Научная статья на тему 'Концепция музея УГТУ: от рабочего поселка к университетскому городу'

Концепция музея УГТУ: от рабочего поселка к университетскому городу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
UNIVERSITY TOWN / UNIVERSITY MUSEUM / UKHTA IN THE TIME OF GULAG / UKHTA IN THE TIME OF UNIVERSITY / TRANSFORMATION / HISTORIC RECORD / COMPOSITION SOLUTION / EXPOSURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленская Е. А., Васильев Я. Ю.

Описана модель формирования университетского музея как важного элемента концепции университетского города. «Университетский город» это концепция, раскрывающая роль и место вуза в социально-экономической жизни города и региона. Университетский музей призван показать динамику исторического развития города, преемственность между научными и производственными структурами прошлого и настоящего через призму развития высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ustu museum: from industrial community to university town

The key theme of the article is the model of university museum organization as a part of concept of university town. «University town» is a concept that shows the university's place and role in socio-economic life of the town and the North region. University museum's mission consists in showing the regularity of historic town development, succession between present and past scientific and industrial structures through the prism of higher school development.

Текст научной работы на тему «Концепция музея УГТУ: от рабочего поселка к университетскому городу»

равленная работа по формированию внут-ривузовской системы менеджмента качества, включающая аттестацию студентов, внедрение автоматизированной системы контроля за исполнением постановлений и распоряжений ректора, участие в российских и международных тематических фо-румахи конференциях. Результатом стало создание в 2006 г. Центра менеджмента качества УГТУ, включающего отделы разработки системы качества и ее мониторинга. Есть все основания полагать, что этот опыт университета будет востребован Институтом повышения квалификации.

10 лет - это небольшой срок. Но для института этого оказалось достаточно, чтобы доказать свою состоятельность и актуальность в качестве логически необходимого звена в системе высшего образования. В ИПК-НАМЦ готовы сотрудничать с каж-

дым, кто уверен, что повышение профессионализма руководителей и специалистов предприятий и учреждений - это инвестиции в будущий успех.

Литература

1. См.: Ухтинский государственный техничес-

кий университет: пути становления и развития / Под ред. Н.Д. Цхадая, В.Н. Панти-леенко, Л.П. Рощевской, Е.А. Зеленской. Ухта: УГТУ, 2008. С. 284.

2. См.: Мищенко И.Т. Подготовка специали-

стов по разработке и эксплуатации нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений // Нефть, газ и бизнес. 2005. № 2-3. С 28-31.

3. См.: Владимиров А.И. Подготовить хоро-

шего специалиста без участия отрасли -практически невозможно // Нефтяное хозяйство. 2002. № 2. С. 16.

KARGALINA A.A., KARABINSKAYA I.V. INDEPENDENT CERTIFICATE-METHODICAL CENTER

The activity of the independent certificate-methodical center of Ukhta State Technical University in the context of the concept «Ukhta - University town» realization is described. The increased importance of additional vocational education in the conditions of world economic crisis and in the perspective of Russian economics transition to innovative development paradigm is emphasized.

Keywords: additional professional education, raising of professional level, personnel retraining, system of quality management, certificate-methodical center.

Концепция музея УГТУ:

Е.А. ЗЕЛЕНСКАЯ, директор музея от рабочего поселка Я.Ю. ВАСИЛЬЕВ, директор и

социологического центра к университетсК°му

городу

Описана модель формирования университетского музея как важного элемента концепции университетского города. «Университетский город » - это концепция, раскрывающая роль и место вуза в социально-экономической жизни города и региона. Университетский музей призван показать динамику исторического развития города, преемственность между научными и производственными структурами прошлого и настоящего через призму развития высшей школы.

Ключевые слова: университетский город, университетский музей, Ухта гулаговс-кая, Ухта университетская, трансформация, историческая ретроспектива, композиционное решение, экспозиция.

В современных условиях государственные университеты постепенно перестают быть формализованными учреждениями министерства образования со строго ограниченными функциями и полномочиями. Рыночная экономика диктует свои условия работы с учащимися, работодателями и общественностью. Прежде всего, возрастает самостоятельность университетов.

Университет становится организацией, стоящей на стыке множества социальных сфер и способной влиять на экономическое, политическое, культурное развитие общества. Уточним, это именно способность, и реализовать ее без опоры на четкое видение будущего невозможно. Таким образом, перед университетом встает серьезная задача переосмысления своего места и роли в современных общественных процессах.

