., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.