Научная статья на тему 'Ухта университетский город'

Ухта университетский город Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

51
44
Поделиться
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ГОРОД / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СЕВЕР / ЦИРКУМПОЛЯРНЫЙ ПОЯС

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Цхадая Н. Д.

В статье раскрыто содержание одного из стратегических ориентиров развития Ухтинского государственного технического университета культурно-просветительской установки «Ухта университетский город». Кратко представлены основы концептуализации этой идеи, ход и перспектива ее реализации. Обоснована особая геополитическая миссия северных городов России в циркумполярном поясе и университетов в этих городах.

Ukhta a university town

The matter of the strategic guideline of Ukhta State Technical University development is a cultural-educational idea «Ukhta a university town». The basis of the idea, the way and perspectives of its realization are described in the article. A particular geopolitical mission of northern towns and universities in circumpolar zone is accentuated.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Ухта университетский город»

Н.Д. ЦХАДАЯ, профессор, ректор Ухтинский государственный технический университет

Ухта -

университетский город

В статье раскрыто содержание одного из стратегических ориентиров развития Ухтинского государственного технического университета - культурно-просветительской установки «Ухта - университетский город ». Кратко представлены основы концептуализации этой идеи, ход и перспектива ее реализации. Обоснована особая геополитическая миссия северных городов России в циркумполярном поясе и университетов в этих городах.

Ключевые слова: университетский комплекс, университетский город, модернизация образования, север, циркумполярный пояс.

Университет в Ухте начинался с небольшого учебного заведения - учебно-консультационного пункта Московского института нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина. Но и скромное начало, и каждый этап его развития были продиктованы необходимостью решения крупных государственных задач. Точнее, их все можно рассматривать как слагаемые одной масштабной и долгосрочной задачи - освоение крупнейшего сырьевого региона России, основу которого составляет Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция.

Кадры, то есть люди с соответствующей профессиональной подготовкой, действительно решали все. Ярег-ская нефть, Вой-Вожская нефть, Усин-ская нефть, Вуктыльский газ... Поиск, разведка, разработка и эксплуатация десятков крупных нефтяных и газовых месторождений, строительство и эксплуатация крупнейших магистральных газопроводов и нефтепроводов, заводы по переработке нефти и газа, один из крупнейших в мире средне-тиманс-кий бокситовый рудник. Выпускники УГТУ трудятся также на предприятиях лесной, угольной, электроэнергетической, строительной промышленности. Почти всю вторую половину XX в. Ухту называли индустриальной столицей

Республики Коми. И не случайно: именно здесь были расположены крупнейшие предприятия геологической, нефтяной, газовой, строительной отраслей Республики Коми [1].

Кризис 1990-х, реструктуризация экономики в некоторой степени перераспределили точки концентрации и управления промышленностью на карте республики. Ухта не потеряла значения промышленного центра региона, но в ее экономическом, социокультурном, демографическом облике стали значительно заметнее черты крупного образовательного центра. Одним из стратегических ориентиров развития УГТУ в последнее десятилетие стала культурно-просветительская идея «Ухта - университетский город». Это своеобразный призыв коллектива университета к городу: достичь гармонии между промышленной доминантой и научно-образовательным потенциалом. Полноценный город - это город многомерный, при том что роль таких городов на Севере России очевидна.

Идея зарождалась постепенно, как и подобает идее в объективном смысле, то есть такой, которая отвечает собственной логике действительности. В середине 90-х гг. в XX в., когда отдельные вузы России стали переходить из статуса института в статус академии

и выше, на одном из собраний коллектива Ухтинского индустриального института был поставлен вопрос о целесообразности аккредитации вуза в университетском статусе. Накопленный потенциал вселял уверенность, а реалии времени диктовали необходимость достижения поставленной цели. Подготовка заняла несколько лет, и в 1999 г. аккредитационная коллегия Министерства образования РФ приняла решение о присвоении вузу статуса университета.