В Ухтинском государственном техническом университете есть понимание перспектив своего развития и связанных с ними рисков. Университет мыслится как организация, сама суть которой направлена на развитие просвещения, науки, внедрение инноваций, повышение общей и профессиональной культуры. В данном контексте миссия университета полностью совпадает с целями всего общества. Так родилась концепция «Ухта - университетский город» и началось содержательное ее наполнение, призванное четко и ясно определить перспективные задачи университета.

Прежде всего, Ухта - это не обычный «промгород» с экологическими проблемами и управленческими конторами. Здесь сосредоточен большой научный и образовательный потенциал: три научно-исследовательских института, Коми региональное отделение РАЕН, два колледжа, железнодорожный техникум, многопрофильные училища, инновационные средние учебные заведения. Сердцевиной этого научно-образовательного комплекса является Ухтинский государственный технический университет, распространяющий свое влия-

ние практически на все области городской жизни: науку, образование, культуру, строительство, промышленное производство. Возникнув на базе Учебно-консультационного пункта (1958), пережив стадию общетехнического и вечерне-заочного факультетов МИНХ и ГП (1965) и трансформировавшись в индустриальный институт (1967), этот символ современной Ухты в 1999 г. получил статус университета, для которого техническое образование неотделимо от гуманитарного. Сегодня значительная часть специалистов, работающих в различных областях промышленности Республики Коми, - выпускники нашего университета.

Итак, наука и образование занимают в городе особое место, которое и определяет смысл понятия «университетский город». Это не очередная политическая мифологема; по словам ректора Н.Д. Цхадая, это продуктивная мечта, которую следует считать скорее бессрочной миссией, чем конечной задачей. Коллектив университета рассматривает ее не в юридической, а в научно-образовательной, нравственной, культурной плоскости и движется к цели в процессе естественного роста, из года в год формируя и реализуя новые образовательные, научные и культурно-просветительские программы. Идея «Ухта - университетский город» нисколько не противоречит

репутации Ухты как индустриального центра Республики Коми. Даже напротив: университетское сообщество всячески подчеркивает научно-техническую емкость предприятий города, их высокую технологичность и, соответственно, высокий интеллектуальный уровень, образованность их коллективов. Все вместе это и создает особый, неповторимый дух города [1]-

Как мы уже отмечали, для полноценного наполнения концепции университетского города необходимо видение будущего. Однако сформулировать таковое без знания прошлого, без его осмысления, без четкого видения исторической связи и преемственности невозможно. Таким образом, важным шагом в развитии концепции университетского города должен стать ясно выраженный образ исторического пути университета в контексте истории города. Наиболее полно эту задачу может воплотить университетский музей, заняв свое место среди ухтинских музеев.

Экспозиция, представленная в университетском музее, ориентируется на раскрытие концепции университетского города в рамках исторической ретроспективы. Проведение такой реконструкции - весьма трудная и творческая задача. Таким образом, музей УГТУ должен не только выполнять важную социально-культурную функцию и служить весомой частью реализации концепции университетского города, но и самим фактом своего существования иллюстрировать инновационный характер университетской деятельности.

Основная цель музея УГТУ, точнее, основная цель его центральной экспозиции, состоит в том, чтобы, используя музейные предметы и вспомогательные средства, представить посетителю университетский взгляд на проблемы истории города и промышленного района. И заключается он не в абсолютной, итоговой истине, а в ее поиске на уровне погружения в экспозиционно-художественные «концепты», достаточно сложные метафорические музейные инсталляции, рассчитанные на неоднократ-

ное «прочтение». Иными словами, музейная экспозиция «Ухта - университетский город» призвана не столько отвечать на вопросы, сколько их ставить и тем самым пробуждать в посетителе интерес к самостоятельной душевной и интеллектуальной работе.

Рождение города Ухты связано с трагическими страницами нашей истории. Ухта возникла как один из центров системы ГУЛАГ [2]. Нужно подчеркнуть, что шаг от «Ухты гулаговской » к «Ухте университетской» в определенной степени обусловлен исторической логикой: культурные традиции города во многом закладывали политзаключенные 30-х годов - люди, как правило, хорошо образованные, профессионалы в своих областях [3, 4]. Таким образом была обозначена не только тема музейной экспозиции, но и сформулирована ее бытийная цель - поиск истины. А задача музейных проектировщиков состояла в том, чтобы показать, как «Ухта гулаговская » трансформируется в «Ухту университетскую », представить этот процесс на уровне экспозиционно-художественной гипотезы, облаченной в музейные одежды и воздействующей на чувства и разум посетителя.

