Научная статья на тему 'Инновационная роль МГУКИ в формировании и реализации региональной культурной политики Российской Федерации'

Инновационная роль МГУКИ в формировании и реализации региональной культурной политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / КУЛЬТУРА / CULTURE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / РЕГИОН / REGION / ПОЛИТИКА / POLITICS / РОССИЯ / RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Викторовна

В данной статье, посвящённой проведению в Московском государственном университете культуры и искусств очередного IV Московского форума культуры, автор сконцентрировал своё внимание на инновационной роли вузов культуры и искусств России в процессе формирования и реализации региональной культурной политики. Исходя из долгосрочных ориентиров перехода России на инновационный путь развития, соответствующих решений Президента РФ, Правительства РФ и Координационных Советов Министерства культуры РФ; автор предлагает новые идеи региональной культурной политики. Среди них идеи, связанные с внедрением научных разработок МГУКИ в процессе обоснования этой политики, развития новых профессиональных компетенций в региональном культурно-образовательном пространстве, а также профессионального признания научно-образовательной деятельности МГУКИ у органов государственной власти субъектов РФ, регионального бизнес-сообщества и гражданского сообщества регионов России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this paper, on the holding of the Moscow State University of Culture and Arts of the next IV Moscow Forum of Culture, the author focused on the role of innovative schools of culture and arts of Russia in the formation and implementation of the regional cultural policy. Based on the long-term guidelines for Russia's transition to innovative development, the relevant decisions of the President of the Russian Federation and the Government of the Russian Federation and the Coordinating Council of the Ministry of Culture of the Russian Federation, the author offers a new idea of regional cultural policy. Among them, the idea of introducing scientific developments MGUKI in the process of justification of this policy, the development of new professional skills in a regional cultural — educational space, as well as professional recognition of scientific and educational activities MGUKI from the public authorities of the Russian Federation, the regional business — community and civil society regions of Russia as a whole.

Текст научной работы на тему «Инновационная роль МГУКИ в формировании и реализации региональной культурной политики Российской Федерации»



(^Инновационная роль мгуки

в формировании и реализации региональной культурной политики

российской федерации

УДК 351.851

Т. В . Ку з н е ц о в а

И.о. ректора Московского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор

В данной статье, посвящённой проведению в Московском государственном университете культуры и искусств очередного IV Московского форума культуры, автор сконцентрировал своё внимание на инновационной роли вузов культуры и искусств России в процессе формирования и реализации региональной культурной политики. Исходя из долгосрочных ориентиров перехода России на инновационный путь развития, соответствующих решений Президента РФ, Правительства РФ и Координационных Советов Министерства культуры РФ; автор предлагает новые идеи региональной культурной политики. Среди них идеи, связанные с внедрением научных разработок МГУКИ в процессе обоснования этой политики, развития новых профессиональных компетенций в региональном культурно-образовательном пространстве, а также профессионального признания научно-образовательной деятельности МГУКИ у органов государственной власти субъектов РФ, регионального бизнес-сообщества и гражданского сообщества регионов России в целом.

Ключевые слова: инновации, университет, культура, образование, регион, политика, Россия.

In this paper, on the holding of the Moscow State University of Culture and Arts of the next IV Moscow Forum of Culture, the author focused on the role of innovative schools of culture and arts of Russia in the formation and implementation of the regional cultural policy. Based on the long-term guidelines for Russia's transition to innovative development, the relevant decisions of the President of the Russian Federation and the Government of the Russian Federation and the Coordinating Council of the Ministry of Culture of the Russian Federation, the author offers a new idea of regional cultural policy. Among them, the idea of introducing scientific developments MGUKI in the process of justification of this policy, the development of new professional skills in a regional cultural — educational space, as well as professional recognition of scientific and educational activities MGUKI from the public authorities of the Russian Federation, the regional business — community and civil society regions of Russia as a whole.

Keywords: innovation, the university, culture, education, region, politics, Russia.

