Научная статья на тему 'Музей «Ухта родина первой российской нефти» как технология геобрендинга'

Музей «Ухта родина первой российской нефти» как технология геобрендинга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
422
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОБРЕНДИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИМИДЖ / МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ / ИНВЕСТИЦИИ / ГОРОД / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TERRITORY BRANDING / COMPETITIVENESS / IMAGE / OPEN STORAGE MUSEUM / INVESTMENTS / TOWN / TERRITORIAL FORMATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пулькина В. А., Зеленская Евгения Анатольевна

В статье рассматривается необходимость построения сильного бренда северного города Ухты в целях повышения конкурентоспособности территориального образования в борьбе за привлечение инвестиций, туристов, квалифицированных кадров. Конкурентоспособность территории определяется ее ресурсами, качеством производимых товаров, развитостью инфраструктуры и т.д. Кратко изложены предложения по созданию музея под открытым небом «Ухта родина первой российской нефти» в качестве технологии геобрендинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Open storage museum "Ukhta is the home town of the first russian oil" as the technology of territory branding

The key theme of the article is the necessity of strong brand construction for the northern town Ukhta. It is necessary in order to raise the competitiveness of the territorial formation the investments, tourists and qualified personnel. The conception of the open storage museum "Ukhta is the home town of the first Russian oil" is considered as the technology of territory branding.

Текст научной работы на тему «Музей «Ухта родина первой российской нефти» как технология геобрендинга»

Литература УГТУ: созвездие умных клубов // Высшее

образование в России. 2009. № 8. С. 79-83.

1. См.: Цхадая Н.Д. Ухта - университетский 3. См.: Безгодов Д.Н. Концептуальные основа-

город // Высшее образование в России. ния организационной культуры вуза //

2о09. № 8. С. 48-53. Высшее образование в России. 2008. № 7.

2. См.: Безгодов Д.Н. Гуманитарный проект С. 125-130.

BEZGODOV D. THE UNIVERSITY IN THE GAME MODEL OF MUNICIPAL YOUTH POLICY

The model of organizational work with the young people developed in USTU is represented in the article. The role of the university in realization of appropriate activities is shown through correlation of the model with general communication projects of USTU such as “Ukhta is the university town” and “Ukhta is the home town of the first Russian oil”.

Key words: game model, motivation, civilization, brand, method of investigation, university mission.

В.А. ПУЛЬКИНА, зам. начальника управления по учебновоспитательной работе Е.А. ЗЕЛЕНСКАЯ, директор музея

Музей «Ухта - родина первой российской нефти» как технология геобрендинга

В статье рассматривается необходимость построения сильного бренда северного города Ухты в целях повышения конкурентоспособности территориального образования в борьбе за привлечение инвестиций, туристов, квалифицированных кадров. Конкурентоспособность территории определяется ее ресурсами, качеством производимых товаров, развитостью инфраструктуры и т.д. Кратко изложены предложения по созданию музея под открытым небом «Ухта - родина первой российской нефти » в качестве технологии геобрендинга.

Ключевые слова: геобрендинг, конкурентоспособность, имидж, музей под открытым небом, инвестиции, город, территориальное образование.

В эпоху информационных войн и жесткой конкуренции работать над привлечением внимания к своей фирме, товару или услуге, используя весь инструментарий рекламы, маркетинга и связей с общественностью, вынуждены все. Постепенно вступают в эту борьбу и города. Европейские столицы давно научились продвигать себя, создавая и активно освещая в СМИ свою уникальность. Не думая и пяти минут, мы можем вспомнить, как позиционируют себя мировые мегаполисы, например, Нью-Йорк («большое яблоко») или Рим («вечный город»). Перенимаем этот опыт и мы. Сегодня многие иностранные туристы узнают среди российских городов Сочи - столицу Зимней Олимпиады и Великий Устюг

- родину Деда Мороза. Активно работает над своим имиджем и столица. 2011 г. был ознаменован ростом въездного туристического потока: по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в прошедшем году количество посещений иностранными гражданами нашей страны выросло на 9,3%. Ассоциация туроператоров России (АТОР) прогнозирует увеличение въездного турпотока в Россию в 2012 г. на 10-15%. Главными «приманками » для туристов, по мнению экспертов, должны стать сочинская 0лимпиада-2014, а также чемпионат мира по футболу 2018 г.

