Научная статья на тему '«Ухта родина первой российской нефти»: стратегические ориентиры информационной политики УГТУ'

«Ухта родина первой российской нефти»: стратегические ориентиры информационной политики УГТУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
335
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ / БРЕНДОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОРИЕНТИРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / ТРАНСРЕГИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВУЗА / ЦИРКУМПОЛЯРНЫЙ ПОЯС / NON-MATERIAL CREDIT / BRAND POTENTIAL / GUIDELINE OF INFORMATION POLICY / TRANSREGIONAL IMPORTANCE OF UNIVERSITY / CIRCUMPOLAR ZONE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цхадая Николай Денисович

В статье рассматриваются место и роль информационно-коммуникационного проекта Ухтинского государственного технического университета «Ухта родина первой российской нефти» в системе стратегических ориентиров информационной политики УГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic guidelines of the information policy of USTU

The place and the role of information and communication project of Ukhta State Technical University "Ukhta is the home town of Russian oil" in the system of strategic guidelines of the university's information policy are considered in the article.

Текст научной работы на тему ««Ухта родина первой российской нефти»: стратегические ориентиры информационной политики УГТУ»

Н.Д. ЦХАДАЯ, профессор, ректор Ухтинский государственный технический университет

«Ухта - родина первой российской нефти»: стратегические ориентиры информационной политики УГТУ

В статье рассматриваются место и роль информационно-коммуникационного проекта Ухтинского государственного технического университета «Ухта - родина первой российской нефти » в системе стратегических ориентиров информационной политики УГТУ.

Ключевые слова: нематериальный актив, брендовый потенциал, ориентиры информационной политики, трансрегиональное значение вуза, циркумполярный пояс.

В современной экономике - «экономике, основанной на знаниях», - не только возрастает значение нематериальных активов, но и расширяется само понятие «нематериального актива»: изначально строгое, однозначное, с преимущественно экономической сферой бытования, оно приобретает всё более широкое значение. Вместе с тем оно оказывается весьма определенным благодаря такой характеристике, как «ценность».

Ценными могут становиться не только названия фирм, но и особое благозвучие названий. Ценными могут стать любые события истории, даже самые трагические, и при этом ценными во вполне экономическом смысле. И если первоначальное значение понятия «нематериальный актив» предполагало его исключительно субъективное происхождение, его абсолютную зависимость от силы воображения участников того или иного экономического процесса, то в настоящее время мы все больше понимаем, что нематериальные активы подчас могут добываться в культуре почти так же, как

природные ресурсы из недр земли. Именно такое ощущение складывается у творческого коллектива УГТУ, который в настоящее время занимается разработкой концепции информационно-коммуникационного проекта «Ухта - родина первой российской нефти». Соответствующий исторический факт известен уже достаточно давно, однако до настоящего времени он не имел должной интерпретации -ни экономической, ни информационно-коммуникационной, ни культурнопросветительской.

Как ректор Ухтинского государственного технического университета, имеющий довольно приличный стаж работы, автор неоднократно

бывал во всех вузах Содружества нефтегазовых вузов России и стран СНГ, а также в вузах-партнерах во Франции, Г ермании, Канаде и был поражен тем, что приоритет Ухты в промышленной добыче нефти на территории России мало кому известен - даже в этой, казалось бы, узкопрофессиональной среде. Тем более мало о нем знают те, кто не имеет отношения к нефтегазовой отрасли.

В апреле 2011 г. в нашем университете проходил Первый Республиканский молодежный инновационный конвент, на котором было объявлено о том, что Ухтинский государственный технический университет приступил к разработке крупномасштабного информационно-коммуникационного проекта «Ухта - родина первой российской нефти». Ядром проекта стала концепция музея под открытым небом, основную экспозицию которого будут составлять инсталляции, реконструирующие наиболее значимые периоды и события ухтинской нефтедобычи, восстанавливающие в общественном сознании имена людей, благодаря которым Ухта стала одним из важных российских центров нефтедобычи. Это прежде всего рудознатец Федор Савельевич Прядунов, в 1746 г. основавший первый в России нефтепромысел на реке Ухте (именно это событие стало фактологической основой проекта). Это Михаил Константинович Сидоров, российский промышленник, исследователь Севера и Сибири, великий энтузиаст разработки месторождений ухтинской нефти, в 1868 г. начавший у нас бурение первой эксплуатационной скважины. Это Александр Георгиевич Гансберг - талантливый инженер-механик, развернувший строительство Варваринского нефтяного промысла на р. Ухте и заложивший на нем свою эксплуатационную скважину. Именно

он запустил первый в Коми крае керосиновый завод. Это основатели «Русского товарищества “Нефть”», деятельностью которого завершается дореволюционный период истории нефтяной Ухты. В 1913 г. «Товарищество» приступило к разведке нефтяных месторождений в Ухтинском районе, в 1915 г. начало бурение разведочно-эксплуатационной скважины (вскоре давшей приток нефти), но в связи с Первой мировой войной в 1917 г. покинуло Ухтинский район. Наконец, это имена 125 человек, 21 августа 1929 г. высадившихся на р. Ухте в составе Ухтинской экспедиции ОГПУ для разведки полезных ископаемых. Им, заключенным «Ухтпечлага», Ухта обязана своим рождением - уже не как места нефтедобычи, а как северного города, превратившегося позднее в индустриальную столицу Республики Коми.

