СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
БЕЗГОДОВ Дмитрий Николаевич - зам. министра образования и молодежной политики Республики Коми. E-mail: d.n.bezgodov@minobr.rkomi.ru
БЕЛЯЕВА Оксана Игоревна - начальник отдела стратегических коммуникаций, Ухтинский государственный технический университет. E-mail:obelyaeva@ugtu.net
АннотацияАнализируется роль университета в формировании благоприятной социокультурной среды, способствующей решению актуальной для России проблемы моногородов. Рассматриваются некоторые конкретные формы работы, проекты, инициативы вуза, которые в контексте триединой образовательной, научной и социокультурной миссии университета содействуют социально-экономическому развитию города и региона.
Ключевые слова: моногород, опорный город, опорный региональный университет, социокультурная среда, социокультурная миссия университета, социально-гуманитарный проект
Для цитирования: Безгодов Д.Н, Беляева О.И. Социокультурная миссия университета в контексте развития региона // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 128-134.
Несколько лет назад в России бурно обсуждалась проблема моногородов. Поводом для мощного всплеска государственного и общественного внимания к этой проблеме стала сложная социально-экономическая ситуация в Пикалёве - небольшом городе Ленинградской области. Кризис 2008 года привел к остановке производства на трёх крупнейших предприятиях, в результате чего жизнь города была практически парализована. Пикалёвские события получили значительный общественный резонанс - прежде всего потому, что аналогичные проблемы характерны для множества моногородов России. В контексте обсуждения этих проблем широкое распространение получили понятия «депрессивный моногород» и «полифункциональный город».
Проблема моногородов является чрезвычайно актуальной и для Республики Коми. Это регион с достаточно низкой плотностью населения и при этом развитой промышленностью, основу которой составляют нефтегазовая и лесная отрасли. История освоения территории Коми края в
ХХ веке, появление большинства городов республики определяются именно становлением и развитием производства, востребованного экономикой страны. Множество населенных пунктов на севере региона возникли по принципумоногородов, экономическая деятельность которых связана с единственным предприятием или группой тесно интегрированных между собой предприятий. Такова история Воркуты, Инты, Вуктыла, Емвы - городов, которые сегодня пребывают в состоянии экономической и социальной депрессии.
В столице региона, городе Сыктывкаре, состоялась посвященная этой проблеме межрегиональная научно-практическая конференция. Ректор Ухтинского государственного технического университета Н.Д. Цхадая, участвовавший в ней, предложил к обсуждению концепцию системы опорных городов Республики Коми, к которым отнес прежде всего Сыктывкар и Ухту [1]. Примерно в это время термин «опорный город» стал применяться в отношении Ухты и городской администрацией, однако муниципальная власть использовала его
скорее как концептуальную метафору, посредством которой выражался объективный экономический потенциал Ухты, ее масштаб второго по величине города в Республике Коми. В концепции же, представленной ректором УГТУ, этот термин имеет вполне операциональную функцию в контексте демографической и миграционной политики в регионе. Суть концепции состоит в следующем: в республике должны быть созданы такие условия, которые позволят желающим уехать из наиболее депрессивных муниципалитетов, с тем чтобы найти себе новое место в самой республике, а не за ее пределами. При этом под опорным понимается город, обладающий таким экономическим потенциалом и такой социокультурной средой, которые позволяют ему переключить на себя миграционные потоки, чтобы в целом по республике уровень отрицательной миграции резко снизился. При этом рабочую ситуацию в тех муниципалитетах, откуда люди активно выезжают, предлагалось обозначить термином «режим активной готовности». Это означает, что в депрессивном моногороде должны быть сохранены основная инфраструктура и некий оптимальный, хоть и сокращенный контингент жителей, особенно трудоспособного населения - с расчетом на то, что в ближайшем будущем северные города региона могут вновь стать востребованными. Отчасти это происходит уже сегодня.
Предлагаемый путь решения региональных проблем исходит из важной геополитической предпосылки, касающейся всей России. Три четверти территории нашей страны являются северными или приравнены к таковым, и основной географический вектор экономического развития страны обращен к Северу и даже к Арктике. Развитие промышленных технологий ведет к тому, что жители России должны быть всегда готовы к своеобразному новому северному «комсомольскому призыву». И «опорные города» Республики
Коми должны стать настолько ёмкими и мобильными, чтобы всегда иметь возможность поделиться трудовыми ресурсами с муниципалитетами, выходящими из режима «готовности» в режим «актуальной большой работы».