Если для улучшения имиджа стран и крупных городов существует целый ряд PR-технологий, то средним и малым про-

винциальным городам приходится делать ставку на менее широкий спектр инструментов, таккак подобные территориальные субъекты в большинстве своем не имеют многолетней истории, туристических достопримечательностей, развитой инфраструктуры, оставляя за скобками такие детали, как удобная транспортная схема или благоприятные климатические условия. Мелкие территориальные образования не могут привлечь необходимых инвестиций, что делает геобрендинг незаменимым направлением муниципального менеджмента в борьбе за развитие городов.

Геобрендинг (брендинг территорий) -это стратегия формирования и повышения конкурентоспособности территориальных образований - от малонаселенных пунктов до больших регионов и стран. В ее основе лежит комплексный подход к развитию территорий и повышению их привлекательности для местного населения, инвесторов и туристов [1].

Сегодня борьба городов за инвестиции, в том числе и за федеральные средства, за туристические потоки, за вовлечение в сферу управления и промышленного производства компетентных специалистов остра как никогда. Городам приходится изобретать все новые и новые способы для того, чтобы привлечь к себе внимание, как-то выделиться на фоне других туристически привлекательных зон, представить себя в благоприятном свете, заслужить доверие, чтобы взамен получить гарантии безбедного будущего и социальную стабильность.

Особо актуальной эта проблема является для малых и средних городов Севера России. В связи со спецификой природноклиматических условий переселение людей из северных в центральные и южные регионы нашей страны носит регулярный характер. По той же причине осложняется и процесс привлечения туристов в северные города. Но, несмотря на это, многие территориальные образования Севера стремительно развиваются. Одним из та-

ких городов является город Ухта Республики Коми.

Ухта - один из крупных центров российской нефтегазовой промышленности. Ключевые позиции в экономике муниципального образования традиционно принадлежат добывающим отраслям. В Ухте расположены крупнейшие промышленные объекты и дочерние общества таких гигантов нефтегазовой отрасли, как ОАО «Газпром» (ООО «Газпром трансгаз Ухта»), ОАО «ЛУКОЙЛ» (ООО «Ухтанефтепере-работка»), ОАО «АК «Транснефть» (ОАО «Северные магистральные нефтепроводы») и др. Кроме того, Ухта является республиканским центром науки и образования, имея на своей территории Ухтинский государственный технический университет

- крупнейший технический университет на Европейском Севере страны.

Важнейшим стратегическим ориентиром развития УГТУ в последнее время стала культурно-просветительская установка «Ухта-университетский город». А совсем недавно вуз начал работу над новым масштабным проектом «Ухта - родина первой российской нефти » [2]. Кроме того, говоря об Ухте,

многие жители Республики Коми часто упоминают о нем как о «жемчужине Севера ».

Таким образом, мы видим сразу несколько предпосылок для успешного позиционирования города технологиями геобрендинга. Тем не менее попытки стратегической разработки бренда Ухты и его продвижения ранее не предпринимались, и имидж города в представлении как внешних, так и внутренних целевых аудиторий формировался спонтанно, что, естественно, не может сказываться положительным образом на привлечении инвестиций, туристов и высокопрофессиональных кадров для развития этой территории. В данной статье мы рассмотрим создание музея под открытым небом как одно из стратегических направлений территориального брендинга.

Существуют музеи под открытым небом этнографического, военно-исторического, научно-технического, промышленного и других направлений. Музея под открытым небом, посвященного истории нефтяной промышленности, в России нет.

Основная задача музея «Ухта - родина первой российской нефти» - реконструкция по имеющимся архивным и предметным материалам исторического развития нефтяных промыслов на примере Ухтинского района в период с XVIII в. по 30-е годы XX в. В основу концептуальной разработки экспозиции музея взят период становления нефтяной промышленности региона.

