Научная статья на тему 'Бренд угту в контексте интернационализации образования: арктический вектор и нефтегазовая доминанта'

Бренд угту в контексте интернационализации образования: арктический вектор и нефтегазовая доминанта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНДОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОРДИНАРНО-РЕСУРСНАЯ И ПРОЕКТНО-КРЕАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА / АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / НЕФТЕГАЗОВАЯ ДОМИНАНТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА / PRIORITY PROJECT / INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION / USTU BRAND / SOCIO-COMMU-NICATIVE TECHNOLOGY / BRAND PROMOTION / OIL AND GAS DOMINANT / RUSSIAN ARCTIC / ARCTIC VECTOR OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Оксана Игоревна, Коршунов Георгий Владимирович

На примере деятельности Ухтинского государственного технического университета анализируются некоторые аспекты брендирования вуза. Продвижение университетского бренда рассматривается как один из важных факторов интернационализации образования. Особенности деятельности вуза: арктический вектор развития и нефтегазовая доминанта представлены в качестве компонентов содержательной составляющей брендового потенциала университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRAND POTENTIAL OF UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION IN RUSSIA: ARCTIC VECTOR, OIL AND GAS DOMINANT

The article highlights the aspects of University branding, presents the activities of Ukhta State Technical University aimed at internationalization of education and promotion of USTU brand in the near and far abroad. Special attention is paid to the Arctic vector of University development and oil and gas dominant as the components of the brand potential of USTU.

Текст научной работы на тему «Бренд угту в контексте интернационализации образования: арктический вектор и нефтегазовая доминанта»

БРЕНД УГТУ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР И НЕФТЕГАЗОВАЯ ДОМИНАНТА

БЕЛЯЕВА Оксана Игоревна - начальник отдела стратегических коммуникаций. E-mail:[email protected]

КОРШУНОВ Георгий Владимирович - проректор по внешним связям. E-mail: [email protected]

Ухтинский государственный технический университет, Ухта, Россия Адрес: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская д. 13

Аннотация. На примере деятельности Ухтинского государственного технического университета анализируются некоторые аспекты брендирования вуза. Продвижение университетского бренда рассматривается как один из важных факторов интернационализации образования. Особенности деятельности вуза: арктический вектор развития и нефтегазовая доминанта - представлены в качестве компонентов содержательной составляющей брендового потенциала университета.

Ключевые слова: брендовый потенциал вуза, интернационализация образования, ординарно-ресурсная и проектно-креативная составляющие продвижения бренда, арктический вектор развития университета, нефтегазовая доминанта деятельности вуза

Для цитирования: Беляева О.И, Коршунов Г.В. Бренд УГТУ в контексте интернационализации образования: арктический вектор и нефтегазовая доминанта // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 131-136.

В приоритетном проекте «Вузы - центры инноваций» в качестве одного из условий достижения его основных результатов предполагается «последовательное наращивание интернационализации российского образования, продвижение брендов российских университетов в мировом образовательном и научном пространстве». Судя по ближайшему контексту, это положение прежде всего относится к тем университетам, которые в результате реализации проекта должны будут войти в топ-100 мировых рейтингов. Однако очевидно, что оно может быть экстраполировано и на те вузы, которые будут развиваться как центры инновационного, технологического и социального развития регионов. Это логично, ведь в решении заявленной задачи отечественные вузы не являются друг другу конкурентами; здесь, напротив, успехи каждого университета будут содействовать успехам всех остальных.

В УГТУ вопросам продвижения университетского бренда и интернационализации образования традиционно уделяется особое внимание.

Задача продвижения бренда распадается на две крупные составляющие: технологии и контент. При этом технологическое обеспечение процесса, в свою очередь, включает в себя, так сказать, ординарно-ресурсную и проектно-креативную составляющие. Контент также складывается из двух основных компонентов: ординарно-информационного и опять-таки проектно-креативного. Таким образом, креативные социально-коммуникативные проекты - это технологический и содержательный фокус продвижения бренда УГТУ [1].