О каких реалиях времени идет здесь речь? Как оценивать процесс, так сказать, университизации отечественной высшей школы в 90-е годы XX в.? Тогда действительно множество институтов и академий перешли в ранг университетов. Да и вообще вузов стало значительно больше. По всей стране открывались филиалы высших учебных заведений. Соответственно росло количество студентов. Сегодня нет недостатка в критиках этого явления, причем как в собственно вузовской среде, так и среди чиновников, управляющих системой образования. Для критики,

как представляется, есть все основания - и концептуальные, и эмпирические. Быстрый рост количества образовательных услуг, при том что ресурсная база системы образования была явно ослаблена, заведомо должен был негативно сказаться на качестве. И современные экспертные оценки, в общем-то, подтверждают эти априорные соображения. Однако здесь не всё так уж однозначно.

Представляется, что в той ситуации рост числа студентов вузов был, во-первых, неизбежен, а во-вторых, интегральный результат этого процесса, опять же учитывая социально-экономический контекст, является все-таки положительным. Если коротко: для большой части населения России возможность получить высшее образование бесплатно или за сравнительно небольшую плату стала чуть ли не главной формой социальной компенсации за катастрофическое снижение качества жизни вследствие произведенной либеральными реформами шоковой терапии. Если бы миллионы россиян в 90-е годы не сидели в вузовских аудиториях, они бы строили баррикады. Конечно, это сильно ударило по качеству образования, которое становилось всё хуже. Однако образование -это сфера, которая поддается управлению, корректировке. И таковая совсем не обязательно должна представлять собой «попятный ход» - закрытие вузов, специальностей, сокращение квот приема...

У процесса университизации, как видим, есть неоспоримая социальная заслуга перед ближайшим прошлым страны, но самое главное, у него есть блестящая перспектива в контексте стратегических задач, стоящих перед современной Россией, прежде всего -в контексте перехода к инновационной экономике. Для инновационной экономики требуются высокообразованные

кадры. Это аксиома [2]. И потому для повышения качества высшего образования соответствующим органам государственной власти нужно не сокращать разросшуюся за последние годы систему образования, а обеспечивать ее необходимыми ресурсами. И осуществлять необходимый контроль. Выпускники вузов должны иметь качественное образование. Это однозначно. Но не менее важно и то, что их должно быть много. Только тогда Россия сможет создать инновационную экономику, способную конкурировать с мировыми лидерами. Перефразируя известный тезис, можно сказать: возрождение великой России - это патриотизм плюс университизация всей страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ко времени достижения университетского статуса УГТУ был многопрофильным техническим вузом, ведущим подготовку по нефтегазовым, геологическим, лесным, строительным, информационным, экономическим и гуманитарным - всего по двадцати двум

- специальностям. Началась подготовка по программам бакалавриата и магистратуры, спектр которых также постоянно расширялся. В настоящее время с учетом аспирантуры, института повышения квалификации, технического колледжа, довузовской подготовки и дистанционного обучения университет осуществляет образовательную деятельность более чем по 250 образовательным программам. За десять лет

- рост почти в три раза. Однако его нельзя назвать экстенсивным.

Наряду с широким ассортиментом образовательных программ, важнейший атрибут университета - богатый спектр фундаментальных и прикладных научных исследований. Параллельно с открытием новых специальностей шла институциализация научно-педагогических школ; к настоящему времени у нас действуют 12 официально зареги-

стрированных школ. В УГТУ функционируют два докторских совета по пяти специальностям. Тонус студенческой науки и молодых ученых поддерживают две ежегодные молодежные научные конференции: международная по техническим наукам и межрегиональная гуманитарная (этим, конечно, не ограничивается список научных мероприятий: каждый год их проводится не менее десяти разного уровня). Итак, постоянные усилия по фундированию образовательного процесса научной работой - это первый фактор, поддерживающий качество образования на должном уровне. Второй - богатейшие и постоянно развивающиеся связи с производством. Университет сотрудничает более чем с 50 различными предприятиями, причем с большинством из них - на систематической договорной основе. Наибольшее значение, безусловно, имеет партнерство с дочерними предприятиями таких гигантов отечественной экономики, как «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», «ЛУКОЙЛ», «Зарубеж-нефть». Производственные объекты их дочерних предприятий, чьи кадровые потребности в наибольшей степени удовлетворяет УГТУ, расположены в нескольких регионах европейского Севера России; их производственная деятельность выходит далеко за собственно отраслевые рамки. Этими обстоятельствами обусловлено трансрегиональное значение УГТУ и его системообразующее положение в сфере подготовки кадров для экономики России. Третий фактор поддержания качества - развитие инновационного окружения вуза: при университете действуют более десяти инновационных учебно-методических и учебно-производственных центров. И наконец, четвертое - это разработка и внедрение внутривузовской системы менеджмента качества.

