Научная статья на тему 'Социокультурная анимация как неформальное движение молодежи: анализ неформальной социотехники М. Кордонского'

Социокультурная анимация как неформальное движение молодежи: анализ неформальной социотехники М. Кордонского Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
326
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / ФАЗЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОГО НЕФОРМАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ / МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ НЕФОРМАЛЬНОГО ПОЛЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В НЕФОРМАЛЬНОМ МОЛОДЕЖНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / SOCIO-CULTURAL ANIMATION / INFORMAL MOVEMENT OF THE YOUTH / MODEL OF THE STRUCTURE OF THE YOUTH INFORMAL MOVEMENT / DEVELOPING OF THE PERSONALITY IN THE YOUTH INFORMAL ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тарасов Леонид Викторович

Социокультурная анимация рассматривается здесь как неформальное движение молодежи. На основе опыта практикующих лидеров неформального движения делается ряд выводов об анимационном характере данного явления, о его границах и возможностях. В статье описана структура, динамика и специфика анимационной составляющей неформального движения молодежи.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article socio-cultural animation is informal movement of the youth. We make row of conclusions about animational character of the informal movement of the youth and its structure. Experience leaders of the informal movement of the youth is the foundation of our studying.

Текст научной работы на тему «Социокультурная анимация как неформальное движение молодежи: анализ неформальной социотехники М. Кордонского»

тур, деятельность которых накладывает определенный отпечаток на культурный облик региона. Следует отметить, что здесь дает о себе знать следующая особенность. Финансовая функция проявляется в форме «креативной» культуры, что создает широкие возможности социально-культурной поддержки интеллектуальной, научной, художественной и творческой элиты.

Таким образом, изменение инфраструктуры культуры региона позволя-

ет моделировать процесс культурной политики в мобильном режиме на основе социодинамического и комплексного подходов. Слияние горизонтали и вертикали управления позволяет скоординировать все сферы культурной политики в средовую доминанту, что позволяет эффективно строить модель культурной политики на основе адаптивного управления культурой с учетом полисубъектности культурного пространства.

Примечания

1. Востряков Л. Е. Государственная культурная политика современной России: региональное измерение. : автореф. дис. ... д-ра полит. Наук / Л. Е. Востряков. - М., 2007 - 46 с.

2. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. - М., 1998. - 285 с.

3. Коган М. С. Системный подход и гуманитарные знания / М. С. Коган // Избр. статьи - Л.: ЛГУ, 1991.

4. Новаторов В. Е. Маркетинг личности / В. Е. Новаторов. - М.: МГУКИ, 2004. - 265 с.

5. Рукша Г. Л. Основы государственной культурной политики : учеб. пособие / Г. Л. Рукша. - Красноярск: Красноярский государственный университет, 2006. - 145 с.

Л. В. Тарасов

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ КАК НЕФОРМАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: АНАЛИЗ НЕФОРМАЛЬНОЙ СОЦИОТЕХНИКИ М. КОРДОНСКОГО

Социокультурная анимация рассматривается здесь как неформальное движение молодежи. На основе опыта практикующих лидеров неформального движения делается ряд выводов об анимационном характере данного явления, о его границах и возможностях. В статье описана структура, динамика и специфика анимационной составляющей неформального движения молодежи. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, социокультурная анимация, неформальное движение молодежи, фазы формирования молодежного неформального движения, модель структуры неформального поля, развитие личности в неформальном молодежном объединении.

In the article socio-cultural animation is informal movement of the youth. We make row of conclusions about animational character of the informal movement of the youth and its structure. Experience leaders of the informal movement of the youth is the foundation of our studying. Keywords: socio-cultural activity, socio-cultural animation; informal movement of the youth; model of the structure of the youth informal movement; developing of the personality in the youth informal association.

Одной из наиболее значимых черт ственных групп, которые не всегда

социокультурной анимации является имеют четкое выражение в тех или

общественный характер ее деятельнос- иных формах социально-культурной

ти. Анимация основывается на интере- деятельности. Э. Тирикьян писал о

сах, потребностях личности и обще- том, что структура общественной жиз-

ни сравнима со строением самой планеты: на поверхности — тонкая корочка твердой породы, а внутри - магма (1). Так и в обществе: сверху — социальные институты, которые пытаются смягчать напряжения между различными слоями и группами населения, а внизу — неуправляемая неформальная общественная жизнь, реализуемая в семье, дружеских контактах, индивидуальном творчестве и т.д.

