ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
350
Е. Е. Беляева
Аннотация. Автор размышляет о том, что успех культурной политики EC, внешней и внутренней, означает создание прецедента новой политической культуры как в Европе, так и во всем мире. Повышение значимости духовных ценностей в общественном сознании привлекает внимание к проблемам культурной сферы, становится прочной основой для эффективного развития единого культурного пространства ЕС. Автор приходит к выводу, что культурная политика способна формировать новую систему взаимоотношений между властью и гражданским обществом,, развивать общественные связи и благоприятствовать межкультурной интеграции
Ключевые слова: межкультурный диалог, культурная индустрия, интеграция, культурная политика, культурное разнообразие.
Summary. The author argues that the success of the EU external and internal cultural policy is creating a precedent for a new political culture in Europe and worldwide. Increasing importance of spiritual values in the public consciousness draws attention to the problems of the cultural sphere and becomes a foundation for effective development of a common cultural space of the EU. The author concludes that cultural policy is capable of creating a new system of relations between government and civil society, developing public relations and fostering cross-cultural integration.
Keywords: intercultural dialogue, cultural industry, integration, cultural policy, cultural diversity.
Согласно тезису С. Хантингтона [1], народ и культура - основа цивилизации. К сожалению, в настоящее время все чаще вопрос о диалоге между разными народами, а соответственно и культурами, поднимается в контексте проблемы межкультурных конфликтов и столкновения цивилизаций. Возникновение конфликтов противоречит основным принципам цивилизации, так как она, по определению, является наивысшим уровнем человеческого и социального развития и направлена не на порождение конфликтов, насилия и
разногласий, а на дипломатическое разрешение спорных вопросов, соблюдение законов и налаживания межкультурных связей.
В основу концепции культурной политики Европейского Союза была положена «Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии», принятая на 31-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже 2 ноября 2001 г. Ее ратификация привела правящую элиту ЕС к осознанию того, что именно сотрудничество в области культуры является за-
логом успешного проведения и завершения процесса интеграции на территории ЕС. «Европейское соглашение по вопросам развития» («European Consensus on Development»), принятое Советом Европы 22 ноября 2005 г. [2], окончательно закрепило за культурой главенствующую роль в процессе становления Европейского Союза. Соглашение позволило определить цели, задачи, принципы, а также разработать стратегию и тактику реализации единой культурной политики ЕС, основанной на дифференцированном подходе к каждому региону, входящему в его состав.
Единство, или инвариантность, культурной политики ЕС определяется общими принципами ее реализации. Целью культурной политики ЕС является сохранение, стимулирование и поощрение культурного разнообразия, так как согласно «Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии» культурное разнообразие в ЕС так же необходимо для человека, как «биологическое разнообразие» для природы. Культурная диверсификация является общим достоянием человечества и должна быть сохранена для будущих поколений [3].
Культурное разнообразие имеет особое значение в контексте интеграции. С одной стороны, интеграционные процессы часто воспринимаются как угроза культурному разнообразию, ведущая к созданию однородной культурной среды с нивелированными границами между культурными особенностями. С другой стороны, большие миграционные потоки активно дополняют собой и без того богатое культурное разнообразие ЕС, тем самым подрывая социальное единство, национальную идентичность, этниче-
скую однородность и жизненные ценности населения государств-членов ЕС. В то же время, культуры меньшинств, будь то мигранты или коренное население, очень часто оказываются в неблагоприятной внешней среде, образуемой культурой более многочисленной нации. Эта ситуация ведет к возникновению страха как у многочисленных представителей одной культуры, так и у национальных меньшинств. В первом случае, это опасение разрушения этнического единства, во втором -боязнь дискриминации и поглощения другой культурой. Единственным путем разрешения этой проблемы является активизация, развитие межкультурного диалога на местном, региональном, национальном и межнациональном уровнях на территории ЕС.
Межкультурный диалог представляет собой одно из важнейших средств сохранения, стимулирования и поощрения культурного разнообразия ЕС. Поэтому содействие и проведение межкультурного диалога признается одной из важнейших стратегических задач культурной политики ЕС.
На сегодняшний день благодаря тому, что культурная политика ЕС направлена на проведение межкультурного диалога, европейцы небезосновательно полагают, что культурное разнообразие на территории ЕС является бесспорной ценностью для ЕС, что языковые различии, культурные особенности, образ жизни и традиции - отнюдь не проблема для дальнейшей европейской интеграции. Любопытство и возможность познакомиться с «соседней» культурой - один из основных стимулов объединения и появления общих культурных интересов. Именно интерес к различиям может положить начало интеграционной общности.