Создание такого музея для жителей Коми края и гостей республики удовлетворит интерес к истории становления нефтяной промышленности России, поможет в патриотическом воспитании нового поколения и сориентирует молодежь в выборе будущей профессии.

Знакомство с музеем

начнется с инсталляции «Промысел Ф.С. Прядунова ». Во времена правления императрицы Елизаветы Петровны по определению Берг-Коллегии в 1746 г. Федор Савельевич Прядунов основал первый в России нефтепромыселна реке Ухте. Началом экспозиции станет условная изба Ф.С. Пря-дунова, которую возможно построить, опираясь на имеющиеся документальные материалы. Центральное место в избе должна занять книга сотрудника Голландского посольства, географа, картографа Н.К. Вит-сена (1641-1717) «Северная и Восточная Тартария», изданная в 1692 г. в Амстердаме, где впервые в истории упоминается о нефтяных проявлениях на р. Ухте. Здесь же будут расположены документы, относящиеся к архангелогородцу Ф.С. Пряду-нову.

Реконструированная модель добычи нефти, так называемый «нефтяной завод Прядунова», по описанию академика И.И. Лепехина, представляет собой деревянный сруб с чаном внутри, погруженный в реку,

- это главная инсталляция экспозиции «Промысел Ф. С. Прядунова». Нефть на р. Ухте в XVIII в. добывалась и другим, ям-ным способом. Воссоздание данного метода дополнит подлинную картину добычи нефти в этот период.

Следующая экспозиция - «Первые скважины на Севере» - переносит посетителя в середину XIX в., когда под руководством старшего учителя естественных наук архангельской губернской гимназии Ф.Д. Белинского были пробурены первые нефтяные скважины.

Инсталляция «Первая эксплуатационная скважина» будет посвящена деятельности российского промышленника, исследователя Севера и Сибири Михаила Константиновича Сидорова, энтузиаста добычи ухтинской нефти. В 1868 г. М.К. Сидоров начал бурение скважины, реконструкция которой найдет достойное место в экспозиции музея. Около этой скважины по имеющимся фотографиям будет построена «Си-доровская изба » из бревен разобранных домов XIX в. из соседних деревень. В ней, помимо утвари того времени, предполагается экспонировать книги Сидорова, карты, документы его последователей.

В непосредственной близости от экспозиции «Первая эксплуатационная скважина » будет уместно воссоздать фрагмент Коми деревни XIX в. Для реконструкции можно использовать дома, вывезенные из деревень Ухтинского района. В них будут представлены самобытные предметы народного декоративно-прикладного искусства, национальные костюмы, домашняя утварь, образцы старинных орудий труда, применявшиеся в крестьянском хозяйстве Коми края в XIX - начале XX в. Экспонирование подобных предметов культуры народа Коми представляет интерес как потенциальное направление развития этнографического туризма - знакомство с бытом и культурой коренных народов Севера. Такой вид туризма в последние годы набирает популярность в связи с ростом интереса к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой.

Для придания музею национального колорита планируется создать комплекс «Ремесленная слободка», где будут рабо-

тать ткачи, валяльщики, ложечники, скорняки, вязальщики и другие мастера. Здесь же можно будет попробовать себя в каком-нибудь традиционном ремесле. В расположенных рядом лавках предполагается продавать оригинальные сувениры, изделия из дерева и кожи, а также дары природы Севера: сушеные грибы, свежие и моченые ягоды, рыбу местного посола. Рядом будут находиться «Чайная» и «Кабак» с пристроенной к нему коптильней для рыбы, поодаль - баня «по-черному», характерная для Коми деревень.

Все эти деревенские строения сформируют площадь, на которой будут проходить праздники: Пасха, Масленица, Троица, Рождество и др. Гуляния могут дополняться катанием на тройках с бубенцами, зимой - на ледяных горках, участием в национальных играх и обрядах.

Эффективные PR-инструменты, такие как сувенирная продукция и специальные мероприятия, непременно будут работать на формирование бренда не только города, но и республики и положительным образом скажутся на приращении паблицитно-го капитала Ухты.