Этим обстоятельством определяется внутреннее содержание городов, претендующих на статус опорных. К ним без всяких сомнений должна быть отнесена и Ухта -как по экономическому потенциалу (еще совсем недавно Ухту называли индустриальной столицей республики, что во многом верно и по сей день), так и по социокультурной среде. По убеждению авторов, одну из ключевых ролей в функционировании города в качестве опорного призваны играть действующие в нем высшие учебные заведения. Для Ухты это Ухтинский государственный технический университет. Его возможности и перспективы в обеспечении Ухте статуса опорного города выражены в следующих параметрах.
Три основных направления деятельности высшего учебного заведения: подготовка кадров, научно-инновационная деятельность и социокультурная миссия. Первые два направления достаточно подробно описаны в статьях, опубликованных ранее в журнале «Высшее образование в России ». Третье направление воздействия университета на экономику республики - развитие
социокультурной и собственно образовательной среды города и региона - зачастую представляется менее заметным, хотя отнюдь не менее значимо. То, что делает в этом отношении университет, создаёт особую духовно-нравственную и культурную атмосферу Ухты, а также Усинска и Воркуты (городов, где действуют филиалы УГТУ), во многом - всей Республики Коми. Эта атмосфера благоприятствует полноценной жизни в регионе.
Формулировка «менее заметное » относится скорее к бытующему в обыденном сознании представлению о культуре, просвещении, социальной сфере как о чем-то дополнительном, второстепенном по отношению к ключевым отраслям экономики. Нет смысла вступать в полемику с теми, кто выражает и отстаивает эту точку зрения: сами словесные конструкции «социально-экономическое развитие» или «социально-экономический уклад» демонстрируют абсолютную неразрывность «базиса» и «надстройки», если выражаться в терминах политэкономии.
В сферу университетской жизни вовлечены не только члены коллектива УГТУ, которые транслируют информацию о деятельности вуза своему окружению, но и непосредственно жители города и республики - в качестве соорганизаторов, участников, зрителей мероприятий, исполнителей или объектов реализации тех или иных проектов. Университет продуцирует атмосферу творчества и просвещения, формирует ценностные ориентации тех, кто в эту атмосферу вовлечен, прежде всего - через каскад своих социально-коммуникативных проектов, которые он реализует вместе со школами и предприятиями города. Эти проекты: «Ухта молодая», «Цивилизация Россия» и «Ухта - родина первой российской нефти» - были достаточно подробно представлены на страницах журнала [2-4]. И если изначально проекты были ориентированы на городское пространство, то сегодня значительные усилия прилагаются к
их продвижению уже на региональном уровне. Воплощение этих проектов стало возможным благодаря самому тесному и плодотворному сотрудничеству вуза со школами Ухты. Летом 2015 г. УГТУ подписал с администрацией Ухты соглашение о сетевом взаимодействии между школами города и университетом [5]. Взятый темп развития сотрудничества очень высок. Один из его наиболее ярких примеров -открытие профильного «Газпром-класса» в Ухтинском техническом лицее имени Г.В. Рассохина.
Эффективную реализацию социокультурной миссии университета в Ухте обеспечивает богатейшая инфраструктура УГТУ - его творческие и спортивные коллективы, волонтерские, общественные, профессиональные объединения, кружки и клубы. В университете действуют секции по 40 видам спорта, в вузе подготовлено более 100 мастеров спорта, в их числе -мастера спорта международного класса, чемпионы России, Европы, мира, участники и призеры Олимпийских игр. Баскетбольная команда «Планета Университет» играет в Международной студенческой баскетбольной лиге, женская хоккейная команда «Арктик-Университет» выступает на чемпионате России. На базе университета открыто Коми региональное отделение молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды», насчитывающее около 800 бойцов, 400 из них - студенты УГТУ. В университете действует совет волонтерских объединений, работают многочисленные творческие коллективы, которые достойно представляют университет на конкурсах и фестивалях всех уровней: городском, республиканском, общероссийском, международном. Университет знаменит своими традициями: это и шествие выпускников, и Республиканский молодежный инновационный конвент, и Республиканский форум «Инноватика: Крохаль », и фестиваль авторской песни, и многое другое.
