Научная статья на тему 'Московский государственный университет культуры и искусств: десятилетия научных поисков, творческих свершений'

Московский государственный университет культуры и искусств: десятилетия научных поисков, творческих свершений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

В ноябре 2010 года Московский государственный университет культуры и искусств широко отмечает свое восьмидесятилетие. К этому знаменательному событию было выпущено уникальное издание «Московский государственный университет культуры и искусств: опыт интеграции культуры и образования в России», в котором впервые целостно и системно представлена история старейшего вуза культуры и искусств нашей страны, раскрыт вклад университета в культуру России. Открывается учебник фундаментальным обобщающим материалом, подготовленным ректором университета, доктором философских наук, профессором Рамазаном Гаджимурадовичем Абдулатиповым. Этот материал с некоторыми сокращениями предлагается вниманию читателей нашего журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Московский государственный университет культуры и искусств: десятилетия научных поисков, творческих свершений»

Р.Г. Абдулатипов

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ: ДЕСЯТИЛЕТИЯ НАУЧНЫХ ПОИСКОВ, ТВОРЧЕСКИХ СВЕРШЕНИЙ

В ноябре 2010 года Московский государственный университет культуры и искусств широко отмечает свое восьмидесятилетие. К этому знаменательному событию было выпущено уникальное издание «Московский государственный университет культуры и искусств: опыт интеграции культуры и образования в России», в котором впервые целостно и системно представлена история старейшего вуза культуры и искусств нашей страны, раскрыт вклад университета в культуру России. Открывается учебник фундаментальным обобщающим материалом, подготовленным ректором университета, доктором философских наук, профессором Рамазаном Гаджимурадовичем Абдулатиповым. Этот материал с некоторыми сокращениями предлагается вниманию читателей нашего журнала.

Московский государственный университет культуры и искусств отмечает свой 80-летний юбилей. Университет прошёл долгий путь напряжённого труда и бескорыстного творчества на благо Отчизны, путь творческой самоотдачи и исканий. В нашей истории были и звёздные часы взлётов и побед, были и времена испытаний. И университет, его выпускники были вместе со своим народом, со своей Родиной.

Наши главные задачи — обеспечение преемственности изначальных традиций подготовки квалифицированных кадров для культурного строительства новой России XXI века, достижение мирового уровня качества образования и активная преобразовательная деятельность выпускников вуза, концентрация всех творческих сил университетского коллектива — его педагогов и учёных, аспирантов и студентов, сотрудников - на модернизацию страны.

Сегодня мы обращаемся к страницам истории университета, к началу этого пути. Нам важно вникнуть в смысл организации деятельности нашего университета, обеспечить преемственность достижений и адаптивность его деятельности к стратегическим задачам преобразования культуры России.

10 июля 1930 года, 80 лет тому назад, был организован Московский библиотечный институт. Его директором (1930-1938) была назначена Генриета Карловна Дерман, специалист с мировым именем (1882-1954) — выдающийся библиотековед, библиограф, теоретик и практик организации библиотечного дела.

В первый год в институте обучались 78 студентов, работали 15 преподавателей. Это было начало пути.

За короткий период в институте был сформирован талантливый коллектив, успешно выстроен учебный процесс. Создаются специальные кафедры, открывается аспирантура. Развиваются и укрепляются международные связи. Закладываются основы будущего многопрофильного учебного заведения.

Сегодня это крупнейший вуз Министерства культуры Российской Федерации - Московский государственный университет культуры и искусств, который является уникальным образовательным учреждением, носителем ценностей российской духовности, исторически проверенным субъектом миссии российской культуры, лидером высшего профессионального образования.

Количество студентов и аспирантов, обучающихся в вузе и его филиалах, превышает 12 тысяч человек. В их числе представители 35 стран мира.

Профессорско-преподавательский состав - это высококвалифицированные научно-педагогические кадры, создавшие такие научные школы, как библиотековедение и библиография; социально-культурная и культурно-досуговая деятельность, и внесшие большой вклад в развитие мировой и отечественной теории и истории культуры, культурологии, философии, народной художественной культуры, деловой (корпоративной) культуры, музыкальной педагогики и др.