Следующая инсталляция - «Варварин-ский промысел А. Г. Гансберга» - посвящена первым промышленным разработкам и переработке нефти. Начало XX в. в Ух-

тинском районе связано с именем талантливого инженера-механика и незаурядного человека Александра Георгиевича Ганс-берга, «фанатика Ухты», как называли его современники. Он был одним из немногих, кто реально занимался промышленным освоением нашего района, посвятил этому почти 20 лет жизни и твердо верил в успех начатого дела.

В начале 1900-х гг. А.Г. Гансберг развернул строительство Варваринского нефтяного промысла на р. Ухте и заложил на нем свою эксплуатационную скважину. Промысел был оборудован первой в Печорском крае электростанцией (1908 г.), котельной, механической кузницей, а с 1909 г. - и первой внутренней телефонной связью. В 1918 г. А.Г. Гансберг запустил небольшой, первый в Коми крае керосиновый завод и получил пробные порции керосина и бензина. Представляется необходимым восстановить все эти постройки, создавая тем самым для посетителя атмосферу нефтепромысла началаXX в.

Дом, в котором жил А.Г. Гансберг на Варваринском промысле, представлял собой обычную деревянную избу. Учитывая, что жена А.Г. Гансберга, Люси Францевна, была француженкой, можно представить себе «городской » вариант интерьера комнат и воспроизвести его в музейной экспозиции, используя мебель и предметы быта местного производства. В доме А.Г. Гансберга посетитель сможет ознакомиться с многочисленными документами по истории Ухтинского нефтеносного района. Здесь же можно предусмотреть помещение для библиотеки, а гостиную, например, использовать какзал для научных заседаний и круглых столов.

На Варваринском промысле находились казар-

мы для рабочих и служащих, дом для приезжих, предназначенный для временного жилья гостей и путешественников. Сохраняя внешний облик построек, можно использовать их как гостиницы для приезжих туристов.

Дореволюционный период истории нефтяной Ухты завершает инсталляция «Русское товарищество „Нефть” ». Это была единственная солидная российская фирма, обратившая внимание на отдаленный от промышленных центров нефтяной район и приступившая к разведке нефтяных месторождений в Ухтинском районе в 1913 г.

Первые два года «Товарищество » проводило бурение в центральной части Ухтинской антиклинали (район современного поселка Водный). Позже, в интересах окончательного выяснения «благонадежности» Ухтинского месторождения, было признано целесообразным заложить скважину дальше по крылу складки, для чего был приобретен участок на левом берегу Ухты, при устье р. Чибью. В 1915 г. «Товарищество» начало бурение разведочно-эксплуатационной скважины № 1 РТН, которая на следующий год дала приток нефти. В 1917 г. в связи с Первой мировой войной «Русское товарищество „Нефть” » покинуло Ухтинский район.

Последняя экспозиция музея -«Нефть Ухтпечлага» - будет посвящена

становлению нефтяной промышленности Республики Коми в самый трагический период истории нашей страны. На территории Коми края с 1929 г. находился первый в республике концентрационный лагерь, первоначально названный Ухтинской экспедицией ОГПУ. В 1930 гг. лагерная система распространилась почти на всю республику.

Историко-тематическая особенность этой экспозиции предполагает некую отдаленность ее от других построек с магазинами, площадками развлечений и пр. местами отдыха, а возможно, даже перенесение ее в другую часть города.

Возникновение лагеря в Коми АССР изначально было связано с необходимостью реализации плана индустриализации в СССР. Стране нужны были полезные ископаемые, для разведки которых была организована Ухтинская экспедиция ОГПУ. 21 августа 1929 г. на р. Ухту высадился отряд в составе 125 человек, большую часть которого составляли заключенные. Этот день считается днем рождения города Ухты.

В 1930 г.эксплуатационно-разведоч-ная скважина № 5 Чибью дала около 4-х тонн нефти в сутки, тем самым подтвердив наличие промышленного месторождения, открытого «Русским товариществом „Нефть”». Так это месторождение легкой нефти стало родоначальником в промышленном освоении Коми края, проложив дорогу процессу дальнейшей индустриализации республики.

