региональная культурная политика и образовательно-кадровый потенциал её инновационной модернизации в России
Рамазан Гаджимурадович АБДУЛАТИПОВ,
вр. и.о. Президента Республики Дагестан, научный руководитель Московского форума культуры «Культура как стратегический ресурс России в XXI веке», доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии - премии Правительства РФ 2010 года в области культуры abdulatipov@mguki.ru
В статье определяется глобальная роль культуры в развитии современного общества. Представлена система основных направлений региональной культурной политики, описаны ключевые компетентности управленцев в сфере культуры, обсуждаются вопросы кадрового обеспечения учреждений культуры. Предлагается опыт Московского государственного университета культуры и искусств в реализации культурной политики региона.
Ключевые слова: культурная политика региона, кадровая политика в сфере культуры, проектирование культурной среды региона.
The article discusses the global role of culture in the development of a modern society is defined in the article. The system of the basic orientations of the regional cultural policy is pre-sented, the key competences of the managers of the cultural sphere are described, issue s of per-sonnel maintenance of culture establishments are discussed. The experience of the Moscow State University of Culture and Arts in realization of the regional cultural policy is offered. Key words: regional cultural policy, personnel policy of the cultural sphere, planning of the regional.
Современные реалии перехода России на инновационный путь развития выдвигают культуру, образование и региональную политику нашей страны в качестве стратегического ресурса модернизации российского государства и общества в XXI веке. Как известно, по решению Президента РФ 2014 год объявлен годом культуры в России, что требует нового переосмысления её роли и значения в модернизации российского образования, в формировании современной концепции и стратегии её регионального развития. Подобные требования к региональной культурной политике современной России, к её образовательному и кадровому обеспечению обусловлены противоречивыми тенденциями глобализации мирового развития и возрастанием роли человеческого потенциала и капитала в социально-экономическом развитии регионов России и нашей страны в целом.
Важнейшие обстоятельства, настоятельно требующие выдвижения культурной,
образовательной и кадровой политики в регионах РФ на передний план развития российского государства и общества, обозначены в долгосрочных решениях Президента РФ и Правительства РФ. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее - Концепция 2020) возрастающее значение культуры и культурной политики в регионах РФ напрямую связывается с повышением профессиональных требований к кадрам, включая уровень их интеллектуального развития, возможного только в культурной среде. Это позволит осознать гуманистические цели и нравственные ориентиры развития каждой личности, освоить накопленные российским обществом культурные и духовные ценности (4).
В соответствии с Концепцией 2020 государственная региональная политика России должна быть направлена в долгосрочной перспективе на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ, что возможно только на основе достижения такой стратегической цели государственной политики в области образования как «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Очевидно, что обеспечить качественное образование в регионах РФ можно на основе достижения цели государственной политики в сфере культуры - «развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом».
В данном целевом контексте государственной политики России важно подчеркнуть, что все эти новые требования к региональной культурной политике должны быть в полной мере согласованы с основными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации. Согласно «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее - «Стратегия 2025») к таким важнейшим вопросам относятся следующие (7): сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией.
Соответственно, региональная культурная политика современной России должна быть сбалансирована и синхронизирована во времени с целями государственной национальной политики Российской Федерации, а именно: упрочением общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); сохранением и развитием этнокультурного многообразия народов России; гармонизацией национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечением равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; успешной социальной и культурной адаптацией и интеграцией мигрантов.
Как видно, все эти новые требования к региональной культурной политике современной России декларируются в решениях Президента РФ и Правительства РФ в виде солидного перечня духовно-культурных ценностей и приоритетов долгосрочного социально-экономического развития России и регионов РФ. Среди них особенно выделяются целевые ориентиры: достижение в России и регионах РФ вы-
соких стандартов благосостояния человека, социального благополучия и согласия в обществе; создание в нашей стране экономики знаний, лидерства и инноваций; формирование институтов экономической свободы и справедливости; обеспечение сбалансированного пространственного и территориального развития, безопасности граждан и общества. Разумеется, всё это невозможно достичь без базового значения стратегических ресурсов российской культуры и образования.