Таким образом, количественный рост образовательных услуг, который, с одной стороны, является прямой реализацией государственного принципа доступности образования [3], а с другой - восполняет недостаток бюджетного финансирования в той мере, в какой растет число платных, внебюджетных мест, - этот количественный рост всегда сопровождается, и достаточно успешно, усилиями по обеспечению качества образования. В результате описанной стратегии в университете сложился структурно-функциональный прообраз университетского комплекса. Отчетливая фиксация такого положения дел и стала кульминационной точкой в концептуализации идеи «Ухта - университетский город».

В первоначальном употреблении это выражение имело смысл простого силлогизма: до определенного момента в Ухте не было университета, потом университет появился; следовательно, Ухта стала городом, в котором есть университет, т.е. стала городом университетским.

Однако с развитием университета идея обнаружила более богатое содержание. Вполне естественно, что сразу обратил на себя внимание удельный вес университета в городе. Из 10-тысячного коллектива УГТУ (вместе с филиалами) 8,5 тыс. учатся, живут и работают в Ухте, городе со 100-тысячным населением. В России нет другого такого города, который не был бы региональным центром или наукоградом и на 100-тысячное население имел бы такой сравнительно крупный государственный университет.

Вместе с тем «удельный вес» вовсе не являлся определяющим в концептуализации идеи «Ухта - университетский город». Доминирующий мотив идеи, как было указано выше, вполне сочетается с промышленным значением Ухты в регионе. Это мотив культур-

но-просветительский. Речь идет об особой университетской атмосфере, культивируемой в городе благодаря университету. Вообще ухтинцы всегда отличались весьма высоким интеллектуальным уровнем. Этот потенциал заложен его основателями, значительное число которых составили политзаключенные: серьезные ученые, инженеры, педагоги, врачи, архитекторы, представители творческой интеллигенции. В Ухте традиционно сильным является школьное образование. Достаточно наукоемкими являются действующие в Ухте предприятия и учреждения. Наконец, наряду с университетом, в Ухте действуют два научно-исследовательских и проектных института -«Севернипигаз» и «Печорнипи-нефть», один научно-исследовательский центр и две научно-производственные организации. Естественно, такой интеллектуальный капитал делает Ухту чрезвычайно восприимчивой к культурно-просветительским интенциям УГТУ.

Тот широкий спектр образовательных услуг, который УГТУ предлагает городу, то многообразие конкретных научно-технических проектов, которые его научные школы осуществляют совместно с ухтинскими организациями-партнерами, находят органичное продолжение в культурно-просветительской деятельности университета. Последняя понимается достаточно широко. Все научные форумы УГТУ всегда открыты как для городских СМИ, так и для всех интересующихся соответствующими вопросами науки. Благодаря таким форумам за последние десять лет Ухту посетили несколько десятков выдающихся деятелей науки и техники. Университет связан многообразными отношениями со многими средними школами города. Специально для педагогов и школьников проводятся открытые лекции и семинары.

В творческих коллективах и спортивных секциях занимаются не только студенты университета. Действует сеть интеллектуальных клубов, рассчитанных на талантливую молодежь. В течение года в университете проходит около двух десятков различных конкурсов, фестивалей, концертов и соревнований, вызывающих большой городской резонанс [4]. Наконец, две университетские газеты, журнал и телевидение хорошо знают в Ухте. Надо подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о рекламной информации и даже не о том, что в современных системах менеджмента качества называется информированием общественности. Речь идет именно о традиционном для университетов просвещении, поскольку коллектив УГТУ сознает себя сообществом экспертов, знания которых имеют высокую социальную ценность и объективно должны быть востребованы обществом.