Музей - важнейший, но далеко не единственный инструмент популяризации сведений об истории промышленного освоения Коми края, об истоках российской нефти. Мы разрабатываем самые разные инструменты, благодаря которым тезис «Ухта - родина первой российской нефти» становится элементом общественного сознания. В июле 2011 г. в университете проходил Первый Республиканский молодежный инновационный форум «Инноватика: Крохаль» (Крохаль - небольшое поселение на берегу одноименной реки под Ухтой, где располагаются учебно-геологическая база УГТУ, студенческий санаторий-профилакторий). Основные объекты этого форума: жилые домики, пресс-центр, мобильный музей, беседки для лекций и мастер-классов, административные и вспомогательные здания -носили имена исследователей, выдающихся специалистов, которые внесли

значительный вклад в изучение и промышленную разработку Тимано-Пе-чорской нефтегазоносной провинции.

Мы планируем отразить историю нефтегазовой отрасли нашего региона в наименованиях ухтинских улиц, площадей, скверов, провести в городе ревизию мемориальных досок, организовать в средствах массовой информации циклы публикаций об ухтинских нефтяниках и газовиках - с акцентом на том, что именно Ухта является родиной первой российской нефти и что именно от промысла Федора Прядуно-ва мы ведем историю нефтяной промышленности России.

Если мы говорим о колоссальной ценности нематериальных активов, то тем самым мы признаём и необходимость системной работы в коммуникационном пространстве, которая невозможна без определения стратегических смысловых ориентиров. Одним из таких ориентиров для нашего вуза является тезис: «УГТУ - университет на родине первой российской нефти». В ряду прочих: «УГТУ - вуз с полувековой историей»; «УГТУ - достойный представитель Содружества нефтегазовых вузов России и стран СНГ»; «УГТУ - один из крупнейших многопрофильных технических вузов на Европейском Севере России»; «УГТУ -вуз трансрегионального значения»; «УГТУ - северный форпост российского нефтегазового образования»; «Ухта - университетский город». Конечно, то, что мы называем стратегическим ориентиром инфор-

мационной политики, требует осмысления и строгого обоснования в контексте уже существующих ориентиров. В противном случае информационную политику ожидает дезориентация.

В кратком рассмотрении связь нового стратегического ориентира информационной политики УГТУ со всеми другими выглядит следующим образом.

«УГТУ- вуз с полувековой историей». Почтенный возраст, особенно для организации, всегда рассматривается как некая заслуга. Пройден значительный путь, сложилась история, в которой есть место значимым событиям, достижениям, победам. При этом полувековой юбилей воспринимается общественным мнением как юбилей совершенный и законченный, предполагающий цельность и состоятельность судьбы юбиляра.

Между тем история университета постоянно раздвигает хронологические рамки. После присоединения к УГТУ в 2011 г. Ухтинского горно-нефтяного колледжа вуз одномоментно повзрослел почти на тридцать лет. И в этом нет ничего искусственного, нарочитого: университет и колледж всегда работали вместе, в одном регионе, у

нас всегда были общие цели и задачи, наши педагогические коллективы были тесно связаны, многие выпускники колледжа продолжали и продолжают обучение в университете. Став университетским комплексом, УГТУ развернулся не только в пространстве, но и во времени. А новый ориентир информационной политики увлекает университет на еще более широкую орбиту. Тот факт, что Ухта является родиной первой российской нефти, создает исключительно активирующий контекст для самой истории университета. Это не просто пятьдесят или восемьдесят лет истории учебного заведения. Теперь мы осмысляем ее как произрастающую из всей истории Европейского Севера России, всей истории нефтегазовой отрасли России. И только так мы считаем правильным анализировать и описывать историю университета.

«УГТУ- достойный представитель Содружества нефтегазовых вузов России». В содружество нефтегазовых вузов России входят Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Альметьев-ский государственный нефтяной институт, Грозненский государственный нефтяной институт. Наши вузы объединились в неформальное содружество еще в советское время, и с тех пор мы активно и весьма плодотворно сотрудничаем по всем направлениям университетской жизни. Более того, мы продолжаем поддерживать связи и на постсоветском пространстве: никогда не прекращались тесные профессиональные и дружеские отношения с Азербайджанской государственной нефтяной академией, Ивано-Франковским национальным техническим университетом

нефти и газа. Новый стратегический ориентир замечательно вписывается в это широкое пространство нефтегазового образования, являясь одним из тех акцентов, которые актуализируют специфику каждого вуза в контексте содружества.

