Научная статья на тему 'Региональная культурная политика и образовательно-кадровый потенциал в инновационной модернизации России'

Региональная культурная политика и образовательно-кадровый потенциал в инновационной модернизации России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
596
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА / REGIONAL CULTURAL POLICY / PERSONNEL POLICY OF THE CULTURAL SPHERE / PLANNING OF THE REGIONAL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

В статье определяется глобальная роль культуры в развитии современного общества. Представлена система основных направлений региональной культурной политики, описаны ключевые компетентности управленцев в сфере культуры, обсуждаются вопросы кадрового обеспечения учреждений культуры. Предлагается опыт Московского государственного университета культуры и искусств в реализации культурной политики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the global role of culture in the development of a modern society is defined in the article. The system of the basic orientations of the regional cultural policy is pre-sented, the key competences of the managers of the cultural sphere are described, issue s of per-sonnel maintenance of culture establishments are discussed. The experience of the Moscow State University of Culture and Arts in realization of the regional cultural policy is offered.

Текст научной работы на тему «Региональная культурная политика и образовательно-кадровый потенциал в инновационной модернизации России»

региональная культурная политика и образовательно-кадровый потенциал её инновационной модернизации в России

Рамазан Гаджимурадович АБДУЛАТИПОВ,

вр. и.о. Президента Республики Дагестан, научный руководитель Московского форума культуры «Культура как стратегический ресурс России в XXI веке», доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии - премии Правительства РФ 2010 года в области культуры [email protected]

В статье определяется глобальная роль культуры в развитии современного общества. Представлена система основных направлений региональной культурной политики, описаны ключевые компетентности управленцев в сфере культуры, обсуждаются вопросы кадрового обеспечения учреждений культуры. Предлагается опыт Московского государственного университета культуры и искусств в реализации культурной политики региона.

Ключевые слова: культурная политика региона, кадровая политика в сфере культуры, проектирование культурной среды региона.

The article discusses the global role of culture in the development of a modern society is defined in the article. The system of the basic orientations of the regional cultural policy is pre-sented, the key competences of the managers of the cultural sphere are described, issue s of per-sonnel maintenance of culture establishments are discussed. The experience of the Moscow State University of Culture and Arts in realization of the regional cultural policy is offered. Key words: regional cultural policy, personnel policy of the cultural sphere, planning of the regional.

Современные реалии перехода России на инновационный путь развития выдвигают культуру, образование и региональную политику нашей страны в качестве стратегического ресурса модернизации российского государства и общества в XXI веке. Как известно, по решению Президента РФ 2014 год объявлен годом культуры в России, что требует нового переосмысления её роли и значения в модернизации российского образования, в формировании современной концепции и стратегии её регионального развития. Подобные требования к региональной культурной политике современной России, к её образовательному и кадровому обеспечению обусловлены противоречивыми тенденциями глобализации мирового развития и возрастанием роли человеческого потенциала и капитала в социально-экономическом развитии регионов России и нашей страны в целом.

Важнейшие обстоятельства, настоятельно требующие выдвижения культурной,

образовательной и кадровой политики в регионах РФ на передний план развития российского государства и общества, обозначены в долгосрочных решениях Президента РФ и Правительства РФ. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее - Концепция 2020) возрастающее значение культуры и культурной политики в регионах РФ напрямую связывается с повышением профессиональных требований к кадрам, включая уровень их интеллектуального развития, возможного только в культурной среде. Это позволит осознать гуманистические цели и нравственные ориентиры развития каждой личности, освоить накопленные российским обществом культурные и духовные ценности (4).

В соответствии с Концепцией 2020 государственная региональная политика России должна быть направлена в долгосрочной перспективе на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ, что возможно только на основе достижения такой стратегической цели государственной политики в области образования как «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Очевидно, что обеспечить качественное образование в регионах РФ можно на основе достижения цели государственной политики в сфере культуры - «развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом».

В данном целевом контексте государственной политики России важно подчеркнуть, что все эти новые требования к региональной культурной политике должны быть в полной мере согласованы с основными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации. Согласно «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее - «Стратегия 2025») к таким важнейшим вопросам относятся следующие (7): сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией.

Соответственно, региональная культурная политика современной России должна быть сбалансирована и синхронизирована во времени с целями государственной национальной политики Российской Федерации, а именно: упрочением общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); сохранением и развитием этнокультурного многообразия народов России; гармонизацией национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечением равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; успешной социальной и культурной адаптацией и интеграцией мигрантов.