Ключевой социально-коммуникативный проект, специально разработанный как инструмент продвижения бренда УГТУ, -это проект «Ухта - родина первой российской нефти». Его содержательную основу составляет исторический факт: на реке Ухте впервые в истории России был организован нефтяной промысел и добыта нефть в объёмах, имеющих по тем временам промышленное значение [2]. Что касается ресурсно-технологической составляющей, то она соответствует масштабу задач. Центр СМИ университета включает в себя современную телестудию с тремя операторскими бригадами, редакции двух газет и журнала. Действует отдел стратегических коммуникаций, выполняющий функцию пресс-центра и обеспечивающий совместно с кафедрой социально-коммуникативных технологий коммуникационное сопровождение основных направлений деятельности, проектов и мероприятий университета.

Отдельного внимания в контексте приоритетного проекта «Вузы - центры инноваций» заслуживает информационно-телекоммуникационный проект «UTimeNews» - уникальный международный проект отраслевого информационно-

го сотрудничества в топливно-энергетическом и минерально-сырьевом комплексах. Проект, в котором принимают участие более 40 вузов и 60 компаний ТЭК страны, был инициирован Ухтинским университетом в рамках Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов, созданного по итогам участия ректоров вузов ТЭК в Петербургском международном экономическом форуме. УГТУ курирует в консорциуме организационные вопросы и информационно-аналитическое сотрудничество. Проект «UTimeNews» является некоммерческим и направлен на продвижение образовательного, научного и инновационного сотрудничества, обмен опытом, популяризацию и вовлечение молодёжи в научную деятельность, отраслевую профориентационную работу, развитие кадрового потенциала участников проекта, укрепление дружбы и взаимопонимания между странами, продвижение российского образования и позитивного имиджа нашей страны за рубежом [3].

Если обратиться к содержательной составляющей процесса брендирования УГТУ, то у неё есть две ведущие темы: это нефтегазовая доминанта основной деятельности университета и арктический вектор его развития на современном этапе. Нефтегазовая доминанта определена отраслевой структурой экономики Республики Коми, историей университета (он вырос из учебно-консультационного пункта Московского института нефтехимической и газовой промышленности имени И.М. Губкина), основными научно-педагогическими школами, наиболее востребованными образовательными программами (нефтегазовое дело), наконец, стратегическими партнёрами университета (дочерними предприятиями таких гигантов российской экономики, как Газпром, Роснефть, ЛУКОЙЛ, Транснефть) [4].

Арктический вектор определён также целым рядом обстоятельств. Территории Республики Коми включены в Арктическую зону Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации № 296 от 2 мая 2014 года). Интеграция Севера республики в федеральные арктические программы определена в качестве одного из приоритетных направлений развития региона.

Главное природное достояние Арктической зоны России - колоссальные запасы углеводородов, а Ухтинский университет, будучи одним из крупнейших многопрофильных технических вузов на Европейском Севере страны, объективно выступает также и одним из крупных центров подготовки кадров для освоения этих запасов. Выпускники вуза ежегодно пополняют ряды действующих в России и за её пределами дочерних предприятий крупнейших транснациональных компаний страны: «Газпрома», «Транснефти», «Роснефти», «ЛУКОЙЛа», ведущих активную произ-

водственную деятельность в России и в мире, в том числе в Арктической зоне. Университет заключил договоры о сотрудничестве с рядом компаний, непосредственно нацеленных на реализацию отдельных арктических проектов (ООО «Газпром нефть шельф», ООО «Газпром добыча шельф», ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», «Шток-ман Девелопмент АГ», ООО «Арктикмор-гео»). Эксперты Ухтинского университета входят в состав рабочей группы «Развитие образования и науки» Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Вуз принимал участие в подготовке предложений в проект Федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», а также в проект аналитической координационной программы «Комплексные научные исследования Арктики и Антарктики» [5].

В университете разработан целый ряд инновационных проектов (научных, образовательных, социально-гуманитарных, коммуникационных), направленных на развитие арктических территорий. Среди научно-технических разработок УГТУ наиболее интересными и перспективными с точки зрения нефтегазовой доминанты развития вуза представляются три арктических проекта.

УГТУ участвует в международной программе «ERA.Net RUS Plus» в области утилизации углеродосодержащих отходов и попутного нефтяного газа с получением моторных топлив. В рамках этой программы учёные университета совместно с Фрайбергской горной академией (Германия) и Институтом химической обработки угля Забже (Польша) разработали проект «Утилизация попутного нефтяного газа с получением моторных топлив на арктических удалённых месторождениях». Его целью является разработка экологически чистой и экономически рентабельной технологии использования попутного нефтяного газа для получения высококачественного жидкого топлива непосредственно на

удалённых, в том числе арктических, нефтяных месторождениях.

