Научная статья на тему 'Концепция мобильного моделирования инфраструктуры культуры в региональной культурной политике'

Концепция мобильного моделирования инфраструктуры культуры в региональной культурной политике Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / ИНФРАСТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ / A CULTURE INFRASTRUCTURE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / THE STATE AND REGIONAL CULTURAL POLICY / МОБИЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / MOBILE MODELING / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СРЕДОВАЯ ДОМИНАНТА / ENVIRONMENTAL DOMINANT / КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ / THE CONCEPT OF A CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Генова Нина Михайловна

В статье обосновывается необходимость концептуального осмысления адаптации моделей региональной культурной политики к инфраструктуре культуры. Анализ процесса развития культуры привел к идее мобильности моделирования инфраструктуры культуры. Использование социодинамического и комплексного подходов позволило выделить полисубъектную основу культурной политики в региональной культурной среде.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article necessity of conceptual judgment of adaptation of models of a regional cultural policy to a culture infrastructure is proved. The analysis of development of culture has led to idea of mobility of modeling of an infrastructure of culture. Using sociodinamic and complex approaches has allowed to allocate a polysubject basis of a cultural policy in the regional cultural environment.

Текст научной работы на тему «Концепция мобильного моделирования инфраструктуры культуры в региональной культурной политике»

Н. М. Генова

КОНЦЕПЦИЯ МОБИЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ КУЛЬТУРЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ

В статье обосновывается необходимость концептуального осмысления адаптации моделей региональной культурной политики к инфраструктуре культуры. Анализ процесса развития культуры привел к идее мобильности моделирования инфраструктуры культуры. Использование социодинамического и комплексного подходов позволило выделить полисубъектную основу культурной политики в региональной культурной среде. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, инфраструктура культуры, государственная и региональная культурная политика, мобильное моделирование, адаптация, средовая доминанта, концепция культурной политики.

In article necessity of conceptual judgment of adaptation of models of a regional cultural policy to a culture infrastructure is proved. The analysis of development of culture has led to idea of mobility of modeling of an infrastructure of culture. Using sociodinamic and complex approaches has allowed to allocate a polysubject basis of a cultural policy in the regional cultural environment. Keywords: socio-cultural activity, a culture infrastructure, the state and regional cultural policy, mobile modeling, adaptation, environmental dominant, the concept of a cultural policy.

В современных условиях нестабильности под влиянием глобализации ориентация культурной политики на региональном уровне требует не только критической оценки, но и главным образом концептуального осмысления, обобщения и систематизации концептов и моделей государственной культурной политики, которые демонстрируют возможности оптимизации современной России. Высокий уровень социально-экономической и социально-культурной дифференциации российских регионов требует учета различных темпов адаптации к рыночным условиям и адаптации к новым региональным возможностям.

Возникает необходимость, как справедливо отмечает Л. Е. Востряков, «использования в разных по социально-экономическому положению регионах различных моделей культурной политики, учитывающих как приоритеты государства, так и региональную специфику в сочетании с предпочтениями местных сообществ» (1). Рыночные изменения оказывают серьезное противоречивое влияние на субъектов культурной политики, выявляя про-

блемные зоны, характерные для региональной сферы культуры в настоящее время и требующие нейтрализации деструктивных тенденций. Кроме того, необходимы поиск нового культурно-политического консенсуса между центром и регионами, концептуальная модель культурной политики, которая учитывала бы многообразие регионального российского пространства, неравномерность вхождения в рынок, процессов рыночной трансформации субъектов, отвечающих за реализацию культурной политики.

Проведение комплексного анализа социально-культурной реальности с точки зрения регионального управления сферой культуры позволяет обосновать некоторые концептуальные схемы, включающие известные модели государственной культурной политики по достижению управленческой эффективности. Концептуальный подход позволяет более адекватно учитывать особенности региона, оценивая наблюдающиеся процессы с точки зрения глубокого знания происходящих изменений.

Эволюция культурных процессов

может ускоряться или замедляться в зависимости от прогрессивного или консервативного характера осуществления культурной политики. Социо-статический подход к концептуальному обоснованию региональных моделей культурной политики может удовлетворять культурные потребности региона лишь отчасти и в определенный период времени (популистская) политика. «Догматизация» основных каналов распространения культурных ценностей приводит к тому, что образуется уклон в сторону какого-то политического течения.

