Научная статья на тему 'Духовные основы интеграции международных образовательных систем'

Духовные основы интеграции международных образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
351
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLICY / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL CULTURE / ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / SPIRITUAL EDUCATION / МЕЖДУНАРОДНОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ СООБЩЕСТВО / THE INTERNATIONAL UNIVERSITY COMMUNITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

В статье доказывается необходимость активного участия вузов гуманитарной сферы в разработке культурной политики многонациональных государств, в сохранении идеалов духовности и основных культурных традиций. На примере стратегических задач Московского государственного университета культуры и искусств, одного из старейших вузов России, показаны возможности университета в сохранении основ российской культуры как основы всей образовательной системы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article necessity of active participation of universities of humanitarian sphere for working out of a cultural policy of the multinational states, for preservation of ideals of spirituality and the basic cultural traditions is proved. On an example of strategic problems of the Moscow state university of culture and the arts, one of the oldest universities of Russia, university possibilities in preservation of bases of the Russian culture as bases of all educational system are shown

Текст научной работы на тему «Духовные основы интеграции международных образовательных систем»

УНИВЕРСИТЕТ

И ОБЩЕСТВО

£

Р. Г. Абдулатипов

ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

В статье доказывается необходимость активного участия вузов гуманитарной сферы в разработке культурной политики многонациональных государств, в сохранении идеалов духовности и основных культурных традиций. На примере стратегических задач Московского государственного университета культуры и искусств, одного из старейших вузов России, показаны возможности университета в сохранении основ российской культуры как основы всей образовательной системы. Ключевые слова: Россия, культурная политика, духовная культура, духовное просвещение, международное университетское сообщество.

In article necessity of active participation of universities of humanitarian sphere for working out of a cultural policy of the multinational states, for preservation of ideals of spirituality and the basic cultural traditions is proved. On an example of strategic problems of the Moscow state university of culture and the arts, one of the oldest universities of Russia, university possibilities in preservation of bases of the Russian culture as bases of all educational system are shown. Keywords: Russia, the cultural policy, spiritual culture, spiritual education, the international university community.

При всей значимости для судеб народов и стран разного рода финансово-экономических, энергетических и иных кризисов решающее воздействие на существование человека и человеческого сообщества в целом оказывает состояние духовного мира, поскольку именно на духовной основе строится весь остальной мир человека. Духовный кризис, которым охвачен современный мир, является самым существенным, и именно отсюда берут свои истоки все негативные тенденции современного развития человеческого сообщества.

Поиски духовного идеала - самое важное условие преодоления духовного кризиса современности. Отсюда становится ясной и роль образования в современном мире, которое необходимо органично вписать в культуру, с тем чтобы выстроить в формирующемся человеке вертикаль безусловных ценностей, создать пространство идеальных смыслов, в которых современный человек заново обретёт себя - и в качестве субъекта истории, и в качестве субъекта духа.

Духовный кризис - это момент превалирования в сознании людей «воли к смерти» (Ф. Ницше). Фридрих Ницше отмечал: «Вся наша европейская куль-

тура с древних пор движется к какой-то точке напряжения, растущей из столетия в столетие, и как бы направляется к катастрофе: бесконечно, насильственно, порывисто, подобно потоку, стремится к своему исходу, не задумываясь, боясь задуматься» (2, с. 21).

Великий мыслитель предупреждал о кризисах, революции и даже о фашизме. И кто проснулся? Кто внял? Никто, ибо победила «воля к смерти». И сегодня - в начале XXI века — мы наблюдаем новый виток этих катастрофических явлений, который обуславливает преобладание «воли к смерти». И мы, вузы Европы, призваны остановить этот процесс, обеспечить победу воли к жизни в сознании и деятельности наших студентов - нашей будущей интеллигенции. К сожалению, в наших учебных заведениях с каждым днем уменьшается духовная, нравственная составляющая образования.