351
1 / 2011
Преподаватель |_
352
Однако межкультурный диалог не может быть успешным, если он протекает стихийно в сфере межкультурных отношений. Он нуждается в управлении со стороны правительств, владеющих инструментами мобилизации тех общественных сил, которые в состоянии «наводить мосты» между культурами и их ценностями.
Нельзя также отрицать и огромную роль гражданского общества в диалоге культур. Глобализация, экономическое развитие, новые информационные технологии направлены на переход к равноправному и постоянному диалогу между различными культурами. В ходе этого процесса и необходимо взаимодействие правительства и гражданского общества. Именно поэтому разработанная ЕС политика межкультурного диалога (например, образовательные программы Erasmus Mundus и Tempus +), направлена на вовлечение в культурную политику как можно большего количества людей. «Европейская политика соседства» так же является полезной в области активизации политического и культурного диалога между государствами ЕС.
Действия ЕС в поддержку межкультурного диалога представлены большим количеством программ и проектов, к которым широко привлекаются средства массовой информации, а также основная сила европейской культурной интеграции - молодежь.
Успех межкультурного диалога, проводимого в процессе культурной интеграции, зависит не только от количества населения, вовлеченного в его мероприятия, но и от того, какие ответы на следующие два вопроса дает культурная политика ЕС:
1. Возможно ли создание универсальной культуры, которая станет общим базисом для стран ЕС?
2. Нет ли угрозы для культурного разнообразия ЕС в рамках проводимого процесса культурной интеграции?
Ответом на первый вопрос является положение о том, что общепризнанное культурное достояние, его доступность, а также доступность информации о разных культурах помогает преодолеть разногласия и успешно реализовать проект культурной интеграции.
Ответ на второй вопрос предполагает признание того, что культурное богатство ЕС заключается в его культурном разнообразии, и проводимая культурная политика ЕС, создавая универсальную культуру, не должна ставить под угрозу ценности культурного разнообразия ЕС.
Основанная на этих констатаци-ях, культурная политика ЕС разворачивается в нескольких направлениях:
- интеграция культурного аспекта в политическую, социальную и экономическую сферы ЕС посредством реализация культурных программ и акций, направленных на интенсификацию интеграционных процессов в культурной сфере;
- предоставление экспертной поддержки организаторам и участникам интеграции (культурным акторам, согласно терминологии Л. Е. Вострякова [4]) в разработке и осуществлении национальной политики в области культуры;
- сохранение и поощрение национального культурного наследия как в интересах носителей этой культуры, так и в интересах людей, для которых она представляет особую ценность;
- поощрение культурного разнообразия на местном и национальном уровне, в том числе, и защита исчезающих культур, культур национальных меньшинств;
- поощрение межкультурного диалога как внутри каждого государства ЕС, так и между членами ЕС;
- содействие (предоставление финансовой, юридической и кадровой помощи) становлению рынков культурной индустрии внутри стран, входящими в ЕС, между членами ЕС, а также между государствами Европейского Союза и государствами, не входящими в него.
Существует ряд условий, без которых реализация культурной политики не представляется возможной. Во-первых, необходима финансовая поддержка культурных отраслей,, или «культурной индустрии» [5]. Это понятие в широком смысле включает и литературу, и музыку, и изобразительное искусство, и театр, и ремесла, и кино, и мультимедиа, а также СМИ, туризм, культурные мероприятия, товары и услуги культурной сферы. Потенциал использования и развития культурной индустрии для интеграции ЕС огромен. Отметим, что в США, ведущий поставщик культурных товаров в мире - культурная индустрия приносит около 6% ВВП в год и предоставляет 4% населения США рабочие места [6]. Примечательно, что в настоящее время на рынок культурной сферы вышли и такие страны ЕС, как Великобритания, Германия и Франция.
Во-вторых, важно предоставить населению широкий доступ к культурной сфере, товарам и услугам. Речь идет, например, об открытии, восстановлении, обновлении музеев, библиотек, театров, кинотеатров, культурных центров, проведении фестивалей и т.п. Обеспечение доступности культурных продуктов и услуг является важнейшим приорите-
том культурной политики ЕС, позволяющим достичь необходимого единства.