С другой стороны, следует признать, что сегодня наиболее актуален социодинамический подход, который более мобилен и отвечает непрерывному процессу изменений культуры (2, с. 158). При этом ни тот, ни другой подход не учитывает региональной специфики, а также - характер политического устройства государства и региональные особенности управления культурой. В этом плане для рассмотрения региональных особенностей модели культурной политики также продуктивен комплексный подход к культурной политике, обозначенный в концепции М. Драгичевича, который учитывает не только характер политического устройства государства, но и место других акторов в реализации культурной политики. В региональном измерении актуальным является выделенный автором статьи рынок культурных товаров и услуг, которые появляются благодаря культурным индустри-ям и культурным продуктам. Однако здесь мы не видим, каким образом данная стихия соотносится с региональными и муниципальными программами, устанавливающими порядок и социальную значимость. Далее представляется возможным выделить пять актуальных подходов к формированию концепции региональной культурной политики в условиях отдаленного

от центра региона.

1. Традиционные акценты расставляются в просветительской культурной политике, где неотъемлема доминанта государственного контроля. Вездесущий «социальный заказ» и институциональная культура нивелируют все инновации.

2. Концепция национально-освободительной культурной политики плодотворна наличием оригинальных культурных традиций при неприятии достижений предшественников. Возникающий при этом конфликт между элитарной культурной моделью и европеизированным меньшинством, которое сориентировано на универсальные культурные ценности, в условиях региона должен способствовать развитию национального социального сознания.

3. Большое региональное значение начинает приобретать имиджевый подход к региональной культурной политике, направленный на создание образа культуры региона. Создание образа культуры необходимо для повышения рейтинга и осуществления стратегий в общероссийском масштабе. В некотором роде приемлемой для региональной культурной политики является политика организационной модернизации, согласно классификации М. Пахтера, Ч. Лэндра, в которой велика роль линии управления, превалирующей над творческой. Вследствие данной диспропорции возникает необходимость установления баланса организационных ресурсов и культурного потенциала региона.

4. Не менее значительную в современных региональных культурных процессах, а вернее - доминирующую роль начинает играть охранительный подход к региональной культурной политике. Он заключает в сохранении культурного своеобразия или разнообразия при защите традиционных ценностей, подвергающихся на-

тиску со стороны массовой культуры.

5. Для полноты понимания сущности применения государственной модели культурной политики в регионе следует осознавать значение ресурсов местного развития при использовании культуры в более широких контекстах. Локально-политический подход, используемый при этом, учитывает многообразие историко-культурных явлений, событий региональной значимости, особенности городских, сельских, национальных и возрастных субкультур, отражает местный колорит и совершенно справедливо требует корреляции и соединения культурной проблематики с политическими стратегиями в различных областях жизнедеятельности региона.

Кроме того, следует отметить, что к региональным особенностям концептуального обоснования модели региональной культурной политики следует отнести следующие:

1) специфику проблем социального развития региона (миграция, демография, проектная деятельность);

2) активность политических, общественных и религиозных движений;

3) способы взаимодействия коммерческих и некоммерческих структур в ходе рекламы культурных услуг и продуктов;

4) пропорции сочетания бюджетного и внебюджетного финансирования культуры;

5) культурный потенциал сочетаемости традиций и инноваций в культуре, институциональной и инициативной деятельности;

6) способы закрепления культурных традиций и их перехода из элитарных сообществ в массовое самосознание;

7) систему закрепления и стабилизации устойчивого культурного имиджа региона;

8) систему обоснованных приоритетов в процессе охраны культурного наследия;

9) регионально значимую разветвленную базу сферы культуры: кадры, проекты, программы, электронный, финансовый и организационный ресурс;

10) координационную и регулирующую связь субъектов культуры региона;

11) сферу субкультур и общественных движений как потенциальной аудитории региональной культурной политики;

12) принципы софинансирования должен сочетаться с принципом координации региональной культурной политики;

13) региональную систему создания общественного признания меценатства и спонсорства в сфере культуры.