Чаще всего общественная жизнь рассматривается на достаточно формализованном уровне — в среде юридически зарегистрированных некоммерческих и общественных организаций. Именно на этом уровне общественные структуры способны оказывать достаточно большое прямое влияние на государство и социум. Неформальные, незарегистрированные общественные объединения, как правило, оказываются вообще невидимыми государству и не воспринимаются им как что-то социально значимое, требующее внимания и поддержки. На них обращают внимания только тогда, когда отдельные общественные объединения становятся опасными или идеологически чуждыми государственной политике.

Вместе с тем, как показывает изучение неформальной общественной жизни, эта сфера обладает огромными ресурсами, в некотором смысле является более «общественной», чем сфера юридически зарегистрированных общественных организаций, и оказывает большое влияние на социальную и экономическую жизнь страны. Неформальные объединения могут являться даже провозвестниками будущих социокультурных форм строения цивилизации, угадывать технические или духовные перспективы прогресса человечества, как в случае глобальной сети Интернет, например.

М. Кордонский и М. Кожаринов провели анализ опыта неформальных общественных объединений и попыта-

лись выявить структуры и методологические основания этого явления на основе богатого практического опыта множества неформальных молодежных движений XX века в нашей стране.

Без сомнения, эта позиция требует более тщательного научного подтверждения, особенно в части социологии неформальных молодежных движений, однако с философской точки зрения авторы наметили ряд важнейших путей существования и развития неформальных движений молодежи, основываясь на теориях А. Тойнби, Л. Гумилёва, Д. Эльконина и др. Эта точка зрения важна для нас потому, что позволяет проанализировать эти явления с позиции социокультурной анимации, а также дает конкретные технологические инструменты для создания и развития анимационных неформальных объединений.

Неформальное объединение — группа людей, связанных межличностными отношениями для совместного достижения целей или реализации общих интересов. Такая группа людей не имеет какой-либо организационно-правовой формы. Спектр этих движений достаточно широк: от ультралевых и националистических до педагогических инноваций конца XX века (4).

Если Р. Соколов выявил социально-воспитательную часть молодежных неформальных объединений XX века в России (скаутинга, тимуровского движения, коммунарского движения, движения педагогических отрядов, движения семейно-педагогичес-ких клубов и др.(5), то М. Кордонский и М. Кожаринов представили более широкий диапазон неформальных движений, уделив особое внимание наиболее сильным современным движениям: клубам ролевой игры, клубам исторической реконструкции и др. Они справедливо заметили, что, кто знает, может быть, бурное развитие в настоящее время клубов ролевой игры и исто-

рической реконструкции говорит о формировании культуры «игровой цивилизации». В любом случае можно согласиться с тем, что явления, возникающие в неформальной среде, в определенный момент могут развиваться в крупные социальные движения, значительно изменяя образ жизни всего общества.

Достаточно вспомнить о развитии в нашей стране движения спортивного бального танца, возникшего в 70-е годы XX века. В советскую эпоху это движение встречало сопротивление со стороны государства, а с начала 90-х годов внезапно произошел социокультурный «взрыв», когда в этот вид спорта и искусства, а, по сути, неформальное движение детей, молодежи и взрослых, пришли сотни тысяч активных поклонников. Тысячи танцевальных клубов по всей стране, десятки тысяч спортивных пар, огромное количество мероприятий (танцевальных конкурсов) — всё это возникло не случайно, а, по всей видимости, было вызвано стремлением людей к более гармоничному образу жизни (как реакция на излишнюю рационалистичность и прагматичность повседневности).

В настоящее время это движение продолжает активно развиваться, хотя и имеет определенные «пороки» развития, в этой сфере также находят работу тысячи преподавателей и танцоров из числа молодых людей. Это эстетически красивый спорт, доставляющий удовольствие и тем, кто танцует, и тем, кто смотрит. Это явление воспитывает гармонично развитого молодого человека и отвлекает его от опасных занятий. Данный пример показывает, какое значение могут иметь неформальные объединения молодежи для общества, а недооценка их роли приводит к потерям дополнительного ресурса общественного развития.