Основной экспозиции музея УГТУ отведено место в главном корпусе университета. Площадь экспозиции небольшая, а

проблем реконструкции истории города, промышленного района в тесной связи с научной и учебной деятельностью нескольких десятков кафедр УГТУ, - огромное количество. Следовательно, музейный потенциал УГТУ не может исчерпываться данным местом: в перспективе музеефикации может быть подвергнут любой объект, входящий в сферу деятельности или влияния университета. Поэтому, с одной стороны, был выбран оптимальный метод, наиболее полно соответствующий ведущей теме, а с другой - обозначены «методические» перспективы дополнительных экспозиций УГТУ, способных освещать проблемы, по объективным причинам не вошедшие в планируемый сюжет центрального музея.

Музей УГТУ представлен как сложная структура, имеющая свой центр (ядро) и ряд многочисленных филиалов, расположенных преимущественно на кафедрах университета. В «ядро » музея, тематически обозначенное как экспозиция «Ухта - университетский город», войдут наиболее знаковые экспонаты, характеризующие факультеты и кафедры в контексте обозначенной темы. Непосредственно на кафедрах (филиалах) по инициативе самих кафедр образуются локальные музеи, строящиеся на основе традиционных методов, в первую очередь

- коллекционного и иллюстративно-тематического, и освещающие специфическую историю данных кафедр. Впоследствии филиалы музея могут появиться на других архитектурных объектах города и района, связанных с учебной, научной, культурно-просветительской и строительной деятельностью УГТУ. Здесь могут применяться не только коллекционный и иллюстративно-тематический методы, но и, например, ансамблевый, с помощью которого можно создавать экспозиции в потенциально мемориальных пространствах - университетских аудиториях, кабинетах, квартирах, домах, бывших лагерных зонах и т.п.

Что касается «ядра» будущего музея

УГТУ, то для его воплощения мы выбрали образно-сюжетный (художественно-мифологический) метод проектирования, приспосабливая его к понятию «живой музей». Именно центральная экспозиция музея, расположенная на первом этаже главного корпуса университета, и несет основную смысловую нагрузку концепции. Что предстоит сделать?

Во-первых, необходимо создать образно-эмоциональную среду, способствующую погружению в прошлое, настоящее и будущее города Ухты.

Во-вторых, на уровне сюжетных и образных ассоциаций определить точки соприкосновения истории города и промышленного региона со структурными подразделениями УГТУ - факультетами и кафедрами, т.е. попытаться посмотреть на историческое бытие города через университетские «коридоры», «двери», «окна», «лаборатории», «проекты », наконец - через реальные судьбы преподавателей, студентов и выпускников.

В-третьих, в контексте предметно-художественной среды образовать зоны «живого общения», связанные с локальными сюжетами экспозиции; посетителям будут предоставлены соответствующие условия для научных диспутов, дружеских бесед, камерных концертов и т.п.

В-четвертых, необходимо создать условия для постоянного пополнения локальных образных «витрин» новыми экспонатами, найденными в процессе комплектования молодого музея.

Наконец, в пятых, предусмотрена возможность использования аудиовизуальных и электронно-компьютерных средств, не нарушающих музейной специфики и органично входящих в те или иные локальные сюжеты.

Лейтмотив городской жизни Ухты остается связанным с промышленным развитием российского Севера, в первую очередь

- с нефтегазодобычей, влияющей и на геологическую разведку, и на машиностроение, и на лесную промышленность, и на

строительство. Именно эта особенность региона формировала и структуру Ухтпеч-лага (затем - Ухтижемлага), и структуру Ухтинского индустриального института, впоследствии переросшего в Ухтинский государственный технический университет.

Основные годы жизни города и промышленного региона лежат в диапазоне между двумя условными конфликтующими символами - ГУЛАГОМ и УНИВЕРСИТЕТОМ. И решение этой оппозиции следует искать в процессе постепенной трансформации образа «Ухты гулаговской» в образ «Ухты университетской». Символом этой трансформации и служит у нас сквозной коридор музея как своего рода РЕКА ВРЕМЕНИ. Взаимоотношения символических образов лагеря как принудительного труда и университета как воплощения свободного духа текут по реке времени, второй зарождается в первом (можно вспомнить подневольных ухтпечлаговских профессоров), постепенно замещая собой его мертвую ткань. Музей показывает, как был пройден путь от лозунга «результат любой ценой » до идеи «безопасности жизнедеятельности», от формулы «лес рубят - щепки летят» до идеологии «устойчивого развития».