Однако сегодня реальная культурная политика России, как на уровне федерального центра, так и на региональном уровне, обходится пока без современного основополагающего Федерального закона «О культуре в Российской Федерации». Тем самым, она лишена своей четкой правовой базы, а региональная культурная политика до настоящего времени не имеет, по существу, единого законодательного статуса и вынуждена базироваться на Указах Президента РФ, распоряжениях и постановлениях Правительства РФ. Понятно, что без должного нормативно-правового статуса культурная политика регионов РФ изначально обречена на использование собственного рискованного метода «проб и ошибок».
Тем не менее даже использование метода «проб и ошибок» при модернизации культурной политики в отдельных регионах РФ позволяет им продвинуться гораздо дальше федерального центра в духовном осмыслении и понимании актуальных проблем в сфере культуры, что может быть использовано в дальнейшем для построения целостно сбалансированной системы культурной политики в субъектах РФ. В этих регионах культурную политику понимают как организационно-управленческое единство социально-культурной, культурно-экологической и культурно-глобальной среды жизни и бытия человека, что позволяет выдвигать высшие духовные интересы и потребности человека и гражданина России в качестве абсолютного приоритета перед всеми сферами жизнедеятельности общества.
В качестве положительного аспекта отметим, что в современных новациях регионов РФ, касающихся региональной культурной политики, особенно выделяются те предложения, в которых за культурой определена первостепенная и решающая роль в целях возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей и смысла бытия в России. И очень важно, что на местах это находит выражение и отражение при решении тактических (среднесрочных) проблем формирования и осуществления региональной культурной политики, в частности в рамках разработки и реализации региональных целевых программ (РЦП) развития культуры. В порядке обобщения всех современных региональных новаций, связанных с культурой и культурной политикой, мы предлагаем инновационное видение современной системы основных объектов (направлений) региональной культурной политики (2):
- духовно-культурная идентичность территории регионов РФ как выражение духовно-исторических идеалов природы, человека и общества, определяющая их универсальное взаимодействие и взаимовлияние, место человека в одухотворённой и одушевлённой среде мироздания;
- культурная среда в регионах РФ как выражение духовных идеалов истины, добра, красоты и любви в межличностных и общественных взаимоотношениях, отражающая нравственные ценности уважительного отношения, в том числе и человека к природе, внутреннюю природную культуру, культуру души и духовно-экологическое самосознание людей;
- культурная идентичность человека и гражданина страны в регионах РФ как выражение духовных идеалов добра, красоты и любви, характеризующая сокровен-
ный смысл их бытия и жизни в природе и обществе, становление подлинного и действительного «я» индивида, формирование и рост его внутреннего самосознания;
- культурно-социальная среда в регионах РФ как выражение духовных идеалов истины, добра, красоты и любви в обществе, предполагающая уважительное отношение людей друг к другу на основе зафиксированных в Конституции РФ и иных законах страны нравственно-моральных норм социального государства в России;
- культурная идентичность общества в регионах РФ как выражение духовных идеалов Родины, семьи, мира и счастья в российском государстве, обеспечивающая сохранение, возрождение и развитие генетической и исторической памяти народов и этносов России, социально-культурное благосостояние и согласие людей, устойчивость в обществе;
- культурно-глобальное пространство в регионах РФ как выражение духовных идеалов единства, многообразия и солидарности людей на планете, способствующее межнациональному, международному и межкультурному общению и диалогу на основе согласованных общечеловеческих ценностей;
- культурно-инновационная среда управления в регионах РФ как выражение идеалов свободы, демократии и равноправия в культурной политике, предусматривающая синергетическое взаимодействие, координацию и интеграцию интересов всех участников и субъектов культурной деятельности в России.
Думаю, что подобное инновационное видение основных объектов (направлений) региональной культурной политики позволяет принципиально по-новому взглянуть на проблемы качественного совершенствования библиотечного, музейного, концертного, выставочного и архивного дела, театральной и кинематографической деятельности, традиционной народной культуры, сохранения и популяризации объектов культурного наследия, а также образования и переподготовки кадров в регионах РФ. Предлагаемый нами подход позволяет разработать новую системную модель «Паспорта культурной жизни», который используется сегодня федеральным центром для изучения культурно - информационного взаимодействия регионов РФ в многонациональной среде России (5). Однако на данный момент его методологическая и методическая основа учитывает лишь общие характеристики территории регионов РФ, её экономические характеристики и характеристики сети учреждений культуры, а важнейшие характеристики культурной идентичности субъектов РФ и её культурной среды оставляет без внимания.