Как видно, все эти новые требования к региональной культурной политике современной России декларируются в решениях Президента РФ и Правительства РФ в виде солидного перечня духовно-культурных ценностей и приоритетов долгосрочного социально-экономического развития России и регионов РФ. Среди них особенно выделяются целевые ориентиры: достижение в России и регионах РФ вы-

соких стандартов благосостояния человека, социального благополучия и согласия в обществе; создание в нашей стране экономики знаний, лидерства и инноваций; формирование институтов экономической свободы и справедливости; обеспечение сбалансированного пространственного и территориального развития, безопасности граждан и общества. Разумеется, всё это невозможно достичь без базового значения стратегических ресурсов российской культуры и образования.

Однако сегодня реальная культурная политика России, как на уровне федерального центра, так и на региональном уровне, обходится пока без современного основополагающего Федерального закона «О культуре в Российской Федерации». Тем самым, она лишена своей четкой правовой базы, а региональная культурная политика до настоящего времени не имеет, по существу, единого законодательного статуса и вынуждена базироваться на Указах Президента РФ, распоряжениях и постановлениях Правительства РФ. Понятно, что без должного нормативно-правового статуса культурная политика регионов РФ изначально обречена на использование собственного рискованного метода «проб и ошибок».

Тем не менее даже использование метода «проб и ошибок» при модернизации культурной политики в отдельных регионах РФ позволяет им продвинуться гораздо дальше федерального центра в духовном осмыслении и понимании актуальных проблем в сфере культуры, что может быть использовано в дальнейшем для построения целостно сбалансированной системы культурной политики в субъектах РФ. В этих регионах культурную политику понимают как организационно-управленческое единство социально-культурной, культурно-экологической и культурно-глобальной среды жизни и бытия человека, что позволяет выдвигать высшие духовные интересы и потребности человека и гражданина России в качестве абсолютного приоритета перед всеми сферами жизнедеятельности общества.

В качестве положительного аспекта отметим, что в современных новациях регионов РФ, касающихся региональной культурной политики, особенно выделяются те предложения, в которых за культурой определена первостепенная и решающая роль в целях возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей и смысла бытия в России. И очень важно, что на местах это находит выражение и отражение при решении тактических (среднесрочных) проблем формирования и осуществления региональной культурной политики, в частности в рамках разработки и реализации региональных целевых программ (РЦП) развития культуры. В порядке обобщения всех современных региональных новаций, связанных с культурой и культурной политикой, мы предлагаем инновационное видение современной системы основных объектов (направлений) региональной культурной политики (2):

- духовно-культурная идентичность территории регионов РФ как выражение духовно-исторических идеалов природы, человека и общества, определяющая их универсальное взаимодействие и взаимовлияние, место человека в одухотворённой и одушевлённой среде мироздания;

- культурная среда в регионах РФ как выражение духовных идеалов истины, добра, красоты и любви в межличностных и общественных взаимоотношениях, отражающая нравственные ценности уважительного отношения, в том числе и человека к природе, внутреннюю природную культуру, культуру души и духовно-экологическое самосознание людей;

- культурная идентичность человека и гражданина страны в регионах РФ как выражение духовных идеалов добра, красоты и любви, характеризующая сокровен-

ный смысл их бытия и жизни в природе и обществе, становление подлинного и действительного «я» индивида, формирование и рост его внутреннего самосознания;

- культурно-социальная среда в регионах РФ как выражение духовных идеалов истины, добра, красоты и любви в обществе, предполагающая уважительное отношение людей друг к другу на основе зафиксированных в Конституции РФ и иных законах страны нравственно-моральных норм социального государства в России;

- культурная идентичность общества в регионах РФ как выражение духовных идеалов Родины, семьи, мира и счастья в российском государстве, обеспечивающая сохранение, возрождение и развитие генетической и исторической памяти народов и этносов России, социально-культурное благосостояние и согласие людей, устойчивость в обществе;

- культурно-глобальное пространство в регионах РФ как выражение духовных идеалов единства, многообразия и солидарности людей на планете, способствующее межнациональному, международному и межкультурному общению и диалогу на основе согласованных общечеловеческих ценностей;

- культурно-инновационная среда управления в регионах РФ как выражение идеалов свободы, демократии и равноправия в культурной политике, предусматривающая синергетическое взаимодействие, координацию и интеграцию интересов всех участников и субъектов культурной деятельности в России.