За первые десятилетия институт подготовил более 1000 квалифицированных библиотечных работников. В стране были заложены традиции высшего библиотечного образования. Библиотеки в тот исторический период играли приоритетную роль в просвещении населения, ликвидации безграмотности.

Имена его первых ученых-преподавателей - Ф. И. Каратыгина, А. Д. Эйхен-гольца, Н. В. Здобнова, Е. И. Шамурина, Л. П. Троповского и других, живших и творивших в те далекие годы, до сих пор составляют честь и славу российского библиотековедения.

С самого начала в нашем вузе концентрировалась научная работа по библиотечному делу. Развитие исследовательской практики привело к написанию учебников и монографий и созданию концепций библиотечного дела и библиографии для всей страны.

Тяжелые испытания военных лет коллектив выдержал с честью.

Трудными фронтовыми дорогами прошли педагоги и ученые вуза, чьи имена и сегодня составляют славу современной науки. Их подвиги, их жизнь - нравственный пример служения Родине. Это К. И. Абрамов, Л. П. Богданов, М. П. Мазуриц-кий, С. В. Лемпа, Н. И. Сахаров, А. М. Савченко, А. С. Щипанов и др.

Коллектив университета гордится ветеранами Великой Отечественной войны, ныне здравствующими, живущими интересами вуза: Н. Е. Артёмовым, К. В. Таракановым, А. Я. Айзенбергом, А. С. Фришем, А. И. Арнольдовым, Н. С. Мансуровым. Это золотой героический фонд университета.

Основная задача послевоенных лет - готовить молодую научную смену для восстановления традиций культуры, клубов и библиотек. Научная жизнь в институте развивается все шире: проводятся крупные научные форумы, научно-практические конференции. Все прочнее становятся научные и практические связи с крупнейшими библиотеками страны.

Книга, просвещение, культура стали судьбой нашего вуза. И поэтому, отмечая 80-летие, мы открыли памятник книге в знак благодарности всем библиотекарям.

С начала 1960-х годов в вузе идет становление специальности «Культурно-просветительная работа». Выпускники этого профиля были широко востребованы. Фактически, эти традиции были заложены на фронтах Великой Отечественной войны. Направления их деятельности в новых условиях были самые разные: от приобщения людей к лучшим образцам отечественной и мировой культуры до прагматических задач политического и экономического образования, организации культуры быта, досуга, семьи.

На эти годы приходится расцвет художественных специализаций - качественно нового направления подготовки специалистов. У истоков организации и руководства художественными специализациями стояли видные деятели отечествен-

ного искусства Вероника Дударова (кафедра оркестрового дирижирования), Серафим Попов (кафедра хорового дирижирования) и Юрий Поличинецкий (кафедра театральной режиссуры).

В 1964 году Московский государственный библиотечный институт реорганизован в Московский государственный институт культуры.

И в связи с этим в институте открывается кафедра теории и истории культуры, создателем и первым заведующим которой был доктор философских наук, профессор, ветеран Великой Отечественной войны Арнольд Исаевич Арнольдов. Мы до сих пор с ним сотрудничаем.

Студенты нашего вуза потом стали участниками всесоюзных фестивалей самодеятельного творчества, пионерами движения «Превратим Сибирь в край высокой культуры», организаторами новых дворцов и домов культуры на новостройках Байкало-Амурской магистрали.

Сельские и городские библиотеки, дома и дворцы культуры — это были настоящие очаги знаний и информации для тысяч людей. Многие известные писатели и ученые, артисты и художники вышли из их стен, из рядов художественной самодеятельности.

В своей работе руководители коллективов художественной самодеятельности, библиотекари использовали накопленные веками ресурсы российской культуры. И это способствовало возрождению духовного потенциала общества.

Педагоги и ученые, студенты и аспиранты вуза были вовлечены в созидательную деятельность, в формирование социально-культурной среды; его выпускники участвовали в реализации творческой активности тысяч россиян. Велика была роль книги в этом процессе.

«Человек — культура — общество» — таков постоянный девиз многотысячного коллектива МГИК.

Вуз становится признанным лидером библиотечно-библиографической науки в стране.