Московский форум культуры, который будет проведен в четвёртый раз, начиная с 2010 года, 20—21 июня 2013 года в Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ), уже имеет свою историю, актуальность и значимость. Общая визитная карточка форума носит ба-

зовое название — «Культура как стратегический ресурс России в XXI веке», а тематика этого форума специально посвящена региональной культурной политике современной России. Таким образом, мы предлагаем в настоящей статье на примере МГУКИ по-новому осмыслить роль и значение вузов

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 13-20

культуры и искусств России в формировании и реализации региональной культурной политики. Эту политику мы будем рассматривать в качестве стратегического ресурса развития России в XXI веке, а роль вузов культуры и искусств в осуществлении региональной культурной политики — с позиций их полноценного участия в её формировании и реализации.

Учитывая тематику трёх предыдущих Московских форумов культуры, посвящён-ную таким актуальным проблемам, как ресурсы культуры и стратегия культурной политики России, ресурсы культуры и проектирование будущего, культура человека и человек культуры [1, с. 71—98; 2, с. 100—137; 3], сегодня настала пора взглянуть на данные проблемы через призму их регионального преломления и измерения. Для вузов культуры и искусств России региональный ракурс их культурно-образовательной и научно-инновационной деятельности был важен всегда, поскольку все они находятся на конкретной территории регионов России — конкретного субъекта РФ. Сегодня полноценное участие вузов культуры и искусств нашей страны в формировании и реализации региональной культурной политики обретает новое звучание и понимание в свете необходимости перехода России на инновационный путь развития и глобализации мировой экономики.

В подобном контексте инновационной модернизации и интеграции вузов культуры и искусств России в мировое образовательное пространство заявлена тематика и работа основных секций форума. На их заседаниях предлагается обсудить такие актуальные вопросы региональной культурной политики, как её роль и значение в многонациональном пространстве России, взаимосвязь коммуникативных стратегий и культурного многообразия, современного искусства и межкультурных коммуникаций в регионах России, социально-культурные, экономические, управленческие и правовые составляющие культурной политики в субъектах РФ. В соответствии с указанными основны-

ми направлениями работы форума следует заострить внимание читателей на инновационной роли МГУКИ и всех вузов культуры и искусств России в процессе формирования и реализации региональной культурной политики.

Поскольку инновационный облик вузов культуры и искусств России в значительной мере разнообразен и во многом зависит от региональной специфики их культурно-образовательной деятельности, прежде всего хотелось бы затронуть проблемы и вопросы, касающиеся деятельности МГУКИ как федерального вуза культуры и искусств. По нашему мнению, к важнейшим из них можно отнести следующие вопросы:

• внедрение научных разработок МГУКИ в процессе обоснования региональных законов, концепций и стратегий культурной политики;

• развитие новых профессиональных компетенций в региональном культурно-образовательном пространстве;

• инновационные ориентиры деятельности МГУКИ, вытекающие из решений Координационных Советов Министерства культуры РФ;

• профессиональное признание научно-образовательной деятельности МГУКИ у органов государственной власти субъектов РФ, регионального бизнес-сообщества и гражданского сообщества регионов России в целом.

Изначально подчеркнем, что в настоящее время такими понятийными конструкциями, как «культурная политика» и «региональная культурная политика», активно пользуются российские и зарубежные журналисты, политики, политологи, философы, социологи и культурологи. О сущности, содержании, целях, функциях, задачах, приоритетах и направлениях культурной политики и её региональных измерениях достаточно много пишется в научных исследованиях и публикациях. Однако при всём многообразии дефиниций культурной политики, её концептуальный и философско-теоретический статус до сих пор не вполне ясен. Что касается

непосредственно понятийной конструкции «региональная культурная политика», то уровень его концептуального и методологического осмысления и понимания находится вообще в начальном состоянии.

По нашему мнению, такая неопределённая ситуация в понимании концептуально-методологического статуса региональной культурной политики современной России во многом обусловлена недостаточным научным осмыслением федеральных и региональных целевых программ в сфере культуры и роли и значения системно-интегрального подхода. Существующие в России подходы к определению «культурной политики» пока не вышли за узкие рамки её функционально-отраслевого и инструментально-технического понимания — «комплекс операциональных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры» [7, р. 5, 7].