Рассматривая спектр неформаль-

ных молодежных объединений, можно заметить их различную социальную направленность: социальную, антисоциальную и нейтральную (равнодушную) позицию в отношении общества. Это наводит на мысль, что данное социальное явление духовно неоднородно, может иметь порочные цели и объединять безнравственных людей. Социально-культурная анимация как общественно-педагогическое движение, направленное на духовное оздоровление общества, не может полностью отождествляться с неформальными молодежными объединениями. Молодежные группировки, пропагандирующие фашизм, насилие, наркотики, — очевидно, никаким образом анимационными названы быть не могут.

Другая ситуация возникает с теми неформальными явлениями, которые, в сущности, уходят от формализма не только государственных структур, но и общественных, например «ролевики» или «реконструкторы». В конечном счете некоторые, например «толкиени-сты», могут прекратить какие-либо отношения с обществом. Эти движения не имеют антисоциальной направленности, но многими не воспринимаются и как социально значимые. Считается, что их участники уходят от реальной жизни, бегут в мир фантазий и иллюзий, выдумывают себя, свой мир, растрачивают силы и время в пустоту, лишают себя возможности успешного социального продвижения. Это явление может расцениваться как «духовная наркомания», где кокаин или героин заменяют придуманные кем-то и будоражащие воображение герои и истории.

Уход от реальной жизни действительно не представляет ничего позитивного, другое дело, если это совсем не уход, а уединение. А. Тойнби раскрыл важнейшие категории Жизни, которые характеризуют и неформальные движения. В своих исследованиях

он рассматривал глубинные истоки исторического развития и выявил здесь духовно-экзистенциальные факторы. История развивается не просто под воздействием каких-либо исторических событий, лиц или классовой борьбы: Она отвечает на Вызовы, выдвигаемые человечеству самой Жизнью. Цивилизации существуют до тех пор, пока они в состоянии Отвечать на Вызовы Истории. Категории «Вызов» и «Ответ» иллюстрируют диалогический характер взаимодействия между народом (или человечеством в целом) и его социально-природным контекстом, в котором он находится как в материнском лоне (6).

В этом смысле неформальные движения молодежи могут являться Ответами на Вызовы истории, которые позволят обществу в определенный момент воспринять рожденный и отработанный где-то в недрах неформальных движений алгоритм новой модели социального взаимодействия, который поможет уберечь общество от катастрофы. А. Тойнби предлагает еще две важнейшие категории - Уход и Возвращение. Для того чтобы вырабатывать новые социальные модели, человеку в определенный момент необходимо уйти от привычных форм социального взаимодействия в состояние уединения, внутренней работы, чтобы произошло прозрение за рамки существующих стереотипов, обнаружение нового, после чего возможно возвращение человека в общество обновленным. Именно этот процесс обеспечивает «Ответственность» человечества перед Вызовами истории (а в конечном счете Выживание), и именно неформальные объединения (помимо отшельничества, творческого уединения) предоставляют необходимые условия для такой работы.

Именно здесь и происходит формирование того формата социокультурного аниматора или анимационно-

го неформального движения молодежи, которые формируют содержание своей деятельности и ее смысловое наполнение из непосредственного духовного диалога с Жизнью, с ее Вызовами, так сказать из «уст самой Жизни». И именно таким образом полученное Знание приобретает свое подлинное значение, именно оно в большей степени характеризует «анимационность» неформального движения, которое через десятки лет распространяет его в социуме, предупреждая социальные катастрофы.

Большой интерес в неформальной социотехнике М. Кордонского для социокультурной анимации представляет так называемая «Лестница Странников». Она отражает структуру развития личности участника в процессе социокультурной деятельности в рамках неформального молодежного объединения. «Лестница Странников» не базируется на какой-либо конкретной научной теории, хотя и имеет общие черты, например с этапами развития ребенка Д. Эльконина. Тем не менее эта модель, как отмечает М. Кордонс-кий, получила распространение именно среди практиков неформального молодежного движения, что говорит о ее большом значении.