В его стенах трудятся такие известные в нашей стране и за рубежом корифеи, как З. Н. Амбарцумян, К. И. Абрамов, Б. С. Боднарский, Ю. В. Григорьев, О. П. Коршунов, В. И. Терёшин, Ю. Н. Столяров, В. В. Скворцов, И. М. Фрумин, Л. Б. Хавкина, А. Е. Шапошников. Ими созданы учебники по всем дисциплинам, выпестована целая плеяда докторов наук, профессоров, заложены основы многих научных школ.

28 июля 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Московский государственный институт культуры был награждён орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в деле подготовки специалистов культурно-просветительной работы.

Орденами и медалями награждены 12 наиболее отличившихся работников института.

Ректором института был Леонид Павлович Богданов (1925-1998), человек высокой культуры, человек-легенда. Известный ученый, доктор исторических наук.

При его участии открыты новые факультеты, введены новые специальности и специализации, которые вывели вуз в лидеры высшего профессионального образования в сфере культуры.

Вуз получил статус первого в России университета культуры.

К 50-летию вуза в 1980 году в структуре института работают 6 факультетов и 3 филиала (Тамбов, Орел, Рязань).

1980-1990-е годы - время поиска новых форм в деятельности учреждений культуры. Индустрия досуга в стране потребовала новых специалистов, способных разрабатывать и осуществлять оригинальные информационно-просветительные и культурно-развлекательные проекты. Открывается специальность «Культурология»; готовятся кадры культурологов, преподавателей истории и теории культуры, художественной культуры, специалисты по рекламе, дизайну.

Внесли свой вклад в развитие и становление новых специальностей и специализаций вуза наши ученые: Л. А. Акимова, А. А. Аронов, В. М. Бахта, В. В. Гаври-лов, В. И. Закутский, А. Д. Жарков, Л. С. Жаркова, Е. М. Клюско, В. Г. Кузнецов, И. В. Малыгина, В. С. Садовская, Ю. А. Стрельцов, А. Я. Флиер.

В институте и его филиалах обучалось свыше 10 тысяч студентов.

Все это объясняло создание 20 мая 1994 года на базе МГИК Учебно-методического объединения по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов.

Это было стратегической победой вуза!

7 июня 1994 года Московский государственный институт культуры переименован в Московский государственный университет культуры.

Простое перечисление этих событий подтверждает неоспоримый факт: наш вуз становится лидером высшего профессионального образования в сфере культуры. Десятилетия поисков и творчества принесли свой результат.

Первые годы XXI века. Российское общество стало чётко осознавать, что культура - важнейшая школа жизнедеятельности человека, нации, общества, всего человечества.

История вуза зеркально отражает историю страны: эпоха перестройки радикально меняет всё - сферу образования и культуры в частности. Стала необходимостью подготовка специалиста новой формации, востребованного обществом. Профессионализм и творчество - её кредо. Открываются новые престижные специальности и направления, в том числе декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, журналистика, музыкальное искусство, связи с общественностью, реклама и др.

Проводятся интереснейшие научные исследования, фольклорные экспедиции. Студенты участвуют в культурной жизни столицы и Московской области.

На высоком творческом уровне проходят фестивали духовой музыки «Студенческая весна Подмосковья», по итогам которого МГУКИ завоевал Гран-при; фестивали студенческих фильмов «Золотая пятёрка», конкурсы авторской песни и др. Студенты художественных специализаций становятся победителями международных конкурсов - в Италии, Германии, Финляндии, в Москве, Киеве и других городах страны и мира.

МГУКИ входит в десятку вузов столицы, имеющих самый высокий конкурс среди абитуриентов. С полной отдачей работают Учёный совет и ректорат университета - Т. Г. Киселёва, ректор, Г. А. Смирнов, проректор, В. В. Болочаги-на, проректор, В. М. Чижиков, декан, А. Д. Жарков, декан, Б. С. Санкин, декан, Л. С. Жаркова, директор НИИ, В. С. Садовская, директор ИДПО, и другие.

В структуре вуза 4 института, 8 факультетов, 43 кафедры.

В нем обучается более 10 тысяч студентов из 24 стран мира. Мы взяли курс на вхождение в мировое образовательное пространство!

Работает 6 докторских и кандидатских диссертационных советов. В штате университета: 12 академиков, 70 членов-корреспондентов отечественных и международных академий наук, 85 профессоров и докторов наук, 275 кандидатов и доцентов; 60 педагогов имеют почетные звания в области образования, культуры и искусства. Работает 10 филиалов.