Мы хотим добиться, чтобы наш университет культуры и искусств первой четверти XXI столетия активно участвовал в разработке культурной политики наших многонациональных государств, стал хранителем идеалов духовности и продолжателем основных культурных традиций народов. Преодоление духов-

ного кризиса, в котором пребывает наше общество, невозможно без опоры на гуманитарную, мыслящую интеллигенцию. Международное университетское сообщество вузов гуманитарной сферы должно взять на себя миссию сохранения, продолжения и преумножения духовного потенциала современности. Жить в наше время в стороне от этих процессов, утверждая приоритет принципов рационализма и прагматизма в ущерб духовной сущности человека, — значит оказывать содействие в стремлении человечества к смерти, духовной прежде всего.

В качестве одной из важных задач, стоящих перед университетским сообществом, следует считать усиление реального воздействия культуры и духовных идеалов на общественную и политическую жизнь наших стран, поскольку, к сожалению, сегодня духовные идеалы отодвинуты в вузовском образовательном процессе на второй план как пустые абстракции, отрывающие студентов от рациональных знаний.

Технократизация университетского образования ставит под вопрос традиционные духовные ценности и идеалы современного человека, повергая его в состояние шока перед будущем (Э. Тоф-флер). Да, человечество живет в динамичном, быстро меняющемся мире, и на наших глазах происходят глобальные экономические, политические, социальные изменения и трансформации.

Европейский индивидуализм сыграл когда-то огромную роль в формировании людей, способных проявить свободу воли.

И сегодня мы с вами стоим перед необходимостью осознания общих целей, идеалов человечества в XXI веке, так же как и перед необходимостью поиска общих путей выхода из кризисных ситуаций.

На российско-французском студенческом форуме в рамках года России во Франции сегодня выступали выдающиеся ректора вузов России и Франции.

Однако почти все выступления были посвящены проблемам энергетических ресурсов, информационных систем, новых технологий, в то время как о студентах, которые будут определять модель общества XXI века, об их духовных идеалах и ценностях, перспективах личностного развития, гражданской позиции, говорилось мало.

Повторюсь еще раз: человечество переживает системный кризис, связанный с глобальными экономическими, экологическими, социальными проблемами, но самым разрушительным для общества является кризис духовный, который проявляется в нивелировании духовных ценностей и идеалов современного человека, забвении культурных традиций, утрате культурой приоритетного влияния на развитие общества.

Этот кризис свидетельствует о господстве в современном человеке «воли к смерти» (Ф. Ницше). Нигилизм и трагизм проявляются как попытки бегства человека от общества, от общественных идеалов.

Достаточно ли в нас свободой воли, таланта, духа, чтобы подсказать дорогу к идеалам, которых общество не демонстрирует, дать возможность для утверждения воли к жизни?

Для решения проблем образования и культуры необходимо объединиться, поскольку мы все хорошо осознаем, что мир раздираем противоречиями, а у человечества есть всего два пути: либо духовное возрождение, на котором выстраивается солидарность, мир, созидание, сотрудничество, либо духовная нищета и вымирание. В современном обществе, оказавшемся на духовном перепутье, растет религиозная и политическая нетерпимость, межнациональная вражда. Экстремизм и насилие становятся фактами нашего повседневного существования. Не истина, добро, красота, любовь пропагандируются всей средой обитания человека, а чаще ложь, зло, ненависть. Даже на нашем студенческом форуме трудно было увидеть

превалирование духовно-нравственных идеалов над скептицизмом и испорченностью нравов, низким моральным уровнем поведения, отношений.

Уверен, что истинным спасательным кругом современного человечества, естественной стабилизирующей основой общества призвана стать культура как массовая практика духовных идеалов, как средство человеческого диалога, духовного развития и взаимопонимания. В свое время Н. А. Бердяев писал, что «культура занимает среднюю зону между природой и техникой, и она часто бывает раздавлена между этими двумя силами» (1, с. 103—104). Это проявляется и в наше время.