Из множества модификаций «Лестницы Странников» Кордонский выделяет ряд этапов (ступенек лестницы): предмет - пространство - действие -взаимодействие - поступок - теория -парадокс - синтез. Речь идет не просто о стадиях жизни самого неформального объединения, а о процессе развития личности в неформальном движении. Здесь прослеживаются этапы погружения индивида в социокультурный материал и выработки индивидуального способа самореализации в нем. Это чрезвычайно важный анимационный принцип, который указывает на качество неформальной среды каждого конкретного молодежного движения.

Каждый неофит неформального объединения начинает свой путь в нем с осознания окружающих предметов, характерных именно для данного течения: особенности одежды, макияж, символы, лозунги - всё это составляет первый этап («Предмет») соприкосновения с культурой неформального объединения. На второй ступеньке («Пространство») происходит изучение тех пространств, в которых действуют и взаимодействуют представители неформального движения: тусовки, дискотеки, клубы, выездные лагеря, - и чем шире пространства, занимаемые неформальным движением, тем насыщеннее и интереснее их познание. На третьей ступени («Действие») неофит пробует действовать сам, включаясь в какие-то ритуалы, шествия, демонстрации, акции, - и здесь впервые становится внутренне причастным к этому общественному движению, воспринимая его через призму коллективности.

Четвертый этап («Взаимодействие») - стадия развития неофита через взаимодействие и личностный контакт с более опытными или менее опытными членами неформального движения, возможно, именно здесь он приобретает настоящую приверженность этому движению, обрастает друзьями, становится полноценным членом сообщества. Его начинают воспринимать как значимую часть сообщества. На этапе «Поступка» имеет смысл говорить уже о фазе социокультурного лидерства индивида, позволяющей члену неформального движения открыто проявлять свою индивидуальность, выдвигать личную позицию в отношении тех или иных актуальных вопросов, в конце концов, становиться инициатором социальных действий.

На этапе «Теории» участник неформального движения не просто инициирует деятельность, но и осмысляет ее, создает понятия, структурирует

знание. На ступени «Парадокс» он вступает в противоречие с иными точками зрения на частные и общие вопросы неформального движения, а на этапе «Синтез» происходит интеграция всего имеющегося у него опыта и информации в одно целостное знание. Именно здесь лидер движения становится подлинным мастером, способным понимать неформальное движение во всей его сложности и глубине. После того как неформал проходит путь по «Лестнице Странников» единожды, он имеет возможность повторить его неоднократно в других культурных нишах. Как отмечает М. Кор-донский, умения и навыки движения по этой «лестнице» становятся всё совершеннее с каждым повторением «подъема».

В «Лестнице Странников» необходимо отметить аспекты, важные для социокультурной анимации. Во-первых, она сама представляет собой анимационный принцип - принцип духовного развития в процессе социокультурной деятельности. Во-вторых, -указывает путь вовлечения молодежи в анимационное развитие через взаимодействие с культурными формами, привлечение к самостоятельному действию и взаимодействию в микросоциуме, инициацию лидерства личным поступком. В-третьих, «Лестница Странников» включает в себя значительную часть жизни неформала уже в качестве социокультурного лидера, причем обозначает конкретные ступени: самостоятельных поступков в качестве инициативного лидера; теоретического осмысления личного и коллективного опыта лидерства; теоретических дискуссий с иными позициями о путях развития неформального движения; создания целостной картины о методологии деятельности неформального движения. Сам М. Кордонский, судя по всему, является одним из таких ярких социокультурных лидеров (социо-

культурных аниматоров), неоднократно проходившим эти ступени вместе с различными неформальными объединениями, в том числе созданными им самим.

Несмотря на то, что «Лестница Странников» является красивой метафорой, она может иметь под собой прочные научные основы и отражать один из анимационных принципов духовного развития личности в процессе социокультурной деятельности в рамках неформального движения. «Лестница» имеет общие черты сходства с «геномом духовного и культурного развития человека» В. П. Зинченко, хотя и не во всём совпадает с ним (3). В любом случае, в процессе осмысления духовного развития человека между научными моделями и моделями практиков есть точки совпадения.

Таким образом, концепция неформальной социотехники М. Кордонско-го представляет огромный интерес для теории и практики социокультурной анимации. Используемые им идеи требуют дальнейшего теоретического осмысления и практического подтверждения, вместе с тем они не только раскрывают важнейшие технологические особенности развития неформальных молодежных объединений, но и помогают понять их анимационную составляющую.