18 мая 1999 года Московский государственный университет культуры переименован в Московский государственный университет культуры и искусств.

Университет, порождая знание как элемент культуры, способствует прогрессу личности, общества, государства. У его коллектива большие задачи - высокое качество образования и востребованность выпускников.

Но мир не стоит на месте. Всем ходом событий университет подведён к необходимости определения стратегических целей развития в соответствии с российскими реалиями и мировыми тенденциями.

Открывающиеся горизонты нового века и третьего тысячелетия не могут не стимулировать поиск наиболее эффективных путей к дальнейшему прогрессу цивилизации.

Именно поэтому уже сегодня важно определить будущее глобального человечества, выделить ключевые приоритеты, способные обеспечить масштабные и социально позитивные цели, активизировать творческий потенциал человека.

Наша эпоха характеризуется такими понятиями, как глобализация, информационное общество, инновационное общество, общество знания. В заявлении лидеров «Большой восьмерки» (саммит, Санкт-Петербург, 2006 год) названы три основных элемента, на основании которых формируется инновационное общество: образование, исследования и инновации. В этом треугольнике образование является фундаментальным началом, выступая основой прогресса человечества. Такая социальная динамика открывает возможность для формирования культуры нового типа и ее носителя - человека, открытого для перемен.

Путь напряженного труда и бескорыстного творчества, самоотдачи и исканий его славного коллектива продолжается.

В этом году исполнилось 80 лет со дня основания МБИ - МГБИ - МГИК -МГУК - МГУКИ.

В университете работают 76 докторов наук, 55 профессоров, около 280 кандидатов наук, 45 доцентов, 19 народных и 35 заслуженных артистов России, 61 заслуженный работник культуры.

Год назад мы уверенно взяли курс на коренную модернизацию нашего многопрофильного вуза.

Выпускники университета

Гуманитарную миссию служения России, её культуре на протяжении всех этих лет выполняли и выполняют 80 тысяч наших выпускников.

Выпускники МГУКИ - это настоящие герои нашего времени. Их миссия - трудиться в сфере культуры, быть её хранителями и активными участниками. Они

востребованы обществом: многие из них сумели достойно реализовать себя в науке и творчестве, внести весомый вклад в развитие российской и мировой культуры.

Вот их имена:

Абрамов Константин Иванович - профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РСФСР. Классик истории библиотечного дела.

Коршунов Олег Павлович - доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии информатизации и Российской академии гуманитарных наук. Видный ученый-теоретик, автор более 170 работ (из них более 20 книг).

Афанасьев Михаил Дмитриевич - директор Государственной публичной исторической библиотеки, член-корреспондент Международной академии информатизации, заслуженный работник культуры РФ.

Кунина Эльвира Семеновна - президент Государственного российского дома народного творчества, заслуженный работник культуры РФ.

Мень Михаил Александрович - государственный и общественный деятель, губернатор Ивановской области, кандидат педагогических наук.

Толкунова Валентина Васильевна - эстрадная певица, народная артистка РФ, награждена «Орденом Дружбы».

Столяров Юрий Николаевич - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Рудницкий Сергей Анатольевич - музыкальный руководитель театра «ЛЕНКОМ».

Глызин Алексей Сергеевич - эстрадный певец, заслуженный артист РФ, лауреат конкурсов артистов эстрады, автор многих известных дисков.

Заволокин Геннадий Дмитриевич - гармонист, народный артист РФ, создатель Российского центра «Играй, гармонь!».

Дунаев Андрей - солист Государственного академического Большого театра России.

Николаев Игорь Юрьевич - композитор, поэт-песенник, заслуженный деятель искусств РФ.

Зинчук Виктор Иванович - композитор, заслуженный артист РФ, кавалер ордена «За служение искусству».

Агутин Леонид Николаевич - эстрадный певец, музыкант, композитор

и другие.

Наша образовательная, научная, воспитательная, художественно-творческая, финансово-экономическая, управленческая деятельность должна отвечать всем требованиям современной высшей школы. Это - главная задача для всех: руководства университета, деканатов, институтов, кафедр, каждого преподавателя и студента, сотрудников различных служб.

