Научная статья на тему 'Университет в игровой модели муниципальной молодежной политики'

Университет в игровой модели муниципальной молодежной политики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
129
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ / МОТИВАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / БРЕНД / МЕТОД РАССЛЕДОВАНИЯ / МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА / GAME MODEL / MOTIVATION / CIVILIZATION / BRAND / METHOD OF INVESTIGATION / UNIVERSITY MISSION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Безгодов Дмитрий Николаевич

В статье представлена разработанная в УГТУ модель организации работы с молодежью в городе Ухте. Роль университета в реализации соответствующих мероприятий раскрыта через корреляцию модели с основными коммуникационными проектами УГТУ: «Ухта университетский город» и «Ухта родина первой российской нефти».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The university in the game model of municipal youth policy

The model of organizational work with the young people developed in USTU is represented in the article. The role of the university in realization of appropriate activities is shown through correlation of the model with general communication projects of USTU such as "Ukhta is the university town" and "Ukhta is the home town of the first Russian oil".

Текст научной работы на тему «Университет в игровой модели муниципальной молодежной политики»

го спектра отраслей экономики Республики Коми и сопредельных регионов.

Литература

1. Тимано-Печора и горно-нефтяной: одна

история - одна судьба / Н.Г. Войченко, гл. ред. А.В. Бруй. М.: Спец-Адрес, 2007. 120 с.

2. Пилясов А.Н. И последние станут пер-

выми: Северная периферия на пути к

экономике знания. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 544 с.

3. Проблемы и перспективы развития Респуб-

лики Коми (2004 г.) // Экспертный центр «Мера ». Аналитика. Исследования. Консультирование. URL: http://www.mera-expert.ru/ archive/ research/ Komi2004/ komi2004general/

4. Яковенко И.Г. Риски глобальной трансфор-

мации российского общества: культурологический аспект. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 176 с.

SOTNIKOVA O, MELEHINA M. THE BEGINNING OF OIL AND GAS EDUCATION IN KOMI REPUBLIC

The key theme of the article is the stages of Ukhta mining and oil college development, its functions and resources as a part of the university complex of Ukhta State Technical University.

Key words: economics of knowledge, modernization of education, intermediate vocational education, the northern multi-discipline university, oil and gas complex.

Д.Н. БЕЗГОДОВ, проректор по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам

Университет в игровой модели муниципальной молодежной политики

В статье представлена разработанная в УГТУ модель организации работы с молодежью в городе Ухте. Роль университета в реализации соответствующих мероприятий раскрыта через корреляцию модели с основными коммуникационными проектами УГТУ: «Ухта - университетский город » и «Ухта - родина первой российской нефти».

Ключевые слова: игровая модель, мотивация, цивилизация, бренд, метод расследования, миссия университета.

Особая миссия университета в Ухте и уникальное положение этого небольшого города на Европейском Севере России, задаваемое самим фактом присутствия здесь крупного вуза, достаточно отчетливо сознаются ухтинцами и коллективом УГТУ уже с середины семидесятых годов. Однако в истории Ухтинского государственного технического университета и Ухты явственно выделяются две семантические точки взаимодействия города и университета, точнее

- взаимокорреляции идеи города и идеи университета. Во-первых, это формирование концепции «Ухта - университетский город», которое совпадает по времени с обретением вузом собственно университетского статуса в 1999 г. [1]. Во-вторых, - концептуализация исторического факта «Ухта

- родина первой российской нефти». На-

чало этому процессу было положено в апреле 2011 г. речью нашего ректора Н.Д. Цхадая на открытии Первого инновационного конвента Республики Коми.

Инициированный ректором коммуникационный проект «Ухта - родина первой российской нефти» поддержали на муниципальном уровне глава города Р.В. Мельник и руководитель администрации МОГО «Ухта» О.В. Казарцев, а также на самом высоком региональном уровне Глава Республики Коми В.М. Гайзер и Председатель Госсовета Республики Коми М.Д. Истихов-ская. Одной из важнейших целевых аудиторий проекта является молодежь, что отражено во всех специфических молодежных программах как города, так и университета. Например, центральная идея проекта является также одной из ключевых семантических скреп программы развития студенческих объединений УГТУ, представленной на конкурс аналогичных программ, объявленный Министерством образования и науки РФ.