Такое определение «культурной политики» впервые прозвучало ещё на конференции ЮНЕСКО в Монако в 1967 году. Оно уже давно не удовлетворяет современному пониманию значимости культуры, культурной политики и культурного регионализма в мире. Как минимум, бытующее в России инструментально-техническое понимание региональной культурной политики плохо согласуется с международным определением самой «культуры» — «совокупность ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и экономических, характеризующих общество или социальную группу. Культура охватывает, помимо искусства и литературы, образы жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и веры» [4, с. 77].

Данное понимание и определение «культуры» было озвучено в 1982 году на Всемирной конференции по политике в области культуры (Мехико). Как нетрудно заметить, несмотря на некоторую смысловую аморфность и содержательную расплывчатость «всемирного» определения «культуры», всё-таки

на первом месте в нём обозначены её «духовные» характеристики. Это принципиальный момент для правильного понимания духовно-национальной идентичности региональной культурной политики современной России, актуальных проблем и противоречий в процессе её формирования и реализации в субъектах РФ. Такое понимание в полной мере отвечает долгосрочной цели государственной политики в сфере культуры, указанной в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» — «развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом» [5, с. 49].

В указанной Концепции подчёркивается, что достижение подобной цели культурной политики России особенно важно в условиях перехода нашей страны на инновационный путь развития. Это обусловлено повышением профессиональных требований к кадрам, включая уровень их интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде регионов РФ, позволяющей осознать духовно-гуманистические, духовно-нравственные и духовно-экологические ориентиры развития России в XXI веке. Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому развитию библиотечного, музейного, выставочного и архивного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности, традиционной народной культуры, сохранения и популяризации объектов культурно-исторического наследия, а также образования в сфере культуры и искусств нашей страны.

С учётом всех этих обстоятельств и требований к культурной политике России в МГУКИ была разработана по заданию Министерства культуры РФ системно-инновационная концепция региональной культурной политики, в фундаментальной основе которой заложен принципиально новый подход к пониманию её объекта и субъекта [6]. Данный системный подход существенным образом расширяет политическое

и управленческое поле видения культурной политики в регионах России по сравнению с Паспортом культурной жизни, используемым Министерством культуры РФ для изучения культурно-информационного взаимодействия в многонациональной среде РФ. В указанном Паспорте нет системного понимания культурной жизни личности и общества в субъектах РФ, а находят отражение всего лишь поверхностные характеристики их территории и сети культурных учреждений.

Понимая культурную среду в регионах России как органически целостную систему развития и реализации духовно-культурного потенциала каждой личности и каждого регионального сообщества, мы предлагаем для внедрения целый комплекс научных разработок МГУКИ, касающихся модернизации региональной культурной политики. Среди них, в первую очередь, можно назвать разработку нового формата Паспорта культурный жизни, который бы действительно отражал глубинные характеристики духовно-культурного потенциала человека как гражданина России в субъектах РФ и регионального сообщества в целом. На его информационной основе можно было бы реально приступить к формированию и реализации концепций и моделей инновационного проектирования культурной среды в субъектах РФ, которые разработаны в университете и экспериментально апробированы.

В силу ограниченного объёма статьи нет возможности подробно перечислить накопленный в МГУКИ потенциал научно-инновационных разработок, поскольку он включает не один десяток тем и проектов, рассчитанных на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. С этим перечнем желающие могут ознакомиться, обратившись к «Программе развития МГУКИ на 2013—2018 годы» и «Стратегии развития научно-инновационной деятельности МГУКИ на период до 2020 года». Накопленный в университете научно-инновационный потенциал позволяет нам развивать новые компетенции, имеющие

прямое отношение к проблемам формирования новой культурной политики в регионах РФ, учитывая решения Координационных Советов Министерства культуры РФ. Давайте вместе кратко рассмотрим наиболее значимые из них.