Кафедрой бурения совместно с кафедрой машин и оборудования нефтяной и газовой промышленности разработана концепция «Арктический буровой комплекс XXI века». Концепция объединяет ряд разработок УГТУ, позволяющих бурить горизонтальные скважины протяжённостью до 15 км и уменьшить площадь территории, введённой в хозяйственный оборот, а также проводить скважины с берега на шельфовые месторождения. В результате можно будет исключить или ограничить применение технологий, связанных со строительством платформ и использованием плавучих буровых установок. Это особенно актуально для труднодоступных арктических районов.

Один из перспективных комплексных проектов - создание арктической обсерватории формата «Интермагнет», развиваемый сотрудниками кафедр бурения и геофизических методов, геоинформационных технологий и систем совместно с Геофизическим центром Российской академии наук. Обсерватория нацелена на решение широкого круга задач физики Земли и солнечно-земных связей, радиофизики и экологии, геологии и геологоразведки.

В реализации арктических проектов УГТУ значительная роль отводится филиалам вуза в городах Воркута и Усинск. Они обеспечивают непосредственное взаимодействие с компаниями, работающими в Арктике, а также возможность проведения полевых научных исследований, стажировок преподавателей и практик студентов на нефтегазовых объектах.

К применению в арктических условиях адаптированы реализуемые в УГТУ образовательные программы по целому ряду специальностей и направлений бакалавриата, ряд магистерских программ, прежде всего - специальная программа «Разработка и освоение месторождений углево-

дородов горизонтальными скважинами в условиях Арктического шельфа». Вуз является активным членом Университета Арктики (иАг^с) - всемирного консорциума вузов, расположенных на северных территориях, а также постоянным членом рабочей группы по образованию и исследованиям Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР). УГТУ участвует в программе получения студентами второго высшего образования «Бакалавриат приполярного регионоведения», в программе развития постдипломного образования «ArcticBridge» и других международных программах.

УГТУ активно участвует в федеральных и международных арктических проектах. Так, он является инициатором проекта ме-диасотрудничества государства, бизнеса и высшей школы в Арктике - федерального информационного портала «Новости мира Арктики». С УГТУ заключила соглашение о сотрудничестве Ассоциация полярников РФ. На базе университета была организована межрегиональная научно-практическая конференция «Роль университетов в реализации арктической стратегии России» (2013 г.), дискуссионная площадка «Наука и образование на Севере и в Арктике» в рамках Всероссийской научной конференции «Управленческие аспекты развития северных территорий России» (2015 г.). Проблемы освоения Арктики рассматриваются в ходе Международного семинара «Рассохинские чтения» и Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы геологии, разработки и эксплуатации месторождений высоковязких нефтей и битумов». Университет ежегодно принимает участие в международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», проводимом Ассоциацией полярников РФ. В 2016 г. университет принял участие в первой конференции по вопросам развития Арктики в рамках ежегодного Петербургского международного экономического форума.

Продвижение бренда УГТУ официально определено как одно из ведущих направлений международной деятельности университета. К другим направлениям относятся: развитие академической мобильности студентов и преподавателей, организация визитов иностранных преподавателей и специалистов, разработка совместных образовательных и научных проектов и программ, расширение экспорта образовательных услуг и привлечение иностранных студентов из дальнего и ближнего зарубежья на учёбу в Ухту и т.д.

УГТУ постоянно налаживает связи с новыми зарубежными партнёрами. К настоящему времени заключены договоры и соглашения о сотрудничестве с 54 организациями - университетами и различными компаниями. УГТУ успешно взаимодействует с Университетом Тром-сё - Арктическим университетом Норвегии (The University of Troms0 - The Arctic University of Norway) по программе «Бакалавр северных исследований» (Bachelor of Northern Studies - дистанционный бакалавриат). Реализуются совместные образовательные программы с целым рядом зарубежных организаций -в Сербии, Венесуэле, Франции, Германии, Польше. На базе УГТУ действует отделение Всемирного общества инженеров-нефтяников.