Девизом деятельности вуза стал слоган «Мы готовим успешных людей XXI века!» Для выполнения поставленной стратегической цели усилия коллектива сосредоточены на:

- повышении качества обучения;

- изучении потребностей культурной среды и культурной политики в кадрах

на основе социального заказа регионов;

- применении новых информационных, образовательных технологий и активных методов обучения.

Университет осуществляет свою образовательную деятельность по широкому спектру гуманитарных специальностей. Её курирует проректор Т. К. Солодухина, доктор педагогических наук, профессор.

Подготовка специалистов ведётся с учетом реалий сегодняшней социокультурной ситуации, потребностей общества. Происходит переориентация на престижные, пользующиеся сегодня спросом специальности. За последние 20 лет сделан значительный шаг от двух специальностей «Библиотековедение и библиография» и «Культурно-просветительная работа» до 32-х специальностей и 11-ти направлений образования в сфере культуры.

Высокий уровень учебного процесса обеспечивает квалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, состоящий из 987 человек, в их числе 167 профессоров и докторов наук, 594 доцента и кандидата наук, преподавателей, имеющих почетные звания в области науки, культуры и искусства.

В университете ведется активная работа по применению развивающих форм обучения, основанных, главным образом, на интерактивных и мультимедийных технологиях. Студенты имеют возможность на протяжении всего процесса обучения заниматься с ведущими преподавателями университета и известными профессионалами в сфере культуры и искусств.

Известные ученые и преподаватели МГУКИ

Ученые и преподаватели нашего вуза - создатели научных школ, авторы признанных вузовских учебников, разработчики уникальных творческих проектов:

Абдулатипов Р. Г., доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Московского союза писателей.

Аронов А. А., доктор культурологии, доктор педагогических наук, профессор.

Добросоцкий В. И., доктор экономических наук, профессор, член Московского союза писателей.

Дуликов В. З., кандидат педагогических наук, профессор.

Иванова Г. А., доктор педагогических наук, профессор.

Жарков А. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН и Международной академии информатизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жаркова Л. С., доктор педагогических наук, профессор.

Зайдфудим П. Х, кандидат философских наук, доктор биологических наук, профессор, Почётный полярник.

Закутский В. И., кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный деятель искусств РФ.

Зорилова Л. С., доктор культурологии, профессор.

Комиссаров С. Н., доктор философских наук, профессор.

Красильников Ю. Д., кандидат педагогических наук, профессор.

Любимов А. П., доктор юридических наук, профессор.

Мазурицкий А. М., доктор педагогических наук, профессор.

Малыгина И. В., доктор философских наук, профессор.

Романов И. Н., кандидат исторических наук, профессор.

Санкин Б. С., народный артист РФ, профессор.

Смирнов Г. А., кандидат педагогических наук, профессор.

Солодухина Т. К., доктор педагогических наук, профессор.

Столяров Ю. Н., доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.

Стрельцов Ю. А., доктор педагогических наук, профессор.

Сляднева Н. А., доктор педагогических наук, профессор.

Тараканов К. В., доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Флиер А. Я., доктор философских наук, профессор.

Чижиков В. М., доктор культурологии, профессор.

ШрайбергЯ. Л., доктор технических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ.

Ярошенко Н. Н., доктор педагогических наук, профессор.

Учебно-методическое управление (начальник управления - Т. А. Надахов-ская, кандидат педагогических наук, доцент) - важнейший механизм функционирования вуза.

Проректор по научно-информационной деятельности - П. X. Зайдфудим, кандидат философских наук, доктор биологических наук, профессор, Почётный полярник, академик РАЕН.

Опыт и практика сложившихся к сегодняшнему дню традиций многообразной университетской научно-исследовательской работы переживают в настоящее время значительную модернизацию.

Организационная структура научно-исследовательской работы университета представлена Научно-исследовательским институтом, четырьмя диссертационными советами, аспирантурой, научной библиотекой.

Научные и творческие школы нашего вуза вносят большой вклад в развитие мировой и отечественной науки.