Во-первых, из решений XIII Координационного Совета при Министерстве культуры РФ (29 марта 2011 года — г. Химки, МГУКИ) вытекает необходимость приоритетного формирования в МГУКИ компетенций, напрямую связанных с интеграцией региональной культуры, науки и образования в условиях рыночных отношений в России, а именно:

• это планирование должно учитывать не только текущую динамику регионального спроса и предложения на специалистов в сфере культуры и искусств России, но и инновационные требования к компетенциям обучающихся и выпускников МГУКИ, вытекающие из идеи их непрерывного образования и обучения в течение всей жизни;

• современные выпускники вузов культуры и искусств России должны хорошо знать не только существующую систему трудоустройства и традиционных работодателей, но и уметь правильно прогнозировать динамику изменения участников и субъектов формирования и реализации региональной культурной политики в целом;

• для активного вовлечения в культурно-образовательную сферу бизнес-структур профессиональный портрет специалиста культурного профиля должен включать системные знания о корпоративной культуре бизнеса и умения её совершенствовать с помощью применения новейших экономических и организационно-управленческих инноваций;

• в условиях активного осмысления и применения в регионах РФ зарубежного законодательства обязательным требованием к компетенции специалистов в сфере культуры и искусств России должно стать системное знание зарубежных концепций и моделей культуры и умение разумно их применять для совершенствования региональной

культурной политики.

Во-вторых, в контексте решений XVI заседания Координационного совета по культуре при Минкультуры России (27—28 сентября 2012 года — Республика Марий Эл) принципиально новые задачи по развитию компетенций при формировании и реализации региональной культурной политики придётся решать МГУКИ в части обеспечения качественными специалистами культурно-туристической деятельности в регионах РФ. Это новая сфера государственной ответственности нашего учредителя — Министерства культуры РФ. Эта функция появилась у Министерства недавно (в 2012 году), и мы обязаны, как федеральный вуз культуры и искусств, в оперативном порядке учесть в своих планах образования новые цели и задачи развития культурно-туристической деятельности в субъектах РФ. Исходя из рекомендаций XVI Координационного совета, нам необходимо срочно приступить к формированию в университете таких новых компетенций молодых ученых и выпускников, как:

• разработка и применение в регионах РФ методики создания на базе центров (домов) народного творчества информационно-туристских центров;

• подготовка и ведение реестров фестивалей и праздников традиционной народной культуры, проводимых в субъектах Российской Федерации, с целью их государственной поддержки и включения в программы внутреннего и международного туризма;

• создание инновационных концепций и моделей презентации культурно-исторического и туристского потенциала регионов РФ с целью представления их на российском и международном уровнях;

• формирование оригинальных моделей и макетов культурно-туристических атласов субъектов РФ, в том числе в электронном виде, являющихся их уникальным информационным ресурсом и содержащих сведения о наиболее ярких программах, проектах и мероприятиях культурной и туристической

деятельности;

• разработка и совершенствование методических рекомендаций для руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ и других участников региональной культурной политики по системному взаимодействию местных туристско-информационных центров и учреждений культуры в вопросах продвижения культурного потенциала регионов;

• подготовка предложений по формированию и реализации в регионах РФ системных инноваций, интегрирующих финансово-экономическую и организационно-управленческую поддержку развития культурно-туристической деятельности, включая механизмы её совместного финансирования из средств федерального и регионального бюджетов, а также в результате государственно-частного партнёрства.

В-третьих, в среднесрочной перспективе МГУКИ необходимо целенаправленно ориентировать развитие новых компетенций молодых учёных и выпускников в контексте систематического участия университета в реализации конкретных мероприятий ФЦП «Развитие образования на 2011—2015 годы», ФЦП «Культура России (2012—2018 годы)» и новой Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2012—2020 годы. В связи с этим было бы правильно вновь вернуться к идеям создания на базе МГУКИ федеральной экспериментально-коммуникационной площадки по инновационным исследованиям и проектированию культурно-туристической среды в регионах РФ, а также организации общеуниверситетской кафедры — «Региональная культурная политика».

