Научная статья на тему 'Рок-музыка как компонент духовности неформальных молодежных субкультур'

Рок-музыка как компонент духовности неформальных молодежных субкультур Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1638
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY OF CULTURE / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / INFORMAL YOUTH UNITY / СУБКУЛЬТУРА / SUBCULTURE / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / YOUTH SUBCULTURE / РОК-МУЗЫКА / ROCK MUSIC / INFORMAL UNITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чечева Анастасия Владимировна

Настоящая статья посвящена рок-музыке как одной из важнейших составляющих специфики неформальных молодежных субкультур. Автором статьи была предпринята актуальная попытка проанализировать и раскрыть роль рок-музыки в жизни представителей неформальных молодежных объединений, а также обозначить масштабы ее влияния на внутренний мир их представителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper views rock music as one of the most important distinguishing features of informal youth subcultures. The author of the article tried to analyze and point out the impact of rock music on the life of the representatives of informal youth unities as well as to reveal the scope of its influence on the inner world of its representatives.

Текст научной работы на тему «Рок-музыка как компонент духовности неформальных молодежных субкультур»

Примечания

1. Антропова Т. Всемерный потоп: что будет с рекламным рынком в 2009 году? / Т. Антропова // Индустрия рекламы. - 2008. - № 12.

2. Аронов А. А. Загадки творчества / А. А. Аронов. - М.: Межд. ун-т бизнеса и новых технологий, 2004.

3. Гаврилов К. В. Заповеди заказчика телевизионной рекламы: как сделать успешный ролик / К. В. Гаврилов. - СПб: Изд. Дом «Вильямс», 2008.

4. Морозова И. Рекламный креатив: в поисках ненавязчивой идеи / И. Морозова. - М.: Гелла-принт, 2003.

5. htt://www.sostav.ru

А. В. Чечева

РОК-МУЗЫКА КАК КОМПОНЕНТ ДУХОВНОСТИ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

Настоящая статья посвящена рок-музыке как одной из важнейших составляющих специфики неформальных молодежных субкультур. Автором статьи была предпринята актуальная попытка проанализировать и раскрыть роль рок-музыки в жизни представителей неформальных молодежных объединений, а также обозначить масштабы ее влияния на внутренний мир их представителей. Ключевые слова: теория культуры, неформальное объединение, неформальное молодежное объединение, субкультура, молодежная субкультура, рок-музыка.

The paper views rock music as one of the most important distinguishing features of informal youth subcultures. The author of the article tried to analyze and point out the impact of rock music on the life of the representatives of informal youth unities as well as to reveal the scope of its influence on the inner world of its representatives. Keywords: theory of culture, informal unity, informal youth unity, subculture, youth subculture, rock music.

В современном российском обществе широкое распространение получил феномен молодежной субкультуры. Сегодня все больше и больше молодых людей по всей стране, начиная с весьма юного возраста (14-15 лет), вливаются в различные молодежные объединения, в частности среди современных молодежных субкультурных образований особо выделяются многообразные неформальные группировки. Любое неформальное объединение определяется как добровольное самодеятельное общественное формирование, возникшее по инициативе «снизу» и выражающее самые разнообразные интересы входящих в него людей. Такие объединения весьма неоднородны и отличаются друг от друга социальной и политической направленностью, организационной структурой, масштабами деятельности (3, с. 16).

Неформальные молодежные группы - это стихийные и, как правило, не имеющие никакой структуры ассоциации молодых людей, объединенных общими вкусами, интересами, стилем жизни и стоящей за всем этим теорией (8, с. 244). Кроме того, они, как и любая субкультура, характеризуются наличием комплекса собственных, четко определенных норм и ценностей, мировоззренческих установок, в большинстве своем оппозиционных, в некоторых случаях даже враждебных мировоззрениям других социальных групп или поколений, а также своеобразными манерами поведения, стилями одежды, формами проведения досуга. Последний, несомненно, занимает особенное место в повседневной жизни молодежи, поскольку привлекает своей нерегламентированностью, добровольностью выбора различных форм, а также демократичностью и эмоциональной окрашенностью (10, с. 149). Учитывая все многообразие различных видов досуга, предлагаемых молодежи современной индустрией развлечений, можно с большой долей уверенности утверждать, что ныне досуг в значительной степени связан с музыкой (прослушивание записей, посещение концертов, дис-

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (30) 2009 г.