Но именно в обращении к культуре, к духовному потенциалу и идеалам, гуманистическим идеям и нравственным ценностям, к идеям мира и духовного согласия, ненасилия, видится нам дальнейшая эволюция человечества. Ведь какие бы социальные потрясения и кризисы не переживало человечество, всегда существует нечто, что дает возможность жить и ощущать радость бытия, всегда есть некий неиссякаемый источник жизни и вдохновения - в виде непреходящих универсальных общечеловеческих духовных идеалов и ценностей, которые наполняют деятельность и жизнь человека смыслом и значением. Ведь человек не может жить, если не определен его смысл жизни, а следовательно, духовные идеалы нужны человеку, как воздух, поскольку они придают человеку силы, наполняют жизнь любовью и красотой, ведут его вперед -в целях утверждения этого смысла в практической жизни.

Другим словами, культура - это дух, который определяет смысл человеческой жизни.

Состояние самосознания и культуры человека, степень их ориентации на гуманистические и духовно-нравственные идеалы и ценности являются показателями духовного здоровья человека и общества. В нынешних условиях все

более под личиной культуры утверждается антикультура, которая утверждает не истину, а ложь, не доброту, а зло, не любовь, а ненависть.

Духовные идеалы - являются важнейшими измерениями человеческой жизни и эволюции человечества. Следовательно, духовность выступает как практическая неутилитарная деятельность, опыт, который включает в себя рефлексию, самосознание и ценностное отношение к реальности, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, добра, красоты и любви, в том числе для самоопределения, самосозидания, творческой деятельности во имя утверждения на практике воли к жизни, которая реализует сущность человека в его природном и духовном измерениях.

Духовность определяет важнейшие экзистенциальные планы бытия личности, выступает как выражение социальности, как результат творческого взаимодействия индивидов, выражение связи человека с другими по утверждению воли к жизни. Важнейшим признаком духовности является доминанта на личность другого. Лишь в этом случае о человеке можно говорить как о духовной личности.

М. Хайдеггер отмечал, «чтобы труд человека принес действительно радость и счастье, человек должен подняться в эфир из глубины родной земли. Эфир здесь означает свободный воздух небес, открытое пространство духа» (3, с. 105— 106).

Стоит выделить еще один аспект духовного кризиса современности. В Европе считают, что человечество уже находится в постэтнонациональной эпохе. Это является заблуждением и еще одним фактором усугубления кризиса.

Высокая духовность - это не только проявление развитого интеллекта, но это - и высокая нравственность, и совестливость личности в её связи со своим родом, народом. Духовная культура об-

щества включает в себя живой комплекс традиций, идеалов, норм и мировоззренческих ценностей, смыслов и ори-ентаций, которые исторически формируют менталитет народа, ум и сознание многих людей. Духовные идеалы — это средство самовыражения и реализации духовного потенциала личности, средство духовного спасения и развития человека и общества.

Дерево без корней не плодоносит, «культура - это наследственный дар каждого народа» (Л. Шестов).

В духовном опыте каждого народа заложены провиденциальные идеи и догадки о природе человека и реальности, которая его окружает. Мы уверены, что сегодня человечество находится перед необходимостью формирования нового мировоззрения, в котором обретут синтез современная наука и опыт духовной сферы, накопленный многими народами и народностями, всем человечеством в течение тысячелетий.

Гармоничный мир на отчужденности и противоречии не построить, и поэтому каждый народ должен увидеть свое место, свою роль в становлении человеческой цивилизации, в борьбе между истиной и ложью, добром и злом, красотой и безобразием, любовью и ненавистью. Помогаем ли мы в этот друг другу и своим студентам?

В ХХ веке человечество оказалось в сложном положении: либо национально-этническая дифференциация, многообразие культур либо утрата этнона-циональной родовой самобытности, забвение собственных традиций и подчинение унифицированной глобальной коммерческой культуре. Поэтому современные этнонациональные культуры развиваются под влиянием полярных тенденций: интеграции и ассимиляции. Мир уже не дает никаких средств для самоутверждения многочисленным народам, культурам и даже многим нациям и государствам.