В 2010 году было проведено 208 научно-организационных мероприятий. Среди них стоит особо отметить проведение Московского форума культуры «Культура как стратегический ресурс России в XXI веке» (июль, 2010), в работе которого приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления Московской области, ведущие московские и зарубежные ученые и педагоги, известные деятели культуры и искусств, видные общественные деятели, а также представители иностранных государств. В ходе форума были обсуждены злободневные вопросы развития культуры как модернизационного ресурса страны, проблемы оптимизации культурной политики.

Научно-исследовательские работы в университете осуществляются по 7 отраслям науки, что превышает минимальное значение показателя государственной аккредитации для университета.

Созданы научно-консультативный и экспертный советы, студенческая научная 1Т-лаборатория для развития информационной инфраструктуры МГУКИ.

Подготовлен «Порядок формирования Электронной библиотеки Московского государственного университета культуры и искусств», создана Лаборатория электронной библиотеки.

Специалистами НИИ проводится мониторинг российских и зарубежных грантов, федеральных целевых программ по целевому финансированию образовательных, научных и творческих проектов. Осуществляется координация участия МГУКИ в ФЦП «Культура России (2006-2011 годы)».

Руководство университета приняло участие в деловой игре «Инновационное социально-культурное проектирование и формирование культурной среды», посвященной разработке стратегии и механизмов инновационного развития МГУКИ, в результате был определен ряд основных направлений реализации этого процесса. В связи с выработанными установками игры в настоящее время в университете создается «Национальный инновационный центр проектирования культурной среды».

Подготовка научно-педагогических кадров

В аспирантуре университета обучается 206 аспирантов.

Число отраслей науки по специальностям научных работников (аспирантуры) превышает минимальный показатель государственной аккредитации для университетов (5 отраслей).

Кандидатские экзамены в этом году успешно сдали более 500 человек. В 20092010 годах были защищены 21 кандидатская (из 35 окончивших) и 7 докторских диссертаций.

В университете работает 4 диссертационных совета. За два года было защищено 94 диссертации (62 - в 2009 году и 32 - в 2010 году).

К задачам отдела аспирантуры в предстоящие годы относится, прежде всего, организация системной работы с аспирантами, обеспечивающей высокое качество их научных исследований, органичное вхождение в учебный процесс как кадрового резерва университета.

Дальнейшее развитие научно-исследовательской работы в университете должно быть ориентировано на кардинальное повышение качества научных исследований на основе приоритетного развития фундаментальных и отраслевых исследований, повышение их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

Научно-исследовательская деятельность университета должна быть направлена в следующем учебном году на решение следующих основных задач:

- выработать целостную и обоснованную научную политику университета;

- обеспечить единство учебного и научного процессов на основе использования научного потенциала университета для повышения качества подготовки специалистов, подготовки научно-педагогических кадров;

- необходимо создать условия для формирования на базе университета Национального исследовательского института в сфере культуры и искусств, проведения международных и всероссийских научных форумов, в том числе ежегодного Московского форума «Культура как стратегический ресурс культуры в XXI веке».

Издательская деятельность

Университет обладает серьезным информационно-издательским потенциалом, включающим в себя, помимо редакционно-издательского отдела, входящего в Издательский дом МГУКИ, три научных журнала («Вестник МГУКИ», «Культура и образование», «Оркестр»), студенческую газету «Аудитория», литературно-художественный альманах «Зеркало».

С 2002 года в университете издается научно-реферируемый журнал «Вестник МГУКИ» (главный редактор - ректор университета, доктор философских наук, профессор Р. Г. Абдулатипов). Сегодня это издание хорошо известно не только в нашей стране, но и за рубежом. «Вестник МГУКИ» включен ВАК РФ в перечень журналов и изданий, где могут быть опубликованы основные научные результаты диссертационных работ по широкому кругу направлений: философии, социологии, культурологии, педагогике и психологии, искусствоведению, экономике.

Значение издательской деятельности для университета велико. Редакционно-издательский отдел МГУКИ выпускает монографии, сборники научных трудов, учебные пособия, лекции, методическую литературу. Изданные монографии и сборники научных трудов свидетельствуют о высоком уровне научно-исследовательской работы, ведущейся в вузе.

В целях повышения эффективности информационно-издательской деятельности университета в июне 2010 года Ученый совет принял решение о создании Информационно-издательского центра МГУКИ (ИИЦ) путем реорганизации существующих подразделений.