котек), мощно воздействующей на духовную жизнь общества. Музыка занимает особое место в структуре культурно-досуговых интересов молодежи в силу некоторых своих специфических особенностей: способности объединять людей, доступности, эмоциональности, интимности (глубоким влиянием на мысли и чувства). Именно посредством музыки молодежь очерчивает свое жизненное пространство. «Стены» из звуков используются как способ отгораживания от окружающих — семьи, учителей, сверстников. Тот факт, что музыкальное искусство приобретает все возрастающую популярность среди молодежи, отмечается многими исследователями. Так, согласно данным проведенных социологических исследований, большинство молодых людей (67,7%) среди своих любимых видов искусства выбрали именно музыку. Оказалось также, что большую часть свободного времени ее прослушиванию уделяют 34% респондентов. Абсолютное большинство из них (90%) «... не представляют своей жизни без музыки». Таким образом, очевидно, что этот вид искусства опережает все другие по «объему» потребления в молодежной среде (4, с. 104). Особое значение музыка приобрела в структуре неформальных молодежных объединений потому, что играет решающую роль в их идентификации, наряду с внешним видом и лексиконом. Именно музыкально-звуковой эквивалент можно считать одним из главных составляющих принципов функционирования молодежной субкультуры (9, с. 111). Формирование культурных эталонов в молодежной среде, как правило, происходит в русле определенного музыкального стиля или направления, определяющего вкусы, пристрастия и предпочтения молодых людей (7, с. 15). И, действительно, большинство существующих ныне неформальных молодежных объединений (готы, панки, металлисты, эмо, реперы, скинхеды, хиппи и др.) сформировались под влиянием различных музыкальных направлений. При этом наибольшую популярность получили разнообразные направления рок-музыки, которая, по мнению В. А. Кузьминой, стала важнейшим — можно сказать, знаковым — развлечением во второй половине XX века, а также в начале века XXI (6, с. 316). При этом рок, как социокультурное явление, определяется безотносительно к его музыкальной форме (разные субкультуры формируются иногда на основе совершенно противоположных по своим музыкально-эстетическим особенностям направлений рок-музыки), в то время как содержание каждой отдельной субкультуры, напротив, теснейшим образом связано с музыкальной формой и содержанием того направления рока, на которое она опирается (8, с. 319).

Известно, что рок зарождался в первую очередь как протестное направление сначала на Западе, а затем и в Советском Союзе. Известный музыкальный критик А. Троицкий, указывает, что с конца 60-х годов XX века рок оказался в фокусе молодежного движения протеста, став его культурным символом и рупором (8, с. 8). Так, например, смысловой сердцевиной хиппового андеграунда в США явился протест против войны во Вьетнаме, а объединяющим началом — все новые виды рок-музыки (5, с. 80). Причиной появления панк-рока и панк-культуры в Англии (70-е годы XX века) был бунт отчаявшейся и потерявшей веру в себя и в будущее молодежи, живущей в мире насилия, а также протест против буржуазной культуры и «сладкой» танцевальной музыки, на что обратили свое внимание экзестенционалисты Ж.-П. Сартр, А. Камю и др. Наиболее противоречивой оказалась судьба рок-музыки в нашей стране. На официальном уровне она была запрещена до конца 1980-х годов. Поэтому социальный протест рокеров на советской почве вылился, прежде всего, в протест против тоталитарного политического режима, который в свою очередь выразился в использовании новой жесткой гитарной музыки и был воспет в слове, которое и стало стержнем этого музыкального жанра. Именно слово для русского рока имеет наибольшее значение, являясь важнейшей особенностью и отличительной его чертой, поскольку посредством заложенного в музыкальном произведении смысла формируется и идеология, соответствующая той или иной разновидности неформальной субкультуры. Нельзя забывать, что в соответствии со своим внутренним

содержанием музыка может быть тесно связана как с гармоническим развитием личности, так и с ее деструкцией, проявляющейся в насилии. Ведь она воздействует на человека в первую очередь через эмоциональную сферу личности, то есть через заложенные в ней нравственные нормы, которые усваиваются сознанием поэтапно через переживание к осмыслению (2, с. 59). Следовательно, формирующая функция данного музыкального направления является едва ли не важнейшей для всего неформального молодежного субкультурного течения.

Рок-музыка особенно важна еще и потому, что ведущие исполнители стиля, соответствующего той или иной неформальной группе, зачастую являются лидерами всей «общины». Не менее важны для рока и неформалы, поскольку они, во-первых, являются той средой, откуда выходит большинство молодых музыкантов, а во-вторых, составляют наиболее активную и влиятельную часть рок-фанатов (8, с. 244). Необходимо помнить еще и о том, что рок, кроме всего прочего, является также непростой эстетико-философской концепцией, где романтическое ощущение причудливым образом сочетается с идеями анархизма и нигилизма. Часто чувственность у рок-музыкантов приобретает характер эпатажа, выливаясь в агрессивной манере исполнения, неканонизированном внешнем виде, в комплексе поведенческих паттернов, суммируемых в понятие имиджа. Непонимание, отрицание, отчуждение — таковы истинные силы подобного поведения. Более того, существенной особенностью рок-музыки является ее соответствие определенным вкусам на тот или иной жизненный стиль, который включает в себя определенное мировоззрение с определенным отношением к ценностям традиционной культуры и выдвигает альтернативную традиционную систему не только эстетических, но и этических ценностей. Все остальные музыкальные направления, кроме рока, такой особенности не имеют.

Несмотря на то, что рок-музыка — это один из относительно немолодых музыкальных стилей, до сих пор он не теряет своей актуальности. По всей стране продолжают создаваться новые рок-коллективы. Однако в силу некоторых объективных и субъективных обстоятельств (высокие цены на аренду помещений, частные случаи неокупаемости концертов, политика правительства регионов) этот процесс идет значительно медленнее в небольших провинциальных городах.