Примером сотрудничества также может служить взаимодействие УГТУ с техническим факультетом Университета города Нови-Сад (Сербия) и компанией «НИС Нови-Сад». В 2014 г. был подписан трёхсторонний договор о совместной образовательной программе подготовки бакалавров по нефтегазовому направлению для НИС. В рамках договора преподаватели читают лекции в вузах-партнёрах, студенты проходят стажировку на объектах АО «НИС Нови-Сад».

Расширение экспорта образовательных услуг и привлечение иностранных студентов из дальнего и ближнего зарубежья на

учёбу в Ухту - одно из наиболее активно развиваемых направлений международной деятельности УГТУ. В университете действует дополнительная общеобразовательная программа по подготовке иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ технической направленности на русском языке. Потенциальные абитуриенты-иностранцы получили возможность изучить язык, а также освоить основные технические предметы для последующего обучения по программам высшего образования.

Усилия, направленные на продвижение бренда УГТУ за рубежом, дают положительный результат в плане интернационализации университета. Количество иностранных граждан, обучающихся в УГТУ, в последние пять-семь лет неуклонно и значительно растёт. Сегодня в УГТУ обучаются более 500 иностранных студентов из 30 стран ближнего и дальнего зарубежья (Европы, Африки, Азии и Америки).

Литература

1. Пулькина В.А., Коршунов Г.В. Роль гео-брендинга в развитии международных связей вуза // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 81-86.

2. Цхадая Н.Д. «Ухта - родина первой российской нефти»: стратегические ориентиры информационной политики УГТУ // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 43-48.

3. Пулькина В.А, Коршунов Г.В, Юрьев Д.О. Медиасотрудничество как площадка для реализации научно-образовательных проектов и формирования имиджа территории // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 69-75.

4. Цхадая Н.Д. Северный форпост российского нефтегазового образования. Вологда: Древности Севера, 2013. С 24-30.

5. Цхадая Н.Д. Укрепляя университетский комплекс: арктический поворот // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 64-69.

Статья поступила в редакцию 17.02.17.

Принята к публикации 05.03.17.

136

Bucrnee o6pa3oeame e Poccuu • № 4, 2017

BRAND POTENTIAL OF UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION IN RUSSIA: ARCTIC VECTOR, OIL AND

GAS DOMINANT

Oksana I. BELYAEVA - Head of the Department of strategic communications, e-mail: [email protected]

Georgy V. KORSHUNOV - Vice-rector on External Affairs, e-mail: geo.korshunov@ gmail.com

Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia

Address: 13, Pervomaiskaya str., Ukhta, Komi Republic, 169300, Russian Federation

Abstract. The article highlights the aspects of University branding, presents the activities of Ukhta State Technical University aimed at internationalization of education and promotion of USTU brand in the near and far abroad. Special attention is paid to the Arctic vector of University development and oil and gas dominant as the components of the brand potential of USTU.

Keywords: priority project, internationalization of education, USTU brand, socio-commu-nicative technology, brand promotion, oil and gas dominant, the Russian Arctic, Arctic vector of development

Cite as: Belyaeva, O.I., Korshunov, G.V. (2017). [Brand Potential of University in the Context of Internationalization of Education in Russia: Arctic Vector, Oil and Gas Dominant]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 4 (211), pp. 131-136. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Pulkina, V.A., Korshunov, G.V. (2013). [The Role of Territory Branding in University Development of International Relations]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 5, pp. 81-86. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Tskhadaya, N.D. (2012). [«Ukhta is the Birthplace of the First Russian Oil»: Strategic Directions of USTU Information Policy]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 4, pp. 43-48. (In Russ.)

3. Pulkina, V.A., Korshunov, G.V., Yur'ev, D.O. (2014). [Media Cooperation as a Platform to Implement Scientific and Educational Projects and to Form the Territory Image]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 10, pp. 69-75. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Tskhadaya, N.D. Severnyi forpost rossiiskogo neftegazovogo obrazovaniya: izbrannye stat'i, dokla-dy, interv'yu, vystupleniya [The Northern Outpost of the Russian Oil and Gas Education: Selected Articles, Reports, Interviews, Speeches]. Vologda, Drevnosty Severa Publ., 2013. p. 24-30.

5. Tskhadaya, N.D. (2013) [Developing the University in Ukhta: An Arctic Turn]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 5, pp. 64-69. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 17.02.17. Accepted for publication 05.03.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.