Языковая, экономическая, идеологическая, политическая унификация

культуры на основе некоей базовой модели дает возможность осуществлять централизованное управление и руководство, но это чревато сведением всего многообразия культур к гомогенизации, однородности, что приводит к их угасанию. Платой за глобализацию становится блокировка развития национальных культур.

В то же время путь существования этнонациональных культур всегда был логически связан с преодолением негативных тенденций в духовном развитии носителей этой культуры. И именно эта роль этнонациональных культур особенно важна в условиях глобализации мирового сообщества. Сохранение исторического наследия культуры, культурных традиций - вот путь к сохранению целостности, в том числе и мировой культуры, основанной на духовных ценностях. Чем больше возможностей открывает перед человечеством техногенная цивилизация, тем в большей степени необходим учёт культурных достижений и традиций народов, а социокультурные действия - должны быть продуманными и взвешенными.

Ключевой задачей современного развития России является всемерная поддержка интеллектуального и духовного потенциала интернационального общества на базе достижений современной культуры и образования.

С другой стороны, в качестве приоритетного направления развития в последнее время называется инновационное развитие России на основе современного технологического базиса и устойчивого экономического роста.

Для решения существующих проблем и достижения поставленных целей необходимы не только фундаментальные исследования и подготовка новой генерации ученых, но и качественно новое состояние культуры народа, страны.

Для инновационного развития не просто требуются квалифицированные инженеры, менеджеры, экономисты и рабочие, сама среда - культурная и ду-

ховная - должна стимулировать поиск. Другими словами, нам жизненно необходимо, чтобы эти специалисты обладали высоким культурным и духовным уровнем, широтой мышления, могли мыслить творчески, выступать как новаторы, в том числе и в инновационном развитии российского общества.

В то же время анализ направлений развития современных духовно-нравственных процессов ясно дает понять, что общество не осознает до конца опасности духовного кризиса, а университетское сообщество, известные деятели культуры в современных условиях жизни не только не противостоят деградации духовных идеалов, но и в какой-то степени потворствуют этому.

Современные университеты редко выступают как среда формирования просветителей и двигателей прогресса в новых исторических условиях. В университетах господствуют отнюдь не духовные идеалы, а материальные, прагматические интересы, ориентация на конкурентоспособность, ориентация на зарабатывание денег.

На мой взгляд, инновационные преобразования невозможны, если будет падать уровень культуры и образования в обществе. Это особенно важно для тех кто готовится работать в сфере культуры и искусства.

Университет культуры и искусств первой четверти XXI столетия призван готовить кадры, которые должны стать активными участниками формирования современной культурной политики, способными сохранять, обеспечивать преемственность и развивать культурные традиции своего народа, страны.

Московский государственный университет культуры и искусств - один из старейших вузов страны, который продолжил величайшие традиции духовного просвещения. И на сегодняшний день он является важным звеном в формировании интеллектуального и кадрового ресурса развития отрасли культуры и искусств.

Отсюда и значение, которое придает Министерство культуры Российской Федерации деятельности нашего вуза. В частности, под его руководством университет проводит исследование, в рамках которого современная российская культура рассматривается как стратегический ресурс государства.

Перед университетом стоит важная задача: повысить эффективность функционирования университета в новых социально-экономических и демографических условиях в соответствии с приоритетными направлениями развития культуры и образования Российской Федерации.

Наш университет на протяжении восьмидесяти лет сохраняет и развивает духовный потенциала страны, обеспечивает социокультурную идентичность России в новых исторических условиях. Выпускники нашего университета вносят весомый вклад в формирование гражданской политической культуры, в развитие гражданского общества.

Новый взгляд на образование заключается в том, что на повестке дня стоит задача формирования высококомпетентного, созидательного и мобильного специалиста, способного найти профессиональную и социокультурную нишу в быстро изменяющимся мире.

После развала Советского Союза в стране сложилась новая экономическая и политическая система, а следовательно, и новая культурная ситуация, что требует внесения изменений в подготовку специалистов сферы культуры и искусств.

Для этого нужно, чтобы изучались современные культурные процессы и, исходя из реальных потребностей отрасли культуры и искусства, велась подготовка кадров. Это задача крайне трудная.