В последние годы особое значение приобрел еще один аспект идеи «Ухта - университетский город»: международный или даже геополитический. В течение пяти лет в Республике Коми проходит международный Северный социально-экологический конгресс. УГТУ всегда принимает в нем активное

участие [5]. Во многом благодаря конгрессу коллектив университета осмыслил свою стратегическую миссию на Севере России. Она выражена в формуле: «УГТУ - северный форпост нефтегазового образования в России». Дело в том, что, наряду с Россией, в число стран циркумполярного пояса входят семь высокоразвитых стран мира: США, Канада, Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Исландия. Самая большая территория принадлежит России. Да и сама Россия - страна северная: по разным оценкам, к северным можно отнести от половины до двух третей ее территории. А это и богатейшая ресурсная кладовая, и пространство трансконтинентальных транспортных коридоров, и потенциальная территория для жизни, несмотря на суровые условия, ведь у быстро растущего человечества не так много альтернатив. А отсюда вывод в отношении северной государственной поли тики России: она должна быть направлена на полноценное освоение Севера, что предполагает не только и даже не столько освоение ресурсов, сколько глубокое познание Севера и выработку технологий обеспечения высокого качества жизни. Если этого не будет делать Россия, то за нее это

сделают соседи, которые выступают не только партнерами, но и конкурентами по циркумполярному поясу; сделают и будут продавать свои технологии за большие деньги, как сегодня продают нефтедобывающую технику и технологии. И не исключено, что со временем в обмен на знания потребуют территории. Этому учит самая новейшая история [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому Россия должна встречать здесь своих партнеров в качестве полноценного участника научного и культурного диалога, а никак не в качестве полигона для отработки чужих технологий или просто территории для полевых исследований иностранных ученых. Для этого необходимо сохранить на Севере полноценные стационарные города. Город же не может состояться без хорошего, крупного вуза, потому что только при этом условии в нем будет закрепляться талантливая молодежь.

Ученые УГТУ уже имели честь представлять свой университет на страницах «Высшего образования в России» в публикации, посвященной пятидесятилетию вуза [7]. В предлагаемых ниже статьях сделана попытка осмыслить опыт университета преимущественно в аспекте реализации концепции « Ухта - университетский город ».

Литература

1. См.: Ухтинский государственный техни-

ческий университет: пути становления и развития / Под ред. Н.Д. Цхадая, В.Н. Пантилеенко, Л.П. Рощевской, Е.А. Зеленской. Ухта: УГТУ, 2008.

2. См.: СадовничийВ.А. Общественная сис-

тема образования требует защ иты // Федеральный справочник «Образование в России». М., 2008. С. 167-174.

3. Концепция модернизации Российского

образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование / Под ред. Т.В. Николаевой. М., 2002. С. 2-31.

4. См.: Стратегический менеджмент вуза /

Под ред. А.Л. Гаврикова. М., 2004.

5. См.: Цхадая Н.Д. Северный российский

вуз в условиях модернизации системы образования в стране // Горизонты экономического и культурного развития: Материалы пленарного заседания Второго Северного социально-экологического конгресса (Сыктывкар, 19-21 апреля 2006 г.). М.: Наука, 2007. С. 201-205.

6. См.: Симонов К.В. Глобальная энергети-

ческая война. М.: Алгоритм, 2007. 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Северный форпост нефтегазового обра-

зования России // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 58-97.

TSKHADAYA N.D. UKHTA - A UNIVERSITY TOWN

The matter of the strategic guideline of Ukhta State Technical University development is a cultural-educational idea «Ukhta - a university town ». The basis of the idea, the way and perspectives of its realization are described in the article. A particular geopolitical mission of northern towns and universities in circumpolar zone is accentuated.

Keywords: university complex, university town, education modernization, north, circumpolar zone.