В Республике Бурятия неформальное движение молодежи развивается особенно бурно в последние годы. При этом представители различных неформальных объединений группируются в основном вокруг различных музыкальных коллективов. В городе Улан-Удэ существуют рок-группы, играющие музыку в различных направлениях: металл, хард-кор, панк-рок и другие. Преобладающими на современной музыкальной сцене республики стали такие новые направления, как альтернатива, эмо-металл, нью-метал. В целом же налицо смешение всех стилей и направлений (1, с. 94). К сожалению, в рамках одной статьи не представляется возможным подробно описать все рок-коллективы, существовавшие и существующие на данный момент в республике.

В заключение следует отметить, что нынешние неформальные молодежные субкультуры, как и любые другие, представляют собой весьма сложную систему, включающую в себя множество субкультурных элементов, каждый из которых имеет немаловажное значение для формирования ее специфики. Одним из таких элементов и одновременно самостоятельным культурным феноменом выступает рок-музыка, являющаяся важной составной частью целостной системы рок-культуры. В случае с неформалами сплав рок-музыки и слова создает определенный образный язык, в соответствии с которым у молодых людей формируются важные основы мировоззрения, в конечном счете определяющие их отношение к обществу, общественным нормам и традиционным для общества ценностям, вырабатываются определенные эталоны и стили поведения. Поэтому всестороннее, глубокое изучение, анализ различных направлений рок-музыки как важной духовной составляющей неформальных

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (30) 2009 r.

молодежных объединений, несомненно, позволит проникнуть в их суть, выявить те специфические характеристики, которые свойственны той или иной молодежной субкультуре.

Примечания

1. Бардаханов Г. Молодежь за: велосипед, скейт и рок-музыку / Г. Бардаханов // Город, устремленный в будущее. - Улан-Удэ, 2008. - № 3.

2. Горбачева А. С. Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в школьном музыкальном образовании / А. С. Горбачева // Духовно-нравственное образование и воспитание молодежи : [материалы Всерос. науч-практ. конф., г. Орел, 27-28 марта 2008 г.] -Орел, 2008.

3. Громов А. В. Неформалы: кто есть кто? / А. В. Громов, О. С. Кузин. - М.: Мысль, 1990.

4. Исхакова Н. Р. Музыкальные предпочтения молодежи / Н. Р. Исхакова, Р. Р. Болта-чев // Социол. исследования - 2006. - № 6.

5. Королев О. Краткий энциклопедический словарь джаз, рок и поп музыки: термины, понятия / О. Королев. - М., 2002.

6. Кузьмина В. А. Days of pece & musik / В. А. Кузьмина // Бремя развлечений: Otium в Европе. XVII-XX века. - СПб., 2006.

7. Мельник Л. И. Особенности молодежных субкультур на примере хип-хопа : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Л. И. Мельник. - Ростов н/Д., 2007.

8. Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии / сост. А. К. Троицкий. - М., 990.

9. Семина А. Е. Молодежная субкультура в эстетическом воспитании подростков / А. Е. Семина // Искусство и образование. - 2008. - № 3.

10. Суртаев В. Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика / В. Я. Суртаев. - СПб., 2000.

Е. А. Рукавицына

К ВОПРОСУ ИСТОРИОГРАФИИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА В ТУВЕ

В статье рассмотрены работы написанные историками Русской православной Церкви. Проанализирована источниковая база основных работ по старообрядчеству Сибири и Тувы. Ключевые слова: теория культуры, старообрядчество, церковный раскол, религия, история, старообрядческие согласия, мировоззрение, историография, миграция, хозяйственный уклад, традиция, республика Тува.

Works by the Russian Orthodox Church historian are considered in the article. Also the main proceedings of the Old Belief in Siberia and Tuva are analyzed. Keywords: theory of culture, the Old Belief, church schism, religion, history, Old Believers' concords, world-view, historiography, migration, way of keeping hearth, tradition, Republic of Tuva.

Старообрядчество - уникальное явление российской и мировой религиозной, социально-культурной истории. Возникнув во второй половине XVII века в России, освоив самые дальние окраины Российского государства, на рубеже XX и XXI веков оно стало фактом истории многих стан. Во все периоды своего исторического бытования старообрядческие общины продемонстрировали поразительную стойкость по отношению к любым преследованиям и удивительную способность к адаптации. В старообрядчестве, в той или иной степени и сегодня сохраняющем древнейшие традиции веры и жизни, современная наука и современные общественные движения ищут ответы на многие вопросы, связанные с истоками российской истории и культуры.

«В периоды духовных и социальных кризисов русское старообрядчество, как движение, выработавшее максимальную устойчивость в любых экстремальных условиях, всегда привлекало особое внимание. Став общемировым явлением, старообрядческие общины с их традиционным образом жизни стали объектом пристального внимания мировой науки» (7, с. 7).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.