В-четвёртых, новые научно-образовательные ориентиры развития компетенций студентов и выпускников МГУКИ вытекают из результатов заседания XVII Координационного совета по культуре при Минкультуры России (24—27 апреля 2013 года — г. Москва), посвящённого реализации Указа Президента РФ № 1666 от 19 декабря 2012 года «О Стратегии государственной националь-

ной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В его контексте нам предстоит отразить в своих образовательных программах и учебных стандартах тематику, направленную:

• на совершенствование региональной культурной политики в части обеспечения межнационального мира и согласия, гармонизации в регионах РФ межнациональных (межэтнических) отношений;

• на создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в субъектах РФ, обеспечивающих

равноправие граждан в части реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

• на укрепление единства и духовной общности российской нации в регионах России с учётом сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России;

• на развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, создающих достойные условия для реализации духовно-культурного и социально-культурного потенциала народов России;

• на формирование оптимальных условий для сохранения и развития в регионах РФ языков народов России, использование русского языка как средства межнационального и межкультурного взаимодействия и диалога многочисленных этносов нашей страны;

• на развитие информационной культуры и коммуникативно-информационных технологий в субъектах РФ, обеспечивающих совершенствование взаимодействия всех участников и субъектов культурной жизни, включая укрепление и расширение международного сотрудничества в сфере культуры и искусств.

Обобщая новые требования к развитию компетенций студентов и выпускников МГУКИ, вытекающие из решений Президента РФ, Правительства РФ и Координационных Советов при Министерстве культуры РФ, надо особо подчеркнуть их инноваци-

онную направленность в региональной культурной политике. Такой фокус рассмотрения проблем в сфере культуры и искусств регионов РФ требует интегрального осмысления и формирования компетенций, охватывающих полный воспроизводственный цикл культурных инноваций. Речь идёт о том, чтобы в системном виде формировать компетенции, отражающие инновационные роли и функции в региональной культурной политике не только государства, но и всех других основных участников и субъектов её формирования и реализации.

Более конкретно наши предложения по реализации инновационной концепции в культурно-образовательной сфере регионов РФ предполагают целенаправленную подготовку специалистов, а также «комплексных команд», сформированных из таких специалистов, обладающих квалификацией и компетенцией интегратора, творца, революционера, предпринимателя, изобретателя, чемпиона, спонсора, консерватора, реформатора и учителя. Понятно, что эти имена инновационных функций субъектов новой региональной культурной политики России отражают наши представления о них. Они не исключают иные имена и интерпретации данных функций, образовательных квалификаций и компетенций применительно к региональной культурной политике. Однако принципиально важно, чтобы эти функции и компетенции в системном виде отражали полный воспроизводственный цикл культурных инноваций в регионах РФ: от зарождения идеи — до полной реализации её творческого потенциала — генерирования и инициирования следующих инноваций.

Мы лишь концептуально обозначили возможную инновационную стратегию развития образовательно-кадрового потенциала региональной культурной политики России, практическое претворение в жизнь которой потребует совместных усилий Министерства культуры РФ, полномочных органов власти в субъектах РФ, вузов культуры и искусств России, научного и экспертно-консалтингового сообщества,

бизнес-структур, регионального гражданского сообщества в целом.

Реализация подобных ориентиров лидерства и конкурентоспособности в культурно-образовательной и научно-инновационной деятельности университета будет способствовать укреплению деловых связей со всеми регионами РФ, формированию в субъектах РФ инновационного облика региональной культурной политики. С этой целью МГУКИ с каждым годом наращивает целевую подготовку специалистов по заказам субъектов РФ. Так, например, если в 2013 году обучение в университете по направлениям субъектов РФ заканчивает 51 человек, то в 2012—2013 учебных годах обучаются в интересах регионов России уже 265 человек. Понятно, что доля Московской области в этом количестве целевых заказов максимальна — 242 человека, или более 91%.

Такая ситуация с доминированием в целевой подготовке МГУКИ специалистов для Московской области не случайна, поскольку обусловлена не только местом нахождения университета на её административной территории, но и сложившимися за длительное время деловыми контактами и связями. Однако мы надеемся, что наши системные инновации в части развития новых культурно-образовательных компетенций должны оказать в ближайшее время многообразное и системное влияние на состояние культурной жизни не только Московской области, но и Калужской области, республик Дагестан, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания и Коми.