Рассмотрим, как вышеизложенные подходы и региональные особенности отражаются в моделируемом социокультурном пространстве региона. Вертикаль пространства культурной политики типична для западных стран и с трудом адаптируется к современным российским условиям. Ее верхнюю часть образует государственная элита, а затем идут структуры управления культурой в административно-территориальных образованиях. Здесь же находятся формирования муниципальных органов. Элита направляет государственную культурную политику в определенное русло совместно с государственными органами управления культурой, реализующими государственную культурную политику. В настоящее время в России роль элиты выполняют различные инициативные группы, выдвигаемые лидерами культуротворческих движений. Однако процесс реализаций культурной политики осуществляют государственные органы управления культурой.

Горизонтальная часть пространства региональной культурной политики позволяет передавать ряд иници-

ативно спроектированных мобильных функций культурной деятельности на уровень административно-территориальных образований, муниципалитетов и поселений. Кроме того, демократизация и разгосударствление ряда объектов культурно-политической деятельности позволяют осуществлять культурную политику в системе негосударственных общественных организаций (союзы театральных деятелей, художников, писателей, кинематографистов), местных общественных движений, некоммерческих объединений клубного, студийного, корпоративного типа. При этом в культурно-политический процесс включаются новые культуротворческие артефакты, а учет общенациональных и локальных интересов позволяет активнее использовать социально-культурные рычаги управления.

Совокупность горизонтали и вертикали смыкается в формирующейся структуре управления культурой, которой свойственна в первом приближении изменчивость и адаптивность.

Адаптивная система управления сферой культуры осуществляется с помощью ориентирования направлений культурно-политической деятельности, что способствует ренессансу духовности, нравственности, созида-тельности в новых условиях. Однако аккумуляция управления на верхних уровнях вертикальной плоскости не снимает противоречий между субъектами культурной политики. Здесь вступают в силу нижние уровни иерархической структуры (общественные движения, первичные организации культуры).

Роль интеллектуальной, культурной, духовной и политической сфер культуры существенно повышается в осуществлении культурно-политических актов в регионах в силу того, что вся деятельность в сфере культуры подпадает под основные управлен-

ческие и финансово-правовые рычаги. Учет национальных, региональных, конфессиональных, материальных различий исключает волюнтаризм и позволяет формировать самобытное культурное окружение в регионе.

В контексте культурной политики следует иметь в виду системные проявления структуры культуры. В этом отношении показателен системный подход к культуре М. С. Когана, рассматривающего её как систему в составе более широкой мегасистемы -бытия. Культура, по его мнению, включает в себя следующее:

1) «сверхприродные качества человека», формируемые в ходе общественной жизни;

2) многообразие предметов - материальных, духовных, художественных как «вторая природа», возникающая в ходе деятельности человека;

3) «сверхприродные» способы деятельности, с помощью которых опредмечивается и распредмечивается предметное содержание;

4) общение как способ реализации людей друг в друге (3, с. 76).

Экстраполируя данные компоненты на системно выраженный процесс реализации культурной политики, можно выделить соответствующие структурные элементы культуры (см. рис. 1).

Многообразию предметно обусловленных видов деятельности соответствует материальная инфраструктура, включающая в себя объекты культурной деятельности (библиотеки, парки, музеи).

«Сверхприродные» способы деятельности обуславливают типологию культурных технологий, к которым имеют отношение культуроохранные, менеджерские и маркетинговые технологии, а «сверхприродные качества человека» - маркетинговые технологии развития личности, которые обоснованы в концепции развития мар-

кетинга личности В. Е. Новаторовым (4). Компонент, связанный с общением, отражается в соответствующей инфраструктуре культурного общения, в которой предусматриваются

формы досуга (клубного, студийного и праздничного типа), предполагающие дифференциацию по возрасту, социальному положению, материальным возможностям и интересам.

Рис. 1. Отражение сфер культуры в общей инфраструктуре культуры

Таким образом, возникает возможность своеобразной мобильности инфраструктуры культуры региона, то есть ее изменчивости в процессе реконструктивных изменений, происходящей под влиянием внешних и внутренних факторов, культурно-исторических архетипов и формирующихся норм общественного сознания.

В связи с этим обосновывается система мобильной инфраструктуры культуры в контексте основных сфер адаптивного управления (см. рис. 2).

Структура управления культурой распределяется между культурно-рекреативной средой, культурной деятельностью и структурой получаемого культурного продукта. В этот контекст включены разнообразные виды культурного наследия, заключенные

в культурно-мемориальной среде; компоненты культурно-информационной среды и аудитория культуры.