Не менее значимую роль проект играет в составе другой «молодежной»инициати-вы университета - игровой модели организации работы с городской молодежью «Ухта молодая ». Данная модель разработана большим творческим коллективом преподавателей, сотрудников, студентов университета в связи с объявлением Главой РК В.М. Гайзером 2012 года в Республике Коми годом молодежи. По замыслу авторов, ее внедрение будет способствовать как систематизации работы с молодежью на муниципальном уровне, так и ее большей эффективности с точки зрения нравственных, эстетических, профильно-образовательных и других задач.

Модель представляет собой серию игр, объединенных сквозными тематическими линиями, общей логикой командообразования и, главное, системой ценностных ориентиров, определяющих исходные условия, ролевые наборы, сюжетные линии и духовно-нравственный контекст. Выбор игрово-

го подхода как ключевого продиктован не только общекультурологическими соображениями (инспирированными прежде всего знаменитым исследованием Йохана Хейзинги), но и очевидной необходимостью интегрировать в мотивационную ткань молодежной политики мотив увлекательности.

По итогам экспертного опроса были выявлены пять наиболее действенныхв современной молодежной субкультуре стратегий увлечения: эротика, мистика, юмор, состязания, расследования. Последние были признаны наиболее уместными в контексте организационной культуры университета, а значит, на них можно опираться как на инструменты организации работы с молодежью, включая старшеклассников, на муниципальном уровне. Таким образом, эти две стратегии воздействия приняты разработчиками проекта в качестве двух стержневых игровых линий модели -«Стратегирование »(соответствует состязаниям) и «Расследование и моделирование».

Первая линия названа «Стратегирова-нием », поскольку на всех уровнях её реализации она включает в себя наиболее массовые мероприятия, требующие от организаторов и участников высокого уровня системности и координации - тех компетенций, которые свойственны носителям стратегического мышления. Игровая линия представляет собой последовательность трёх уровней большой общегородской игры-деятельности (проект рассчитан на годы и десятилетия). Первый уровень -развитие уже созданной Школы молодого лидера. Здесь осуществляется обучение молодёжного актива города, который призван обеспечить реализацию проекта на всех уровнях и по обеим линиям. Второй уровень получил условное название «Модернизация - значит мобилизация». Он будет представлять собой серию как новых, так и хорошо известныхмобилизационных игр, таких как зарница, учения по гражданской обороне, по пожарной безопасности и т.п. К ним можно отнести все массовые

спортивные соревнования. Сюда же предлагается включить и массовые мероприятия «ролевиков». Третий уровень предлагается назвать «Цивилизация Россия». Здесь две игровые линии должны соединиться в осуществлении кульминационной игры. Линия «Стратегирование » представляет собой особую сферу ответственности администрации МОГО «Ухта».

Сферой специальной ответственности УГТУ является линия «Расследование и моделирование». Она включает в себя четыре основных уровня. Первый назван «Играем в Гессе». Реализация этого уровня предполагает создание во всех организациях - участниках проекта интеллектуальных досуговых клубов по типу действующего в вузе философского клуба имени Д.П. Разумихина. Философский клуб УГТУ является центральным элементом сетевой университетской структуры «Созвездие умных клубов» [2].

Эксклюзивной формой проведения заседаний клуба авторы считают объединение традиционной формы дискуссии с «Игрой в Гессе» - так авторы называют популярную ролевую игру с элементами тренинга, известную как «Мафия». Переименование обусловлено существенной модификацией правил игры, а также необходимостью избавиться от ненужных ассоциаций, связанных с криминалом, в сознании целевых аудиторий.

Постоянно действующие интеллектуальные клубы в школах призваны сформировать основной кадровый потенциал для реализации следующих уровней игровой линии.

Регулярные заседания клубов могут стать прообразом регулярных сборов школьного актива для решения всего множества задач, стоящих перед сис-

темой школьного самоуправления. По форме (но не по идеологическому смыслу) это будет напоминать работу комитетов комсомола.

Реализация игровой линии «Расследование и моделирование» на втором уровне предполагает создание игровых детективных агентств в школах на базе сформированных в ходе реализации первого уровня коллективов в соответствии со специально разработанными моделями. Модели создавались на основе стиля жизни и методов работы наиболее известных литературных персонажей-сыщиков.

Предполагается, что совместная деятельность молодых людей по модели детективного агентства будет способствовать развитию множества общекультурных компетенций и укреплению командного духа, который предположительно должен быть выработан в ходе реализации первого уровня. Поле деятельности сформированного актива должно выйти за пределы каждой отдельной образовательной организации, поскольку реализация второго уровня предполагает активную деятельность членов детективных агентств в различных подразделениях УГТУ (именно университет должен выступить основной базой заданий - имитаций преступлений).