В связи с вступлением России в Бо-лонский процесс у российских вузов появилась возможность интеграции в европейское образовательное пространство, но при этом важно, чтобы мы не

потеряли огромный пласт национальной культуры народов России.

Более того, наш университет должен сохранить основу российской культуры — основу всей нашей образовательной системы.

Размышления о стратегии развития университета, привели меня к лаконичной и емкой формуле: «Духовность. Образование. Творчество».

В ней слиты воедино наиболее значимые смыслы ответственного отношения к делу и студента, и преподавателя во имя настоящего и будущего — своего и своей страны.

Глобальными стратегическими ориентирами выступают культура и образование как единая система, нацеленная на настоящее и будущее России. Соединение всех ресурсов образования и культуры может быть наиболее долгосрочной и эффективной программой развития России в XXI веке.

И в этой программе Московский государственный университет культуры и искусств должен занять свое достойное место.

В связи с этим мы ставим перед собой следующие стратегические задачи:

— рост социокультурного, духовно-нравственного вклада университета в возрождение, в устойчивое развитие страны посредством выработки и претворения в жизнь эффективной культурной политики;

— духовно-нравственное обогащение и интеграция культур народов России на базе традиций и общих идеалов русского и всего многонационального народа Российской Федерации, дальнейшее формирование общих ценностей и единого культурного пространства российской нации;

— интеграция университета в мировое образовательное пространство как равноправного субъекта международного информационно-образовательного и социально-культурного взаимодействия при сохранении и распространении своей культурной идентичности;

— формирование новых системных качеств самобытного образовательного процесса в сфере культуры и искусства, подготовка высококвалифицированных и талантливых кадров, ориентированных на духовные ценности русского и других народов страны, на мировые стандарты качества образования, высокие ценности культуры, искусства, творчества как конкурентоспособных в сфере своей профессиональной деятельности;

— создание современной качественной инфраструктуры учебно-воспитательной, научной, художественно-творческой деятельности университета, открытой для инновационного развития;

— укрепление взаимодействия с органами власти, учреждениями культуры, страны и регионов для обеспечения связи стратегических задач развития университета с государственной политикой и потребительской практикой социально-культурной деятельности и творчества в сфере культуры и искусств;

— формирование культурной компетентности студентов в качестве осознанного стремления к усвоению духовных идеалов, культурных традиций и ценностей русского и других народов России, постоянного стремления к расширению сфер собственных творческих возможностей и интересов;

— активизация партнерского сотрудничества между вузами страны, межвузовского взаимодействия и партнерства в целях повышения качества учебной, учебно-методической, духовно-воспитательной и творческой деятельности вузов культуры и искусств.

Московский государственный университет культуры и искусств нацелен на сохранение и развитие лучших традиций гуманитарного образования, отечественной и мировой культуры, основанных на высоких духовно-нравственных идеалах человека творческого, человека созидающего, способного влиять на преодоление глобального духовного кризиса, межкультурных кон-

фликтов, заботящегося об укреплении солидарности общества на началах приоритета прав личности, равноправия и взаимодействия культур, утверждающего духовные идеалы истины, добра, красоты и любви.

Международное университетское сообщество вузов культуры и искусств обязано преодолеть свою беспомощность перед образованием технократического направления и выполнять свою миссию по воспитанию подрастающего поколения и разви-

тию человека и общества.

Это особенно важно в условиях «интенсивного духовного поворота» (Й. Хёйзинга), который происходит в современном мире. Культура - это базис любого направления образовательной деятельности. «Жизнь - это распространение того света, который для блага людей сошел в них с неба», - писал Конфуций. Важно, чтобы наши выпускники - созидатели XXI века - стали носителями света духовных идеалов, добра, красоты и любви.

Примечания

1. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека / Н. А. Бердяев. - Париж, 1939.

2. Ницше Ф. Воля к власти / Ф. Ницше. - М., 2008.

3. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге / М. Хайдеггер. - М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.