Создание ИИЦ позволит шире использовать творческий потенциал студентов и преподавателей университета, сориентировать издательскую политику на выпуск учебников и учебных пособий, обеспечивающих введение государственных образовательных стандартов третьего поколения; развивать материально-техническую базу издательско-полиграфического комплекса и коммерческую деятельность по реализации издаваемой литературы, в том числе журналов, которые должны стать конкурентоспособными информационными продуктами.

Активизировалась работа Научного студенческого общества, принимающего активное участие в научно-организационных мероприятиях университета и помогающего организовывать деятельность научных студенческих обществ на каждом из факультетов и институтов МГУКИ.

В 2010 году научные гранты губернатора Московской области получили 4 студента и 1 докторант университета.

В университете ежегодно проходит вузовский конкурс на лучшую научную студенческую работу «Планета на пути к культуре мира». На вузовский конкурс 2009 года поступило 1078 работ студентов. К награждению Дипломами и благодарностью ректора Центральной конкурсной и экспертных комиссий отмечено 185 научных работ студентов.

Научная библиотека осуществляет работу по компьютеризации библиотечно-библиографических и информационных процессов. Пополняется и совершенствуется электронный каталог, общий объем которого составляет 99 560 библио-

графических записей и состоит из 8 баз данных. Продолжается перевод обслуживания студентов абонемента учебной литературы на автоматизированную технологию выдачи изданий с использованием штрих-кода.

Ежегодно организуются выставки книг, посвящённые знаковым событиям жизни страны и университета.

Мы планируем полностью перевести библиографическое обслуживание на современную информационно-технологическую базу, найти новые, более действенные формы привлечения студентов к индивидуальной работе с книгой, активизировать пропаганду уникального книжного фонда библиотеки МГУКИ через традиционные формы, а также через сайт университета.

В октябре 2009 года прошел IV Фестиваль науки стран Европы, в котором МГУКИ принял самое активное участие.

Мы встречаем V Фестиваль науки стран Европы с планами инновационного развития нашего родного университета. Среди них:

- создание Национального центра инновационного проектирования культурной среды;

- строительство «Арттехнополиса» как учебно-производственного, научно-технологического и художественно-промышленного комплекса проектирования культурной среды.

Творческая деятельность - важная составляющая подготовки студентов на творческих специальностях, их стартовая площадка. Эту деятельность уже много лет в вузе возглавляет проректор Г. А. Смирнов, кандидат педагогических наук, профессор.

На факультетах и кафедрах университета созданы все условия для развития и профессионального становления молодых дарований. Преподаватели, художественные руководители студенческих творческих коллективов - народные артисты, заслуженные деятели искусств, лауреаты международных и всероссийских конкурсов.

Xудожественные программы, создаваемые студентами, международные и всероссийские творческие конкурсы являются реальной основой для реализации их творческих устремлений.

Ни одно важное событие в культурной жизни Москвы, Московской области, большинства регионов России не проходит без участия наших студентов или выпускников.

На телевидении и в кино, во Дворцах и Домах культуры, в досуговых, культурно-спортивных центрах, зрелищных и эстрадных заведениях - везде можно встретить знакомые лица выпускников университета - организаторов и участников самых ярких зрелищных мероприятий.

В университете традиционно проводятся государственные и календарные праздники. 11 февраля 2010 года эта традиция была продолжена введением нового праздника - Дня отличника, который прошел с большим успехом.

Университет является инициатором проведения многих творческих международных и всероссийских фестивалей и конкурсов. Уже много лет на наших площадках проходят Российский студенческий фестиваль социальной рекламы, молодежный фестиваль-конкурс студенческих работ в области театрального искусства «Левый берег», фестиваль-конкурс авторской песни «Пусть наш мир

от песен будет тесен», фестиваль-конкурс патриотической песни «Песни наших отцов», Международный фестиваль дирижеров, фестиваль студенческих фильмов и художественной фотографии.

В 2010 году в университете был организован Международный песенно-поэти-ческий конкурс «Журавли над Россией». Он явился важным культурным событием в жизни нашей страны.