Такое доминирование в понимании объекта региональной культурной политики отраслевого подхода, когда он отражает лишь экономико-инфраструктурные его характеристики, в теоретико-методологическом отношении полностью игнорирует духовно-национальную идентичность регионов РФ, духовные идеалы и ценности российского регионализма. А в практическом отношении получается, что региональная культурная политика не даёт в настоящее время системно-комплексного видения всей глубины и масштабности глобальных задач, стоящих в XXI веке перед регионами РФ и Россией в целом. По крайней мере, в рамках существующих сегодня в России концепций и моделей региональной культурной политики пока рано говорить о гармонии между материальным и духовным миром человека, культурой и историей, культурой и экономикой, культурой и политикой, культурой и научно-техническим прогрессом.
Не менее запутанная и бессистемная ситуация сложилась в России с пониманием субъекта региональной культурной политики. Несмотря на то, что современ-
ные российские законодатели и государственные чиновники достаточно активно говорят о разумном использовании зарубежных концепций и моделей культурной политики, они крайне заинтересованно и избирательно подходят к этому важному делу. С одной стороны, они фактически дублируют зарубежные определения культуры и культурной политики в федеральных и региональных законах (3). С другой стороны, по существу игнорируют или даже активно блокируют появление в нормативно-правовых документах вопросов о децентрализации и демократизации культурной политики в регионах РФ, о расширении участников и основных субъектов её формирования и реализации.
К примеру, за рубежом уже многие годы обсуждаются проблемы новой инновационной роли государства в региональной культурной политике, а в числе равноправных с государством субъектов культурной политики признаны общественные организации, экспертно-консалтинговое сообщество, спонсоры и меценаты культуры, крупные бизнес-структуры. В России, между тем, такие проблемы и вопросы даже не поставлены на уровне государственных органов власти. В этой связи возникает резонный вопрос - кто же будет осуществлять переход России на культурно-инновационный путь развития? Прошедшее с 1990 года время показало, что российское государство с ролью тотального «культурно-инновационного двигателя» не справляется, что особенно хорошо видно на примере ситуации с системой финансирования культуры в регионах РФ.
Мы не будем специально останавливаться на проблеме финансирования культуры, поскольку о ней не говорит в настоящее время только «ленивый» деятель «от культуры». Применительно к теме настоящей статьи, которая посвящена IV Московскому форуму культуры, нам хотелось бы заострить ваше внимание на образовательно-кадровой составляющей региональной культурной политики. Это непосредственно связано с тем, что форум проходит на площадке столичного вуза культуры и искусств - Московского государственного университета культуры и искусств. Как я уже отмечал ранее (1, 2), в ряду актуальных проблем региональной культурной политики современной России до настоящего времени остаётся слабо проработанной даже в научном плане проблема системно-инновационной типологии её основных участников и ключевых субъектов.
Поэтому давно настала пора поставить в научной и практической плоскости вопрос о создании в России, и не только в России, максимально универсальной системно-инновационной типологии субъектов региональной культурной политики. Она должна максимально учитывать не только основные этапы полного инновационного (инвестиционного) цикла в сфере культуры, но и институциональные роли и функции всех основных участников и субъектов культурной жизни и деятельности в регионах РФ. Учитывая зарубежные идеи и инициативные поиски отдельных регионов РФ, в качестве одного из возможных вариантов решения проблемы мы предлагаем так называемый «субъектно-инновационный» подход, позволяющий выявить содержательно-инновационные характеристики всех субъектов региональной культурной политики.