Думаю, что подобное инновационное видение основных объектов (направлений) региональной культурной политики позволяет принципиально по-новому взглянуть на проблемы качественного совершенствования библиотечного, музейного, концертного, выставочного и архивного дела, театральной и кинематографической деятельности, традиционной народной культуры, сохранения и популяризации объектов культурного наследия, а также образования и переподготовки кадров в регионах РФ. Предлагаемый нами подход позволяет разработать новую системную модель «Паспорта культурной жизни», который используется сегодня федеральным центром для изучения культурно - информационного взаимодействия регионов РФ в многонациональной среде России (5). Однако на данный момент его методологическая и методическая основа учитывает лишь общие характеристики территории регионов РФ, её экономические характеристики и характеристики сети учреждений культуры, а важнейшие характеристики культурной идентичности субъектов РФ и её культурной среды оставляет без внимания.

Такое доминирование в понимании объекта региональной культурной политики отраслевого подхода, когда он отражает лишь экономико-инфраструктурные его характеристики, в теоретико-методологическом отношении полностью игнорирует духовно-национальную идентичность регионов РФ, духовные идеалы и ценности российского регионализма. А в практическом отношении получается, что региональная культурная политика не даёт в настоящее время системно-комплексного видения всей глубины и масштабности глобальных задач, стоящих в XXI веке перед регионами РФ и Россией в целом. По крайней мере, в рамках существующих сегодня в России концепций и моделей региональной культурной политики пока рано говорить о гармонии между материальным и духовным миром человека, культурой и историей, культурой и экономикой, культурой и политикой, культурой и научно-техническим прогрессом.

Не менее запутанная и бессистемная ситуация сложилась в России с пониманием субъекта региональной культурной политики. Несмотря на то, что современ-

ные российские законодатели и государственные чиновники достаточно активно говорят о разумном использовании зарубежных концепций и моделей культурной политики, они крайне заинтересованно и избирательно подходят к этому важному делу. С одной стороны, они фактически дублируют зарубежные определения культуры и культурной политики в федеральных и региональных законах (3). С другой стороны, по существу игнорируют или даже активно блокируют появление в нормативно-правовых документах вопросов о децентрализации и демократизации культурной политики в регионах РФ, о расширении участников и основных субъектов её формирования и реализации.

К примеру, за рубежом уже многие годы обсуждаются проблемы новой инновационной роли государства в региональной культурной политике, а в числе равноправных с государством субъектов культурной политики признаны общественные организации, экспертно-консалтинговое сообщество, спонсоры и меценаты культуры, крупные бизнес-структуры. В России, между тем, такие проблемы и вопросы даже не поставлены на уровне государственных органов власти. В этой связи возникает резонный вопрос - кто же будет осуществлять переход России на культурно-инновационный путь развития? Прошедшее с 1990 года время показало, что российское государство с ролью тотального «культурно-инновационного двигателя» не справляется, что особенно хорошо видно на примере ситуации с системой финансирования культуры в регионах РФ.

Мы не будем специально останавливаться на проблеме финансирования культуры, поскольку о ней не говорит в настоящее время только «ленивый» деятель «от культуры». Применительно к теме настоящей статьи, которая посвящена IV Московскому форуму культуры, нам хотелось бы заострить ваше внимание на образовательно-кадровой составляющей региональной культурной политики. Это непосредственно связано с тем, что форум проходит на площадке столичного вуза культуры и искусств - Московского государственного университета культуры и искусств. Как я уже отмечал ранее (1, 2), в ряду актуальных проблем региональной культурной политики современной России до настоящего времени остаётся слабо проработанной даже в научном плане проблема системно-инновационной типологии её основных участников и ключевых субъектов.

Поэтому давно настала пора поставить в научной и практической плоскости вопрос о создании в России, и не только в России, максимально универсальной системно-инновационной типологии субъектов региональной культурной политики. Она должна максимально учитывать не только основные этапы полного инновационного (инвестиционного) цикла в сфере культуры, но и институциональные роли и функции всех основных участников и субъектов культурной жизни и деятельности в регионах РФ. Учитывая зарубежные идеи и инициативные поиски отдельных регионов РФ, в качестве одного из возможных вариантов решения проблемы мы предлагаем так называемый «субъектно-инновационный» подход, позволяющий выявить содержательно-инновационные характеристики всех субъектов региональной культурной политики.