В наше время университетский дух становится той преградой, которая стоит на пути сторонников, условно говоря, «гула-говского» пути освоения Севера. «Гулагов-ское» в современных условиях проявляется какхищнически капиталистическое, как ориентированное на сиюминутную прибыль в ущерб будущему. Так история учит нас будущему. Без университета, без опоры на те ценности, воплощением которых выступает универси-

тет, развитие Севера обречено - обречено на неизбежное падение эффективности, производительности, на деградацию. Без квалифицированных, обученных, ответственных кадров невозможно промышленное развитие нашего края; временщики, люди пусть и квалифицированные, но не укорененные здесь, приезжающие по краткосрочному контракту, не будут задумываться о перспективе, не будут искать оптимальных путей развития и в итоге не смогут обеспечить того уровня эффективности, который необходим конкурентоспособной экономике.

Главный капитал - это человек. А наиболее ценный работник - это работник-ученый, труженик - не просто механистически функциональный, но творческий, инициативный, высокообразованный и всесторонне развитый. К сожалению, этот тезис в наше время тоже требует обоснования; музей УГТУ берет на себя бремя его исторического доказательства. Экспозиция музея выстроена с опорой на повседневную жизнь конкретных людей, строивших, поднимавших Ухту. Это и энтузиасты-первопроходцы Ф.С. Прядунов (XVIII в.), М.К. Сидоров (XIX в.), А.Г. Гансберг (начало XX в.), и ученые, попавшие в заключение, такие как Н.Н. Тихонович, выдающиеся организаторы и администраторы, такие как

первый ректор Ухтинского индустриального института Г.Е. Панов и, конечно же, многочисленные выпускники УИИ-УГТУ, плодотворно работавшие и работающие во всех отраслях народного хозяйства нашего города и региона [5].

В сложном современном мире, в обстановке тех вызовов, с которыми сталкивается наша страна, именно университеты могут и должны стать теми узловыми точками, вокруг которых будет концентрироваться наиболее передовая, наиболее ответственная часть нашего общества. Концепция университетского города может стать той социальной универсалией, которая органично впишется в формирующуюся сейчас стратегию России в самом широком смысле этого слова.

Литература

1. См.: Цхадая Н.Д. Северный российский вуз

в условиях модернизации системы образования в стране // Горизонты экономического и культурного развития: Материалы пленарного заседания Второго Северного социально-экологического конгресса. М.: Наука, 2007.

2. См.: Зеленская Е.А. Лагерное прошлое

Коми края (1925-55 г.г.) в судьбах и воспоминаниях современников. Ухта, 2004. 179 с.

3. См.: Канева А.Н. Гулаговский театр Ухты.

Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2001. 188 с.

4. См.: Козулин А.Н. На ветрах истории. Го-

род Ухта. Ухта, 2004. 472 с.

5. См.: Надежин В.П. Колыбель российской

нефти. Ухта: УГТУ, 2005. 88 с.

ZELENSKAYA E.A., VASILYEV Y.YU. USTU MUSEUM: FROM INDUSTRIAL COMMUNITY TO UNIVERSITY TOWN

The key theme of the article is the model of university museum organization as a part of concept of university town. «University town » is a concept that shows the university’s place and role in socio-economic life of the town and the North region. University museum’s mission consists in showing the regularity of historic town development, succession between present and past scientific and industrial structures through the prism of higher school development.

Keywords: university town, university museum, Ukhta in the time of GULAG, Ukhta in the time of university, transformation, historic record, composition solution, exposure.

г.в. коршунов, помощник Обмен опытом в сфере

ЕТОТорелышева, п°дг°товки кадр°в

зам. начальника отдела в циркумп°Лярном п°ясе

В статье представлена система взаимодействия Ухтинского государственного технического университета с зарубежными партнерами. Рассмотрены основные цели этого взаимодействия, важнейшая из которых - подготовка высококвалифицированных кадров для нефтегазовой промышленности на современном мировом уровне. Отдельно рассмотрены связи УГТУ с вузами стран циркумполярного пояса. Представлена организационная структура уникального партнерского форума «Интеграция ».

Ключевые слова: международное сотрудничество, север, циркумполярный пояс, академическая мобильность, нефтегазовый комплекс.

Образовательная, научная и инноваци- нично вписана в отраслевые структуры ев-

онная деятельность Ухтинского государ- ропейского Севера России и отвечает перс-

ственного технического университета орга- пективам социально-экономического раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.