Ключевыми событиями в деятельности детективныхагентств станут общие ассам-

блеи, или симпозиумы, в ходе которых будут обсуждаться правила игры и критерии оценки выполнения заданий. В УГТУ будет создан постоянно действующий консультационный орган, а также экспертная комиссия, которая будет определять лучшие агентства. Итоговым этапом выполнения задания, по идее, могут стать игровые судебные процессы.

Уже на первом уровне участники проекта вступают в поле действия «расследовательской» стратегии, ведь важнейшей ординарной задачей каждого участника «Игры в Г ессе» является идентификация роли других участников, при том что по условию игры каждая роль изначально известна только её носителю. Однако в полной мере смысл данной стратегии должен раскрыться на ступени создания и дальнейшего функционирования в школах детективных агентств. В ходе данных процессов ведущими целевыми ориентирами будут формирование у участников эстетико-мо-делирующей способности, командообразование, освоение и развитие метода расследования. Очевидно, что опыт расследования формирует набор компетенций, в определенной степени релевантных исследовательской деятельности, на которую предлагаемая модель по преимуществу и сориентирована.

По мере реализации проекта в образовательном пространстве Ухты должно сложиться сообщество старшеклассников, вовлеченных в длительный процесс расследования достаточно сложных загадок-задач (все задачи формируются экспертной комиссией УГТУ). Десять-пятнадцать детективных агентств по пять-семь человек будут во многом определять интеллектуальную атмосферу молодежной среды города.

В ходе ежегодныхгенеральных ассамблей будет происходить концептуальное столкновение детективных «расследовательских» школ. Если не вдаваться в детали приёмов расследования, то в классической художественной литературе можно

выделить три парадигмальных метода: натуралистический, психологический и суп-ранатуралистически-культурологический.

Фундаментальными предпосылками натуралистического метода являются материальная сплошность мировой среды, детерминизм, объективность наблюдателя (детектива). Это значит, что адептом этого метода мир мыслится материально-однослойным, так что ни одно явление мира не может укрыться за горизонтом этого единственного плана бытия, каждое явление оставляет в мире нестираемые следы, которые необходимо и однозначно указывают на свой источник каждому непредвзятому наблюдателю. Таким образом, именно некая «предельная» непредвзятость (то есть свободная от субъективности объективность) наблюдателя обеспечивает ему расследовательский и исследовательский успех.

Фундаментальной предпосылкой психологического подхода является интуиция психического, то есть внутреннего, принципиально отличного от материального, мира человека. Применение данного метода позволяет устанавливать связь между психическими состояниями субъекта и его телесной диспозицией в общей картине преступления (горизонтный и ситуативный мотивы).

Супранатуралистический метод апеллирует к глубинным духовным предпосылкам жизнедеятельности личности - мировоззрению и ключевым константам культурного контекста. В этом ракурсе поведение человека видится определенным не столько природными фактами или психическими состояниями, сколько ценностными ориентациями.

Ярким олицетворением первого подхода является Шерлок Холмс, второго - лейтенант Коломбо, третьего - отец Браун.

Совместная творческая деятельность молодых людей в составе интеллектуальных клубов и детективных агентств рассматривается в проекте как сильный фак-

тор командообразования, а успешная реализация проекта на названных двух ступенях - как основание для его продолжения на следующей ступени - «моделирование и сближение организационных культур» (презентационное название уровня - «Доминанта - Ухта»). Перед сформированными творческими коллективами будет поставлена задача концептуализации и развития организационных культур своих учебных заведений.

Следующая задача будет заключаться в сближении моделей оргкультур организаций -участников проекта как по ценностному контенту, так и по стилистике артефактов [3].

И, наконец, четвертый уровень игровой линии «Расследование и моделирование » -«Цивилизация Россия ». Именно здесь находит свое высшее выражение социализирующая и патриотическая интенция проекта.

По всем объективным критериям Россия является государством цивилизационного порядка с соответствующим набором цивилизационных достижений (достаточно указать на широко известные оценки О. Шпенглера и А. Тойнби). Перечень таких достижений, включающий освоение космоса, победу во Второй мировой войне, духовное наследие (литературу, науку, музыку и т.д.), - распределяется среди школ города. Перед каждой школой ставится задача по продвижению конкретного достижения в общественном сознании. Задача разбивается на множество отдельных оригинальных заданий; кроме того, предполагается проведение ряда тра-диционныхмероприятий: конференций, концертов, выставок и т.п.