Уникальным для вузов является комплекс СМИ, который уверенно вышел на международный уровень с проектом «Ютаймньюс». В соответствии с распоряжением Правительства РФ проект включен в федеральный план мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных кадров. И в целом международная активность университета исключительно интенсивна: в настоящее время в УГТУ обучается около 500 студентов из 30 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Вся социокультурная деятельность Ухтинского университета определяется установками его социальной политики. Само содержание феномена «социальное» предполагает его двоякое понимание и двунаправленное действие в социальном пространстве. Одно из направлений - социальная работа в узком смысле, нацеленная на компенсацию неизбежных в любом обществе различий в уровне материального благосостояния. Второе - понимание «социального» как «общественного» в целом, и социальная политика вуза нацеливает всех ее участников на постоянное улучшение, на достижение социальных оптимумов во всех сферах жизни общества, на всех уровнях этой большой системы. Таким образом, социальная политика в вузе - это и поддержка слабо защищенных членов коллектива, и содействие наилучшей социализации студентов, и достижение максимальных высот на бесконечном пути к социальной гармонии в коллективе. И все эти установки сознательно проецируются на жизнь города.
Социальную поддержку университет старается оказывать не только нуждающимся в ней членам коллектива, но и жителям Ухты. УГТУ осуществляет ряд социальных проектов, действующих на уровне города: это программа «Старший брат», в рамках которой университет осуществляет шефство над ухтинской школой-интернатом; сотрудничество с «Домом ребенка», с Ухтинским отделением «Всероссийского
общества инвалидов», с «Центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты». Главную роль в реализации этих проектов играют студенты университета. Участвуя в проектах, они не только помогают другим, но и создают особое университетское, а затем и городское культурное пространство. Сегодня в УГТУ сформирован мощный волонтерский корпус, который вовлекает в орбиту своей деятельности не только студентов, преподавателей, сотрудников университетского комплекса, но и учащихся общеобразовательных школ, вообще молодежь города.
Так, например, вуз стал центром реализации в Ухте масштабного федерального проекта «Волонтерский корпус 70-летия Победы». Координатором Коми регионального отделения корпуса является председатель совета волонтеров УГТУ А. Чеме-зов. «Волонтеры Победы» приобщили к своему движению все городские школы. Однако необходимо отметить, что работа, которой они занимаются: благоустройство памятных мест и воинских захоронений, помощь ветеранам, содействие в организации и проведении значимых мероприятий,
приуроченных к юбилею Победы, - в университете ведется практически с момента его основания. Поисковый отряд «Ухти-нец» с 2006 г. участвует в ежегодных Вахтах Памяти. Уже много лет в университете действует «Комитет Победы», его волонтеры помогают ветеранам. Масштабный республиканский издательский проект «Память о войне длиною в жизнь» вырос из проекта УГТУ [6].
Волонтёрское движение - это и часть системы социальной поддержки, и звено социальной политики, и одно из направлений развития студенческого самоуправления в УГТУ. Студенческое самоуправление самым непосредственным образом связано с социальной политикой университета. Это выражение общей системы отношений в вузе - отношений между самими студентами, между студенчеством и администрацией, между студенческим и преподавательским коллективами. Это также средство социализации, формирования корпоративной культуры и воспитания, которое является одной из основных задач университетского образования.
В Концепции развития университетского комплекса УГТУ сформулировано понимание университетским коллективом сущности и целей воспитательного процесса. Его императив - развитие личности, отсюда необходимость создания соответствующего коммуникативного пространства, пространства диалога.
Студенческое самоуправление предполагает некоторую автономию студентов в принятии решений, в проявлении инициатив. В то же время есть объективные задачи, решение которых невозможно без администрации вуза и педагогического коллектива. Примирение этих разновектор-ных позиций становится осуществимым не только за счет административной системы регулирования взаимоотношений между тремя университетскими сообществами, но и за счет формирования организационной культуры университета. В отечествен-
ной научной традиции применительно к сфере образования этот феномен получил название «образовательная среда». Коллектив университета тратит немало усилий на оптимизацию этой образовательной среды, и студенческое самоуправление играет здесь не последнюю роль. Оптимизацию в данном случае следует понимать в самом прямом значении - как приведение системы в наилучшее состояние, выбор из всех возможных вариантов использования ресурсов тех, которые дают наилучшие результаты. Для университета этими результатами должны быть прежде всего выпуск высококлассных специалистов, способных развивать экономику страны, воспитание достойных граждан, способных отстаивать интересы своего Отечества (при уважении к другим государствам), «взращивание» просвещенных, духовно развитых людей, способных сохранить и обогатить отечественную и мировую культуру. В этом и заключается главное содержание социокультурной деятельности университета.