В университете накоплен богатый опыт воспитательной и социальной деятельности, создана её организационно-методическая структура: отдел по социально-воспитательной работе, Учебно-творческий центр, музей, газета «Аудитория», советы по воспитательной работе, институт кураторов, объединенный профком, студенческие советы, клубы по интересам.

Процесс формирования личности студента университета определяется культурными традициями, духовными идеалами и потребностями развития современного российского общества.

Духовными ориентирами наших студентов должны стать красота, добро, истина, свобода и достоинство личности. Эти ценности выработаны веками. Они очень важны в воспитательной работе, которая включает: гражданско-патрио-тическое, интернациональное, духовно-нравственное, эстетическое и физическое воспитание студентов.

Университет сотрудничает более чем с 40 странами мира. Только за последние два года было заключено более 20 соглашений о сотрудничестве с вузами и учреждениями культуры зарубежных стран. Среди них - Азербайджан, Казахстан, Приднестровье, Таджикистан, Украина, Германия, Венгрия, Чехия, Франция, Италия, Румыния, Польша, Болгария, Англия, Кипр, Китай, Южная Корея, Вьетнам, Монголия, Иран, Ирак, Эфиопия, Чад и др.

Международное сотрудничество включает в себя обмен преподавателями, аспирантами и студентами; проведение международных конференций, семинаров, мастер-классов, Дней культуры зарубежных стран.

Наш университет является организатором Международных симпозиумов «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве».

I Международный симпозиум прошел 17-18 мая 2007 года в Москве при участии представителей 42 стран. В ходе его работы был подписан ряд важных документов по вопросам интеграции системы вузов отрасли в мировое образовательное пространство.

Университет на этом форуме объединил всю систему вузов культуры и искусств. На вооружение взяты приоритеты XXI века - культура, инновации, образование. Симпозиум прошёл успешно, как и последующие.

Второй симпозиум, проведённый в Социалистической Республике Вьетнам (22 октября - 1 ноября 2008 года, Ханой, Хошимин), способствовал активизации межкультурного диалога с целью сохранения форм культурного разнообразия.

Симпозиум, проведённый в Республике Корея (17-24 мая 2009 года, район Ёнгволь), выбрал «шёлковый» путь культуры - без угроз, вопреки бездуховности и проявлениям экстремизма, путь противостояния процессам культурной унификации.

IV Международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в мировом обра-

зовательном пространстве: культурное разнообразие во имя диалога и развития» прошёл в октябре 2010 года в Париже в рамках проведения Года Российской Федерации во Французской Республике.

Основная цель Международного симпозиума во Франции состояла в научном осмыслении и международной оценке процессов подготовки нового поколения культурной элиты к деятельности в новых реалиях, отражающих культурное разнообразие современного мира.

Приоритетные направления международной деятельности университета:

- интегрирование университета в мировое образовательное пространство в рамках Болонского процесса;

- укрепление зарубежных позиций университета как ведущего вуза культуры и искусств России.

В 2011 году V Междунардный симпозиум пройдет в Таджикистане.

Наша стратегическая цель - создание научно-образовательного центра для всей системы вузов культуры и искусств Российской Федерации, многопрофильного мультиотраслевого учебного заведения нового типа, высокоэффективно решающего задачи подготовки кадров для сферы культуры, искусств, социально-культурной деятельности.

Это особенно важно в свете модернизации страны, образовательной системы, сферы культуры. Для модернизации страны нужен качественно иной «культурный костяк», который был бы способен преодолеть духовный кризис, кризис смыслов и ценностей. Нужен новый человек, новый кадровый состав в органах власти и в управлении экономикой и культурой, который был бы способен думать, учиться и действовать по-новому. Только культура, высокотехнологическая, современная, основанная на традиционном духовно-нравственном потенциале созидания и прогресса, но устремленная в будущее, способна укрепить позиции жизнеспособного общества и человека-творца. Нужен новый человек - творец качественно новой культуры с новой созидательной энергией, устремленной на перспективы, нужна новая культура, способная формировать человека - реформатора и созидателя.

Мы должны воспитывать у наших студентов самостоятельность, инициативность, активность, неравнодушие, творческий подход к делу.

Только «сообщество свободных индивидов», вооружённое ресурсами культуры своего народа, своей страны, принесёт ей пользу, будет способствовать её развитию, её модернизации, созданию инновационной культурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.