В 1930 г. началась разведка месторождений радия в районе современного пос. Водный, асфальтитов на р. Ижме, а в 1931 г. - месторождений Усинских (Вор-кутинских) углей. Для строительства и роста промышленности требовалась дешевая рабочая сила. И потекли «реки» бесплатных рабочих рук - ученых, лучших представителей интеллигенции.

Поселок Чибью (современный г. Ухта) уже в те годы был центром развития про-

мышленности республики и до середины 1938г. - «столицей» Ухто-Печорского лагеря, а в дальнейшем - Ухтижемлага. Отразить такой «симбиоз» в экспозиции непросто, но необходимо.

Для этого предлагается расположить недалеко друг от друга реконструированную скважину №5, здание управления Ухт-печлага какобраз легендарного руководства и барак для заключенных как живое доказательство существовавшего строя.

В основу концептуальной разработки экспозиции музея взят период с XVIII в. по 30-е гг. XX в. - время становления и формирования будущего нефтяной промышленности региона. Увидеть первые способы добычи нефти, первые буровые установки, первую электростанцию в Печорском крае, прочувствовать атмосферу того времени будет возможно только в таком музее, где будут представлены уникальные свидетельства эпохи, с которыми в настоящее время можно ознакомиться лишь в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Сыктывкара. Дальнейший период развития нефтегазовой промышленности более известен в силу относительной исторической приближенности к настоящему времени и доступен для широкой публики [3].

Таким образом, мы видим, что у Ухты есть исторические предпосылки для акцентирования территориальной идентичности. Тот факт, что здесь впервые в истории России начали добычу нефти, неоспоримо является потенциальной основой для построения сильного территориального бренда. Концепция «Ухта - родина первой российской нефти» нацелена на фиксацию в общественном сознании факта первенства города в нефтяной отрасли. Создание музея под открытым небом позволит привлечь в Ухту инвесторов, туристов, деловых посетителей, квалифицированные кадры. В свою очередь, работа над созданием бренда города положительно отразится и на внутреннем имидже Ухты в глазах местного населения, бизнес-сообщества, СМИ,

представителей муниципальной власти и общественных организаций. Одновременно с информационной составляющей развитие этнографического туризма на базе музея будет способствовать сохранению культурных традиций территории.

Создание музея является лишь одним направлением в работе по созданию территориального бренда. Реализация концепции «Ухта - родина первой российской нефти» предполагает разработку программы стратегического развития территории на десятилетия вперед и тщательное соответствие совершаемых действий и организуемых мероприятий данной программе. В ней должно быть предусмотрено проведение разнообразных социологических исследований, направленных на выявление ожиданий и предпочтений целевых аудиторий относительно планируемой деятельности.

Следовательно, только комплексный подход к реализации концепции позволит Ухте выйти на лидирующие позиции и построить собственный уникальный бренд. Данное направление, безусловно, перспек-

тивно и требует как теоретических, так и практических разработок.

Литература

1. См.: Согомонов А. Город как бренд: техно-

логия успеха: 8 шагов и 12 заповедей городского стратега // Муниципальная власть. 2010. № 1. С. 46-53.

2. См.: Цхадая Н.Д. Университет на родине

первой российской нефти: интервью с ректором УГТУ // Concept. 2011. № 4. С. 5-10.

3. См.: Зеленская Е.А., Пурзина А.П., Борисо-

ва И.К. Ухта - родина первой российской нефти. Концепция экспозиции музея под открытым небом. // Concept. 2011. №4. С. 11-24.

PULKINA V., ZELENSKAYA E. OPEN STORAGE MUSEUM “UKHTA IS THE HOME TOWN OF THE FIRST RUSSIAN OIL” AS THE TECHNOLOGY OF TERRITORY BRANDING

The key theme of the article is the necessity of strong brand construction for the northern town Ukhta. It is necessary in order to raise the competitiveness of the territorial formation the investments, tourists and qualified personnel. The conception of the open storage museum “Ukhta is the home town of the first Russian oil” is considered as the technology of territory branding.

Key words: territory branding, competitiveness, image, open storage museum, investments, town, territorial formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.