Таким образом, все вышеизложенные идеи относительно инновационной роли МГУКИ в формировании и реализации региональной культурной политики мы рассматриваем как продолжение и развитие Программы развития университета на 2013—2018 годы и как достижение целевых индикаторов Стратегии развития научно-инновационной деятельности МГУКИ на период до 2020 года. Уверены, что расширение стратегического сотрудничества университета с субъектами РФ позволит им не только усилить

научную обоснованность их региональной культурной политики и обеспечить её реализацию новыми кадрами с инновационным мышлением, но и повысить национальную и международную конкурентоспособность регионов России.

В качестве приоритетных направлений долгосрочного культурно-образовательного и научно-инновационного сотрудничества МГУКИ с регионами РФ хотелось бы схематично обозначить следующие из них. Во-первых, назрела острая необходимость договариваться с субъектами РФ об их заинтересованном участии в формировании профессиональных портретов специалистов культуры и искусств, которые будут востребованы стратегией развития их региональной культурной политики в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Такое сотрудничество с регионами России должно, прежде всего, касаться совместного изучения и мониторинга изменений в динамике культурно-образовательных компетенций, разработки и реализации учебно-образовательных программ нового поколения и организации их международной аккредитации.

Не менее важной задачей заинтересованного и взаимовыгодного сотрудничества МГУКИ с регионами России является совместное регулярное обсуждение и систематическое инициирование новых направлений прикладных исследований в области культуры и культурной политики субъектов РФ. Здесь важно акцентировать внимание на изучении проблем развития и реализации на их территории инновационной культуры как важнейшего стратегического ресурса региональной культурной политики. Желательно, чтобы это сотрудничество начиналось на стадии формирования региональных целевых программ (РЦП), где университет изначально мог бы сформулировать для субъектов РФ среднесрочные цели и задачи кадрового обеспечения РЦП, имея в виду дальнейшее прямое участие в достижении целей и решении задач этой программы.

Ещё одним важным направлением нала-

живания тесного сотрудничества МГУКИ с регионами России могло бы стать активное вовлечение бизнес-структур, действующих на территории соответствующего субъекта РФ, в формирование и реализацию РЦП. Давно назрела необходимость включения в РЦП специального раздела по развитию корпоративной культуры бизнес-структур как составной части формирования и развития общего культурного облика и имиджа регионов РФ, повышения их социально-экономической конкурентоспособности на национальном и международном уровнях. Вузы культуры и искусств России в связи с этим могли бы взять на себя решение в рамках РЦП не только культурно-образовательных и научно-инновационных задач развития корпоративной культуры бизнес-структур, но и задач повышения их социальной ответственности за культурную

жизнь в регионах РФ.

Наконец, в рамках инновационного сотрудничества МГУКИ с субъектами РФ можно было бы поднять на должный уровень решение проблем концептуальной, целевой и ресурсной стыковки РЦП с федеральными целевыми программами (ФЦП) как в сфере культуры и искусств России, так и в других сферах и областях социально-экономического развития регионов РФ. В силу отсутствия в нашей стране системы стратегического планирования, проблемы стыковки РЦП и ФЦП до настоящего времени остаются вне поля зрения как региональных, так и федеральных органов государственной власти, а также других субъектов формирования и реализации культурной политики в нашей стране. Думаем, что все эти проблемы требуют обстоятельного обсуждения на форуме.

Примечания

1. Абдулатипов, Р. Г. Культура как стратегический ресурс России в XXI веке / Р. Г. Абдулатипов.

— Москва : МГУКИ, 2010.

2. Абдулатипов, Р. Г. Ресурсы культуры и проектирование будущего / Р. Г. Абдулатипов.

— Москва : МГУКИ, 2011.

3. Абдулатипов, Р. Г. Человек и культура. Философия и практика духовных идеалов : монография / Р. Г. Абдулатипов. — Москва, 2012. — 192 с.

4. Декларация Мехико по политике в области культуры // Культуры: диалог народов мира. ЮНЕСКО. — 1984. — № 3.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. — Москва, 2008.

6. Солдатов, В. М. О духовно-интегральном понимании культуры и культурной политики современной России / В. М. Солдатов // Вестник МГУКИ. — 2012. — № 1 (45). — С. 19—24.

7. Cultural policy: a preliminary study. — Paris : UNESCO, 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.