Данная ступень реализации проекта объединяет обе линии - и «Расследование и моделирование», и «Стратегирование». Кульминационной объединяющей точкой выступает многодневная общегородская

игра «Сбор народного ополчения». По замыслу, в ней задействуются все молодежные объединения города. Цель - проведение полного комплекса мероприятий по созданию ополчения Ухты исходя из полисной модели города. Планируется, что финал игры будет проходить ежегодно в рамках праздничных мероприятий ко Дню Победы - 9 мая.

Концепция «Ухта -родина первой российской нефти» станет одной из ведущих тем линии «Расследование и моделирование». На первой ступени - в рамках дискуссий в интеллектуальных клубах, на второй - как материал для заданий детективным агентствам, на третьей - как базовый элемент аксиологического контента организационных культур, на четвертой - как аспект одного из цивилизационных достижений России.

Вместе с тем внедрение модели может стать своеобразным апофеозом в осуществлении культурно-просветительской установки «Ухта - университетский город», поскольку генеральная интенция всей системы мероприятий, включенных в модель, - приобщение максимального числа молодых ухтинцев к высшим достижениям российской и мировой культуры, что непосредственно связано с просветительской миссией университета.

Литература УГТУ: созвездие умных клубов // Высшее

образование в России. 2009. № 8. С. 79-83.

1. См.: Цхадая Н.Д. Ухта - университетский 3. См.: Безгодов Д.Н. Концептуальные основа-

город // Высшее образование в России. ния организационной культуры вуза //

2о09. № 8. С. 48-53. Высшее образование в России. 2008. № 7.

2. См.: Безгодов Д.Н. Гуманитарный проект С. 125-130.

BEZGODOV D. THE UNIVERSITY IN THE GAME MODEL OF MUNICIPAL YOUTH POLICY

The model of organizational work with the young people developed in USTU is represented in the article. The role of the university in realization of appropriate activities is shown through correlation of the model with general communication projects of USTU such as “Ukhta is the university town” and “Ukhta is the home town of the first Russian oil”.

Key words: game model, motivation, civilization, brand, method of investigation, university mission.

В.А. ПУЛЬКИНА, зам. начальника управления по учебновоспитательной работе Е.А. ЗЕЛЕНСКАЯ, директор музея

Музей «Ухта - родина первой российской нефти» как технология геобрендинга

В статье рассматривается необходимость построения сильного бренда северного города Ухты в целях повышения конкурентоспособности территориального образования в борьбе за привлечение инвестиций, туристов, квалифицированных кадров. Конкурентоспособность территории определяется ее ресурсами, качеством производимых товаров, развитостью инфраструктуры и т.д. Кратко изложены предложения по созданию музея под открытым небом «Ухта - родина первой российской нефти » в качестве технологии геобрендинга.

Ключевые слова: геобрендинг, конкурентоспособность, имидж, музей под открытым небом, инвестиции, город, территориальное образование.

В эпоху информационных войн и жесткой конкуренции работать над привлечением внимания к своей фирме, товару или услуге, используя весь инструментарий рекламы, маркетинга и связей с общественностью, вынуждены все. Постепенно вступают в эту борьбу и города. Европейские столицы давно научились продвигать себя, создавая и активно освещая в СМИ свою уникальность. Не думая и пяти минут, мы можем вспомнить, как позиционируют себя мировые мегаполисы, например, Нью-Йорк («большое яблоко») или Рим («вечный город»). Перенимаем этот опыт и мы. Сегодня многие иностранные туристы узнают среди российских городов Сочи - столицу Зимней Олимпиады и Великий Устюг

- родину Деда Мороза. Активно работает над своим имиджем и столица. 2011 г. был ознаменован ростом въездного туристического потока: по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в прошедшем году количество посещений иностранными гражданами нашей страны выросло на 9,3%. Ассоциация туроператоров России (АТОР) прогнозирует увеличение въездного турпотока в Россию в 2012 г. на 10-15%. Главными «приманками » для туристов, по мнению экспертов, должны стать сочинская Олимпиада-2014, а также чемпионат мира по футболу 2018 г.

Если для улучшения имиджа стран и крупных городов существует целый ряд PR-технологий, то средним и малым про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.