В-третьих, проводимая культурная политика может обеспечиваться лишь высокой экономической конкурентоспособностью ЕС. Эта зависимость проявляется на трех уровнях:
1) дополнительное финансирование образования;
2) финансовая поддержка творческих отраслей культурной индустрии;
3) обеспечение беспрепятственного доступа к культурным товарам и услугам для всех слоев общества.
Обращает на себя внимание тот факт, что к межкультурным различиям, существующим между странами-членами ЕС, добавляются различия в экономическом развитии. Разрыв между самыми богатыми и самыми бедными регионами увеличивающегося Европейского Союза огромен. Многие скептики до сих пор уверены, что его расширение - это явление, способствующее провалу процесса объединения ЕС. Хотя именно расширение дает уникальную возможность увеличения экономической конкурентоспособности и достижения цели1, поставленной в Лиссабоне. Расширение позволяет сильно увеличить главный европейский ресурс, который мог бы позволить ЕС догнать США и Восточную Азию по уровню экономического развития. И этот ресурс -крупные денежные поступления в казну Европейского Сообщества.
Серьезная финансовая поддержка культурной политики очень важна. Ведь как показывает практика, успешно про-
353
1 Согласно «Лиссабонской Стратегии», названной по имени города, в котором она была одобрена главами государств и правительств стран ЕС в марте 2000 г., экономика ЕС к 2010 г. должна была стать самой конкурентоспособной и динамично развивающейся в мире. Это должно было достигаться поощрениями исследований, улучшения политики в области образования, развития информационных технологий, создания благоприятного инновационного климата, модернизации европейской модели социального обеспечения, увеличения занятости, реформы системы социального обеспечения и снижения социальных льгот.
1 / 2011
Преподаватель
!ЕК
354
водимая культурная политика оказывает влияние на увеличение ВВП и уровень занятости населения страны. Статистические данные Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO, «World Intellectual Property Organization») демонстрируют, что страны и регионы, которые активно вкладывают капитал в культурную политику, в усиление творческого потенциала граждан, в увеличение доступности культурных продуктов и услуг, имеют высокие темпы экономического роста и благосостояния граждан. Страны, где культурная политика финансируется адекватно своим масштабам, уровень роста ВВП является самым высоким. Такую тенденцию можно отметить в Великобритании, США, Швеции. Экономики этих государств являются одними из самых конкурентоспособных в мире. Однако финансирование культурной политики в странах ЕС осуществляется неравномерно. В наиболее благоприятных условиях в этом смысле развиваются области культурной промышленности: туризм, СМИ, индустрия развлечений, разработка программного обеспечения и индустрия моды. Все эти направления являются самыми динамичными и перспективными отраслями культуры и экономики XXI в.
Очевидно, что на современном этапе развития Европейского Союза культуре отведена важная роль. И именно признание этой роли приоритетной стало основополагающим для проведения социальной, экономической, дипломатической политики, а также политики безопасности ЕС. Вероятно, еще не до конца по достоинству оценены результаты реализации культурной программы ЕС. Однако даже в существующих финансовых рамках культурная политика призвана обеспечить вы-
ход из сложного положения, в которое попало Европейское Сообщество, идущее по пути интеграции.
В заключение отметим следующее. Успех культурной политики внешней и внутренней будет означать создание прецедента новой политической культуры как в Европе, так и во всем мире. Повышение значимости духовных ценностей в общественном сознании привлечет внимание к проблемам культурной сферы, станет прочной основой для эффективного развития единого культурного пространства ЕС. Культурная политика способна формировать новую систему взаимоотношений между властью и гражданским обществом, развивать общественные связи и благоприятствовать межкультурной интеграции.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М., АСТ, 2003.
2. Joint Statement by the Council and the Representatives of the governments of the Member States meeting within the Council, the European Parliament and the Commission of 20 December, 2005.
3. Declaration universelle de l'UNESCO sur la diversiré culturelle. Article 1 "La diversité culturelle, patrimoine commun de l'humanité" [Электронный ресурс]. - URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/ 001271/127160m.pdf
4. Востряков Л. Е. Культурная политика в современном мире (взгляд из России) // Материальная база сферы культуры. Науч.-информ. Сборник. - Вып. 1. - М.: Изд. РГБ, 2000. - С. 40-72.
5. Strategy on Culture in the European Development Policy, Draft Report, EU Commission [Электронный ресурс]. -URL: http://www.labresearchonline.org/pdf/ CDEUEP-Annex8_Strategy.pdf
6. International flows of cultural goods, 19801998. - Paris, UNESCO, 2000. Щ