Данные составляющие выводят на различные сферы социально-культурной среды (информационную, этнокультурную и межрегиональную), связанные с полисубъектностью культурной политики.

Особую роль в процессе адаптивного управления играют субъекты региональной культурной политики и объекты культурной индустрии, подвержены социально-культурной детерминации в зависимости от предрасполагающей к развитию проблемной или кризисной ситуации, которую можно обозначить в виде так называемой сре-довой доминанты. Этот процесс развития региональной культурной поли-

Рис. 2. Система мобильной инфраструктуры культуры в контексте основных сфер адаптивного управления

тики носит в основном ситуативный характер сопровождения процесса моделирования и строится на архитектонике культурной мезосреды, определяющей структуру культурной деятельности и ее организацию, с одной стороны, и структуру культурно-творческого процесса - с другой. Организационно-управленческие процессы регулируются здесь за счет «взаимовыгодного партнерства» в сфере коммерческой и корпоративной культуры. Данное направление в организационной схеме позволяет привлекать в интеграционный процесс также культурное пространство других регионов.

Однако финансовое функционирование этой подсистемы связано с деятельностью Координационного Совета (Соглашения) и поэтому носит дополнительный характер, осуществляемый исключительно через «Административный совет» по некоторой шкале ценностей (5).

Социально-культурное сопровождение культурной политики также ситуативно и не формализовано, но его дополнительность обусловлена микросредовым содержанием. В связи с этим стоит говорить о важности в данной подсистеме социальных инициатив по линии многообразия субкуль-

тур, деятельность которых накладывает определенный отпечаток на культурный облик региона. Следует отметить, что здесь дает о себе знать следующая особенность. Финансовая функция проявляется в форме «креативной» культуры, что создает широкие возможности социально-культурной поддержки интеллектуальной, научной, художественной и творческой элиты.

Таким образом, изменение инфраструктуры культуры региона позволя-

ет моделировать процесс культурной политики в мобильном режиме на основе социодинамического и комплексного подходов. Слияние горизонтали и вертикали управления позволяет скоординировать все сферы культурной политики в средовую доминанту, что позволяет эффективно строить модель культурной политики на основе адаптивного управления культурой с учетом полисубъектности культурного пространства.

Примечания

1. Востряков Л. Е. Государственная культурная политика современной России: региональное измерение. : автореф. дис. ... д-ра полит. Наук / Л. Е. Востряков. - М., 2007 - 46 с.

2. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. - М., 1998. - 285 с.

3. Коган М. С. Системный подход и гуманитарные знания / М. С. Коган // Избр. статьи - Л.: ЛГУ, 1991.

4. Новаторов В. Е. Маркетинг личности / В. Е. Новаторов. - М.: МГУКИ, 2004. - 265 с.

5. Рукша Г. Л. Основы государственной культурной политики : учеб. пособие / Г. Л. Рукша. - Красноярск: Красноярский государственный университет, 2006. - 145 с.

Л. В. Тарасов

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ КАК НЕФОРМАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: АНАЛИЗ НЕФОРМАЛЬНОЙ СОЦИОТЕХНИКИ М. КОРДОНСКОГО

Социокультурная анимация рассматривается здесь как неформальное движение молодежи. На основе опыта практикующих лидеров неформального движения делается ряд выводов об анимационном характере данного явления, о его границах и возможностях. В статье описана структура, динамика и специфика анимационной составляющей неформального движения молодежи. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, социокультурная анимация, неформальное движение молодежи, фазы формирования молодежного неформального движения, модель структуры неформального поля, развитие личности в неформальном молодежном объединении.

In the article socio-cultural animation is informal movement of the youth. We make row of conclusions about animational character of the informal movement of the youth and its structure. Experience leaders of the informal movement of the youth is the foundation of our studying. Keywords: socio-cultural activity, socio-cultural animation; informal movement of the youth; model of the structure of the youth informal movement; developing of the personality in the youth informal association.

Одной из наиболее значимых черт ственных групп, которые не всегда

социокультурной анимации является имеют четкое выражение в тех или

общественный характер ее деятельнос- иных формах социально-культурной

ти. Анимация основывается на интере- деятельности. Э. Тирикьян писал о

сах, потребностях личности и обще- том, что структура общественной жиз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.