С точки зрения географического положения, демографической ситуации наш вуз находится в самых экстремальных среди вузов Содружества обстоятельствах: Север создает для наших выпускников - работников нефтегазовой отрасли - исключительно сложные условия труда; он определяет особенно жесткие требования к их здоровью, выносливости, работоспособности; он задает для многих специфический распорядок жизни, определяемый не только климатом, но и необходимостью работать вахтовым методом. В этих условиях УГТУ с честью несет свою миссию как «один из крупнейших многопрофильных технических вузов на Европейском Севере России », утверждая самим этим фактом жизненную состоятельность северных городов. А ориентир «Ухта -родина первой российской нефти» подчеркивает еще одну миссию, которую выполняет университет в системе Содружества нефтегазовых вузов - миссию историческую. Наш вуз символизирует всю полноту истории нефтегазового образования: от первых пудов нефти, почерпнутых на реке Ухте Федором Прядуновым, до современных достижений нефтегазового комплекса России.

Следует упомянуть, что университет является также членом национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплекса. В состав консорциума, кроме УГТУ, входят Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В.

Плеханова, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе, Московский государственный горный университет, Кузбасский государственный технический университет, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (ГТУ).

«УГТУ - вуз трансрегионального значения». Трансрегиональное значение университета обусловлено спектром трудоустройства его выпускников, корпус которых к настоящему времени приблизился ктридцати тысячам (с учетом выпускников колледжей - к шестидесяти) и составляет значительную часть кадров высшей квалификации дочерних компаний таких гигантов отечественной экономики, как «Газпром», «Транснефть», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Бургаз», «СУАЛ». Эти предприятия выступают основными работодателями для УГТУ, что определяет системообразующее положение университета в сфере подготовки кадров для экономики России [1].

Трансрегиональное значение вуза подчеркивается акцентом, который мы делаем на историческом факте первенства Ухты в добыче российской нефти. Проект, который мы разрабатываем и «с колес » пускаем в жизнь (не только как «музейный », но и как ин-формационно-коммуникационный), имеет не только всероссийское, но и мировое значение, поскольку Россия - далеко

не последний игрок на мировом нефтяном рынке.

«УГТУ- северный форпост российского нефтегазового образования». Россия входит в число государств циркумполярного пояса, и нам чрезвычайно важно не отстать от мощных, высокоразвитых промышленных держав, его образующих. Российский север -не полигон для испытания зарубежной техники и технологий. Здесь мы формируем собственную научную и образовательную базу. И если мы говорим об экспансии идей и технологий, важно понимать, что можно продавать не только технику, воплощенную в железе (хотя это намного лучше, чем продавать сырье), но и - в перспективе - чистый нематериальный продукт: хрупкий северный пейзаж, факты российской истории... Научной пользы и экономической эффективности мы ожидаем от сплава истории и природы, который концептуально будет осуществлен в нашем музее «Ухта - родина первой российской нефти».

В культурно-просветительской установке «Ухта - университетский город» делается акцент на возможности особого - университетского - харак-

тера ухтинской жизни. Вуз предлагает всему городу стать участником непрерывного образования, горизонт которого занимают высшие достижения науки, техники, культуры.

Эта установка замечательно коррелирует с новым стратегическим ориентиром информационной политики УГТУ, и их сочетание находит исключительно удачное воплощение в концепции университетского музея, разработанной профессором Тарасом Пантелеймоновичем Поляковым. Суть концепции сформулирована в ее названии: «От Ухты гулаговской до Ухты университетской »: «Предметно-художественная композиция университетского музея представляется нам как изломанная “лента” хронологического движения от столицы Ухтпечлага . в пространство нефтеносных районов. Каждое наиболее знаковое месторождение. или промышленный нефтяной объект является своеобразной вехой в этом историческом движении. Экспозиционно-историческая “нефтетрас-са”. сливается, перемешивается с экспозиционно-образной структурой Ухтинского государственного технического университета» [2].

Стратегический ориентир «УГТУ -университет на родине первой российской нефти» не только дополняет эту историческую ретроспективу, но и, смещая в ней точки координат, открывает новые смыслы тезиса «Ухта - университетский город» и задает новый уровень ответственности при воплощении этой идеи в жизнь.

Литература

1. См.: Цхадая Н.Д. Северный российский

вуз в условиях модернизации системы образования в стране // Горизонты экономического и культурного развития: Материалы пленарного заседания II Северного социально-экологического конгресса. Сыктывкар, 19-21 апреля 2006 г. М., 2007.

2. От «Вышки» - к «Концепту» // Концепт:

информационно-аналитическая газета УГТУ. 2004. № 3. С. 27-28.

TSKHADAYA N. STRATEGIC GUIDELINES OF THE INFORMATION POLICY OF USTU

The place and the role of information and communication project of Ukhta State Technical University “Ukhta is the home town ofRussian oil” in the system of strategic guidelines of the university’s information policy are considered in the article.

Key words: non-material credit, brand potential, guideline of information policy, transregional importance of university, circumpolar zone.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.