Университеты, осуществляя свою триединую - образовательную, научно-инновационную и социокультурную - миссию, способствуют закреплению в городах и регионах талантливой молодежи, обеспечивают ей полноценную жизнедеятельность, формируют условия для функционирования города в качестве опорного и препятствуют стагнации депрессивных моногородов. Фактически вузы, обеспечивающие регионы необходимыми для их экономического развития кадрами, являются той самой «опорой», которая определяет значение двух терминов: «опорный город» и «опорный региональный вуз». Сознаваемая коллективом УГТУ миссия в развитии Ухты и Республики Коми, в свою очередь, нашла отражение в новом стратегическом ориентире информационной политики УГТУ: «Опорному городу - опорный университет».
Литература
1. Цхадая Н.Д. Внутренняя социально-эко-
номическая мобильность региона как инструмент разрешения проблемы моногородов: Доклад на Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы социально-экономического развития моногородов Севера России в современных условиях». Сыктывкар, 11 февраля 2010 г. // Цхадая Н.Д. Северный форпост российского нефтегазового образования: избранные статьи, доклады, интервью, выступления. Вологда: Древности Севера, 2013. С. 227-230.
2. Безгодов Д.Н. Университет в игровой мо-
дели муниципальной молодежной политики // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 61-66.
3. Безгодов Д.Н. «Цивилизация Россия»: опыт
проектного подхода в патриотическом воспитании молодежи // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 87-92.
4. Цхадая Н.Д. «Ухта - родина первой рос-
сийской нефти»: стратегические ориентиры информационной политики УГТУ // Высшее образование в России. 2012. №4. С. 43-48.
5. Цхадая Н.Д. Роль УГТУ в организации и
развитии сетевого взаимодействия в образовательном пространстве Республики Коми // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 105-111.
6. Кустышев А.Н, Беляева О.И. Историко-
патриотический проект «Память о войне длиною в жизнь» // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 137-143.
Статья поступила в редакцию 04.05.16.
SOCIOCULTURAL MISSION OF THE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF THE REGION DEVELOPMENT
BEZGODOV Dmitry N. - Deputy Minister of Education and Youth Policy of the Komi Republic. E-mail: d.n.bezgodov@minobr.rkomi.ru
BELYAEVA Oksana I. - Head of the Department of Strategic Communications, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia. E-mail: obelyaeva@ugtu.net
Abstract. The article explores the role of the University in creating an auspicious sociocultural environment that is conducive to solution of topical Russian problem of single-industry towns. The authors consider some specific forms of work, projects, initiatives of the Ukhta State Technical University, which promote socio-economic development of the city and the region.
Keywords: single-industry town, reference city, pivotal regional University, sociocultural environment, sociocultural mission of the University, social-humanitarian project
Cite as: Bezgodov, D.N., Belyaeva, O.I. (2016). [Sociocultural Mission of the University in the Context of the Region Development]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6 (202), pp. 128-134. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Tskhadaya, N.D. (2013). [Internal Socio-Economic Mobility of the Region as a Tool to Solve Problems ofSingle-Industry Towns. Report ofthe Interregional Scientific and Practical Conference «Topical Issues of Socio-Economic Development of Monocities in the North of Russia in Modern Conditions». Syktyvkar, February 11, 2010]. Tskhadaya, N.D. Severny forpost rossiyskogo neftegazovogo obrazovaniya: izbrannye statyi, doklady, intervyu, vystupleniya. [The Northern Outpost of the Russian Oil and Gas Education: Selected Articles, Reports, Interviews, Speeches]. Vologda: Drevnosty Severa Publ., pp. 227-230. (In Russ.)
2. Bezgodov, D.N. (2012). [The University in the Game Model of Municipal Youth Policy]. Vysshee
obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 61-66. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Bezgodov, D.N. (2014). ["Civilization Russia": Project Approach in Patriotic Education of Youth].
Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 10, pp. 87-92. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Tskhadaya, N.D. (2012). [Strategic Guidelines of the Information Policy of USTU]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 4, pp. 43-48. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Tskhadaya, N.D. (2015). [The Role of USTU in the Organization and Development of Networking
Cooperation in Educational Space of Komi Republic]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 105-111. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Kustyshev, A.N., Belyaeva, O.I. (2015). [Historical and Patriotic Project «Life-Long Memory of
War»]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 137-143. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 04.05.16.