Итак, в нашем представлении системно-инновационный состав субъектов региональной культурной политики должен включать целенаправленно подготовленных специалистов для сферы культуры и искусств регионов РФ, а также «комплексные команды», сформированные из таких специалистов, обладающих следующей квалификацией и компетенцией (6):

*«интегратора», владеющего системным пониманием культуры и способного непротиворечивым образом соединить культурные традиции регионов РФ с современными культурно-глобальными инновациями в России и мире;

*«творца», способного инициировать и генерировать принципиально новые и даже выдающиеся («дикие») культурные идеи по созданию и реализации системных инноваций в сфере культуры регионов РФ;

*«революционера», выступающего в роли духовно-культурного «возмутителя спокойствия» в культурно-глобальном пространстве России и реализующего на этой основе уникальные системные инновации в культурной жизни и деятельности регионов РФ;

^предпринимателя», планомерно превращающего духовно-культурные идеи и системно-культурные инновации в регионах РФ в стратегические целевые программы и эффективные бизнес-проекты;

*«изобретателя», создающего идеальные модели культурно-инновационной среды в регионах РФ и разрабатывающего нестандартные и уникальные коммерческие бизнес-проекты, возрождающие и сохраняющие культурно-нравственные ценности и смысл бытия в России;

*«чемпиона», обеспечивающего организационное единство и управленческую непрерывность всего жизненного цикла культурно-системных инноваций в регионах РФ, направленного на укрепление культурно-духовного единства многонационального народа РФ;

*«спонсора», формирующего в регионах РФ адекватную культурно-системным инновациям финансово-кредитную архитектуру и обеспечивающую целевое финансирование коммерческих бизнес-проектов в сфере культуры;

*«консерватора», бережно сохраняющего историческое наследие, богатейшие региональные традиции, духовные идеалы и ценности культурной идентичности регионов РФ для будущих поколений людей в России;

*«реформатора», широко и масштабно транслирующего культурные новшества и культурно-инновационные продукты региона РФ на общенациональный и глобальный рынок культурных благ для создания нового международного имиджа России в XXI веке.

Понятно, что предложенным составом инновационных функций в региональной культурной политике, а также новых квалификаций и компетенций для её образовательно-кадрового обеспечения, не ограничивается весь спектр их возможных модификаций. Возможны любые иные альтернативные интерпретации данных функций, квалификаций и компетенций в сфере культуры и искусств, но принципиально важно, чтобы они отвечали принципу системно-цикличного воспроизводства инноваций в культурной политике регионов РФ. Это означает, что новые специальности в сфере культуры и искусств должны в системном виде отражать её инновационные циклы: от зарождения идеи - до полной реализации её творческого потенциала -генерирования и инициирования новых инноваций.

Конечно, в одной статье не представляется возможным подробно раскрыть весь образовательно-кадровый механизм выявления, определения и своевременного пересмотра новых инновационных функций государства и других субъектов региональной культурной политики современной России. Мы лишь схематически наметили возможные стратегические пути модернизации образовательно-кадровой деятельности в сфере культуры и искусств. Для претворения в жизнь субъектов

РФ подобных инновационных стратегий образовательно-кадрового обеспечения региональной культурной политики требуется совместные усилия Министерства культуры РФ, полномочных органов власти в субъектах РФ, вузов культуры и искусств России, научного и экспертно-консалтингового сообщества, регионального гражданского сообщества в целом.

Список источников

1. Абдулатипов Р.Г. Культура как стратегический ресурс России в XXI веке. М.: МГУКИ, 2010. С. 71-98.

2. Абдулатипов Р.Г. Ресурсы культуры и проектирование будущего / Р.Г. Абдулатипов. М.: МГУКИ, 2011. С. 100-137.

3. Декларация Мехико по политике в области культуры / Культуры: диалог народов мира. ЮНЕСКО. 1984 / № 3. С. 77.

4. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. М., 2008. 188 с.

5. Паспорт культурной жизни: методическое пособие по изучению культурно-информационного взаимодействия в многонациональной среде Российской Федерации / В.С. Малышев и др. М.: КДУ, 2006. 18 с.

6. Солдатов В.М. О системно- культурном подходе к инновационной политике современной России в XXI веке / В.М. Солдатов // Микроэкономика. 2011. № 6. С. 36-40.

7. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». М., 2012. С. 5-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.