В технологическом плане для социокультурной анимации большое значение имеет выделение фаз формирования неформальных молодежных объединений (первый уровень консорций), а также структуры неформального поля, выявления пространств взаимодействия разных неформальных движений и инструментов их информационного контакта в социуме.

В методологическом плане данное исследование позволило выявить анимационный характер части неформальных молодежных объединений, в которых присутствуют духовно-экзи-

стенциальные процессы. Появление этих неформальных движений обусловлено новыми социально-экономическими, природно-экологическими, духовно-нравственными требованиями Истории («Вызовами»). Эти движения являются своего рода социокультурными лабораториями по созданию новых социальных форм («Ответов») жизнеустройства людей (часто совершенно бессознательно). Анимационные движения создают особую коммуникативную среду («Уединение»), позволяющую усиливать у участников неформального движения тенденции личного духовного роста, выявлять ценностные аспекты Жизни. Это пространство позволяет им активно заниматься духовным и интеллектуальным творчеством, имеющим социальное значение. В конечном счете кристаллизация духовного опыта с помощью интеллектуальной деятельности позволяет анимационному движению накопить определенный духовно-социальный потенциал, который стремится к преобразованию окружающего мира («Возвращение»).

Другой важный методологический аспект связан с этапами вовлечения молодежи в неформальные движения («Лестница Странников») и развития у нее качеств социокультурных аниматоров. Этапы анимационной работы молодежи по развитию социокультурного лидерства можно сформулировать следующим образом:

— знакомство с культурными атрибутами молодежного неформального движения;

— знакомство с местами общения и особенностями взаимодействия участников объединения;

— включение в конкретные действия в рамках деятельности неформального движения;

— установление продуктивных межличностных связей с другими участниками неформального молодежно-

го движения;

- проявление инициативы в рамках деятельности общественного движения и принятие на себя ответственности;

- осмысление личного и коллективного опыта неформального движения;

- осознание конфликтов и неразрешимых противоречий с иными неформальными движениями и социальными группами;

- выработка целостной концепции

о роли неформального движения в общественной жизни и о путях самореализации в рамках его деятельности.

Дальнейшее изучение основ неформальной деятельности молодежи позволит сформировать целостную модель социокультурной анимации, включающую в себя как формальную составляющую общественной деятельности, так и неформальную, охватывающую и культурную, и социальную сферы общественной жизни.

Примечания

1. Гаспарян А. С. «Экзистенциальная социология» Эдварда Тирикьяна: дис. ... канд. соц. наук / А. С. Гаспарян. - М., 1997. - 121 с.

2. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. - М.: АСТ, Астрель, 2005.

3. Зинченко В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили / В. П. Зинченко. -М.: Новая школа, 1997. - 336 с.

4. Кордонский М. Очерки неформальной социотехники: [учебное пособие для лидера молодежной неформальной группы] / М. Кордонский, М. Кожаринов. - М.: Net2Net, 2008. - 336 с.

5. Соколов Р. В. В поисках «настоящей социальной педагогики» [Электронный ресурс] / Р. В. Соколов. - № 3. - 2004. - Режим доступа: www.altruism.ru <Ьир:// www.altruism.ru>

6. Тойнби А. Постижение истории / А. Тойнби. - М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

А. С. Дамадаева

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА

Статья посвящена проблеме формирования гендерных характеристик личности спортсменов. Несмотря на низкую степень изученности проблемы, ряд исследований свидетельствуют о том, что женщины, занимающиеся «мужскими» видами спорта, характеризуются высокой маскулинностью. Следовательно, спорт выступает в качестве культурного фактора, который вызывает определенные нарушения гендера личности. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, спортивная деятельность, личность, гендер, маскулинность, феминность, маскулинизация.

The article initiated to the problem of forming gender descriptions of a personality of the sportsmen. Despite of low degree of a level of investigation of this problem, much of researches testify to the opinion, that the women, who are engaged by «men's» types of sport, chararacterized as high masculinity. Therefore, the sport come out as the quality of culture factor, which dares definite disturbances of personality's gender. Keywords: socio-cultural activity, sport activity, personality, gender, masculinity, femininity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.