Итак, в нашем представлении системно-инновационный состав субъектов региональной культурной политики должен включать целенаправленно подготовленных специалистов для сферы культуры и искусств регионов РФ, а также «комплексные команды», сформированные из таких специалистов, обладающих следующей квалификацией и компетенцией (6):
*«интегратора», владеющего системным пониманием культуры и способного непротиворечивым образом соединить культурные традиции регионов РФ с современными культурно-глобальными инновациями в России и мире;
*«творца», способного инициировать и генерировать принципиально новые и даже выдающиеся («дикие») культурные идеи по созданию и реализации системных инноваций в сфере культуры регионов РФ;
*«революционера», выступающего в роли духовно-культурного «возмутителя спокойствия» в культурно-глобальном пространстве России и реализующего на этой основе уникальные системные инновации в культурной жизни и деятельности регионов РФ;
^предпринимателя», планомерно превращающего духовно-культурные идеи и системно-культурные инновации в регионах РФ в стратегические целевые программы и эффективные бизнес-проекты;
*«изобретателя», создающего идеальные модели культурно-инновационной среды в регионах РФ и разрабатывающего нестандартные и уникальные коммерческие бизнес-проекты, возрождающие и сохраняющие культурно-нравственные ценности и смысл бытия в России;
*«чемпиона», обеспечивающего организационное единство и управленческую непрерывность всего жизненного цикла культурно-системных инноваций в регионах РФ, направленного на укрепление культурно-духовного единства многонационального народа РФ;
*«спонсора», формирующего в регионах РФ адекватную культурно-системным инновациям финансово-кредитную архитектуру и обеспечивающую целевое финансирование коммерческих бизнес-проектов в сфере культуры;
*«консерватора», бережно сохраняющего историческое наследие, богатейшие региональные традиции, духовные идеалы и ценности культурной идентичности регионов РФ для будущих поколений людей в России;
*«реформатора», широко и масштабно транслирующего культурные новшества и культурно-инновационные продукты региона РФ на общенациональный и глобальный рынок культурных благ для создания нового международного имиджа России в XXI веке.
Понятно, что предложенным составом инновационных функций в региональной культурной политике, а также новых квалификаций и компетенций для её образовательно-кадрового обеспечения, не ограничивается весь спектр их возможных модификаций. Возможны любые иные альтернативные интерпретации данных функций, квалификаций и компетенций в сфере культуры и искусств, но принципиально важно, чтобы они отвечали принципу системно-цикличного воспроизводства инноваций в культурной политике регионов РФ. Это означает, что новые специальности в сфере культуры и искусств должны в системном виде отражать её инновационные циклы: от зарождения идеи - до полной реализации её творческого потенциала -генерирования и инициирования новых инноваций.
Конечно, в одной статье не представляется возможным подробно раскрыть весь образовательно-кадровый механизм выявления, определения и своевременного пересмотра новых инновационных функций государства и других субъектов региональной культурной политики современной России. Мы лишь схематически наметили возможные стратегические пути модернизации образовательно-кадровой деятельности в сфере культуры и искусств. Для претворения в жизнь субъектов
РФ подобных инновационных стратегий образовательно-кадрового обеспечения региональной культурной политики требуется совместные усилия Министерства культуры РФ, полномочных органов власти в субъектах РФ, вузов культуры и искусств России, научного и экспертно-консалтингового сообщества, регионального гражданского сообщества в целом.
Список источников
1. Абдулатипов Р.Г. Культура как стратегический ресурс России в XXI веке. М.: МГУКИ, 2010. С. 71-98.
2. Абдулатипов Р.Г. Ресурсы культуры и проектирование будущего / Р.Г. Абдулатипов. М.: МГУКИ, 2011. С. 100-137.
3. Декларация Мехико по политике в области культуры / Культуры: диалог народов мира. ЮНЕСКО. 1984 / № 3. С. 77.
4. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. М., 2008. 188 с.
5. Паспорт культурной жизни: методическое пособие по изучению культурно-информационного взаимодействия в многонациональной среде Российской Федерации / В.С. Малышев и др. М.: КДУ, 2006. 18 с.
6. Солдатов В.М. О системно- культурном подходе к инновационной политике современной России в XXI веке / В.М. Солдатов // Микроэкономика. 2011. № 6. С. 36-40.
7. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». М., 2012. С. 5-6.